Как стать автором
Обновить

[Перевод] Альтернативная вселенная советских аркадных автоматов

Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 14K
Disclaimer:
Мнение автора может не совпадать с мнением переводчика. Да еще как! Мое отношение к залам игровых автоматов примерно соответствует легкой стадии ностальгии по электронике раннего развития и советского пин-апа. Здесь, в тексте, будет много противоречивых утверждений. Они обусловлены необходимостью продать данный текст редактору, или читателю блога. Цель последнего — прочитать, крякнуть «ну русские дают!» и зайти в следующий раз на страничку.
Простим их автору. В конце концов, она юна.
Итак, давайте представим, не обремененная годами туристка из Туксона, Аризона, с телефоном, твиттером, инстаграмом, фейсбуком и фотоаппаратом, входит в музей советских игровых автоматов...


Советский игровой автомат Магистраль


Когда вы заходите в Музей игровых автоматов в Санкт-Петербурге, первое что вы видите это ряды серых, угловатых автоматов c газировкой из ранних 1980х. Если выбрать тот что стоит по середине, он выдаст порцию содовой со вкусом эстрагона, рецепт которой основан на сиропе массово не производившемся со времени падения Советского Союза. Его вкус весьма похож на тот что имеет смесь сахарного сиропа и мятной кофеты.

Все вокруг нас пикало, свистело и гремело взрывами исходящими от старых потертых машин выглядевших так словно они пропутешествовали во времени из золотой эры американских игровых автоматов. И еще: все было по-русски, мы использовали копейки в качестве валюты, и там не было Donkey Kong.

Это не совсем обычный музей. По одной причине — все здесь можно не только трогать, но и играть. Спроектированный так чтобы выглядеть как игровой зал из СССР 1980х, музей наполнен восстановленными игровыми автоматами бережно скопированными с оригиналов из Японии и Запада и произведенными по согласованию с советским лидером времен холодной войны, Никитой Хрущевым.

Вход в музей


Сейчас, спустя 24 года после распада Советского Союза, российские семьи проводят свои вечера здесь, играя в игры их молодости, распивая становящееся все более редким игристое пиво (на самом деле квас, автор приняла его за алкогольный напиток — прим. перев.) из питьевых автоматов 1980х и бросая советские монеты в автоматы развивающие силу и меткость, одобренные советским правительством в 1970-1980х как «приносящие действительную пользу детям».

Музей отреставрировал около 60 автоматов, многие из которых остались в единственном экземпляре в мире. Проект начался три года назад. Тогда четыре студента из Санкт-Петербурга решили спасти громоздкие реликты из небытия и поведать стране о невероятной истории советских аркадных игровых автоматов.

«Фактически, многие из этих изделий на грани исчезновения, вот почему они так любимы», — рассказывает доктор Стивен Норрис, профессор истории в Университете Майами Огайо, который специализируется на исследованиях России и процессов пост-советского периода. «Ностальгия по видеоиграм 1970х и 1980х это часть большой ностальгии по советской продукции времен позднего социализма, периода когда русские изобрели очень много ставших популярными вещей — от стационарных радиол и резной стеклянной посуды до электрических пылесосов.»

Копеечные монеты советской эпохи


История о том как игровые автоматы попали в СССР непроста. Хотя это и не подтверждено историками, ходит легенда о том что во время визита в Соединенные Штаты, Хрущев был настолько поражен игровыми автоматами, которые он увидел, что по возвращению он пригласил всех производителей игр посетить Россию и продемонстрировать их лучшие игры. После этого он скупил их все и отослал на российские военные заводы с приказом выяснить, как те работают. Позже он объявил конкурс на лучшие игровые проекты.

«Я тоже слышал эту историю, но не знаю, имела ли она место быть или нет», — говорит Норрис. — «Я не могу утверждать что она на 100% правдива».

Будь это правдой или нет, но что точно известно — производство аркадных игровых автоматов в СССР началось после проведения знаменитой американской выставки в парке «Сокольники» в 1959. Выставки, которая началась после возвращения Хрущева из Америки с призывом производить больше потребительских товаров — в числе которых конечно игровые автоматы, которые представлены сейчас здесь, в Санкт-Петербурге.

После того как было определено, какие игры пойдут в производство, чертежи по легенде были направлены на военные заводы, которые в первую очередь производили электронику, используемую в радиационных измерениях и оружии. Это были возможно единственные места в СССР в которых имелась рабочая сила и кадры чтобы прочитать документацию, необходимую для производства игровых автоматов.

По иронии судьбы, это означало что все инструкции по обслуживанию были произведены на тех же заводах, и следовательно являлись засекреченными правительственными документами. По этой причине инструкции вероятно были уничтожены. И как следствие, любой кто сегодня вознамерится восстановить раритетные игровые автоматы будет вынужден проделать огромную работу, основанную на догадках чтобы починить старые провода, трубки, лампочки и моторы.

Зимняя охота, в которой игрок стреляет зайцев, прыгающих по снегу


Со слов Оксаны Капуленко, одного из кураторов музея, есть три основных отличия советских аркад от их европейских и американских аналогов 1980х: стоимость, вес и тематика игр. Первое объясняется чрезвычайной высокой стоимостью их производства и распространения, из-за чего они были редки. Во-вторых, имея вес от 150 до 170 килограммов каждый, эти огромные автоматы весили более чем в пять раз больше чем их прототипы из-за океана по причине отсутствия доступа к легким материалам.

Из-за дефицита материалов после падения Советского Союза большинство машин были разобраны на запчасти. И, в отличие от своих собратьев на западе, каждый игровой автомат произведенный в России советской эпохи должен был соответствовать марксисткой идеологии.

Что это означало на деле?

Игра Баскетбол


Чтобы было проще представить: это означало что не было Pac-Man. Не было фэнтези. Это означало представление работы как физической нагрузки, реклама коммунистического патриотизма и воспевание образа мышления соответствующего марксистскому. Фэнтези и ролевые игры с охотой за сокровищами, принцессами и выдуманными существами не нашли себе дома в СССР.

Вместо этого, наиболее популярные игры были созданы с целью тренировки зрительно-моторной координации, скорости реакции, логического и сконцентрированного мышления. В отличие от многих американских игр, в эти игры были привнесены элементы военной подготовки, призванной взрастить и внушить патриотизм к государству, делая тело человека лучше, сильнее и выносливее.

Это так же означает что не было лучших результатов, не было выбросов адреналина и горделивого самолюбования после того как ты вписываешь свои инициалы в список лучших. В коммунистической России так не было принято.

Игра в стрелковый автомат называющийся «Снайпер-2»


В музее есть одна любопытная игра, которая похоже не вписывается в этот шаблон. Она была задумана как силовой тренажер для детей с популярной детской сказкой в качестве сценария. Больше похожая на карнавальную игру с Запада в которой нужно тянуть рычаг или бить молотком по платформе, эта игра под названием «Репка» предназначена для измерения человеческой мускульной силы путем вытягивания игроком рычага так сильно как только он или она может чтобы помочь вытащить упрямую репку из семейного огорода.

Машина демонстрирует лица членов семьи с которыми игрок сравнивает уровень своей силы, который загорается после того как игра подсчитает количество килограммов которые он вытянул. Одновременно и животные и люди выступают в роли сборщиков репы. После провала попыток мышью, кошкой, собакой, дочкой и бабушкой, овощ может быть вытянут только после того как в дело вступит дедушка и вся семья заработает вместе продолжая тянуть коллективно.

Со слов Норриса, тот факт что команда молодых людей реставрирует эти игровые автоматы говорит о том, насколько ностальгия по Советскому Союзу распространена сегодня в России. «Они не пытаются реконструировать СССР эпохи насилия Сталина. Напротив, это грустная, часто ироничная попытка возродить чувство прошлого и оставить часть его в себе.» — объясняет он.

Три питьевых автомата встречают посетителей на входе в музей


Вместе со всеми этими попытками сохранения, возникает неизбежный вопрос по поводу будущего этих ветхих автоматов, громоздких автоматов с газировкой и старых фотокабинок. Во-первых, музей претендует на то что владеет около 85 процентами остатка мирового запаса ламп накаливания той серии которую уже не производят, которые позволяют игре Снайпер-2 работать. Что произойдет когда он выработается? Что произойдет когда единственная фабрика в стране которая производит сироп со вкусом эстрагона, перестанет это делать? Что случится когда они не смогут больше находить нужные провода для правильной конфигурации игры в баскетбол, игры, которая будучи накрытой прозрачным колпаком, походит на беспорядочную кучу металлических спагетти?

Постоянный и увеличивающийся в сложности процесс восстановления, сохранения и починки этих аркадных автоматов — это одновременно и дань уважения суровой реальности советской России, которая использовала западные прототипы для создания собственной идиосинкразической игровой культуры.

Меню в кафе при музее


Любимая игра Оксаны называется Городки, игра с битой и палочками которая первоначально была изобретена русскими крестьянами-фермерами. Игра берет свое начало в сельской части России, где жители выстраивали в линию и пытались сбить деревянные чурки сформированные на земле в фигуры. Целью было сбить как можно больше фигур из чурок (или «городков»).

По утверждению русского военного лидера 18го века, Александра Суворова, эта народная забава была идеальным способом обучения основам воинской тактики: выбивание городков тренирует в игроках резкость в атаке, оттачивает в них силу, повышает внимание. Второе рождение игры пришлось на 1970е годы, когда около каждого стадиона, в каждом пансионате, летнем лагере, заводе и дворе была своя выделенная площадка для игры в городки. Вскоре она была также представлена в виде аркадной игры.

Игровой автомат «Городки» начинает подавать признаки жизни после того как монета брошена в щель. Городки появляются на экране и вращающиеся окружности пересекают его. Это чем-то напоминает старый добрый Тетрис. Бита, вращаясь, направляется в фигуры которые походят на звезды, самолеты, проплывающие через экран и ждущие чтобы их разбили.

Игра Городки


Несколько лет назад Российская Дума приняла закон о «патриотических играх» (на самом деле «О патриотическом воспитании» — прим. пер.), говорящем о вредном влиянии западных игр. «Законодатели призвали создавать игры которые бы знакомили молодых российских игроков с российскими героями, российской историей и культурой России», — говорит Норрис. — «Следуя этому призыву, компания 1C Game Studios недавно выпустила пару игр на основе Битвы за Сталинград и Битвы за Москву. По многим признакам, российский рынок видеоигр сегодня возвращается к той роли игр, которая характеризовала эру Брежнева.»

Было возможно больше скрытых мотивов во время создания игры Городки в 1970е, но Оксана думает что она просто забавная. Похоже, это самое распространенное настроение в этом зале аркадных ретро игр в Санкт-Петербурге.

Автор: Кристин Винет (Kristin Winet), статья опубликована на портале io9
Теги:
Хабы:
+17
Комментарии 28
Комментарии Комментарии 28

Публикации

Истории

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн