Как стать автором
Обновить

Научпоп

Сначала показывать
Порог рейтинга
Уровень сложности

Запускаем Intel 87C51 — первый крупносерийный микроконтроллер (1980)

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение6 мин
Количество просмотров475

  Мы принимаем как должное удобства современных микроконтроллеров - все ключевые компоненты интегрированы в один корпус: флэш-память/EEPROM, SRAM, само процессорное ядро, PLL, ADC/DAC, PWM, последовательные порты и многое другое.

  Но так было не всегда. Первым монолитным микроконтроллером был Intel 8048 (MCS-48) выпущенный в 1976 по n-МОП технологии. Не планировалось что у него будет длинный жизненный цикл и уже через 4 года в 1980 на смену ему пришел Intel 8051 (MCS-51), завоевавший мир. Он имел на борту 4КиБ однократно-программируемой памяти, 128 байт SRAM, GPIO, последовательные порт и, собственно, 8-битное процессорное ядро. Intel 8751 был вариантом на базе УФ-стираемой EPROM памяти, и C-версии на КМОП процессе.

Пару недель назад ко мне в руки случайно попал D87C51FC-20 - и я решил его запустить, чтобы прочувствовать проверенные временем технологии. Сразу отмечу - не стоит тут искать практической пользы, это скорее экскурс в историю на 44 года назад...

Читать далее
Всего голосов 6: ↑6.5 и ↓-0.5+7
Комментарии2

Новости

Памяти Кевина Митника — хакера, ломавшего ФБР, АНБ и Кремниевую долину. Часть 6: кошки-мышки с федералами

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение13 мин
Количество просмотров959

В прошлой части мы рассказали, как Кевин Митник и его друг Льюис сумели вычислить подставного хакера «Эрика Хайнца» — кадрового агента ФБР Джозефа Уэйса с обликом раздолбая-рокера, который вёл с ними оперативную игру. Друзьям, благодаря техническим умениям и навыкам социальных коммуникаций, удалось вычислить множество деталей — вплоть до коллег Уэйса по лос-анджелесской штаб-квартире ФБР и адреса его родителей. Поначалу Кевин подумывал бежать из страны — уж очень ему не хотелось снова угодить в тюрьму, но азарт, чувство протеста и желание нахлобучить систему снова взяли верх. Митник начал играть с ФБР в кошки-мышки. Пока ФБР пыталось следить за ним и собирать улики для судебного процесса над «самым опасным хакером США», тот учился отслеживать каждый шаг охотящихся за ним агентов.
Читать дальше →
Всего голосов 10: ↑12.5 и ↓-2.5+15
Комментарии0

Еще один электронный конструктор

Уровень сложностиСредний
Время на прочтение4 мин
Количество просмотров1.9K


Предлагаю вашему вниманию еще один вариант электронного конструктора, несложного для самостоятельного изготовления. Хотелось сделать нечто похожее на «Знаток» по степени наглядности, но с расширенными возможностями. В частности, в «Знатоке» очень не хватало возможности подключать микросхемы.

Попытка прямого копирования «Знатока» ни к чему дельному не привела, поскольку так и не удалось самостоятельно изготовить «пуговичные» разъемы. Вместо этого было решено использовать соединения на основе обычных винтов.
Читать дальше →
Всего голосов 9: ↑11.5 и ↓-2.5+14
Комментарии8

Цифровая антиутопия: Темное будущее развлекательной индустрии

Время на прочтение8 мин
Количество просмотров1.4K

Президент (дедушка Байден) каждый год выступает с речью "О положении дел в стране", но это просто дремота. Просто посмотрите на своих достойных представителей, которые с трудом держат глаза открытыми. Это потому, что они уже слышали все это раньше. Мы тоже слышали. В политике мало что меняется. И уж точно не кандидаты.

Больше разнообразия на моей местной заправке, где, по крайней мере, я могу выбирать из трех видов топлива и пяти вкусов Big Gulp.

Так что забудьте о политике. Все события сейчас происходят в мейнстримной культуре, которая меняется с огромной скоростью.

Вот почему нам нужна речь "О состоянии культуры". Мое прошлогоднее выступление цитировали и цитируют, и тогда оно было абсолютно верным, но сейчас оно уже устарело, как справочная служба ChatGPT-1 в яхт-клубе "Скучающая обезьяна".

На самом деле, 2024 год может стать самым стремительным и опасным временем для креативной экономики. И это будет так, независимо от того, что произойдет в ноябре. Так что давайте окунемся внутрь.

Я хочу рассказать вам, почему развлечения мертвы. И что придет ему на смену.

Читать далее
Всего голосов 15: ↑13.5 и ↓1.5+12
Комментарии5

Истории

Spore – игровая песочница с безграничным потенциалом

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение13 мин
Количество просмотров2.3K

Игровая индустрия в погоне за прибылью основной упор делает на проекты, созданные в хорошо продающемся жанре, очень часто оставляя другие, особенно экспериментальные, за бортом. Но надо признать, что в этом правиле бывали и исключения, когда даже жадные капиталисты вроде Electronic Arts спонсировали создание такого самородка, как Spore. Правда при этом ЕА сама же его и угробила, но об этом чуть позже. А пока мне хотелось бы начать свой рассказ про это уникальное творение, созданное по инициативе одного из столпов игровой индустрии – Уилла Райта – и его студии Maxis.

Spore – это игровая песочница или симулятор бога, который в интерактивной форме не только покажет процесс эволюции различных форм жизни (пусть и с множеством условностей и упрощений), но и позволит геймеру принять участие в их развитии. Игра хорошо подойдет как взрослым, так и детям и сможет увлечь не только необычным сеттингом, но и интересным геймплеем.

События начинаются с того, что вы, будучи простым микроорганизмом, попадаете на планету с обломками метеорита и теперь должны развиваться, чтобы постепенно, шаг за шагом стать венцом эволюции, цивилизацией, что сможет покорить галактику!

Несмотря на выход в далёком 2008 году, Spore отлично сохранилась, даря удовольствие без каких-либо скидок на возраст и в наши дни, но несколько модификаций всё-таки могут улучшить и без того отличную игру, позволяя возвращаться к проекту в 2024 году с максимальным удовольствием. В конце статьи я расскажу об этом подробнее, а также приложу сборку для самостоятельного ознакомления.

Читать далее
Всего голосов 18: ↑18 и ↓0+18
Комментарии10

Что нужно знать и уметь начинающему специалисту по ремонту ноутбуков? Часть 1

Время на прочтение5 мин
Количество просмотров2.6K

Я бы сказал, даже не специалисту, а просто новичку, который решил начать ремонтировать ноутбуки — в качестве хобби (к этой категории отношусь я) или для старта карьеры сервисмена. Сразу скажу, что на истину в последней инстанции я не претендую, поскольку делюсь, в основном, своим опытом. Завидую белой завистью тем, у кого электроника, схемотехника и т.п. были предметами в университете. Статья, в первую очередь, предназначена для тех, кто только планирует начать заниматься ремонтами.

Все, о чем говорится в статье — лишь основа для того, чтобы начать ремонт ноутбуков, а возможно, и телефонов и других девайсов. Если у вас есть свои мысли по этому поводу — оставляйте их в комментариях.
Читать дальше →
Всего голосов 16: ↑15.5 и ↓0.5+15
Комментарии3

KC868-A32M: контроллер без цифровых входов (зато со всем остальным, плюс 32 мосфета)

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение4 мин
Количество просмотров1.4K


Похоже Kincony перешла к созданию откровенно экзотических моделей (видимо все тривиальные она уже выпустила) для пресыщенных её продукцией фанатов автоматизаторов.

KC868-A32M — это своеобразный гибрид в котором есть всё, что только можно, но нет… цифровых входов. Вопрос: «что это за контроллер без цифровых входов?» незримо повисает в воздухе и я сходу даже не припомню аналогов столь смелого технологического решения.

Ну ладно, вначале мы ужаснулись, теперь давайте попробуем разобраться с тем, что представляет собой KC868-A32M.
Читать дальше →
Всего голосов 4: ↑4.5 и ↓-0.5+5
Комментарии8

Вспоминаем Half-Life: дизайн локаций в игре

Время на прочтение6 мин
Количество просмотров4K

Half-Life остается одной из наиболее влиятельных видеоигр в истории, не только благодаря тому, что он был инновационней своих конкурентов, но и благодаря своему умелому дизайну уровней. Здесь мы рассмотрим ключевые аспекты дизайна уровней в Half-Life, включая интуитивную навигацию, использование контраста для выделения важных элементов, обучения игрока и построение геймплея на локациях.

Читать далее
Всего голосов 11: ↑7 и ↓4+3
Комментарии5

Fedora Asahi Remix 40: Linux на железе Mac становится все более совершенным. Что нового в релизе?

Время на прочтение3 мин
Количество просмотров5.8K

Проект Fedora Asahi Remix 40 стремиться сделать возможной установку Fedora Linux на компьютеры от Apple. Сама эта инициатива реализуется силами двух команд: Asahi Linux и проектом Fedora. В новой версии появилось много всего интересного. Подробности под катом!
Читать дальше →
Всего голосов 19: ↑20.5 и ↓-1.5+22
Комментарии14

Используем Gemini для просмотра лекции

Время на прочтение9 мин
Количество просмотров6K

В феврале Google мы познакомились с Gemini 1.5 Pro с контекстным окном в 1 миллион токенов. Больший размер контекста означает, что Gemini 1.5 Pro может обрабатывать огромные объемы информации за один раз — 1 час видео, 11 часов аудио, 30 000 строк кода или более 700 000 слов. Это делает его на голову выше других моделей.

Сегодня я бы хотела рассмотреть вопрос обработки видео, а именно просмотра часового видео и оценить, как хорошо модель будет извлекать информацию.

Приятного прочтения!

Читать далее
Всего голосов 12: ↑11 и ↓1+10
Комментарии8

Как настроить IPv6 там где его нет: Poor man solution на базе oracle cloud free tier +  wireguard + openwrt

Уровень сложностиСредний
Время на прочтение7 мин
Количество просмотров2.4K

Приветствую сообщество.

В этой заметке я хотел бы поделиться своим велосипедом по настройке ipv6 в локациях где невозможно это сделать нормальным способом (провайдер не умеет/может/хочет ipv6).

На входе у нас есть локация где есть ipv4 интернет (дача, регион, офис), oracle VM instance и роутер на базе openwrt обслуживающий сеть в нашей локации.

На выходе мы хотим получить нормально (насколько это возможно в рамках наших ограничений) работающий ipv6 там, где не удалось настроить правильным/ровным способом через провайдера.

Мы будем решать 2 задачи, а именно:

1) Все устройства в нашей локальной сети должны иметь доступ к ipv6 ресурсам в интернете

2) Из интернета мы хотим иметь возможность достучаться до устройств внутри нашей локальной сети по прямому ipv6 адресу.

Это удобно когда, например, на даче у нас есть камеры/хабы/NAS/итд и мы хотим обращаться к ним напрямую по ipv6 адресу.

Читать далее
Всего голосов 5: ↑6 и ↓-1+7
Комментарии18

Гипотезы квантового сознания и критического мозга. Мозг – квантовый компьютер или усилитель хаоса?

Уровень сложностиСредний
Время на прочтение30 мин
Количество просмотров8.2K

Имеет ли сознание квантовую природу? Мозг - детерминированная биохимическая машина или квантовый компьютер? Как долго в нервной ткани сохраняется квантовая суперпозиция? Могут ли случайные квантовые события вызывать активацию нейронов и влиять на работу нейросетей? Или квантовые эффекты всегда нивелируются тепловыми колебаниями атомов и молекул, разрушающими квантовую когерентность на разумных пространственно-временных масштабах? Что о роли квантовой физики в функционировании нашего организма может сказать квантовая биология?

В этой статье я разбираю теорию скоординированной объективной редукции (Orch-OR) Хамероффа-Пенроуза и другие модели квантового сознания, а также гипотезу критического мозга, механизм нейронных лавин и эфаптическую передачу. Справедливости ради я привожу аргументы как сторонников идеи квантового мозга, настаивающих на возможности амплификации квантовых эффектов до уровня нейронов, так и противников, утверждающих, что термодинамические условия функционирования мозга препятствуют проявлению квантовых свойств на макроскопических масштабах. На сегодняшний день экспериментальных данных ещё недостаточно, чтобы понять, кто из них прав. Но каждая из этих гипотез влечёт за собой серьёзные философские следствия, которые я также здесь объясняю.

Читать далее
Всего голосов 17: ↑16 и ↓1+15
Комментарии107

Как пытались (пере)программировать мозги, и что из этого получилось? Часть 8: революция 60-х, хиппи и финал MKUltra

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение11 мин
Количество просмотров4.5K

Итак, глава проекта ЦРУ MKUltra Сидни Готтлиб вернулся в США из полу-ссылки в Мюнхен и получил новый высокий пост в Лэнгли. После очередных экспериментов в Сан-Франциско и экспедиций в Мексику, которые принесли определённые успехи, в целом он всё больше разочаровывался в результатах своего некогда амбициозного проекта. Однако исследования продолжались — в том числе вполне легальные, на основе непрямых грантов от ЦРУ университетам, научным центрам и крупным клиникам. Это привело к совсем не тем результатам, на которые рассчитывали в Лэнгли: вместо контроля над чужим разумом и создания загипнотизированных суперкиллеров ЦРУ своими руками помогло запустить грандиозную (контр)культурную революцию сначала в США, а затем и по всему миру.
Читать дальше →
Всего голосов 44: ↑46.5 и ↓-2.5+49
Комментарии6

Ближайшие события

One day offer от ВСК
Дата16 – 17 мая
Время09:00 – 18:00
Место
Онлайн
Конференция «Я.Железо»
Дата18 мая
Время14:00 – 23:59
Место
МоскваОнлайн
Антиконференция X5 Future Night
Дата30 мая
Время11:00 – 23:00
Место
Онлайн
Конференция «IT IS CONF 2024»
Дата20 июня
Время09:00 – 19:00
Место
Екатеринбург
Summer Merge
Дата28 – 30 июня
Время11:00
Место
Ульяновская область

Архитектура Stable Diffusion: Face ID, Lighting

Уровень сложностиСредний
Время на прочтение7 мин
Количество просмотров2.7K

Это перевод моей статьи на medium.com.

Год назад я провёл краткий обзор по теме переноса стиля. Пару месяцев назад я решил вернуться к этому вопросу и исследовать прогресс за последний год. За это время случилось много значимых изменений: архитектура open-source модели Stable Diffusion стала, лидирующей среди моделей для задач генерации изображений. Особенно её модификация SDXL [1]. Hugging Face превратился в лидирующую платформу для запуска модели Stable Diffusion с помощью библиотеки diffusers [2].

Читать далее
Всего голосов 15: ↑16 и ↓-1+17
Комментарии0

Диски для космоса и традиционное российское железо: дайджест серверных новинок за апрель

Время на прочтение7 мин
Количество просмотров3.1K

Российские вендоры в апреле не отдыхали и активно выпускали новое железо. Среди отечественных новинок — серверы, диски и системы хранения данных. Уже присматриваете новое железо для своих серверов? Тогда добро пожаловать под кат!
Читать дальше →
Всего голосов 25: ↑23.5 и ↓1.5+22
Комментарии2

История создания «Корсаров 2» ака «Пираты Карибского моря»

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение12 мин
Количество просмотров4.6K


Итак, мы закончили наше повествование на том, что SeaDogs ака “Корсары: Проклятье дальних морей” вышли в 2000 году в России и за рубежом, и мгновенно стали бестселлером (если можно так сказать про видеоигры). Кратко пройдусь, почему: тема, подача (трёхмерная RPG про пиратов с полноценными морскими сражениями!), реализация, сюжет, музыка и озвучка. “Акелла” мгновенно вознеслась на олимп игростроя, и принялась ковать железо, пока горячо.

Дмитрий Архипов в интервью DTF тогда так сказал про этот момент: “Почему никто не перенял эту успешную формулу морских приключений и не пытался её скопировать? Потому что мы чётко заявили — мы будем делать вторых Корсаров! Нужно найти свою нишу и конкурировать на своём поле, где остальные заведомо слабее. На тот момент ни у кого не было даже идей конкурировать с нами напрямую. Американский журнал “PC gamer” назвал “Акеллу” лучшей командой для создания морских игр.”
Читать дальше →
Всего голосов 18: ↑21.5 и ↓-3.5+25
Комментарии1

Ноутбуки с RISC-V-процессорами всё доступнее: Китай предлагает модель за $300. Что это за девайс?

Время на прочтение4 мин
Количество просмотров14K

Гаджеты с RISC-V-процессорами уже не редкость — некоторые компании, в основном из Китая, выпускают интересные модели. Теперь такого рода устройств стало ещё больше — китайская компания SpacemiT выпустила ноутбук, который базируется на 8-ядерном RISC-V-чипе K1. Есть и другие предложения, подробности — под катом.

Читать далее
Всего голосов 14: ↑11.5 и ↓2.5+9
Комментарии9

Ангара: месяц спустя или когда дым рассеялся

Уровень сложностиСложный
Время на прочтение4 мин
Количество просмотров9.6K

11 апреля 2024, после всех переносов, ракета Ангара А5 с разгонным блоком Орион, она же «Ангара тяжелая», стартовала с космодрома Восточный.
Пресс центр Роскосмоса не смог нормально описать ни орбиту, ни как дела, ни что за блок Орион - анонам пришлось самим искать информацию:
Запуск ракеты Ангара — неделю спустя,
Разгонный блок Орион от Ангары на нужной орбите.
После выхода на какую-то, условно «опорную» орбиту, хотя это и не она, от РН отделилась попутная нагрузка в виде 3 микро - нано - спутников, и разгонный блок с макетом чего надо. Макет и блок должны были оказаться на орбите захоронения – 200 километров выше геостационара или чуть больше.

Читать далее
Всего голосов 91: ↑72.5 и ↓18.5+54
Комментарии36

Топ-5 популярных процессоров по версии XCOM-SHOP.RU

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение6 мин
Количество просмотров3.1K

Какой процессор лучше всего выбрать для сборки ПК? Или на замену старому (если есть такая возможность, почему нет)? Ответ на этот вопрос каждый находит самостоятельно. Но обычно оказывается так, что одни процессоры стоят хорошо, а другие по неведомым причинам — не очень. Главным мерилом здесь выступает “голосование рублем” со стороны покупателей. Поэтому мы сегодня подготовили подборку из 5 процессоров  разных ценовых категорий, которые пользуются наибольшей популярностью у клиентов  XCOM-SHOP. Надеемся, что и вам это поможет сделать правильный выбор.

Читать далее
Всего голосов 6: ↑5 и ↓1+4
Комментарии6

Насколько реалистична отрицательная масса в контексте современной физики

Время на прочтение7 мин
Количество просмотров12K

Привет, Хабр.

Напомню, что время от времени я обращаюсь к истории естественнонаучных идей, в том числе, заведомо тупиковых и развенчанных. Три ярких примера исходно неверных допущений, которые привели к великим научным открытиям, я привёл в моей последней февральской публикации «Случай является на помощь тому, кто неустанно ищет». Ещё несколько публикаций такого рода, которые приятно вспомнить — это «Из чего состоит мировой эфир. Последняя теория Менделеева» (+65, 46k просмотров), «Тяжёлое золото Сиборга и алхимические отголоски ядерных реакций» (+25, 4,8k просмотров) и «Не надувайте варп-пузырей, работая на оборонку» (+89, 80k просмотров). В последней из упомянутых публикаций я слегка затрагивал теоретические проблемы (не)существования отрицательной массы и отрицательной энергии. Получение этих субстанций открыло бы нам путь к мгновенным перемещениям в пространстве (пресловутый варп-двигатель и искусственные червоточины) и к антигравитации. В настоящее время существование материи с отрицательной массой считается практически невозможным, так как не согласуется с физикой Эйнштейна, хотя, и здесь есть место для построения моделей и планирования экспериментов. В сегодняшней публикации я хочу рассмотреть новейшую историю поисков отрицательной массы.

Читать далее
Всего голосов 24: ↑22.5 и ↓1.5+21
Комментарии55
1
23 ...