Бокс-сет: как слушают музыку истинные фанаты

    В октябре 2017 года вышел самый большой бокс-сет в мире — 356 дисков с записями австрийского дирижера Герберта фон Караяна. Музыкант принимал активное участие в развитии цифровой звукозаписи, в частности, на компакт-диски.

    Всего за время карьеры он сделал более 800 записей — больше, чем любой другой дирижер. Бокс-сет включает в себя все эти записи, отсюда и хронометраж в 405 часов. Сегодня поговорим о том, какими бывают бокс-сеты и для кого их создают.


    Фото OhllyOhlhoff / Wikimedia CC BY

    Рекордсмены хронометража


    Для классической музыки масштабные бокс-сеты — не редкость. Бокс-сет «История классической музыки» занял 100 компакт-дисков общим хронометражом 120 часов, а
    полная дискография Иоганна Себастьяна Баха уместилась на 157 CD. Один из покупателей отметил, что приобрел бокс-сет ради малоизвестных работ композитора.

    Зачастую бокс-сет охватывает лишь один из периодов творчества исполнителя, но и с таким подходом материала получается немало. Например, бокс-сет «Pink Floyd Early Years» включает только материалы, записанные группой с 1965 по 1972 год, и состоит при этом из 27 дисков.

    Помимо выпущенных ранее песен, в бокс-сет вошли демо-версии, концертные версии, неопубликованные композиции, а также видео — интервью, концерты и фильмы. Непосредственно музыка занимает только половину общего 25-часового хронометража. Впрочем, некоторые обладатели коллекции считают, что многие записи в сборнике лишние.

    7 лет на 27 дисках — это не предел. Всего два года (1965-1966) творчества Боба Дилана заняли 18 дисков, а записи с его концертного тура 1966 года — 36 дисков.


    BON JOVI — THE ALBUMS (25 LP)

    «Из неизданного»


    Другие бокс-сеты призваны упорядочить дискографию артиста. Особенно это касается работ тех исполнителей, кто был популярен в XX веке. Тогда одна и та же песня могла стать хитом и не выйти при этом в рамках альбома. Например, первый сингл Элвиса Пресли на лейбле RCA, «Heartbreak Hotel», выпущенный в 1956 году, впервые попал в альбом только в 1958-м. А песне «Suspicious Mind» пришлось ждать попадания в альбом с 1969-го до 1984 года. Чтобы избежать путаницы, в бокс-сете «Elvis Presley — The Album Collection» песни были расположены в хронологическом порядке.

    А вообще бокс-сеты нечасто крутятся вокруг альбомных записей. В 1997 году вышел бокс-сет группы The Doors из четырех дисков, на которых 75% материала — это неопубликованные ранее записи: концертные и демо-версии. Сборник стал платиновым с миллионом продаж. Неопубликованного материала может набраться много — например, чтобы выпустить редкие и ранее не опубликованные записи американского скрипача и дирижера Иегуди Менухина, потребовалось 22 CD.

    Группа The Beatles свои дебютные альбомы записывала в монофонических версиях — в начале 1960-х стереозвук еще не был стандартом. Бокс-сет «The Beatles in Mono» состоит из монофонических версий студийных альбомов до The Beatles (1968) включительно. Записи прошли процесс ремастеринга, в рамках которого звукоинженеры избавились от помех и шумов. Покупатели довольны: одни в восторге от того, что слышат даже эхо в студии, другие — от нового звучания некоторых песен.
    LED ZEPPELIN — PHYSICAL GRAFFITI (3 LP + 3 CD)

    Кроме музыки: что еще кладут в заветные коробочки


    В некоторые бокс-сеты входят другие предметы, помимо компакт-дисков или пластинок с записями — футболки, значки, плакаты и другая фанатская атрибутика. Именно такой бокс-сет к альбому «Will to Power» выпустила группа Arch Enemy. В сборник «Will to Power Deluxe» вошли две пластинки, два диска, а также постеры, открытки, наклейки, патч на одежду и слипмат.

    А в уже упомянутый ранее бокс-сет «Elvis Presley — The Albums Collection» создатели положили календарь, в котором отмечены важные даты в жизни Элвиса. Джон Джексон (John Jackson), вице-президент Legacy Recordings, считает, что от таких мелочей фанаты будут в восторге.

    В этом году вышел «хэллоуинский» бокс-сет с записями Фрэнка Заппы. Помимо трех дисков с музыкой и флэшкой с записями в 24-битном WAV, в него входит маскарадный костюм в стиле самого Заппы.

    Бокс-сеты также могут быть выпущены в качестве поздравления фанатов с каким-то праздником. The Beatles с 1962 по 1969 годы каждое Рождество выпускали рождественские релизы для членов фан-клуба. В них входили поздравления, слова благодарности, а также праздничные песни. На такой рождественской пластинке 1967 года была впервые опубликована песня Christmas Time (Is Here Again).

    В 1970 году все семь пластинок объединили в набор, который был доступен, опять же, только членам фан-клуба. А в декабре 2017 года бокс-сет сможет купить уже любой желающий. Правда, фанаты считают, что цена в 73 доллара за 41 минуту материала, который их родители получали бесплатно, будучи членами фан-клуба, сильно завышена.

    Джин Симмонс из группы Kiss в стремлении угодить фанатам пошел еще дальше. Он выпустил бокс-сет «Gene Simmons: The Vault Experience» со 150 не изданными ранее песнями, неопубликованными фотографии в отдельном фотоальбоме, фигуркой Симмонса, золотым медальоном с надписью «In Gene We Trust» и еще одним предметом-сюрпризом.

    Такое издание обойдется в 2 000 долларов, но наибольший интерес представляют две опции. Первая — бокс-сет с доставкой от самого Симмонса. Если вы готовы заплатить 50 000 долларов, музыкант привезет его вам домой и отдаст лично в руки. А за 25 000 долларов вы сможете час побыть в студии вместе с Симмонсом.

    Кому вообще нужны бокс-сеты?


    Безусловно, на рядового любителя музыки бокс-сеты не рассчитаны — их покупают большие почитатели творчества того или иного исполнителя. В основном, это взрослая аудитория, у которой возникает чувство ностальгии. Для них действительно важно оказаться как можно «ближе» к музыканту, в том числе с помощью первоначальных версий песен. Управляющий директор Universal Music Catalogue, Ричард Хинкли (Richard Hinkley), говорит, что бокс-сеты — это не старый материал в новой обертке, с таким подходом их бы никто не покупал. Это скорее возможность рассказать о творчестве музыканта под другим углом.

    Хинкли выделяет два типа бокс-сетов, охватывающих определенный период творчества исполнителя. Первый — это сборник материалов, который позволяет как бы заглянуть в студию и окунуться в процесс записи песен. Таким был бокс-сет The Beatles «Sgt Pepper». А юбилейный выпуск «Joshua Tree» группы U2 — это второй тип бокс-сета, который обращается к эмоциональному фону вокруг релиза. Помимо «альбомных» версий песен, в него вошли концертные записи, демо-версии и ремиксы, а также 84-страничный альбом фотографий с фотосессии для обложки альбома.

    Молодая аудитория тоже покупает бокс-сеты. По мнению еще одного управляющего директора Universal Music Catalogue, Дэвида Роу (David Rowe), для юных фанатов абсолютно нормально сначала прослушать альбом исполнителя через стриминговые сервисы, а уже потом купить его на физическом носителе. Но для этого нужно, чтобы издание на физическом носителе несло в себе что-то уникальное, ради чего его действительно стоило бы приобрести. Выходит, что даже в эпоху музыкального стриминга бокс-сеты рано списывать со счетов, как и релизы на физических носителях в целом.



    Наша «Чёрная аудиопятница» 2017



    Другие материалы из нашего «Мира Hi-Fi»:

    Аудиомания 188,78
    Лидер рынка качественных решений для музыки и кино
    Поделиться публикацией
    Комментарии 14
    • 0
      Статья интересная, но очень не хватает изображений бекс-сетов.
      • 0
        Поддерживаю. Сам меломан. Правда собираю Depeche Mode, а у них с бокс-сетами не густо
        • 0
          Ну синглы представлены во множестве box-set вариантов. У меня последний — 6 box-set x 6 singles. И еще они выпустили в 2006 году 10 дисков в SACD (11-й SACD «101» я не считаю), каждый в пластиковом слипе, толстущие digipack — просто радость души, правда, не объединено все одной коробочкой, но на полке смотрится супер
      • 0
        самый большой бокс-сет в мире — 356 дисков

        Ну, ещё есть World's Greatest Jazz Collection, в котором 5 сетов по 100 дисков, которые по идее составляют бокс-сет в 500 дисков.
        • +1

          В отношении бокс-сетов важны не только оформление и масштабы содержимого как таковые, но и полнота издаваемой коллекции (если её возможно оценить).


          Например, в упомянутом боксе The Doors 1997 года надёрганы композиции отовсюду, в том числе фрагмент концертных записей с начала тура 1970 года в Нью-Йорке. Джим Моррисон по ходу шоу саркастически представляет следующую песню как "национальный гимн", и за этим в сборном боксе следует кавер на песню Money (That's What I Want), тогда как на самом деле затем группа исполняла Light My Fire (полная запись 4-х концертов за 2 дня была издана позже).


          Иными словами, не все боксы одинаково полезны. Иной менеджмент исполнителя или его "наследников" умудряется издавать примерно одно и то же снова и снова под разными обложками, не открывая при этом доступ к имеющимся архивам. Но, к счастью, есть и обратные примеры.

          • –1
            В октябре 2017 года вышел самый большой бокс-сет в мире — 356 дисков с записями австрийского дирижера Герберта фон Караяна

            С записями дирижера!
            Я понимаю, что дирижер в музыке наверное как режиссер в кино, но… чтобы услышать дирижера — это какой тонкий слух надо иметь! Даже стало интересно, отличает ли кто-нибудь дирижеров на слух.
            • 0
              Заслуга дирижёра — организация игры десятков музыкантов в оркестре как единого организма. Знаменитые оркестры делают знаменитыми дирижёров, которые с ними работают, и наоборот. Поэтому такие записи и интересны. Например, Стэнли Кубрик использовал в своём фильме «2001: Космическая одиссея» музыку Венского филармонического оркестра под управлением Карояна.
              ''На прекрасном голубом Дунае''

              • +1
                Я против значимости дирижера в оркестре ничего не имею. Но сомневаюсь (хотя чего в жизни не бывает) что кто-то сможет отличить 4 симфонию Чайковского в исполнении Венского симфонического оркестра под управлением Караяна и ее же под управлением кого-то там еще.
                • 0
                  Классическая музыка в чём-то похожа на постановки пьес в театрах. Исходный текст (или «код» :) всегда один, а реализации — самые разные. В партитуре указаны самые базовые вещи (ноты, паузы и комментарии по исполнению), а как их интерпретировать, с какой динамикой и т.п. — это решается индивидуально.
                  Если задаться целью сравнить — возможно, отличия и обнаружатся невооружённым ухом.-)
                  • 0
                    А попробуйте. Лучше на какой-то сравнительно популярной композиции, такой, которую вы могли бы слышать раньше — тот же вальс из комментария выше пойдет. Или «В пещере горного короля» Грига — скорее всего в одном из исполнений она вам точно знакома. Плюс это довольно динамичная вещь, там вариаций в плане хотя бы темпа может быть множество. Поищите пару-тройку разных исполнений — сами почувствуете.
                    • 0
                      Сравнивать классическую музыку с неклассическими интерпретациями тоже бывает очень интересно и полезно. В том числе развивает нестандартное мышление при работе в сфере IT.-)
                      И.С. Бах - Токката и фуга ре минор


                • 0
                  Отличить этого при некотором знании можно. Вот что в Вики о нем пишут:
                  если ему не слишком нравилось сочинение — а в «не немецкой» музыке было очень много произведений, которым он не симпатизировал, — это было слишком явно видно в его подходе к исполнению этого произведения.
                • –1

                  А кто слушает музыку в цифровом виде, тот не может быть истинным фанатом, да? Вот печаль.
                  С учётом того, что владельцы бокс-сетов в том же виде (44.1/16) её и слушают.

                  • 0
                    А кто слушает музыку в цифровом виде, тот не может быть истинным фанатом, да? Вот печаль.
                    Я подозреваю, что может. ,-)

                  Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                  Самое читаемое