Как стать автором
Обновить

Интернет-магазин. Начало работы

Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 19K
Привет, хабранарод!
Писал я давно когда-то про osCommerce небольшую статейку, меня даже просили выложить свою сборку. Если кому она до сих пор нужна — у меня осталась, могу куда-нить положить. Но, наевшись с ОСК, решили написать свою систему. При помощи CakePHP. Об этом хорошо поведал товарищ neudor, с которым на пару мы это дело разрабатывали. В данный момент он несколько отошел от работы с магазином, поэтому я выхватываю у него эстафетную палочку вести цикл статей, посвещенный разработке ПО для интернет-магазина, а также непосредственно организации самой работы, службы доставки, регистрации, налогах. В общем полный FAQ «от и до» — что ждет начинающего предпринимателя, если он решится открыть полностью легальный бизнес в России, с выкладкой затрат в денежном и временном эквиваленте. Итак, сегодня я расскажу о стороне вопроса, не касающейся технической реализации…


Юридическое оформление

Кто уже знаком с тонкостями общения с нашими налоговыми органами — могут пропустить эту секцию, т.к. для вас здесь не будет никакой новой информации

Я выбрал зарегистрировать ИП, так как меньше проблем с бухгалтерией, да и вообще гемора. Для регистрации ИП нужны:
— паспорт
— полученный ИНН
— заявление о регистрации физлица в качестве ИП
— страховое и пенсионное свидетельство
— 4 фотографии 3х4;
— 400р гос. пошлина
Всё это делается в налоговой.

В заявлении желательно указать максимальный перечень того, чем будете заниматься. Да, его можно поправить в любой момент, но ходить из-за этого лишний раз в налоговую… Очереди эти… После подачи заявления на регистрацию, в течение 14 дней нужно подать заявление о переводе на упрощенную систему налогооблажения. Иначе поставят обычную — а там платить придется больше.
Итак, упрощенных систем налогооблажения две: налог на доходы и налог на «доходы минус расходы».
1) Налог на доходы. Учитываются средства, поступившие на счет, зарегистрированные покупки кассовым аппаратом, и т.п. С этой суммы взимается 6%.
2) Налог на доходы-расходы. Берется разность между полученными и потраченными деньгами, и с этой разницы взимается 15%.
Достаточно просто посчитать, что выгоднее. Если род деятельности — перепродажа, то, естественно, выгоднее будет второй вариант. Если чисто доходы, например фриланс, то первый.

Через несколько дней в налоговой выдадут свидетельство ОГРН ИП (Основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя) и выписку из ЕГР (единого гос реестра ИП). Со всеми документами нужно пойти в местные органы статистики и встать там на учет. Еще через несколько дней выдадут «письмо» с государственными кодами ОКПО, ОКАТО, и т.д.

Теперь нужно зарегистрироваться в пенсионном фонде по месту жительства. Там выдадут расчет, сколько нужно заплатить в пенсионный фонд до конца года. Рекомендую заплатить сразу за весь год вперед, т.к. в начале года могут расчитать по одному тарифу, а в декабре может придти на почту квитанция с пересчитанной увеличенной суммой. Пришлось вот сейчас в декабре в связи с этим побегать немножко.

Далее рекомендую сделать себе печать. Тип механизма и оттиск — на свой вкус. У нас в Челябинске это стоит 400р и занимает 3 дня.
Просто без печати нельзя будет открыть на ИП счет в банке. Да и с печатью как-то солидней, что ли.

Теперь кассовый аппарат. Честно, блин, закрадывается ощущение, что это какая-то полная обдираловка. 15 500р стоит любой кассовый аппарат не зависимо от его размеров, не зависимо от конторы, в которой она продается. Просто одна фиксированная цена по всему городу. Плюсом обязательное заключение договора на обслуживание кассового аппарата в течение года. Еще 2000р.

Вроде с приготовлениями закончили, теперь поговорим о периодичности хождения куда-либо для того, чтобы всё было легально, и чтобы никто не подумал, что вы прячетесь.

Квитанции за оплату в пенсионный фонд нужно принести на следующий за оплаченным год в период с 1 января по 20 марта, там на их основе выпишут справку по форме Д-11 (точно номер формы не помню, но вроде этот), которую потом можно будет предъявлять там, где запросят.

Налоговую декларацию подавать ежеквартально, в первые 20 дней после окончания отчетного периода. При ненулевом доходе никаких документов не нужно — никаких чеков, квитанций и прочего. Но всё равно их нужно держать в отдельной папке, всегда на готове, на случай возможной проверки.

Да, куда бы ни несли документы — всегда нужны будут копии паспорта и самих документов. Заверять их можно даже самому надписью «копия верна», росписью и печатью.

Уф. Наконец-то уладили все формальности и готовы покорять мир. А поскольку денег пока нет, а те что есть — из своего кармана, поделюсь ещё некоторыми соображениями.

Доходы и расходы. Проблемы и пути решения

Придется смириться, что любой бизнес в первые 2 месяца будет убыточен. Сказок здесь не бывает. Можно провести явную аналогию с классической и самой первой «UFO: Enemy Unknown». Первые два месяца приходится довольно тяжко, финансирования правительств ни на что не хватает, ускоренными темпами идет исследование новых технологий. И даже когда уже можно строить Laser Cannon'ы на продажу — банально нет на это средств. Дальше можно более-менее дышать, и уже через полгода, когда на счету 20-30 миллионов, уже всё кажется довольно простым. Так что, начиная заниматься каким-либо делом, нужно закладывать эти два затратных месяца в бюджет. Что же можно сделать? Минимизировать и рационализировать все расходы. Прежде, чем запускать рекламную компанию, нужно (банально?) исследовать рынок. Яндекс легко предоставляет такую возможность. В вордстате, запрос «доставка еды» в Челябинском регионе — не слишком популярен. В этом есть и плюс и минус. Хорошо то, что конкурентов нет и цена за клик небольшая. А плохо то, что само количество интересующихся очень невелико. Поэтому в нашем случае выбор пал на спецразмещение (только не надо там сейчас всё скликивать =). Стоит оно не заоблачные суммы, всего $0.8-$0.9, конверсия примерно 20-30%. Кстати, смежный с этим запрос «доставка пиццы» гораздо более популярен.
Немного уйду в сторону, чтобы потом вернуться к пицце. Изначально у нас был очень обширный каталог, порядка 5000 продуктов, за которыми на начальных порах следить нужно было мне одному. Плюс к тому у нас нет еще своего склада, закупка товаром происходит после получения заказа. При этом за товаром я выезжал уже с распечатанным счетом, с выбитым кассовым чеком. А так как у нас еще не очень большие объемы, то поставщик не давал свой ежедневно обновляемый прайс. И, к сожалению, была нередкой ситуация, когда приходил заказ, я его подтверждал, приезжал к поставщику, а некоторых позиций на складе не оказывалось. Приходилось перезванивать по нескольку раз клиенту и объяснять ситуацию, передоговариваться, да еще при этом нужно было вносить изменения в счет, перебивать чек… Замкнутый круг. Чтобы начать работать на полную, нужно было иметь точный прайс на каждый день, а чтобы его получить, нужно было уже иметь большие объемы закупок. Уходило много времени и нервов. Этот факт, плюс факт популярности запросов о пиццах, разновидностей которых не много, было принято кардинальное решение урезать основной каталог до вида «Пиццы и сопутствующие товары», т.е. там будут пиццы, пиво, чипсы, прочая закуска, чаи, соки.
Из этой длинной истории можно сделать простой вывод: беритесь за то, с чем реально можете справиться. Взяв ассортимент, близкий к московскому «Утконосу», мы просто не могли с ним справиться. Не зря же в Утконосе работает очень много людей. Зато вот потом, при развитии, уже можно будет замахнуться на расширение ассортимента, открытие нескольких складов в разных точках Челябинска, и т.д.

Еще что нужно сделать развивающейся компании — зарекомендовать себя с лучшей стороны с самого начала, в первые же недели работы. Первый же клиент должен почувствовать, что он имеет дело с серьезной компанией. Для этого нужно продумать всю схему работы досконально, предусмотреть приятные мелочи, и не упустить очевидные.

Очевидные мелочи, которые мы определили для себя. На начальном этапе берем минимальные объемы.
Визитки: 500шт — 400р, 3 рабочих дня
Пакеты с символикой: 100шт ПНВД — 1500р, 5 рабочих дней. Здесь мы решили сделать пакеты не майки, а поноценные полиэтиленовые с ручкой. Это для того, чтобы была некая реюзабельность и реклама на улицах. Обычный хороший пакет, с которым можно ходить в универ или таскать документы на работу. По городу уже гуляют несколько счастливых обладателей =).
Следующие на очереди к внедрению стоят обозначение курьера и ТС. На начальном этапе — возможно просто бейсболку с нашивкой, в будущем полноценная форма. Для машины — виниловые наклейки. Дешево и сердито.

Затем начинающему и низвестному бизнесу нужно определиться, где брать первых лояльных клиентов. То есть одно дело когда к вам на сайт кто-то зашёл, а другое — активный пользователь, затаривающийся у вас 3-4 раза в неделю. Какая между ними разница? Какой шаг должен сделать человек чтоб перейти из первой группы во вторую? Я считаю, что он должен «поверить в сервис». Ну то есть получить опыт прямого взаимодействия с магазином без особого риска для себя. Мы придумали вот что. Человек может зайти в магазин, заказать товары из секции «опробовать магазин», и при этом он не будет платить за доставку. То есть он рискует максимум 50 рублями и ничего не переплачивает в случае чего. Это психологический момент, когда ты вроде как ничего не платишь заранее, но всё равно заказываешь что-то. То есть ты соглашаешься отдать деньги магазину. Отдавать сразу много (больше 1000, чтоб не платить за доставку) страшно. Вдруг привезут не то или ещё чего, но ты вроде как всё равно будешь должен заплатить, ну или ругаться с магазином. Покупать мало (рублей на 100) и платить сравнимую сумму за доставку — тоже глупо. Можно выйти в ближайший киоск. Ну а наша система, как мне кажется, решает обе эти проблемы. Вот например вчера заказали нам две бутылки пива. Человек легко согласислся на покупку, особо ничего не ожидая. Потестил сервис так сказать. Мы всё сдалали и остались с этого заказа в минусе, но зато получили ещё одного лояльного клиента, который знает что здесь можно что-то купить и это реально привезут через 2-3 часа. А скоро Новый Год. Мы заработали не деньги — мы заработали репутацию. А некоторый убыток в денежном эквиваленте можно списать на те два первых месяца предприятия.

Идём дальше. Во время первой же презентации своего предприятия кому бы то ни было, уже должна быть готова абсолютно вся функциональная часть, отработана схема работы. Нужно быть готовым к «хабра-эффекту», когда небольшая реклама может привлечь сразу очень большое количество клиентов. Чтоб не получилось как у нас — когда мы из-за технических недоделок тупо не смогли выполнить все заказы.

И напоследок маленькая ремарка по поводу движка магазина. После статьи neudor'а были учтены если не все, то большинство пожеланий, найдены и исправлены многие баги. Внесли небольшую корректировку — теперь клиенту в обязательном порядке нужно регистрироваться, чтобы сделать заказ. Сделали это для увеличения процента повторного пользования магазином. В этих же целях письмо о сделанном заказе теперь приходит не только на e-mail операторов магазина, но и на e-mail клиента. То есть у человека в ящике остаётся «напоминалка» о том, что он когда-то удачно воспользовался сервисом. Время от времени он будет скользить по ней взглядом и может быть вернётся. Ну по крайней мере вероятность этого повышается.

Итоги

Как видно, в самом начале не стоит обхватывать всё и сразу. Начинать нужно с малого и набирать опыт, потому что с 99% вероятностью в самом начале появится что-то, что вы не учли, и с этим придётся быстро разбираться.
Есть два способа продавать свой товар — это формировать потребность и удовлетворять существующую потребность. Формирование — это Apple (надеюсь идея понятна). А удовлетворение — это то, на чём стоит остановиться. Изучаем какой уже есть спрос (привет wordstat) и ищем пути удовлетворить его.
Ну и плюс не забываем про мелочи. Предусмотреть приятные, и не упустить очевидные.

Всё это на самом деле не так сложно как кажется.

PS Хабраюзер! Большая к тебе просьба: если ты решишь потестить функционал магазина, и решишь оформить заказ, в адресе пропиши «хабр», чтобы можно было легко фильтровать эти заказы.

PPS В данный момент у нас пока нет договоренности ни с одной пиццерией Челябинска. Если кто-то здесь имеет непосредственное отношение к какой-либо из них, буду рад получить сообщение в личку, мы очень хотели бы сотрудничать!

PPPS не хватило кармы, чтобы разместить сие в тематический блог.
UPD: теперь хватает
Теги:
Хабы:
+62
Комментарии 61
Комментарии Комментарии 61

Публикации

Истории

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн