Как стать автором
Обновить
296.8

Старое железо

Как это было, когда мы были молоды

Сначала показывать
Порог рейтинга
Уровень сложности

Как я вёл двойную жизнь в роли 11-летнего сисопа электронной доски объявлений

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение12 мин
Количество просмотров6.6K
The Cave BBS на компьютере Бенджи Эдвардса, 1994 год

Прошло уже более 30 лет с момента запуска моей BBS (bulletin board system, электронная доска объявлений), который состоялся 25 ноября 1992 года. Мне тогда было всего 11 лет, и я работал на отцовском ноутбуке Tandy 1800HD, используя модем со скоростью 2 400 бодов. Вскоре The Cave BBS переросла в популярную круглосуточную площадку с 1000+ пользователей. В дальнейшем был семилетний перерыв с 1998 по 2005 годы, после которого я снова её запустил. В этой же статье я поделюсь историей о том, как всё начиналось, и с какими трудностями мне пришлось столкнуться.
Читать дальше →
Всего голосов 38: ↑37 и ↓1+55
Комментарии20

Новости

Японский видеомагнитофон! Делаем ретро-фото в стиле VHS на смартфон

Время на прочтение7 мин
Количество просмотров8.7K


И вот уже после заголовка рука сама тянется к минусу, в ожидании статьи с рекламой очередного приложения «VHS ретро звездец стильный камера инстаграм 2022 голливуд эффекты» от какого-то сомнительного разработчика :-)

Увы, я и сам был бы рад, если бы всё так было просто. Однако для меня, как и большинства людей, заставших видеокассеты вживую, снимки, сделанные через такие приложения, смотрятся ненатурально и некрасиво — то бишь, как говно.

Поэтому в этот раз мы пойдём более закрученным путём.
Читать дальше →
Всего голосов 63: ↑62 и ↓1+84
Комментарии25

Microsoft пытается побудить пользователей Windows перейти на новые ПК и ноутбуки. Основной инструмент — штатный браузер

Время на прочтение3 мин
Количество просмотров7.2K

Источник.

Речь идет о том, что корпорация Microsoft использует еще один способ, который может побудить пользователей Windows на старых машинах купить новое оборудование. На этот раз компания решила прекратить поддержку браузера Edge на устаревших системах. Сообщается, что редмондская корпорация не будет обновлять Edge, и тот через какое-то время не сможет нормально функционировать. Подробности — под катом.
Читать дальше →
Всего голосов 27: ↑20 и ↓7+18
Комментарии43

Почему люди до сих пор не отказались от дискет

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение9 мин
Количество просмотров15K
Музыкант Эспен Крафт хранит свои звуковые сэмплы на гибких дисках и использует их для создания музыки из-за их аутентичного звука

Последний гибкий диск был изготовлен больше десятка лет назад, сегодня на нём не хватит места даже для хранения фотографии с современного смартфона. Так почему же некоторые люди до сих пор любят ими пользоваться?

Когда в голову Эспена Крафта приходит идея нового музыкального произведения, он открывает одну из своих многочисленных коробок с дискетами. Открыв коробку, этот ютубер из Норвегии пробегает глазами по рядам разноцветных пластмассовых квадратов.

На одной из этикеток написано «Басовый звук Moog». Именно то, что нужно Крафту. Он достаёт диск и засовывает его в синтезатор. Машина подтверждает наличие диска приятным шумом. По словам Крафта, после этого начинается магия.

Сэмпл почти готов к воспроизведению, но именно предвкушение зарождает ностальгию Крафта по «тёплому и уютному месту». Идея уже висит в воздухе. Он нажимает на клавишу. Уши наполняются звуком.

Если вы помните времена, когда пользование гибкими дисками не казалось чем-то странным, то вам, вероятно, не меньше тридцати лет. Гибкие диски, или дискеты, появились примерно в 1970 году, и около трёх десятков лет были основным способом хранения и резервного копирования компьютерных данных. Всё приобретаемое людьми ПО и программы загружались на пачки таких дисков. Это технология из другой компьютерной эпохи, но по разным причинам дискеты по-прежнему привлекательны для некоторых людей, а значит, ещё не умерли.
Читать дальше →
Всего голосов 36: ↑31 и ↓5+39
Комментарии86

Истории

Крутятся диски. Дисковые магнитофоны, которые мы потеряли

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение9 мин
Количество просмотров17K

Рассказ о войне стандартов, которая привела к появлению на рынке современных аудиокассет, был бы неполным без упоминания ещё одной удивительной технологии прошлого — магнитофонов, использовавших в качестве носителя информации не ленту, а… магнитный диск. Такие устройства сочетали в себе более высокое по сравнению с винилом качество магнитной записи и свойственную пластинкам возможность произвольного доступа к любому фрагменту фонограммы без необходимости перемотки кассеты. Как же работали подобные устройства?
Читать дальше →
Всего голосов 54: ↑54 и ↓0+78
Комментарии36

Автомашинист. Оживляем «автопилот» для электрички

Уровень сложностиСредний
Время на прочтение9 мин
Количество просмотров5.8K
Приветствую всех!
Думаю, каждый из нас хоть раз в жизни ездил на электричке. Многие наверняка даже не подозревали о том, что даже на древних таких машинах в нашей стране может существовать автоматическое управление. И вот ко мне в руки попал именно такой девайс, на поверку оказавшийся не просто блоком автоведения, а куда более интересным устройством.



Итак, в сегодняшней статье речь пойдёт об одном весьма примечательном девайсе, устанавливаемом на наших поездах. Узнаем, как он работает, и попробуем его запустить. Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Всего голосов 56: ↑56 и ↓0+67
Комментарии50

Ламповый лабораторный источник питания для ламповых устройств

Уровень сложностиСложный
Время на прочтение12 мин
Количество просмотров8.2K
Лабораторный источник питания – практически незаменимый прибор в хозяйстве любого человека, увлекающегося самодельными электронными устройствами. Существует широчайшее разнообразие источников с самыми различными выходными параметрами, но заложенная идея обыкновенно одна – это блок питания, который обеспечивает гальваническую развязку от сети и имеет регулировку выходного напряжения, которая обеспечивается встроенным стабилизатором. Очень часто такие источники питания могут работать ещё и в режиме стабилизации выходного тока. Поскольку я плотно занимаюсь ламповой электроникой, то мои требования к такому прибору несколько специфические, поэтому готовые решения не смогли их удовлетворить. Оставался один вариант – сделать такой прибор самому, о чем и пойдет речь в данной статье.

image
Читать дальше →
Всего голосов 64: ↑63 и ↓1+82
Комментарии8

Российский ноутбук Ricor Compi 100: привет из 90-х

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение10 мин
Количество просмотров15K

Сегодня предлагаю совместить ностальгию и экскурс в историю с компьютерной некромантией. На днях мой коллега Михаил Синельников @m_sinelnikov поделился интересным образцом истории отечественного ИТ — Ricor Compi 100. Явно старый компьютер, больше похожий на игрушечные китайские пластиковые телефоны‑раскладушки, продававшиеся ближе к 2000-годам, или на «чемоданчики» iBook.

Копнув чуть глубже, я узнала, что это учебный ноутбук, выпускавшийся с 1996 года. Но информации в сети о нем мало, и нет как таковых цельных историй и обзоров, кроме одного единственного. Решили с Михаилом объединить усилия и написать расширенный материал‑оду этому забавному образцу российского ИТ.

Читать далее
Всего голосов 76: ↑71 и ↓5+95
Комментарии53

Использование маппера UNROM при разработке игр для Dendy на языке Си

Уровень сложностиСредний
Время на прочтение11 мин
Количество просмотров3.8K

Приветствую всех любителей программирования всяческих ретро-железок. Могу предположить, что у большинства из читателей этой статьи была в детстве Dendy (а может и сейчас есть) или другой клон Famicom (клонов NES в СНГ я не встречал). Сегодня предлагаю обсудить особенности разработки игр для приставок Dendy, NES и Famicom с маппером (mapper) UNROM. Те из вас, кто хоть немного углублялся в особенности архитектуры игр для 8-битных приставок, наверняка слышал про мапперы. Это электронная схема, которая находится на плате картриджа и расширяет возможности консоли, подключаясь напрямую к шинам процессора.

Мапперов для Dendy существует сотни, так как очень часто компании, разрабатывающие игры, делали уникальные мапперы под свои нужды. Поэтому сегодня они есть на любой вкус и цвет. Самые простые мапперы позволяют переключать банки памяти (это было обычным делом для всех компьютеров 1980-х), а самые продвинутые (например, MMC5) уже позволяли использовать дополнительные аппаратные прерывания, улучшенный звук, прокрутку по двум осям и т. д.

Читать далее
Всего голосов 28: ↑28 и ↓0+37
Комментарии2

Оживляем раритетный домофон с магнитным ключом

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение9 мин
Количество просмотров5.8K
Приветствую всех!
Год назад я уже рассказывал про то, как работают домофоны с магнитным ключом. Но вот сейчас ко мне в руки попала ещё более старая панель от той же фирмы. И, как оказалось, про неё у меня тоже есть, что рассказать.



Итак, в сегодняшней статье вернём к жизни «Факториал» образца девяностых годов. Попутно разберёмся, чем он отличается от более новых собратьев и какую подставу иногда могут устроить на первый взгляд неубиваемые компоненты.
Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Всего голосов 46: ↑46 и ↓0+55
Комментарии12

Разработка игры Jim Power для 8-битной приставки: из первых рук

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение30 мин
Количество просмотров7.4K

Одно из моих главных увлечений в жизни — видеоигры, преимущественно старые. Я большой энтузиаст ретро-компьютеров и игровых консолей, много лет занимаюсь самыми разнообразными делами в этой области. Кто-то знает меня как разработчика игр, кто-то — как демосценера, кто-то — как чиптюн-музыканта, разработчика музыкального ПО, железных самоделок, и так далее.

Но далеко не все проекты и моя роль в них известны широкой публике. Пожалуй, один из самых интересных — версия игры Jim Power от Piko Interactive, созданная для 8-битной игровой консоли NES (Famicom, Денди). Я занимался им в 2014-2020 годах в качестве приглашённого разработчика.

И хотя это дела давно минувших дней — начинался проект две исторических эпохи назад — проекты такого калибра в своей нише до сих пор случаются не так уж часто. Настало время хотя бы в общих чертах рассказать историю этого проекта, одной из первых любительских разработок, попытавшихся замахнуться на уровень лучших коммерческих игр прошлого.

Если вы когда-либо хотели узнать, как и кем делаются современные игры для несовременных платформ, каким образом люди вообще приходят к этому — сейчас всё будет.
Читать дальше →
Всего голосов 82: ↑82 и ↓0+97
Комментарии9

Импозантный «Композит». Как я подключал клон ZX Spectrum к современному телевизору, чтобы вернуться в детство

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение7 мин
Количество просмотров15K


Как говорится, если у вас в детстве не было велосипеда, а сейчас есть BMW, то в детстве у вас всё равно не было велосипеда. У меня велосипед был, но мечтал я о компьютере ZX Spectrum, с которым познакомился в гостях у приятеля ещё в восьмом классе. Однако наша дружба со «Спекки» оказалась мимолётной, как питерское лето: собранный из дефектной «зоновской» платы и пригоршни микросхем «Ленинград-1» работал нестабильно, к тому же родители категорически запретили мне распаивать на единственном в семье цветном «Рубине» разъём RGB. Вместо него мне отдали на растерзание старый чёрно-белый дедушкин телевизор, чаще всего показывавший, как в известном мультфильме, паутину. Помучавшись со «Спектрумом» пару месяцев, я забросил его на антресоль, а вскоре скопил на IBM-совместимый «Поиск». Но желание наверстать упущенное осталось. И вот совсем недавно мне достался интересный клон «Спектрума» под названием «Композит», который я решил приспособить к современному монитору или телевизору, и попытаться хотя бы ненадолго вернуть ушедшее детство. О самом компьютере и о том, с какими неожиданными трудностями мне пришлось столкнуться — сегодняшний рассказ.
Читать дальше →
Всего голосов 123: ↑123 и ↓0+145
Комментарии57

Техника из деревянных шкатулок

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение5 мин
Количество просмотров9.5K
Я коллекционирую разную измерительную и оптическую технику и хочу с вами поделиться любопытными экземплярами. Они произведены в разные годы, но их объединяет одно — деревянные футляры.



Начнём с гвоздя программы. Бинокулярной лупы.
Смотреть картинки
Всего голосов 85: ↑83 и ↓2+111
Комментарии60

Ближайшие события

50 лет спустя: Революционный микропроцессор 8008

Время на прочтение12 мин
Количество просмотров27K
image

Революционный микропроцессор Intel 8008 был впервые выпущен более 50 лет назад.
Это был первый 8-битный микропроцессор Intel и предшественник семейства процессоров x86, которые вы, возможно, используете прямо сейчас. Найти хорошие фотографии матрицы 8008 не удалось, поэтому я вскрыл одну из них и сделал несколько подробных снимков. Эти новые фотографии матрицы вы найдете в этой статье, вместе с обсуждением внутреннего строения 8008.

На фотографии ниже показана крошечная кремниевая матрица внутри корпуса 8008. Провода и транзисторы, из которых состоит чип, едва видны. Квадратики снаружи — это 18 контактов, которые соединены с внешними выводами крошечными проводами.

image
Фотография микропроцессора 8008

На правом краю чипа можно увидеть надпись «8008», а на нижнем — "© Intel 1971".
Справа вверху — инициалы HF Хэла Фини (Hal Feeney), который занимался разработкой логики и физической компоновкой чипа. Другими ключевыми разработчиками 8008 были Тед Хофф, Стэн Мазор и Федерико Фаггин.

Внутри микросхемы


На схеме ниже показаны некоторые из основных функциональных блоков микросхемы. Слева расположен 8-разрядный арифметико-логический блок (ALU), который выполняет фактические вычисления данных.

Для хранения входных значений ALU использует два временных регистра. Эти регистры занимают значительную площадь на чипе, но не потому, что они какие-то сложные, а потому, что им нужны большие транзисторы для передачи сигналов через схему ALU.

image
Схема микропроцессора 8008 с изображением основных компонентов.

Под регистрами находится схема уско́ренного переноса. При сложении и вычитании эта схема вычисляет все восемь значений переноса параллельно для повышения производительности. Поскольку перенос младшего порядка зависит только от младших битов, а переносы старших порядков зависят от нескольких битов, блок схемы имеет треугольную форму.
Читать дальше →
Всего голосов 27: ↑24 и ↓3+32
Комментарии13

Играем в крестики-нолики c RPN калькулятором

Уровень сложностиСредний
Время на прочтение6 мин
Количество просмотров3.2K

Когда я разбирался с программируемыми калькуляторами, то думал, как бы элегантнее протестировать функциональность устройства. Один из известных способов проверки – это реализация какой-либо игры.

Игр для калькуляторов, как на просторах бывшего СССР, так и за рубежом громадное количество, остаётся только выбрать. Наиболее популярная — это «Посадка на Луну». Однако, для меня она показалась скучной и неинтересной, а сам код сложным и запутанным. Поэтому мой выбор пал на крестики-нолики, так как все мы играли в них в школе, и мне стало интересно сыграть в неё с калькулятором.

Реализовать игру решил на модели HP-32S, поскольку он мне очень полюбился за красоту архитектурной реализации и удобство программирования.
Читать дальше →
Всего голосов 38: ↑37 и ↓1+58
Комментарии20

Каково это — работать с Netscape Composer в 2024 году

Уровень сложностиСредний
Время на прочтение6 мин
Количество просмотров5.2K

Как гик из начала 1990-х, который увлекался компьютерами с юных лет, я с почтением вспоминаю технологии конца того десятилетия и начала 2000-х.

Поэтому, когда в мои руки пару месяцев назад попал старый компьютер, я, недолго думая, установил на него Windows 98, чтобы поиграться с программами из моего детства. Среди интересовавших меня жемчужин был Netscape Communicator. Это программный пакет 1997 года, включавший Netscape Navigator — первый браузер, с которым мне довелось работать. В пакет также входил WYSIWYG-редактор Netscape Composer.

Через Netscape Composer я впервые познакомился с веб-разработкой. Ещё подростком я создавал с его помощью свои первые веб-страницы. В онлайн те страницы так и не попали, но я гордо таскал их с собой на дискете, показывая родственникам и друзьям на их компьютерах. Создавая эти страницы, я уяснил, что сайты состоят из простых файлов. Используя Netscape Composer, я также освоил основные веб-термины вроде «страница» и «гиперссылка».

Естественно, веб-ландшафт с тех пор сильно развился, и мне было любопытно снова попробовать это старое ПО, чтобы оценить его ограничения и посмотреть, как будет выглядеть генерируемый им код сегодня, в 2024 году. Первым делом мне нужна была цель. Я решил попробовать воссоздать домашнюю страницу своего личного сайта настолько точно, насколько позволит приложение. Такая цель выглядела разумной, поскольку у моего сайта довольно минималистичный дизайн и очень мало моментов, которые никак не реализуешь с помощью устаревшего инструмента.
Читать дальше →
Всего голосов 33: ↑32 и ↓1+53
Комментарии8

Как айтишник Liebherr в Голландии чинил

Уровень сложностиСредний
Время на прочтение5 мин
Количество просмотров15K
image

В каждой стране есть свои особенности национального бытия, которые у иммигрантов могут вызывать непонимание. В Голландии такой особенностью для нас оказалась местная архитектура. Нет, не та что про фронтоны и антаблементы, в этом плане тут всё ок, а практическая её часть — размеры и планировки жилья, особенно съёмного. В паре слов эти инженерные решения можно описать как «узко, неудобно и жить негде». Довольно типичным явлением для арендной квартиры, счастливыми съёмщиками коей мы оказались, является миниатюрный подстольный холодильник без морозильного отделения. Местные, как правило, заполняют его пивом в жестянках (хотя как правильно назвать жестянку из алюминия?) и отлично проводят свободное время перед большим экраном с футболом. А нам, ишь ты, подавай хозяйство-домоводство… дичь какая-то, да и только. Учитывая дефицит пространства и трудности потенциального перевоза на другое место жительства (привет-привет Нидерландским лестницам), мы долго не решались купить себе нормальный холодильник. Но вот явился нам на барахолке Он — старенький и местами ржавенький Liebherr GP1466, низкая морозильная камера. При цене `всего лишь` 160 евро по неизвестным причинам это показалось мне супер-предложением. Наверное просто показалось, понял я потом. В своё оправдание могу сказать только две вещи. Во-первых, его габариты были одновременно минимально разумными с точки зрения практической полезности и максимальными в смысле возможности поднять по той самой лестнице. Во-вторых, на родине у нас Liebherr 30 лет работал, и ещё будет работать.
Читать дальше →
Всего голосов 64: ↑57 и ↓7+71
Комментарии36

Секретная китайская плата многоканальной охранной сигнализации

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение8 мин
Количество просмотров6.3K


Привет, Хабр! Сегодня мы познакомимся с интересной и полезной микросхемой приоритетного шифратора 8:3 CD4532, способной, в частности, расширить порт микроконтроллера, когда количество его выводов оказывается недостаточным для решения поставленной задачи.

А можно решать задачи и без микроконтроллеров, средствами микросхем стандартной логики. Они недефицитны, не боятся программных взломов, и в них не повредится прошивка ввиду её отсутствия.

И ещё, в чисто аппаратных решениях есть какая-то особенная красота, когда весь принцип работы устройства является прозрачным и понятным при взгляде на принципиальную схему.
Ещё нам придётся заглянуть внутрь 555 таймера.
Всего голосов 35: ↑35 и ↓0+43
Комментарии2

Как я портировал Sonic 2 на графический калькулятор

Уровень сложностиСредний
Время на прочтение8 мин
Количество просмотров4.9K

Этот пост посвящён тому, как я портировал 8-битный Sonic 2 на TI-84+ CE

Часть 1: с чего всё началось


Эта история началась осенью 2022 года, когда я смотрел видео This Does Not Compute об истории игр на графических калькуляторах. Примерно на пятой минуте автор мимоходом упомянул типы процессоров, которые использовались в этой линейке графических калькуляторов. В большинстве из них был установлен Z80, в 89 и 92 задействовали M68K, а в линейке Nspire использован процессор на основе ARM.

Это меня очень заинтересовало, ведь я знал, какие процессоры использовала Sega в своих ретроконсолях: Z80 в Master System и M68K в Genesis. Калькуляторы имеют экраны в градациях серого, но мне захотелось узнать, пробовал ли кто-нибудь портировать игру Sonic с консолей на один из калькуляторов.

К своему удивлению, я выяснил, что этого никто не делал; более того, за исключением SonicUP и Sonic TI-Blast никто не создавал завершённый платформер про Соника для калькуляторов TI. Если не считать Nspire, но он настолько мощный, что способен эмулировать старые игровые консоли, так что меня он не особо интересует.

Поэтому я задался вопросом: удастся ли мне портировать уже существующий дизассемблированный код Sonic на графический калькулятор TI. Но сначала мне нужно было выбрать конкретную игру.
Читать дальше →
Всего голосов 40: ↑37 и ↓3+52
Комментарии4

Замена ламп на светодиодную подсветку у старого TFT монитора

Уровень сложностиСредний
Время на прочтение4 мин
Количество просмотров12K


У меня уже более пяти лет пылится старый монитор ASUS VH323T. Это довольно старая модель с диагональю 23" и довольно неплохой матрицей (на КДПВ не он), но все дело портит очень плохая подсветка. Мало того, что у нее очень низкая яркость (всего 300 кд/м2), так еще лампы подсветки со временем очень сильно потускнели до противного желтого цвета, в результате чего монитор был заменен на более современный, чтобы не ломать глаза.


Тем не менее, монитор вполне рабочий, и противное земноводное не разрешает его просто взять и выбросить на помойку, тогда как продать монитор новому владельцу не позволяет уже совесть.


Когда-то встречал на просторах интернета пару статей, в которых описывалось, что можно заменить в мониторе старые лампы подсветки на новые. И после того, как в очередной раз запнулся за коробку со старым монитором, решил попробовать заменить его подсветку на светодиодную. Ведь после этого его можно будет либо честно продать, либо просто выкинуть. В любом случае, избавлюсь от старого хлама :-)


Кому интересны рабочие нюансы и рассказ о не совсем очевидных проблемах, прошу под кат с фотками котиков этапов работ, конечного результата и финальных выводов.

Читать дальше →
Всего голосов 30: ↑30 и ↓0+37
Комментарии34
1
23 ...

Вклад авторов