Компания
142,73
рейтинг
7 января в 01:05

PINE A64: универсальный 64-х битный мини-ПК с Kickstarter recovery mode



На Kickstarter несколько недель назад появился интереснейший проект — одноплатный мини-ПК PINE A64. Его разработчики считают, что этот одноплатный компьютер может использоваться в самых разных сферах, включая телекоммуникации, электронику, образовательные проекты, развлечения.

Несмотря на небольшие размеры, это довольно мощное устройство, для своего класса, конечно. Основой служит четырехъядерный 64-х битный процессор ARM A53 с частотой работы ядра 1,2 ГГц. GPU — MALI-400 MP2 (2 ядра, 500 МГц). Производительность графической подсистемы чуть выше, чем у оригинального X-Box.





PINE64 — расширяемый ПК


К этому мини-ПК можно добавлять различное аппаратное обеспечение. Так, у платы есть 2 USB порта, HDMI-выход, 3,5-мм аудиовыход, Ethernet, две шины расширения. У более продвинутой модели PINE A64+ есть три дополнительных порта, которые позволяют добавить такую периферию, как модуль камеры, тачскрин, LCD.



Многосторонность


Если добавить клавиатуру и мышь, PINE A64 можно превратить в полноценный компьютер с Android 5.1 на борту или другой совместимой операционной системой.



Этот же одноплатный ПК можно использовать и в качестве медийной станции.



А если добавить тачскрин, то можно превратить девайс в игровую станцию с Android играми.



Система также тянет 4К видео.

Операционная система


Поскольку PINE A64 — open source платформа, использовать можно как Android, так и Ubuntu или даже openHAB IoT.


Поддерживаемые ОС

Система базируется на microSD карте, вставленной в слот (поддерживается объем вплоть до 256 ГБ). Кроме того, к USB можно подключить и дополнительный накопитель, при желании.



А вот и совместимая периферия:



А сколько это может стоить?




Совсем немного, как видите. Страничка проекта на Kickstarter размещается вот здесь. Сейчас проект собрал уже более 800 тысяч долларов США вместо 31 запрашиваемой тысячи. Так что кампания более, чем успешна, остается дождаться выхода одноплатной «сосенки» в свет.

Примечание: PINE A64 — устройство, которого еще нет в продаже. В ассортименте компании «Даджет» PINE A64 тоже нет.

Приглашение к тестированию даджетов


Даджет приглашает авторов, заинтересованных протестировать наши устройства и написать объективный обзор, к сотрудничеству. Устройство после публикации обзора остается у вас. Подробнее о предложении — здесь.
Автор: @dadget
Даджет
рейтинг 142,73

Комментарии (31)

  • +1
    Я так понимаю, ограничение на оперативную память в 1Gb практически во всех подобных проектах — это принципиальный лимит от производителей SoC? ну не знаю, в лицензии написали, примерно как microsoft+intel в нетбуках сделали (так же хитрыми лицензиями на железо и софт), особенно на заре их появления, чтобы разграничить премиум и лоэнд сектора.

    Или существует какая то неразрешимая техническая проблема? Где елки палки ARM железки до 16Gb оперативкой и теми же SATA и PCIe разъемами?
    • +2
      Там есть версия с 2Gb, но мне то же кажется такое ограничение странным.
    • +1
      > ограничение на оперативную память в 1Gb практически во всех подобных проектах — это принципиальный лимит от производителей SoC

      По сравнению с CPU классических компьютеров, у SoC чаще более узкий контроллер памяти (уже шина, меньше каналов). Если у Intel Core обычно 2 канала по 64 бита, то у дешевых SoC часто 1 канал в 32 бита с более старыми стандартами (правда Apple делал и 1x64 и 2x64 в дорогих Apple Ax). На канал нельзя повесить слишком много чипов, а объемы массово выпускаемых чипов вполне ограничены стандартами (описание LPDDR3 от 2012, «16Gb addressing defined») и доступной литографией (по планам на 2014 год — наибольший размер чипа LPDDR3 — 8 Гбит = 1 ГБ).
      В случае с Allwinner A64, на базе которого сделали PINE A64, как раз 1 канал в 32 бита: wiki.pine64.org/index.php/Main_Pagedrive.google.com/file/d/0B0cEs0lxTtL3STJoV0FMMVNBUXc/view «Allwinner A64 Datasheet. Mobile Application Processor. Version 1.1 Jun. 26, 2015»
      SDRAM
      * Compatible with JEDEC standard DDR2/DDR3/DDR3L/LPDDR2/LPDDR3 SDRAM
      * Support clock frequency up to 667 MHz (DDR3-1333)
      * Support 2 chip selects
      * Up to 3GB address space
      * 32-bit bus width
      * 16 address signal lines and 3 bank signal lines

      > Или существует какая то неразрешимая техническая проблема?
      Скорее экономическая… Меньше контактов на память (и не требуются контакты на кучу каналов SATA и PCIe), меньше и дешевле корпус, дешевле платы под SoC, ниже энергопотребление, дешевле проект чипа (не требуются высокоскоростные IP-core для SATA/PCIe/USB3/DDR4, меньше площадь). A64 выполнен в «FBGA396 balls, 0.65mm ball pitch, 15x15mm» и стоит всего 5$.
    • 0
      1) На данной плате используется PoP компоновка памяти, когда память лепится поверх процессора. Соответственно ограничение 1 чип на 1(?) канал.

      2) Да пожалуйста
      http://b2b.gigabyte.com/products/product-page.aspx?pid=5422#ov
      Или ещё не вышедшая
      https://m.youtube.com/watch?v=yM0pjUEVSxY
      • 0
        судя по цене выгоднее решения на intel x86, тот же целерон 22нм, и бонусом opencl встроенное видео (не говоря про 3D), даже 4-ядерный будет быстрее, и кажется потребление того же уровня.
        да и остальные параметры странно 'не дотягивают'… но надеюсь у них все получится
        • +1
          Это серверная плата c процессором, который массово не выпускается.
          Разумеется она будет дороже платы с целероном.
          Но у дешевого целерона вряд ли будут сетевые интерфейсы на два десятка Gbit.

          Рынка ARM десктопов/рабочих станций пока нет. Ну и плат нет =)
          Зачем нужны даже 16GB ОЗУ, если вам их нечем занять?
          Дома прекрасно хватает 2GB для повседневных задач (на ARM компе). На маке и 8GB мало.

          X-Gene 1 это уже «дедушка» на 40нм техпроцессе. AMCC довольно медленно рожает. Сейчас уже правда X-Gene 3 на подходе.

          У Huawei свои платы есть под 32-ядерные ARM-ы
          https://www.youtube.com/watch?v=dLHhnLLw4Fw

          Сейчас китайцы вообще монстра ваяют — 64 ядерный MARS от Phytium Technology.

          64 ядра
          32MB L2 кеш
          128MB L3 кеш
          16 контроллеров DDR3 памяти 204GB/s
          2 x 16 линий PCIE3.0

          • 0
            Сетевые интерфейсы меня сильно смутили (количеством), но на дешевой плате один/два можно добавить pci-e платой расширения
      • +1
        Прошу прощения.
        На данной плате НЕ используется PoP =)
        А слона то мы и не заметили(с)
  • +1
    Давно хочу купить одноплатник, но никак не могу придумать зачем он мне -_-
    • +2
      Все равно в итоге получится медиацентр…
      • +1
        Вот медиацентр совсем не нужен
  • +2
    Зачем 64 бита, когда памяти не больше 2ГБ? Производительность только упадет чутка.
    • +1
      Модно.
    • 0
      These include 64-bit data processing and extended virtual addressing and a 64-bit general purpose registers.
      www.arm.com/products/processors/cortex-a/cortex-a53-processor.php
      • +1
        Ну ожидаемо, что там и регистры будут 64-битными. Но много величин в нашем человеческом мире, требующих 64 бита для подсчета?
        Наличие 64-битных регистров не способно компенсировать увеличение потребления памяти и уменьшения попаданий в кэш из-за более длинных указателей.
        • +2
          Накладные расходы компенсируется повышением производительности от новой ISA, упрощённой и переработанной под современные реалии (предикация не очень дружит с out-of-order процессорами). Опциональные части спецификации ARMv7 стали обязательными. Упростилась кодогенерация. Не нужно следить какая версия FPU/NEON, есть ли ускорение криптографии и т.д. и и т.п.
          Вообщем польза от перехода на ARMv8 огромнейшая.
          А 64-бит вычисления нафиг не нужны.

          Из интересных возможностей ARMv8 — поддержка 8 битные тегов — полезно для динамических языков.
          • 0
            Тогда стоило писать «PINE A64: универсальный ARMv8 мини-ПК с Kickstarter», а не то, что сейчас.
            • 0
              C чего бы? Проц 64-битный. А ARMv8 подавляюшей массе ничего не говорит. К тому же есть спецификация и чисто 32-битной ARMv8 архитектуры.
            • +1
              У меня Athlon64 в 2003г работал на гигабайте памяти.
              Тут вы тоже будете против названия протестовать?
        • 0
          Я, наверное, не верно высказался. Вот это заявление странное «Производительность только упадет чутка.» по сравнению с чем и с чего бы? Потому что pointers будут 64 бита, а не 32?

          Сходите по ссылке, там есть табличка Cortex-A53 Processor: Architectural Features которая показывает, что есть только в 64 битовом процессоре.

          > Но много величин в нашем человеческом мире, требующих 64 бита для подсчета?
          Криптография? Там конечно 64 бита мало, но можно на 64 битах реализовать пошустрее.
          • +1
            Упадет по сравнению с 32 битами. Потому что указатели будут больше, выравнивание членов в структурах будет по границе 8 байт. Это вызовет увеличение потребления памяти и меньше элементов будет влезать в кэш.
            Я сам столкнулся с этим, правда на x86-64, но думаю, не принципиально.
            • 0
              Я бы с удовольствием посмотрел бы на ваше приложение, если это возможно, или на тестовое приложение. Удивляет сколько же у вас указателей было.
              Я признаюсь, ни разу такого не видел. И соглашусь с ребятами из viva64 www.viva64.com/en/k/0003 «it occurs rarely and such cases are usually determined by an unsuccessful choice of the format in which data are stored in the program.»
              • +1
                Мое приложение — рейтрейсинг визуализатор. Главная проблема, как я понял — обход KD-дерева. Чем меньше нода занимает в памяти — тем быстрее. А каждая нода содержит указатели на две другие ноды. В 32-битной версии она занимает сейчас 24 байта, а в 64-битной — 32 байта. Можно, конечно, переиграть, но это уже трудоемкие оптимизации.
                Сейчас перепроверил, на тестовой сцене 32-битная версия отрабатывает за ~9,6 секунд в среднем, а 64-битная — за ~10,1.
    • 0
      Масштабируемое решение с прицелом на будущее.
      • 0
        Как вы себе представляете масштабирование SoC? Что вы подразумеваете под масштабированием?
    • 0
      Все современные ядра Cortex-A (35, 53, 57, 72) от ARM относятся к архитектуре ARMv8-A, 64-битность в них присутствует (но можно исполнять и 32-битные приложения и, с помощью гипервизора, 32-битную ОС).
      Предела в 2 ГБ памяти в системе не было и в более ранних системах («ARMv7+LPAE solves the 4GB limitations… 40-bit physical address space»), более того, MMU в AArch64 является незначительной модификацией MMU из Cortex-A15 («The memory management unit defined by AArch64 is fundamentally the same as that used in the Cortex-A15 except for the ability to now support both 48-bits of virtual and physical address.»)
      Цитаты из White Paper Technology Preview: The ARMv8 Architecture, 2011:
      ...Does ARMv8 need to be considering a full 64-bit instruction set architecture with its larger virtual address space architecture or not? In terms of ARM’s current markets, the need to support a single application that requires more than 4GB address space is rather small.
      Trends. That’s really what ARM has to look at when defining a new architecture. That is the nature of our business, we need to look a long way forward, and plan. ARMv8 as of today is one of the largest programs ever to be managed within ARM…
      Т.е. такие тренды, что уже нельзя поставить современное производительное ядро от ARM, в котором не было бы поддержки 64-битного режима AArch64.
      PS: По аналогии: зачем в x86 Linux сделали режим x32, если программы можно было исполнять и в традиционном x86 (i686) режиме? Кстати, не исключают появление подобного ABI и на ARM — lwn.net/Articles/548838 " or upcoming ARM server chips propose similar ABIs."
  • 0
    Нет pci-e, нет sata — бесполезная игрушка.
  • 0
    Это не ПК-компьютер в широком понимании, а процессор для обработки домашних видео файлов (4K и 1K), как мне кажется.
  • 0
    Нету SATA, и какая-то странная звёздочка рядом со скоростью сетевухи.

    Не всё в цене/спеках. Есть много подводных камней, например:
    1. Устройство ребутит когда подключаешь пины (например: UART/SPI)
    2. Наоборот, устройство не хочет бутиться если подключены пины
    3. Устройство греется так сильно при работе, что в конце концов перезапускается.
    4. На родном дистрибутиве, из коробки, установлен маленький вогоньчик bloat-a, так что его до использования ещё вычистить надо.
    5. И, last but not least — комьюнити, комьюнити, комьюнити.
  • 0
    главное что бы Android не тормозил. И позволял запускать OpenGL ES. Тогда возьму аж три, под переделку панели приборов в своем lifan ^_^
  • 0
    Кто нибудь заказывал уже? Можно ли заказать две платы одной посылкой?

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое