Особенности мышления и восприятия звука

http://www.theatlantic.com/technology/archive/2014/06/sounds-you-cant-unhear/373036/
  • Перевод


Сегодняшняя заметка посвящена звуковым иллюзиям, о которых рассказал Алексис Мадригал в своем материале в журнале Atlantic.

Запись для самопроверки, о которой пишет Алексис, используется в работе специалиста в области естественных наук Франклиновского института Джайатри Дас (Jayatri Das). Она обработана таким образом, чтобы фраза на записи казалась слушателю бессмысленной при первом ознакомлении.

Что происходит далее: специалист воспроизводит звукозапись в оригинальном виде: женский голос произносит фразу «Следующая остановка – Центр Национальной конституции». После этого не составляет особого труда услышать аналогичные слова и в искаженном варианте аудио.

Дело в подсказке, которая указывает на то, что нужно услышать вашему мозгу. Эффект во многом созвучен и с другими «иллюзиями», которые мы встречаем, например, в СМИ или фильмах. Его суть в формировании определенных ожиданий от происходящего.

Философ Энди Кларк (Andy Clark) из Эдинбургского университета прокомментировал ситуацию следующим образом: «Все это смазывает границу между восприятием и познанием, возможно, даже стирает её».

Сила когнитивного ожидания состоит в том, что его практически невозможно контролировать сознательно. Мозг постоянно вмешивается в мыслительные процессы, связанные с обработкой звука, и мы слышим нужную фразу до тех пор, пока помним, какой она должна быть.

В одном из наших материалов мы рассказывали о подобном эффекте: обычно разные люди оценивают звучание наушников по-разному. Различных мнений больше, чем кажется. Даже исключив мнения «троллей», все равно очевидно, что разные люди слышат звуки по-своему. Этому есть целый ряд причин.

Не бывает пары одинаковых ушей – слуховые каналы сильно отличаются. Стоит учитывать работу передаточной функции мога, чувство пространства, личные предпочтения и возрастные изменения. Конечно, нельзя забывать и о возможностях самой акустики. Например, вот тут и тут мы нами рассматривались дорогие и дешевые акустические кабели.
  • +16
  • 8,4k
  • 9
Аудиомания 188,78
Лидер рынка качественных решений для музыки и кино
Поделиться публикацией
Комментарии 9
  • +8
    Куда тут без этого ролика www.youtube.com/watch?v=bQwo5ft5OtY :)
    • 0
      Да-да, спасибо! Отличный пример.
      • 0
        вот это действительно круто!
      • +4
        Знакомо. Я слабослышащий, и например, смотря фильм плохо разбираю, что говорят. Но стоит только включить субтитры и прочесть произносимую фразу, как я тут же начинаю разбирать то, что говорят. не идеально, но в целом так.
        • 0
          Вот еще пример: нужно очки надеть, чтобы лучше было слышно — артикуляция губ и мимика лица помогает воспринимать слова.
        • 0
          Не могу не вспомнить этот эксперимент:
          www.youtube.com/watch?v=3yCcjzSEEfQ&t=2365
          • +4
            Слушал я как-то песню «Morpheus» группы In Strict Confidence. Так вот, там на припеве девушка явно что-то пела по-русски, но я никак не мог разобрать, что же именно. Найдя текст, я понял, что она пела строчки из стихотворения Пушкина — и я потом слышал каждое слово, более того, я перестал слышать акцент.
            • +6
              Поэтому на концертах рок-групп с плохо настроенным звуком знакомые песни звучат сносно, а незнакомые — отвратительно :-)
              • +3
                Немного оффтопа про плохой звук.
                Звук зависит от звукача, да. Но на концертах он (звук) отстраивается по центру зала — по-хорошему, там и должна быть своеобразная «палатка» звукачей. Звук возле сцены никогда не будет отличным — потому, как там не только саттелиты-сабы стоят, но мониторы для музыкантов. Всё это смешивается в невообразимую мешанину, поэтому звук у сцены не впечатляет, так скажем. И зачастую те, кто у сцены стоит, ругает звукачей, а кто стоит у звукачей — хвалят.
                Поэтому надо выбирать для себя — хочешь расколбаса — идёшь к сцене. А хочешь послушать хороший звук — нужно идти в центр зала, к звукачам.

                Ну а так, да, плохо настроенный звук на концертах и вправду имеет место быть.

              Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

              Самое читаемое