Как стать автором
Обновить

Моделирование зрения. Часть пятая. Как поймать взгляд

Время на прочтение5 мин
Количество просмотров2.3K
1 Экскурсия в глаз2 Восприятие3 Геометрия зрения4 Eye tracking5 Как поймать взгляд6 Моделирование eye tracking

Продолжая рассказ, начатый в четвёртой части о саккадах и их моделировании необходимо рассказать о таких феноменах, как ловушки для взгляда и зоны неразличимости.

Что такое ловушки для взгляда?


Феномен ловушек взгляда связан с особенностями ранжирования сознанием степени привлекательности следующего после саккады региона изображения. Непроизвольные саккады возникают при необходимости подвергнуть регион более подробному осмотру.

Результатом же работы ловушек для взгляда являются области картин, которые либо самопроизвольно притягивают к себе внимание, либо на которых без дополнительных усилий решительно невозможно сосредоточится.В качестве примеров ловушек могут служить геометрические фигуры, чья особенность ловить взгляд основана на визуальном ранжировании по цвету.

Из-за чего это происходит? Для понимания этого нужно вспомнить рассказанные во второй части сведения, а конкретно про комплиментарные цвета: цвет одной яркости, окружаемый фоном из комплиментарного цвета имеет склонность восприниматься сознанием более сильно. Другим эффектом восприятия цветовых границ является, тот факт, что границы между соседними по цветовому кругу цвету имеет склонность восприниматься сознанием как менее важные, менее резкие:



Граница между розовым и голубым квадратом (справа) воспринимается более чётко, чем между голубым и зелёным (слева). В результате на левой картинке сила восприятии границы между квадратами оказывается меньше, чем сила восприятия границы между голубым квадратом и фоном. Из-за этого создаётся ощущение, что взгляд «бежит» от центра, «притягиваясь» к внешним контурам голубого квадрата. Во втором случае (картинка справа) голубой квадрат усиливает восприятие внутреннего квадрата из-за чего центр фигуры начинает субъективно притягивать взгляд.

Но приведённые в примере контуры являются открытыми и не способны надолго удержать внимание, попробуем по-настоящему поймать блуждающий взгляд:



Фигура на картинке состоит из нескольких вложенных контуров, цветовые границы которых соединены таким образом, чтобы взгляд постоянно «избегал» внешней границы и «притягивался» к внутренним.

Как только взгляд фиксирует границу какого-либо контура (к примеру, красного квадрата в центре), он сразу же видит более привлекательную, «сложную» границу сбоку, и, соответственно, совершает небольшую саккаду в этом направлении. После чего видит что? Правильно! Что сбоку наблюдается ещё одна привлекательная граница.

Из-за рефлекторных оценок силы восприятия границ, пойманный в ловушку взгляд будет долго метаться между центральным красным квадратом и окружающим его синим контуром.

Контуры и сила восприятия



Ровно такую же шутку можно провернуть используя для субъективной оценки «силы границ» не цвета (или не только цвета), но и сложность контуров. Простейшим примером является следующая картинка:



Взглядние на левую картинку. Фиксация внимания на ней переносится между центром (красная точка на картинке справа), где находится самый субъективно-сложный контур (наибольшая плотность скученных разнонаправленных хорошо различимых кривых), и точкой ниже треугольника, между фигурой и границей (синяя точка на картинке справа), которая при фиксации взгляда в центре имеет в своих окрестностях следующий по сложножности изучения контур.

Мало того, данный набор контуров в результате непроизвольной фиксации взгляда в двух точках вероятнее всего запомнится, как «хреновина с загогуленой слева и треугольником внизу»!

Сложность или силу восприятия могут так же диктовать эмоционально-узнаваемые контуры. К примеру, известно, что области, идентифицируемые мозгом, как лицо, глаза и губы «притягивают взгляд». Хорошо различимые контуры губ и глаз на контуре лица могут образовывать пары и триады центров притяжения внимания. Именно из-за этого при воспоминании о какой-либо фотографии или картине часто делятся впечатлением, что «притягивали взгляд её голубые глаза и чувственные губы».

Ловушки взгляда не только диктуют траектории саккад, но и определяют впечатление и воспоминание об увиденной картине!

Ещё одним видом контуров, составляющих ловушки для взгляда являются субъективные контуры:



На картинке ясно видны очерченный круг, треугольник и полукольцо, которые на самом деле не изображены.

Субъективные контуры возникают после первичной обработки картинки сознанием и являются более сильными, чем контуры обычные.

Кстати, иллюзия трёхмерности, создающаяся при просмотре двумерной картины обладает большим субъективным притяжением, чем картинка, воспринимаемая как двухмерная.  


Разница в силе восприятия двумерного и «трёхмерного» контура.

Структура ловушки для взгляда



Ловушка взгляда состоит из пары или триады равноудаленных центров внимания.

Каждый центр внимания образуется одним из следующих способов (в порядке уменьшения силы восприятия):

  1. Психологически активный контур (лицо, образ знакомого предмета (лопата), узнаваемые контуры цифр и букв)
  2. Субъективные контуры и области, воспринимаемые как трёхмерные.
  3. Цветовые контуры (а точнее область около границы цветового контура) с максимальною силой восприятия.
  4. Сложные контуры, состоящие из множества хорошо различимых отрезков.

При этом нужно понимать, что в случае наличия сразу нескольких разнотипных контуров в зоне видимости, глазом будет вначале выделен более сильный из них, а при повторном, более глубоком рассмотрении — более слабые. Таким образом, «сила притяжения» региона для глаз является композицией силы всех различимых контуров, взятых пропорционально их значимости.

Размер контура центра внимания не должен превышать оптический угол зрения глаза (контур, видимый периферическим зрением воспринимается менее сильно из-за разрешающей способности глаза) при условии, что центр находится в зоне максимальной остроты зрения. С другой стороны, контур должен быть хорошо различим боковым зрением. Таким образом размеры контура около центра внимания не должны быть меньше 5 и не больше 11 градусов, при этом в формировании контура принимают кривые с длиною не менее 10 угловых минут.

Центры внимания должны располагаться таким образом, чтобы расстояние между ними составляло не менее 17 и не более 35 градусов. В этом случае при обзоре центра внимания периферическим зрением будет улавливаться второй центр внимания и к нему будет совершаться рефлекторная саккада.

Зоны неразличимости



В результате возникновения феномена ловушки для взгляда так же появляется феномен зон неразличимости – регионы изображения, субъективно отталкивающие взгляд. Зоны неразличимости образуются между  центрами внимания в точке их «равновесия». Части контура и объекты, попавшие в зону неразличимости наблюдаются исключительно периферическим зрением, обладающим слабым разрешением и внимание на них не концентрируется.

Именно с этим эффектом связан тот факт, что при чтении длинных слов глазу необходимо точно различить буквы начала слова, символы конца и общие контуры (длину) составляющих.  Побочным психологическим эффектом является то, что объекты в зонах неразличимости обычно не запоминаются сознанием.

Впрочем, не всё так плохо: стоит разрушить ловушку взгляда, например, закрыв ладонью один из центров внимания, как, словно по мановению волшебной палочки, объекты зоны неразличимости становятся более явными.

1 Экскурсия в глаз2 Восприятие3 Геометрия зрения4 Eye tracking5 Как поймать взгляд6 Моделирование eye tracking
Теги:
Хабы:
+6
Комментарии0

Публикации