Одна из крупнейших Hi-Fi, High End компаний в СНГ
168,62
рейтинг
4 марта в 13:25

Почему гитаристам тяжело читать мелодию «с листа»



Наше внимание привлекли различные мнения по этому вопросу в соответствующей ветке на Quora, и мы подобрали наиболее интересные ответы. Продолжить дискуссию предлагаем в комментариях к материалу.

Джей Веркюлен (играет на гитаре, безладовом басу, барабанах и клавишных) считает, что главная причина – отсутствие потребности в знании нотной грамоты. Большинству начинающих и просто увлеченных гитарой людей нет смысла изучать ее, потому что можно играть по табулатурам.

Гитара – инструмент, к которому вряд ли будешь читать «инструкцию» о том, как извлечь тот или иной звук. Например, одну и ту же ноту До можно извлечь пятью разными способами: 2 струна 1 лад, 3 струна 5 лад, 4 струна 10 лад, 5 струна 15 лад и 6 струна 8 лад. И помимо этого, звуки можно извлечь, используя достаточно сложные техники, каких нет у фортепиано: бэнды, вибрато, глушение и другие.

Виктор Эикхот (умеет играть более чем на 24 инструментах) считает, что не стоит обобщать всех гитаристов как «не умеющих читать партитуры». Во-первых, гитара – «не систематичный» инструмент. На фортепиано аккорды в разных тональностях похожи друг на друга (в постановке руки и пальцев на клавиши), на гитаре же играть по этому принципу нельзя (даже в случае с баррэ).

Во-вторых, в музыкальных школах нотную грамоту изучают на фортепиано, поэтому при игре на гитаре использовать полученные знания не так уж и просто. И, наконец, в-третьих, у пианистов (и органистов) намного больше практики чтения с партитуры, независимо от того, где они играют: в церкви, на репетиции или на сцене.

Эрик Сойер (начал играть на гитаре в 10 лет, бросил в 35 и начал снова в 55) подчеркивает, что гитаристы обычно играют гармонию, а не мелодию. Мелодия может хорошо сочетаться с гармонией, но при этом гармонию можно изменять.

Например, в традиционной церковной музыке органисту дозволено играть различные вариации гармоний, при этом не отклоняясь от основной мелодии. Опытные гитаристы могут на слух подобрать звучащие в песне аккорды, но это не означает, что изначально в ней использовались именно эти аккорды, т.к. возможны вариации.

Клэй Мотли (гитарист со стажем в 30 лет) дополняет ответ Эрика Сойера и отмечает, что мелодия не определяет гармонию и аккорды однозначно. Клэй приводит в пример историю из своего жизненного опыта, когда опытный джаз-гитарист, аккомпанируя одной мелодии, постоянно менял ритмический рисунок и аккорды, тем самым меняя гармонию песни.

Это говорит о том, что у каждого гитариста есть свое ощущение музыки, и изменяя гармонию, он может добиться разных результатов звучания. Клэй считает, что дело не в том, что гитарист не знает, какой аккорд выбрать, а в том, что вариаций этих аккордов огромное множество.

Пэнкам Лонкар (гитарист) считает, что особенностью гитаристов является способность «работать руками, а не ушами». Работая над музыкальной теорией (гармониями, развитием музыкального слуха, чтением с листа и различными техниками игры), музыкант начинает понимать, как можно использовать различные стандартные аккордовые последовательности.

Например, джазисты учатся извлекать аккорды мажорных гамм, осваивая способы извлечения этих же аккордов с использованием других струн. Постоянно практикуясь, они способны научиться на слух определять аккорды, используемые в песнях.Музыкальная теория – это своего рода «система эффективной категоризации звуков». Конечно, это – не единственный способ изучения музыки, ее можно анализировать и классифицировать по своим собственным правилам, но отсутствие определенных навыков может сказаться на способности аккомпанирования мелодии.

Дориэн Джеймс считает, что какими бы ни были техника игры и знания сольфеджио у каждого отдельно взятого гитариста, для любой мелодии всегда существует огромное множество «правильных» аккордов. Джазисты любят изменять основные аккорды песен, дополняя их вариациями. В пример он приводит «Opus One» – мелодию, состоящую из 5 нот, которые постоянно повторяются, при этом аккорды, сопровождающие ее, изменяются.

Марк Вернер (играет на гитаре с середины 70-х все: от кантри до джаза) говорит, что если хорошо обученному джаз-гитаристу дать мелодию, то он достаточно быстро подберет под нее хорошую аккордовую последовательность. Подобным образом и любой другой хороший музыкант сможет подобрать подходящую гармонию для песни.

Однако сама идея о гитаристе, который читает с листа мелодию и (поэтому) затрудняется подобрать к ней аккорды – слишком уж экзотический пример. Большинство исполнителей работает с нотами, где прописана и мелодия, и аккорды.

Тед Бушэ говорит, что гитаристы могут играть по партитуре, только им нужно время для написания аккомпанемента. Безусловно, есть огромное количество песен с похожими мелодиями, поэтому гитаристы без труда смогут подыграть знакомой по гармонике песне.

Помимо этого, гитара должна задавать темп и ритм, и вне зависимости от того, какая мелодия играет, гитарист решает, что сейчас звучит – полька, диско или что-нибудь другое. Это означает, что гитаристы заранее должны подобрать правильно аккорд, чтобы полностью отразить смысл мелодии. Также Тед считает, что вся информация, написанная в партитуре, не дает гитаристу представления о том, как именно должна звучать песня.

Николаус Экзели (играет на гитаре большую часть жизни) считает, что все зависит от количества практики и теоретических знаний. Музыканту легче импровизировать, используя аккордовую прогрессию, чем подбирать аккорды на ходу.

Любую мелодию можно сыграть несколькими способами, поэтому все зависит непосредственно от вкуса и настроения гитариста. Например, во времена Моцарта, аккорд А6 (мажорное трезвучие с большой секстой) считался какофоническим, хотя сейчас люди называют его весьма приятным.

P.S. Совсем недавно мы решили заняться темой музыкальных инструментов и аппаратуры. Сегодня в специальном разделе доступна продукция 26 брендов и целых 19 категорий тематических товаров.
Автор: @audio_man
Аудиомания
рейтинг 168,62
Одна из крупнейших Hi-Fi, High End компаний в СНГ

Комментарии (53)

  • +6
    Мне кажется это больше зависит от образования гитариста — самоучкам, которые учили нотную грамоту самостоятельно и уже не в детстве, это сложнее. У меня лично так и было, но может, это не показательно
    • 0
      Нотная запись недостаточно подробна в случае электрогитары, т.к. для успешного быстрого и точного исполнения соло часто необходима правильная аппликатура, которую очень неудобно изображать при нотной записи. Это менее важно для ритм-гитары, но тоже иногда является проблемой, т.к. один и тот же аккорд (вплоть до совпадения октав) можно взять разными способами, и он будет звучать по-разному, т.к. сами струны имеют разный окрас звучания. Так я учитываю, что вторая струна моей гитары имеет некий "пустотный" окрас (не знаю, что это фактически значит, надо посидеть со спектроанализатором), хотя все струны у меня всегда настроены с ошибкой <5 cents. И да, я тоже не помню, на какой строчке рисовать нотку, чтобы получить какой-нибудь G#3. Пишу либо табулатурой, либо в Piano Roll.
      • 0
        В нотной записи для таких случаев рядом с нотой рисуют цифру в кружке, которая обозначает на какой струне берется данная нота.
        Я все же склонен думать, что дело в образовании и личных предпочтениях. Лично я замечательно "читал с листа", пока учился в музыкальной школе. После ее окончания, в связи с тем, что запись в виде табулатуры более распространена, это умение у меня сошло на нет.
        Но при этом я знаю некоторых гитаристов, которые отказываются использовать табулатуры и работают исключительно с нотами.
        • 0
          В нотной записи для таких случаев рядом с нотой рисуют цифру в кружке
          Да я не спорю, что можно приспособить, нотная запись достаточно гибка. Тем не менее, у обоих методов записи есть свои плюсы и минусы. Скажем, табы любят за их простоту, ибо можно освоить за вечер, но будет проблематично связать нажимаемые номера ладов и конкретные ноты (по факту я до сих пор, после ~7 лет с гитарой помню ноты на грифе лишь для 1,5 и 6 струн, что уже создаёт некоторые трудности).
          Но при этом я знаю некоторых гитаристов, которые отказываются использовать табулатуры и работают исключительно с нотами.
          Ничего страшного, если это не идёт во вред делу.
  • 0
    Струнные инструменты(Гитара, балалайка, домбыра и так далее.) не похожи на те что играют на клавишах. То что играно в клавишах моно сыграть на гитаре(звучание будет похожим как минимум), а те что на гитаре нет, если оно изначально не писался как ноты. Или я не прав?
    • 0
      можно, всё перекладывается в любую сторону: с гитары в рояль
      • 0
        Турецкий марш есть в гитаре? Только на добре слышал.
        • 0
          надо поискать
        • +2
          Если под турецким маршем понимается Rondo ala turk, то конечно есть, даже в музыкалках его учат:


