«Эфир без грязи»: как делать «чистое» радио

    Потребители любого продукта хотят получать качество, при этом не важно, товар это или услуга. Но одна из самых требовательных, чутких и капризных аудиторий — это люди, потребляющие медиа (ТВ, радио, газеты, информагентства и даже сообщества в соцсетях).

    Возможно, серьёзную роль в этой ситуации сыграла доступная обратная связь: достаточно посмотреть на любую статью любого медиа с большой аудиторией — в комментариях всегда найдётся пара человек, которые с особым рвением укажут на ошибку, просчёт и недостаток.

    В сфере радиовещания ситуация похожая: SMS-порталы открыты для сотен недовольных тем, что происходит в эфире, причём недовольство может вызывать как мнение, полярное тому, которого придерживается слушатель, так и мельчайший технический брак.

    Фото Rae Allen CC

    Вот такое сообщение однажды пришло на одну из популярных радиостанций:

    «Уважаемые радийщики! Слушаю любимую радиостанцию, и понимаю, что вы там все, кажется, ***[с ума посходили]. Звук из левого канала громче, чем из правого.

    Слушать невозможно. Скатились вы, ребята»

    После такой SMS технический персонал решил проверить, в чем дело: оказалось, что фейдер левого канала был выведен на пару миллиметров выше, чем фейдер правого. Редакция посмеялась, но, как говорится, осадок остался.

    И тем не менее, количество негатива можно снизить, соблюдая несколько простых правил. От «сумасшедших», конечно, избавиться не получится, но без «грязи» в эфире отрицательных отзывов будет гораздо меньше. В этой статье расскажем, как работать «чисто».

    Тишина — это самое большое зло


    Вообще, правила ведения хорошего эфира можно разделить на технические и «человеческие». Но вот пункт «тишина в эфире» относится и к тому, и к другому.

    Первое правило — что бы ни случилось, show must go on. В самом прямом смысле: отключилось электричество, упал интернет, загорелась редакция, в студию пробрался дикий гепард, к Земле приближается метеорит, ведущие объявили забастовку, ребята из офиса сверху случайно всех затопили — эфир должен звучать.

    На экстренные случаи предусмотрено множество вариантов: резервный CD-диск в проигрывателе, если сломались компьютеры, резервные источники питания и интернета — если упало электричество, резервная студия, если гепард. На тех радиостанциях, где ночью на эфире никто не дежурит, даже охранники должны уметь включить резерв.

    В этом плане показательна сцена из фильма «Рок-волна», где корабль с радиостанцией на борту тонет, но эфир ведётся до последнего — самая точная метафора того, что происходит на радио. Конечно, это не значит, что ведущий должен рисковать своей жизнью и здоровьем, лишь бы радио звучало, но он должен сделать всё, чтобы ЧП нанесло минимальный урон эфиру.

    Говори, если есть, что сказать


    Если хотите обидеть радиоведущего, то назовите его работу «болтологией» (мы, кстати, уже писали об этом). Линейным диджеям, тем, которые «сидят на эфире», то есть не ведут никаких программ, ставят песни и выпускают рекламу, надо поймать тонкую грань между периодическими разговорами и ненавязчивостью. То есть здорово, если диджей может красиво «подвести» песню, а может быть рассказать проникновенную историю, заинтриговать слушателя или хорошо пошутить, но это не значит, что надо выходить в эфир после каждой песни.

    Этим часто грешат современные CHR-радиостанции (об этом и других форматах мы рассказывали здесь), где диджеи со скоростью звука тараторят о хорошей погоде, трудном рабочем дне и «самой лучшей музыке на волнах нашей радиостанции».

    Говорить в эфир нужно только тогда, когда есть, что сказать. В идеале профессиональному радиоведущему всегда есть, что сказать, но аудитория не всегда хочет его слушать. Потому и важно найти баланс, диджей просто обязан чувствовать аудиторию: когда она настроена на общение, а когда хочет только музыки.


    Фото Andréanne Germain CC

    В самом начале карьеры лучше прописывать себе все: даже короткие выходы в эфир, но от «читки с бумажки» нужно отходить как можно скорее – аудитория радиостанций очень чуткая, она обязательно почувствует, когда диджей читает с листа. То же самое случится, если диджей вышел в эфир, но сказать ему нечего: голос — это самый предательский маркер, он выдаст неуверенность быстрее, чем ведущий закончит предложение. Во время выходов желательно идентифицировать свою радиостанцию, чтобы случайные слушатели не угадывали, какое радио включили. Проще всего начать или закончить речь фразой «вы слушаете радио...», ну а гармонично вплести упоминание станции в свой миниспектакль — это уже высший пилотаж.

    На одной радиостанции в вечернем эфире ведущая придумала себе «фишку» — во время своих выходов под тихие спокойные треки читала отрывки из повестей Туве Янссон о Муми-троллях. Звучало волшебно и слушатели реагировали положительно.

    Клей, размечай


    Искусство «чистого» радиоэфира — в мелочах. И после появления специального софта это искусство стало гораздо доступнее (какой софт используется на радиостанциях сегодня, мы уже рассказывали).

    На этом этапе мы переходим к техническим моментам: есть мнение о том, что на радио играет любимая музыка диджеев, но это не так. Вся сетка вещания программируется в DJin, Digiton или другом ПО, задаётся последовательность, время выхода в эфир и т.д. Здесь очень важно сделать хорошую «склейку» — процесс примерно похож на то, чем занимаются клубные диджеи, когда делают переход между двумя композициями.

    Когда после песни идёт затухание или пауза — это брак. Два трека «склеиваются» между собой так, чтобы переход был красивым, а ритмический рисунок не сбивался. Создаётся эффект непрерывности и приятного звучания. Раз в две песни ставится джингл, который идентифицирует радиостанцию, с ним тоже надо «склеиваться». Признаком настоящего мастерства считается умение склеить музыкальные композиции так, чтобы джингл ложился чётко на ритм двух песен, между которыми он стоит.

    Радийный софт также даёт возможность «разметки». Сейчас линейные ведущие редко говорят на «бэке» или «подложке» — фоновой музыке специально для выхода эфир. Чаще всего диджей выходит в эфир на стыке двух песен, или в начале или в конце композиции — красивый выход всегда заканчивается за секунду до того, как вступает вокалист песни.

    Раньше, до изобретения радийного ПО, диджеи запоминали длительность intro или outro всех треков, теперь же для этого есть «разметка» (хотя иногда диджеи ленятся и не размечают треки, полагаясь на свою память). В специальном окне при открытии ритмического рисунка трека ведущий находит место, где вступает вокалист, там ставится метка и в таком виде трек сохраняется.

    В основном окне программы есть несколько таймеров: как правило, один показывает обратный отсчёт до конца песни, а второй — до начала вокала. Это очень удобно, главное — остановить свой выход в эфир, пока тикают эти часики.

    Благодаря этим двум простым приёмам убирается «грязь», когда на несколько секунд в эфире может появиться тишина или когда незадачливый ведущий «залез» своим выходом в эфир, скажем, на вступление 21 Pilots — Heathens.

    Не надо резать


    Этот пункт часто приводит в отчаянное бешенство радиослушателей, которые пишут целые абзацы гневных SMS о том, как любимая композиция уносила их в страну зелёных лугов и ясного неба, а потом внезапно обрывалась на самом интересном месте, и в идиллический мир врывалась реклама известного автоконцерна. И дело здесь не только в том, что это брак, который гневит аудиторию. Такое «обрезание» вредит и рекламодателю, который автоматически становится раздражающим фактором.

    Чтобы этого избежать — надо слушать своего программного директора. Он составляет плейлист так, чтобы всё было точно — секунда в секунду, поэтому, если уж очень хочется заменить скучный трек от программного на свой, классный и весёлый (что на многих станциях карается штрафом), всю эфирную сетку придётся «подогнать» по секундам, чтобы не было обрезанных песен.

    И тем не менее, есть моменты, которые невозможно предусмотреть. Например, два раза в час в эфир выходит прогноз погоды, который может занять 10, 20 или 30 секунд эфирного времени, а также выпуски новостей, которые тоже разнятся по времени. Понятно, что рекламу в эфирной сетке никто сдвигать больше, чем на минуту, не станет (потому что есть специальные «метки», которые запускают местную рекламу в региональных филиалах, и если они не прозвучат — рекламы не будет).

    Если по плейлисту видно, что будет недобор времени, лучше всего последней песней поставить инструментальную композицию, тогда всё будет правильно и гармонично. В случае «перебора» либо ищем трек короче, либо, опять же, ставим «инструменталку» вместо него.

    Особенно часто песни (а иногда даже целые программы) обрубаются на полуслове в региональных филиалах радиостанций. Это происходит в основном из-за того, что работники этих филиалов отклоняются от плейлиста, предложенного центральным офисом, и ставят свои песни.


    Фото Cindy Funk CC

    Пульт — это святое


    Когда ведущий — сам себе звукорежиссёр, это усложняет его работу. Но есть несколько правил, соблюдая которые, можно избежать «грязи».

    Во первых, за уровнем звука надо следить всегда: бывает так, что композиции записаны тише, чем звучит эфир, а программный директор этот момент упустил — значит, надо вовремя сдвинуть фейдер со звуком вверх. Бывает так, что в новостях выводится в эфир интервью специалиста, который давал его по телефону — и слышно его то громко, то тихо — тоже фейдер.

    А бывает, песня идеально подходит по длительности на конец часа, но заканчивается медленным затуханием — фейдером можно подкорректировать звук в реальном времени. И ещё: сначала диджей начинает говорить, а потом опускает фейдер со звуком «бэка» (но разница должна быть в доли секунды) — это правило связано с благозвучием — резкое затухание без голоса бьёт по слуху.

    Микрофон — центр радиовселенной, за ним тоже надо наблюдать. Всегда нужно проверять, выключен ли он, когда диджей не в эфире. На многих станциях есть специальные ярко-красные лампы — индикаторы, развешенные по всей студии, они загораются, когда микрофон включён — это очень удобно.

    Но если таких ламп нет, достаточно приучить себя смотреть на индикаторы пульта. Историй о том, как диджей забыл выключить микрофон — миллион, и не всегда они заканчивались положительно. Не будем, например, забывать, что ненормативная лексика в эфире запрещена законодательством и грозит большими штрафами.

    В большинстве случаев на пульте есть специальный «кашлюн» — кнопка, зажав которую, можно прокашляться, чихнуть, коротко выругаться или вдохнуть. В эфире, само собой, этого делать нельзя.

    Соблюдая эти нехитрые правила, можно избежать большинства негативных отзывов от своей аудитории. Примечательно, что всё выше написанное уже давно изложено на профильных ресурсах, в учебниках и даже во внутренних уставах радиостанций, но диджеи упорно продолжают нарушать эти правила, что приводит к падению имиджа не только отдельной радиостанции, но и всего рынка в целом.

    Но теперь, если в эфире вашей любимой радиостанции случается какой-то брак, вы будете знать, почему так произошло. Хотя писать об этом гневное сообщение, возможно, и не стоит: так ведущий сохранит нервы и часть своей зарплаты — в конце концов, не ошибается только тот, кто ничего не делает.



    Наш новый исторический материал:

    «Как зазвучал рок-н-ролл»: история бренда Marshall

    Другие статьи из нашего блога на GT и «Мира Hi-Fi»:

    Аудиомания 151,95
    Лидер рынка качественных решений для музыки и кино
    Поделиться публикацией
    Комментарии 74
    • 0
      История про стерео каналы кажется надуманой и напоминает анекдот о спичечной фабрике:
      «Я уже более 30 лет покупаю продукцию вашей фабрики и заметил что в коробках количество спичек не одинаковое, и колеблется в пределах от 59 до 61 штуки. Вы там все что с ума сошли?»
      • +1
        Внимание к деталям. Но анекдот — классика, конечно :)

        Спасибо, что читаете!
        • +1
          Почему, я как-то сам слышал на радио дисбаланс правого/левого канала. Ретранслированная станция, «Европа+», вроде… Примерно неделю так было, потом поправили.
          • 0
            Оо Европа+, в моем городе её невозможно слушать вообще. Периодические «затыки» на доли секунды. Раз-два в минуту точно. И за последние полгода картина не меняется. С остальными станциями такого нет.
        • 0
          Расскажите, пожалуйста, про самый крупный и яркий fail ведушего радио, который произошёл на вашей памяти?
          • 0
            Передаем микрофон в зал — этот вопрос интереснее всего обсуждать всем вместе :)
            • 0
              Ну, я расскажу тогда, хотя это не совсем фэйл ведущего…

              История пошловатая
              На одной региональной станции слушал передачу типа «Передаем приветы». Звонит девушка, судя по голосу, немного стесняется. Ведущий в жизнерадостной манере раскручивает ее на диалог. Задает всякие вопросы, «как живется», «чем дышится» и тому подобное. Весь такой на позитиве. Выясняет, что у девушки есть собака. Ну и дальше спрашивает: «О, раскажите про собаку! Что она у вас любит делать?». На что девушка отвечает: «Ну… она любит лизать мою киску...». После нескольких секунд гнетущей мертвой тишины в эфире, девушка добавляет: "… ну, у меня кошка еще есть...".


              Ну и вопрос в тему. Как на радио борются с неожиданностями со стороны слушателей, звонящих на станцию? Слышал, что специально вводится задержка, чтобы успеть убрать звонок из эфира, если звонящий что-нибудь ляпнет…
              • 0
                Думаю, если слушатели целенаправленно хотят потроллить радио — ничего не спасёт, разве только отмена приёма звонков в прямой эфир. Пример — постоянные атаки пранкеров на популярные радиостанции. Ну а если звонящий не тролль/пранкер, а просто неадекват (пьяный или что-то подобное), понятно, что его можно отфильтровать, если сначала с ним поговорит человек, который оценивает звонящего и если всё нормально, тогда уже пустят в прямой эфир. Я когда-то очень давно дозвонился на местное радио (на викторину), и было именно так: со мной немного поговорил какой-то парень, спросил зачем я звоню и т.д. Потом соединил с диджеем.
              • 0
                Просто слышал в эфире. Известная московская станция в ФМ. Послеполуночная разговорная передача, где каждый раз ведущий — кто-то из известных личностей и обсуждение какой-либо темы. Звонки выводятся в прямой эфир.
                И вот когда в качестве ведущего был кто-то из фронтемнов российской панк-группы (какой — не помню), тема была «Зачем запрещать мат?». Ну и вполне ожидаемо, когда в эфир вывели звонок от слушателя, тот на вопрос ведущего «как дела?» ответил: «Да за@#ись!». Звонящего резко увели из эфира, больше звонков в прямой эфир я на станции не слышал, только с задержкой.
                • 0
                  В воспоминаниях Игоря Дьяконова (http://uni-persona.srcc.msu.su/site/authors/djakonov/djakonov.htm — интересное, кстати, чтиво) рассказывается как он служил на радиостанции, которая изображала подпольную немецкую и выдавала в эфир немцам правильные новости.
                  Говорили они разумеется на немецком, но раз чуть не рассекретились:

                  http://uni-persona.srcc.msu.su/site/authors/djakonov/II.4.htm

                  Первое время, чтобы я освоился, мы работали вдвоем: я читал сводку, а Фима – статью. Микрофон, естественно, у нас был только один, и его нужно было поворачивать то к одному из нас, то к другому. Раз я прочел свой текст, Фима протянул руку за микрофоном, а тут оказалась небольшая утечка тока, и его дернуло. Уступая ему микрофон, я посмотрел на него и по выражению его лица понял: он сейчас матюгнётся; реакции у меня тогда были скорые, и я мгновенно выключил микрофон. Но потом долго разыгрывал его, говоря, что он рассекретил нашу «подпольную» станцию.
                • 0
                  На моей памяти есть один такой случай, давным давно, на местной радиостанции музыку запускали с CD-плееров, и один из них периодически подвисал (подвисания слышал я сам не один раз, звучало как «татататататата», что-то похожее на воспроизведени мп3 на 486 компе, когда запущено более одного приложения, про плееры мне рассказал знакомый который был знаком с диджеем). И вот, один раз, зарядив музыку, диджей с товарищем пошли покурить, и как раз в это время этот плеер повис. Процесс курения растянулся минут на пять, ну и соответсвенно пять минут в эфир шло это «татататататата». После этого фейла, говорят, плеер таки заменили на новый.
                  • 0
                    У нас было, что CD завис в ночном эфире с 1 до 5 утра. И НИКТО не поправил.
                    • 0
                      Помню, заставка перед выпуском новостей (обычно звучит секунд 10 и я её даже не замечаю) звучала около часа по кругу, радио далеко не местное. Я даже успел вспомнить «Лебединое озеро» 1991 года и на всякий случай проверил остальные станции.
                • +1
                  Всегда с интересом читаю статьи о радиостанциях, являюсь любителем радио. Вопрос автору: «сговоры» станций, чтобы реклама шла в одно время — реальность? На ТВ заметно невооружённым глазом, хотя и отрицается.
                  • +1

                    Скорее так само получается. Во время рекламы слушатели часто переключаются на другую станцию, и если там музыка — остаются там. Поэтому станция Б, которая хочет отъесть кусок рейтинга у станции А, сделает себе рекламный блок в то же время что и у А, чтобы во время рекламы на Б слушатель не ушёл на А, потому что там музыка.

                    • 0
                      Сетка телевещания кратна 30 минутам (в большинстве случаев), либо в начале следущего часа, либо 30минут кончается одна программа и начинается новая. Ну и стык между передачами заполнен рекламной паузой. Сговора нет, а время выхода рекламы в эфир совпадает.
                    • 0

                      А можно сделать гик-обзор рабочего места радиоведущего? Желательно с картинками :)

                      • +2
                        На самом деле там нет ничего особо гиковского, всё максимально просто и унифицировано, как правило это 3 монитора — основная вещательная станция, резервная вещательная станция, компьютер с интернетом. Пульт и микрофон, возможно клавиатура для запуска джинглов, или сенсорный экран с джингл машиной. Может, когда будет время и я напишу, что из себя представляет относительно современная радиостанция с технической точки зрения. Благо и фоток можно на работе поделать
                        • 0
                          Единственное, что там есть необычного — пульт. А так рабочее место радиоведущего — это пара-тройка компьютеров, не более.
                          • 0
                            Рабочее место ведущего — микрофон, пантограф, наушники.


                            Всё гиковское — компьютеры, пульты, процессоры, энкодеры, гибриды, эхолоты — у звукаря.
                            (фотка старая, сейчас всё более причёсано и благообразно)
                            • 0
                              Сходил в одну из студий, сделал фото.
                              image
                            • +1
                              Вот только сегодня ехал на работу как обычно и в какой-то момент протыкав на магнитоле все 6 кнопок в ряд поймал себя на мысли что, всё. Слушать это больше не возможно и придётся переходить на онлайн и всякие эплмузыки с подкастами и ему подобные. Упало качество по всем фронтам, музыка не торт, ведущие не торт, реклама не приличная и её не прилично много стало. И все причины не технические ну никак, сама суть жанра и формата «стухла».
                              • +1
                                Для меня раздражающим фактором являются обязательные фразы после рекламы типа «Все представленные товары имеют лицензии и сертификаты» и тому подобное которые говорятся дикой скороговоркой. Это тарахтение раздражает даже больше чем сама реклама.
                                • +3
                                  Тоньше момент. Судя по всему они по закону обязаны это говорить. Бесит другая фишка, когда рекламщики ускоряют этот обязательный, но бесполезный кусок. У меня это вызывает резкий негатив к такому рекламодателю. Черт, ты нашел денег на рекламу своего товара или услуги на радио, но ведешь себя как откровенный жмотяра, крохобор и кроила, как с таким вообще можно иметь дело? На чем ты ещё «скроишь» если я принесу тебе свои деньги? Особенно это вызывает диссонанс когда рекламируется что-то очень дорогое. Вот прям фу такими быть.
                                  • +1
                                    ты прям озвучил мои мысли
                                    • 0
                                      Ха! Я слышал когда ВСЯ реклама какого-то застройщика очередного жилого комплекса проговаривалась такой скороговоркой. Я на скорости ни название застройщика, ни название ЖК — не разобрал.
                                      Вот это я понимаю жлобство! :)
                                      • 0
                                        Очень часто в радиорекламе сложно разобрать, что и где они рекламируют. Даже если услышишь название ЖК, ничего не услышишь о том, ГДЕ он находится. Это же самое главное — location, location, location.
                                        https://www.thebalance.com/what-location-means-in-real-estate-1798766
                                        • 0
                                          Такое тоже часто.
                                          Но я так для себя уяснил: раз не говорят где — значит дыра.
                                          Потому что если «в центре», «с видом на Неву», «панорамный вид на город» — такое обязательно скажут.
                                          Но с моим бюджетом и «дыры» приходится выбирать и тут конечно хотелось бы всё-таки слышать о какой именно дыре идёт речь :)
                                          • 0
                                            раз не говорят где — значит дыра
                                            Разница между дырами может быть до 50 км от Колпино на юге до Сертолово на севере. А тут каждые 200м имеют значение.

                                            «в центре», «с видом на Неву», «панорамный вид на город»

                                            А это тоже может значить что угодно. В центре может быть с видом на кладбище. Вид на Неву может быть в Рыбацком. И там же панорамный вид на город.
                                            Вобщем рекламируют неизвестно что неизвестно кому.
                                            • 0
                                              Разница между дырами может быть до 50 км от Колпино на юге до Сертолово на севере. А тут каждые 200м имеют значение.

                                              Эт конечно, само собой.

                                              А это тоже может значить что угодно. В центре может быть с видом на кладбище.

                                              Старое кладбище — не самый плохой вариант.
                                              Зелено. Тихо. Не построят ничего перед окнами через 5-6 лет.
                                              Это не мои мысли. Реально слышал такие рассуждения от людей.

                                              Вид на Неву может быть в Рыбацком. И там же панорамный вид на город.

                                              И такое бывает.
                                              Коллега недавно купил студию на Октябрьской набережной. С видом на Неву.
                                              • 0
                                                Старое кладбище — не самый плохой вариант.
                                                Зелено. Тихо. Не построят ничего перед окнами через 5-6 лет.
                                                Это не мои мысли. Реально слышал такие рассуждения от людей.

                                                Как тут не вспомнить
                                                xxx: Смотрю квартиры, по приемлемым ценам остались только этажи с прямым видом на кладбище.
                                                yyy: Кладбище это не так плохо. Лучше кладбище, чем какое-нибудь садовое или ТТК из окон.
                                                yyy: У риэлторов это называется «тихие соседи» и идет, как плюс.
                                                (отсюда)


                                                • 0
                                                  Старое кладбище — не самый плохой вариант.

                                                  Я как-то был по адресу ул. Беринга, 23к2. Там прямой вид на Исаакий, но если опустить взгляд пониже, там целиком Смоленское кладбище. У дома детская площадка, и сразу за заборчиком начинается это кладбище. Летом может ещё ничего, когда всё в листьях. Но вот в межсезонье и зимой как-то вообще не айс.
                                                  • 0
                                                    «Вид на Исаакий». Беринга 23к2 — это же в центре Васильевского острова.

                                                    А на «голое» кладбище — да, вид тоскливый: кресты да надгробия.
                                                    • 0
                                                      Да, хороший новый дом, недалеко от метро, почти центр города, вид на Исаакий, тихо, зелень кругом, но есть один нюанс… )))
                                        • 0
                                          Бесит… когда рекламщики ускоряют этот… кусок

                                          Ладно бы просто ускоряют. Ускоренное теоретически можно замедлить и услышать нормальный текст. Но сейчас часто слышу вместо ускоренного просто какой-то набор букв и звуков, и даже если замедлить, абсолютно невозможно что-то понять. С таким же успехом под телерекламой можно разместить кучку пикселей в прямоугольнике и заявить, что там вся информация про лицензии и сертификаты. Вот уж это реально бесит. А ещё больше бесит (не совсем в тему, но накипело!) современное телевещание, где на большей части каналов или соотношение сторон изображения некорректное, то есть лица растянуты по вертикали или горизонтали, или полезная площадь картинки меньше половины от площади экрана- и зачем я платил за 22 дюйма?!
                                    • +2
                                      А еще жутко бесит, что на рок-радиостанциях в последнее время взяли за моду вырезать огромадные куски из гитарного соло, инструментального вступления и так далее. И если к обрезке конца песни, где после вокала какое-то время играет инструментальное outro, можно спокойно относиться, то к вырезкам посередине можно относиться только абсолютно отрицательно, т.к. для знакомых песен, которые знаешь до ноты, это очень сильно напрягает.
                                      • … Максиииимууум…
                                        • 0
                                          У меня в городе запускают местную рекламу прямо посреди трека, и так-же резко из неё выходят, в середине или в конце какго-то другого трека, причём реклама с другой громкостью. Тоже жудко бесит.
                                          • 0
                                            Сочувствую… На самом деле, вот это уж точно никак не «чистое» радио получается, нарушение сразу множества правил, о которых идёт речь в посте.
                                            • 0
                                              а станция местная или в ретрансляции, не знаете?
                                              • 0
                                                Ретрансляция. У местных странций такой фигни не наблюдается, хотя их осталось очень мало.
                                                • 0
                                                  Значит у ретранслятора криво настроены сработки по меткам, если вообще настроены, это на совести местных умельцев.
                                                  • 0
                                                    Мне почему-то кажется что местные запускают рекламу или вручную или автоматически специально начиная раньше и заканчивая позже, чтобы урвать больше времени на рекламу, всё-таки деньги за неё получают.
                                                    • 0
                                                      Деньги да, но от федералов можно и отхватить за такое отношение, если они франшизеры тем более, федералы дают окно, и если у вас превышение, извольте объясниться.
                                              • 0
                                                Очень похоже на работу резервного плейлиста, который жёстко прерывается рекламным блоком в назначенное время. Но это аварийная ситуация, постоянно так быть явно не должно.
                                                • 0
                                                  Был бы это резервный плейлист, который крутится при отсутствии связи со старшей станцией, не было бы врезок и он бы играл всё время. Скорее всего в джина тупо засунули медиа архив, выставили метки и закрыли избушку на клюшку.
                                              • 0
                                                Может это radio edit версия песни?
                                                • 0
                                                  Увы, нет, это касается довольно старых рок-композиций, которые я слышал неоднократно, и тут внезапно их стали резать. Из последних что помню — G'n'R — Sweet Child o'Mine, буквально «на живую» вырезали соло, так, что состыковали грубо очень (не сохраняется ритм песни), и Metallica — Nothing Else Matters — от соло оставили кусочек начала и кусочек конца, стык тоже режет уши, хотя сделан не так топорно, как вышеупомянутый. И это лишь два примера что я помню. Радио-версии делаются специально, и там таких грубых переходов ни в коем случае не допускают.
                                              • +4
                                                «Чаще всего диджей выходит в эфир на стыке двух песен, или в начале или в конце композиции — красивый выход всегда заканчивается за секунду до того, как вступает вокалист песни.»

                                                Бить… ногами… по лицу… хочется, когда ди-джей балаболит своей балаболкой поверх вступления или окончания. Во время песни музыканты стараются не забивать музыкой вокал, и у них остается все 3 окна для того, чтобы «отвести душу» — это начало, конец и бридж. И 2 из них безжалостно уродуются в угоду сетке вещания и «красивым выходам в эфир».
                                                • +1
                                                  А раньше, когда инета не было и люди с радио писали себе музыку на кассеты, это раздражало втройне.
                                                • 0
                                                  В конце 90х и начале 00х болел этой темой. Тогда радио в стране было очень даже крутым. Ночной эфир с Жени Шаден на Европе плюс чего только стоил… или «Модель для сборки», или «Русские гвозди» с Фоменко.
                                                  • 0
                                                    Субстанция 69.26 — вообще без рекламы, только мероприятия на сколько я помню — почти год отработали в таком режиме. Там вообще всё электроника была, ну разве только транса не было.
                                                  • 0
                                                    При правильной настройке DTFM-меток в эфире не бывает срезов между треками местной и федеральной студией. Но вот настроить их — действительно кропотливая работа.
                                                    (Я вот всё надеюсь, что кто-нибудь уже начнёт выпускать радиоприёмники, автоматически снижающие громкость по DTFM-сигналам.)
                                                    А от внезапного отключения электричества хорошо спасает флешка, воткнутая в кодер на РТЦ со специально записанным набором треков. И уж если она заиграла в эфире, то это самый лучший сигнал, что в студии полный авбрвалг.
                                                    Авторы ещё не рассказали о RDS, а жаль. Крайне любопытная технология.
                                                    • 0
                                                      А как вы видите реализацию возврата уровня громкости на вылете? Если на влете в блок DTMF метка слышна слушателю, то вылет слышен только на входе машины ретрансляции, если все настроено как надо, и длина блока один в один совпадает со временем, предоставленным для регионального блока федеральным вещателем, или превышает его. Слушатель же услышит метку только в случае, если длина рекламного блока меньше федерального окна.
                                                      • 0
                                                        Слушатель же услышит метку только в случае, если длина рекламного блока меньше федерального окна.

                                                        Не услышит, так как для таких случаев местный рекламный блок добивается музыкой. А если не добивается — то это уже халтура :)
                                                        • 0
                                                          Это я как раз халтурный вариант имел в виду. Но вопрос в возвращением к уровню вне блока остается, триггера точного не получается… увы…
                                                          • 0
                                                            Согласен, выходной DTFM магнитола может и не словить. Тут, наверное, только таймингом можно оперировать. Вручную или прошивкой в соответствии с законодательском региона…
                                                            • 0
                                                              Тайминг тоже штука сложная, блоки ж разной длины не то что по всем станциям, а даже в пределах одной частоты. Но как вариант со стороны роскомнадзора законодательно обязать всех вещателей к включению RDS с меткой на рекламе «advert» или что-нибудь в этом духе, тогда приемник видит метку и делает тише. Реклама кончается, в RDS появляется песня-исполнитель, и уровень возвращается к исходному.
                                                      • 0
                                                        RDS действительно интересная технология, но, как и многие, используется единицы процентов, если не меньше, от своих возможностей. Станции обычно вбивают только PS (мало тех, кто хотя бы RT и PTY добавляет, уж не говоря про другие поля), т.е. из всего RDS используют только указание имени станции. Зато из PS норовят сделать бегущую строку, что запрещено стандартом, и не очень хорошо работает при плохом приеме.
                                                        Интересно, что RDS поддерживается практически всеми автомобильными магнитолами, но всеместно игнорируется производителями PC-тюнеров со времен, когда стали выпускать гибридные (аналоговое + цифровое телевидение) тюнеры. Когда возникла необходимость в покупке тюнера с такой поддержкой, оказалось, что на рынке таких тюнеров тупо нет.
                                                        • 0
                                                          Не знаю, насколько это актуально для вас теперь, но SDR# умеет отображать базовый RDS. А для просмотра всей RDS-информации подойдёт эмулятор звуковой карты на 192 кГц (например, этот), RDS Spy и MPX Out плагин для того же SDR#. Для всего этого нужен только SDR-приёмник. Например, любой из дешёвых (500 рублей) на RTL2832, о них очень много писали на гиктаймсе.
                                                          • 0
                                                            Я в курсе SDR-решений, но требовался аппаратный приемник на шину USB (SDR, даже чего-то такого легковесного, как RDS, не проходит по использованию CPU). На тот момент из USB нашлось только дорогое решение от малоизвестного производителя Sundtek. Я ради интереса тогда еще на PCI/PCI-E поискал, и там тоже ничего не нашел…
                                                      • 0
                                                        Могу рассказать, как я окончательно перестал слушать радио. Хотя и раньше слушал его крайне редко, но теперь завязал из принципа. Итак, Москва, года 4 назад, вечер пятницы. Выезжаю на авто из офиса, предстоит примерно 8-часовой путь домой, из них часа полтора по пробкам. Голова очень устала, хочется приятной мягкой музыки. Треклист в магнитоле уже изучен до дыр, включаю радио. Оно у меня не настроено, поэтому переключаюсь поиском. Первая станция:
                                                        -Здравствуйте, дорогие слушатели!
                                                        -Блин, я музыки хочу, дальше…
                                                        Вторая:
                                                        — … и вот об этой проблеме мы хотим…
                                                        — Дальше
                                                        Третья:
                                                        — … а затем началось…
                                                        -Чёрт…

                                                        Пятнадцатая:
                                                        — Бла-бла-бла-бла… бла-бла-бла-бла-бла…
                                                        — Да ёлки-палки!
                                                        В-общем, из всех станций, которых в Москве смогла найти моя магнитола, музыки не было ни на одной. А, учитывая, что примерно 95% всего, что звучит на радио мне, мягко говоря, не нравится, а разговоры вообще бесят, пришлось завязать с этим полностью.
                                                        • +2
                                                          А еще, когда-то очень давно, на MTV клипы показывали…
                                                          • 0
                                                            Вы тоже помните? :)
                                                          • 0
                                                            Нашел недавно две интернет станции с интересным мне контентом без голоса и джинглов _вообще_ — просто бальзам…! Причём судя по «эфиру», кто-то там иногда всё же сводит :)
                                                          • 0
                                                            У одной радиостанции на букву Э микрофоны стоят на столах и приходящие гости иногда задумчиво теребят/постукивают стоящий перед ними микрофон. Это невозможно слушать, как-будто прямо по голове постукивают.
                                                            Во всех других станциях микрофоны подвешены на специальных штативах и гость не может добраться руками до этого штатива и потеребить его.
                                                            • 0
                                                              На тех радиостанциях, где ночью на эфире никто не дежурит, даже охранники должны уметь включить резерв.

                                                              Для таких случаев придумали детектор тишины. Собственно, схема резервирования типичной радиостанции, ретранслирующей федеральный эфир с добавлением местного, выглядит именно так:
                                                              • Основной канал (обычно спутник) и резервная доставка (обычно интернет) включены в детектор тишины (программный или аппаратный)
                                                              • Резервный канал — в виде локального музыкального плейлиста. Иногда делается третьим каналом в детектор тишины, но как правило, само вещательное ПО имеет функционал резервного плейлиста
                                                              • Последнее средство — ещё один поток (в виде той же флешки с музыкой, и аппаратным плеером для неё), включенный уже непосредственно в FM-кодер

                                                              В зависимости от паранойи, важности вещания и наличия денег, количество средств резервирования может меняться. Например, иногда нужный поток бывает доступен на двух разных спутниках — есть смысл организовать дополнительный резерв.
                                                              • 0
                                                                Был в гостях в Волгограде в 2000х годах. Там была радиостанция местная «Новая волна» вроде. Там был такой пранк — радиолюбитель на этой же частоте включал свой радиопередатчик и начинал что-то говорить. В части своего района он естественно глушил вещание. Но смешное было в том, что диджей в своей студии видимо находился неподалеку и, внимание! Слушал свой эфир через приемник. Соответственно он и вступил в матерную перепалку с тем радиолюбителем. Это было забавно, в ночном эфире. Возможно диджей знал о атаках на частоту вещания и заранее перешел на прослушку своего эфира через приемник.

                                                                p.s. Я сам в Балаково в 2002-м вещал на своем пиратском радио — славная была история любительского fm вещания 24/7 в течении трех лет. Джинглы делали сами, в djin размечали треки на плавное составление плейлиста. И никогда не влезали в треки болтовней. Только после песни на подложке что-то цитируешь или несешь какую-то информацию. На тот момент в маленьком городе (200 тыс) только русское радио вещало — и мы завоевали свою аудиторию. Приятно было когда ты едешь в автобусе, или заходишь в эльдорадо — а там твое радио играет.
                                                                • 0
                                                                  А как строились взаимоотношения с органами власти?
                                                                  Передатчики пеленговали? Выходили на вас?
                                                                  • +1
                                                                    Если кратко — не успели лицензироваться. Вещали без лицензии. Но это не мешало нам рекламировать турниры по стритболу, рок концерты и дни города ну и качалку которую я сам посещал. Т.е. мы были заинтересованы в городской жизни. Летом были планы выйти на местный пляж с музыкальным сопровождением пляжа своим эфиром.

                                                                    Пока первые 2 года я вещал рок, мат в песнях не убирался — ленинград, сектор газа, красная плесень и т.п. то нас не замечали. +ночью я включал тяжеляк, готик метал и т.п. Музыка нонстопом. Просто «радиопираты».
                                                                    На третий год я познакомился с владельцем магазина дисков — и мы с ним начали сотрудничать — вещание причесали и вычистили от мата — стали культурней (а у меня появился доступ к музыке — в то время по диалапу новинки сильно не покачаешь из инета). Совместно отобрали поп-рок по вкусу, но без тяжеляка. Попсы русской никогда не было, только хорошая зарубежная. В 2004-м пошли его знакомые давать рекламу. Тут русское радио пошло с кляузой в Саратов — связь надзор нас прикрыл на денек (нас заметили как конкурентов). Мы собирали информацию по легализации, смотрели что купить из легального сертифицированного оборудования для вещания, составляли бизнес план. В общем второй наезд связь надзора (через три месяца) нас закрыл по указу из Москвы. Тоже рр пожаловалось в Москву, что саратовские не работают, им дали по шапке, они приехали к нам и дали понять что третьего раза не будет. 1000 рублей штрафа. И мы закрыли навсегда вещание. Я в силу юности не смог выйти в легальные воды, мой бизнесмен-компаньон не захотел привлечь своих местных друзей и вложиться.
                                                                    В новом формате — тематические передачи, джинглы, прогнозы погоды, прямые шоу эфиры, немного рекламы — мы проработали чуть менее года.
                                                                    Примечательно: что когда нас запеленговали — дядька из связь надзора показал мне пик моей частоты и похвалил что передатчик четко настроен на частоту 91.9 Fm — нет гармоник и всплесков на другие частоты. Т.е. фильтра на выходе настроены качественно. Да и антенну то никак не скроешь на 5-ти этажке самодельная GP на мачте выдает сразу.

                                                                • 0
                                                                  Очень интересно. Спасибо за статью. Даже не подозревал (да и не задумывался) сколько для эфира необходимо проделать работы.

                                                                  P.S. за «обрезание» Nothing Else Matters на известной радиостанции на букву М, тоже как-то хотелось кому-нибудь что-нибудь поотрывать. Собственно, после пары таких случаев переключаюсь теперь на неё только когда совсем кака по остальным.
                                                                  • +1
                                                                    Самая большая проблема всех радиостанций — очень ограниченный плейлист в ротации. Когда за пару месяцев уже слушать не можешь станцию, т.к. все песни сильно приелись. Причем включаешь ее же ерез год — а там примерно то же самое, новых треков почти не добавлено.
                                                                    Из-за этого пришлось переехать на онлайн-вещание и стриминговые сервисы.
                                                                    • 0
                                                                      У меня вот часто возникает такой вопрос, что курят ведущие на радио? Когда включаешь радио и слышишь болтологию вперемешку с гомерическим хохотом. Причём пытаешься вслушаться в текст и найти юмор, а он как суслик, ты его не видишь, а он есть. :)

                                                                      Сейчас конечно найти качественное интернет радио, тот ещё квест. В одном случае находишь вроде интересное радио, хорошие треки, нет ни болтологии, ни рекламы, но потом оказывается что там очень ограниченный репертуар и оно быстро приедается (радио рекорд, рок канал).
                                                                      В другом же случае слушаешь радиостанцию с момента его зарождения, много интересных и новых песен, есть отличное вечернее шоу с музыкантами «в живую», нет ни рекламы, ни болтологии, но у создателей этой радиостанции есть Цель, к которой они успешно следуют. Проходит полгода, год и на радиостанции почти всё меняется, появляется реклама, дневные шоу с болтологией, в эфире ставятся странные и откровенно глупые песни, причём новинки что естественно в ротации появляются чаще всего. Дурацкие часовые вставки, а также «одностишья арефьевой», кои вызывают бесконечное количество фейспалмов. Зато теперь радиостанция влияет уже и в городских эфирах, а не только на просторах инета (Своё радио).
                                                                      • 0
                                                                        Слишком много попсы сейчас, никогда не забуду старый формат радио где можно было с большим удовольствием слушать Linkin Park, P.O.D. и пр.

                                                                        Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                                                        Самое читаемое