Как стать автором
Обновить
0

Модульный Google: один день с Project Ara

Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 22K


В руках у Сета Ньюбурга (Seth Newburg) телефон. Новый телефон. Точнее — прототип. Практически никто в Google его еще не видел. Ньюбург и я, корреспондент Wired Мэт Хонан, сидим в переговорной в офисе Google в Маунтин-Вью. За спиной у Ньюбурга — фотограф, который «щелкает» сверхновый телефон. Точнее — прототип. Никто ничего подобного еще никогда не видел. Это «гуглфон» будущего. Да что там говорить! Это будущее всех телефонов. Если, конечно, все пойдет по плану.

Правда, до сих пор у них не все шло по плану. По крайней мере — на конференциях. Ньюбург планирует запустить прототип Project Ara, модульный смартфон от Google. А это его последняя версия — Spiral 1. Концепция революционная: телефоны могут быть полностью изготовлены из отдельных компонентов, которые их владельцы могут свободно заменять. И речь идет не только об увеличении времени автономной работы. Вы сможете, к примеру, заменить, скажем, одну лишь камеру. Или только процессор. Такой подход значительно ускорит и разработку. В общем, вы получаете телефоны, которые еще дешевле, лучше и экологичнее. И это три основных пункта, благодаря которым Ara пользуется особым вниманием.

Но ему уже удалось несколько раз оскандалиться. Последние два раза Ньюбург, главный инженер проекта, попытался включить телефон на публике и оба раза его ожидал… хорошо, назовем это обломом. Во время первого выступления у телефона оказался разбит экран (это привело к появлению шуток по поводу модульных телефонов, разработанных на основе заменяемых компонентов, но которые не могут включаться из-за разбитого дисплея). Во второй раз, на конференции Google IO, прототип все же загрузился, но потом подвис. Но по крайней мере все увидели на экране слово «Android». Но лучше все же считать ту демонстрацию неудачной. Хорошо хоть сразу после этого показали мультфильм Duet, нарисованный Гленом Кином, который заставил весь зал пустить слезу (ладно, не весь, но по крайней мере, люди уходили с конференции, обсуждая именно Duet). И забыть о телефоне, которые не загружался.


Прототипы Project Ara — миниатюрный и средний варианты. Вариант с кошкой, как бы говорит — модульный телефон можно будет легко кастомизировать (фото: Talia Herman/Wired)

Если честно, это реально сложный проект. Ara представляет собой что-то вроде Lego-телефона: отдельные модули, каждый из которых отвечает за какую-то функцию — все они вставляются в каркас-основу и удерживаются на месте с помощью электроуправляемых магнитов. Один — для аккумулятора, другой — для дисплея. Еще один — для камеры, антенны и чего-то похожего на светодиод. Еще один, возможно, для определения уровня сахара в крови. Ну да, а чего тут такого? Project Ara чем-то напоминает южнокалифорнийский панк-рок из 1980-х — он будет таким, каким ты захочешь.

«Это, конечно, не ракетостроение», — замечает Пол Еременко (Paul Eremenko), который до прихода в Google, занимался ракетостроением. А теперь он руководит Project Ara в рамках Advanced Technology and Projects (ATAP), одного из подразделений компании — эдакого Google внутри Google. Идея ATAP позаимствована у DARPA: отдел специализируется на разработке невероятно сложных, практически невыполнимых проектов, на каждый из которых отводится не более двух лет. Интересно, что Еременко работал именно в DARPA, где отвечал за работу подразделения Tactical Technology Office. Среди прочих проектов, он курировал нечто под названием System F6, программу «фракционированных космических аппаратов» (fractionated spacecraft). В рамках System F6 функции, которые сегодня выполняет один большой спутник, распределялись между несколькими модульными спутниками меньших размеров, которые выполняют полет в тесном строю. Что-то напоминает, да? В общем, это было что-то вроде космической версии Ara.


Пол Еременко в свое время руководил программой DARPA по созданию модульных спутников. Теперь его зона ответственности — проект Google по созданию модульных телефонов (фото: Talia Herman/Wired)

Возможно это разные уровни, но модульные телефоны, как оказалось, не менее сложная штука. Project Ara зависит от множества производителей в разных уголках света, которые создают компоненты параллельно и при этом не имеют возможности их протестировать на совместимость с другими компонентами. Звучит дико. Google придется разработать метод, с помощью которого будут тестироваться не отдельные модули, а то как каждый из них взаимодействует с другими модулями.

Единственное, что сделает Google — несущий каркас, эндоскелет, который будет удерживать на себе все остальные модули. На сегодня речь идет о трех разных размерах такого каркаса — миниатюрном, среднем и большом. Так как все модули взаимозаменяемы, можно предполагать, что в вашем кармане окажутся три телефона с различными габаритами. Например, самый маленький похож по размерам на старый iPod nano: он длинный и тонкий — его ширина не превышает 5 сантиметров.

«Я не понимаю, почему телефоны становятся больше, — говорит Еременко, вращая в руках мини-каркас. — Все вокруг нас становится меньше. Я хочу сыграть на этом тренде. Я хочу вывести на рынок минивариант».

Приходится спорить: большие телефоны очень популярны, более того — это просто фантастика! Но Еременко отвечает, что «магия» состоит в том, что вам не приходится делать выбор: «У вас, как пользователя, может быть несколько таких каркасов — вы можете взять с собой мини-вариант, положить в карман обтягивающих джинсов и отправиться в клуб. А большой вариант пригодится вам в офисе для работы с почтой».


В руках у Еременко каркас-эндоскелет Project Ara, который будет удерживать все модули (фото: Talia Herman/Wired)


На столе — ранние прототипы Spiral 0 (фото: Talia Herman/Wired)


Отдельные модули извлекаются легко и непринужденно (фото: Talia Herman/Wired)

Отличная идея, просто отличная. Только представьте: сначала берете с собой телефон, отправляясь развлекаться, а на следующее утро отправляетесь на работу, где используете его для анализа мочи. В какое время мы живем!

Итак, Google сделает общий каркас, а также создаст программный пакет, который поможет разработчикам преодолеть проблемы совместимости. Модульный пакет разработчика (MDK, module development kit) позволит производителям тестировать и создавать прототипы их компонентов полностью в программной среде, избежав необходимости их испытания с учетом всех возможных комбинаций компонентов. Идея в том, что если вы будете использовать MDK, все, что бы вы ни создали, будет работать в сборке. И все, что вам останется, это подключить ваш компонент к другим на каркасе.

На самом деле, идея эта, конечно, не нова. «Принцип plug-and-play был реализован на множестве других платформ, причем не только мобильных», — напоминает Еременко. Есть немало примеров использования единых данных или шин питания, которые дают пользователям возможность подключать дополнительные компоненты. Вы, к примеру, можете приобрести любую периферию и подключить ее к компьютеру, используя USB-порт — и все будет работать отлично. Внутри современных автомобилей есть собственная шина сетевого обмена, которая позволяет различным электронным компонентам взаимодействовать друг с другом. И даже в самолетах используется такой принцип. Но современные телефоны это что-то другое: практически все, за исключением аккумуляторов и SIM-карт, намертво подключается одно к другому. «Мобильные телефоны едва ли не единственная вещь, которая не имеет единой шины, — говорит Еременко. — Это рудимент, от которого мы пытаемся избавиться».


Главный инженер проекта Project Ara Сет Ньюбург и черная коробка с прототипом Spiral 1 (фото: Talia Herman/Wired)

Избавляться от этого рудимента им придется очень быстро — ведь одно из основных требований ATAP, состоит в двухлетнем ограничении. Пути ИТ-рынка и Project Ara должны пересечься не позднее следующей весны.

Чтобы заставить шестеренки вращаться, Google запланировала вторую серию конференций для разработчиков Project Ara, который на этот раз будут напоминать международное турне. 14 января 2015 года состоится конференция в Маунтин-Вью, а спустя неделю, 21 января, — в Сингапуре. Кроме того будут работать телемосты с Нью-Йорком, Буэнос-Айресом, Лондоном, Бангалором, Токио, Тайбэем и Шанхаем, где разработчики смогут собраться в офисах Google и участвовать в конференциях удаленно.

Причина такого глобального вовлечения — в отличие от того, что проходило только лишь в Кремниевой долине в апреле этого года — состоит в том, что Google понимает, что ей придется донести свою идею до всего мира. И, прежде всего, не 6 миллиардам людей, которым она хочет продать один из этих телефонов, а разработчикам, которые смогут предложить этим самым миллиардам совершенно различные причины для покупки. Многие из разработчиков живут в разных уголках Земли. В общем, Google пытается подсадить весь мир на свою общую шину.

На очередных конференциях будет показан новый прототип — долгожданный Spiral 2, внутри которого будет специально созданный набор микросхем, а не чипсет-эмулятор, как в первом устройстве. Электроуправляемые магнитные соединения будут более плавными — процесс будет выглядеть более естественным и незаметным. Появился у Google и партнер, отвечающий за дизайн и производство — тайваньская компания Quanta. Все ранние прототипы — как и тот, который лежит перед нами — были изготовлены Ньюбургом и Ара Кнайаном (Ara Knaian — в его честь проект получил свое название) в их бостонской лаборатории.

А еще есть надежда. Настоящая надежда на то, что Ara привлечет совершенно новых разработчиков, которые ранее никогда не работали с мобильными платформами. Понадобится и участие крупных производителей, которые, например, могут отлично делать фотомодули. А еще планируется подтянуть производителей, которые ранее не работали с мобильными компонентами — из-за больших объемов и низких прибылей. Но настоящий потенциал кроется в стартапах.

«Я встречался с одним стартапом, который придумал собственный микрожидкостный датчик», — говорит Еременко. — Этот сенсор может анализировать любые жидкости — кровь, воду, слюну, мочу и т.д. Но даже если компания делает великолепные микрожидкостные датчики, она вряд ли будет также хороша в других областях, которые нужны помимо — например, в промышленном дизайне или операционной системе, которая в режиме реального времени расскажет людям, о результатах анализов. Ara решает все эти проблемы, среди которых есть и одна немаловажная — каналы продаж».

Я напоминаю: если все пойдет по плану. Еременко еще не забыл о том, что телефон не включается. Не забыл и Ньюбург. Да и я тоже — сначала он не включился а апреле, потом — в июне. Интересно: а теперь он заработает?


Прототип Spiral 1 загружается — экран блокировки… (фото: Talia Herman/Wired)


… а так выглядит экран с иконками приложений Android (фото: Talia Herman/Wired)

Безо всяких фанфар Ньюбург подключает прототип к источнику питания. Нажимает кнопку… Оживает экран, наконец появляется знакомый рабочий стол Android с рядами иконок. Инженер касается одной из них и запускает видео со скетчем Стивена Кольбера. Затем переключается на приложение, контролирующее работу электроуправляемых магнитов. Его интерфейс похож на чертеж самого устройства, в котором выделен каждый из модулей. Ньюберг касается одного из изображений — оно соответствует подключенному к прототипу оксиметру, который, по сути, представляет собой светодиод — и это изображение гаснет на экране. Он удаляет этот модуль из телефона, передает его мне и заменяет его другим — все это время телефон продолжает работать. Я держу миниатюрный модуль в руке. И испытываю благоговейный трепет…

PS При подготовке материала использовалась статья A Day With Project Ara, Google’s Crazy Modular Phone

PPS Не забывайте, будущее — в наших руках!
Теги:
Хабы:
+38
Комментарии 41
Комментарии Комментарии 41

Публикации

Информация

Сайт
bit.ly
Дата регистрации
Дата основания
Численность
2–10 человек
Местоположение
Россия

Истории