          А вот в исполнении Томми Эммануэля, который утверждает, что не умеет читать ноты и никогда не изучал сольфеджио:

        • 0
          Легкотня какая, 11-ти летние дети даже играют :-) www.youtube.com/watch?v=k5ii0TH1vEE
        • 0
          youtu.be/xohcxxt6oHo (Chris Broderick)
    • 0
      del
  • 0
    Томми Эмануэль: известнее всех этих людей, не владеет нотной грамотой.
  • 0
    Кстати, подскажите хороший простой MIDI-редактор, в котором можно писать нотами (не ставить прямоугольнички и т.п.)?

    P.S. Бесплатный.
    • 0
      Простой — хз, а так — ноты в Sibelius все пишут.
    • +2
      Советую MuseScore — бесплатный опенсорсный редактор нот
      • 0
        Спасибо, гляну.
    • +3
      Очевидный ответ — MuseScore.
      Но я крайне рекомендую ознакомиться с Lilypond и рекомендую использовать его с редактором Frescobaldi. Многие вещи делаются с этой системой намного проще и быстрее, чем с классическими GUI-редакторами.
      • 0
        Мне не нужно очень сложные вещи. Во всяком случае, не настолько сложные, чтобы учить еще один язык для этого:) Но буду иметь в виду, про Frescobaldi не знал, спасибо!
        • 0
          Для простейших задач не требуется совершенно ничего особенного. По сути, просто запись нот с длительностями. Это в разы проще, чем накликивать все это мышой. Не говоря уже о рефакторинге.

          Настоятельно рекомендую.
  • +3
    Странные какие-то мнения. Оставляет ощущение однобокости.
    Есть аккорды, импровизация, где действительно ноты ни к чему (об этом упоминается 90% ответов).
    А есть классическая гитара, где есть все те же ноты, что и на других инструментах.

    Вы же не говорите, что на скрипке или виолончели ноты не нужны, потому что там и ладов нет и играть можно хоть стоя на голове?

    Ответ прост — гитара очень распространённый инструмент, начать "играть" на котором (т.е. трынкать е-эм, дэ-эм) — может даже каждый дворовый гопник.
    Потому 146% "гитаристов" нот в глаза никогда не видели, даже если у них опыт 35 лет. Отсюда и мэм "гитаристы не знают нот".

    Произведения для классической гитары учатся, разбираются и играются всё так же, как и много лет назад — по нотам. Обычным таким самым нотам.
    А мнения людей, приведенных здесь — это просто мнения юзеров Quora, а не каких-то великих гитарных мастеров и лауреатов конкурсов.
  • 0
    Странно, что никто не вспомнил об аппликатуре. Можно банально запутаться «в пальцах» пытаясь без подготовки сыграть с листа что-то вроде такого.
  • +1
    Спасибо за перевод.

    Тему перевели не точно, она плохо совпадает с содержанием статьи. Тема топика переводится примерно так, как «почему гитаристы не знают какие аккорды играть, если им дать написанную на бумаге мелодию». И именно на этот вопрос приведены ответы в статье.

    Читать мелодию с листа — это немного другое. В простом понимании, это нотная грамотность, знание нот, умение посмотреть на записанную в нотах мелодию и понять в голове как она звучит, суметь её напеть. Так же про «читать с листа» или «играть с листа» говорят, когда имеют ввиду упражнение, когда тебе дают незнакомое тебе произведение и тебе надо его сыграть сходу без подготовки.
  • +2
    играет на гитаре все: от кантри до джаза
    где-то в мире всплакнул один матметаллист…
    • 0
      Пи матметаллистов :)
    • 0
      В оригинале не было двоеточия.
      everything from bluegrass to jazz.

  • 0
    Спасибо за интересную статью.

    гитаристы обычно играют гармонию, а не мелодию.
    Недавно возникали похожие мысли, но несколько в другом ключе. Я семь лет учился играть на скрипке, потом несколько лет играл на гитаре. Коренное отличие между этими инструментами в строении грифа — на скрипке закругленный безладовый гриф, на котором удобно играть «мелодию», а «гармонию» — маловероятно (хотя есть свои нюансы). После этого было очень легко научиться играть «мелодию» на гитаре, где лады разделены порожками. Например, всякий хард-рок с производными — там, как правило, нет гармонии, и играется всё силами одной-двух гитар, а акцент делается на мелодию (риффы, соло).
    И при этом гармония у меня не получается абсолютно, необходимость издавать звуки из разных мест на грифе вводит меня в ступор. Интересное наблюдение — даже если учился нотной грамоте многие годы и умеешь снимать на слух, то не факт, что получится читать с листа классические произведения для гитары.
    Хотя, конечно, это всё очень индивидуально.
  • 0
    Как вообще без нот можно записать ритм? Пробовал для баловства играть на гитаре, использовал смесь нот и табов.

    Пример
    image
    • 0
      В GuitarPro вроде и для табулатуры есть длительности. Другими редакторами не пользовался, обычно своя партия пишется самостоятельно )
    • 0
      В табулатурах длительности тоже указываются, ставятся штили, такие же, как для нот. Исключение — половинная. Для её обозначения ставится короткий штиль
      • 0
        Даже если штилей нет, длительность ноты определяется расстоянием между нотами и, если нужно, отметкой стаккато.
  • 0
    Играю на электрогитаре лет 12 уже, а последние 2 года (до августа) еще и играл на бас-гитаре в группе — хэви метал, все дела, ажно альбом записали. Потом время свободное закончилось, работа увеличилась — оставил группу до лучших времен.
    Для записи обычно пользовал Guitar Pro, так как нотная грамота, которую учил когда-то 3 года в музыкальной школе по ф-но, оставила лишь смутные воспоминания. Зато четко помню запись длительностей. На гитаре и бас-гитаре партии обычно писались на слух, а соло 1 в 1 не игралось никогда — всегда было с элементами импровизации в четко заданной гармонии. Бас в принципе писался по принципу "основные ноты я помню, ритмический рисунок знаю, а обыгрывание пойдет полуимпровизацией".
    Так как не играю классические произведения, то и от неумения записывать и читать ноты никогда не страдал. Для любителей (к коим себя причисляю) в принципе не вижу большой необходимости записывать или читать ноты — имхо принципиальнее развивать слух, изучать музыкальную теорию в контексте ладов и тональностей, учиться слышать развитие произведения чтоб не упираться в одну пентатонику.
    В плане записи нот и трудностей — когда я еще учился на классической гитаре (тоже в муз.школе) — то в партитуре для облегчения аппликатуры обычно помечалась струна в особо тяжких случаях. Думаю что тут в принципе все зависит от привычки и навыка.
  • 0
    [Стаж классической гитары 10 лет]. Вообще я давно заметил, что играя на разных инструментах по-разному воспринимаешь музыку. Когда я с дуру начал учиться играть на фортепиано, я понял, что начал думать в категориях тональности, интервалов и т.п. Играя на гитаре же я больше думаю о положении пальцев, положении нот на грифе. Часто даже не знаю в какой тональности играю, просто не обращаю внимания. А, например, на гармонике в голове идет только мелодия, о технических вещах даже не думаешь.
    • +1
      upd. Вообще я как-то разговаривал с моим другом на тему зачем вообще нужны ноты гитаристу? И я понял, что они и не нужны. Ноты становятся просто необходимы когда делаешь какие-то аранжировки для разных инструментов или при анализе произведения. Если не собираешься заниматься этим, то ничего плохого в табах нет.

  • +1
    Я как человек, который учился в муз.школе по классу гитара, могу сказать, что сольфеджио для меня было мучением в том числе и потому, что оно проходит на инструменте который мне не знаком. Музыкальные диктанты-мимо, ухо куда лучше слышало свой инструмент. Обьяснение построения аккордов тоже часто завязано на фортепьяно. В итоге, хоть логика построения аккордов имеет много от математики, но на фортепьяно акордды у меня скорее визуально запоминались. Потом переложить этот аккорд на гитару было достаточно долгим занятием — надо визуальный образ на фортепьяно перевести в ноты, потом их уже перевести в лады. Опять же визальная память, вполне возможно это моя индивидуальная особенность, но на гитаре я тоже аккорды визуально отлично помню, а вот какие это ноты — придется сделать небольшие расчеты.
    Добавьте сюда идеально понимание предмета сидящими рядом с тобой пианистами и ваше ощущение, что вы походу самый тупой здесь и напрочь отобьете всю любовь к этому предмету. В итоге ноты так и не прижились у меня, на специальности даже была такая суть: если мало времени на изучение произведения к экзамены, берешь табы и скорость в разы повышается. В том числе получаешь очень быстро абилить читать их прямо с листа, с нотами нужна большая практикта для этого.

    Сейчас я сожалею, что сольфеджио так и не постиг толком, как я сейчас понимаю очень бы пригодилось для понимания процесса импровизации.
  • 0
    это не гитаристам тяжело читать, это стандартная нотная запись не подходит для гитары. Примеры недостаточности или, напротив, грамоздкости, приведены в тексте.

    Что вполне естественно, нотная запись сформировалась сотни лет назад для совсем других инструментов. Она и для ударных не подходит, например, т.к. при Бетховене такие ритмы и в таком количестве не применялись.

    Утверждения про обязательность знания именно классической нотной записи — это из разряда "C++ круто, а Javascript отстой". Все меняется, что-то уходит, что-то приходит, появляются новые варианты записи. Тот же GuitarPro для удобства дублирует стандартную нотацию табами со струнами.
    • +1
      Я бы поменял "не подходит для гитары" на "не подходит для музыки, которую обычно играют на гитаре". Если вы играете классику, то все-таки нужны ноты.
      • 0
        Если вы играете классику, то все-таки нужны ноты.
        Я бы на Вашем месте не был столь категоричен. Скажем, разные виды piano roll тоже имеют право на жизнь:
        Видео


        • +1
          Ну я не имел в виду, что без нот физически нельзя сыграть классику =)

          Во-первых, нотная запись точная. В табулатурах очень сложно передать длительности. И если во многих жанрах неточности не порицаются (а в джазе наоборот приветствуют импровизацию), то в классике всегда нужно строго придерживаться нот, а свое видение произведения выражать другими средствами.

          Во-вторых, зачастую (не то, чтобы обязательно, но так обычно интересней) игра классической музыки подразумевает некий анализ произведения, нахождения структуры, похожих частей как внутри, так и среди других произведений. Выполнять такой анализ в табулатурах крайне сложно.

          • 0
            Не то, чтобы очень сложно передать длительности, просто на первых порах не так просто их воспринимать, как хотелось бы. Поэтому удобнее использовать гибридную запись, как в GuitarPro, когда у нас есть и ноты, и табы. Касательно анализа, речь ведь идёт не только о табах, разные способы записи есть, возможно и что-то другое будет тоже удобно.

            Вообще я люблю вот такое представление, когда что-то сочиняю из головы в заданной тональности. Не совсем подходит для гитары, но, как по мне, весьма наглядно.
            • 0
              Помню, когда учился играть на гармошке, то запускал в хосте (Рипер) midi-файл, открывал в пианоролле дорожку с мелодией и играл «с листа» по колбаскам. Так и учил некоторые сложные мелодии.
      • 0
        Что значит "классика"? Старая музыка?
        Классическая гитара появилась давно, раньше Шостаковича, скажем.



        Во-первых, нотная запись точная.
        — если для указания струны приходится вводить дополнительные обозначения значит неточная или, как минимум, неполная. Причины указаны выше.
        В других случая она наоборот, избыточна (см. выше, про аккорды и ритм).

        Кроме того, музыкальных нотаций сейчас больше двух, см. https://en.wikipedia.org/wiki/Musical_notation и каждая из них применяется там, где она удобней.

        Повторюсь, все со временем меняется, что-то уходит, что-то развивается, что-то добавляется. Так же и с муз. нотацией, см. ссылку в вики.
        • +1
          Ну хорошо, не классическая, а академическая музыка.

          Смысл нотной нотации как раз в том, что она, вообще говоря, не зависит от инструмента. Из-за этого иногда даже бывают конфузы. Для инструментно-зависимых действий (щипки, нажатие педалей) существуют уже отдельные значки.

          Выбор струны — как раз пример того, где исполнитель может показывать свою интерпретацию произведения, поэтому (за исключением ситуаций, когда по другому сыграть просто нельзя) позиция игры не указывается.

          Про избыточность не совсем понял. Вы имеете в виду, что иногда ноты можно заменять знаком аккорда?
          • 0
            опять же, что значит академическая?

            Если бы классическая нотная нотация всем подходила, то не появлялись бы новые. А они появляются.
            • 0
              Если бы эти «новые» нотации реально кому-то были нужны, они бы использовались современными издательствами.

              Однако, когда я захожу в музыкальный магазин, то вижу везде «обычную».

              Выше, кстати, кто-то писал про аккорды. Открою вам страшный секрет, даже пианисты не смотрят, какие там ноты. Со временем аккорды (со всеми обращениями) начинают читаться сразу, как один символ. Но то, что они там есть, я считаю важным. Иначе мне попадалось гитаристы, для которых аккорд — это «способ постановки пальцев на грифе».
              • 0
                магазины разные бывают. В некоторых продают бумажные ноты, в других фалы для DAW и записью в пианороле, в других табы для гитар. Это вопрос широты взглядов.

                Если уж подходить с универсальным мерилом, т.е. оценивать в деньгах, то у гитарных вариантов записи и пианорола общий оборот больше чем у классических нот типа Finalr и подобных.
                • 0
                  Piano roll покупают только самые новички (и, мне кажется, совершают большую ошибку).

                  Во-первых, там невозможно посчитать длительности. В Synthesia есть горизонтальные линии, обозначающие границы такта, но тыкать в экран линейкой у меня желания не возникало.

                  Во-вторых, сравнивая piano roll и классическую нотацию, я бы провел аналогию между Ассемблером и Си. Играть, действительно, проще. Однако понять, почему композитор написал именно так, а не иначе, практически невозможно. В то время, как в нотах логика угадывается практически сразу.

                  Что касается табов, я видел их только в комплекте с нотами. Т.е. вверху ноты, внизу табы. Но это, как вы заметили, вероятно, вопрос широты взглядов.
                  • 0
                    требования мерить что-то линейкой и предположение об отсутствии длительности в альтернативных нотных нотациях говорит о слабом знакомстве с предметом обсуждения. Предлагаю ознакомиться с вышеприведенной ссылкой на вики про историю развития современной нотной нотации.
                  • 0
                    Ой, да ну, у меня в точности наоборот: вот выше смотрел пьяноролл «К Элизе» и прям с первого раза проникся структурой, почему именно так, уловил ход музыкальной мысли. А с нотной партитурой я просто бы разбирался в постановке рук.

                    Не имея большого опыта чтения ни с листа, ни с пьяноролла, второй существенно проще. И нет никаких там проблем с длительностями, всё прекрасно считывается мигом по размеру.
  • 0
    «Играет знаменитая рок-группа. Вокалист думает: „Я неимоверно крут сегодня. Все телки меня хотят. Да! Я неимоверно крут!“
    Соло-гитарист думает: „Я круче всех, щас как запилю, и все обалдеют! Вау, я просто монстр!“
    Ударник думает: „Я самый крутой, это точно! Все пацаны в зале думают что я самый крутой, и хотят научиться стучать, как я!“.
    Бас-гитарист думает: „До-ми-соль, до-ми-соль, до-ми-соль...“»
  • +1
    Вставлю свои пять копеек.

    1. Одну и ту же ноту на гитаре можно сыграть на разных струнах. Скажем ми (1-я открытая) еще и на 2-й на 5-м ладу, 3-й на 9-м, 4-й — на 14-м.
      Обычно произведение требует разбора и прояснения аппликатуры для себя. При этом есть вполне классические аппликатуры — т.е. как 90% мира играет одно и тоже произведение. Таким образом если гитарист видит ноты первый раз и они сложнее чем для первого-второго класса ДМШ — то сыграть сналету будет невозможно — слишком сложная задача. Поэтому по нотам гитаристы играют редко — толкьо если все дома давно разобрано — но недоучено- т.е. ноты просто для ориентировки в кусках произведения.
    2. Главное ПОЛОЖИТЕЛЬНО качество нот — оторванность от инструмента! Вы можете взять фортепианные ноты, посмотреть, и как минимум понять вообще, что там происходит, сыграть или напеть например верхний голос или бас, убедиться, что нет нет 64-х нот в темпе presto, и т.п… При этом на ф-но вам уметь играть необязательно. С табами пианист такого сделать не сможет. Ноты дает некий универсальный промежуточный слой между звуками и инструментом.
    • 0
      Виртуализация железа, где-то я это уже слышал — на хабре, что ли… :)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое