«Слышать мимо ушей»: необычные способы восприятия звука

    Каждое живое существо воспринимает окружающую информацию через органы чувств: у кого-то их больше, у кого-то меньше, но всякий организм снабжён «сенсорами», которые получают сигналы и перенаправляют их в мозг. Принято считать, что звук воспринимается человеком (и основной массой других живых существ) через уши.

    Но есть и альтернативные способы, о которых мы расскажем в этой статье.

    Фото Caninest CC

    Метод Бетховена


    Известный парадокс: величайший композитор, подаривший миру гениальные симфонии, страдал от воспаления внутреннего уха, которое впоследствии привело к глухоте. Тем не менее, это не мешало Бетховену сочинять свои шедевры — композитор прикладывал деревянную трость одним концом к деке фортепьяно, а другой конец брал в зубы. Вибрации от музыки проходили к внутреннему уху через челюсть.

    По сути, композитор использовал явление костной проводимости: это технология передачи звука к внутреннему уху через кости черепа, она широко используется для помощи людям с нарушениями слуха. Но с недавних пор костная проводимость используется не только в медицине: например, в Ростехе рассказали, что вскоре выпустят специальную гарнитуру для солдат, которая будет крепиться на висках бойца и позволит слышать окружающие звуки через уши, а радиопереговоры — по системе костной проводимости.

    Компания aftershokz выпускает целую серию наушников на основе технологии костной проводимости: создатели гаджета считают, что «свободные уши» позволят лучше контролировать ситуацию, например, находясь за рулём.

    Метод Набокова


    Владимир Набоков обладал способностью, которая является довольно спорным феноменом. Синестезия — явление, при котором восприятие информации через один орган чувств приводит к отклику в другом. Писатель, например, мог видеть буквы и цифры определённым цветом. То есть каждый символ у него ассоциировался с конкретным цветом и оттенком, это вид графемно-цветовой синестезии.

    Но есть люди, которые умеют видеть звуки — это хромостезия. У людей, которые обладают этим даром, каждый звук, будь то автомобильная сигнализация или карканье вороны, вызывает цветовую ассоциацию. Такие люди при прослушивании музыки в дополнение к слуховым ощущениям испытывают ощущение цветов, но это восприятие является дополнительным и не перекрывает информацию, идущую от других органов. Синестеты не прилагают усилий для того, чтобы задействовать свою способность, она для них — часть повседневной жизни, как зрение и слух.

    Кинестетико-слуховая синестезия — ещё одна разновидность, при которой человек может «слышать» движение объектов, вспышки и колебания. То есть даже если объект не производит при движении никаких звуков, синестет может «услышать» его.

    Наименее распространённая среди синестетов разновидность, связанная со звуком, — акустико-тактильная. Звуки вызывают отклик в различных частях тела у её обладателей. В конце этой статьи есть таблица, в которой представлены все виды естественной синестезии и те состояния, через которые они проявляются.

    Патология или сверхспособность


    Исследователи из университета Западного Онтарио открыли способность человека слышать с помощью глаз. Учёные изучали феномен обострения слуха у слепых и зрения у глухих. Выяснилось, что функция участка коры головного мозга, которая отвечает за аудиальное восприятие, остаётся у таких людей неизменной, но переключается на другой орган восприятия. Пока непонятно, сохраняется ли эта способность в случае, если слух восстанавливается.

    В Калифорнийском институте технологии зашли ещё дальше: там решили изучить синестетов, которые обладают акустико-тактильной разновидностью синестезии. Так, одна из испытуемых пожаловалась, что компьютерная заставка «свистит», и чтобы звук пропал, она отворачивалась. Другой синестет рассказал, что слышит звуки, наблюдая за полётом мотылька, а отрывистые движения звучат как щелчки.

    Некоторые физиологи объясняют эти способности тем, что у таких людей слишком близко расположены участки коры головного мозга, отвечающие за «расшифровку» сигналов от различных органов восприятия. Другие видят в этом «ошибку сигнала» от поступающей в мозг информации. Этот сигнал вместо того, чтобы попасть в участок, где информация расшифровывается целиком, попадает в разные участки мозга, где звук и визуальная часть обрабатываются отдельно друг от друга.

    В любом случае, уже сейчас становится понятно, что человек может слышать не только ушами, а синестезия не является патологией. Нейрофизиологи считают её переразвитой способностью восприятия, и теперь, благодаря всем этим исследованиям, появилась возможность выявить больше синестетов и даже создать их сообщество, чтобы ещё лучше их изучить.

    Прислушайтесь к своим чувствам, может быть и среди вас есть люди со сверхспособностями?
    Метки:
    Аудиомания 163,84
    Лидер рынка качественных решений для музыки и кино
    Поделиться публикацией
    Комментарии 20
    • +2
      P.S. Дополнительные материалы немного «из другой оперы»:


      • 0
        Можно слышать через пальцы, тактильные ощущения.
        • +4
          Так, одна из испытуемых пожаловалась, что компьютерная заставка «свистит», и чтобы звук пропал, она отворачивалась.

          Не могло ли быть так, что испытуемая слышала обычный свист электронных дросселей в мониторе, издающих звук в определённом режиме работы? Чтобы перестать слышать такой высокий и тихий звук достаточно отвернуться, высокие звуки уже не так сильно огибают препятствия, распространяясь в воздухе.
          • +2
            У меня тоже предыдущий монитор свистел, причём только когда была куча текста в терминале.
            • +1
              Уверены что это монитор а не видеокарта, например? У меня при различной нагрузке в различных режимах GTX760 свистела иногда по-разному.
              • 0
                Такое часто бывает и с мониторами.
                • 0
                  А как вы думаете, почему я сказал «предыдущий монитор»? Я думаю, что это потому, что звук исходил из монитора и после смены монитора звук пропал.
            • +4

              Первые два примера — таки слух ушами. А третий — вообще не слух, а перепутанные каналы ввода-вывода.

              • +1
                [матрица сбоит] :)

                а вообще нормально, когда в голове музыка играет? причем, не популярная какая-то, а то, что слушал давно, например. иногда во сне музыка играет даже
                • 0
                  Хм. Настолько часто это происходит, что я даже не задумывался, нормально ли это. Ну вот, теперь тоже интересует ответ на ваш вопрос :(
                  • +1
                    Конечно, нормально.
                    1. В голове играет музыка, которую когда-то слышал.
                    2. В голове играет музыка, которую никогда не слышал, даже во сне.
                    3. Записать музыку, которая играет в голове.
                    4. ???
                    5. Вы композитор!
                  • 0
                    Вот к стати говоря часто сталкиваюсь с этим «сбоем» Бывает «белая» боль, «зеленый» вкус и так далее.

                    Я где то читал на тему (сша), что у людей синестезия касающаяся букв была связана с тем, что во время обучения использовались магнитные доски с разноцветными пластмассовыми буквами (условно говоря, ассоциировалась с буквой не столько форма, сколько цвет). Полагаю так оно и работает. Возможно в детстве провел ассоциацию боли и, допустим, белых бинтов. Так не каждый вкус и не каждая боль у меня обладает цветом.
                    • +2

                      с Баша про зеленый вкус:
                      doctor: У меня вчера шок был… узнал что Спрайт прозрачный, всю жизнь думал что он, сцуко, зелёный.
                      doctor: Можно сказать и пил его из за того, что он зелёный.
                      doctor: Да он и на вкус зелёный, не понимаю как он может быть прозрачным.

                      • 0

                        Насколько мне известно теория пластиковых букв не верна. Многие просто не видели этих пластиковых букв, однако же, обладают синестезией. Еще забавный момент — цвета у разных синестетов очень часто совпадают, но в пределах одного языка.
                        Сайт одного из российских исследователей. Можно даже связаться с ним по теме и даже поучаствовать в исследовании.

                        • 0
                          Спасибо за информацию. Сам я сильно в тему глубоко не лез, честно говоря.
                      • 0
                        А ещё был забавный случай с радиоприёмником из зубной пломбы — там случайно получился диод и выдавал напряжение на нерв. И никакого уха не надо было.
                        Кстати, может у Бетховена по тому же принципу?
                        • +1

                          Возможно кого-то развеселю, не знаю к какому типу синестезии это онтести, на вики не нашёл (пытался найти "что у меня"), и синестезия ли это вообще.


                          Заранее приношу свои извинения, не хочу задеть чьи-то вкусы и\или предпочтения. Это просто мои ощущения.


                          У меня похожая ситуация с языками программирования, в частности именно когда пишу код в Visual Studio, по правде, обычно я больше ни в чём другом и не пишу кроме неё ).


                          Ощущаются материалы, не прикосновения к ним как на вики, а именно сами материалы, не знаю как это описать, где-то где скулы, за ушами внутри головы, особенно в момент компиляции, например:


                          C — ощущается (в хорошем смысле) как что-то кристаллическое очень твёрдое, плотное, надёжное, эдакий кремниевый монолит.


                          CUDA C — как C только более сыпучее, т.е. не монолит как C, а более гранулировано, по ощущениям ближе к кварцу, или кремний опять же как C, только из большего кол-ва мелких кусочков.


                          C++ — закалённая сталь с вкраплениями минералов.


                          C# — кварц\кремний в оболочке из плотной, очень прозрачной и чистой, не знаю как этот материал назвать, что-то среднее между резиной и пластиком, как резина гибкий, но плотнее (из похожего материала защитные чехлы для телефонов делали вроде).
                          При чём при выполнении, после билда в релиз, оболочка сбрасывается, ощущается как С\C++, однако, после билда в дебаг ощущается только оболочка.


                          Из языков разметки:


                          HTML — тонкая лёгкая, матовая отбеленная бумага с острыми краями которой можно порезаться.


                          XAML — практически так же как и HTML — только покрыта небольшим слоем глянца.


                          XML — как XAML — бумага, глянец, острые края, только не отбеленная.


                          Мне нравится как ощущается всё — то, что описал выше.


                          // ниже немного из "другой степи", с чем не могу сказать что работал, но так или иначе пришлось немного столкнуться, и что ощущается "не очень"


                          Java — ощущается как неньютоновская жидкость, т.е. в IDE — похожа на жидкость, хотя, даже ближе к желе, однако во время выполнения, ощущается как буд-то бы периодически происходит удар (Impact), и всё намертво затвердевает, превращаясь в очень плотную резину, потом плотнось восстанавливается. Здесь плотность ощущается НЕ как нечто хорошее (как в случае с C\C++), а наоборот.


                          php — по ощущениям как куча неаккуратно нарубленных на щепки трухлявых пеньков, разной длинны, формы, размера.

                          • +1
                            Это только поначалу все языки воспринимаются как разные материалы, а потом, раз — и это всё деревянные палки для костылей.
                            • 0
                              А потом, два — и они уже не деревянные, а из биологических отходов?
                          • 0
                            Звук в цветовую ассоциацию? Может это просто фантазия?

                            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                            Самое читаемое