Якобы полноспектральная фитолампа на якобы 80 Вт

    В проекте Lamptest я бесплатно тестирую любые светодиодные лампы, которые можно купить в магазинах. Один из посетителей сайта прислал мне для теста фитолампу, которую он купил на Aliexpress. Заявленная мощность лампы — аж 80 Вт, обещают полный спектр, включая синий, красный, белый, ультрафиолетовый и инфракрасный свет и световой поток 2500 lm.

    Лампа огромная — 125 мм в диаметре, весит почти полкило.


    На лампе установлено 120 светодиодов: 78 красных, 24 синих, 6 белых, 6 инфракрасных и 6 ультрафиолетовых.


    Начнём с самого простого — измерения потребляемой мощности.


    На лампу было подано напряжение 230В ±0.3% со стабилизатора с двойным преобразованием Штиль Инстаб 500. После получасового прогрева лампы точный измеритель мощности Robiton PM2 показал значение 23.43 Вт, что почти вчетверо меньше того, что обещал продавец.


    Значение светового потока было измерено с помощью прибора Viso LightSpion. Прибор показал всего 603 лм, что более, чем в четыре раза меньше обещанного. Я допускаю, что прибор, предназначенный для тестирования осветительных ламп, на фитолампах может ошибаться, но точно не в четыре раза.


    LightSpion чуть менее точно измеряет электрические параметры, поэтому значения напряжения и мощности на скриншоте немного отличаются от реальных.

    Продавец приводит следующие параметры спектра лампы:

    Light Spectrum:
    Red: 630nm~660nm
    Blue: 430nm~460nm
    IR:730nm
    UV:380nm
    White:6500K

    Спектр был измерен с помощью спектрометра UPRtek MK350D.


    Максимум спектра лампы зафиксирован на длине волны 629 nm (красный цвет). Это ниже, чем заявлено (630nm~660nm).

    Второй пик — синий 456nm (83% от максимального уровня).

    Белых светодиодов у лампы всего шесть и они дают менее 5% от общего светового потока, поэтому их влияния на спектр почти не заметно.

    Ультрафиолетовый пик приходится не на 380 nm, а на 399 nm — это уже видимый фиолетовый свет. Ближний ультрафиолет это 300-400nm. Уровень пика составляет 14% от максимума.

    Инфракрасный пик на 737nm, его уровень — 9% от максимума. На самом деле этот свет даже нельзя считать инфракрасным, ведь ближний ИК-диапазон начинается с 740nm.

    Я не ботаник и не могу сказать, влияет ли на рост растений небольшое добавление белого света, а также ультрафиолета и инфракрасного света на границе видимого диапазона или это просто маркетинговый ход.

    Но совершенно точно могу сказать, что по мощности лампы продавец обманывает покупателей в четыре раза, что даёт все основания требовать возврата 3/4 от потраченных $20.84 через диспут.

    P.S. Лампа покупалась тут.

    © 2017, Алексей Надёжин
    LampTest 236,45
    Тестирование светодиодных ламп
    Поделиться публикацией
    Никаких подозрительных скриптов, только релевантные баннеры. Не релевантные? Пиши на: adv@tmtm.ru с темой «Полундра»

    Зачем оно вам?
    Реклама
    Комментарии 61
    • 0

      del

      • 0

        Было бы интересно почитать нормальное исследование эффективности такой лампы. Ну и ещё — насколько сильно нагревается этот полукилограммовый утюг? Что же до возврата денег — в obi подобная лампа на 15 ватт стоит в 2 раза дороже.

        • 0
          Утюг всего 23 ватта, так что с тяжеленным железным корпусом нагревается не сильно — руки не обжигает, значит меньше 60 градусов.
          • 0
            Эффективность скорее всего будет никакая. Световой поток для такой мощности очень слабый. Спектр для фитолампы никакой, тут даже без исследований оспаривающих необходимость особого спектра можно обойтись.
            На эти деньги можно взять 4 таких lamptest.ru/review/nanosvet-l287-lh-mr16-85-gu10-840-38d световой поток будет в 5 раз выше, спектр все тоже, плюс зеленый.
            Да нет дальнего красного и дальнего синего, так и тут и на грани погрешности.
            • 0
              1. Зачем фитолампе зеленый свет?
              2. Стандартный керамический патрон стоит в Леруе 13 рублей. А для этой лампы — простых патронов вообще нет в продаже, только гламурные по 150-300 руб, а бегать искать его по строительным рынкам — нужно много времени и энтузиазма.
              • 0
                Про зеленый свет, вопрос холиварный, если исследования которые показывают, что эффективность красно-синего спектра сильно преувеличена и от зеленого он отличается на считанные проценты( при этом эффективность диодов ниже и они дороже ).
                Плюс спектр по разному влияет на разные растения в разных стадиях роста.
                Но тут вопрос даже не в этом. В данной лампе и красно синий никакой. Красный пик ниже 650, синий чуть выше 450. Освещенность в красно-синей зоне у нее будет не выше пары
                lamptest.ru/review/nanosvet-l287-lh-mr16-85-gu10-840-38d, при это отсутствует освещенность в зеленой плюс чудовищная цена и мощность.
                Да есть совсем немного дальнего красного и синего, но его кол-во пренебрежительно мало.

                Вот ссылка на «сильно понтонный патрон»
                leroymerlin.ru/product/patron-keramicheskiy-uniel-gu10-cvet-belyy-12856316
                • 0
                  За ссылку спасибо! Продавцы, видать, не в курсе ассортимента своего магазина )))

                  По поводу зеленого света — ну может и холиварная тема, теоретически ))))
                  А по своему опыту могу сказать, что зеленый свет для тех растений, что мне доводилось выращивать — невидим, то есть они считают, что света нет, или почти нет.
            • 0
              Фитолампа — это, видимо, для выращивания растений. Чтобы нормально исследовать эффективность, нужно, видимо, вырастить под этой штукой на балконе деляночку конопли грядочку петрушки. И сравнить с образцами из контрольной группы.
              • 0
                Причём там есть нюансы на уровне того, что если недостаточно света определенной длины волны, салат вырастает не хрустящим.
                • 0

                  В биологии вообще всё очень сложно и нелинейно. Только опытным путём.

                • 0
                  не ботаник и не могу сказать, влияет ли на рост растений небольшое добавление белого света

                  Тут можно почитать
            • 0
              Я бы не говорил с такой уверенностью об обмане в 4 раза, не имея возможности точно проанализировать спектральные пики. Производитель явно имел ввиду эквивалентную мощность по л. накаливания.
              • +2
                С чего это? Он имел ввиду электрическую мощность этой лампы. Нигде про эквивалент лампы накаливания я не вижу и лампа накаливания 80 Вт, вообще-то даёт 800-900 лм, а не 2500.
                • 0
                  Мощность потребления есть мощность потребления. На неё ориентируются при расчете экономической эффективности, и никакими эквивалентами она не измеряется.
                  • 0
                    На СД и прочих «сберегайках» обычная практика — указывают эквивалент по накаливанию(крупно) и где-нибудь в углу мелкими — потребление.
                    • 0
                      Скорее всего — по историческим причинам, т.к. обычные потребители привыкли к лампам накаливания и ориентируются на их мощность. В случае фитолампы потребители — опытные пользователи, и область не имеет ничего общего с лампами накаливания.
                      • 0
                        Мне кажется, что все давно отвыкли и смотрят люмины. Ну, блин, зоопарк ламп уже лет 10 на прилавках. Уже КЛЛ успели сдохнуть почти. Какие лампы накаливания?
                  • +1
                    Нет, продавцы осознано врут насчет мощности ламп. Несколько лет тому назад, когда я спросил у одного из продавцов на Aliexpress «какова реальная мощность его лампочек?». Ответ был примерно следующий: «смело делите на 3 мощность из описания товаров любых лампочек на этой площадке, да и он был бы рад написать реальные мощности в своих товарах, но тогда их просто покупатели не будут брать, поскольку его лампочки начнут сравнивать с товарами других продавцов, у которых мощность заявленная будет такой же ка у него, но цена будет значительно меньше».
                    Причем, за это их можно наказывать рублем открывая спор и возвращая суммы пропорциональные недостающей мощности.
                    • 0
                      Али вообще специфическая площадка, там всегда нужно точно понимать что покупаешь и где тебя могут обмануть. Но ассортимент и дешивизна компенсируют этот недостаток ))
                      Конкретно же в данном случае 80вт как спектральный эквивалент соответствующей лампы накаливания выглядит не так уж и неправдоподобно.
                  • +1
                    Добавлю ещё, что измерители потока обычно «смотрят» в трёх узких диапазонах RGB в предположении относительной равномерности спектральной плотности. Но для узкополосных источников, заточенных под поглощение хлорофилла они могут попадать мимо пиков и сильно врать.
                    • 0
                      Нет, измерители потока построены на спектрометрах и смотрят весь видимый диапазон, другое дело, что нет уверенности, что при наличии отдельных острых пиков их софт это правильно считает.
                      • 0
                        На спектрометрах далеко не все построены, они дорогие. Полно на интегральных модулях — три фотодиода под RGB фильтром.
                        • 0
                          Измерители светового потока? Ни разу не встречал таких.
                          • 0
                            Да ну, таких как раз большинство (lux meter в гугле)
                            Причём в основном используются сенсоры вообще без цветового разделения типа такого:
                            www.ti.com/lit/ds/symlink/opt3001.pdf
                            В более продвинутых:
                            www.intersil.com/content/dam/Intersil/documents/isl2/isl29125.pdf
                            • 0
                              Ээээ. А при чём тут люксметры? Мы говорили об измерении светового потока, а не освещённости. Световой поток люксметром измерить весьма затруднительно. :)
                              • 0
                                Световой поток и освещённость прямо связанные величины.
                                И датчики используются одни и те же. Разница только в оптической схеме. Более того, в бытовых условиях, если не нужна высокая метрологическая точность, световой поток измеряется люксметром просто элементарно.
                                • 0
                                  Да, прямо связанные.
                                  Датчики никогда не используются одни и те же по довольно простой причине. По ней же не получится более-менее точно измерить поток люксметром.
                                  Увы, все фотодиоды имеют разную чувствительность на разных длинах волн, а значит измеренные значения будут очень сильно зависеть от цветовой температуры лампы.
                                  Я это всё знаю не теоретически, а практически. Много разных экспериментов провожу.
                                  • 0
                                    Увы, все фотодиоды имеют разную чувствительность на разных длинах волн

                                    Простите, но вы даже не полюбопытствовали прочесть документацию по ссылкам, которые я дал. Это далеко не просто фотодиоды.
                                    • 0
                                      Пропустил. Изучу, самому интересно. Спасибо!
                      • 0

                        Ммм… Люксометры и прочие фотометры имеют характеристику приближенную к глазу. Если я правильно понял о чем речь

                      • +1

                        737 нм обычно называют дальним красным, емнип "пробуждает" растения от какого-то там сна. Инициирует фотосинтез утром может быть.
                        Очень интересно наличие 390 нм, редкая длина волны для диодов. Кстати 380 нм — управляющая аккомодацией глаза длина волны, но это уже для человека.

                        • 0
                          395 нм — самый распространенный и самый дешевый тип УФ диодов, на алиэкспресс огромный выбор любых формфакторов. Половина из них идёт как «сушилка» для ногтей.
                          • 0
                            Да, верно, но обычно их не включают в состав фитосветильников, по крайней мере не видел такого
                        • 0
                          Алексей, сорри за оффтоп, но хочу спросить про Robiton PM2. Вы не замечали за ним странных показаний мощности при измерении им ампер и ватт, если мерить им потребление ИБП? У меня он у некоторых (именно некоторых, а не всех, системность не понял) ИБП показывает какие-то космические значения порядка до 2 раз выше реальных (под реальными я понимаю как показания собственно ИБП, так и здравый смысл, когда один и тот же комп, сидящий на ИБП, потребляет именно 100 ватт, а не 200, как показывает робитон)
                          • 0
                            Очевидно, он меряет ток путём выпрямления и интегрирования с коэффициентом для синуса, в то время как недорогие ИБП имеют коэффициент мощности в районе 0.5 (заметно искажают форму тока). Нормальное, в принципе, поведение. Заодно показывает эквивалентный ток, нагружающий проводку — хотя я бы предпочёл увидеть честные ватты и отдельно КМ.
                            В ИБП с PFC эта проблема снимается, PFC корректирует потребление в начале полупериода.
                            • 0
                              это могло бы быть хорошим предположением, но этот же робитон умеет мерить и power factor и показывает его выше 0,9 при этом. ИБП были в том числе APC Smart с чистым синусом
                              • 0
                                Нет, он учитывает PF и даже его показывает. Он делает несколько тысяч замеров в секунду и рассчитывает.
                                • 0
                                  В принципе отличить 20 от 80 ватт легко даже чисто по нагреву — замотать ту лампу в пенополиэтилен и измерить её нагрев за, допустим, 100 секунд работы. Если лампу жалко — можно завернуть в тонкий полиэтилен и топить ею снег в ведре, пока весь не растает. Хотя, думаю, 20 от 80 ватт можно и так руками отличить — 20 руками снять на себя можно, а кипятильник 80 уже слабо. Т.е не думаю что тут прибор ошибся, скорее всё-таки китайцы наврали.
                              • 0
                                Не замечал. У меня два PM2 и куча упсов. Попробую, но скорее всего уже после НГ.
                              • 0
                                Спасибо за ваш труд. Благодаря вашему сайту подсморел спекры и сделал вывод, что растения можно посвечивать обычными LED лампами. Уже три недели куст фикуса нежится под 10.5 ватным «солнцем» Филипса. Не совсем понятно, как определить величину интенсивности спектра. Скажите пожалуста, у вас на сайте высота изображения какой-либо спектрогаммы — это 100% или вы его обрезаете под макимальное значение спектра?
                                • 0
                                  Сам спектрометр считает самый высокий пик ста процентами.
                                • 0
                                  Прошу прощения за оффтоп. Вот такую не тестировали?
                                  image
                                  Продаётся в сетевых магазинах что-то за 80-90 руб. Заявлен ресурс 30000ч. Купил комплект на квартиру, в течение месяца перестали работать все
                                  • ну и зачем после этого спрашивать что-либо?
                                    • 0
                                      именно они стоят у меня уже больше года и есть ещё поменьше мощностью, что-то около 6 Вт, нареканий нет
                                      • 0
                                        Желательно такое дома не использовать из-за низкого CRI.
                                      • +1
                                        Тестировал предыдущую версию. Низкий CRI, очень дешёвое изготовление, и 680 лм всего — то есть это замена 60-ваттной лампы, а никак не 100. В общем, ровно на 80 рублей. :)
                                        • 0
                                          Поддержу. Покупал одну, вышла из строя в районе года, ещё на гарантии была, поменял. Мне кажется у них проблемы с охлаждением, вскрыл новую, приклеил радиатор от старой материнки, вроде работает уже близко к году
                                          • 0
                                            Отвратительные лампочки, из пяти купленных вернул в магазин все пять в течении месяца. Все сдыхают одинаково — начинают моргать потом тухнут. Магазин принимает назад без вопросов, в двух знакомых магазинах сказали что больше лампочки этой фирмы не закупают — распродают остатки.
                                            • 0
                                              покупал такие же лампы — 2 штуки. тоже меньше месяца обе продержались.
                                            • 0
                                              Спасибо за тест! Ждал момента, когда вы займётесь фитолампами!
                                              Распределение спектра у лампы неплохое, немного подкачал «дальний красный», но это уже что-то, у других фитоламп с ним совсем глухо. Непонятно, зачем здесь белый свет — возможно, чтобы подтянуть люмены. Буду ждать следующие тесты.
                                            • +1
                                              Потребление алкоголя в стране снижается, зато растут продажи фитоламп…
                                              • 0
                                                Вообще-то на самой лампе нет надписей про мощность (судя по фото). А на АлиЭкпресс продаётся разная мощность — от 20 до 80Вт. Может хозяин лампы купил на 30 всесто 80? Ну перепутал случайно, не туда нажал.
                                                • 0
                                                  Нет, это лампа «на 80Вт». По картинке у продавца видно сразу и спутать невозможно.
                                                  • 0
                                                    год назад интересовался такими лампами, для досвечивания рассады. После анализа предложений понял, что продавцы вместо реальной мощности лампы пишут максимально допустимую мощность установленных в ней светодиодов. Т.е. если подобрать балласты, то из этих светодиодов теоретически можно выжать такую мощность и они не сгорят сразу.
                                                    Но в таком режиме ресурс лампы будет вообще никакой, причем часов через 1000 светодиоды потеряют как минимум половину эффектвности.
                                                    Поэтому 3-ваттные светодиоды ставят в режим мощности около 1 Вт, а вместо реальной мощности прибора пишут максимальную мощность установленных в них диодов.
                                                    Причем это общая практика, наверно 99% китайских фитоламп так маркируются.
                                                • 0
                                                  Подскажите пож-та простому обывателю, можно ли таким бытовым люксометром как-то проверить заявленные люмены от лампы? Если да, то как?
                                                • 0
                                                  Один из посетителей сайта прислал мне для теста фитолампу, которую он купил на Aliexpress.
                                                  Насколько вероятно что эта лампа имеет некоторый процент деградации из-за того что она БУ, причем в неизвестно каких условиях, и как долго.

                                                  Кстати вот еще мысль из заметок параноика:
                                                  Приславший человек мог внести изменения в лампу дабы дискредитировать эту модель,
                                                  тк ваш сайт уже является источником информации для очень многих людей.

                                                  Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                                  Самое читаемое