Одна из крупнейших Hi-Fi, High End компаний в СНГ
209,13
рейтинг
24 марта в 14:37

Обсуждение: Кто из рок-звезд может считаться величайшим музыкантом



Существует мнение, что рок-музыка – это не просто еще один жанр музыки, но и особый социокультурный феномен второй половины XX столетия, породивший свою субкультуру. Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности.

Что означает понятие «величайший рок-музыкант»? Вероятно, это человек, который сводил толпу с ума, а на концертах которого творилось невероятное.

Рок-музыка как культурный феномен породила так называемый «рок-н-ролльный образ жизни» – определённый стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода философию. Многие представляют себе рок-звезду как какого-то парня с «раздутым» эго и ужасными песнями, работающего ради денег.

Однако Джордж Тапп (George Tapp) говорит, что это не так. «Примером замечательных рок-музыкантов может служить коллектив группы Pink Floyd, – сказал Джордж. – Они писали музыку, потому что любили это занятие, и проводили много времени в студии, где создавали такие шедевры, как «Dark Side of the Moon».

Если вы просмотрите на состав группы, то увидите следующее имя – Дэвид Гилмор. Этот человек – величайший гитарист в мире. Его соло в песне «Comfortably Numb» по праву считается лучшим. Дэвид вкладывает в свою игру эмоции, его гитара словно поет. Второе имя в группе – это Роджер Уотерс. «Возможно, он не лучший басист в мире, но музыка, которую он писал, говорит сама за себя. – восклицает Тапп. – Тексты, которые он сочинял, настолько глубокие, что будут актуальны на этой планете до скончания времен».

Третьего члена группы, Рика Райта, Джордж Тапп считает одним из лучших пианистов: «Благодаря ему появились такие вечные песни, как «Echoes», «The Great Gig in the Sky» и «Us and Them».

Ну и последний, но не наименьший – это Ник Мейсон – один из самых недооцененных барабанщиков в истории. «Его игра – это основа звука Pink Floyd», – заключает Джордж.



Присоединяясь к обсуждению, Дэвид Стюарт (David Stewart), как вечный фанат группы, не мог не упомянуть The Beatles (кстати, на этой неделе мы обсуждали феномен популярности этой группы).

«Джон и Пол были выдающимися и продуктивными композиторами. Даже один из них мог подготовить достаточное количество материала, чтобы удержать группу на вершине, – утверждает Дэвид. – The Beatles повезло, потому что в группе оказались они оба».

В отличие от множества других композиторских дуэтов, Джон и Пол обнаруживали лучшие черты друг друга – они дополняли друг друга, но не мешали. Леннон и Маккартни приходили в студию с идеями, неполными текстами и рифами, а потом вместе превращали их в великие композиции.

В СМИ считали, что поп- и рок-музыка – это проходящие явления, потому часто спрашивали The Beatles, чем группа собирается заниматься, когда эта «волна» через пару лет спадет. Они отвечали, что продолжат писать песни для людей, потому что любили и серьезно относились к своему творчеству.

Технический консультант Лю Тимоти (Liu Timothy) также считает, что всех четверых «битлов» можно назвать величайшими музыкантами всех времен: «Маккартни был мастером на все руки – хороший гитарист, отличный басист, неплохой барабанщик и пианист и фантастический певец в самом расцвете сил с замечательным тембром и широким вокальным диапазоном».



Вокальный диапазон Пола Маккартни

Помимо известнейших песен «Yesterday», «Let It Be» и «Michelle», работы типа «When I'm Sixty-Four», «Honey Pie» и «Oh! Darling» показывают, что на Пола оказала серьезное влияние классическая, джазовая и соул-музыка – это и помогло создать запоминающееся звучание группы, выделить её среди других.

«Джон Леннон был хорошим ритм-гитаристом, который, на мой взгляд, довольно «грубо» обращается с инструментом, но при этом прекрасно контролирует звук, – отмечает Лю. – Это видно по таким песням, как «Yer Blues» и «I Saw Her Standing There» – вот это настоящий рок-н-ролл!»
Третий член группы – Джордж – был, в своём роде, великим гитаристом. Ему далеко до Клэптона или Бека, но он, несомненно, умел играть.

Как вокалист, Харрисон обладал приятным голосом и уж точно не отставал в этом от своих товарищей по коллективу. Его можно услышать в таких песнях, как «Taxman», «Something», «Here Comes The Sun», «Piggies» и «While My Guitar Gently Weeps».

«Что касается Ринго, то я считаю, что его как барабанщика часто недооценивают, – делится Тимоти. – Да, он не был Джинджером Бэйкером, Китом Муном или Митчем Митчеллом, но всегда держал ритм и редко ошибался в своей партии, даже сложных песнях (например «A Day In The Life», «Tomorrow Never Knows» и «Ticket To Ride»). Старр умел грамотно вплести ритмические рисунки в песню – этот его талант высоко оценили барабанщики Дэйв Грол и Фил Коллинз.

«В общем, для меня, каждый член The Beatles по-своему очень талантливый музыкант», – заключает Лю.



Еще одним выдающимся рок-музыкантом, как считает Дэвид Стюарт, является Фрэнк Заппа. «Ещё не было никого, кто сравнился бы с ним, – сказал Дэвид. – Заппа был исключительным гитаристом». Журнал Guitar World поставил его на 27 место в списке величайших гитаристов всех времён, а журнал Spin – на 16. Заппа мог играть на гитаре блюз, джаз и рок. Способный к импровизации, он также обладал хорошей техникой игры.



В отличие от многих гитаристов, Заппа отлично знал теорию музыки: он самостоятельно писал сложные джазовые пьесы, которые, по словам многих музыкантов, было сложно воспроизвести.

Заппа вдохновлялся классической музыкой и писал произведения, которые композиторы и музыканты высоко ценили и хвалили ещё при его жизни. Его работы все еще исполняются и почитаются во всем мире.

«Фрэнк писал превосходные песни, – говорит Дэвид. – Его стихи, часто непонятные и для многих оскорбительные, без сомнения были умными и быстро разбирались на цитаты; он был язвительным и остроумным сатириком».

Сравниться в мастерстве с Заппой, по словам Итана Хейна, может Джими Хендрикс. «Джимми был первым гитаристом, который считал, что электрогитара – это не просто более громкая «акустика», а орган управления для усилителя».

Сами по себе электрогитары воспроизводят слабый, практически неслышимый звук. Основной звук исходит из динамика усилителя. Так вот, Хендрикс был одним из первых гитаристов, которые не просто бездумно дергали струны, а всячески «играли» с ними.

Многие эффекты его уникальной игры можно услышать во время исполнения «The Star-Spangled Banner» на фестивале Вудсток:



Можно сказать, что он заложил основы современного рока. Хендрикс также известен тем, что предсказал появление электронной музыки. «Джими мог оставить свой след и в джазе. Перед его смертью он и Майлз Дэвис хотели записать альбом с Тони Уильямсом и Полом Маккартни. Я бы многое отдал, чтобы послушать эту работу», – вздыхает Итан.

Видео с выступления на Вудстоке заканчивается именно в тот момент, когда Джими плавно переходил от «The Star Spangled Banner» к «Purple Haze». Эта песня построена на известном аккорде, названном как раз в честь Хендрикса.



Аккорд Хендрикса очень просто взять – это под силу даже новичку – но он обладает интересным звучанием

Аккорд Хендрикса стал вездесущим, пронизав собой поп- и рок-музыку. Его можно услышать у Steely Dan в композиции «Kid Charlemagne», у The Pixies в «Here Comes Your Man» и у Muse в «Hyper Music». Независимо от того в чьей музыке звучит этот аккорд реакция на него всегда одна: «О, круто, это же аккорд Хендрикса…»

С абсолютной уверенностью можно утверждать, что описать всех великих рок-музыкантов невозможно. В этой статье не были упомянуты (но не забыты) такие личности, как Ричи Блекмор, Курт Кобейн, Тина Тёрнер, Фредди Меркьюри (кстати, на днях мы как раз говорили о группе Queen), Дэвид Боуи и еще многие-многие другие, но это не делает их менее выдающимися.

Однако, если вам интересно, то в 2010 году журнал Rolling Stone подготовил топ-100 исполнителей и коллективов, среди которых, несомненно, есть рок-звезды.

P.S. Другие материалы по теме аудиотехники, обзоры и полезные советы – в нашем блоге "Мир Hi-Fi".
Автор: @musictheory
Аудиомания
рейтинг 209,13
Одна из крупнейших Hi-Fi, High End компаний в СНГ

Комментарии (36)

  • –1
    И все же… кто?
    • 0
      Есть отцы-основатели, признанные мэтры, виртуозные музыканты/исполнители, прекрасные авторы музыки, текстов, но тем не менее, выделять кого-то конкретного, считаю, нельзя, — начнутся холивары.
      Так что ответ, на мой взгляд, прост: тот, кто уху и сердцу милее :)
      • 0
        Громкий заголовок требует громкого ответа. Иначе получается завлекающая желтизна, а это плохо.
        Поэтому я задал очевидный вопрос, который на деле не требует ответа.
        • 0
          Блог компании Аудиомания

          Вместо тысячи слов...
          • 0
            Ну почему же. В темке про битлов неплохо так пообщались, вроде нормально все было.
            Тут ожидалось что-то подобное ;)
  • +3
    Бах был бы величайшим рокером, если бы в его время существовал рок. Бессмысленно рассматривать вопрос без ограничений во времени.
  • 0
    Какой, оказывается, большой диапазон у Акселя Роуза
  • 0
    А где можно посмотреть эту диаграмму с диапазонами голосов? Интересно сделать выборку с самыми широкими. Подозреваю, что шире всех у Уитни Хьюстон, хотя и помимо нее интересно посмотреть у кого как с диапазонами.
    • 0
      В скриншоте исполнители упорядочены как раз по убыванию диапазона. На первом месте Роуз.
      Диаграмму можно посмотреть на www.concerthotels.com/worlds-greatest-vocal-ranges
  • +1
    Очередное обсуждение по теме на "вкус и цвет", да и битлы и Хендрикс безусловно оставили свой след, но это один из показателей, эволюция не стоит на месте, и в музыке в том числе, и поэтому некорректно сравнивать исполнителей, находящихся на заре Рока с уже современными артистами, например с Джоном Петруччи и его товарищами по цеху (Dream Theater), почти все они являются самыми техничными музыкантами современности. И такое сравнение становится все более и более не корректным с течением времени. Мое личное мнение, пионеры Рока бесспорно заслуживают уважение, и их творчество обязательно для изучения, но в плеере я слушаю совершенно других исполнителей.
    • +1
      Во многом здесь вопрос критерия. Считать величайшим самого техничного музыканта, или гениального композитора, или человека, который нёс людям идею и сочинял гимны поколения? Как и написано в статье, всё это разные грани рок-музыки.
      • +1
        Считать величайшим самого техничного музыканта

        Бессмысленно. Всегда найдется 12-летний азиатский ребенок, который делает это лучше.
  • –1
    «Дэвид Гилмор. Этот человек – величайший гитарист в мире. Его соло в песне «Comfortably Numb» по праву считается лучшим.»

    не спец по Pink Floyd (хотя в целом музыку слушаю много и сам поигрываю) и песня незнакома, поэтому решил ознакомиться. Услышал банальную гармонию на квадратах и очень простое соло. Кто-то вообще согласен с утверждением выше? Просьба отвечать не-фанатов PF.
    • +4
      Соло в Comfortably Numb невообразимо прекрасно, как и вся песня — самая лучшая во всей "стенке" и одна из лучших в творчестве Pink Floyd.
    • +2
      Услышал банальную гармонию на квадратах и очень простое соло

      Сложнее == лучше?
      К тому же живая и студийная версии значительно отличаются, и явно в пользу первой:
      • +1
        конечно нет. В качестве примера приведу Funkadelic – Maggot Brain — перебор четырех аккордов и несложное соло, но мурашки идут.
        • +2
          вполне вероятно, что это просто тот вкус, о котором не спорят. Я люблю более пронзительные гитары.
          • +3
            Возможно вам больше понравится композиция Marooned.
            Но честное слово, Pink Floyd нельзя так слушать. Это музыка настроения, музыка эмоций, нужно отдаться им полностью, а не слушать что-то избирательно, поглядывая всё время на полосу воспроизведения. Магии не будет, а она есть.
            • +1
              да, Marooned очень. Ударные, правда, вступив в середине, убрали пронзительность, добавив традиционность рок-аранжировки.
        • +2
          Тоже отличная музыка, но просто совсем другое настроение и подача. Comfortably Numb звучит "просто как песенка" не потому, что Гилмор такой простой музыкант. На ранних альбомах у него тоже очень много экспериментов со звуком, и в целом у группы ранний период насыщен экспериментами и концептуальными вещами.
          На мой вкус, в Comfortably Numb получился идеальный баланс между идейным и музыкальным содержанием, причем всё это здорово вплетено в общую канву альбома. Она звучит меланхолично, гитара слышится как будто издалека, что соответствует смыслу и идее песни. Человек испытывает очень сложную смесь эмоций, но эта буря скрыта, смягчена как будто бы каким-то наркозом. Именно соло в этом моменте играет очень важную роль. Оно не очень быстрое, не очень сложное, но зато звучит как вторая вокальная партия, как будто человек мечется в истерике, не знает куда себя деть.
  • +3
    Замечательно что написали и о The Beatles и о Pink Floyd (одни из любимейших групп с детства), но где же Led Zeppelin?!
    • 0
      Их есть за что не любить, даже я, большой фанат Led Zeppelin, терпеть их не могу. Вот слушаешь — всё нравится, чувствуешь драйв, тебе весело и даже сердце начинает биться под такт гитары Пейджа. А в иной момент, особенно когда слушаешь вместе с кем-то неподготовленным, думаешь, ну зачем Плант так визжит? И становится как-то немного стыдно перед этим кем-то, да и перед самим собой за то, что подсознательно отнёс столь прекрасную музыку к разряду сартирной (музыку, которую не слушаешь на людях). В общем, сколь бы Цепелины не были прекрасны, они всё равно остаются музыкой "для своих", у них нет той ауры "однозначно хорошей" группы, как у Квин и Битлов. И хорошо что нет.
      • +1
        Ну уж нет!
        Плант местами своеобразен, но без него цеппелины не были бы самими собой. В этом и была их прелесть. Они не академичны, в их музыке больше земного, естественного, пусть даже больше откровенного горлопанства — настоящий рабоче-крестьянский тяжёлый блюз. Послушать, например, Джека Уайта (кстати они как раз здорово выступают вместе с Пейджем в недавнем фильме) — вот он точно такой же, искренний, живой, такое ощущение что хватает первый попавшийся инструмент, топает ногой и орёт "Fall in love with the girl". То же самое были цеппелины, потому и природная дикость Планта в этом всём находится на своём месте.
        Для меня Deep Purple — это энергия, ритм, четко настроенный механизм, Pink Floyd — это музыкальная сложность и эмоции, а Led Zeppelin — это простые земные чувства и радости. Все они по-своему прекрасны, и вообще, отличное было время — 70-е )
        • 0
          А что "нет", я же сказал, что большой фан Led Zeppelin=) Ваше "Они не академичны, в их музыке больше земного, естественного, пусть даже больше откровенного горлопанства" вполне сочетается с моим "у них нет той ауры "однозначно хорошей" группы <...> И хорошо что нет.".
          Я люблю Цеппелинов во многом именно за то, что в них нет этой приторной ауры. Но из-за этого они и не являются хрестоматийным примером "правильной" музыки, как часто выставляют те же Квин, Битлов и Пинк Флойд, и ровно из-за этого о них редко пишут статьи в духе этой.
  • 0
    --В отличие от многих гитаристов, Заппа отлично знал теорию музыки: он самостоятельно писал сложные джазовые пьесы, которые, по словам --многих музыкантов, было сложно воспроизвести.
    Есть свидетельства, что Заппа не знал даже нотной грамоты, и взял юного еще совсем Стива Вая, чтобы тот записывал сочиняемую Заппой музыку нотами.
  • 0
    Думаю, что справедливости ради, стоило бы упомянуть менее мэйнстримных, но не менее ярких музыкантов вроде Нины Хаген и Клауса Номи. Не являюсь их большим фанатом, но когда речь идет о роке и широте вокального диапазона, то лично мне они приходят в голову первыми
  • 0
    Правильный ответ — никто.
    В искусстве в целом и рок-музыке в частности нет смысла соревноваться в терминах лучше / хуже, больше продал пластинок или меньше, чаще попадал в чарты или реже и т.п. Все музыканты разные, и каждый из них по своему уникален.
    • 0
      На поставленный в названии статьи вопрос можно было бы ответить и так: и того можно считать великим музыкантом, и другого, и третьего. Что в конечном итоге приводит к Вашей формуле — «Правильный ответ — никто».
  • 0
    Обсуждение "на вкус и цвет" как правило ни к чему не приводят.
    Не считаю битлов прямо мастерами, по факту они музыканты средней руки с достаточно "грязным" и простым исполнением. Мне кажется основной феномен группы не в навыках каждого из них, как музыкантов, а в грамотном подход к написанию текстов и музыки, которые были востребованны временем и массами, простые, хорошо запоминающиеся (здесь они просто провидцы: на этих принципах и пытаются до сих пор делать популярную и коммерческую музыку) + грамотный промоушен.
    • 0
      Феномен группы главным образом в том, что своим творчеством они вдохновили развитие целой кучи роковых стилей. Потому что не стеснялись экспериментировать. И для публики были сверхпопулярны именно потому, что это было очень уж в новинку, но не было сделано совсем уж халтурно (ну и да, девчонки любили бойз-бэнды уже тогда). Вполне можно допустить, что кто-то придумал идеи битлов и до них. Но именно они сделали рок популярным и показали всему миру, что можно и вот так, и это нравится людям.
      Что-то похожее сделала Nirvana, распиарив гранж прям до небес, но Битлы сделали то же с роком в целом.
  • 0
    Удивлён, что не смог найти на странице слово «Элвис».
    • 0
      По ссылке в конце есть.
  • 0
    Удивительно, что ни слова нет о Брайане Мее.
  • 0
    Это всё весьма и весьма субъективно.
    Скорее, тут уместно не «величайший», а «наиболее значимый», так как те исполнители, которые упомянуты в статье, являются столпами всего направления, каждый из них привнёс что-то новое и, местами, революционное. Но нельзя говорить, что вот, мол, Маккартни величайший, или там Меркьюри, они оба уникальны в своём роде.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое