Как стать автором
Обновить

Follow focus для DSLR видео

Время на прочтение3 мин
Количество просмотров26K

Эпиграф
«Кручу-верчу, сфокусироваться хочу»


Занимаюсь съёмкой и последующим монтажом видео. В основном съёмка ведётся на профессиональные и полупрофессиональные камеры. Но недавно пришлось поизгаляться со съёмкой на цифро-зеркалку. Не углубляясь во все подробности и возникшие проблемы данный пост посвещаю нашим извращения lowcost изобретательствам системы follow focus.

Суть проблемы: при видеосъёмке на DSLR когда зеркало поднято (режим liveview) автоматика камеры при фокусировке не помощник- исключительно ручная фокусировка. И если при фотосъёмке это не доставляет особых проблем, то ручной фокус в видео режиме портит изрядное количество нервных клеток.
Под катом небольшое исследование существующих вариантов решения проблемы задачи и личный опыт с самым дешевым вариантом для экстренных случаев.

При фотосъёмке фотограф находится приблизительно в такой позе (возможны вариации в зависимости от ширины плеч)

image

Но вот при съёмке видео пользоваться видоискателем не выйдет (сознательно не беру в расчёт новый флагман от сони с полупрозрачным зеркалом, он кстати довольно хорошо фокусируется, но там свои заморочки в плане выбора стёкол). Визирование происходит исключительно по экрану. (По возможности можно подключать маленький TV, что упрощает отслеживание фокуса) Если вы не приверженец моды на постоянно по Броуновски бегающий в кадре фокус (коих по моим наблюдениям сейчас неимоверное количество), то возникает естественное желание его контролировать. Причём не только при съёмке со штатива, но и с плеча рук. Получается следить или за кольцом фокуса или за экраном, и это если вы не находитесь в особо изощрённой позе. Чем интересней ракурс — тем сложней со всем этим управляться.

Естественно первым делом было решено просто снимать как есть. При съёмке более-менее статичных планов, без особой динамики в кадре выходило довольно сносно, где-то с 1-3 дубля. Но вот при съёмке в движении и когда фокус по нескольку раз переходил с плана на план начинались проблемы. Фокус то перелетал за нужный план или не долетал. Приблизительно так фокусируются мыльницы при плохом освещении. После тщетных попыток натаскаться мы забросили эту идею — поджимало время. Дабы успокоить своё самолюбие данный коск был списан на несовершенство вестибулярного аппарата и плохую координацию оператора. Т.е. фокус в кадре движется взад-вперёд, а кольцо надо крутить влево-вправо.

Далее было высказано предположение о том, что мы не первые кто задался этой проблемой. Ведь до появления электроники как-то же снимали кино. Как говориться: новое это хорошо изученное старое, даже если это велосипед. Данное решение уже давно использовалось в кино индустрии и всё, что можно было придумать уже давно было придумано.

image

И вуаля. Простая система стоящая для кинокамер бешеных денег (Арифлекс производит и предлагает такие штуки за N тысяч долларов). Также они изготавливают подобные систем и для DSLR причём тоже с заоблачным ценником в районе 2к у.е.

image

Вот он, казалось бы, готовый вариант! Но ценник вызвал душевное противоречие, ведь стоимость этой системы была равна стоимости нашего Canon 7D. За немецкое качество и многолетнюю историю производства кинооборудования воплощённой в нескольких трубочках, одном маленьком редукторе и паре винтиков платить по крайней мере было бы кощунственно. В этом мнении нас поддержали трудолюбивые и честные жители поднебесной. Не указывая конкретных сайтов, ценник на китайских аукционах оказался весьма вкусным в районе 100-300 уеи ещё с бесплатной доставкой (правда срок доставки в районе месяца).

image

(Подобные системы можно найти и у нас, но они всё равно привезены из Китая или из Индии, причём иногда продавец честно указывает месячный срок доставки и даже, собственно, китайский сайт производителя).
Но сие сроки никак не устраивали. (К слову устройство всё таки было заказано и должно приехать где-то в феврале)

Прошерстив глобальную сеть, было найдено несколько DIY решений. Но большинство из них сводилось к одной очень простой формуле (большинство авторов — жители наднебесной США), а именно «бла-бла-бла, фолоуфокус-фолоуфокус, идём в магазин покупаем нужные запчасти и собираем дома фолоуфокус». Я конечно очень рад за страну развитого капитализма, но у нас пришлось обойти все хозтовары, авторынки, магазины «сделай сам» и в итоге ничего, кроме килограммового редуктора, найти не удалось. Если самостоятельно пробовать изготовить такую систему то не обойтись без металлообрабатывающих станков и конструкторской смекалки (но об этом в следующий раз).
Нас же от фиаско спасло одно видео, с простым как валенок решением. Хоть оно и не явилось панацеей, но значительно упростило съёмочный процесс.



Лишний раз после съёмок убедился, что видео — видеокамерам, а фото соответственно — фотоаппаратам. Для использования DSLR в видео производстве нужно хорошо вложиться в дополнительные приспособления. Что в итоге влетит в хорошую копеечку. И тогда уже не так велик разрыв в цене между DSLR и профессиональными видеокамерами. Хотя, всё зависит от того какие задачи ставить и на какие цели метить.
В любом случае фотоаппараты серьёзно увеличили количество людей увлеченных видео и воплощающих свои самые смелые идеи в фильм реальность.
Теги:
Хабы:
+10
Комментарии46

Публикации