Инструмент, открывающий дверь в будущее электронной музыки

http://www.wired.com/2015/03/linnstrument/
  • Перевод


В своем материале для Wired Рене Чун поделился историей Роджера Линна и его удивительных разработок. Мы решили рассказать об этом и снабдить итоговый материал дополнительными сведениями и источниками.

В качестве основного примера, от которого отталкивается Рене, приведена музыка из фильме «Бегущий по лезвию». Для её создания практически не использовались какие-либо музыкальные инструменты, кроме Yamaha CS-80. Специфический характер звучанию дала функция «PolyphonicPressure» – изменение громкости ноты путем нажатия на кнопку с разной силой. К сожалению, финансирование таких разработок подразумевало существенные затраты и руководство компании прекратило выпуск этих моделей синтезаторов.

Заметим, что обработка сообщений MIDI-устройств – это дело каждого отдельного производителя, который принимает решение о целесообразности наличия функциональной возможности восприятия, например, силы удара по клавише. Классический вариант –  изменение громкости для всего инструмента сразу.

CS-80, о котором завел речь Рене, использовался не только для создания музыки к фильму «Бегущий по лезвию» – его применяли: британская рок-группа Wings при записи альбома «London Town», Питер Гэбриэл для своего пятого студийного альбома «So» и многие другие известные музыканты.

Культовый инструмент ушел на заслуженный отдых, и спустя 35 лет появились инструменты нового поколения – полифонические сенсорные контроллеры захвата многонаправленного движения (PMC — polyphonic multi-dimensional controllers). MIDI-устройства данного типа дают возможность управлять не только громкостью, но и высотой звука вместе с его тембром.

Новые технологические возможности вроде интеллектуальных материалов, сенсоров и современного ПО подтолкнули инженеров к воссозданию идеи 35-летней давности. Таким образом, музыканты получили новые возможности для исполнения сложных произведений, аналогов которых никто до этого не слышал.

Примеры инструментов (на основе данных одного из наиболее авторитетных источников по теме):

  • Roli Seaboard – необычное пианино, мягкие клавиши которого на ощупь напоминают человеческую плоть;
  • Haken Continuum – что-то вроде самого длинного в мире коврика для мыши;
  • Madrona Soundplane – резная доска из древесины ореха, напоминающая настольную игру;
  • LinnStrument – компактный и простой в использовании инструмент.




Прототип Linnstrument

Этот инструмент создал Роджер Линн (Roger Linn). Когда мы говорим о Роджере, мы подразумеваем одного из наиболее известных разработчиков музыкального оборудования для профессионалов. С ним работали такие легеды как Стиви Вандер и Доктор Дре.



LM-1 – это одна из разработок Роджера и первая в мире программируемая драм-машина

Если вспоминать что-то более знакомое обывателю, стоит сказать об Akai MPC60. В разработке этого инструмента Роджер принимал непосредственное участие, но уже в рамках сотрудничества с японской компанией.

Рене приводит цитату из интервью по Skype, когда сам Роджер прокомментировал свой вклад в музыкальную индустрию: «Судя по всему, каждая из моих драм-машин нашла достойное место в индустрии создания популярной музыки».

«Я просто стараюсь создавать устройства, которые не требуют каких-то больших технических навыков, чтобы ими управлять, — поясняет он. — Когда я был музыкантом, использование электронных приборов требовало оптимизации всевозможных настроек и знания технических терминов. Мне все это никогда не нравилось»

В последствии Линн основал компанию Roger Linn Design и занялся разработкой таких продуктов как AdrenaLinn (и его улучшенных версий) и LinnDrum. Конечно, такой эксперт не мог остаться незамеченным сообществом профессионалов. В 2011 году Роджер получил Grammy за вклад в развитие музыкальной индустрии и сферы звукозаписи.

Новая разработка


LinnStrument имеет светящееся основание из светодиодов, покрытое молочно-белым силиконом. Инструмент спроектирован на основе системы нот на грифе гитары, выполненной в разных цветах, причем прямоугольная поверхность инструмента разделена на 200 одинаковых квадратов по размеру подушечки пальца.

Восемь горизонтальных рядов (и 16 вертикальных) клавиш можно настроить как гитару, разбить по квинтам как у скрипки или виолончели, либо использовать какой-то другой интервал. Чтобы облегчить поиск нужных нот, основные ноты (от «до» до «си») в разных местах инструмента горят особым цветом.

Техника игры на LinnStrument представляет собой нечто среднее, между игрой на гитаре и соединением точек в плоской системе координат. Ноты и струны обозначены точечными светящимися дорожками, пересекающими сенсорную поверхность. Стоит подвигать пальцем вперед и назад по оси X и вуаля: получается эффект вибрато (изменение высоты звука).

Профессиональные музыканты осваивают RGB-контроллер Линна с потрясающей быстротой. В этом видео клавишник из группы Dream Theater Джордан Рудесс играет импровизированную мелодию на LinnStrument, в первые минуты знакомства с инструментом.



Производство аудиотехники – творческий процесс, который требует не только понимания потребностей профессиональных музыкантов или любителей, но и грамотной оценки предложения конкурентов. При этом не стоит забывать и об организации производственного процесса.

Именно такой подход дает возможность повлиять на одну из самых больших проблем акустического рынка – очень сильное расслоение, когда есть очень недорогой и, скажем честно, недостаточно качественный товар, а следующая ступенька – уже очень дорогой продукт.

Достаточно серьезный подход к конструированию, подбору элементной базы и изготовлению корпусов в комбинации с собственным розничным каналом позволяет снизить издержки с сохранением уровня серьезного High-End’а. Об этом мы поговорили в одном из наших подкастов, с транскриптом которого можно ознакомиться тут.

P.S. Помимо собственных разработок мы в Аудиомании предоставляем целый спектр категорий музыкальных инструментов и аппаратуры. Вместе с этим мы работаем и с профессиональным аудио для самых разных задач.
Аудиомания 164,50
Лидер рынка качественных решений для музыки и кино
Поделиться публикацией
Комментарии 36
  • +5
    Чтобы убедиться в низком качестве звучания, достигаемого с помощью MIDI-клавиатур, достаточно вспомнить о практическом отсутствии музыкальных соло.
    Миди клавиатуры вообще не звучат, а создают поток МИДИ сообщений. Возможно, стоит говорить не о низком качестве звучания, а об ограничениях в возможности повлиять на звук, используя такой контроллер, как MIDI-клавиатура. Да и в целом, MIDI-протокол является клавишно-ориентированным. А музыкальные соло есть!
    • 0
      Подкину пару клавишных соло:


    • +2
      подобный инструмент, более классический https://www.roli.com/products/seaboard-grand
      • +5
        Да вообще статья — полная дичь и трэш, как по стилю изложения, так и по уровню знания автора в предмете.

        ЗЫ. Jordan Rudess (Dream Theater) играет на seaboard, а также, много лет, в том числе и на концертах, на Continuum Fingerboard (https://www.youtube.com/watch?v=6pUpbLvbQ7A)
        • 0
          Нормальная статья. Правда, стоит отметить что Eigenharp Tao и Alpha вроде так и не добрались до массового производства. Зато Pico продаются, она маленькие, дешевле большинства упомянутых в статье контроллеров и обладают почти всеми достоинствами старших братьев.
          А Рудесу что ни дай — на всём сыграет. Мне кажется, у него должна быть самая большая коллекция контроллеров в мире, учитывая, что каждый первый производитель присылает Джордану образцы своей продукции, либо приглашает провести презентацию на той же NAMM.
        • 0
          Шикарно смотрится
        • –10
          Не хочу никого обидеть, но по-моему это все не очень… «Живой» звук всегда будет трогать и вызывать эмоции, а «электронщика» она какая-то холодная и бесчувственная что ли.
          P.S. тут должна быть шутка про «теплый ламповый звук»
          • +1
            Вы просто не слышали музыку Дзюнья Оты (JUN), создателя Тохо.
            • 0
              А можно ссылочку в личку, сомневаюсь что что-то сможет удивить мой музыкальный вкус, но попробовать стоит.
            • 0
              ZUN же, ни разу не видел написания его псевдонима в виде JUN. А музыка у него действительно прекрасна, как и игры.
              • 0
                Да, извините, ошибся. Обидно, однако. Описаться в нике такого великого чеовека…
            • –1
              В каждого типа инструментов свое применение. Не сильно представляю танцевальную музыку, исполненную на акустических инструментах.
            • +1
              У меня «холодная электроника», в жанре psy trance, вызывает больше эмоций, чем какое-нибудь «тёплое живое» фортепиано с оркестром.
              • 0
                «Холодная» музыка тоже может вызывать эмоции.
                Jean Michel Jarre — Oxygène 2
                • 0
                  Каждому инструменту свое место. Они используются как для временного, так и для эмоционального окраса произведения.

                  Например тот же Зиммеровский саундтрек последний использует фъюжн из инструментов концертных и электронных. Тот же начальный дрон в S.T.A.Y. можно сделать и на скрипке, только он будет звучать *слишком* приземленно и чувствительно, будет сложно представить бесконечность и неограниченность этой тяжести что чувствует герой.

                  А теперь вспомним www.youtube.com/watch?v=OVOf6HEur5Y Game of Thones — Rains of Castamere Cello version. Заменить виолончель на что-то другое электронное и уже будет не та эмоциональная поддержка.
                  Да что там электронное замени на флейту или скрипку и будет совершенно иная эмоциональная нагрузка на всю песню. Скрипка не будет такой тяжелой, флейта будет слишком «простой», гитара слишком колкой.

                  В общем каждому инструменту свое место и своя эмоция.
                  • +1
                    Великий русский композитор электронной музыки Эдуард Артемьев
                    www.youtube.com/watch?v=c8FfcnqsQCM
                    www.youtube.com/watch?v=MYBFAdStZfo
                    • 0
                      Спасибо, что упомянули Артемьева!
                      У него уже в 72 году с использованием АНСа были такие вещи, которые сейчас называются noise и ambient. Solaris — очень психоделично.
                      • +1
                        Вот самая круть у Артемьева:

                      • 0
                        Таким образом можно дойти до мысли, что всё, чего касался транзистор (мертвый же, правильно?) — это всё тлен и не трогает. И с компа слушать музыку нельзя, ибо транзисторы же!
                        • +1
                          Ненужно драматизировать и придавать моим словам иной смысл. Я говорил конкретно в разрезе этих миди-клавиатур и ничего более. Ладно уж хабражители поняли совсем не то, что я хотел сказать и заминусовали — значит моя ошибка, что не правильно выразил мысли. Но придавать словам иной смысл — это уже перебор.
                          Вполне нормально отношусь к «электронной» музыке. Взять хотя бы на примере электрогитары — многие великие гитаристы юзают процессорную обработку звука гитары + эффекты и т.д… И на мой взгляд, звучит ничуть не хуже ламповых аналогов. Выше хабраюзер equand написал, что каждому инструменту свое применение и я абсолютно с ним согласен. Есть куча примеров где сочетают и тот и другой звук — и выходит поистине гениально. Привел бы примеры, но не думаю, что музыка, которую люблю я, найдет тут много своих поклонников.
                      • 0
                        А почему никто не пишет про Тэнори-он?
                        Видео.
                        • +2
                          Даже не знаю — я всегда считал что будущее электроники не за соло, а за качественной и основательной работой в студии, ведь по сути большинство треков которые я слушал не сыграны, а отрендерены с помошью ВСТ, а большинство людей в теме позиционируюют себя не как исполнители, а как композиторы — хотят именно писать.
                          • –1
                            Мне кажется, сейчас одним лемуром любой школьник заткнёт за пояс того же Вангелиса — настолько развились технологии.
                            • 0
                              Школьник не заткнет. Чтобы эти интерфейсы правильно использовать нужно время и знание математики и аудио-инжениринга.
                              • 0
                                Кто сказал что школьник не может этого знать? Только математика не причём.
                                • 0
                                  Я не говорил, что школьник не может это знать, но любой школьник не заткнет.
                          • +2
                            MIDI-контроллеров, позволяющих контроллировать у каждой ноты уйму параметров — динамику, модуляцию, еще что-нибудь — полно. Eigenharp, Continuum, Seaboard, Z-tar. Однако их почему-то не особо-то видно на сцене. Почему? Потому что возможности живого исполнителя ограничены, он не может одновременно столько держать в голове, контроллировать столько параметров. Даже такая банальность, как чувствительная к нажатию клавиатура, требует 10+ лет для освоения (см. фортепиано); а здесь добавляются еще измерения.
                            А для студийного применения это ни к чему, в секвенсоре проще у каждой ноты подкрутить параметры мышкой.
                            • 0
                              Чегоуж там, нарисовать всю мелодию мышкой с нуля… вот только сколько это времени займет для 5-минутной очень насыщенной композиции?
                              • +1
                                Ну отчего с нуля, можно сыграть «костяк», задав ноты с длительностями и грубой динамикой, а дальше править тонкие параметры руками. Это все равно будет несравнимо быстрее, чем разучить исполнение «очень насыщенной композиции» со всеми нюансами.
                                • 0
                                  Вам похоже не знакомо состояние владения инструментом, когда музыкант ни чего не разучивает и даже не думает а играет.
                                  В этом собственно весь кайф для музыканта и есть, в этом смысл живого исполнения.
                                  Я ничуть не против рисования, более того, я сам криворукий в музыку пришёл только благодаря трэкерам, которые могли сыграть то что мне хотелось услышать и что сыграть самостоятельно я не мог…
                                  Но время прошло, и сейчас мне проще сыграть трек чем заниматься его правкой, хотя до профессионального фортепьяницы мне далеко.

                                  ИМХО для композитора, владение инструментом и ручное редактирование это две стороны одной медали.
                                  Иное дело группа музыкантов, ты им приносишь свои каракули, а они их через себя пропускают, из раза в раз все по новому, оттачивая нюансировку.
                              • 0
                                На сцене их нет по другой причине. И я тому был свидетель в Москве начала века, когда ещё можно было по клубам электроникой заработать на хлеб насущный, и по рассказам европейских и американских коллег у них была та же ботва только раньше.
                                Раньше было такое явление как живая электроника, были даже специальные инструменты, грувмашины, заточенные под использование в живую. В смысле там были басовые и ритмические паттерны на которых можно было крутить различные параметры звуков и эффектов. Вещь казалось бы полезная в диджейском хозяйстве, только вот нафига клубам, платить дофига музыкантам с их ящиками аппаратуры и понтами, если можно просто посадить диджея с сидюками, или лучше вообще телку в наушниках что бы плясала и трясла сиськами… А звук пустить уже сведённый диджеем и на сидюшку записанный.
                                В общем пил хавает, а музыканты которые раньше были вынуждены собираться в стаи, осели в домашних студиях и производят контент, и нет уже того угара и тех рэйвов…

                                Ну а если говорить про рок, то много вы знаете современных клавишников?
                                Короче все уныло, но для себя любимого и для студийной работы, особенно для симуляции оркестра, современные контроллеры весьма полезны тем что позволяют передавать эмоции которые сходу и не нарисуешь.
                                • 0
                                  Живая электроника и сейчас никуда не делась.
                                  Я говорю не о «большой сцене» коммерческой музыки — ее содержание определяется совсем другими законами, а об энтузиастах, которые играют ради музыки, а не коммерческой отдачи. Они могут позволить себе выбирать любые инструменты, однако они не спешат хвататься за все эти инновационные девайсы (хотя пару недель назад знакомый запостил ролик с как раз linnstrument), а если и хватаются, то потом не используют в живой работе.
                                  Фортепиано — уже достаточно сложный инструмент. Помимо повсеместных высоты и длительности ноты, фортепиано позволяет добавить еще одно измерение — динамику (силу). Теперь представим, что у каждой клавиши есть еще по паре степеней свобод для контроля модуляции и тонкого контроля высоты (аналог вибрато/бендов на струнных). Голова еще не взрывается? :)

                              Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                              Самое читаемое