«Несмотря на возраст»: как беречь слух

    С возрастом мы теряем слух. Это печальный, но неизбежный факт.


    Это связано с физиологическими особенностями нашего слухового аппарата [испытайте себя: лучше всего — в наушниках]. Внутреннее ухо человека не восстанавливается. Поэтому с годами человек теряет возможность слышать звуки на определенной высоте.

    Так называемые волосковые клетки в нашем ухе повреждаются из-за постоянного шумового воздействия извне — громкие звуки разрушают их, а способностями к регенерации (как и многие другие системы и органы в человеческом организме) они не обладают.

    С чем связан этот процесс? Можно ли его остановить? Разбираемся.


    Фото Mark Probst / CC BY-SA 2.0

    Как наши возможности меняются с возрастом


    Мозг воспринимает звук благодаря кортиевому органу, который располагается в спирально завитом костном канале внутреннего уха. Он состоит из волосковых клеток, которые воспринимают звуковые колебания и превращают их в нервные импульсы — их обработкой занимается мозг.

    Внешние волосковые клетки, которые воспринимают и «передают» в мозг звуки на более высоких частотах, первыми сталкиваются с воздействием звуковых волн, и поэтому разрушаются быстрее.

    Кроме возраста (естественного процесса деградации) на слух могут повлиять инфекции, аутоимунные заболевания и реакция на некоторые лекарства. Такое расстройство (вне зависимости от того, приобретено оно естественным путем или нет) называется нейросенсорной тугоухостью.

    Простой эксперимент позволяет вычислить «возраст слуха». Он демонстрирует беспощадную математику. Звук на высоте в 8000 Гц могут слышать все живые люди без проблем со слухом. Уровень в 12000 Гц — отсекает людей старше 50. Ещё выше — 15000 Гц уже могут не услышать люди старше 40. Дальше — суровее.

    По сути, называть эту потерю слуха возрастной деградацией тоже не совсем справедливо. Этот процесс — скорее естественный износ, вызванный условиями среды. Это подтверждают научные исследования — например, члены африканского племени Маабан, живущие далеко от цивилизации (и, как следствие, производимого ею шумового загрязнения), могут даже в преклонном возрасте услышать шепот на расстоянии нескольких сот метров.

    Иными словами, мы теряем слух не только потому, что стареем, а потому, что живем в очень шумном мире. Любые (даже очень привычные для нас) громкие звуки, будь то стиральная машинка, блендер, бульдозер на улице или колонки в баре, наносят непоправимый ущерб нашему слуху. Это протяженный во времени и необратимый процесс.

    Как заботиться о слухе


    С износом слуха можно бороться, как и с износом любого механизма. Нужно использовать его более осторожно, соблюдать правила безопасности и периодически заниматься профилактикой.

    Опасным считается длительное воздействие звука громче 85 Дб. Для сравнения:

    • 60 Дб — громкость обычного разговора
    • 90 Дб — звук движения мотоцикла
    • 100 Дб — музыка в ночном клубе
    • 112 Дб — плеер на максимуме
    • 120 Дб — сирена

    Три основные вводные:

    1. Слишком долго и слишком громко. Главная проблема — продолжительность воздействия. Громкая музыка в течение 1-3 часов это основная причина быстрой деградации слуха.

    2. Частота. Мы наиболее чувствительны к звукам средних частот — 3-4 килогерц.

    3. Восприятие. Если мы слишком долго слушаем громкую музыку, меняется наше восприятие — нам кажется, что она стала тише, и мы можем ещё поднять громкость.

    Иными словами, мы постоянно подвергаемся шумам, которые разрушают наш слух. Что делать? Есть ряд простых и универсальных способов, которые помогут сохранить слух:

    Избегайте чрезмерно громких звуков. Это банальный совет, но самый простой. Даже если звук вас не раздражает, если он приятный или мелодичный — его громкость разрушает волосковые клетки внутреннего уха.

    Беруши. Если вы знаете, что в ближайшее время проведете несколько часов в шумном месте, воспользуйтесь берушами.

    Делайте перерывы. Уши должны «отдыхать». Если вы оказались в шумном клубе или гудящем опенспейсе, периодически выходите на улицу или в тихий коридор. За 5-10 минут тишины ваш слух немного восстановится и «отдохнет». Если вы провели два часа в пространстве с шумовым фоном около 100 Дб (например, музыкальный клуб), вашему слуху требуется 16 часов, чтобы восстановиться.

    Правило 60:60. Слушать музыку в наушниках на 60% громкости не более 60 минут подряд.


    Фото William Brawley / CC BY-SA 2.0

    Здоровье. Ещё один универсальный совет — занимайтесь спортом, избегайте стрессов, не пользуйтесь ушными палочками (рассмотрите альтернативы), следите за давлением и принимайте лекарства только по рекомендации врача, бросьте курить. Всё это может повлиять на слух.

    Шумоподавление против затычек. Ещё один известный факт — наушники-затычки очень удобные, но при этом они более вредные для нашего слуха, чем, например, накладные наушники. Если нужно «перебивать» окружающие звуки, попробуйте наушники с шумуоподавлением.

    Те, которые по профессии должны обладать тонким слухом


    Есть множество профессий, связанных с работой со звуком. Эта сфера деятельности — одна из тех, где необходимый и единственный рабочий инструмент, к сожалению, сильнее всего изнашивается именно в ходе работы. Например, DJ и музыканты проводят большую часть своей карьеры под воздействием очень громких звуков. 60% музыкантов, избранных в Зал славы рок-н-ролла, страдают тем или иными формами потери слуха.

    Британский рэпер Бен Дрю (более известный как Plan B), в 30 лет начал страдать от шума в ушах, который он сначала путал с грохотом поездов. Теперь он носит специальные ушные затычки, но с возрастом состояние будет ухудшаться. «У меня нет сомнений в том, что заболевание вызвано годами, проведенными на сцене под громкими децибелами. Если вы занимаетесь музыкой или выступаете, не забывайте про беруши», — объяснил Дрю.

    Это распространенный симптом среди музыкантов — от него же страдают, например, Крис Мартин, Эрик Клэптон и многие другие звезды. Стинг тоже страдает от проблем со слухом и поддерживает инициативы, которые напоминают, что заботиться о слухе важно, причем не только для музыкантов.

    А вот Пол Стэнли, фронтмен группы KISS, с детства глух на одно ухо и страдает от микротии. Это, тем не менее, не помешало ему стать музыкантом, который очень трепетно относится к сохранению того слуха, что у него есть. Опасность в том, считает Стэнли, что люди не замечают потери остроты слуха и спохватываются, когда процесс ухудшения уже нельзя остановить.

    Наш слух стареет — это неизбежно и вызвано условиями, в которых мы живем. В наших силах бережно относиться к своим ушам и избегать излишних звуковых (и любых других) стрессов. И беруши. О них стоит помнить и пользоваться.
    Аудиомания 187,04
    Лидер рынка качественных решений для музыки и кино
    Поделиться публикацией
    Комментарии 26
    • –3
      громкие звуки разрушают их, а способностями к регенерации (как и многие другие системы и органы в человеческом организме) они не обладают

      Пруф на то, что они разрушаются от громких звуков?
      Что значит «как и многие другие»? Как раз наоборот — отсутствие регенерации, это скорее исключение, чем правило.

      И какие же еще профессии требуют тонкого слуха? Заголовок есть, а дальше одни реперы и рокеры. Уместнее было бы начать с Беховена.

      Громкие звуки компенсируются напряжением барабанной перепонки, специальным мускулом, именно это отвечает за временную тугоухость — перепонка натягивается и становится менее эластичной. Потеря чувствительности к высоким звукам — скорее следствие уменьшения эластичности перепонки, чем гибель волосковых клеток.

      Ну хоть не про диффузоры — и на том спасибо…
      • 0
        Как раз наоборот — отсутствие регенерации, это скорее исключение, чем правило
        Отсутствие регенерации в определенных пределах все-таки. Иначе так можно и пересадку органов отменить, потому что зачем, если есть регенерация.

        Уместнее было бы начать с Беховена
        Кстати, вот Бетховен — в каждом материале по теме слуха. Даже порадовался тому, что на этот раз редакторы смогли обойтись без этого примера.

        Потеря чувствительности к высоким звукам — скорее следствие уменьшения эластичности перепонки, чем гибель волосковых клеток
        Пруф?
        • –2
          Регенерация в определенных пределах и полное отсутствие регенерации — отличаются друг от друга в бесконечное число раз.

          Уж лучше Бетховен, чем реперы, о других профессиях тоже хотелось бы услышать.

          Пруф на снижение эластичности перепонки с возрастом?? Серьезно?
          • 0
            Регенерация в определенных пределах и полное отсутствие регенерации — отличаются друг от друга в бесконечное число раз.
            Здесь можно сколько угодно докапываться до слов. Например, вы говорите: «скорее следствие уменьшения эластичности перепонки, чем гибель волосковых клеток» — вот по этому сравнению пруф есть? Про снижение эластичности все очевидно (спасибо, кэп). А вот про «скорее» хотелось бы пруф глянуть ради интереса (без какого-либо «наезда»).

            • 0
              Навскидку пруфа о чувствительности к высоким звукам не нашел. А нагугленное наспех слишком научнопопулярно.

              Что до придирок к словам — таки регенерация является нормой, нельзя сказать, что если она отсутствует — то «как и у многих других систем», потому что это совершенно не так.
              • +2
                Навскидку пруфа о чувствительности к высоким звукам не нашел
                О чем и речь.

                нельзя сказать, что если она отсутствует — то «как и у многих других систем», потому что это совершенно не так
                Я думаю, что можно не погружаться в поиски пруфов и здесь, иначе нас могут официально признать диванными отоларингологами или еще кем похуже :)
                • –3
                  А какой нужен пруф? Учебник по физиологии? Нет под руками, сорри.
                  Нанугленное наспех вот: bezotita.ru/polezno-znat/barabannaya-pereponka.html
                  С возрастом диаметр слухового прохода изменяется, снижается эластичность барабанной перепонки, соответственно, изменяется и сила звука. С возрастом верхний диапазон восприятия звука снижается.

                  Пруфов о смерти волосковых клеток от громких звуков — мы не увидим даже таких, ибо это блог цифровых аудиогомеопатов по продаже фрактальных диффузоров и подставок под аудиокабели.
                  • +1
                    Ну да, с пруфами тяжко, но это вас не останавливает — смотрю, вы прям в каждом материале Аудиомании отмечаетесь. Думаю, что такая активность только в плюс компании и поднимает публикацию в рейтинге.
                    • –3
                      ГТ — не упячка или пикабушка, тут гораздо больше образованных и критически настроенных людей. Потому они удаляли публикации и сразу же постили их обратно для того, чтобы избавится от излишне критических комментариев. Ибо рейтинг они прибавляют слабо, а вот общее впечатление портят преизрядно.

                      Так что — да, развлекаюсь тут как могу, разве что на баннеры не кликаю. Да и с пруфами у меня получше, чем у аудиоманов.
                      • 0
                        Никогда не мог понять этот особый способ самовыражения в комментариях, но это личное дело каждого, конечно.
                        • 0
                          Каждый развлекается по своему :)
      • 0

        А что с палочками-то не так?

        • 0
          Провоцируют образование пробок. Обычно рекомендуют специальные средства для очистки. Такие есть в любой (ну или почти в любой) аптеке.
        • 0
          Правило 60:60 — это бред, если не известны 100%. У моих наушников от PSP раньше была такая конструкция и импеданс, что на 60% громкости их и в помещении-то не всегда было слышно. А последующие наушники от HTC на этой же громкости были не особо комфортными.
          • 0
            Странным показался момент про 60:60. Я вот например на одном компьютере слушаю на 3-7%, а на другом 10-15%. Это одними и теми же наушниками, при одинаковой на слух нормальной громкости. 60% уже явно заставит уши свернуться в трубочку за гораздо более короткое время. Так что остается только гадать, какое же звуковое давление даст комбинация усилитель/наушники, да еще в зависимости от трека. Ну и подбирать уровень «на глазок».
            • +1
              Уже не представляю как ходить и ездить в автобусе без беруш. Только люди пока не привыкли к ним и постоянно глазеют.
              • 0
                Наденьте поверх них противошумные наушники (ну или простые закрытые) и прикиньтесь, что слушаете музыку. И пялиться не будут, и звукоизоляция лучше.
                • +1
                  Я специально подобрал такие беруши в которых есть 2 насадки для допустимого уровня. Сразу поставил более сильную. В целом, снижение звука идет на ~15 дБ, что с одной стороны позволяет комфортно чувствовать себя в общественных местах, а с другой я могу слышать машины что очень важно.

                  Кстати, у меня так же есть «строительные» наушники для снижения шума на 25-30 дБ, т.е. почти полностью. Какое-то время их носил когда ездил в метро, сейчас они немного overhead и пригождаются в редких случаях типа стрижки газона.
                • 0
                  Я с той же целью использую внутриканальные наушники. Не привлекают абсолютно никакого внимания.
                  • 0
                    > Только люди пока не привыкли к ним и постоянно глазеют.

                    Да ладно. Всегда хожу в ярко-оранжевых берушах из магазина спецодежды — и ничего.

                    > такие беруши в которых есть 2 насадки для допустимого уровня

                    Как называются? Ни разу не видел, чтобы были какие-то насадки.

                    > снижение звука идет на ~15 дБ
                    > строительные» наушники для снижения шума на 25-30 дБ, т.е. почти полностью

                    У меня на берушах написано -34 дб. И я бы не сказал, что это почти полностью.
                • 0
                  Полезная информация, про палочки все верно, они только заталкивают серу глубже

                  • 0
                    Получается естественные беруши, для города — самое то. Лишь бы не воспалилось
                  • 0
                    Слушаю музыку в наушниках постоянно. Спасибо, есть над чем задуматься.
                    • 0
                      Странно, взгляните на ветеранов гонки Формулы-1. Никого не видел глуховатым, по крайней мере без слухового аппарата. А ведь звук от движка даже беруши не помогают.
                      А вот наушники с костной проводимостью помогают?
                      • 0
                        Слух это не только волосовые клетки. На потерю слуха влияет множество факторов: эластичность мембраны, форма косточек, оперативный буфер, аппарат распознавания. Те же громкие звуки значительно влияют на барабанную перепонку и на выработку блокирующего нежелания слышать. Если игнорировать это множество факторов, то вывод «внутреннее ухо не восстанавливается» может показаться верным.

                        Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                        Самое читаемое