История бренда Ortofon: от звукового кино к головкам звукоснимателей

    Ortofon — датская компания с довольно узкой специализацией: она выпускает (в основном) головки звукоснимателя для виниловых проигрывателей. Перемещаясь в канавке записи на пластинке, игла вибрирует. Звукосниматель — это устройство, преобразующее механические колебания в электрический сигнал, который далее усиливается и воспроизводится акустической системой. Компания Ortofon была пионером в отрасли и остается одним из лидеров рынка и по сей день: она выпускает головки звукоснимателей, которые используют и меломаны, и диджеи.


    Фото Jarle Refsnes / CC BY-ND

    Начало: рождение звукового кино


    История компании началась в 1918 году: инженеры Арнольд Паульсон и Аксель Петерсен объединились, чтобы заняться разработкой аудиоаппаратуры для новой сферы — звукового кино. Компания тогда называлась Electrical Phono Film Company, а их целью было создать первую в мире систему для озвучки кинофильмов, то есть придумать способ сопровождения видеоряда синхронным звуком хорошего качества.

    В 1923 Паульсон и Петерсен разработали и получили патент на систему синхронной съемки. Она работала следующим образом: звук писался на отдельную кинопленку, движущуюся со средней скоростью пленки в киносъемочном аппарате. Запись звуковых колебаний производилась изменением ширины пишущего штриха (фонограмма переменной ширины).

    12 октября 1923 года первый звуковой фильм, озвученный подобным образом, был показан в зале Дворцового театра в Копенгагене. Инженеры выдали несколько лицензий на использование их «Системы Петерсена и Паульсона» (System Petersen og Poulsen) европейским, а потом и американским компаниям, которые занимались производством кинофильмов.

    После этого компания начала выпускать сопутствующее оборудование: конденсаторные микрофоны, осциллографы, усилители воспроизведения и так далее. Некоторые кинокамеры и оборудование для кинопроекторов, разработанные тогда датскими инженерами, оставались в ходу до 1968 года.

    Граммофоны и революция персонального аудио


    Во время Второй мировой войны компания (втайне) занималась улучшением технологий записи и воспроизведения звука с грампластинок. Новый резец стал настоящей мини-революцией: он помог расширить частотный диапазон записи с 5 до 14 кГц. К концу 1945 года датская звукозаписывающая компания Tono уже «нарезала» записи на новом оборудовании. Это стало возможным благодаря работе одного из инженеров компании, Холгера Кристиана Аренштейна (Holger Christian Arenstein). В 1946 году компания сменила своё название на Fonofilm Industri A/S.

    Однако была и другая проблема — ещё не существовало звукоснимателя, который мог бы воспроизводить звук в том качестве, в котором он был записан режущей головкой. Решением этой задачи и занялись инженеры Fonofilm.

    Первый в мире звукосниматель с подвижной катушкой (МС-типа, модель AB) был выпущен компанией в 1948 году.

    Изобретенный компанией принцип был позднее использован в массовом производстве моно и (позже) стереофонических головок звукоснимателя для воспроизведения винила. Производство похожих на АВ моделей продолжалось более 50 лет — во многом из-за интереса меломанов и коллекционеров, которые восстанавливают проигрыватели тех лет.

    Всего несколькими годами позже впервые прозвучало известное нам сейчас название — была создана «дочка» Fonofilm Industri A/S, Ortofon A/S. Слово Ortofon это сочетание двух греческих слов: orto (переводится как «чистый» или «правильный») и fon («звук»).

    Мистер SPU


    В 1957 году компания выпустила стереофонические головки и начала разрабатывать стереофонический звукосниматель SPU (stereo pick-up). Массовое производство началось в 1959 году. Тогда целевой аудиторией разработки были звуковики-профессионалы, а звукосниматели заказывали преимущественно радиокомпании.

    SPU разработал инженер Роберт Гудмандсен (Robert Gudmandsen), позже ставший известным как «мистер SPU». Он сформулировал принципы разработки, которые до сих пор используются в компании при производстве картриджей: низкий импеданс и катушки с минимальным количеством витков. Гудмандсен пришел в компанию в 1941 году, проработал в ней 50 лет и в свободное от работы время нередко тестировал свои разработки дома — чему, по словам представителей компании, были очень рады его соседи и домашние.

    За свою историю Ortofon разработала и выпустила на рынок сотни новых моделей картриджей, разработала новые технологии и даже открыла отделение в Японии. Но многие традиционные практики используется в компании до сих пор.


    Фото Guy Sie / CC BY-ND

    Ещё несколько интересных фактов


    • Главная ценность компании — точность и качество воспроизведения звука. Например, в 2016 году Ortofon выпустили «Тестовую пластинку»: на ней собраны тестовые сигналы, которые помогают проверить настройки и качество настройки домашней акустической системы: частотный отклик, качество работы головки звукоснимателя и т.д.

    • Современные SPU можно отличить от винтажных по пластиковой пластинке на нижней части звукоснимателя: в ранних образцах она серая, в более новых — черная. Кроме того, старые звукосниматели подписаны серебряными буквами по черному фону, современные — черными буквами на серебряном или золотом фоне. А вот по весу они почти не отличаются.

    • Сейчас Ortofon активно сотрудничает с научными и исследовательскими организациями, например, с Датским Техническим Университетом, Датским Технологическим Институтом, Техническим Университетом Чалмерса и др. Кстати, по итогам разработки технологии изготовления современных картриджей (в частности при решении задачи массового производства микрокомпонентов) представители компании совместно с учеными из Датского Технического Университета опубликовали ряд научных работ.

    • Кстати, подробный фоторепортаж с фабрики Ortofon и рассказ о том, как ведется производство сейчас, читайте в нашем разделе «Репортажи с заводов»: 1 и 2.
    Аудиомания 164,08
    Лидер рынка качественных решений для музыки и кино
    Поделиться публикацией
    Комментарии 0

    Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

    Самое читаемое