Одна из крупнейших Hi-Fi, High End компаний в СНГ
192,41
рейтинг
14 марта в 10:17

Почему Рахманинов играл Концерт №3 быстрее других



Сергей Васильевич Рахманинов – один из крупнейших музыкантов рубежа XIX-XX веков. Его искусство отличается чувственной правдивостью, искренностью и эмоциональной полнотой художественного исполнения. Он следовал лучшим традициям русской музыкальной классики – можно сказать, что Рахманинов был проникновенным певцом русской природы.

Рахманинов рос в музыкальной семье. Его отец, Василий Аркадьевич Рахманинов, был человеком исключительной музыкальной одаренности, а мать выступила в качестве его педагога по фортепиано, однако, по словам будущего выдающегося композитора, уроки доставляли ему «большое неудовольствие». Несмотря на это, к четырем годам он мог свободно играть в четыре руки со своим дедом, Аркадием Александровичем.

Тот, кто слышал, как Рахманинов играет свои произведения, не мог не заметить, что темп его игры намного выше, чем у иных музыкантов. Несомненно, можно по-разному интерпретировать произведение, но сам факт, что большинство исполнителей играют музыку Рахманинова намного медленней, чем сам композитор, вызывает удивление.

Шарлотта Ланг (Charlotte Lang), пианист и певица, считает, что причиной всему «огромные руки Рахманинова».

«Он мог одной рукой дотянуться до 13 клавиш (целая октава плюс еще квинта). Если природа не одарила музыканта крупными кистями рук, то ему приходится играть медленно, чтобы точно попадать по клавишам, ведь арпеджио в произведениях Рахманинова просто нечеловеческие, – поясняет Шарлотта. – Но не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что быстрая игра не представляла особой сложности для Сергея Васильевича, поскольку он был невероятно искусным пианистом».

Стефано Дегано (Stefano Degano), бакалавр музыки, в свою очередь, отмечает, что скорость игры Рахманинова никак не связана с уровнем его подготовки: «Любой профессиональный музыкант сможет сыграть это произведение так же быстро или даже быстрее, чем Рахманинов».

Ответ на этот вопрос может стать для кого-то сюрпризом: Рахманинов играл быстрее и сокращал партитуру, чтобы его произведения подошли для формата пластинок со скоростью вращения 78 об/мин. Разумеется, он сокращал и более крупные работы, чтобы их было удобнее играть на выступлениях, но не в этом случае.

«Насколько я помню, ранние записи Рахманинова были сделаны на дисках Edison Diamond, которые вы можете видеть на фото ниже, – говорит Алан Моррисон (Alan Morrison). – Их можно прослушать только на специальных фонографах, вращающих пластинки с частотой 80 об/мин».



Диски Edison Diamond

Рахманинов также записывал свои выступления под лейблом Victor, до и после того как RCA выкупила Victor Talking Machine. Диски Victor как раз поспособствовали распространению формата 78 об/мин.

Вот что по этому поводу пишут на сайте Classical.net:

«Широко известно, что Рахманинов иногда укорачивал свои работы во время выступлений, например Симфонию №2. Также это было необходимо, чтобы удовлетворить требованиям стандарта пластинок со скоростью вращения 78 об/мин. В то время такая практика была широко распространена. Однако сегодня так практически не делают»

Стоит отметить, что Стивен Хаф и Валентина Лисица недавно записали Концерт №3 Рахманинова, исполнив его со скоростью, с которой его играл сам композитор. Это доказывает, что есть музыканты, которые могут играть произведения Рахманинова очень быстро.

Аллен Юань (Allen Yuan) также подтверждает, что Рахманинов действительно опускал фрагменты своих произведений. Например, один из таких моментов можно услышать в этом видео (отметка 5:25):



«Правда я не могу сказать наверняка, почему он играл Концерт №3 так быстро, – отвечает Аллен. – Когда я обратился с этим вопросом к своему преподавателю, он ответил, что именно эта запись была сделана после длительного тура. Возможно, он просто устал играть одно и то же».

«Без сомнения, Рахманинов был одним из величайших виртуозов своего времени. Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна, – заключает Аллен. – Но как человек, который проводит много времени в концертных залах, могу с уверенностью сказать, что причина, по которой профессиональные пианисты не играют произведения быстро, никак не связана с уровнем их подготовки».
Автор: @musictheory
Аудиомания
рейтинг 192,41
Одна из крупнейших Hi-Fi, High End компаний в СНГ

Комментарии (11)

  • –1
    вспоминается байка с противоположными ролями музыкантов и производителей носителей звукозаписи, про CD, Sony и 9-ю симфонию Бетховена.
  • +1
    >> Он мог одной рукой дотянуться до 13 клавиш (целая октава плюс еще квинта).
    Терцдецима судя по всему.
  • +4
    А может он играл быстрее, чтобы записываться на 80 об/м и слушать в нормальной скорости при 78 об/м? :)
  • +8
    Rakhmaninov had BIG hands

  • 0
    Cyril Smith играл в темпе Рахманинова.
    Стивен Хаф и Валентина Лисица недавно записали Концерт №3 Рахманинова, исполнив его со скоростью, с которой его играл сам композитор
    А можно ссылки на записи? Эта запись Лисицы всё же медленнее, Stephen Hough тоже играет не в том темпе.
  • +11
    Статья высосана из пальца и просто набор глупых домыслов. Здесь есть несколько аспектов:



    1. Действительно, когда звукозапись только развивалась, многие произведения игрались с сокращениями, чтобы влезть на нужный носитель. В том числе так делал и сам Рахманинов, конечно. Однако конкретно третий концерт писался уже в 1939 году, когда проблемы записать произведение любой длительности не существовало.

    Вот, например, запись того же концерта в исполнении Гизекинга (1940 год), и она длиннее авторской: ((https://music.yandex.ru/album/2078709/track/18678518 38 мин.)) против ((https://music.yandex.ru/album/510940/track/4517089 34 мин.)). Не говоря уже о том, что к этому моменту был записан неоднократно полный комплект симфоний Бетховена (например, Артуро Тосканини на американской технике) — это более 6 часов звукозаписи, в том числе Девятая симфония — более часа.

    1. Сыграть быстрее Рахманинова на данный момент не представляет никакой сложности для среднего выпускника консерватории. Современный уровень технического мастерства пианистов радикального выше, чем был во времена Рахманинова.

    2. Наконец, почему же играют медленнее. Дело в том, что сам Рахманинов играл свои произведения очень быстро, быстрее собственных пометок. В начале века было принято играть с той же скоростью, что и автор. Вот, например, первая запись Горовица: https://music.yandex.ru/album/2078709/track/18678516 — те же 34 минуты. Та же картина не только с Третьим, но и со Вторым, и с Рапсодией на тему Паганини — при жизни автора их было принято играть существенно быстрее.

    Однако в 50-х годах от этой традиции начали отказываться — просто потому, что в «родных» темпах концерты Рахманинова звучат лучше и глубже. Традицию исполнять Второй концерт «как Рахманинов написал, а не как сыграл» установил Рихтер, а в отношении Третьего законодателем мод был Владимир Горовиц (который, по признанию самого автора, играл Третий концерт лучше него) — уже в записи 1941 года Горовиц играет ((https://music.yandex.ru/album/1859213 на две минуты медленнее)), а более поздних ((https://music.yandex.ru/album/1767398/track/16199977 на все десять)). Существует мнение, что Рахманинов, как человек исключительно скромный, просто стеснялся показывать всю глубину своих концертов.

    В общем, натягивать сову на глобус не надо. Скорость исполнения своих концертов Рахманиновым проистекает прежде всего из эстетических устремлений самого Рахманинова.
    • +3
      Мда, вот и проверил работу markdown на хабре.
      • 0
        Просто статью можно свести ко фразе «Рахманинов играл быстрее, чтобы уместиться на пластинку 77 об/мин, но некоторые считают, что из-за размера руки» и не потерять ни капли полезной информации.
        • 0
          Нет. Рахманинов не играл быстрее, чтобы уместиться на пластинку.
  • +2
    Концерты Рахманинова это грандиозная лестница из мрамора и золота в небо, по такой хочется бежать сломя голову, жадно глотая свежие потоки воздуха, а не гулять наслаждаясь теплым ветерком. Может дело в его темпераменте, может в прошлых неудачах излишне затянутых исполнений. Интересно, как он играл в консерватории?
  • 0
    Напомнило.

    В здании ЮНЕСКО в Париже есть фреска Пикассо, на которой изображена фигура человека, летящего вниз головой. Я спросил Пикассо, что это означает.
    — Искусствоведы исписали тонны бумаги, объясняя символику этой фигуры. Одни говорят, что это падение Икара. Другие — низвержение Люцифера с небес.
    Пикассо наклонился и вполголоса закончил:
    — Только между нами, Кусто: я просто хотел изобразить ныряльщика.
    (с) Жак Ив Кусто. Живое море.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое