Триумф и будни. Как устанавливали шпиль на небоскребе Лахта Центра. Часть 1

    29 января 2018 на ближнюю надземную орбиту выведен новый российский спутник. Запуск состоялся в Петербурге, в районе строительной площадки Лахта Центра.

    image

    Старт прошел успешно. С понедельника петербуржцы могу наблюдать новое небесное явление: — огни светомаркировки объекта почти на полукилометровой отметке над городом. Также хороший обзор на объект представляется с борта воздушных судов, заходящих на посадку в аэропорт Пулково.

    Конечно, это шутка. На фото – наземная подготовка к монтажу конструктивного завершения шпиля на башне Лахта Центра. Установка прошла в тот же день, 29 января 2018. Главный европейский небоскреб достиг отметки архитектурной высоты — 462 метра. Последний отрезок пути вверх — шпиль башни, высотой 117.5 метров — проделали за пять месяцев. Как шла операция по монтажу в условиях, уникально суровых для мирового высотного строительства – читайте в нашем обзоре.

    image
    Огни световой маркировки на шпиле Лахта Центра. 29 января 2018

    29 января 2018, строительная площадка Лахта Центра, часом ранее:

    image

    Немного ранее:

    image

    Ранним утром того же дня:

    image

    image

    Этот молниеносный и яркий финал — лишь завершающая часть операции по установке конструкции шпиля небоскреба. Спустимся на сотню метров метров ниже, чтобы узнать всю историю шпиля башни — от самого ее основания.

    Парой месяцев ранее



    Монтажники-высотники на башне Лахта Центра. Январь, 2018 (кликабельно)


    Монтажники и группа инженеров стройконтроля на приемке работ. Шпиль башни. Декабрь, 2017 (кликабельно)


    Монтажник у кромки будущего фасада башни. Декабрь, 2017 (кликабельно)

    Страшно ли строить на такой высоте? «Чувство опасности — это нормально. Я раньше на работу не принимал тех, кто говорит, что не боится высоты», — рассказывает инженер команды стройконтроля Лахта Центра Игорь Романенко, — один их тех инженеров, которые выходят с проверками на шпиль башни, — «Главное, чтобы панической боязни не было».
    «Нет. Привык», — делится универсальным рецептом для акрофобов инженер стройконтроля AECOM Александр Пимакин и поясняет: «Башня росла постепенно, а я с ней – с нулевого. Главное на высоте – держать ситуацию под контролем, четко соблюдать правила техники безопасности и охраны труда»…

    ***

    ТЕОРИЯ ШПИЛЯ


    Башня росла постепенно – с сентября 2015. Ровно два года спустя – в сентябре 2017 началась уникальная операция по установке шпиля супертолла. Набор высоты ускорился в два раза. Причина – в особенности конструкции завершающей части небоскрёба.

    image

    Металлический каркас


    Шпиль Лахта Центра – это пирамидальный каркас, составленный из нескольких типов элементов.
    Основные несущие конструкции — колонны-стойки из труб метрового сечения.

    image
    Каркас шпиля: колонны-стойки, Ø 1020 мм. Декабрь, 2017

    Через каждые 8.4 м стойки скреплены горизонтальными и диагональными связями – также трубчатыми, но меньшего диаметра. Горизонтальные элементы – это кольцевые балки. Диагональные – балки-раскосы.

    image
    Каркас шпиля: кольцевые балки и балки-раскосы. Декабрь, 2017

    Еще один тип элементов шпиля отвечает за его архитектурный объем.
    Башня в плане имеет пятиугольную форму, а по высоте – «ребра», спирально закручивающиеся вокруг центральной оси.

    image
    Закручивающаяся форма башни. Внешние углы здания сформированы «ребрами» небоскреба. Январь, 2018

    Чтобы шпиль являлся органичным продолжением этого сложного объема, в каркас ввели фахверковые балки, образующие в плане треугольники. Такие конструкции размещены по пяти сторонам и создают внешние углы шпиля.

    image
    Фахверковые балки для образования формы шпиля. Декабрь, 2017


    За счет фахверковых балок шпиль — органичное продолжение башни. Декабрь, 2017 (кликабельно)

    image
    Основные элементы пирамидального каркаса шпиля. Декабрь, 2017

    Выше 420 метров, когда шпиль максимально сужается, вместо пяти периметральных колонн появляется центральная колонна-стойка – также трубчатого сечения, диаметром 1420 мм. Заключительные 13 метров – конусообразная завершающая конструкция шпиля.

    image
    Общая схема конструктива шпиля

    Незамерзающий


    На фахверк, образованный силовыми элементами, крепится облицовка шпиля.
    Она имеет важную особенность: вместо стекла в рамах установлена сетка из нержавеющей стали.

    image
    Образцы сетки для облицовки фасада шпиля. Макетная площадка. Июнь, 2016

    image
    Сетка в фасадном профиле. Шпиль Лахта Центра. Декабрь, 2017

    Замена стекла на сетку – необходимость в условиях петербургского микроклимата.
    Влажность и холод способствуют образованию наледи, а большая часть шпиля проходит через неотапливаемое пространство.

    image

    image
    Неотапливаемый металл на высоте: обледенение кранов. Январь, 2018

    Ячеистая структура поверхности препятствует сращиванию снега в пласты, а льда — в крупные сосульки. При сходе, например, под порывами ветра, снег распадается на мелкие фракции. В других случаях проволока сетки становится подобием арматуры, на которую нарастает лед – усиленный металлически стержнем, он более устойчив к самопроизвольному скалыванию.
    Для примера – фото крана, на котором можно сравнить образование снежного пласта на сплошной и сетчатой поверхности:

    image
    Образование снежного покрова на неотапливаемой металлической поверхности:
    1 – сплошная обмерзшая поверхность со снежным покровом
    2 – поверхность с ячеистой структурой, снежный пласт не сформирован


    Принятие решения по облицовке фасада делали, конечно, не в ходе наблюдений за кранами – это просто иллюстрация. Лахта Центр – самый северный небоскреб мира. Дело усугубляется переходным к морскому климатом, с влажностью в 94 % и активной циркуляцией воздушных масс с быстрой и частой сменой погоды. Для системы ПОС рассматривали разные варианты, например – покрытия, предотвращающие адгезию металла со льдом. По итогам расчетов и серии натурных испытаний в России и Канаде, остановились на наиболее эффективном варианте – сетчатой облицовке. А для особых погодных случаев в части конструкций шпиля заложен профиль с нагревательным кабелем. При достижении определенных показателей по льдооборазованию, АСУЗ включает небольшой подогрев, для предотвращения образования наледи.

    image
    Испытания ПОС для Лахта Центра

    Нагревательные элементы запустят уже после завершения прокладки инженерных систем небоскреба.

    image

    Как совместить типы фасадов


    Будет ли заметна разница между стеклом и сеткой в фасаде небоскреба? Подобрать два разных материала так, чтобы они выглядели, как одинаковые — вызов для проектировщиков. Толщину, цвет, фактуру стальной проволоки для изготовления сетки долго и тщательно подбирали.

    image
    Фасадные элементы шпиля. Декабрь, 2017

    На руку проектировщикам – высота. Если на расстоянии метра стекло от сетки отличит любой, то за полкилометра, с учетом тщательного подбора фактуры материалов, это маловероятно.

    Пройти сквозь фасад


    Будет ли внутрь шпиля из-за его сетчатой облицовки попадать осадки? Насекомые? Птицы?
    Высота ячейки сетки небольшая – немногим более 25 мм. Дальше мельчить не стали – это бы увеличило парусность шпиля. Укрупнять – тоже, иначе бы стал актуален вопрос о птицах. Остаются вездесущие комары. Но выше 20-го этажа башни их полетов пока не наблюдали.

    image
    Ячейка сетки фасада шпиля

    А вот снег и дождь в подшпилевое пространство попадать смогут. Но большой проблемы это не представляет. Все, что разместится внутри шпиля, выполнено из антикоррозийных материалов, устойчивых к разным погодным условиям. Небольшое накопление осадков на верхнем перекрытии – допустимая вещь. Ведь никого всерьез не беспокоит снег или лужи на крыше дома? Не страдает от осадков петербургская телебашня, не закрывают в снег или дождь трубы заводов.

    ***

    ЧЕТЫРЕ ШАГА ДО ВЕРШИНЫ


    Операцию по установке шпиля разделили на четыре этапа – в соответствии с особенностями его четырех конструктивных зон.

    Шаг 1: Зона рекорда


    Сентябрь-октябрь 2017

    Первая зона – переходное, условно «предшпилевое» пространство. Это — обитаемая и отапливаемая часть, с 83 этажа и до 88 уровня (отметка 378 метров).

    image
    Уровень 88. Выше – только шпиль

    Пять переходных этажей башни отличает от остальных только то, что несущие периметральные композитные колонны уступают место стальным колоннам-стойкам. В остальном – отличий нет: присутствуют все элементы конструктива других обитаемых зон небоскреба: ядро, межэтажные перекрытия, стеклянный фасад…

    image
    На 83 уровне, конец августа 2017. Первый участок со стальными колоннами-стойками

    Колонны-стойки имеют меньший диаметр по сравнению с композитными. Помимо конструктивной возможности уменьшить сечение, в этом есть плюс эксплуатационного свойства: улучшенный обзор в панорамном ресторане и на обзорной площадке Лахта Центра.

    image
    Панорамный ресторан на 76 этаже башни Лахта Центра. Визуализация

    Переходное пространство заканчивается перекрытием на 88 уровне. Условно перекрытие на 88-м можно назвать «кровлей» здания. На этапе прохождения этого уровня Лахта Центр стал самым высоким небоскребом Европы, обогнав башню Федерация – еще до монтажа фахверка шпиля.

    image

    Шаг 2: Пять колонн


    Октябрь-декабрь 2017

    Второй этап — с 89 до 100 уровня (отметка 428 м). Тут мы уже видим фахверк шпиля в чистом виде. С 89 уровня количество колонн уменьшается с десяти до пяти: этого достаточно, чтобы нести облегченный каркас и облицовку из стальной сетки. Шпиль весит около 2000 тонн – практически незаметная величина в 670 000 тонн общей массы башни.

    Для того, чтобы колонны сохраняли правильное пространственное положение с момента их установки до момента закрепления кольцевыми балками и раскосами, строители применяли временные конструкции-распорки. Сборка фахверка – алгоритм из нескольких последовательных операций: монтаж колонн – закрепление распорками — монтаж диагональных и кольцевых балок — демонтаж временных конструкций.

    image

    Фасад пока не закрепляют: ниже, на 88 уровне, твердеет бетон межэтажного перекрытия. Зато сразу монтируется лестница и система подвесных площадок по периметру будущего фасада шпиля. В жизни шпиля после стройки по этим путям будут передвигаться те, кто обслуживает конструкцию и размещенное внутри оборудование. Англоговорящие подрядчики называют такие подвесные «дороги» «кошачьими» — cat waу.

    image
    Подвесная площадка в шпиле башни. Январь, 2018

    Шаг 3: Центральная ось, земля – небу


    Декабрь 2017- январь 2018

    Отметка 420 метров – последний уровень стальных периметральных колонн. На этом участке они передают несущую эстафету центральной колонне-стойке.

    image
    Опускание на монтажный уровень первого отрезка центральной колонны. Декабрь 2017

    image
    Переход от периметральных колонн к центральной стойке. Январь, 2018

    Конструктив самых высоких уровней башни собирают на земле. Это – блоки шпиля, которые начинаются с сотого уровня. На земле монтируют по две кольцевые балки с фасадным элементом между ними.

    image
    Сборка элемента шпиля на земле. Январь, 2018

    Затем кран поднимает собранный элемент на высоту, и монтажники устанавливают его на центральную трубу, как на стержень пирамиды.

    image
    Подъем сборного блока

    image
    Общий вид шпиля в преддверие финала. Январь, 2018

    Шаг 4: Финал!


    Январь 2018

    28-29 января 2018 — отметка 449 м. Установка финальной конструкции шпиля. Это – самая сложная часть всей операции. Максимальная высота, ветер, особенности конструктивного завершения шпиля и наращивания кранового оборудования – вот те факторы, которые делают эту часть процесса исключительной.

    О том, как это происходило – читайте во второй части обзора. Там вы найдете ответы на вопросы: чего ждали строители несколько дней перед началом операции? Почему специалисты по кранам считали, что установка финальной части шпиля краном невозможна? Почему не позвали вертолеты? Как проходили будни строителей на заоблачных отметках? И какой самый частый ответ на вопрос – что больше всего запоминается на стройке в Лахте.



    ***
    Продолжение материала про шпиль читайте тут

    ***

    Благодарим за помощь в подготовке материала инженера строительного контроля службы заказчика МФК Лахта Центр Игоря Романенко, инженера строительного контроля AECOM Александра Пимакина, инженера Renaissance Construction Рустама Дощанова, сервис-инженера компании Liebherr Сергея Прочухана.

    Фотографии Вячеслава Королева (операция по монтажу шпиля, внутри шпиля), Алексея Свотина (фото с кранов), Руслана Генка (фото с кранов), Николая Гонтаря (лето), Ивана Смелова (лето), Игоря Романенко (облака), Рустама Дощанова (краны, операция по монтажу шпиля), Александра Пимакина (облака над городом, закат).
    Лахта Центр 155,18
    Компания
    Поделиться публикацией
    Комментарии 74
    • +8
      Куда ж без Ока Саурона…
      • +32
        Немножко неловко от мысли о том, что вы построили небоскрёб быстрее, чем я сделал ремонт в квартире ))
        • +5
          Что лишний раз доказывает: квартирный ремонт — страшный зверь))). Ну а вообще еще есть шансы сравняться — мы тоже пока на закончили. На 2018 остаются завершение фасадов и внутренних работ, плюс благоустройство ;)
          • 0
            Немножко неловко от мысли о том, что вы построили небоскрёб быстрее, чем я сделал ремонт в квартире

            "Ремонт — это не действие. Это состояние. Вы вошли в ремонт, это не значит, что кто-то что-то начал. Вы вышли из ремонта, это не значит, что кто-то что-то сделал. Ремонт вообще невозможно закончить, его можно только прекратить.
            Вы поняли меня? Ремонт!"
            М.М. Жванецкий.
            И я таки с ним совершенно согласен.

          • 0
            Кончики стрел кранов некоторое время были елементами самой высокой конструкции в Европе. Даже выше чем само здание Лахта Центра.
            • +3
              Про краны на финальном этапе вообще история уникальная. Об этом во второй части будет)
              • +4
                про краны напомнило: =)))
                «15.11. Вспомнили, что у нас кран достает только до 8 этажа. Послали Сидорова доставать новый кран. Играем в Quаkе. Алекс замочил Петровича. Растет смена!

                24.11. Вернулся Сидоров. Кран не достал, зато достал крутой экскаватор. Предлагает вырыть глубокую шахту и построить дом не в высоту, а в глубину. Говорит, что нигде в контракте не сказано, что 12 этажей должны быть над поверхностью. Еле отговорили.

                25.11. Устроили мозговой штурм по проблеме крана. На последней бутылке пива нашли решение. Бросили основное строительство. Строим рядом 4-этажный дом. Потом втащим наш кран ему на крышу.»
                (с) если бы программисты строили дома =)
            • +1
              руферы беспокоят?
              • +9
                нет, господин доктор, я к вам по другому вопросу…
              • +1
                Вам удалось вставить гифку в наилучшем месте в статье. Очень показательно получилось.
              • 0
                «Главный европейский небоскреб»- это кто так решил? В Европе знают?
                • +4
                  Башня — главное здание Европы по высоте, с 6 октября прошлого года. Все ли в курсе — не могу сказать, опросов не проводили, да и осведомленность о фактах не является критерием их истины.
                  • +3
                    Главное и самое высокое, немного разные вещи, и это режет глаза
                    • +7
                      //sarcasm on
                      Скажу вам по секрету — на самом деле в шпиле будет секретная комната с троном большой красной кнопкой «отключить газ всей Европе» посередине. И в случае чего, на эту кнопку будет нажимать тот-чьё-имя-нельзя-произносить. Так что здание будет и самое высокое и самое главное.
                      Но только вы никому.
                      //sarcasm off
                      • Так не туда ли планирует переезд московский офис Газпрома? так что в каждой шутке есть доля шутки.
                • 0
                  Спасибо за статью!
                  Вот даже когда просто смотрю фотографии на вроде:
                  Монтажник у кромки будущего фасада башни. Декабрь, 2017

                  Внизу живота что-то предательски ёкает… Особенно, когда смотришь на кран, и понимаешь, что он ещё выше тянется!
                  И, не знаю, я — понаехавший, но мне Лахта нравится! В центре конечно её правильно не стали ставить, но сам где она стоит — самое то: и видно отовсюду и с историческим центром не конкурирует.
                  • 0
                    Спасибо! Да, высотники — отважные люди, там где все мы трепет от одно вида испытываем, они просто буднично трудятся. Это удивительно. Приходите на вторую часть статьи — там фото, где монтажники на внешней стороне пика шпиля работают, отметка около 460 м. Я б медали за такое выдавал…
                    • 0
                      На 9 фотографии не видно как высотник пристегнут ( умом то я понимаю что все в порядке, но глаза говорят обратное.
                      А на фоне следующего абзаца про технику безопасности фотография вдвойне «опасная».
                      • +1
                        А так видно))? От техники безопасности и ОТ еще никто не уходил.

                        image
                        • +1
                          Да так намного спокойней :)
                          • 0
                            На ум приходит миниатюра В. Пикуля «Автограф под облаками». О событиях времён, когда о «Design for serviceability» или «Design for maintainability» если и думали(?), то в последнюю(?) очередь.
                    • +1
                      Тут от половины фотографий где вид сверху, все сжимается.
                    • +1
                      Крановщики существуют? или краны на пульте? Если они существуют, то как они вообще попадают на работу?!
                      • +4
                        В каком-то из прошлых постов было написано, что где-то до середины здания едут на лифте, затем переходят по мостику на кран и дальше лезут по лестнице.

                        Вообще высота конечно стремная. Причем парадокс — мне не страшно было на такой же примерно высоте (300-400 метров) летать за штурвалом цессны в аэроклубе, а вот стоять на вроде бы твердой (и более надежной чем дряхлый 40-летний самолет) поверхности — страшно.
                        • 0
                          Причем парадокс

                          Я когда впервые оказался на 9-ом этаже в своей жизни, то явно почувствовал качения казалось бы твердой поверхности (дом-башня, ветроган был очень сильным в тот день). Потом конечно привык и уже не могу это прочувствовать (дежурная нагрузка на здание ведь). А вот если подняться на 80-100 этажей, то там наверное уже толком и не привыкнуть будет.
                        • +1
                          Куда же без них? Часть пути на лифте в небоскребе, дальше по переходному мостику — на лестницу в башне крана и по ней — вверх, в кабину. Про вторую часть статьи уже говорил, там подробно рассказано. В общем, скоро будет про это. И тут про крановщиков есть.
                        • +1
                          Не раскрыт вопрос замены лампочек.
                          • +1
                            Для чего его построили? На фоне Питера смотрится как-то странно. Как одиноко стоящее дерево среди поля.
                            • +3
                              Почему все деревья должны расти непременно в чаще? Архитектура Петербурга – это именно что одиночные доминанты: Петропавловка, Смольный, Исаакий — те самые «одинокие деревья», которые возвышаются «в поле».
                              Что касается Лахта Центра. На побережье очень интересный, футуристичный если не район, то ансамбль формируется. Посмотрите как-нибудь, особенно вечером красиво.

                              image
                              • 0
                                Да, подтверждаю. Ездил в декабре домой и впервые увидел все это (раньше в этот район не попадал) и действительно как-то это все вместе неплохо смотрится в моем городе.
                            • –1
                              Как-то вы невовремя про спутники. В соседнем треде Тесла на околосолнечной орбите, а вы чуток над Землёй приподняли — и туда же метите.
                              • 0

                                Да, надо было Ладу на конец шпиля воткнуть. С Фёдором.

                              • 0
                                А где можно хайрезы посмотреть? Виды отличные.
                              • +1
                                Прикольно, позитивно, красиво пишете и получается, спасибо. Такого бы пиара (в положительном смысле) всему бы в России — глядишь и отношение, а за ним и настроение меняться будет. В общем — не знаю насчёт небоскрёба, но этими статьями вы точно положительное дело делаете, созидаете.
                                • +4
                                  Спасибо, вы не представляете, как приятно, когда материал читателям интересен – значит, не подвел ни тех, кто строит, ни тех, кто читает.
                                  • 0
                                    Такого бы пиара (в положительном смысле) всему бы в России — глядишь и отношение, а за ним и настроение меняться будет.
                                    Уже есть: www.youtube.com/playlist?list=PLFA1CB42DBD08F633
                                    Время-вперед
                                    «Время-вперёд!» – это еженедельная программа о позитивных новостях из жизни страны. Мы устали от шумных телевизионных ток-шоу, пустой говорильни и деструктивной пропаганды в адрес нашей страны. Каждый день нам вдалбливают в голову установку на саморазрушение – «Россия деградирует, Россия является отсталой страной, у России никогда ничего не получится». Так нас лишают веры в собственные силы и убивают наше будущее. Мы знаем, что мы лучше, чем сами привыкли о себе думать. В наших выпусках только правда. В наших выпусках только позитив. В наших выпусках только движение вперёд!
                                    • 0
                                      Посмотрел, спасибо, но я бы хотел что-нибудь без политики. А то всё «Россия сделала, а другие нет… подтвердили лидерство технологий в атомной отрасли»…
                                  • 0
                                    «Я раньше на работу не принимал тех, кто говорит, что не боится высоты» — вот интересно, у меня например полностью отсутствует страх высоты, но здравый смысл то у меня есть, я лишний раз рисковать тоже не буду. Но получается что при наличии выбора возьмут на работу на высоте не меня а человека которому будет дискомфортно работать.
                                    • 0
                                      Про здравый смысл нужно помнить, а страх — он сам напоминает.
                                    • 0
                                      У небоскрёба Лахта Центр есть противобакланная защита?
                                    • 0
                                      А чем столько бетона гоняют на такую высоту?
                                      • 0
                                        Я однажды посещал Электростальские радиовышки. 217 метров по лестнице довольно тяжело, особенно в первый раз. Боюсь представить каково крановщикам каждый день подниматься, даже если там меньше подниматься приходится.
                                        P.S. Поздравляю с новым достижением, статья, как обычно, отличная.
                                        • +1
                                          Что-то еще из грандиозного в питере планируется строить в ближайшее время?
                                          • +1
                                            Николай, спасибо за статью.
                                            Грандиозное дело делаете. Даже удивительно, что у нас решили такое построить.

                                            З.Ы. Желаю вам, что ваша система ПОС работала так, как вы задумали. Есть сомнения в её работоспособности, но для аргументированной критики мало информации.
                                            • +2
                                              Я после чтения Ваших постов решил отложить турпоездку в Петербург до окончания строительства. Хочу побывать внутри
                                              • +2
                                                Реквестирую запрос!!! Когда можно будет официально посетить смотровую площадку!!! Чтоб запланировать поездку в Петербург?
                                                • 0
                                                  Присоединюсь к вопросу — когда и куда записываться? )
                                                  • 0
                                                    makev не томите! что слышно по дате открытия? можно немного инсайда?
                                                • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                  • 0
                                                    Спасибо, что пишите! Приятно думать, что есть и у нас и проекты с размахом и нормальное освещение их процесса. Без шапкозакидательства, без бесконечных сравнений «а у них». Просто люди делают свою работу, делают ее хорошо и красиво и следить за этим — большое удовольствие!
                                                    • 0
                                                      Почему бы не сделать ещё одну обзорную площадку на уровне, где заканчиваются 5 колонн, и лифт к ней? Тогда бы шпиль хоть как-то использовался — думаю, нашлось бы много желающих посетить её.
                                                      • 0
                                                        Спасибо за интересную статью, с нетерпением ожидаю каждой новой публикации!!!
                                                        У нас на работе возник с коллегами спор — пока идёт монтаж шпиля и достройка этажей — что происходит на нижних? Идёт ли отделка помещений или это начнётся только после завершения основного строительства? Можно ли где-то почитать??
                                                        • 0
                                                          ну нафиг на такой высоте работать
                                                          • –1
                                                            в кабинах кранов, работают люди? или краны автоматизированы и управляются дистанционно?
                                                            ps: попробуй туда еще залезь, да еще по обледенелой лестнице
                                                            • +1
                                                              Все же цивилизацией управляют понты.
                                                              Сколько метров вверх воообще без оборудования(ну не считая ламп) и помещений только чтоб сказать, что оно еще выше.
                                                              • 0
                                                                А эстетика — это тоже понты?
                                                                • 0
                                                                  Ой, не говорите только мне, что там 2тыс тон сверху здания чисто чтоб оно красивее выглядело, ага.
                                                                  • +1
                                                                    Ну, а вы представьте здание без него. Будет этакий «обрубок».
                                                                    • 0
                                                                      Вполне представляю. Бедный Нью Йорк, че. Там почти все «обрубки».
                                                            • 0
                                                              Эта башня конечно крутой и очень красивый проект.

                                                              Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                                              Самое читаемое