5 октября 2015 в 16:09

Исследования: Почему самолетная еда такая невкусная

В нашем блоге мы рассказывали о том, как рестораны автоматизируют свою работу с помощью специальных систем (например, Jowi), заботятся о комфорте посетителей с помощью правильного света и звука, а также используют психологические трюки для повышения среднего чека.



Кроме того, мы рассматривали некоторые популярные темы с точки зрения научных экспериментов — например, действительно ли еда из фаст-фуда вреднее, чем из ресторанов. Сегодня же речь пойдет о другом интересующим многих людей вопросе — почему еда в самолетах настолько невкусная.

Немного истории


В середине двадцатого века, когда трансатлантический перелет мог занимать 20 часов, пассажирам было доступно весьма ограниченное количество развлечений. Чтобы как-то скрасить путешествие авиакомпании скопировали принципы обслуживания, принятые на железной дороге или морском транспорте. Одним из позаимствованных элементов было отношение к еде.

После Второй мировой войны никого было не удивить обедом на нескольких блюд. Лобстеры, стейки, никакой пластиковой посуды — обслуживание на борту было первоклассным.



Правда и позволить себе авиапутешествия в те времена могли только очень состоятельные люди. Однако с течением времени авиаперелеты становились дешевле, авиакомпании начали пытаться играть на их массовости, что привело и к необходимости экономии на еде. Если вы перевозите 60 человек, это одно дело, но когда за то же время нужно накормить уже 150 ртов, то появляется большое количество различных сложностей.

В итоге в 1952 году был рожден «экономический класс» обслуживания, который подразумевал в том числе и снижение качества предлагаемой еды. И примерно с тех же самых пор начало укрепляться всеобщее мнение о том, что «самолетная еда» никуда не годится.



В чем проблема


Современные самолеты поднимаются на высоту более 10 километров, но давление в них поддерживается на уровне 2-4 км — иначе пассажиры просто не смогли бы дышать. Однако такое давление приводит к тому, что вкусовые рецепторы человека становятся менее чувствительными. Раньше самолеты не летали так высоко, а значит поданный пассажиру стейк имел практически такой же вкус, как и на земле.

Еще один фактор, который влияет на вкусовое восприятие — это влажность внутри кабины. Обычно она находится на уровне ниже 20% (в домах на земле редко падает ниже 30%), что приводит к пересыханию носоглотки — это также негативно влияет на обоняние и вкусовые рецепторы. А запах, как известно, напрямую связан со вкусом (а еще из-за сухости в салоне хочется пить). В итоге, на высоте восприятие солености и сладости пищи снижается на 30%, — говорит Грант Микелс, главный шеф-повар подразделения Lufthansa LSG Sky Chefs.

Также использование вентиляции и циркуляция воздуха очень быстро высушивают еду. Это значит, что уже через пару минут после, как пассажиру подадут сочную куриную грудку, на вкус она будет мало отличаться от опилок.

Так ли это на самом деле: что говорят исследования


На протяжении многих лет исследователи из разных стран мира пытались выяснить, насколько сильно на высоте изменяется восприятие вкуса.

Ученые из института Фраунгофера в Германии создали специальный симулятор салона самолета, размером в половину от кабины Аэробуса, в котором с помощью специального оборудования они могли управлять давлением, влажностью, температурой, уровнем шума, вибрацией и освещением стенда. В эксперименте приняли участие несколько десятков добровольцев, которым предлагали описать свои впечатление от еды в изменяющихся условиях.

Исследование показало, что «при низком давлении порог распознавания и узнавания … запахов выше» — это подтверждает ослабление обоняния на высоте. Что касается распознавания вкуса, то порог восприятия солености и сладости также повышается. Что интересно, горечь хорошо чувствуется даже на высоте, также как и почти не страдает распознавание глутамата натрия, который отвечает за придание блюдам «приятного вкуса» (его называют умами).

Свое исследование проводили и ученые из американского Cornell University. В ходе их эксперимента 48 испытуемым предлагалось попробовать пять различных блюд в условиях, соответствующих кабине самолета, и в тишине.

Данные американских ученых свидетельствуют о том, что шумная обстановка салона самолета могла даже способствовать усилению восприятия вкусов умами (например, при употреблении в пищу томатов). Кроме того, исследование зафиксировало крайне небольшое снижение вкусовых оценок соленых, кислых или горьких продуктов.

Однако было зафиксировано значительное снижение восприятия сладкой еды. Чем шумнее была общая обстановка, тем менее вкусными казались испытуемым предлагаемые десерты.

Перспективы: снижение роли еды при перелетах


Многие ученые находят связи между настроением человека и тем, какую еду он ест. Когда кто-то путешествует на самолете и ест жирную пищу или что-то, содержащее много сахара, это может негативно повлиять на него. Если пассажир объестся даже вкусным обедом, ощущение тяжести в животе негативно скажется на общем впечатлении от перелета.

Времена, когда еда была одним из главных аспектов путешествия по воздуху, постепенно уходят в прошлое. Многие авиакомпании, особенно при перелетах на короткие дистанции, вообще отказываются от предоставления обеда. Вместо этого пассажирам предлагается купить сендвич или соленые орешки, если им все же хочется перекусить.

Подход «еда как развлечение» сменяется подходом «развлечения как развлечения» — говорит профессор университета Олбрайт Гийом де Сьон, который много лет потратил на изучение истории авиаперевозок и, в частности, аспекта еды. Именно частью этой тенденции эксперт видит установку развлекательных экранов в спинках сидений или все большем распространении Wi-Fi на самолетах.

Для авиакомпаний первоначальные инвестиции во внедрение этих технологий могут быть значительными, однако в будущем они позволяют серьезно сэкономить. Организация питания на борту подразумевает решения многих логистических и управленческих задач. Если же отказаться от предоставления еды, заняв пассажира просмотром фильма, предоставляя ему максимум соленый арахис за отдельную плату, то это позволяет избавиться от головной боли.

«Пассажирам лучше потратить два часа на просмотр фильма, чем на борьбу с самолетной едой или потребление алкоголя, — говорит де Сьон. — К тому же, распитие алкоголя на борту имеет и побочный эффект в виде возможности неадекватного поведения “перебравшего” пассажира. Когда люди просто смотрят в экран или сидят в интернете — это удобнее для всех».
Автор: @lol_wat
Jowi
рейтинг 26,33
Компания прекратила активность на сайте

Комментарии (121)

  • +12
    Спасибо за статью!)

    Есть лайфхаки: если вы, вдруг, купили билет на самолет из Москвы и хотите нормально покушать, то есть вариант, как не лопать обычный бутер. За неделю перед полетом, заходите на сайт авиакомпании и в предпочтениях еды указываете «кошерная». Как правило, еды больше, и она — вкусная, по крайней мере, она вкуснее бутера соседа, ну и дополнительные вкусовые ощущения появляются от самого факта лайфхака)
    • +9
      Тсс… Не пали контору.
    • +6
      Только мне везет и у меня обычно нормальная еда на перелете? Какое-нибудь мясо с рисом или спагетти?
      • +1
        Вам дико везет:

        За 2015 г:
        Москва-Самара-Москва — 2 раза — бутеры, Аэрофлот
        Москва-Тбилиси-Москва — бутеры, S7
        Москва-Копенгаген — бутеры, Аэрофлот
        Барселона-Москва — ничего, Vueing
        Москва-Сочи-Москва — ничего, Победа

        Кошерная иногда выручает на Аэрофлоте.
        • +4
          Кошерная еда выручает когда вы летите из страны где она есть и в этом знают толк!
          Китайский KSML по факту может оказаться טרײף, по объёму так точно, тут выручают МОML(в этом они понимают), HNML…
          • 0
            Угу. Когда летишь, например, из Рио в Москву — кошерная еда такая, что есть её может только еврей-ортодокс, да и то с большой голодухи. А вот когда из Москвы в Рио — слава Берл Лазару за такой паёк.
        • +1
          Короткие перелёты, поэтому и нет горячего питания.
          Победа и видимо Vueing — лоукостеры, там за каждый чих платить отдельно надо.
          • 0
            В своё время пассажиры попредприимчивей запросто отсуживали деньги у Авиановы, так как по авиационным правилам еда обязательно должна быть.
      • 0
        На самом деле всё зависит от нескольких факторов:
        — время перелёта (утренние рейсы, обычно, комплектуются без второго),
        — авиаперевозчик (даже Аэрофлот — это и Аэрофлот, как ни странно, и Россия Эйрлайнс, и Донавиа, и ещё куча компаний… и у всех комрёжка разная).
      • 0
        Не только вам.
        Трансаэро, Владивосток-Москва-Владивосток, два раза вполне себе сносное питание.
        Владавиа (сейчас Аэрофлот?), Владивосток-Петропавловск-Камчатский-Владивосток, один раз вполне сносное питание.
        Владавиа, Владивосток-Новосибирск-Владивосток… вообще не помню, хотя был последним перелётом.

        Но в самолёте после кормёжки на мой бедный ЖКТ сниспадает адский метеоризм :(

        Из парадоксов, у Владавиа до Петропавловска оказался ещё рейс с Ту-204, так он оказался много комфортнее обратного A-320 o_O А ещё, два года назад на таких дочках невозможно было пройти онлайн-регистрацию, т.к. сайт редиректит на Аэрофлот, а там валится ошибка. Поддержка говорит, что это не самолёты Аэрофлота, поэтому через наш сервис забронировать нельзя… Может сейчас что поменялось.

        Ну и летал последний раз два года назад. Может что поменялось.
        • 0
          Как по мне, Ту-шки вообще намного комфортнее. Но насколько мне известно, у них другая проблема — современные боинги и аэробусы более экономичные.
        • 0
          Владавиа и Сахалинские авиалинии теперь это одна компания — Аврора. И это дочка Аэрофлота. Насчет он-лайн регистрации. На днях летел из Петропавловска во Владивосток Авророй. Зарегистрировались с коллегой онлайн на места 10D и 10F, В Аэропорту выдали посадочные на места 9D и 3F, То есть ряды другие, а буквы те же. Получается онлайн регистрация вроде заработала, но криво. Питание, впрочем, сносное (горячее + холодная красная рыба, хлеб, небольшой десерт, чай/кофе/сок).
          • 0
            Я почитал, Владавиа сейчас вообще струтура номинальная — лицензию отозвали. Но за разъяснение кто в какой последовательности чья дочка — спасибо. Регистрацию на сайте Аэрофлота делали?

            Кстати, когда летели обратно (это было в 2011, как время летит) там вообще накладка образовалась — меня в их списках на посадку не оказалось. Спасло наличие распечатанного посадочного и уверенность в своей правоте. Оказалось — у них списки (не электронные, а распечатанная бумажка) были не совсем свежие. Нашли новые, там я уже был. Хотя я покупал билеты на группу в один момент времени (6 билетов — в поход ходили). Но тогда я даже про онлайн-регистрацию не знал, пробовал её когда в поход на Алтай собирались (лето 2013). С того времени больше летать не приходилось (вертолёт не в счёт, там без билетов с посадкой в него на реке :))
            • 0
              Коллега регистрировала нас через аэрофлотовское приложение для iOS.
          • +1
            Это не регистрация заработала, но криво, это в аэропорту по какой-то причине болт положили на предварилку. Возможно это было сделано, чтобы совместить каких-нибудь семейных (если их было достаточно много, да если ещё и с детьми...). А это самолёт без бизнес-класса, или вы в бизнес-классе летели?
            • 0
              Видимо, так и есть. Самолет с бизнес-классом и он в этот рейс не пустовал, мы летели экономом. В Петропавловске-Камчатском вообще странный аэропорт, если везде сначала проходишь регистрацию и сдаешь багаж, потом идешь с ручной кладью на досмотр, то здесь сначала проходишь досмотр с багажом и ручной кладью. Потом регистрируешься и сдаешь багаж уже в «отстойнике». Такая схема создает серьезную уязвимость — можно в отстойнике переложить что угодно из багажа в ручную кладь. К счастью, пока это влекло за собой только распитие спиртного на борту.
              • 0
                Я этой схеме тоже удивлялся. Но при этом, из Владивостока мы смогли провезти запас газа (баллоны 450гр, epi-gas) в багаже, то обратно, с остатками, такое не проканало. Хотя, походу, они просто знали, что у туристов искать, судя по скопойной реакции, вежливой просьбе выложить и, если есть кому забрать, оставить контакты и составить опись :)
              • 0
                В ПК вообще странный аэропорт.
    • +2
      Не работает на каких-нибудь арабских авиалиниях. Но там и так нормально кормят, лучше не трогать :)
    • 0
      Зря контору спалил)
    • +5
      Пару лет назад при полете трансаэро из Гонконга попытался воспользоваться этим лайфхаком. Персонал меня сразу возненавидел, все перепутал и принес мне коробку не до конца разогретую (внутри половина всего была просто замороженной).
      Когда регулярная еда у всех была в порядке.
      Такой вот лайфхак, ага :)
    • 0
      Один раз этим «лайфхаком» воспользовались с девушкой =))) В итоге ели мою еду на двоих.
      Еды у них больше, только если считать количество блюд.
      Чтобы это есть, наверное, надо сначала привыкнуть есть еврейскую еду — хумусы эти всякие ).

      Единственное отличие, которое мне бросилось в глаза — это информация о том, что приготовили еду не где-нибудь, а в ресторане. С указанием, какой именно ресторан, где его найти и какой раввин решил, что эта еда достаточно кошерна %).
      Традиционная еда — ни в коей мере не фантастическая, но и не «обычный бутер».
  • –1
    Нелепый вопрос: а что мешает подавать нормальный салат, например? Явно не деньги.
    • +3
      «нормальный» — какая-то субъективная оценка.
      • –1
        Состоящий из зелени и свежих овощей.
        • +1
          Это вы где свежие овощи в самолёте найдёте? В аэропорту их не выращивают, в аэропорт привезти надо. К каждому рейсу подвозить нереально (пробки и прочие трудности), значит нужно хранить еду в аэропорту. Овощи уже не будут свежими.
    • +2
      На борту никто резать салат не будет, его готовят на земле. А их нужно где-то хранить, как-то транспортировать. Впрочем опять же — что такое «нормальный салат»? Винегрет — нормальный салат? А если он просто в пластиковой удобной для транспортировки упаковке с внешним майонезом (чтобы не тух)?
      • +1
        Винегрет с майонезом?
        • +2
          Мой авторский рецепт. А что удивляетесь? После жаренных огурцов и пельменей с селедкой я прям теряюсь: не могу придумать какое-то настолько странное блюдо, чтобы его рецепта еще не было.
          • 0
            Пельмени с селедкой, кстати, довольно вкусные
          • 0
            Мороженное с пивом пробовали?
            • 0
              Я пробовал. Второй раз пробовать не хочу.
              • 0
                А что так? Мне вот нравится… почти деликатес… Впрочем мне и другие нестандартные сочетания нравятся…
                • 0
                  Дело не во вкусе. Мой организм посмотрел, что там ему подсунули, и решил, что нафиг ему это нужно. В общем, половину ночи, как говорится, навещал фаянсового друга.
                • 0
                  Опытным путём установил, что для меня лично нет лучшей закуски к пиву, чем шоколадные конфеты с орехом внутри. Стараюсь не злоупотреблять, правда :-) А в детстве любил есть пряники с кетчупом, но с возрастом это пристрастие всё же прошло.
            • 0
              Мороженное что? Мясо?
          • +2
            Как-то на скучном корпоративе я макал в шоколадный фонтанчик солёную брынзу, селёдку и маслины. Рекомендую.
          • 0
            тут, кажется, дожили до того что начали энергетик с перцем продавать. так что да, всё уже придумано до нас…
            • 0
              Пиво с перцем. (клик)
              • 0
                Ну пиво с перцем это вообще норма почти. Сейзоны зачастую. В финке крафтовую IPA пил с манго и чили (не понравилась правда). Пиво вообще обладает удивительным разнообразием вкуса — просто не надо думать что пиво заканчивается на масовых лагерах и пшеничке в качестве венца природы. Мое личное мнение что в Германии вообще не пиво, а фигня какая-то )))

                Надо, кстати, провести исследование на тему влияния перелета на вкусовые качества пива :)))
                • 0
                  Сезоны все с пряностями, это да. Витбиры, кстати тоже. С мандаринками, с хурмой — это местное, что приходит на ум)
              • 0
                У Fazer есть шоколад с красным перцем, вкусная, кстати штука.
                • 0
                  У Lindt тоже. С чили. И мне понравился вкус гранат+чили.
                  • 0
                    Ничего удивительногою Особенно если учесть, что в месте происхождения шоколод так изначально и употреблялся с перцем, то это всего лишь вариации на тему.
                  • 0
                    И с васаби. Видел в Дубае, но не успел купить
          • +1
            Попробуйте соленые огурцы с медом.
            • 0
              Что-то слишком похоже на рецепты беременных дам.
              • 0
                Не солёные, но обычные у нас вся семья трескала с мёдом (у прабабушки пасека была), а там не только дамы были. Ну и помидоры с сахаром.
                • 0
                  Чего-то вспомнилось, что в Южной Корее помидор считается фруктом со всеми вытекающими — например, наличием его в фруктовых салатах. Или сладким томатным соком. А уж «кровавая мэри» там и вовсе дивная.
                  • 0
                    Ой, я ж забыл про помидоровое варенье. Что-то давно я его не ел.
        • 0
          Ну на вкус и цвет. Я вот не представляю себе винегрет без майонеза или (внимание! сейчас будет ещё одно открытие или отвращение для гурманов) без кетчупа. А вот с маслом или тем более со сметаной его не могу: противно, невкусно и вообще не то что-то, ну не то.
          • 0
            Может просто называть этот салат овощным с майонезом и свёклой? И не будет диссонанса.
            • 0
              Ну не знаю, может быть. Хотя по ингредиентам это именно винегрет с майонезом (у меня во всяком случае).
              • +1
                В винегрете важнейший ингредиент — это масло. Также как в греческом салате, например. А вот сельдь под шубой — уже майонезный салат, хотя тоже есть и свёкла и морковь.
                • 0
                  Я уже говорил: на вкус и цвет. Я вот масло (и особенно сметану, в любом виде) вообще ненавижу, зато от майонеза и кетчупа прусь как герой мульсериала 90-х про Чипа и Дейла мышь Рокфор от сыра, готов ими заправлять всё что угодно. Так что замнём эту тему.
                • 0
                  В майонезе то самое масло — основной ингридиент, так что вопрос «масло или майонез» сводится к допустимости в данном салате остальных ингридиентов майонеза (яйца(порошок) + горчица + всякое химическое фуфло)
      • +1
        В ближайшей кондитерской лежат отличные греческие салаты со сроком хранения около суток. Что мешает их загрузить в самолёт?

        И что плохого станет с салатом за несколько часов полёта?
        • 0
          Я больше трех часов не летал, признаю, поэтому кормили меня бутербродами. Просто предположил, что такие как в магазине решения салатов и подают. Если нет — не знаю, почему не подают. У салата, за редким исключением без сомнений, соотношение питательность/цена ниже, чем у большинства других блюд, вот исходят из этого.
          • 0
            Питательность у салата очень высокая. Вот калорийность — низкая, да. Но в век развитого джанкфуда питательность оценивают по всему, кроме калорий. А избыток оных считают за недостаток.
            • 0
              По мне так, если учесть, что до аэропорта добираться полтора-три часа, до посадки минимум ещё час, сам полёт, и с момента посадки добираться ещё два часа, то двухчасовой перелёт превращается в шестичасовое путешествие. И экономить на еде и особенно калории на таком путешествии ой как не стоит.
  • +2
    Иногда и в ресторанах на земле готовят еду, как будто посетители летят на высоте 10 км и их
    вкусовые рецепторы становятся менее чувствительными
  • +8
    Как по мне, так нормально кормят, особенно, на дальних перелётах (10 часов и больше).
    • +3
      Чем больше голодный, тем вкуснее еда.
    • 0
      Тоже хотел подобный комментарий написать. Вполне прилично кормят
  • +2
    куда бы не летел, даже при 2х часовых дешевых перелетах, всегда появлялся дикий аппетит, и даже самая обычная еда была по вкусу не хуже ресторанной
  • +30
    Всегда с удовольствием кушаю невкусную самолетную еду.
    • +2
      Я вот тоже не понимаю, где не вкусно то? Два раза только попадались сухие бутеры когда летал до Саратова и обратно.
      А в остальном нормальная еду у разных операторов:
      Москва-Измир
      Москва-Шарм Эль Шейх
      Москва-Пермь
      Москва-Челябинск
      Москва-Саратов

      Москва-Чебоксары
      и другие… только 1 раз бутеры.
      • +3
        Москва-Дели-Ченнаи-Дели-Москва, Аэрофлот и местные авиалинии, отлетал три таких цепочки, всегда была отменная горячая еда — в Индии традиционные национальные блюда, вроде курицы тандури, а при перелетах из/в РФ — какой-нибудь рис с мясом. Хорошо было. Но дело в конце 90х было.

        Москва-Сочи-Москва, Аэрофлот, бутерброды :(
        Москва-Анапа-Москва, Кавказские авиалинии, бутерброды :(

        Москва-Анталья-Москва, Трансаэро, горячие вкусные обеды!
        Москва-Анталья-Москва, Аэрофлот, офигенная вкусная овсяная каша с вареньем на завтрак (ранний перелет), от которой отказалось пол-самолета и я съел две с половиной порции :D

        Москва-Симферополь-Москва, Аэрофлот и ORENAIR, несколько дней назад, в ту сторону — вкуснейшие бутерброды с говядиной, вялеными томатами и жареным перцем, обратно — сухая булка с минимальным куском ветчины и сыра :( А еще ORENAIR зажмотил кому-то из пассажиров, сидящих рядом, налить напитков больше, чем два стакана, ибо не положено это, якобы.
        __

        Но при этом я всегда перед перелетами жду именно того самого момента, когда будут раздавать напитки, а потом еду :) Своего рода ритуал, и ритуал, надо сказать, приятный! Сидишь, кушаешь, смотришь на облака или на поверхность Земли или звезды с Луной…
  • +1
    Интересно. Я раньше предполагал, что самолётная еда такая какая она есть просто потому, что цель её разработчиков не "вкусно накормить", а "восполнить потери организма пассажира, возникающие в результате лёгкой качки (перегрузок?), пребывания в условиях пониженного давления и влажности" — т.е. просто чтобы люди в обморок меньше падали или что там ещё неприятного может происходить. Ну и из технико-экономических соображений, вроде размеров и массы контейнеров с пищей, загружаемых в самолёт.
  • –1
    Джерри нашёл кристалл?
  • 0
    Я вот еще застал (2001 год), когда в Австрийских авиалиниях в экономклассе был выбор двух блюд — мясо или рыба. В качестве рыбы подавался лосось с гарниром, все было теплое и вкусное. И вино белое было вполне вкусным. Но уже на следующий год стало хуже и подавали только холодные закуски, а напитки стали за доплату. Сейчас на этом рейсе не кормят вообще или приносят бутерброд. Так что сомнительно все это.
    • 0
      В Северной Америке до сих пор предлагают на выбор мясо или рыбу. Естественно, есть и вегетарианские опции и gluten-free и т.п., но это нужно предварительно предупреждать. Вино тоже вкусное, красное или белое на выбор. Пиво не очень, обычно самое распространенное типа Bud Light.

      Единственное исключение, которое я видел за время длительных перелетов — это Air Canada (обычно это единственный вариант перелета между западом и востоком Канады без пересадок). Они действительно предлагают бутерброды и напитки за плату. С другой стороны, никто не мешает предварительно купить что-то в аэропортах, к счастью, цены в них достаточно адекватные.
  • 0
    Если ускорить самолет хота бы до скорости, проблема питания на многих рейсах отпадет сама самой.
    • +1
      Я так понимаю, Вы имели ввиду что-то вроде «до скорости, несколько большей, чем сейчас»?

      Пробовали это уже. Например, проект сверхзвукового Concorde провалился из-за нерентабельности таких перелетов (слишком много топлива жгут, люди оплачивать не готовы). Произвели всего 20 самолетов и ни один сейчас не летает (сравните с дозвуковыми Boeing и Airbus)
  • +3
    Ждём статьи «Почему самолётные кресла такие неудобные» и о прогрессивном отказе от кресел, как мечтала одна небезызвестная бюджетная авиакомпания.
    • +2
      «Проходите, не толпитесь у выхода». Навеяно местными маршрутками. Произносится, когда народ уже сидит на лобовом стекле.
  • +1
    Если покрасить одну стену чисто белой краской, а вторую ещё более чистой белой, то тоже будет видна разница — одна из стен будет выглядеть слегка сероватой. Но если обе стены покрасить одной из этих красок (и не важно какой), то никто не скажет, что стены недостаточно или слишком белые.

    Сколько не летал сибирской семёркой — всегда нормально кормили. Я хоть и не слишком «всеяден» как многие, но из двух вариантов обычно находится, то, что я готов улупить. И всё это аккуратно упаковано в фирменую коробочку, в которую ты потом убираешь весь мусор и засовываешь куда-нибудь пока её не заберут.

    А вот аэрофлотские пайки какие-то не очень. И на вкус, и сидишь потом с подносом с мусором как дурак, даже ноут не достать.
  • 0
    Трансаэро с наступлением кризиса стало плохо кормить, просто отвратительно.
    • 0
      Забудьте, трансаэро уже все…
      • 0
        Знаю, то что все как раз стало заметно с питания. А еще когда прошлой осенью летел из Египта слышал как стюардессы друг другу жаловались на пипец, штрафы влияющие на ЗП и т.д. И выглядели они действительно загнанными и нервными, печально.
  • 0
    Если же отказаться от предоставления еды, заняв пассажира просмотром фильма, предоставляя ему максимум соленый арахис за отдельную плату, то это позволяет избавиться от головной боли.

    Избавиться от затрат на питание, получить дополнительные доходы от соленого арахиса и жидкостей, потребность в которых возникла после соленого арахиса…
  • 0
    Летаю Эмиратами — еда всегда отличная, получше многих московских ресторанов. Особенно нравится индуисткое и морское меню.
    • 0
      Морское у них раз на раз не приходится. Бывало, завидовал соседям с обычным набором.
      • 0
        Ну, они в любое заказанное меню не докладывают один итем (булочка там, пирожное...). Видимо, чтобы не слишком злоупотребляли. Может из-за этого и завидовали? :)
        • 0
          Увы, дело не в булочке. В общем, всё сильно зависит от аэропорта. А вот неоспоримим плюсом специального меню в ряде ситуаций (например, при поздних вылетах) является то, что ты получаешь его первым.
    • 0
      Полностью согласен. И с ассортиментом бесплатного алкоголя все отлично.
  • 0
    Именно частью этой тенденции эксперт видит установку развлекательных экранов в спинках сидений
    Мне вот, кстати, интересно, сколько ещё проживут традиционные системы развлечений в самолетах? Сейчас по личным наблюдениям, процентов у 60 людей даже на коротких рейсах с собой ноутбуки или планшеты, в чем смысл грузить на борт дополнительную систему?
    • 0
      банальная копирастия + какие-нить странные правила безопасности?
    • 0
      Мне, например, удобнее смотреть кино с экрана в спинке переднего сиденья, чем доставать ноутбук.
      • +1
        А ещё доставляет цифирка, показывающая забортную температуру :)
        • 0
          Когда летел Дельтой из Москвы в Нью-Йорк, более всего доставляло отображение траектории полёта.
    • 0
      Т.е. такие бонусы вы считаете лишними:
      — Центральное управление «когда можно, когда нельзя», вместо «выключите телефоны/...»
      — банальное удобство — без павербанки на весь перелёт планшета вряд ли хватит (если смотреть видео),
      — ноутбук — это крайне неудобно в эконом-классе,
      — ещё одно банальное удобство — не надо ничего держать/пытаться поставить на столик, ничего не упадёт.
      • +3
        — отсутствие зарядки для телефона и ноута
        — отсутствие клавиатуры
        — наличие скупого набора фильмов, которые иначе бы ты смотреть не стал, но которые лицензированы за твой счёт
        — богатый выбор игр, в которые даже детям скучно играть, но которые лицензированы за твой счёт
        — прерывание просмотра в любой момент, не дав досмотреть хотя бы до конца фразы
        — неудобное управление и вообще кривой софт
        • 0
          Нормальные авиакомпании надо выбирать. У Эмиратов из названных проблем только кривоватое управление, да доставучие паузы во время объявлений экипажа и проигрывани роликов, которые я уже видел десятки раз. Экономлю на кинотеатрах — смотрю в самолете, да. Зарядка и клавиатура есть, если что. :)
          • 0
            > Нормальные авиакомпании надо выбирать.

            Что летает — то и выбираю. Вы так говорите, будто выбор очень большой.

            > Зарядка и клавиатура есть, если что.

            Боюсь даже представить что там за клавиатура, но всяко не та, к которой я привык. А что зарядка есть — это отлично, можно пользоваться своим ноутом/планшетом, а не «тем, что дают».
      • 0
        Центральное управление «когда можно, когда нельзя», вместо «выключите телефоны/...»

        Которое не работает на тех, у кого телефоны-ноутбуки-планшеты. Сейчас у значительного числа а/к электронику можно от гейта до гейта (кроме ноутов и портативных двд-плееров, но их опять же «нельзя» только на взлете-посадке, когда и инфлайт-система работает в режиме «не трогайте ничего, сидите смирно»).

        банальное удобство — без павербанки на весь перелёт планшета вряд ли хватит (если смотреть видео)
        При этом вывести розетку/ЮСБ, чтобы заряжать было удобно в спинку переднего кресла, додумываются единицы.

        ноутбук — это крайне неудобно в эконом-классе
        Зависит от ноутбука и эконом-класса. Да, какая-нибудь 15-17 дюймовая алиенварь — согласен, неудобная. А 12-13-дюймовые ультрабучки, которых у людей полно, вполне себе нормально живут в эконом классе даже, например, у меня, при весьма немаленьких габаритах. Где-нибудь в райанэйрах или изиджетах с копеечным шагом кресел — да, будет неудобно, но там и инфлайт-развлекушек нету.
      • 0
        > без павербанки на весь перелёт планшета вряд ли хватит (если смотреть видео)

        Полностью заряженного Айпада, который Эйр, хватает на 9 часов видео, более ранние версии даже чуть больше. Это что же у вас за рейсы такие?
        • 0
          Банальный рейс из европейской части России в США (с обязательной пересадкой где-то в Европе и опциональной пересадкой на восточном побережье США) занимает суммарно часов 12-15. Да, каждый сегмент полета в отдельности занимает меньше 9 часов, но за полчаса-час свободного времени при пересадке зарядить девайс полностью не удастся, не говоря уже о том, что он вполне мог использоваться и 2-3 часа в дороге до аэропорта и ожидании в аэропорту еще перед первым сегментом.
          Другое дело, что всю дорогу все равно устанешь видео смотреть :)
          • 0
            Пукет-Бангкок-Гонконг-Владивосток-ПКамчаткский. Сколько часов — не помню.
            Хватило зарядки планшета, кино правда смотрели не всё время, но смотрели. Во Владивостоке уже стало не до планшета.
        • 0
          Хм… h.264 с аппаратным декодированием и разрешением от 720p?
          • 0
            Как раз если с аппаратным декодированием — то батарею жрет гуманно. Вот если какой-то формат, который декодируется программно — тут да, печалька, батарею жрет, как бегемот веник. Ну и да, вряд ли кто-то будет заливать на айпад пачку фильмов весом гигов в 10-15 каждый — объем внутренний-то не бесконечный совсем.
          • 0
            Даже 1080p с аппаратным декодированием вполне вписывается в разряд на 10 процентных пунктов в час. Вот без него хуже, да. Но это надо ещё такие фильмы найти и запустить, в таком случае уже ССЗБ.
      • 0
        С ноутбуком даже на 15 дюймов даже в лоукостере типа easyjet с миллиметровым расстоянием между рядами вполне нормально, я код умудрялся там писать.

        А павербанки в любом случае при дальних поездках полезны.

        Ну и лучше читать, чем фильм смотреть.
  • 0
    Внимательно прочитал статью, но так и не понял, почему же все-таки еда невкусная. Написано только, что раньше была изысканная, а потом деградировала. Еще пишут, что на высоте все равно чувство вкуса пропадает, но где же оно пропадает, если пассажиры все равно чувствуют, что еда невкусная. И пишут, что нечего в самолете есть, надо кино смотреть, но этот тезис тоже ничего не проясняет.

    Так что тема не раскрыта, причины невкусности не названы.
    • 0
      Согласна! К тому же одно другому не мешает: можно успеть и поесть и кино посмотреть =)
    • 0
      > все равно чувствуют, что еда невкусная
      Не совсем так. Объясняется, что они не чувствуют, что она вкусная :) Еда кажется сухой и пресной, хотя на земле паек из того же лотка оказался бы приемлемым.
      • 0
        Осталось только объяснить, почему порции все время уменьшаются. Тоже, наверное, усыхают от высоты.
  • 0
    А мне нравится спецпитание от Аэрофлот (всегда заказывала хинду или мусульманское). Правда, после падения рубля стало хуже: теперь не кладут палтус и красную рыбку. Обидно: питание ухудшается, а билеты дорожают.
    • 0
      Еще мне понравилась авиакомпания SWISS. Они угощают шоколадками, а на дальних перелетах мини бутылочкой вина (5 лет назад точно).
    • 0
      Аэрофлот слился. Теперь они кормят бутербродами, если рейс утренний. При чем утро у них — понятие растяжимое…
  • 0
    На трансатлантических дневных рейсах мне еда нужна, чтобы убить время. Если она после этого не оставляет тяжести в желудке и желания сразу же бежать в lavatory — вообще отлично. На ночных таких рейсах время кормежки приносит только раздражение — прерванный сон, чавкающие соседи, яркий свет. Еще я во время сна не всегда помещаюсь в кресле и если сижу у прохода, то тележкой отхватываю по руке, ноге и иногда голове.
    Одним словом, все это очень субъективно и зависит от ситуации. Украинские авиалинии уже год как вообще перестали кормить на перелетах по 2-3 часа, а дальше они почти не летают — экономия, однако.
    • 0
      Отказ от еды включеной в стоимость билета (особенно на относительно коротких рейсах) это, как мне кажется, следствия появления лоукостеров и конкуренции с ними. Лоукостеры, как правило, работают именно на относительно коротких рейсах, и именно на таких рейсах «обычные» авиакомпании начинают следовать их примеру, там с одной стороны человек может и обойтись без еды, а с другой даже лоукостеры не отказываются от наличия еды и напитков на борту — они их просто за дополнительные деньги продают. То есть те самые издержки на еду никуда не даваются все равно, просто маржа на ней получается больше, у регуляров также, при этом, доход от такой схемы может быть даже выше чем у лоукостера — «пищевая» часть из билетов в полной мере не убирается скорее всего, но еда продается отдельно создавая дополнительный доход.
      На самом деле, хотелось бы чтобы даже при коротких перелетах напитки (не алкогольные) были бы обязательны, все таки сухо в самолетах, а бутылки тащить с собой не всегда удобно — тем более их приходится покупать в чистой зоне уже, за конские деньги. Даже в давние советские времена, помню на получасовом перелете давали минералку и лимонад хотя бы. Но видимо это несбыточные мечты, как раз получилось так что активно летал по одному и тому же маршруту, одной авиакомпанией на протяжении некоторого времени, так было просто видно как начавшись с бесплатных бутербродов/салатика/булочки/кофе-чая все постепенно уменьшалось, сначала став салатом/булочкой/кофе-чаем, потом булочкой/кофе-чаем, потом просто кофе-чаем, а потому уже все только за деньги.
  • 0
    А для меня поедание самолетной еды — любимое развлечение. Помогает скрасить полет и вообще. Причем я кушаю накануне вылета всегда очень скудно (для исключения возможных сложностей :)), а в самолете уж оттягиваюсь по полной. И, что странно, нахожу тамошнее питание вкусным. Обычно даже наедаюсь (хотя привык есть помногу).

    И лайфхак по борьбе с сухостью воздуха.
    Когда в начале полета будут разносить напитки — попросите два стакана воды без газа. Полтора сразу выпейте (оно никогда не вредно), а полстакана сберегите. Потом, улучив момент, когда соседи не смотрят, берете эти полстакана делаете вид, что пьете, а сами аккуратно макаете в воду кончик носа. Те несколько капель, которые попадут в ноздри, надо потом энергичным вдохом направить к переносице. Делать это лучше с бумажной салфеткой (выдается вместе с водой), чтобы окружающие подумали, что вы просто сморкаетесь.
    Минут на сорок носоглотка увлажнена как надо. Потом повторяем.

    ЗЫ Только Малышевой не рассказывайте. Не хочу этот способ увидеть по ТВ.
    ЗЗЫ Использовать только негазированную воду. Автор метода не несет ответственности за последствия, если применялся сок, газированные напитки или пиво :):)
    ЗЗЗЫ Сухая носоглотка — не только дискомфорт, но и повышенная восприимчивость к микробам/бактериям. Которых в замкнутой самолетной атмосфере ой как много летает.
    • 0
      А для меня поедание самолетной еды — любимое развлечение. Помогает скрасить полет и вообще.

      Ну это одна из причин появления самолетной еды как таковой, чистая психология, полет на самолете все-таки стресс, непривычное переживание, особенно на заре перелетов, а поглощение пищи это очень обыденный и приземленный процесс, таким образом, стресс от непривычности ситуации снижается, и ситуация воспринимается не так уж и остро. Понятно что с развитием авиаперевозок этот момент снивелировался, и это стало больше традицией, как санитарные пакетики (если честно я вообще никогда не видел чтоб ими кто-то по назначению пользовался), так что от этой традиции потихоньку отказываются, в смысле кормить бесплатно. А за свои деньги то что предлагают на борту на коротких перелетах особенно и не хочется, даже в аэропорту в чистой зоне перед рейсом за те же деньги можно получить больше и вкуснее как правило. Когда оно «бесплатно», пустиь и условно, тогда можно и развлечься :)
    • 0
      Не проще купить какой нибудь аквалор? Стоит не очень дорого, и распыляется нормально. Как по мне, так обычная пресная вода не слишком приятна слизистой, не хватает соли.
      • 0
        1. Лайфхак тем и хорош, что позволяет с помощью говна и палок подручных средств решить проблему.
        2. Аэрозольную упаковку «Аквалора» разрешат взять в самолет? Не верю (с)
        3. Ну и лично мне религия не позволяет за полстакана условно-морской воды платить триста рублей. К слову, дома для промывания носа использую обычную соленую воду, заряженную в подходящий распылитель (от любого лекарства-спрея).
        • 0
          Есть не-аэрозольные упаковки, просто стеклянная баночка и пшикалка, которая и насос. Такие брать разрешают, там нету избыточного давления. По остальным пунктам возразить нечего.
  • 0
    Кстати, а чего почти все перестали давать самолетные конфетки на взлете и посадке. Кило «барбариса» или «мятных» стоит рублей 50. Не портится, можно хоть весь аэропорт ими забить. Неужели жалко 50 рублей на весь самолет.
    • 0
      На некоторых рейсах дают и по сей день. Причем в брендированном фантике (с лого авиакомпании).
    • 0
      Нордавиа редко не дают.
  • 0
    Все же вопрос в авиалиниях, поэтому странная статья.
    Вот например обед в туркишах, год назад летал — могу подтвердить:

    http://www.airplanefood.net/photo/cache/onboard/turkish-airlines/tk9istlax2_w640_h423_watermark.jpg
    Не получается ссылку вставить(

    Все вкусно, для полета в самый раз.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое