Поколение Z: легко увлечь, непросто озадачить

Одиннадцатиклассник столичной физмат-школы разработал автономную транспортную систему, управляемую со спутника. Школьник из Нариманова создал эффективную систему энергоснабжения города. Десятиклассница из Москвы построила мощную аквапонную систему, способную выращивать не только водных обитателей, но и наземные растения. Все это – проекты финального этапа Олимпиады НТИ, а их авторы – представители нового поколения, поколения Z.

Знакомьтесь – поколение Z, первое полностью цифровое и технологичное. Мир ускорился: технологии стали обычным делом, а умения, которые родители Зетов приобретали годами, уже «внедрены в прошивку». Это творческое поколение, которое стремится улучшить мир вокруг себя. Теория неинтересна: Зеты нацелены на результат и хотят решать настоящие, «взрослые» задачи. На Олимпиаде НТИ – как раз такие: технические, на базе реальных инженерных проектов. Нам стало интересно, как изменится окружающий мир: поэтому мы познакомились с участниками и разобрали их проекты.
Одна из особенностей Поколения Z — сосредоточенность на внутреннем содержании личности, глубокое погружение в обучение и познание мира. На фоне более старших сэлфи-поколений их фото в соцсетях выглядят непривычно. Но им действительно не важно транслировать миру, как они выглядят и где находятся. И в их соцсетях нет признаков самолюбования и многочисленных я-фотографий. Поэтому мы выбрали для наших героев такие образы.
Валерий Белавенцев

Участвовал в Олимпиаде, чтобы примерить роль инженера и найти друзей
Профиль
Автономные транспортные системы

Город

Москва

Место обучения
НИУ ВШЭ (ГУ-ВШЭ)'21, 11 класс

«Коммуникации будут все больше заменять реальное общение: изменится Skype и другие мессенджеры. Интернет сильнее будет проникать в жизнь. Рубежом станет тот момент, когда государство начнет использовать его и для замещения большинства оффлайновых процедур: например, появится возможность голосования на выборах через интернет, прямые линии и т.д.»
Даниил Кирсанов

Участвовал в Олимпиаде, так как она дает возможность самоопределения и общения с гиперумными людьми
Профиль
Интеллектуальные энергетические системы

Город

Астрахань

Место обучения
Гимназия №1, 11 класс

«Если представить развитие интернета в спокойной обстановке — то есть как сейчас — я думаю, через 20 лет из квартир полностью уйдут телевизоры. А если они останутся, у них будет прямое подключение к интернету. Придут проекторы, которые будут давать очень высокое качество изображения. Не полностью, но частично изживут себя персональные компьютеры. Появятся локализованные точки доступа в интернет, например, в библиотеках. Разовьется виртуальная реальность — и технологии, и устройства. А в повседневной жизни нам будут помогать VR-очки»
Анастасия Афанасьева

Участвовала в Олимпиаде из интереса к теме. Будущее планирует связать с биоинженерными решениями
Профиль
Инженерные биологические системы

Город

Москва

Место обучения
школа 2090, 10 класс

«Я думаю, почти вся информация будет храниться во „всемирной паутине", и рукописи/печатные издания будут мало актуальны. В связи с развитием технологий (в том числе и так называемой „умной техники") кроме русского в нашей стране, да и во всем мире, каждый человек сможет „разговаривать" на языке программирования. Апогея достигнет процесс персонификации — интеллектуальные системы научатся ещё более точно „адаптироваться" к пользователю»
Олимпиада НТИ
Олимпиада Национальной Технической Инициативы для школьников 9-11 классов проходит в три этапа. На первом, отборочном участники решают задачи по математике, физике, биологии, информатике или химии. Затем лучшие из них объединяются в команды, которым предстоит решить близкие к реальности задачи, где используются знания нескольких дисциплин. Победители попадают в финал, где сначала несколько дней решают теоретические задачи повышенной сложности, а затем в условиях лаборатории разрабатывают инженерное решение и испытывают его на тестовом стенде.
Разработанная силами сразу трех политехов, Московского, Питерского и Томского, а также десятка университетов, программа Олимпиады НТИ выглядит одной из оптимальных — с точки зрения развития и старта школьников. Здесь необходим достаточно высокий уровень знаний, но отсутствует «интеллектуальная элитарность». В Олимпиаде на равных участвуют и ученики престижных столичных школ, и самоучки.
Команда появилась случайно: двое ребят из моей школы, я, ещё двух ребят нашли в группе НТИ.
Валерий Белавенцев
участник Олимпиады
Здесь есть возможность выбрать профессию, узкую специальность и на практике попробовать себя в роли биотехнолога или энергетика. Победа дает 100 баллов за профильные экзамены ЕГЭ и возможность поступить в лучшие университеты страны. Участие в Олимпиаде НТИ бесплатно, зарегистрироваться и принять участие могут школьники из самых отдаленных мест России и не из самых обеспеченных семей.
Каждый из этих «плюсов» — вполне обычная практика школьных олимпиад. Но именно Олимпиада НТИ взяла это лучшее, отчего выглядит... идеально сбалансированной, что ли.
На Олимпиаде представлены задачи в 17 профилях: интеллектуальные, робототехнические, космические, энергетические, транспортные и другие системы, машинное обучение, нанотехнологии, умный дом, ядерные технологии, VR и AR, финансы, новые сенсоры и материалы. В каждом от участников требуется сконструировать и запрограммировать законченный технический продукт, решить реальную практическую промышленную задачу. И задачи эти ставят реальные промышленные компании, нацеленные на результат.
В качестве примера мы приводим задачи и решения героев нашего материала:
Задача 1
Осуществить транспортную перевозку по суше, морю и воздуху, ориентируясь на показания датчиков и сигналы элементов инфраструктуры транспортной системы, а также настроить спутник для передачи радиосигнала и реализовать его позиционирование в пространстве.
Разработка водного транспорта «МАРИнет» на базе Arduino. Код решения писался на C++
Задача 2
Наладить электроснабжение города таким образом, чтобы получить максимальный КПД. Нужно предусмотреть резервное питание и т.п.
Модель города. Снабжается электричеством посредством двух солнечных и трех дизельных электростанций. КПД системы: 83,3%
Задача 3
Проектирование, создание, балансирование аквапонной установки. Оценка основных параметров системы и поддержание ее в оптимальном состоянии.
Аквапонная система. Состоит из бассейнов для рыбы и ракообразных, гидропонного блока, фильтров и емкостей, насоса и блока бактерицидной обработки

Олимпиада выделяется из пула классических и по факту готовит школьников к работе в реальных условиях IT-рынка. К примеру, задачи на программирование второго и третьего туров напрямую связаны с актуальными задачами из сферы транспорта. Задача ориентации коптера по ArUco-маркерам — живая, «с рынка» — правда, в миниатюре, со своими ограничениями. Проводят экспертизу задач Олимпиады участники отраслевого рынка НТИ AeroNet.
Для решения олимпиадных задач требуются разные знания – для одних просто была нужна логика, просто представить себе процесс, описываемый задачей. А некоторые задачи были чересчур сложные. Приходилось решать их долго и коллективно.
Даниил Кирсанов
участник Олимпиады
В прошлом году ребятам пришлось создать беспилотный наземный, водный и летающий транспорт, управляемый со спутника, вырастить фотонную нанопленку из кристаллов, собрать аквапонную систему, оптимизировать потери беспроводной связи, освоить принципы работы ядерного реактора, создать макет умного дома, обрабатывать данные на основе машинного обучения, разработать эффективную систему энергоснабжения города. Это далеко не все: на сайте Олимпиады выложены задачники по каждому направлению.
Все это — сложные и интересные задачи для нетривиальных умов нового поколения. Уже в школьном возрасте эти «дети», объединившись, могут реализовать прототипы сложных устройств и конкурировать со взрослыми. Почему?
Поколение цифровой эпохи
Поколение Z — первое по-настоящему цифровое. Нынешние взрослые начинали жить в аналоговом мире и лишь потом переходили на цифру: многие помнят городские телефоны, пищащие модемы, работу с факсом, бумажные письма. Современная молодежь родилась в цифровую эпоху: кассетный плеер у них вызывает недоумение, интернет в их понимании должен быть быстрым и доступным повсюду, друзья — в соцсетях, а в кармане обязательно смартфон. Они всегда на связи и легко завязывают общение с незнакомыми людьми, хотя и кажутся интровертами. Это поколение твиттера и ютьюба, любящее конкретику, факты, визуальные образы.
Поколение Z кардинально отличается от предыдущих — буквально во всем. Эти люди жаждут постоянного развития и движения вперед, они не приемлют скучной или монотонной работы и за каждое задание должны получать «ачивку»: чтобы видеть, что работа приносит кому-то пользу.
В отличие от эгоцентричного и циничного поколения Y, современная молодежь отлично работает в команде: фокусируясь на результате, не заморачиваясь на субординацию. Обязанности распределяются проще, никто не борется за власть — и за счет этого деятельность поколения Z на голову эффективнее других.
Да, мы разделяли сферы ответственности в команде, потому что каждый участник имеет свои сильные стороны, и задачи можно было решать параллельно, что значительно облегчило и ускорило работу.
Анастасия Афанасьева
участник Олимпиады
В этом есть и своя слабость: если не занять их интересным и сложным делом или поставить совершенно невнятное ТЗ, скорее всего, молодой человек откажется от задачи или сделает ее спустя рукава. Для них главное — здесь и сейчас, а не долгосрочные планы.
С другими двумя людьми в команде я был не знаком. Но коммуницировали мы свободно, никто никого не стеснялся, все высказывали свои идеи. У нас не было разобщенности, не было споров, фатальных для работы команды. Были противоречия, но они помогали работе.
Даниил Кирсанов
участник Олимпиады
Современная информационная эпоха содержит немало шума: новостного, рекламного, технологичного. Поколение Z умеет не просто фильтровать информацию, но и правильно ее потреблять: быстро анализировать большие потоки информации и одновременно решать несколько задач. Благодаря соцсетям они всегда в курсе трендов и стремятся быть на одной волне со всем столь быстро изменяющимся миром.
Разделение было, но оно являлось таким... ситуационным что ли — кто хотел, тот и вызывался. Команда появилась случайно: двое ребят из моей школы, я, ещё двое ребят нашли в группе НТИ.
Валерий Белавенцев
участник Олимпиады
Представьте себе человека со встроенным Adblock'ом. Это он. Представитель нового поколения. Он просто не видит баннеров, рекламных ссылок и слоганов. Но очень нацелен на визуальное потребление информации: быстро «переварить», осознать и при необходимости воспользоваться. И основной источник информации для Z'ов — YouTube, поисковики и социальные сети. Вместо статьи по выбору обуви или советов администраторов торговых залов они предпочтут просмотр гайда от любимого видеоблогера. И видеоблогеры, фактически, формируют их вкусовые и потребительские предпочтения.
Свой день не могу представить без Дневник.ру — это моя точка входа в интернет № 1, поскольку там все домашние задания и т.п. Но самая интересная для меня платформа — YouTube. Там все — от новых программ Дудя до Познера.
Даниил Кирсанов
участник Олимпиады
Впрочем, это же касается и полезной информации: поколение Z ценит подробные и простые инструкции, а что может быть проще обычного обучающего видеоролика?
Сеть для них — все. Основной источник информации и вдохновения. Поэтому так важно постоянно быть на связи. 90% представителей поколения Z не представляют свою жизнь без интернета и в случае его отсутствия испытывают физический дискомфорт. Более того, без интернета могут начаться психические расстройства. Это же касается и гаджетов — ведь где-то нужно сидеть в сети.
Необычно, что несмотря на сетевую активность, поколение Z очень осторожно относится к распространению личной информации. Приватность и безопасность для них на первом месте, поэтому они предпочитают контент, который оставляет лишь небольшой цифровой отпечаток или не оставляет его вообще. Отсюда и растут ноги у популярности Stories в соцсетях: с одной стороны, хочется поделиться чем-то свежим с друзьями, с другой — нет желания, чтобы это использовали посторонние.
«Зеты» не стремятся к публичности: личных фотографий у них куда меньше, чем у «игреков», а селфи замазываются масками. У них множество фотографий, где они погружены в работу, занимаются спортом или общественной деятельностью, но увидеть их лицо на фото получается редко.
Они хотят быть признанными и ценными — отсюда желание делиться моментами своей жизни с обществом, получая порцию «лайков, шеров, ретвитов». Кроме этого, подросткам нравится, когда их хвалят в школе или они получают - пусть и незначительные - призы за участие в мероприятиях, а под фотографиями мелькает счетчик «лайков».
Поколение Z очень хочет быть нужным обществу — это основной стимул двигаться дальше. Каждое выражение одобрения деятельности делает их немного счастливее, а отсутствие похвалы может стать причиной депрессии и демотивации. Однако за счет огромного количества разнообразных видов «одобрений» они не считают это чем-то выдающимся, а воспринимают как данность для своих действий.
Кажется, что подростки зависимы от технологий — но все не совсем так. Они уже рождаются в высокотехнологичной эпохе. Гаджеты, интернет — для них это «в крови». И врожденные способности работать с технологиями дают им возможность не просто конкурировать с прошлыми поколениями, но и активно развивать IT-сферу. Мы уверены, они еще покажут себя во всей красе — стоит только взглянуть на уже вполне взрослые достижения на Олимпиаде НТИ.
Комментарии 52
  • +15
    Лет 10 назад мы все уже слышали точно такие же слова про детей-индиго. Поколение Z ничем не отличается от всех предыдущих поколений, большинство из них обычные унылые обыватели, только ещё и с клиповым мышлением.
    • 0

      Это все от непонимания простого факта, что обезьяна стала человеком когда начала пахать, а не пространно рассуждать о своих особенностях. "Дети индиго" в разные времена становились шаманами, священниками, шарлотанами и другими представителями голубых/королевских кровей, но успешных — единицы. И успех был связан с тем, что они умели работать (лизать задницу начальству, интриговать, уговаривать и т.п.). Остальные же, вероятно, замыкались в своем кругу общения боясь осознать тот факт, что на этой планете фриков — пруд пруди.

      • 0
        Millenials — особенные, и скоро они всех этих Z тоже убьют.
      • +12

        Лет 50 назад так про пионеров писали.


        "Поколение Z кардинально отличается от предыдущих — буквально во всем. Эти люди жаждут постоянного развития и движения вперед, они не приемлют скучной или монотонной работы."


        А если серьезно — процентов 95 их изобретений — обычные фантазии. А для воплощения в жизнь оставшихся 5% нужна команда суровых дядек-профессионалов-практиков предыдущих "ущербных" поколений.

        • 0
          Конфликт поколений — это вечная тема.

          А если серьезно — процентов 95 их изобретений — обычные фантазии. А для воплощения в жизнь оставшихся 5% нужна команда суровых дядек-профессионалов-практиков предыдущих «ущербных» поколений.


          Так и про все изобретения можно сказать.
          • +1

            "Так и про все изобретения можно сказать."


            Зачем так категорично. Хороший специалист значительную часть работы по внедрению своего изобретения может и сам сделать.

            • 0
              Исходя из текста статьи, Z-специалист на этой фазе заскучает.
              • 0
                Хороший специалист значительную часть работы по внедрению своего изобретения может и сам сделать

                Не факт. В истории есть примеры разделения обязанностей: Возняк проектировал и паял, а Джобс занимался маркетингом и снижением себестоимости.
                Каждый должен в первую очередь заниматься тем, что умеет лучше.
            • +3
              Мы летом, тоже таких «вундеркиндов» курировали. Печально, что сами дети понимают уровень и, что надо еще много работать. Но организаторы и модераторы усердно навязывают им, что они гениальны.
              На мой взгляд и взгляд моих коллег, делая им тем самым медвежью услугу.
              На ютубе можно найти Ростика и его броню для танка (это то, к чему это всё может привести)
            • +6
              Простите меня за циничность, но ничего сверхестественного дети не сделали. Для уровня школьника в самый раз, саморазвитие и интерес к технологиям приветствуются. Вот только ничего бы они не сделали без колоссального вклада в науку и информационные технологии своих дедов, родителей, старших братьев. Поколение Z растет на плодотворной, подготовленной почве.
              • 0
                Главное — довести до детей, что даже при очень быстром и очень ярком мигании светодиодом на Ардуинах — это подобие таблицы умножения.
                Дальше — намного сложнее. Разноцветных проводочков уже не будет.
              • +7
                Почему я перестал ходить на научный совет. Во время докладов аспирантов слушаешь прекрасным изобретениям юного дарования, а у самого в голове включился счетчик человекочасов. К середине понимаешь, что там работы крепких профессионалов в количестве 10 штук лет на 5.

                Когда задаешь вопрос, а что конкретно он сделал, оказывается, что научился пользоваться написали скрипт строк на 100 на Python или Matlab, или раскидали сетку в Ansys для расчета второстепенной задачи. А все остальное — это работа отдела за последние 4 года…

                Это я к чему? — Вот это все тем же самым пахнет.
                • +3
                  так наивно написано… особенно про ютюб в этой стране, который вот-вот попадет в черные списки, если не превратят его в зомбоящик с цензурой.
                  Пусть эти подростки выйдут в реальный мир и попробуют что-то сделать с кредитами под 30% годовых.
                  • +7
                    Школьники построили несколько моделек на ардуине (молодцы, не спорю, многим их сверстникам до них как до неба), но зачем писать статью так, как будто они создали реальные промышленные системы? «Могут конкурировать со взрослыми», серьёзно? Автор, этим детям чтобы дорасти до возможности конкурировать со взрослыми, надо угробить годы на пресловутые унылые вещи (электроэнергетические/транспортные системы, микроконтроллеры, С, языки ассемблера, да блин базовая электротехника/радиотехника из-за Arduino порой мимо школьников проходит). Всё это снабжено совсем уж бредом про ютуб у поколения Z и фантазиями пресловутых школьников про IT-технологии будущего (господи, лучше бы молчали, прекрасная иллюстрация к тому, что умение собирать ардуинки и кодить на питоне может соседствовать с фееричной неопытностью в IT).
                    • +4
                      Обязанности распределяются проще, никто не борется за власть

                      Это потому что они еще маленькие. Вырастут — наверстают, если, конечно, им предоставится такая возможность.
                      Статья оставила ощущение, что написана она "по заказу гостелерадио СССР".

                      • +1
                        Потому и анонимно…
                        • 0
                          … и вообще поколение Z будет расти при коммунизме.
                        • 0
                          Поддержу товарища «Cheater». когда надо сделать элементарную реальную вещь, «внезапно» оказывается, что для решения возникающих проблем малые лезут в интернет, и ))) «о чудо» — путей решения они там не находят, находят только бесчисленные форумы и соцсети, где такие же как они неучи разной степени «квалифицированности» на полном серьезе бьются многогранностью своих заблуждений. Если случается кому из профессионалов там поприсутствовать — дай бог один из неучей спросит «что читать?». Любой человек с образованием на уровне «физика 8-го класса советской школы сдана на 4» теперь там выглядит гуру. Смех и грех. Хреново все это. Блогеры с мать их ютуберами, тьфу… Где вы были, когда мы создавали тот интернет, под который вы сейчас пишете кривой код на обиженных богом перлах и прочих холерных клонах языков для девочек.
                          • +1
                            пишете кривой код на обиженных богом перлах и прочих холерных клонах языков для девочек

                            Простите, но ваше высказывание на уровне школьника
                          • –2
                            А арудино… Отдельная песня. Когда показываешь или рассказываешь арудинщикам что сделано на 8-битном 20-мегагерцовом ат-тини — они сперва впадают в ступор, а потом пытаются найти на плате, на которой ничего почти нет «в чем подвох» и в конце концов спрашивают «а почему мы не можем получить те же параметры на 32-разрядном до мозга костей АВР на 0.6ГГц»… Ну и как им объяснишь, что они тупо не знают математику, ведь что бы понять тот факт, что они ее не знают, ее надо знать… ))) Замкнутый круг. Ведь для этого надо принять тот факт, что " я, сопляк, со всем своим ютубом и контактиком — безграмотный лох, и я должен принять ничтоже сумняшеся этот факт и идти на поклон к тем, кто создал мир, в котором я могу только жрать, гадить и тупить в видосы и камменты".
                            • +3
                              А эти самые ардуинщики случайно не только ли в вашей фантазии существуют? А то комментарий пропитан такой обидой на недооцененность, что даже как-то читать неловко.
                              • +3
                                Я как участник этой олимпиады скажу почему Ардуино, я сам ее недолюбливаю, но для того что бы быстро создать хоть как то рабочий прототип она идеальна, за те 24ч, которые даются на решение задачи олимпиады, времени хватает на быстрый прототип на ардуине, даже при этом времени не хватает катастрофически. И да на цель этой олимпиада не сделать продукт из ардуины и т.д., а дать некоторой отобраной группе школьников реальные практические знания в соревновательной среде и дать им правильный вектор развития, а лучшим из них(те кто победили) дать льготы для поступления в любой вуз страны на технические специальности
                            • +3

                              статья построена на примере олимпиадников. Но ведь поколение — это все дети, а не только они. И я вам расскажу про другое поколение Z. Они тоже живут интернетом, но это то же общество потребления, что и раньше. Только в новом флаконе. Вместо гамбургеров они потребляют контент. Для них икона и тренд важнее живого интереса к вещам. Они разучились грамотно писать и фантазировать самостоятельно, так как все фантазии реализованы фабрикой грез. Ими еще легче манипулировать, так как они больше восприимчивы к информации.

                              • 0
                                Не просто восприимчивы, а невежественны и некритичны. Впрочем, это свойственно молодежи.
                              • +2
                                1. энергоснабжение города. Добро пожаловать в мир дождя и реактивных нагрузок
                                2. аквапоника: известно лет 15 точно (ранее не читал)
                                3. gps треккер штоле?

                                короче в качестве олимпиадных поделий молодцы. Но зачем-же отак сходу «ааа, новоепоколениесупир!»? Как тогда назвать установку другой память в спектрум? «14 летний школьник построил свою ЭВМ! ШОК! IBM в панике!»
                                • 0
                                  Когда говорят про поколение Z, обычно имеют в виду то, что отличает их от ровесников 20-40 лет назад.

                                  А такие олимпиадники, как в этом посте — они всегда были. Посмотрите в МГТУ программу «Шаг в будущее», половина из них отчисляется в первый год, 80% не выдерживает обучения — биомусор, в смысле, тяжело им в жизни потом приходится.
                                  • 0
                                    Z — zero?
                                    • 0
                                      Поколение Z — поколение Ардуино, если говорить в терминах электроники. Соединить по инструкции несколько готовых модулей и накопировать сотню строк из разных примеров — это всегда пожалуйста. Но когда встает требование сделать реальное устройство, то преодолеть преграды они уже не могут. Им нужны эмоции и постоянные промежуточные результаты, на долгой дистанции они работать не могут, тем более, если раз за разом происходят неудачи (ошибка на плате, сгорела микросхема, нехватка производительности). Более взрослым людям в этом плане проще и проекты они воплощают гораздо лучше.

                                      При этом когда я был в таком возрасте, у меня была всего одна проблема — не было интернета. Информацию было достать не откуда, в библиотеках было очень мало и, в основном, всякое старьё, в котором было больше про партию и коммунизм, чем по делу. Сейчас же есть куча статей, любая документация на любой компонент, можно реализовать любой проект. В статье же описаны какие-то игрушки, неприменимые в жизни. Думаю, лишь единицы смогут развить свои способности и реализовывать по-настоящему хорошие проекты, а остальные пойдут кричать «Свободная касса». Впрочем, как и во всех предыдущих поколениях.
                                      • 0
                                        Мне тоже нужны эмоции и постоянные промежуточные результаты, хотя от меня до поколения Z около 20 лет. Мне кажется, что вы зря примешиваете сюда темперамент — да, кто-то будет неторопливо и основательно делать продукт, а кто-то — тяп-ляп и в продакшин, но пока у первого будет лишь одна версия продукта, второй успеет выпустить три… или прогорит. Но если не прогорит, то третья версия будет как дешевле, так и продвинутей всего, что сделал первый. Собственно, поэтому Agile и побеждает Waterfall.
                                      • +1
                                        Вспомним замечательный проект МФТИ «Старт в науку». Та же идея, те же амбиции. Школьники проектируют сложнейшие инновационные проекты. А выхлоп есть?
                                        Приведу простой пример — когда я участвовал в этом конкурсе — за призовые места в этом проекте было упрощено поступление в МФТИ. Можно было в 10м классе занять первое место на проекте, и после 11го придти на простое собеседование вместо решения достаточно непростых вступительных задач. Чем мы и попытались воспользоватся. Я, к сожалению, призовых мест не занял (система распознавания речи на основе интонации произносящего), а вот мои знакомые — умудрились. Один — с проектом «надувного» рефлектора для сверхбольших телескопов (в первую очередь для условий низкой гравитации, типа Луны), второй — с проектом самолета с ионным двигателем, энергию для котрого он должен был брать со спутника, который в свою очередь должен получать ее от солнечных батарей.
                                        Сделали ли эти проекты человечество ближе к полетам на ионном двигателе? Или к постройке телескопа на Луне? И если подобные задачи когда-либо возникнут — обратятся ли разработчики к тем материалам, которые создали школьники в рамках проекта МФТИ?
                                        • +1
                                          Конечно, нет. Глупо от школьников ожидать прорывов. Вы лучше по собственному опыту поделитесь: что Вам дало участие в проекте? Повысили лы вы свой уровень? Сказалось ли участие положительно в будущем и как? Была ли это полезная и маленькая ступенечка на долгом пути вверх в постижении мастерства?
                                          • +1
                                            Конечно это была ступенечка. Большая, или маленькая — тяжело судить — все познается в сравнении, а тут сравнивать не с чем. Просто ступень на пути становления инженера.

                                            Зато я четко понял, что победа в этом конкурсе (как и во многих конкурсах в которых я участвовал позднее) зависела в первую очередь не от сложности проекта, количества строк в программе или актуальности решаемой проблемы, а от красивости интерфейса, подготовленности доклада и количества слайдов для проектора. Печально, но это так. Хотите печататься в научных книгах и журналах — то решение копеечной проблемы или очередное изобретение велосипеда — хорошо описанное, со множеством чертежей и грамотным описанием — с огромной вероятностью признают как лучшую статью и соответствующе наградят. А вот попытку решить что-то глобальное, инновационное, что еще никто не делал — но без графиков, с одной схемой, и докладную речь, написанную за полчаса до выступления (в связи с отсутствием времени) — никто не оценит.
                                            • +1
                                              Ясно. Впрочем, ситуация стара как мир. Не вы первый.
                                              Интереснее узнать про ваши результаты самоанализа: чему научились полезному, что смогли использовать потом.
                                              Например, навык грамотной саморекламы и оформительства для продвижения идеи.
                                              Или навык работы в условиях дефицита времени.
                                              Вдруг, какие новые мысли и навыки получены…
                                              • 0
                                                С точки зрения кодинга — не воспользовался ничем, как известно, код программиста эволюционирует, и через несколько лет, смотря на свой код — ужасаешься «это я написал? как же я был тогда неопытен». Ну а по сфере своей дальнейшей деятельности я не сталкивался с лингвистикой и семантикой, чтобы идеи из того проекта имели для меня какую-то пользу.

                                                Но вот с точки оформления доклада — да, это было много полезного. Эта конференция позволила понять, что преподавателям/экзаменаторам нет дела до проблемы, рассматриваемой в вашем билете на экзамене, курсовой или дипломном проекте. Им есть дело лишь до уверенной речи, способности отвечать на вопросы «с подковыркой», и качества диаграмм и схем. Это позволило мне печататься в книгах, получать награды за лучшие доклады на научно-технических конференциях, и т.п.
                                                Хотя опять же, уточню. С какой-то стороны приятно, что наградили, но с другой стороны — грустно получать эти награды не за сложность и актуальность решенной проблемы, а за грамотный доклад и красивые картинки.
                                                • 0
                                                  Что ж, остается надеяться, что со временем ваша замечательная идея будет замечена благодаря грамотной подаче, а не наоборот ;-)
                                                  • 0
                                                    Это позволило мне печататься в книгах, получать награды за лучшие доклады на научно-технических конференциях


                                                    Пожалуйста, напишите (в личку) ссылки на публикации в книгах, доклады на конференциях, за которые вы удостоились наград.
                                                    Буду очень признателен.
                                                    • 0
                                                      Блин, а кто помнит ЗФТШ?
                                                      Я сам из жопымира Владивостока, и в те времена, это был охрененный трамплин для мозгов.
                                                      Мы посылали раз в месяц по почте России пачку тетрадок в Долгоп и потом на почте ответа ждали в очередях по 3-4 часа.

                                                      Олимпиада — это очень хорошо.
                                          • 0
                                            упс
                                            • 0
                                              автономную транспортную систему, управляемую со спутника

                                              Так она автономная, или управляемая?

                                              • 0

                                                Это все хорошо, только главный вопрос — будет ли это все реализовано на практике? Пока я не вижу ни одной реальной конкуретноспособной (!), выходящей на западный рынок (!!) модели, все сплошь только игрушки (без обид, но это так) в стиле Е-мобиля и аналоги Сколково за 41 млрд долларов аккурат висящему в воздухе январской заморозке российских счетов на Западе. По мне дак далеко не самая здоровая почва для инноваций, ни так ли? Да и была ли она когда-либо в новейшей истории?

                                                • +2
                                                  А что позорного в том, что школьники умеют сами делать крутые игрушки? Вырастут — сделают взрослые проекты. Начало неплохое. Детям дитячье, взрослым взрослое.
                                                  • 0
                                                    ППКС
                                                    • 0

                                                      Я… Я, позвольте-с, где это говорил? Наоборот только за, так как сам имею к этому отношение (разраб). Слово "игрушки" было употреблено в контексте каких-то несерьезных изобретений для распила гос. имущества, как это, в большинстве случаев и бывает. Очень буду рад, если такого рода изобретения пойдут в массы. Пока этого не произошло, и не знаю, произойдет ли при настолько нездоровой ситуации в этой области, которая всегда была таковой, увы. Вот о чем я говорил выше. Удивлен, если честно, что пришлось дополнительно разжевывать эту же мысль просто на пальцах, считал что вполне емко высказал свою мысль ранее(

                                                      • +2
                                                        Речь шла о школьной олимпиаде, а не о Сколково, если не ошибаюсь.
                                                        Задача олимпиады — выявить талантливых детей, дав решить им сложную, но все же посильную учебную задачу. Эти «изобретения» не для того, чтобы пускать их в массы.
                                                  • +6
                                                    Во все времена были и будут хорошие умные талантливые дети, и во все времена будут такие комментаторы которые будут ворчать, что поколение видите ли не то, и что ничего не умеют.
                                                    Очень рад что появляется больше таких программы где дети могут показать и реализовать свои способоности.

                                                    А что ты делал в их возрасте? — я ел грязь.
                                                    • 0
                                                      Первое впечатление от статьи — какое же перспективное поколение, оказывается. А потом подумал, всё как у Жванецкого: «выйдешь на улицу — кажется все вышли». То есть всегда есть люди двигающие мир вперёд и их всегда очень мало, но когда ты в этой среде, то кажется что все вокруг такие. Друге дело, что нынешнее поколение растёт на удивительном технологическом субстрате и дальше будет только лучше). Это и радует.
                                                      Но всё таки писать про неверятное поколение Z — это уж очень однобокий взгляд.
                                                      • 0
                                                        Практически любая работа – это 20 процентов творчества и 80 процентов рутины, которую необходимо сделать, чтобы получить готовый продукт труда.

                                                        Когда говорят о стартапах и одарённых детях почему-то зачастую закрывают глаза на эти 80%. Далеко не каждый гений способен тянуть рутину, чтобы его замысел воплотился из образа в голове в серийное изделие, которое техническо-экономически сбалансировано, унифицировано, технологично, безопасно при производстве и прочее и подобное.

                                                        Ну и СМИ делают порой делают своё неблагодарное дело. Именно из-за их некомпетентности появляются феномены типа BolgenOS или танковой чудо-брони из Кривого Рога. Хорошо то, что дети что-то придумывают и пытаются сделать. Плохо то, что взрослые из-за своих коньюнктурных интересов внушают этим детям что они не просто молодцы, а прямо гении, которых свет не видывал, что на самом деле не соответствует действительности и порой калечит мировосприятие ребят.

                                                        Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.