7 декабря 2016 в 21:45

Find my car: автоблокчейн HashCoins против угонов и «не бит, не крашен»-объявлений

В понедельник HashCoins, в блоге которой вы читаете эту новость, анонсировала сервис учёта транспортных средств и их комплектующих, построенный на блокчейне Emercoin. Проект уже презентован правительству одной из балтийских стран и ведутся переговоры с двумя мировыми автогигантами.

image
Специально разработанная компьютерная симуляция демонстрирует, как будет выглядеть автовладелец, машина которого занесена в автоблокчейн

Вкратце, на автоблокчейне можно хранить записи и историю любых транспортных средств — от мотоциклов и автомобилей до лодок и самолётов, а также их комплектующих, включая моторы и дорогие электронные компоненты, историю смены их владельцев, страховых случаев и т.д. — лишая смысла практически любые махинации с ними от угона до «ни разу не битая, мамой клянусь» на авторынке.

Кому это нужно


Есть целый ряд организаций, которым будет интересен автоблокчейн:

  • государственные структуры, занимающиеся учётом автомобилей (в России это ГИБДД),
  • страховые компании,
  • автопроизводители и автосервисы,
  • компании с большим штатом автомобилей (таксопарки, курьерские службы, торговые сети),
  • производители любой движимой техники, вплоть до тракторов, моторов и самолётов, которые подлежат тому или иному способу учёта.

Скажем, мопеды с двигателями объёмом менее 50 кубов в России учитывать не требутся. А всему, у чего есть паспорт или техкнижка, может пригодиться учёт в блокчейне. В Европе и особенно США, например, актуальна тема легкомоторных самолётов, а в Норвегии очень популярен речной транспорт — и очень часто угоняются легкомоторные катера. Их тоже порой угоняют, перебивают номера или просто скручивают километраж и т.д. — в общем, для них актуально всё, что касается автомобилей. Скажем, страховщики могут вносить в автоблокчейн данные о любых страховых случаях.

Как это будет работать


Чем больше организаций адаптируют автоблокчейн в своей деятельности, тем эффективнее будут его результаты.Теоретически, условный «крупный немецкий автопроизводитель» может раз и навсегда решить проблему с угонами автомобилей и даже разборкой на компоненты, просто однажды внедрив блокчейн, в который будут записываться все новые выпускаемые, например, с 2018 года автомобили в блокчейн, включая данные моторов, хэш-коды с ПЗУ устройств автомобильной электроники — и так далее, и тому подобное. Можно сказать, это станет аналогом технологии Find my phone для смартфона.

Поэтому трюк с угнанным автомобилем, по перебитым номерам зарегистрированным где-нибудь на Северном Кавказе, уже не прокатит — или прокатит с совсем уж беспечными покупателями. Или теми, кто покупает угнанный автомобиль под заказ — но и в этом смысла много не будет, потому что первая же попытка страховой, автосервиса или того же ГАИ сверить данные об угнанной машине с автоблокчейном, спалит «самозванца» с перебитыми номерами по полной. Любой добросовестный покупатель сможет сделать то же самое, воспользовавшись поиском прямо на авторынке, в автосалоне или даже в переписке с продавцом на «Авито», просто попросив его кинуть ссылку на страницу записи об автомобиле в блокчейне.

При этом если ГИБДД просто обеспечит защиту от махинаций со своими базами данных, перенеся информацию в блокчейн, то другие заинтересованные организации смогут хранить в нём дополнительно важную для них информацию: например, по водителям, пробегу — вплоть до учёта всех ТО и замены фирменных наклеек на кузове.

Монетизация


Единственный платной услугой в автоблокчейне является создание новой записи там, которая стоит до 0,3 emc (8 центов) и меньше. Эта плата устанавливается алгоритмически и нужна только для защиты сети Emer от спама. Зарабатывать HashCoins и Emercoin планируют на внедрении автоблокчейна.

  • Для крупных заказчиков, таких как автопроизводители, будет смысл обучать их собственных сотрудников, чтобы они сами в дальнейшем централизованно интегрировали автоблокчейн в свои процессы.
  • Для более мелких компаний, которым свой штат блокчейн-разработчиков ни к чему или не по карману, будут создаваться решения под ключ и, скорее всего, появятся какие-то готовые коробочные или SaaS-решения.

«Автопроизводители вышли на нас сами»


Помимо заинтересовавшихся государственных структур, HashCoins и «Эмеркоин» уже представили свой автоблокчейн двум очень крупным мировым автопроизводителям. Причём самое любопытное тут то, что в обоих случаях это произошло по инициативе самих автогигантов, представители которых вышли на Emercoin, заинтересовавшись проектами компании ещё по предыдущим анонсам — например, об интеграции с часовым заводом «Ракета».

Новая экосистема


Открытость блокчейна, тотальность и универсальность хранимых там данных, даст простор для творчества по интерпретации и применению их — могут появиться десятки стартапов, которые будут применять и расширять big data, хранимую в автоблокчейне, способами, которые мы сейчас и не можем представить. Может быть, у вас есть идеи?
Автор: @andorro
HashFlare
рейтинг 112,03
Разработка ПО и услуги облачного майнинга

Комментарии (179)

  • +1
    А зачем, если они могут просто в каждый блок положить список всех серийных номеров + хэш от ПЗУ блоков, подписанный своим ключиком? Проверить сможет любой желающий, уж что-что, а инфраструктура проверки сертификатов в интернете отработана.
    • +2
      Источников много — производители, страховые компании (выплаты по авариям), учреждения учёта (ГАИ).
      Нужно место, куда каждый источник может добавлять информацию, а потребитель — читать её в аггрегированном виде. Желательно, чтобы информацию нельзя было удалить или исправить «задним числом».
      • +3
        Как тогда избавляться от фрода, если все могут всё добавлять? Как я могу запретить страховой компании добавить в блокчеин информацию, что якобы были страховые выплаты? Они же мне выплату не альткоинами будут делать, а настоящими деньгами.

        С ГАИ ещё хуже, подтверждение владения мной моего же авто будет основано на доверии к одному единственному приватному ключу — лакомый кусочек для всех хакеров мира.

        А если я потеряю свой приватный ключ — то машину можно выкидывать на свалку?

        Кстати, про номер двигателя. Все сильно радовались, когда наконец то перестали вносить номер блока в ПТС и СТС, т.к. поменять его при необходимости было сложно, а отдельно двигатель своровать крайне сложно. Вы же говорите, что надо ещё больше запчастей промаркировать.
        • –3
          А зачем той же страховой делать ложные записи?
          • +5
            Что-бы взять с вас больше денег при страховке.
            • +2
              Но у них это получится сделать лишь один раз, после чего вы становитесь не их клиентом.Кроме того, запись о выплате может служить основанием потребовать от них те самые деньги — написали что выплатили а где реальный перевод?
              • 0
                В свете текущих изменений ОСАГО будут не выплаты, а «типа ремонт» и снова возвращаемся к «мамой клянусь, ремонтировали»!..
        • +1
          Ваш приватный ключ первое время будет лежать в ГИБДД. И все изменения в блокчейн будут вносить там же, по паспорту и десятку справок. А то ишь чо придумали — авто без участия государства продавать друг другу.
          • 0
            Такие системы, но не на базе блокчейна работают во многих странах мира. Вот например в Эстонии в Департаменте шоссейных дорог: https://eteenindus.mnt.ee/public/soidukTaustakontroll.jsf (кстати на русском языке). рано или поздно мы к этому прийдём.
            • 0
              Там не блокчейн.
              По крайней мере до самого последнего времени там был нормальный ЦОД с Ораклом.
    • +1
      Честно говоря на ПЗУ я бы не опирался…

      Во первых его там почти нигде нет, кроме каких нибудь безумно древних авто, но чтобы такую ПЗУ вычитать надо поработать феном =), еще видел пару раз стираемые ультрафиолетом… в остальных ситуациях FLASH, идентификация + адаптации — либо EEPROM либо его эмуляция в страницах FLASH…

      Во вторых чексуммы будут плавать от обновлений ПО как дилером так и просто обычным чип-тюнингом, что совсем не значит что авто угнано/перебито… VIN/всяко разно — что живет в блоках меняется на раз с пересчетом контролек… На мой взгляд идея сродни хшированию жесткого диска ноутбука на предмет угона…

      В машинах есть области памяти в некоторых контроллерах, в подушках… щитках иногда… нестираемые, но они одинаковые везде поэтому их хешировать тоже смысла не много…
  • +1
    Ну совсем уж угоны бессмысленными вероятно не станут. Здесь всё будет упираться в
    Любой добросовестный покупатель
    • 0
      Продать ее потом будет гораздо сложнее. Сейчас недобросовестный перекупщик может намерено купить угнанную машину, а потом продать ее не очень внимательному и дотошному покупателю, т.к. выяснить всю историю машины достаточно проблематично. В предлагаемой же системе увидеть историю очень просто, с этим справится даже ребенок, поэтому если у покупателя есть в принципе хоть какое-то желание узнать о машине правду (а таких большинство), он ее узнает в течение 5 минут. Или с Б/У запчастями — можно будет узнать, была ли машина угнана на разборку, утоплена, побывала в серьезных авариях и т.д.
      • 0
        Я не просто так процитировал строчку со словами о добросовестном покупателе. Добросовестному да, будет гораздо сложнее продать ворованную. А недобросовестному?
        • 0
          Недобросовестный продавец не сможет обдурить добросовестного покупателя. А покупателю будет намного проще проверить добросовестность продавца
    • 0
      Добросовестных больше.
      • 0
        Конечно больше. Но уже исходя из этого можно сказать что есть и те, кого меньше. И вот недобросовестным покупателям краденых авто блокчейн особо не помеха.
        • 0
          Да, но как минимум ряд проблем можно будет решить. Например объединить наконец базы ГИБДД и страховщиков.
        • 0
          Рынок сужается — цена угнанной машины падает — выгодность угона за ней.
          Это как минимум.

          Кроме того, законодательство большинства стран подразумевает возврат краденого (с выплатой ущерба затем угонщиком) даже от добросовестного приобретателя. То есть, вне зависимости от моральных качеств покупателю разумно глянуть-таки, что ему впаривают. А ну как спалят?
          И при повсеместном распространении и лёгкости проверки системы само понятие добросовестного приобретателя предполагает, что человек проверяет, что он покупает не краденое. В этот момент скупщик краденого рискует уже не только остаться без машины с выплатой по 23 рубля в месяц от работающего в ИК угонщика…
      • 0
        Важно не то, кого больше, а то, насколько больше усилий прилагают те и другие.
        Добросовестные не делают ничего для того, чтобы обезопасить себя, а вот недобросовестные только и делают что ищут способы облапошить добросовестных.

        Посмотрите сколько происходит краж биткоинов, а ведь это не безнал, который можно хоть как-то найти потом.
        И даже не наличка, у которой есть хоть какие-то следы.
        Если у вас украли биткоины, то вернуть их никак не удастся. Так же и с машинами будет, если единственным доказательством вашего владения ей, будет блокчейн.
        • 0
          Да, биткойны крадут, но делают это как правило с бирж, которые не достаточно защищают свои сервисы. Более того, посколку в блокчейн записывается вся информация от транзакциях, то при желании можно найти того кто украл их. Но для этого, биткойнам как и криптовалютам не хватает правового статуса в мировом законодательстве. Как только такой статус появится, так сразу и появится повод искать украденное.
          • 0
            Крадут откуда угодно, если владелец не достаточно хорошо защищает свой кошелек.
            Пока криптой владеют более менее подкованные граждане всё не так страшно, но как только они распространяться достаточно, кражи возрастут. Сейчас у большинства и взять то нечего на компе или телефоне, хотя у большинства и вообще то нигде взять нечего.

            Поэтому прежде, чем направлять детей в сторону криптовалют, надо направлять их в сторону keepass и authentificator, а уж про безопасность в сети лучше вообще вместо сказки на ночь рассказывать с пеленок.
            • 0
              Поэтому прежде, чем направлять детей в сторону криптовалют, надо направлять их в сторону keepass и authentificator

              … чтобы была единая точка, откуда можно вытащить все пароли и ключи? :-)

  • +2
    Посмотрите на ютубе ролики Максима Шелкова. В угнанные мерседесы вваривают VIN-ы от другого года выпуска и цвета — и ничего, покупают без всяких проверок.
    Так что от угонов не спасет.
    • 0
      Как только такие машины (благодаря блокчейну) начнут легко отслеживать и перестанут ставить на учет — перестанут и покупать.
      • +2
        Так их и сейчас не ставят на учет. И отследить легко. И?..
        • 0
          Не ставят на учет == не выдают номера, так? Поездка на такой машине уже за пределами правового поля. И если кто-то из 90-х по привычке еще так ездит, это не тенденция, а исключение из правил.
          Хотя ДПС в этом случае могла бы быть более принципиальной :). Сотрудники в погонах на такие «мелочи» порой не обращают внимания.
          • 0
            Эммм… И что? Как это остановит угонщиков и мошенника, втюхивающего перебитые машины лохам?
            • 0
              Людей, которые просто отдают деньги за машину, минимально не поинтересовавшись «где, что, откуда», я давно не встречал. А минимальная проверка по БД (в случае внедрения сабжевой технологии) покажет, что машина нечистая. Сейчас пробивка по VIN (к слову — доступна даже на Авито и Автору) показывает гораздо меньше информации — только отсутствие обременений, угон и все.
              А угонщики, конечно, угонять не перестанут. Но спрос на их услуги может и упадет.
              • 0
                Лохи которые покупают такие машины и потом не смогут их продать, окончательно поймут, что они лохи. Как в фильме «Берегись автомобиля» — у автомобилиста две радости: когда он покупает автомобиль и когда его продаёт. Так вот лохи смогут продать только лохам коих станет меньше.
  • +20
    А что, здесь нельзя было обойтись обычной БД, без блокчейна?
    • +13
      Этим страдают почти все блокчейн-стартапы. «Проблема не решена, потому что не было блокчейна!». Внезапно нет.
      • +5
        По мне всех кто использует блокчейн в стартапах, но не связанных с криптовалютой, можно называть пустословами. Возможно я не прав. Но для этого надо привести в пример три компании, которые разрабатывают технологии с использованием блокчейна, и рассказать как. Сбербанк не приводить, у него мертворожденные технологии
        • 0
          Такие системы не на блокчейне работают во многих странах мира, вот например «Департамент шоссейных дорог» в Эстонии: https://eteenindus.mnt.ee/public/soidukTaustakontroll.jsf (кстати на русском). Плюс блокчейна в том что:
          — не нужно создавать серверную структуру. Как например с ЕГАИСом, где пришлось закупать сервера, обязывать все розничные сети ставить у себя оборудование и т.д.
          — блокчейн запоминает всё, что в него вносится и никакую информацию из него нельзя удалить задним числом.
          — примеры компаний разрабатывающих технологии на основе блокчейна: например Emercoin с технологией борьбы с подделками: http://rb.ru/news/raketa-blockchain/
          • 0
            — не нужно создавать серверную структуру. Как например с ЕГАИСом, где пришлось закупать сервера, обязывать все розничные сети ставить у себя оборудование и т.д.


            Ладно что база бы весила до 10 гигов, это мелочи. Но чтобы использовать компьютеры для расчетов ЕГАИСА, вы серьезно?

            — блокчейн запоминает всё, что в него вносится и никакую информацию из него нельзя удалить задним числом.


            Согласен. Это смысл есть. Но зачем использовать блокчейн подтверждения истории, если можно использовать просто электронную подпись, её же не отменили, не?

            — примеры компаний разрабатывающих технологии на основе блокчейна: например Emercoin с технологией борьбы с подделками: http://rb.ru/news/raketa-blockchain/


            Технология emercoin интересна. Почитаю про нее. Но решение проблемы, такое же как и в посте. Троллейбус из буханки, круто, но зачем?
    • +3
      Ну это БД должна быть расшарина между производителями, автосалонами, дилерами, сервисными центрами, ремонтными мастерскими по всему миру. Кто-то должен контролировать работу этой БД, гарантировать консистентность и валидность данных в ней. Тут пара десятков банков не могут договорится, у каждого своя БД, своя секрьюрити, свои правила, а вы о машинах.
      • 0

        а теперь — еще и свои блокчейны у них будут

      • –2
        Ну биткоин-сообщество же договорилось (про «раскол и новый биткоин» конфликт опустим, он из-за несовершенства технологий возник).
        Сделать удобный веб-клиент, андроид клиент и я бы при покупке авто с удовольствием поставил и «пробивал» рассматриваемые авто.
        Автосервисам тоже выгодно зарегистрироваться, получить ключ-подпись у УЦ и проводить ремонт с записью в базе, раз это будет востребовано клиентами.
      • –1
        В рамках одного государства или одного автоконцерна это сделать можно и абсолютно реально.
    • +1
      Вопрос актуальный. Но ответ достаточно простой — блокчейн позволяет строить проверяемые системы, в которых никто никому не доверяет, но без единого авторизующего центра. Пример: есть банк и его клиенты, клиенты совершают переводы друг другу, каждый из которых проходит через банк (центр авторизации). Задача банка — убедиться, что счета активны, деньги на них есть, у одного списалось столько же, сколько пришло другому и т.д. Каждый хотел бы надуть систему (потратить поменьше, получить побольше), но банк следит за тем, чтобы это никому не удавалось, т.к. если один злоумышленник получит контроль над банковской системой, он сможет делать что захочет.
      В блокчейне же один участник сети не может обдурить всю систему. Теоретически можно сломать ее массовым сговором, но в таком случае вся сеть оказывается скомпрометирована. Поэтому все остальные участники, хотя и не доверяют друг другу, могут быть уверены в том, что другие играют по правилам, несмотря на то, что нет никого кто за бы правилами следил — сеть сама без внешнего контроля не дает играть не по правилам. Обойти эти правила можно, но сеть в этом случае вырождается в централизованную, т.е. теряет весь свой смысл
      • 0
        Есть одна проблемка у нецентрализованной сети.
        Как только вы потеряете скомпрометируете свой пароль от машины, она уже не ваша и доказать, что не вы её продали будет нереально.
        Если же поверх этого автоблокчейна накрутить ещё слои проверяющих органов или не дай бог тех, кто может откатить внесенные изменения, то смысл всей затеи пропадёт.
        • 0
          Откатить невозможно. Забудьте слово «откат» с блокчейном.
          • 0
            Почему-же, можно по обоюдной договоренности внести ещё одну запись с пометкой «откат» и «вернуть все взад». Я и пишу «не дай бог», так как могут и такое сделать.
            • 0
              Да, в принципе и это возможно. Блокчейн не способен определять корыстность намерений. Блокчейн просто сохраняет то что в него помещается.
  • +2
    Ок. Мне продают машину. В ней 1000 деталей. Каждая со своим уникальным номером.
    Мне как все 1000 проверить?
    Вор угоняет машину, достает из ней детали, меняет их в своем легальном авто. Авто продает. Детали продает.
    • –2
      Нет смысла проверять 1000. Но вбить на 3-4 на корпус, а также на двигатель, стартер, ТНВД и в идеале стекла.
      В итоге их будет десяток.
      • +1
        Ну тот же двигатель состоит из сотни мелочей. Да, блок одна из самых дорогих деталей, но не более того.
        Тем более ворованные детали могут покупаться в качестве расходников.
        Вышел поршень из блока погулять — ставим ворованный блок и перебиваем на него старый номер.
        И мы опять возвращаемся к подделке номеров.
        • 0
          Все верно. Угоны «на заказ» это не остановит. Но проблем добавит изрядно, а это снижение выгоды ворам. Также надо более строгие наказания за подделку номеров.
          • +1
            Нельзя более строгое.
            Выше я писал причину.
            Покупатель купит авто и подозревать не будет, что у него две трети деталей ворованные.
            Как итог — страдать будет покупатель, а не вор.
            • 0
              Отдавать под суд продавца, если он их не подделывал.
              • +1
                Я купил автомобиль. В нем куча ворованных деталей. Я об этом не знаю.
                Поездил. Поехал на ТО, или продавать, или просто остановили и проверили. Оба на. У меня подделка. Меня сажать?
                • –1
                  Суд. На данный момент в таких случаях (а они были) машину возвращали тем, у кого она была украдена.

                  А с новым вариантом обяжут при постановке на учет проверять все номера (и делать это будет департамент), поэтому ваша ситуация станет невозможна.
                  • +1
                    Суд у нас что-то решает? Сейчас при покупке очень легко нарваться на автомобиль под залогом, кредитный или вообще угнанный. И ты об этом узнаешь только через пол года, когда приставы наложат арест и заберут авто, т.к. по факту собственник не ты. А судиться надо с дядей Васей, который по факту оказывается алкоголиком из подворотни и брать с него нечего.
                    • 0
                      Тут речь о Эстонии / Латвии / Литве. Да, в большинстве случаев суд решает нормально.
                  • 0
                    Суд присудит вернуть только ворованные детали или всю машину? Заставите ГИБДД проверять 1000 деталей при постановке на учет? Тогда стоимость постановки на учет вырастет и весьма заметно. В каждый гаражные сервис сделать доступ к базе чтобы при замене стартера они могли фиксировать это? Самому стартер вообще не поменять?
                    • 0
                      У нас это не ГИБДД, но суть в другом. Не 1000 деталей. Десяток. Больше не надо.
                      При замене стартера, позже на техосмотре даете чек на деталь, её заносят в базу.
                • 0
                  В судах бодаться, что ты не верблюд. Коллега с работы как-то купил тачку, покатался, продал и купил новую. А потом оказалось, что тачка когда-то давно была угнана. До него её уже успели купить-продать… а он оказался, видимо, единственным добросовестным покупателем и продавцом на которого решили наехать. Не хочешь отвечать, или того, у кого брал.
                • 0
                  На этапе внедрения — да, именно вам придется отвечать на неприятные вопросы. В дальнейшем, если сверка номеров с блокчейном будет регулярной (как сейчас проверка прав и страховок «по базе») — это будет проблема поставившего ворованную запчасть.
                  • +1
                    Я купил запчасть. Поставил её. Сверил все номера. Номер чистый.
                    Езжу
                    Потом выясняется, что с таким номером ездит еще 10 машин.
                    Дальше что?
                    • –2
                      Запретить самостоятельно покупать и ставить.
                      Только через сервис, который внесёт в БД, что эта запчасть поставлена в этот автомобиль. А если она уже поставлена в другой, система не позволит ввести запись-дубль, и придётся разбираться, откуда пришла запчасть.
                    • –1
                      Боюсь, Вы немного недопонимаете механизм работы блокчейна и его плюсы. Возьмем, к примеру, блок-фару (радиатор, бампер, что угодно).
                      1. Производитель, выпуская фару, вносит в блокчейн ее номер и пометку — выпущена ли она в виде запчасти или установлена на авто. Если установлена — на какое именно авто.
                      2. Вы, покупая деталь, читаете QR-код детали с коробки (или вбиваете вручную, если деталь б/у. Если видите, что деталь выпущена заводом в виде запчасти — отдаете деньги.
                      3. Автосервис ставит вам вашу блок-фару и подписывает установку своим ключом.
                      4. Если вы видите, что эта деталь уже установлена или помечена ГИБДД как угнанный автомобиль или такая деталь никогда не выпускалась заводом, вы говорите: «Шмулик, г'усские никогда не обманывают г'усских!» и не отдаете денег.
                      5. С такой деталью не может ездить 10 машин, «сходимость» блокчейна должна быть минуты, ну максимум часы.
                      • +1
                        не очень понятен профит всех участников данной цепочки от внесения данных в блокчейн. Дополнительный геморрой вижу (необходимость постоянного интернета, компьютера для блокчейна, обучения персонала), а профита не вижу.
      • +1
        У вас никогда не умирали ни топливные насосы, ни стартеры? Все детали, ну кроме рамы(если есть)/корпуса и может быть двигателя могут легко меняться за время жизни авто. И то некоторые меняют двигатели на другие (ставят на land rover двигатель toyota). И что делать с этими номерами? Перебивать или вносить изменения в блокчейн? А если я сам заменил тот же топливный насос (не самая сложная операция), то как мне дальше продавать машину?
        • 0
          Главное что бы у вас не появился насос с ворованной машины. А так, на очередном ТО (а оно раз в два года) новые номера внесут в систему. Как вариант попросят счет у вас на деталь.
          • 0
            "… купил на разборке"
            • 0
              Да хоть где. Счет покажи. У нас даже разборка и счет даст, и оплату по карточке примет.
              • 0
                Вы реально храните ВСЕ счета от всех купленых товаров?

                Под раздачу такой системы попасть не боитесь?
                Я вот боюсь. Потому что у меня не всегда хранятся чеки от электроники на гарантии (ну, той, что подешевле). Какая там в пень фара или топливный насос? Счёт автосервис выставил, я его оплатил и забыл… В лучшем случае через пять лет я вспомню сам факт посещения того сервиса, какой там нафиг счёт?
            • 0
              И да, разборка СНИМАЕТ машину с учета. Значит эти детали тоже получат «новый» статус.
          • +1
            Не каждый автовладелец проводит ТО в сертифицированном сервисе. Есть довольно большая часть авто, которые могут быть обслужены самостоятельно или в сервисе «у Ашота».
            С счетом(вы наверное имели в виду чеком) тоже не все гладко. Если деталь подарили? А если разборка не дает чеков?
            А как на счет коррозии? Сейчас если VIN утерян, а у некоторых машин расположен у колесной арки на раме и может банально сгнить/проржаветь, проводят экспертизу (не будем спорить, что она стоит денег) и делают отметку в ПТС с фотографией поврежденного места. Что делать с проблемными номерами на деталях? Что мешает спилить/искуственно состарить место, где должен быть номер? В 90х некоторые личности специально подвергали такие места химобработке и получали машину без VIN.
            Расскажите, как увеличение количества номеров на деталях и занесение их в БД блокчейном или как сейчас позволит решить такую проблему?
            Пока я вижу, что введение подобной системы увеличивает нагрузку на ГИБДД, автовладельцев и сервисы. Сомнительная перспектива дополнительно платить за внесение детали в БД.
            • 0
              То в данном случае — техосмотр. Обязательная процедура раз в два года (новой машине чуть реже). Проводят только сертифицированные центры, под камерами. Абсолютно любая разборка в Эстонии даст чек. Подарили двигатель? Спросите документ на нее. Невозможно продать деталь, которая «стоит» на той машине что на учете без ее снятия с учета. Вот и всё.
              «Что мешает спилить/искуственно состарить место» — закон мешает. Сделать правило на запрет использования деталей без серийника/VIN.
              • 0
                Извините, не сразу понял, что речь идет только про Эстонию. У нас в РФ не сверяют во время техосмотра номера агрегатов. У меня проверяли их только при постановке машины на учет. Техосмотр у нас нужен страховщикам, а не ГИБДД, во время проверки документов офицер проверяет права, ПТС и страховку.

                Но даже если так, то вы не объясняете почему я не могу использовать несколько ржавый, но рабочий агрегат. А как быть с китайскими запчастями? Я не думаю, что китайцы будут выдавать серийники своим деталям. А еще, если следовать букве закона, то я не могу самостоятельно починить/изготовить агрегат, у которого должен быть серийный номер. Конечно я могу выбить/отгравировать свой личный номер, но как я понимаю это запрещено.
                • –1
                  Если китайцы поставят без номера — это левак, который скрывали от таможни. И да, без проверки органами вы не можете использовать в ходовой части выточенные детали. Ибо ответственность.
                  • 0
                    Не вижу связи между отсутствием серийного номера на железке и «леваком». Слабо верится, что таможня Эстонии имеет запрет на прием чермета.
                    Рекомендую ознакомиться с услугами токарных мастерских по проточке тормозных дисков, частных гаражных сервисов по укорочению пружин лифтования машин и переоборудования авто под offroad.
                    Вероятно вы не знаете о том, что на каждом пароходе имеется мастерская с токарным и фрезерным станком для вполне очевидных нужд.

                    Как я понимаю, Вы ратуете за то, чтобы Ваш автомобиль принадлежал не Вам, а компании производителю и Вы не могли бы производить ремонт в несертифицированных сервисах. Привет Apple!
                    • 0
                      Я ратую за то, что производитель может получить серийники, при том за «смешные деньги». И не будет серийника на пружинах. Основные детали — двигатель, ТНВД и т.п.
                      • 0

                        Смешные деньги это смотря для кого. В конце концов заплатит потребитель.
                        Вы до сих пор не объяснили почему должен маркироваться топливный насос и как быть человеку, который от безисходности поставил себе немаркированный насос от волги, купив его за пузырь у деда в деревне.
                        А еще Вы себе противоречите. Если нет маркировки то значит деталь не проверена, но вы не собираетесь маркировать узлы подвески. Как так?

                        • +1
                          Еще раз. Старую волгу никто трогать не будет. И маркировать. Это касается новых машин в первую очередь. Обязательный серийник делать на детали с ценой выше 400 евро (к примеру). И
                          • 0
                            А и я не про нее. Вы вероятно не знали, но даже в современные land rover'ы можно поставить бензонасос от волги.
                            В любом случае, я не понимаю, почему я должен быть ограничен в выборе комплектующих и зачем мне дополнительно тратить деньги и время на проверки?
                            Почему мне хотят запретить «тюнинговать» автомобиль.
                            Получается, что Вы очень хотите ограничить мои права под эгидой борьбы с преступниками. Где-то я уже это видел.
                            • –1
                              До тех пор, пока вы катаетесь на закрытых территориях — никто вас не ограничивает. Но приведите машину в тот вид, который принят производителем, если выехали на дорогу общего пользования. Тот же кегурятник на ланд ровере увеличивает увечья прохожего в случае аварии. И никто не знает, как будет вести двигатель на насосе от волги. Производитель это не тестировал.
                    • 0
                      И правильно, что слабо верится.

                      В общем-то и про проверки серийников на техосмотре — это так, чтоб идея лучше смотрелась. При техосмотре хозяин может присутствовать, я и присутствую (ну, потому что верю, что техосмотр нужен не только для печати в паспорт и записи в базу, мало ли — найдут слабое место, посоветуют что, деньги-то — плочены).
                      И насчёт «камер» — брат второй год проходит техосмотр «чуть подороже»: штатные лампочки на номер и стоп-сигналы поменял, ибо родное безумно дорого, а светодиодный колхоз даже лучше.
                      Без двигателя, наверное, техосмотр пройти будет уже очень дорого, а вот для машины на ходу — не проблема.

                      Коррупция в Эстонии _не заметна._ Это не значит, что она маленькая или её нет совсем.
  • +3
    что будет когда в блокчейн попадут персональные данные и суд постановит их оттуда изъять?
    • 0
      Шифрование изначально.
      • +2
        Смысл в том, чтобы любой мог прочитать информацию и проверить перед покупкой.

        Я ещё хотел написать — какой удобный сервис, чтобы пробивать владельца.
        Вводишь в поиск номер любой детали, которая на виду, и получаешь ФИО.
        • 0
          Этого скорее всего не будет. Будет видно сколько их было и где, а это уже замечательно.
          • 0
            Совершенно верно. Персональные данные в автоблокчейне шифруются. Как с биткоином: видно историю транзакций, но не имя владельца кошелька.
            • 0
              Тогда какой смысл? В базе видно, что текущий владелец 2ca4b179014a, но как проверить, что это он сейчас продаёт?

              Разве что вносить статус «в угоне» на машину, но это менее надёжно, т.к. могут свежеугнанную продать, которая ещё в базу не внесена.
              • +1

                Можно обязать ставить статус "продается".

                • 0
                  И кто будет этот статус ставить?
              • 0
                как продать свежеугнанную? Для продажи машина ставиться на учет.
  • +1
    Хм… Тойота говорит, что в автомобиле — 30 тыс. деталей.

    Это 2400 долларов только на блокчейны.

    Вероятно считать будут по агрегатам.
    • 0
      Не обязательно по каждой детали делать запись, при выпуске или продаже автомобиля целиком будет одна запись, с перечислением всех деталей.
    • +1
      30 тысяч деталей, на которых есть уникальный код? Никто не будет вносить таким образом каждую гайку. Программа минимум — VIN, а также другие детали с уникальным номером или дорогие комплектующие.
      • +3
        Это не тянет на «лишат смысла угон»
        • 0
          Большинство угонов, по крайней мере. Я как-то не нашёл статистики причин угонов, но подозреваю, что ради разборки машины воруют реже, чем для перепродажи. А уж ради дешёвых неотслеживаемых деталей смысла рисковать и вовсе не будет.
          • +5
            неправильно подозреваете, все бюджетные авто воруют на разборки
          • +4
            Как я понимаю, как раз на разборки и идёт большая часть машин, потому что отследить детали после того, как их сняли с машины, очень сложно, это должен быть уж слишком характерный индивидуальный признак. Никто не будет ходить по разборкам и искать характерные потёртости на пассажирском сидении от Тойоты Авенсис 2002 года.
            • 0
              Ну вот, кстати. Прочитал ваш пост про разборку и придумал еще одну схему:
              покупаем убитую машину, легально.
              Составляем список номеров всех деталей. Машину загоняем в гараж.
              Крадем аналогичную. Меняем номера всех деталей на те, что от машины в гараже.
              Продаем. Никакая проверка не покажет, что машина ворованная.
              Крадем следующую.
              В итоге по городу будут ездить машины с деталями, у которых одинаковый номер. При этом все проверки на легальностью они будут проходить легко, т.к. детали не объявлены ворованными.

              И опять мы возвращаемся к подделке номеров. А номера будет подделать легко. Потому что никто не будет делать супер сложные защиты, т.к. это значительно увеличит стоимость запчастей. А легкие — будут перебиваться в гараже, сведя защиту на нет.
              • 0
                Если речь о тойотах, в любой микропроцессор вшивается серийник в ту часть, которая программируется однократно, и всё. При угонах где-то придётся эти платы брать новые.

                Можно снимать с б/у машин, но это жёсткое палево — по базе процессор для машины 5-летней давности, а машину продают как 2-летнюю.
                • +1
                  Эти платы честно покупаем. Мы же не новые мшаины продаем. Норм, что часть деталей поменена. Все чеки есть.
                  • 0
                    Ну, хоть какой-то сигнал, что машина не в заводской комплектации.

                    И больше заморочек угонщикам: физические номера перебей, переоформлением микропроцессоров занимайся (ведь в базе должны быть записи, что этот процессор снят со старой машины и поставлен в новую — кем, где, когда + цифровые подписи = легче потом спалить весь сервис, если такой обман поставят на поток).
                • 0
                  Тойоту я подставил в комментарий просто как первое, что пришло в голову. Пусть будет Пежо, Опель, ВАЗ.
              • 0
                Вот вы сейчас описали схему ввоза машины «под документы». Ушлые ребята покупают «в мясо» битые или сгоревшие машины с документами по цене металлолома и такую же угнанную, перебивают номера и продают.
                Я вас уверяю, «сделать красиво» очень сложно, эксперт из ГИБДД при сверке номеров в большинстве случаев видит и назначает дополнительную экспертизу. Коррупцию пока рассматривать не будем.
                Схема имеет смысл только на дорогих иномарках. И да, если «точек сверки» будет больше — трудоемкость сильно возрастет.
  • +7
    CarFax же работает как-то без всякого блокчейна. Чем это лучше не понятно.
  • +5

    придумали проблему и решили по-своему… отличный стартап :)

  • +6
    Прочитал анонс на вашем сайте, появились комментарии, по пунктам:
    1. Неуязвимых систем не бывает, Этериум недавно доказал это.
    2. и 3. противоречат друг другу. Либо работа оффлайн, и тогда много копий, либо экономия. Уверен, что база данных с хорошо спроектированными таблицами и продвинутым движком хранения будет тратить в разы (а скорее даже на порядки) меньше ресурсов, чем блокчейн с аналогичным количеством записей.
    4. VIN и номер кузова прямо сейчас хранятся в единой БД в ГИБДД, что тут улучшит блокчеин?
    5. Внесение кем и какой информации? Как именно помешает?
    6. Количество зарегистрированных страховых случаев не говорит об автомобиле ничего. Важно его реальное техническое состояние. + есть проблема с фродом — чем больше участников с правом вносить изменения, тем больше вероятность того, что они будут добавлять «левые» записи.
    7. Единые базы для проверки полисов ОСАГО и диагностической карты есть прямо сейчас, что улучшит блокчеин?

    Дополнительные вопросы: как организован поиск записей по VIN? Сколько процентов блокчеина для этого надо будет скачать? Если поиск будут делать специальные сервисы, которые индексируют блокчеин, то откуда берётся экономия?

    В целом, блокчеин хорош, когда в рамках транзакции вы передаёте право сделать что либо, и это право неотчуждаемо от транзакции. В биткоине это, по сути, право использовать виртуальные монетки. В реальном мире люди хотят иметь запасной вариант, как подтвердить своё право косвенными доказательствами, блокчеин же обычно такой возможности не даёт, и это большая проблема. Этериуму пришлось форкать цепочку ради одного случая. Если же вы потеряете приватный ключ (сломается носитель, например) — то ради вас никто ничего форкать не будет.
    • +1
      > 4. VIN и номер кузова прямо сейчас хранятся в единой БД в ГИБДД, что тут улучшит блокчеин?

      У кого сейчас есть доступ к базе гибдд? Можно ли внести туда информацию об авариях?

      > 6. Количество зарегистрированных страховых случаев не говорит об автомобиле ничего.

      Кое-что оно все же говорит, как покупатель я бы хотел знать эту инфу перед покупкой.

      Мне недавно youtube предложил внезапно посмотреть видеоблогера, который как в том числе рассказывает купившим «небитую» машину о реальном состоянии дел. По хорошему это должно отражаться на цене машины поскольку ведет к проблемам, однако непрофессиональный покупатель вполне может это пропустить при покупке. Если бы инфа о страховых случаях была бы доступна покупателю, это бы на самом деле неплохо помогало бы.

      Другое дело что сам по себе блокчейн не то чтобы видится решением, еще много непонятных проблем. Так-то было бы конечно неплохо если бы страховые и автосервисы вносили бы исторические данные по автомобилю, и потенциальный покупатель мог бы это все прочитать. Однако страховые не будут ничего вносить если это не потребует какой-нибудь закон, а автосервисы не будут даже если будут какие-то законы.
      • 0

        Доступ к базе на чтение есть у всех — достаточно зайти на сайт ГИБДД, там по VIN номеру можно пробить зарегистрированные дтп, а заодно наличие обременений. Если я правильно понимаю, то запись о ДТП в базу попадает в момент оформления соответствующей справки в отделении ГИБДД. По сути это равносильно "количеству страховых случаев", ибо даже для мелкого ремонта по КАСКО нужна справка о ДТП, не говоря уже о выплатах по ОСАГО.

        • 0
          Заходил сегодня на их сайт. Ничего не работает. Мои две аварии не указаны. По номеру кузова всё вообще отлично «не бит не крашен».
          • 0
            Да что машины, у нас люди, пока находятся в розыске всесоюзном могу получить загран, слетать в другую страну, купить квартиру, телефоны, машины покупать и продавать. По крайней мере в 2005 так было.
          • 0
            Я тоже зашел прямо сейчас. Мои ДТП пробиваются. Возможно ваши были до 2015 года.

            image
      • +1
        Вы слишком идеализируете окружающий мир. Вы, видимо, считаете, что если купите машину новой в автосалоне — то она будет действительно новой. Хочу вас разочаровать. Вот несколько историй:
        • У одного автовладельца сломалась коробка передач, и он отдал машину дилеру на гарантийный ремонт. Они, как обычно, совершенно не спешили, и в итоге он пришёл к ним на 45 день ремонта, размахивая ЗоЗПП и черновиком обращения в суд. В тот же день этот дилер снял новую КПП с новой машины и поставил на машину этого автовладельца. Что в итоге установили на новую машину — вопрос, вполне могли сэкономить и поставить перебранную коробку, тем более что все детали у них были или приехали в обозримом будущем.
        • На новой машине внезапно начала слезать краска на капоте. Машину дилер в итоге забрал по гарантии, подозрение пало на то, что капот был перекрашен после того, как машина уехала с завода.
        • На стоянке новых машин у дилера машину случайно задели копировальным аппаратом, который проносили мимо. Вмятину выправили и закрасили.
        • На машину случайно уронили противоотканой башмак автовоза. Скорее всего, отремонтировали.
        • Машину уронили с автовоза.


        И если есть возможность не списать машину, а подлатать — дилер ею воспользуется. Кстати, все примеры про большого дилера с кучей салонов разных автомарок в Москве, и автомобили стоимостью 1млн+ рублей.
  • +10
    блокчейна

    От чего спасает блокчейн? Правильно — ни от чего. Это булшит.

    Во-первых блокчейн никак не гарантирует валидность данных. Кто будет это гарантировать? Правильно — автопроизводитель. Нахрена козе баян?

    Во-вторых блокчейн никак не защищает от изменения данных. Защищает от изменения данных настоящая копия данных. Профит не в защите данных от изменения, а в минимализации необходимой для проверки информации, но опять же — только для блоков(старших относительно твоего хеша) с имеющимся у тебя хешом. Правда это придумали уже тысячу лет назад и вместо данных используют их хеши. И опять же на этот список хешей можно точно так же накатить хеш и в конечном итоге будет 1 хеш, а не много.

    Далее, где брать эти хеши? Кто будет гарантом? Децентрализация сети такой же булшит как и блокчейн — её так же не существует. Т.е. даже не смотря на первое замечание нужна централизация.

    Система набора хешей, либо хеша набора — это хороший инструментарий валидации данных для п2п сетей. Центру не надо хранить тонны данных, а нодам не надо тянуть с него те же тонны для валидации скачанных с другой данных, т.е. убивать весь смысл п2п сети.

    И вот ведь неожиданность — это итак есть в любой п2псети. Есть и списки хешей в том же торренте и хеши списка хешей — те же магнеты. Но ведь блокчейн это инновации? Правильно — инновации, но в параллельной вселенной которую хотят создать в головах людей этим маркетинговым булшитом.

    Единственная фича блокчейна — это метод включения хешей старых данных в новые хеши, но опять же в этом нет ничего нового, ибо это бессмысленно и стоит очень дорого, ибо делает невозможным валидацию данных без наличия хешей всех более младших блоков. Но как узнать какой хеш младше, а какой старше? Никак. Нужны все хеши.

    Эта концепция нежизнеспособна по определению. Либо у нас данных много, а блоков мало, но тогда смысла в блокчейне нет. Либо у нас данных мало, а блоков много. Тогда блокчейн стоит очень дорого. Хочу я купить машину — я буду что-ли качать сотни мегабайт(на самом деле это намного занижено), а в будущем сотни гигабайт данных?

    А далее нам понадобится поиск в этом блокчейне — как нам его делать? Правильно — никак. В биткоине и прочих его форков и иных квалютах это не реализовано от слова совсем. И пользователю надо будет качать уже не только хеши, но и все данных.

    В конечном итоге всё дойдёт до того, что нужны индексные ноды(ноды поиска), но опять же — как проверить валидность информации? Правильно — качать хеши. Это нивелирует нагрузку от данных, хотя описываемых мною решений в этом булшите нету( да и нигде), ибо существует он только для проедания инвестиций. Это не нивелирует нагрузку по «метаданным», а она все равно большая(в нашем случае, да и в любом другом, ибо в том случае где это не так — блокчейн не упал). И опять же — кто будет держать эти ноды? Пользователи?

    Читаешь эти куллстори про биткоин, блокчейн и плачешь.

    • 0
      Не совсем понятно: вы утверждаете что блокчейн вообще бесполезная технология в принципе, или не применима конкретно в описанном в статье случае?

      > От чего спасает блокчейн? Правильно — ни от чего. Это булшит.

      Блокчейн позволяет достичь консенсуса относительно состояния некоей информационной системы (пример: распределение монет в Биткоине или состояние памяти Ethereum Computer) в ситуации где все игроки заинтересованы в собственном обогащении за счет других. Любой бы отгрёб побольше биткоинов, но это невозможно. Торренты построены на полностью альтруистичекой системе, там речь не об обогащении. Мало того, блокчейн полностью распределён, уничтожение любого узла ни к чему не приведёт.

      > Во-первых блокчейн никак не гарантирует валидность данных. [...] Во-вторых блокчейн никак не защищает от изменения данных. [...]

      Если взять эти утверждения отдельно от случая аутентикации автомобильных компонентов, есть способы использования блокчейна которые гарантируют валидность данных (относительно владельца ключа, что находится за пределами влияния компьютерных технологий) и защищают от изменения данных.

      > Читаешь эти куллстори про биткоин, блокчейн и плачешь.

      Чем вам биткоин не угодил? Что конкретно вызывает слёзы?
      • +1
        Мало того, блокчейн полностью распределён, уничтожение любого узла ни к чему не приведёт.

        Полез, было, на любимую ссылку (https://blockchain.info/pools), где большая половина мощностей биткоина принадлежит двум пулам с одним владельцем и очень удивился — неплохо ребята подсуетились, теперь там равномерно разделенный пирог между десятком взявшимися из ниоткуда пулами.
        Хорошая попытка, но нет…
        • +1
          Я так полагаю вы думаете что увеличение количества пулов это просто владельцы мощностей «для вида» их распределяют между пулами? Во-первых даже если это так, это было бы демонстрацией корректности экономической модели Биткоина: владельцам мощностей выгоднее поддерживать систему в безукоризненном работоспособном состоянии (без цензуры или упаси боже откатов) чем наживаться на цензуре/откатах.

          Во-вторых, за минувший год хашрейт вырос более чем в три раза: https://blockchain.info/charts/hash-rate

          EDIT: собственно что хотел сказать: уничтожение пула никакого особого эффекта на биткоин не призведёт, мощности перекинутся на другий пул в мгновение ока (часы). Уничтожение солидной части мощностей (скажем взорвали ферму) приведёт к увеличенным block times до следующей ребалансировки. Если я правильно понимаю в биткоине это максимум две недели, насчет минимума не уверен.

          Disclaimer: PoW это электричество на ветер, будующее за PoS. Биткоин при всей моей к нему любви это технологическое бедствие, будующее за Ethereum или ему подобными.
          • 0
            Про PoS из вики:
            Если образуется небольшая группа, которая сконцентрирует у себя достаточно большие средства, она сможет навязывать свои условия функционирования криптовалюты, с которым будут несогласны большинство миноритариев, которые не контролируют процессинг.

            Что вы скажете на то, что на сегодня состояние 1% самых богатых людей мира больше, чем 99% остальных?
            • 0

              "1% самых богатых людей мира" — это слишком большая группа людей чтобы они могли договориться о подобных совместных действиях.

              • 0
                Что вы говорите… Я могу заявить с тем же успехом, что банков в мире так много, что они не смогут договориться о совместных действиях. Стало быть — мировая банковская система не менее надежна, чем любой блокчейн, так зачем менять шило на мыло?
                • 0

                  Во-первых, в случае с банком человек доверяет деньги не системе в целом — а конкретному банку. В отличии от PoS-криптовалют.


                  Во-вторых, мировая банковская система действительно довольно надежна. И именно это не дает тому же биткоину расти в сотню раз быстрее чем он растет сейчас.


                  В-третьих, у банковской системы и у криптовалют разные подходы. Банковская система завязана на идею отслеживаемости нарушений — условно, если оператор в банке делает не то что вам говорит, а кассир ворует — их уволят и посадят, и они это знают.


                  Криптовалюты же больше рассчитывают на шифрование чем на правоохранительные органы.

                  • 0
                    Во-первых, в случае с банком человек доверяет деньги не системе в целом — а конкретному банку. В отличии от PoS-криптовалют.

                    А у нас криптовалюты обезличенные какие-то? Полагаю, что криптовалют уже больше, чем банков.
                    Во-вторых, мировая банковская система действительно довольно надежна. И именно это не дает тому же биткоину расти в сотню раз быстрее чем он растет сейчас.

                    Не то чтобы надежна… Скорее она гораздо удобнее и быстрее. И везде доступна.
                    Криптовалюты же больше рассчитывают на шифрование чем на правоохранительные органы.

                    И это весьма спорный момент — что более безопасно.
                    • 0
                      А у нас криптовалюты обезличенные какие-то? Полагаю, что криптовалют уже больше, чем банков.

                      У криптовалюты нет своей воли. Так что — да, обезличенные.


                      И это весьма спорный момент — что более безопасно.

                      С этим и не спорю.

                  • 0
                    Криптовалюты же больше рассчитывают на шифрование чем на правоохранительные органы.

                    Криптовалюты рассчитывают на то, что «хороших парней больше чем плохих». Доверие никуда не делось, вопрос как его распределить. Наличие привелегированных т.н. «полных» нод выполняет эту функцию. Так что распределенность частичная. Если более половина нод будут фродить, то консенсус развалится.
                    • 0
                      Да, но и в реальном мире все держится на том же принципе — хороших парней больше, чем плохих (в любой сфере, в т.ч. в банковской), так почему тогда банковскую систему нужно срочно менять, тем более на такие бестолковые технологии, как PoW?
                      • 0
                        Наверное, это вопрос не ко мне, про клиринговый центр я ответил выше. Про срочность не писал. Технология сама по себе бестолковой быть не может. Под словом «парень» подразумевается «полная нода». А оно может стать «плохой» массово — по ошибке или целенаправленно. Фрод в альтойнах уже был.
            • +1
              Разумеется любой человек разрабатывающий PoS-систему в первую очередь думает о стоимости различных атак. Как обычно говорят о цензуре (сколько стоит не допустить или задержать транзакции по выбору цензора) или изменении. Стоимость этих атак будет различной в зависимости от дизайна системы. Виталик наш Бутерин об этом много и хорошо пишет, настоятельно рекоммендую: https://github.com/ethereum/wiki/wiki/Proof-of-Stake-FAQ

              Кстати вы и olku повторяете вот там ниже что крипто держится на том что плохих парней меньше чем хороших. Это в корне неверно. Крипто существует в мире где ВСЕ ПАРНИ ПЛОХИЕ, в этом и есть радикальное новшество. Каждый нод проверяет все транзакции, поэтому никто не рассчитывает вообще ни на чью честность, отсюда и понятие trustless. Крипто держится на том принципе что ВСЕ ПАРНИ ПЛОХИЕ И ЖАДНЫЕ, поэтому хотя каждый не прочь получить побольше денег, все заинтересованы в том чтобы система функционировала. У кого проблемы тот делает форк и вперёд.
          • 0
            владельцам мощностей выгоднее поддерживать систему в безукоризненном работоспособном состоянии (без цензуры или упаси боже откатов) чем наживаться на цензуре/откатах.

            Ну какое-то время выгодно, пока они не уверены, что могут совершать подлог не попавшись или с достаточной выгодой.
            • 0
              Подлог? Майнеры? По моему это даже теоретически невозможно. Майнеры могут только цензурить (не допускать какие-либо транзакции в блок). Как на этом нажиться это еще надо придумать.

              Подлог может совершить провайдер услуг «лёгкого» кошелька (где пользователь владеет ключем) или web-wallet (где сервис владеет ключем). В обоих случаях это будет означать быструю смерть бренда. Будет ли это случаться в будующем? Несомненно, соблазн огромен. Будет ли это большим риском для рядового пользователя? Сомневаюсь. Будет ли это риском для системы в целом? Нет.
              • 0
                Майнеры могут только цензурить (не допускать какие-либо транзакции в блок).

                В цензуру входит так же и комиссия, есличё. Уже все сговариваются «не пропускать» транзакции без комиссии. Дальше — больше. Пока это ограничивается лишь тем, что сеть слаба.

      • +1
        Не совсем понятно: вы утверждаете что блокчейн вообще бесполезная технология в принципе, или не применима конкретно в описанном в статье случае?

        Технология блокчейна прекрасна. И она на своем месте в криптовалюте. Проблема в том, что её пытаются пихнуть куда нибудь, технологии ради технологий. Как сбербанк со своим agile
      • –1
        Не совсем понятно: вы утверждаете что блокчейн вообще бесполезная технология в принципе, или не применима конкретно в описанном в статье случае?

        Блокчейн никакая не технология. Это просто иная вариация известных всем 100лет в обед «технологий», которые никто не использует введу их не нужности. Биткоин — просто один из немногих примеров где эта вариация имеет смысл, но опять же — это и есть фатальный недостаток биткоина.

        Блокчейн позволяет достичь консенсуса относительно состояния некоей информационной системы (пример: распределение монет в Биткоине или состояние памяти Ethereum Computer)

        Я не понимаю что мне пытаются сказать. Блокчейн к этому не имеет никакого отношения.

        Любой бы отгрёб побольше биткоинов, но это невозможно.

        И блокчейн тут не причём.

        Торренты построены на полностью альтруистичекой системе, там речь не об обогащении.

        Не верно. Торенты построены в основном на заинтересованности людей в профите. Я хочу юзать сеть — я понимаю, что если никто не будет раздавать — она сдохнет. Точно так же я не хочу вредить сети т.к. я не смогу получить с ней профит.

        И так со всем в мире. Законы не нарушают, люди не убивают друг друга и прочее не из-за того, что нельзя, запрещено или что-то иное. Люди понимают, что если пырнул ты, то завтра пырнут тебя. И именно это основная мотивация большинства. Именно поэтому общество и порядок существует.

        Точно так же и в биткоине. У меня есть биткоины — я не хочу, чтобы они потеряли цену. У меня есть мощности — я не хочу, чтобы они потеряли цену.

        Мало того, блокчейн полностью распределён, уничтожение любого узла ни к чему не приведёт.

        Распределённость не имеет никакого отношения к блокчейну, как и блокчейн к ней. Д а из самого факта распределённости ничего не следует.

        есть способы использования блокчейна которые гарантируют валидность данных (относительно владельца ключа, что находится за пределами влияния компьютерных технологий) и защищают от изменения данных.

        Опять булшит.

        Блокчейн ничего не гарантирует. Валидность/защищают от изменения данных гарантирует наличие копий у нод. Хотя я не вижу смысла вам отвечать, когда я выше уже всё разобрал. Вы всё игнорируете.

        Чем вам биткоин не угодил? Что конкретно вызывает слёзы?

        Его техническая несостоятельность.

        Сама генерация блоков не состоятельна — это форкбомба для сети. Сейчас биткоин существует только благодаря кастылю — увеличиваем время генерации до невменяемых значений уменьшая шанс на форк. Невменяемое время на подтверждение делает биткоин несостоятельным как платёжную систему. Я хочу за кассой в макдаке заплатить и получить свой бургер сейчас, а не через час. И эта проблема не решается. Сколько там сейчас трупут биткоин-сети? 3tps? Идеальная система, которая ставиться раком тремя перводами от мамки 3 сынкам. Хочу заплатить с мобилки? А нет — я не могу туда поставить ноду.

        • 0
          Блокчейн никакая не технология. [...] Я не понимаю что мне пытаются сказать. [...] И блокчейн тут не причём. [...] Распределённость не имеет никакого отношения к блокчейну [...] Блокчейн ничего не гарантирует.

          Not an argument. Я к сожалению не понимаю зачем вы взялись мне отвечать если вы не собираетесь приводить контр-аргументы. Я понимаю что вас чем-то смущает термин «блокчейн», и ничего в этом плохого нет, но я к сожалению не понял что именно вам досаждает.
          Его техническая несостоятельность. [...] Невменяемое время на подтверждение

          Это да. Лично я предполагаю что будующее за сетями с меньшей задержкой (Эфир) плюс Raiden/Lightning-решения между крупными участниками. Я не вижу проблем с таким будующим, хотя и предполагаю что всё может быть даже еще лучше. Биткоин это первый блин, который комом в технологическом смысле.
    • 0
      Единственное что не очень понятно — почему этим булшитом заболевает банковская система и даже правительства некоторых стран?
      • 0
        Блокчейн суть distributed eventually-consistent linked list. Доверие к нему определяется аксиомой, что «плохих парней меньше, чем хороших». Это означает, что без доверенных узлов он не работает, вне зависимости от того, что об этом говорят маркетологи. Банки интересуются блокчейном для сноса клиринговых центров и для предложения новых продуктов, которым центры доверия мешают. Заметьте, стороны вполне доверяют друг другу. То есть, применимость технологии блокчейн ограничивается вопросом «а можем ли мы наш доверенный центр распределить между нами?» В кейсах данной статьи, ответ однозначно «нет».
        Но хайп удобен для освоения бюджетов инвесторов и вовлечение потребителей в сомнительные операции современных алхимиков, делающих «деньги». Посмотрите JXTA, ему уже 15 лет, не понятно почему Оракл на него решила забить.
      • 0
        Ну во-первых она заболевает только в желтушных заголовках. А во-вторых никому не интересует биткоин там, либо хренкоин. Будут заинтересованны и развесным дерьмом, если оно будет котироваться.

        Да и интересуют не самим биткоином, либо ещё чем-то, а интеграцией его в текущую банковскую систему. Это задача банковской системы и правительства — контролировать всё то, что можно продать/обменять т.е. ценности. Естественно чтобы поиметь маржу, да и не только.
  • 0
    Не туда написал, см выше.
  • 0
    Оффтоп. Я не понял чувство юмора, но на картинке не Специально разработанная компьютерная симуляция демонстрирует, как будет выглядеть автовладелец, машина которого занесена в автоблокчейн, а Ник Офферман. Кадр из рекламы виски, он его пьёт 45 минут.
    youtube

    • 0
      Подозреваю, это аллюзия на Грэма, который может выжить в любом ДТП.
    • –1
      Я ждал этого комментария.
    • 0
      Это и есть симуляция, там в камине бревно не изменяется за 45 минут :)
    • –1
      зашел, чтобы оставить этот комментарий :)
  • +2
    Придумали проблему — решили проблему.
    Система имеет хоть какой-то смысл только для «современного автовладельца™» — т.е. человека, для которого автомобиль — самобеглая повозка с педальками, а что там внутри — пущай пролетарии разбираются.
    Иначе это будет геморрой похлеще существующей системы регистрации изменений.
    — Что? Вы заменили стойки не в нашем лицензированном техцентре? Извольте заплатить 100500р в кассу и поменять еще раз, но уже у нас, а то не занесём данные.
    А рядом еще один сервис, который за сходную оплату любую деталь снимает с учёта и записывает на твою колымагу без чеков и договоров.
    • 0
      А рядом еще один сервис
      Кто-то захочет рискнуть свободой? Разок так запишешь левое, и ты уже соучастник.
      • +2
        А давайте тоже самое сделаем вообще со всеми вещами в мире.
        Вот заживем!
        Правда DIY в любом виде умрет. А еще расцветет монополия оказания ремонтных услуг.
        Это чтоли идеальный мир?
        Я против махинаций с запчастями. Например, я категорически против сдачи негодных запчастей частным лицам. Потому что они их восстанавливают и продают как новые.
        Но еще больше я против контроля. Который запрещает мне что-то делать самому. Который хочет знать о каждой вещи, которую я купил или приобрел другим способом.
        • 0
          Никто не спрашивает мнения граждан. Тотальный контроль постепенно проникает всюду.
        • 0
          Вы против себя.
          • 0
            Я думаю излишним будет приводить сюда цитату Франклина? ИМХО её уже все наизусть знают. Но актуальности она не теряет, даже наоборот.
            • 0
              Вот зря вы про так его цитату, она достойна цитирования до тех пор, пока действительно не останется единственной его цитатой, которую все помнят.
              • +1
                Those who would give up essential Liberty, to purchase a little temporary Safety, deserve neither Liberty nor Safety.
                • 0
                  А я думал вы приведете в пример самую популярную его цитату:

                  Глупо жить в ссоре с теми, с кем приходится постоянно иметь дело.

                  Простите, я шучу.
                  • 0
                    Я первый раз эту цитату вижу.
                    Что характерно — википедия её тоже не знает. Ни русская, ни английская.

                    UPD: Нашел в автобиографии.
                    • 0
                      У него столько цитат, что знать их совсем не обязательно.
        • +1
          А давайте тоже самое сделаем вообще со всеми вещами в мире.
          Вот заживем!


          Производители принтеров и оригинальных картриджей уже заняли очередь!
  • +1
    А что, все уже забыли про противоугонную маркировку Литекс, которая «положит конец угонам и черному рынку автозапчастей»? И где она теперь?
    Годах так в 2000-2005 она была чуть ли не обязательным пунктом у счастливого покупателя новой машины, наряду с тонировкой, «музыкой» и сигнализацией, и делалась еще до выезда машины из автосалона.

    Упрется, как всегда в человеческий фактор. Система, в которой есть хоть одно звено подконтрольное человеку, априори ненадежна.
    • 0
      Так и есть. А в данном случае предполагаются, что все участники системы (т.е. автозаводы, автодиллеры, работники магазинов автозапчастей, работники всех СТО, Гибдд, страховщики и куча других не учтенных мной людей) будет все как один бережно вносить данные в блокчейн. Вопрос верификации этих пользователей в рамках системы я даже не рассматриваю.
  • 0
    А что делать в случае, когда нерадивый менеджер страховой компании «Рога и Копыта» по ошибке внесёт в блокчейн кучу записей о выплатах по вашему автомобилю в связи с авариями?
    Что делать в случае, когда коррумпированый сотрудник ГАИ внесет или НЕ внесет какие-то записи?
    • 0
      Злоумышленники внесут со 100 аккаунтов 100 фейковых записей о машине. И какой из 101 записи доверять?
      • 0
        Разумеется доверять той записи которая подписана ключом страховой компании.
        • 0
          О, теперь у нас и централизованный сервер сертификации будет.
        • +1
          А почему не той, которая подписана другой страховой компанией?
    • 0
      А зачем обращаться в «Рога и Копыта»? Нельзя обратиться с нормальную компанию? Ну и в любом случае, у этой ощибки всегда будут Имя и Фамилия, а главное подпись того кто эту ошибку совершил. Не обращайтесь в «РиК», они принесут вам проблем.
      • 0
        А что изменит наличие подписи у ошибки?
        Если будет возможность поехать в РиК и исправить, то это бред.
        Если будет возможность поехать в ГИБДД, (суд, к президенту) и исправить, то это бред.
        Бред, если у блокчейна появляется возможность исправления кем либо. Единственный плюс технологии как раз в том, что уже нельзя исправить ничего, как только сеть подписала.
      • 0
        Можно подумать, что «нормальные» компании не делают ошибок или у них никогда не случаются технические проблемы. Мы живем в реальном мире, а не идеальном, и от ошибок никто не застрахован.
        Так же мы живем в мире где на открытом рынке присутствует большое количество игроков и покупатель волен выбирать сам, услугами кого он хочет воспользоваться — «ИП Рога и Копыта» или «ОАО Надежная Компания».
        Мотивация у людей может быть разная и не надо подводить всё к единому знаменателю.
        Так же наличие у ошибки ФИО не исправит её. Репутация компании-то может быть и подмокнет, а может и нет. А вот репутация автомобиля подмокнет абсолютно точно.
  • 0
    по ошибке внесёт в блокчейн кучу записей о выплатах по вашему автомобилю в связи с авариями?
    оррумпированый сотрудник ГАИ внесет или НЕ внесет какие-то записи
    Если делать по уму, нужен центр государственного уровня, в который можно подавать жалобы.

    База открыта, проверяй. Не внёс ГАИшник запись в установленный срок, или внёс ошибочную — владелец авто это видит, комиссия расследует, штрафует провинившихся на небольшую сумму и вносит свою корректирующую запись с бОльшим весом.
    Злоумышленники внесут со 100 аккаунтов 100 фейковых записей о машине.
    Делать записи смогут только государственные органы и компании, имеющие лицензии. С подтверждённой цифровой подписью.
    • 0
      Всё так, только для чего тут блокчейн?
      • 0
        Чтобы синхронизировать поступающие данные от разных участников в одну временную линию.
        Это позволит форсировать консистентность данных при генерации нового блока. Так, например, нельзя продать деталь, пока автопроизводитель её не изготовил. Если базы разрознены — то можно.
        • +1
          Согласен, что разрозненные базы несравнимо хуже, но для чего именно блокчейн?
          Ведь вопрос доверия к этим данным вы всё равно выносите из технологии в сторону.
          • 0
            А какой ещё вариант? Централизованный веб-сервис с публичным API, в который все коммитят события?

            Тут нет настоящей открытости базы, т.е. нет гарантий, что сегодня сервис показывает одни данные, а завтра что-то потеряется и не докажешь, что запись была сделана. А в блокчейне нет этой проблемы, у всех по идентичной копии, сверенной хешами. Убрал запись — и всё, хеш не сходится.
            • 0
              Ну вот навскидку можно придумать вариант с еженедельным выкладыванием подписаного дампа централизованной БД.
              • 0
                Каждая сделка будет занимать 2 недели:
                1) ждём, когда данные о выставлении на продажу попадут в выгрузку,
                2) ждём, когда появятся данные о новом владельце, чтобы отметить для своего спокойствия, что всё прошло правильно.
                • 0
                  Нет, сделка будет занимать времени ровно столько, сколько и сейчас.
                  Этот механизм с выгрузками нужен что бы котролировать, что в базе данные не пропадают и не меняются.
                  • 0
                    Это избыточный вариант, т.к. с ростом базы трафик обновлений будет расти.
                    Логично выгружать только дельту и указывать хеш базы, к которой предназначена эта дельта. По сути, вот и блокчейн.
                    • 0
                      Поздравляю, ты только что изобрел кумулятивное обновление БД.
                      Ничего общего с блокчейном я тут не вижу.
        • 0
          Так же как консистентность данных можно обеспечить без блокчейна, точно так же с блокчейном можно добиться инконсистентности — ещё жива в памяти история с форком Etherium.
          Но если в случае обычных пользователей ещё можно надеяться на здравый смысл и то, что постепенно все пользователи переползут на «правильную» ветку, то вот с госорганами на такое расчитывать не стоит, так как согласование подобного шага легко может занять пару лет у ГАИ.
          • 0
            Тут как раз не будет проблем с выбором ветки — сверху сказали, какая, и никаких вариантов. Это у криптовалютных блокчейнов официально нет руководителя, поэтому возможны форки.
            • +1
              У разных структур разные верхи и согласование решений между ними это весьма длительная задача.
  • +1
    А вот те, что та защищает блокчеин в этой идее, вы на сколько в него верите? Готовы доказать на примере своего автомобиля (хотя лучше бы, конечно, квартиры)? Эксперимент очень простой: вы делаете какую-то заранее обговоренную транзакцию, которая подтвердит ваше право владения автомобилем. Дальше в любой произвольный момент времени по просьбе других участников эксперимента вы должны подтвердить своё право владения проведением ещё одной транзакции, если не сможете её провести в разумные сроки (скажем, 1 неделя или даже 1 месяц) — то вы отдаёте свой автомобиль тому, кто требовал подтверждения. При этом требование подтверждения платное, стоит 100 долларов США, если вы сможете провести транзакцию — получаете эти деньги.
    • +1
      Для подтверждения права владения учётной записью не требуется делать специальной транзакции. Достаточно CHAP-запроса и ответа. То есть Вы производите случайную строку, я её подписываю на адресе учётной записи, и возвращаю Вам. Вы верифицируете у себя.
      А так — да, я готов поучаствовать. Буду доказывать владение ACL-группой «ssh:EmercoinTeam». Цена вопроса — доступ ко всей инфраструктуре EmerCoin, что сравнимо со стоимостью автомобиля.

      Засылайте 500EMC на ESgQZ4oU5TN6BRK3DqZX3qDSrQjPwWHP7t, и я тут в комментах опубликую подпись TXID платежа (можно рассматривать как случайную строку для CHAP) на адресе EbisvoPgsbnCcNno2k36AE51qsrBQ8TJKs, к которому привязана запись «ssh:EmercoinTeam».
      Потом любой владелец кошелька сможет посредством name_show убедиться, что запись «ssh:EmercoinTeam» действительно связвна с EbisvoPgsbnCcNno2k36AE51qsrBQ8TJKs, и проверить мою подпись в том же кошельке посредством verifymessage.
      • 0
        Не, нужно, чтобы на кону стояла ценность из реального мира, пусть хотя бы деньги, но настоящие. К тому же смысл не в том, чтобы прямо сейчас вам заслать 500EMC, а через год, скажем. В произвольный момент времени же :) Понятно, что прямо сейчас у вас получится подтвердить владение ключом, который вы же и выбираете, платить за это $100 довольно странно. Будете ли вы владеть им через 2 года — вот в чём вопрос.
        • 0
          Давайте тогда выберем какого-нибудь уважаемого escrow, и занесём туда деньги на 2 года. $100 против $20,000 (cтоимость автомобиля). Только Вам ещё надо внести $2000 — проценты за 2 года, 5% годовых на мои связанные деньги. Я тоже внесу 20,010 — +10% годовых на Ваши $100. Как, начнём?
          • 0
            Я думал про escrow, но получается слишком накладно, и деньги морозятся, что тоже нехорошо. К тому же получается, что проверка будет стоить не $100, а $2100 — это уже 1 к 10, я не на столько неверю :)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое