Какой он: российский рынок стриминговых сервисов

    Уже в июле стало ясно, что 2017-й станет годом музыкального стриминга. Продажи альбомов на цифровых и физических носителях упали на 17% и 20% соответственно.

    Несмотря на это, объем продаж музыки в США все равно вырос. Индустрию спасли сервисы потокового вещания — количество прослушиваний в них возросло на 60%. Этот тренд наметился еще в 2016 году — по его итогам доходы музыкальной индустрии выросли в основном за счет онлайна, в частности, стриминговых сервисов.

    Аналогичная ситуация в 2016 году наблюдалась и в России — наиболее активный прирост дало потоковое вещание. Более миллиона платящих пользователей Apple Music, «Яндекс.Музыки» и других сервисов помогли удвоить доходы этих компаний в данном сегменте. Теперь почти 40% индустрии приходится на стриминг.

    Предлагаем разобраться, что происходит на российском рынке стриминга.


    Фото Philippe Put CC

    Платящей аудитории все больше


    Еще 4 года назад лишь четверть россиян готова была заплатить за контент в интернете. Через год эта цифра увеличилась вдвое. А сейчас доля пользователей, готовых к покупке контента, достигла 70%.

    В прошлом году международная федерация звукозаписывающей индустрии подняла Россию с 28 на 26 место в рейтинге стран по объемам потребления платной музыки. Сейчас музыкальными стриминговыми сервисами в России пользуется около миллиона человек. Однако в ближайшие годы ситуация может измениться — к 2020 году от 10 до 12 млн российских пользователей будут покупать легальный доступ к музыке.

    Бесплатного контента становится все меньше


    Уже сейчас операторы стриминговых сервисов отмечают изменения в поведении россиян. Сегодня введение платных подписок не вызовет массового оттока пользователей, поэтому бесплатное постепенно заменяется платным.

    Этой осенью громким событием стало ограничение бесплатного прослушивания музыки в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» в фоновом режиме. Сначала до часа в день, а после — до получаса. Для продолжения работы с аудиоплеером пользователям нужно оформить подписку за 149 рублей в месяц.


    Фото Martinsson Serg CC

    Как сказал представитель компании United Media Agency, которая занимается лицензионной деятельностью для Mail.ru Group, владеющей социальными сетями, «ни один из стриминговых сервисов в мире не предоставляет возможности бесплатно прослушивать музыку в фоновом режиме».

    Более того, правообладателям импонирует идея полного отказа от бесплатного стриминга. Ее, например, озвучил глава Sony Entertainment Майкл Линтон (Michael Lynton). Как только популярные сервисы привлекут «критическую массу» подписчиков, ничто не помешает им закрыть бесплатный доступ к музыке. Такое будущее предрекают YouTube и Spotify.

    Еще один способ монетизации стриминговых сервисов (помимо платных подписок) — реклама. Объем рынка онлайн аудиорекламы сегодня не превышает 100 млн рублей в год, но в перспективе этот канал может достигнуть 20-25% от общей выручки музыкальной индустрии в интернете.

    Например, «Яндекс.Музыка» интегрирует аудиорекламу между треками. В том числе благодаря этому приложение «Яндекса» стало самым прибыльным из неигровых приложений Google Play в России. Год назад свой шаг в направлении аудио-рекламы сделал и «ВКонтакте».

    Борьба с пиратством продолжается


    «ВКонтакте» и «Одноклассники» некоторое время назад возглавляли список сайтов с самым большим количеством пиратского контента. В 2016 году «ВКонтакте» дали 1,5 года на удаление всех нелегальных материалов. В начале этого года конфликт с правообладателями разгорелся с новой силой — лейблы требовали своей доли от распространения музыки на «самой большой музыкальной платформе в России». В итоге корпорация договорилась с издателями. Введение платы за прослушивание аудиозаписей осенью — последствие этого процесса.

    Пиратство остается серьезной проблемой для рынка. Вместе с легальным сегментом доход русскоязычных пиратских ресурсов в 2016 году также вырос в два раза. Пиратское копирование музыки стриминговых сервисов — один из новых инструментов заработка. Этот тренд затронул, например, «Яндекс.Музыку». В этом году сервис позволил загружать в поток пользовательские треки. Однако вскоре он ввел запрет на обмен закаченными треками. Решение «Яндекса» также связывают с требованиями крупных лейблов.

    Становление лидеров


    Рынок музыкального стриминга в России сегодня поделен крупными игроками. На долю мелких сервисов приходится менее 10%. Лидером с точки зрения платящих пользователей остается Apple Music — 600 тыс россиян являются подписчиками сервиса. «Яндекс.Музыке» платят свыше 250 тыс подписчиков, но не все из них из России. У Google Play Music 100 тыс российских подписчиков.

    Как и во многих других сферах, на рынке «российского стриминга» западные проекты стремятся к лидерству — например, в ноябре приложение Deezer предоставило российским пользователям возможность слушать музыку в CD-качестве — раньше, чем это сделали ВКонтакте и «Яндекс.Музыка». Но у российских компаний есть преимущество с точки зрения охвата аудитории и цены.

    «Отечественный стриминг» активно захватывает новых пользователей. Так, «Яндекс.Музыка» это осенью интегрировалась в Facebook. До этого там присутствовали только зарубежные конкуренты компании. Что до ценовой политики, именно она, по мнению главы Российского авторского общества Андрея Кричевского, не позволяет зайти на российский рынок тому же Spotify. А он является международным лидером по платным подписчикам.

    Мобильные операторы и стриминг


    На мировом рынке операторы давно используют сотрудничество со стриминговыми сервисами для увеличения абонентской базы. Это происходит за счет появления новой услуги в тарифном пакете.

    Spotify в этом плане — самый востребованный партнер. В 2014 году с помощью этой модели он должен был зайти на российский рынок вместе с «МТС», но ничего не вышло. Теперь операторы в России разрабатывают собственные продукты.


    Фото maxpixel CC

    «МТС» в итоге запустил свой сервис на базе «Яндекс.Музыки» — «MTC Music». Существует мнение, что этот продукт внес значительный вклад в рост числа пользователей сервиса «Яндекса». У «Мегафона» есть специальный тариф для прослушивания музыки «Яндекса» и Zvooq.

    По аналогичной модели действует «Теле2». Приложение «Билайна» VEON объединяется с Deezer, чтобы привлечь новых премиальных подписчиков. Вероятно, с ростом платящей за подслушивание музыки аудитории более актуальными становятся и тарифы операторов.



    Материалы по теме в нашем «Мире Hi-Fi»:




    P.S. «Идеи новогодних подарков»: специальная подборка товаров из нашего ассортимента, которая поможет подобрать подарки для своих близких и друзей.

    И в завершение наш небольшой опрос: А вы пользуетесь стриминговыми сервисами?

    Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

    Аудиомания 152,27
    Лидер рынка качественных решений для музыки и кино
    Поделиться публикацией
    Комментарии 60
    • –1
      >«ни один из стриминговых сервисов в мире не предоставляет возможности бесплатно прослушивать музыку в фоновом режиме»
      Кто-то «забыл» спотифай
      • +1
        Здесь как посмотреть все-таки:
        «With a Free account, you can listen to anything in our catalog, but you’ll hear ads between tracks and there are some on-demand limitations depending on your device.» (плюс возможности загрузки нет)
        Как по мне, любая реклама не вяжется с прослушиванием музыки, если речь не идет о радиоформате с перебивками на новости и прочее (к этому уже привыкли, хотя это уже совсем другое прослушивание музыки).
        • 0

          А ещё Deezer. И SoundCloud...

        • +5
          Сорри, торренты удобнее. Скинул на тел один раз и слушай пока уши не опухнут, а с сетью то обрыв связи, то акб садится, то платить надо. Короче…
          Заголовок спойлера
          image
          • +1
            А бывает, что вроде бы как послушал, но даже с торрентов лень скачивать и сортировать музыку, не то чтоб еще и платить за неё. Поэтому ютуб в фоне, или радио какое.
            • +1
              И так на каждое устройство. О синхронизации вообще молчу. Я не агитирую всех бороться с пиратством, но у стриминговых сервисов явно есть преимущества.
              • +4

                Какое каждое устройство? У меня всё в телефоне помещается. И я думаю, я не один такой.

                • 0
                  Телефон — не что-то вечное, тем более в последнее время. Да и с ПК тоже хочется музыку слушать.
                  • 0
                    Телефон видно как MTP-устройство, если подключить по USB. С него можно слушать хотя бы Windows Media Player'ом
                    • 0

                      Телефон + ПК, более чем достаточно.

                      • +2

                        В нормальном телефоне есть слот для карты памяти, а резервные копии никто не отменял.
                        Да и пиратство необязательно, пока музыку можно легально купить на физических носителях, в виде файлов для скачивания или вообще бесплатно скачать с сайта автора.

                      • +1
                        телефон, который меняется раз в год, андроид бокс дома в телевизоре, компьютер дома, компьютер на работе и это еще не все мои устройства, синхронизация плейлистов — офигенна, перекачивать каждый раз на все устройства — да вертел я на бую такое, давно забросил качать музыку с трекеров + интересные плейлисты весьма часто попадаются в том же дизере
                        • 0
                          Зависимость от инета и политики стриминговых сервисов идёт бонусом.
                          • 0
                            а в телефон музыку вы видимо напрямую с магнитофона переписываете
                            • 0

                              Подозреваю, что с исключительно с винила. Ну или с бобин в крайнем случае.
                              Off. На Новый год под руку попался живой бобинник Союз-110 и мешок бобин. Это было офигенно.

                      • 0
                        Синхронизация автоматически через Dropbox. В телефоне стоит DropSync. Все что сбрасывается в папку DropBpx в любом из устройств автоматически появляется на всех иных устройствах.
                        • 0
                          Эти преимущества можно получить и другим путем:
                          Есть софт вроде Plex'а(/SubSonic/Synology DS Audio,etc). Музыка на твоем диске, со стримингом.
                          Недостатки: нет спецтарифов у операторов, дома компьютер или NAS надо держать включенным, музыку опять же надо где то брать и без DRM. FLAC поддерживается если его поддерживает клиентское железо. Подписка на Plex Pass все же нужна (есть Lifetime подписка). Сервер немного придирчивый к mp3 с не-Unicode тегами.

                          Ну или тот же VOX с его платным LOOP Cloud — музыка в облаке сервиса, опять же музыку предоставляет пользователь. Поддерживается FLAC.
                          Недостатки: опять же никаких спецтарифов, поддержка только macOS и iOS.

                          Платить… я не против но хотелось бы за это нормальный сервис получать а пока что
                          • совершенно никакие теги у ВК (они похоже ПРОСТО подключили оплату — треки нормальные не подгрузили)
                          • не возможно импортировать существующие плейлисты (я знаю про STAMP/ freeyourmusic.com но он не со всеми сервисами и не везде работает)
                          • Импорт существующих плейлистов...Google Play Music не учитывает нормально их обновления
                          • Apple Music — тормозной клиент под Android
                          • Яндекс — свою музыку которой в сервисе нет — загрузить можно… формально. По одному файлу. Ладно — лень импортер делать ну так хоть API дайте. При этом импорт плейлистов загруженную музыку не учитывает похоже (и вообще работает очень плохо)
                          • Библиотека у всех сервисов далеко не полная и я говорю про официально выпущенные песни а не самодеятельность всякую — из-за чего и нужно загрузку
                          • Качество выше mp320… далеко не везде
                          • Штатный Desktop-клиент (не браузер а именно клиент) — есть только у Apple Music(iTunes)/Dezeer (вроде) и все
                          • Добавишь музыку в плейлист (именно с с сервиса а не загруженную) а через некоторое тебе говорят что у тебя уже нет потребности в этой песни. Причем никаких анонсов, обоснований почему, ответов на вопрос а когда будет.
                          • и т.д.

                          При разработке Apple Music(+встроенный iTunes Match/iTunes Music Library и остальное) еще немного думали о пользователе а остальных…
                        • +1
                          Скинул на тел один раз и слушай пока уши не опухнут, а с сетью то обрыв связи,

                          Вы, видимо, не пользовались стриминговыми сервисами — они позволяют слушать офлайн.

                          • 0

                            А там можно скачать сразу за раз всю музыку, что есть в профиле? Или надо вначале прослушать песню или нажать на скачивание, а затем она доступна оффлайн?

                            • 0
                              А там можно скачать сразу за раз всю музыку, что есть в профиле? Или надо вначале прослушать песню или нажать на скачивание, а затем она доступна оффлайн?

                              Находишь нужный альбом и нажимаешь скачать. Или если уже в профиле, то нажимаешь скачать в профиле. Можно ли всё скачать одним нажатием — не знаю. Как вариант — перенести копированием всей папки.
                              А Вам нужно всю музыку за раз скачивать на всех устройствах? На компьютере и гигабайт хранить можно, но на телефон столько не влезет.

                              • +1
                                На компьютере и гигабайт хранить можно, но на телефон столько не влезет.

                                Хех. Судя по всему у нас разные объемы музыки) Или вы имели ввиду терабайт вместо гигабайта.

                                • +2

                                  Естественно опечатка. Объёмы информации растут быстрее, чем к ним привыкает мозг :)

                              • +1
                                В случае яндекса точно можно, по остальным не скажу.
                              • 0
                                Вы, видимо, не видели, какую помойку вместо альбомов эти ваши стримминговые сервисы иногда предлагают.
                            • +1
                              Пользуюсь одновременно Spotify и Google Play Music (семейная подписка), Spotify на голову выше по удобству, конечно.
                              А кто что про видео скажет? Прям не хватает аналога Spotify, чтобы и различные дорожки, и субтитры русские/английские, и разное качество, и много всего-всего. Или нет таких?
                              • 0
                                Если нужен ENG, то отличный вариант — ororo. Не самый дешевый (за пиратский то контент), но качество сервиса + наполнение вполне соотвествуют цене (жаль нет приложения под айось).
                              • +1
                                Пользовался Google Play Music но с некоторого времени приложение на iOS стало безбожно лагать, так что перелез на Apple Music. И да, это реально удобней чем торренты. Благодаря гугловским автоподборкам и эппловским плейлистам много нового услышал.
                                Хотя вот Tool например нет ни в одном стриме, нужно заливать самому. Но это их политика такая.
                                • +1
                                  Сравнивал как-то Google Play и Apple Music по «меломанским параметрам»:

                                  Google — а) при прослушивании альбомов записанных без пауз, переодически возникают левые, неприятные паузы между композициями. На приложении для телефона они еще хуже, около секунды.
                                  б) Если играет компиляция из разных релизов, радио, то громкость постоянно скачет. Невозможно включить и отойти от компа, нужно постоянно громкость вертеть.
                                  Apple — а) играет всё гладко, без левых пауз.
                                  б) можно включить «коррекцию звука» в настройках, в результате музыка отмастеренная слишком громко, начинает звучать тише. Это достигается тем, что вся музыка предварительно оценивается специальным алгоритмом на уровень громкости и слишком громкая музыка делается тише. Никакой компрессии с искажениями при этом не происходит (так заявляет Apple).

                                  Боюсь, что vk и яндекс здесь повторяют Google.
                                  • –1
                                    На заявления Эппл можно не обращать внимания — контора лохотронская изнаально, а с самими файлами вытворяют всякие необратимые непотребства, типа запредельной компрессии и редактирования.
                                    Гугл тоже гадит в файлы.
                                    ВК только меняет имена файлов — а по хэшам всё сходится — что заливается, то и отдаётся
                                    • +1
                                      Кстати, прочитав ваш комментарий, я решил проверить как работает коррекция звука в Apple Music. Вот картинка. На ней то, что слева от курсора с включенной коррекцией, справа — те же композиции без коррекции. Как можно заметить, совершенно различный оригинальный мастеринг вполне себе сохранен. При этом коррекция звука не делает звук громче, для чего могли бы потребоваться компрессоры и лимитеры. Напротив, звук делается лишь тише у громких треков с помощью простого изменения громкости безо всяких искажений. Поэтому я здесь с вами не согласен, хотя тоже не могу себя назвать фанатом Эппл. Для меня, скорее, удивительно, почему такие нужные функции не реализованы их конкурентами.

                                      image
                                      • 0
                                        Так ведь не громкостью только дело ограничивается.
                                        Корёжится спектр, динамика, причём всё это может происходить на протяжении одного трека.

                                        С этими явлениями столкнулся лично, на всех вышеперечисленных площадках, когда подписался помогать молодым лабухам пиарить их шедевры.)))
                                        • +2
                                          У меня на iTunes тоже есть собственные релизы. Сейчас сравнил, ради интереса, варианты, которые скидывал дистрибьютеру с тем, что, в итоге оказалось на iTunes. Ну, что сказать, на слух я не могу заметить разницы. Хотя, если открыть в мультитрекере и попытаться сминусовать, цифрового нуля не получается, какой-то шелест по высоким частотам всё-таки идет. Я это связываю с тем, что Эппл гонит не в лосслесс и поэтому высокие идут не один в один.

                                          Но, повторюсь, на мой слух отличить совершенно ничего невозможно. И никакого изкореженного спектра и динамики и близко нет.

                                          Может, у вас был на эппловском плеере был включен «улучшайзер» (там есть такой в настройках), и из-за этого пошли искажения?
                                          • 0
                                            Нет, никаких эпловских софтин для контроля не использовалось. Вообще ничего эппловского и рядом не стояло.
                                            Сравнение строго в редакторе, на стандартном студийном оборудовании.
                                            Разницу можно сравнить как оригинальный сидюк с wav 16/44.1 и этот же материал, пожатый в mp3 96kbps с участием лимитеров, компрессоров и прочей нечисти. Где-то больше, где-то меньше, но проявлялось и слышалось всегда.
                                            • +1
                                              А как вы без эппловских софтин слушали музыку из Apple Music?
                                              • –1
                                                Скачивал и использовал файлы.
                                                Но заметил изначально на богомерзком айфоне и с участием айтюнза. Собственно не только я, но заметили все и сразу.
                                                На гугле — ккртина была точно такого же плана. На яндес-музыке — идентично.
                                                Исключения — ВК, бендкемп, промодиджей
                                                • 0
                                                  Я сейчас вот даже купил свой собственный трек на эппл. Можно сравнить по этому сэмплу, один раз идет оригинальный мастер, другой — скачанный из эппловского магазина. Ну ведь идентично же звучит! И на Apple Music то же самое.
                                                  • 0
                                                    Проверю.
                                                    Материал как /раз из разряда трудноразличаемых. Тем интереснее.
                                                    • 0
                                                      И в общем и целом остаётся вопрос — нафига сервисы начинают пережимать картинки/музло/видео?
                                                      Если юзерам доступна самостоятельная заливка — то проще указать кодек/битрейт/конечный размер файла, как ограничители. Авторы сами отшлифуют свои шедевры и зальют. Но зачем это делать на сервисном автомате, который работает всегда хуже, чем сделал бы автор?
                                            • 0
                                              корёжится. как по мне, выглядит тупо как компрессия. пики не искажает, судя по картинке, но динамика убивается точно.
                                              • 0
                                                Если вы о моей картинке, нет там никакой компрессии, просто тише делается. Последний трек разве что выглядит скомпрессированным, но это из-за того, что там просто слева и справа разные моменты записаны. Извиняюсь, сразу не заметил.
                                                Вообще, это «Californication» Red Hot Chilli Peppers, известный своим непомерно громким мастерингом и убитой динамикой. Вот и мы видим слева, насколько тише пришлось его сделать, чтобы уровень субъективной громкости соответствовал остальным композициям.
                                                • 0
                                                  мда. что же вы сразу-то не сказали, что фрагменты разные? тогда и говорить не о чем, какое же может быть сравнение.
                                                  • 0
                                                    В принципе, в целом видно. Но наверное вы правы, стоило внимательнее подойти к вопросу. Поменяю картинку через часик.
                                                    • 0
                                                      Оригинальную картинку не удалось поменять, потому что оказалось, что geektimes их перезаливает на свой сервер. Вот новая, здесь все те же участки сначала с саунд чеком а потом без.

                                                      Как можно заметить, первый и четвертый трек сделаны тише, в то время как второй и третий оставлены практически нетронутыми. Возможно, эти альбомы уже сразу выложены в соостветствии со стандартами.
                                                      image
                                                      • 0
                                                        Спасибо… Не компрессия, но, честно, какой-то странный алгоритм. В 4 треке концовка на вид осталась почему-то нетронутой и громкой.
                                                        • 0
                                                          Это не целиком треки, а только первые их части, секунд по двадацать-тридцать. Вот он резко и обрывается на громком месте. Извиняюсь, если снова запутал. Целые треки было бы невозможно изобразить, потому что тогда бы не было видно форму волны совершенно, всё превратилось бы в «кирпичики» разной высоты.
                                        • +1
                                          Стримы есть качественные?
                                          Хотя бы 24/96?
                                          • 0
                                            Наверное только Qobuz
                                            • 0
                                              Размечтался.
                                              Максимум — mp3 320, всё, что выше — для илитки.
                                              • 0
                                                Ну, все же заявляют что получше
                                                image
                                                • 0
                                                  это у кого?
                                                  • 0
                                                    Deezer, в десктопном приложении.
                                                    • 0
                                                      На качество звука сильно влияет то, как отмастерен конкретный альбом или сингл. А сжатие выше 192 кб/сек вряд ли кто сможет услышать.

                                                      По-моему, если уж заморачиваться звучанием, тогда нужно качать с рутрекера первые релизы на компакт-дисках 1980-х годов, это если речь о старой музыке. А то, что выходит сейчас иногда, но не всегда, бывает лучше отмастерено для винила. То есть, можно попытаться найти винил-рип на том же рутрекере. Вообще, винил сам по себе звучит хуже цифры, но, видимо, там не нужно биться за громкость, и поэтому можно сохранить динамику в треках.
                                            • 0
                                              будем надеяться, что не сделают платным или не закроют за «ненадобностью»/реальной ненадобностью обычное доброе ФМ и УКВ…
                                              • +1
                                                Вот из-за того, что народ уходит на стриминговые сервисы — количество сидов падает, раздачи начинаю умирать. А потом начинаются вопли на форуме трекера: «Ааааа, где сиды? Помогите скачать!»
                                                • 0
                                                  Нашему правительству следует принять хотя бы один полезный закон: обязать стоять на раздаче не менее N времени.
                                                  • +2
                                                    Зачем уходмть с раздачи?
                                                    Комп же всё равно работает 24/365 — ну так пусть раздаёт, ему до лампочки, он же на електрической тяге…
                                                • +2
                                                  ВК музыка всех унижает своей непомерной фонотекой. Пуская она погрязла в куче ремиксов и кривых бассбустед уродцах, но тематические группы и страницы исполнителей это очень круто и этого нет у других приложений. Осталось только кривой интерфейс поправить, сделать автоподборку и вылечить баг из-за которого некоторые треки не прогружаются.
                                                  • 0
                                                    Например, «Яндекс.Музыка» интегрирует аудиорекламу между треками. В том числе благодаря этому приложение «Яндекса» стало самым прибыльным из неигровых приложений Google Play в России. Год назад свой шаг в направлении аудио-рекламы сделал и «ВКонтакте».

                                                    То есть я правильно понимаю, что эти барыги не только деньги берут за низкокачественный контент, так ещё и рекламу за эти деньги подписчикам транслируют?
                                                    • +1

                                                      Неправильно. Реклама тем, кто не платит.

                                                      • 0
                                                        А, тогда всё норм. А то я уже хотел повозмущаться.
                                                        Спасибо за разъяснение.

                                                    Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                                    Самое читаемое