Как стать автором
Обновить
0
Lenovo
Умные технологии для всех

Многоядерный чемоданчик: переносная рабочая станция

Время на прочтение 13 мин
Количество просмотров 33K
Игровой ноутбук достаточно долгое время был забавным словосочетанием, умевшим доставлять боль пользователю: мощный и резвый при покупке девайс спустя год превращался в чихающего пылью старпёра, который уже не мог себе позволить высоких настроек, сильно терял в цене и особо не был готов к апгрейду. А мобильные видеокарточки со всевозможными извращениями в виде больших объёмов памяти, разведённых на очень узкой шине или порезанных блоков растеризации, которые убивают потенциал железа, вовсе были нормой.



К счастью, в 2016-м году NVIDIA и Intel готовы предложить любителям мобильности достойное железо, которое не подведёт их через год или два, дело за малым: собрать ноутбук так, чтобы эти два года казались вам сказкой.

Lenovo Y910 пережил смену поколений: прошлая версия была хороша во всём, имела флагманскую видеокарточку, но это была 980М, которая сегодня ещё «жжёт», но при вышедших «Паскалях» от NVIDIA уже не торт. В новой версии исправили это досадное недоразумение, исправили пару незначительных мелочей в оформлении и теперь у Y910 всё в порядке и с железом, и с внутренним убранством, и с экстерьером и комфортом: один из лучших игробуков года. Хотите доказательств? Легко.

Дон Графон


Что изменилось в этом году, и почему видеокарта перестала быть «минусом» ноутбука? Взгляните на эту картинку:



Собственно, это главное отличие: теперь мобильные чипы отличаются от десктопных частотами и типом подключения к памяти. За это говорим спасибо новому техпроцессу, который позволил существенно снизить энергопотребление и тепловыделение — теперь отличие лишь в рабочих частотах, напрямую влияющих на горячий нрав видеокарт. По сути, лишь ограничения по охлаждению и являются барьером для дальнейшего уравнивания настольных и мобильных систем.

Вторым существенным изменением стал рост эффективности самой архитектуры: Maxwell на момент выхода был хорош, но NVIDIA ухитрилась развести бардак в линейках и архитектурах, смешав в рамках одних цифровых индексов разные поколения GPU. С приходом Pascal’ей (NVIDIA 10-series) беспорядок закончился, выделенные мобильные чипы не нужны, а новые фишки радуют пользователей.

Например, полноценный автоматический разгон в рамках температурных ограничений, установленных на заводе. Причём включается «ускорялка» не абы когда, а в самых сложных сценах, когда частота кадров проседает, и дополнительные напряжение и частоты тем выше, чем серьёзнее нагрузка. В ноутбуке установлена видеокарта, которая по праву считается «королевой 1080p-разрешения»: GTX 1070 с полными 8 ГБ оперативной памяти. Да, можно было бы поставить и GTX 1080, но в плохо оптимизированных играх разница на таком разрешении была бы несущественна, а вот цена выросла бы заметно. В тех случаях, когда какие-нибудь поляки не забили на оптимизацию всё и так шикарно. Теперь жаловаться на GPU причин нет, идём дальше.

Горячее сердце


Флагманские «мобильные» процессоры Intel легко догоняют своих «больших братьев» из настольных компьютеров: здесь те же 4 ядра, 8 потоков, внушительные частоты (у самого популярного для флагманских игробуков i7-6820HK — 3.6 ГГц, у топовых моделей — 3.7 или 3.8 ГГц в зависимости от встроенной графики), 8 Мбайт кеш-памяти и полноценные 16 линий PCI-Express 3.0 для подключения видеокарты или даже двух. Эти демоны выдерживают температуры до 100 градусов по цельсию при достаточно скромом теплопакете в 45 Ватт — килограммовые медные радиаторы так и остались (наверное, к счастью) уделом десктопов, так что суровые условия работы накладывают соответствующий отпечаток.

Бесконечная память


Флагманский процессор действительно по всем фронтам не отстаёт от настольных: 2 канала памяти по 2 слота каждый, до 16 ГБайт на модуль — и вот перед вами 64 гига оперативки. В ноутбуке, Карл! Да такими объёмами может похвастаться не каждый сервер! Добавьте сюда два, нет, ДВА разъёма NVME для сверхбыстрых SSD-дисков (можно поставить 2х512 Гб и радоваться жизни), и классический SATA-накопитель в лице 1 ТБ HDD, который вы тоже можете поменять на какой-нибудь SSD-диск объёмом в пару терабайт. На оптический привод места не хватило (да и кому он сегодня нужен), но на всякий случай Lenovo заботливо кладёт в комплект внешний привод. Так что если вы давно хотели выносной DVD-резак — берёте Lenovo Y910 и получаете ноутбук в подарок )



Дисковая подсистема действительно хороша, но то, что ставится в ноутбук «из коробки» — ещё лучше. SSD Samsung 950 PRO M.2 — накопитель серверного класса, в котором исключён главный «костыль», мешавший развитию SSD-дисков: набор команд SATA / SAS, создававшихся во времена вращающихся блинов и магнитных головок. Для своего времени и области применения протоколы были хороши, но SSD требует другого подхода к формированию задач. Низкие задержки, практически нулевые расходы на поиск нужных данных и демонические скорости чтения и записи требуют от компьютера глубокой очерёдности задач. Старые интерфейсы обеспечить её не могли, и современные диски намного лучше работают при прямом подключении к шине PCI-Express. 512 ГБ версия диска обеспечивает последовательную скорость чтения до 2.5 Гбайт/с и записи до 1.5 Гбайт/с.



Для достижения таких скоростей диску требуется высокопроизводительный контроллер (и он там есть, фирменный Samsung UBX, умеющий работать с NVMe и выжимать из памяти все соки), и его тепловыделением нельзя пренебрегать. При максимально сложной нагрузке на запись Samsung UBX выделяет до 6 Вт тепла, что в условиях ноутбучной упаковки может доставить проблем, подкинув в печь системы лишних джоулей, а здесь таких дисков два. В итоге некоторые ноутбуки показывают приличную производительность дисковой подсистемы только «на холодную». В Lenovo Y910 эта проблема решена ещё на стадии проектировки, и в системе охлаждения заложен запас, а потоки воздуха проходят в том числе и через зону установки SSD-накопителей. Результат говорит сам за себя — никакого троттлинга и лёгкое достижение паспортных значений по скоростям. Круче этого накопителя только узкоспециализированные серверные SSD-диски стоимостью в несколько таких ноутбуков.

Холодный нрав


Подобная начинка в ноутбуке у кого угодно выбьет скупую слезу (а кто-то и в три ручья рыдать будет), но использовать слёзы владельца для охлаждения — это как-то перебор. Тем более что теоретический максимум, с которым надо справиться — чуть больше 150 Вт тепла. Lenovo Y910 использует последовательное охлаждение компонентов, засасывая воздух спереди, снизу и по бокам и протягивая его поочерёдно от самых холодных частей к самым горячим.



Последними радиаторами, само собой, становятся выходы систем охлаждения ЦП и видеокарты, после чего раскалённый воздух моментально выбрасывается назад и вверх, за дисплей.



В результате зона трекпада и клавиатуры остаётся чуть тёплой: хоть час играй, хоть три, хоть восемь. Главное — не пускать кота лежать перед «выхлопом», а то у животинки может случиться стрижка-вспышка.



И, да, любителям пультов в пакетиках и заводских плёнок на девайсах придётся пролить крокодиловы слёзы. Снять все плёнки перед эксплуатацией необходимо, иначе система охлаждения задохнётся и внутри может что-нибудь сломаться. А такой случай вряд ли покрывает гарантия.

Форма, соответствующая содержанию


Начинка, бесспорно, флагманская. Консолям такая даже не снилась, равно как и многим десктопам тоже. Настало время разобраться с обвязкой — периферией и набором интерфейсов. В конце концов, это же ноутбук, а не демо-стенд.





Дисплей


В ноутбуке стоит лучшее, что можно было найти и поставить для игровой машинки. 17-дюймовая FullHD IPS-матрица с матовым покрытием, частотой обновления 75 Гц и поддержкой быстрой синхронизации G-Sync. Для игроков это означает одно: игры не будут упираться в вертикальную синхронизацию, если дойдут до стандартных в ПК-индустрии 60 кадров в секунду, а во всех остальных случаях не будет ни разрывов, ни «резинового» замедления и ускорения игрового процесса со включённой синхронизацей.

4k или 2560х1440 на такой диагонали просто стали бы лишней нагрузкой на видеокарту, увеличили цену, время отклика, потребовали бы установки другой системы подсветки и уже не радовали бы вышеозначенными плюшками. Главное-то не сферическое разрешение в вакууме, а его соотношение с диагональю, расстоянием до дисплея и тем, как настроена матрица, и здесь все эти параметры пребывают в гармонии.



Ожидать от игрового дисплея 100% покрытия sRGB и идеальной цветовой точности как-то глупо, тем более в ноутбуке, но в случае с Y910 расстраиваться не придётся — картинка отличная. Производитель не стал выкручивать контрастность и настраивать цвета на едко-AMOLED’ный лад. Гамма-кривая на всём диапазоне (кроме крайних 10% слева и справа) очень близка к эталону.

Точка белого смещена к «тёплым» оттенкам ради снижения нагрузки на зрение и общего улучшения восприятия картинки, но главное, что цветовая температура равномерна и не «плавает» в зависимости от яркости. Собственно, для базовой работы с фотографиями, видео и документами ничего и не надо, а профессионал всегда может подключить свой 4k-дисплей через внешний DisplayPort или HDMI-разъём.

Клавиатура и трекпад


Во времена, когда слово «трекпад» (или тачпад) ещё резали слух, в моде были всякие квейки — большинство людей играли в него мышкой, но была небольшая каста людей, которые играли (и целились) исключительно с клавиатуры — лично мы их называли «трактористами». Сейчас же вряд ли найдётся извращенец, который будет на полном серьёзе играть в шутеры или какую-нибудь «доту» только на клавиатуре и уж тем более на трекпаде: ну, прикола ради разок можно, да какую-нибудь пошаговую стратегию тоже можно потыкать, но в остальном старая-добрая мышь лучше.



К некоторым Y910 такая идёт в комплекте, в нашем случае её не было. Впрочем, мыши и предпочтения пользователей (тем более игроков) сильно отличаются, так что тем лучше: выбрать можно что-нибудь привычное, приятное и удобно. В остальных случаях у Y910 стоит очень чувствительная и довольно большая панель с «шелковистым» ощущением от прикосновения. Пользоваться трекпадом приятно: он понимает привычные жесты, точен и вообще источает нежный яблочный аромат.



Но главную роль, безусловно, уделили клавиатуре. В ноутбук запихали полноценную «механику».

Ну, как полноценную. Сантиметрового хода клавиш тут нет, как и привычных свичей Cherry MX, а вот то непередаваемое, идеальное ощущение нажатия, лёгкий щелчок, который вы слышите и ощущаете, то чувство работы с чем-то сложным и удивительно приятно работающим — оно тут, на месте. В раскладке клавиатуры минимум извращений.

  • Слева расположен один дополнительный столбец клавиш: макро-кнопки и переключатель турбо-режима. К такому смещению на один символ привыкаешь за пару дней;
  • NUM-блок, совмещённый с основными FN-триггерами чуть уехал вверх относительно базового ряда кнопок. Не страшно;
  • Под NUM’ом расположены полноразмерные стрелки, выделенные в отдельное пространство. Никто не стал запихивать их в единый блок с буквами и цифрами, так что пользоваться приятно.



В сумме мы имеем разумный набор компромиссов, который делает работу с клавиатурой удобной. И это при полноразмерных клавишах, «островной» архитектуре и механических переключателях! Именно такого прогресса хотелось в мобильных клавиатурах, а не этих слащавых «ещё тоньше, теперь нажатия почти не чувствуются, и стрелки мы сделаем убогие». Прям печатаешь и душа радуется!



Разумеется, в 2016 году никак нельзя без подсветки. Да ещё и непременно RGB чтоб была, настраивалась и переливалась. Тренд сохранился с 2015 года, ничего не попишешь. Не нравятся подобные излишества? Белый, янтарный или зелёный цвет к вашим услугам: и на глаза нагрузки меньше, и никакого китча.





Производительность


У железа дури до дури, вопрос, может ли эту дурь обуздать софт? Чтобы тестирование было более-менее объективным и охватывало максимум актуальных технологий, оценивать производительность будем в следующих играх и приложениях:

Общий индекс производительности составим в 3D Mark 2016 Time Spy.

За DirectX «старой формации» (DX 10/10.1/11) будет отвечать GTA V. Она отлично оптимизирована, до сих пор выглядит достойно и умеет нагружать железо по полной.

В DX 12 отдуваться будет Battlefield 1 — он молод, красив, неплохо оптимизирован и один из немногих по-настоящему может извлечь выгоду из новых плюшек, доступных владельцам видеокарт на архитектуре Pascal.

OpenGL и Vulkan будут на совести последнего DooM. Тут и сравнить можно по честному, и посмотреть, что и как в игре на таком железе.

За игрушки с плохой оптимизацией будет отдуваться «Ведьмак 3»: на ультра-настройках в FullHD вам не хватит даже 1080, на средне-высоких настройках (делающих графику сравнимой с PS4-версией) особо дорогого железа не требуется, а вот топовые не вывозит почти никакой конфиг. Старый движок, все дела.

Ну и в качестве потенциального гостя из будущего будет VR-тест платформы Steam. Все игрушки запускаются на максимальных настройках, проприетарные технологии улучшения графики (типа технологии отрисовки волос у NVIDIA) выключены.

▍3D Mark


Результат получен без разгона и дополнительных «ускорялок», ноутбук просто перезагружен, запущен тест. Полученные числа вполне ожидаемы, пошаманив с частотами видеокарты и включив Boost для процессора, можно было бы поднять рейтинг на 500-700 баллов.



В тест напиханы, наверное, все актуальные технологии по работе с графикой. Все передовые шейдеры, способы построения отражений и бликов, искажений текстур и прочих штуковин, которые должны в ближайшем будущем поднять качество картинки в играх на запредельный уровень. А дальше графон достигнет критической массы и мир игр коллапсирует в VR.



Главное не забывать, что одних технологий мало, и без годного геймплея и продуктивной работы художников и гейм-дизайнеров игра всё равно будет выглядеть, как майнкрафт, сколько в неё полигонов не вкачай.

▍GTA V


Один из главных долгостроев этого десятилетия до сих пор получает обновления для он-лайн части, новый контент и улучшения в области оптимизации. И, что приятно, бесплатно! Серию GTA можно сколько угодно любить или ненавидеть, но в одном ей не откажешь: проработанность мира, геймплея, сюжета и оптимизация всегда были на высоте. И эти восхитительные глюки…



Уверенные 80 кадров в секунду при минимальных 68. Достойный результат, десктопная 1070 показывала лишь немногим больше: 82 и 70 соответственно. А пейзажи прекрасны.



▍Battlefield 1


Осторожно, падающие дирижабли и Чёрная Бесс могут вызвать приступы «Ну я ещё 5 минуточек». Захватывающее действо на дисплее в честных 60+ FPS. Сила Pascal’я во всей красе.

▍DOOM


OpenGL долгое время был изгоем в мире ПК-гейминга. В своё время он уступил дерзкому новичку в лице DX, долго пытался «сделать правильно» то, что в DX сделали «лишь бы работало» (и оно работало!) и в результате стал тем, что сейчас есть. Теоретически универсальной и общей технологией, которая не может обеспечить консистентность и одинаковую производительность на разных ОС.

Vulkan родился из низкоуровневого AMD Mantle. От своего языка шейдеров отказались в пользу DX-совместимого, упростив жизнь разработчикам, ощутимо снизили процессорозависимость и дали возможность работать максимально близко к железному уровню, сохраняя при этом разумный уровень абстракции. Результаты говорят сами за себя.

▍Witcher 3: Blood and Wine


Сколько «Плотву» не корми, а у Геральта полигонов больше. Книжки Анджея Сапковского на постсоветском пространстве давно стали чем-то вроде «Властелина колец». Было бы странно, если бы права на разработку отдали кому-нибудь налево, за океан. Можно сказать, что «Ведьмак» — это один из экспортных символов Польши. К сожалению, хоть картинка и хороша, но движок давно пора отправлять на рефакторинг и переработку. Потому что использовать ресурсы одного из мощнейних видеоадаптеров спустя два года после релиза и выдавать на FullHD меньше 60 стабильных кадров в секунду попросту стыдно.



Спасает обстановку включенный режим быстрой синхронизации G-SYNC: скачки кадровой частоты не вызывают эффект неоднородного по плотности желе, сквозь которое продирается сюжет и геймплей. В принципе, игра-то не про графон, а про трудный выбор и последствия принятых решений, так что настройки можно смело снижать до «высоких» и далее ни в чём себе не отказывать.

▍SteamVR Test


Про VR мы слышим уже два года, а воз и ныне там. Только-только стали появляться приемлемые пользовательские гарнитуры и какие-никакие игрушки. NVIDIA вовремя подтянула возможности видеокарт: Pascal’и имеют специальный блок, позволяющий один раз считать геометрию и практически бесплатно «делить» её на два глаза. В результате мы получаем существенный прирост производительности в VR-тестах и приложениях даже на среднем сегменте, который становится сравним с флагманами прошлого поколения.


Если прошлогодняя GTX 980M и десктопные GTX 970 едва-едва преодолевали «жёлтый рубеж», то здесь тестовая среда «положила» стрелку в зелёную зону с большим запасом. Можете разбивать вторую тайную копилку — первая уйдёт на ноутбук, а вторая на HTC Vive.

Бескомпромиссный


У нас было 4 ядра, 64 гигабайта оперативки, GTX 1070, механическая клавиатура и целое множество портов всех сортов и расцветок, а также лучший терабайтный SSD, отличная система охлаждения, приятное оформление, аппаратная кнопка разгона и матовый 17-дюймовый дисплей с G-SYNC. Не то что бы это был необходимый запас для игрушек. Но если начал закупаться на распродаже в Steam’е, становится трудно остановиться. Единственное что вызывало у меня опасение — это разгон. Нет ничего более беспомощного, безответственного и испорченного, чем мамкины оверклокеры. Я знал, что рано или поздно мы перейдем и на эту дрянь.



Турбо-кнопка работает только при питании от сети и позволяет системе выжимать ВСЕ СОКИ из железа. Ну прям совсем все. Видеокарта в самые трудные минуты догоняет настольную по частотам и производительности, а процессор всеми четырьмя ядрами перешагивает психологический барьер в 4 ГГц. На всякий случай, вдруг вы забыли: речь всё ещё про ноутбук. Для обеспечения повышенных энергоаппетитов железа в экстремальном режиме работы БП готов обеспечить до 230 Ватт и 1 дополнительный вольт к 19 классическим, часто используемым в питании ноутбуков )





Особенность последнего поколения графики от NVIDIA — гибкая система автоматического повышения рабочих частот и напряжения при необходимости. Единственным ограничением этой системы является тепловой пакет: пока компьютер или ноутбук способен отводить тепло и поддерживать видеоядро в комфортных температурных условиях — частоты будут легко превышать «паспортные». В контексте ноутбука особенно вкусным бонусом будет заточка этой системы для увеличения минимальных FPS, а не максимальных. Система авторазгона не будет кочегарить видеокарту лишний раз, если та выдаёт приемлемый фреймрейт, а вот в тяжёлых сценах видеоядро может переступить рубеж в 2 ГГц, а кратковременно — и 2.1 ГГц (и это при штатных 1.5 с небольшим). Для особо жарких условий ПО ноутбука предусматривает принудительное включение максимальной мощности вентиляторов системы охлаждения.

Софтовые плюшки


Помимо стандартных подсветок клавиатур и прочих настроек, которые давно стали банальщиной, у Lenovo Y910 есть одна штука, которая реально помогает пользователям высокопроизводительных ноутбуков. Во-первых, ноутбук умеет выжимать все соки из интернет-подключения, дублируя Wi-Fi и Ethernet. Фоновым задачам достанется подключение попроще, требовательным к задержкам — более быстрое. Во-вторых, вы вручную можете назначить приоритет отдельным приложениям в разделе Killer Wlan. При их запуске всякие торренты и вкладки с порно мультиками будут получать то, что останется от коннекта. Такая фишка прокатит и с игрушками, и с мессенджерами: если ваш недобросовестный провайдер выдаёт так себе подключение, а пропускать важные сообщения не хочется, особенно при закачке чего-нибудь не очень критичного — самое то.

В сумме


Можно сколько угодно обсуждать дизайн и описывать порты периферии, петь хвалебные оды системе охлаждения и орать «10 из 10, Господи, 10 из 10!», наблюдая очередной шедевр игростроя на одном из лучших игровых дисплеев, что встраивали в ноутбуки.



Сути дела это не изменит: Y910 содержит «излишества» и потенциал под апгрейд почти везде, где это возможно, а по процессору и видеокарте ставка сделана на пред-флагманские решения, которые существенно дешевле своих титулованных эпитетами «самый» собратьев и незначительно уступающие в реальных задачах. Y910 — не компромисс, а по-настоящему игровой ноутбук, который может и в работе с серьёзными нагрузками показать класс, и дать жару в развлечениях. Сбалансированное по всем фронтам решение.



▍Плюсы:


⬝ Дисплей — то что надо для игр. FullHD не даёт лишней нагрузки, 75 Гц и G-SYNC избавят вас от остальных проблем.
⬝ Сбалансированная начинка. Связка процессора и видеокарты будет актуальна ещё пару-тройку лет игры на «высоких» настройках.
⬝ VR-ready. 1070 с лёгкостью переварит VR-настоящее и ближайшее будущее.
⬝ Пространство для апгрейда или запас на будущее. Текущий топовый конфиг просто запредельно крут. Мало какой десктоп готов похвастаться такими объёмами и скоростями. Вместе с тем не обязательно брать 64 ГБ версию: лишние разъёмы у вас никто не отберёт. Как и возможность установить 2-2.5 ТБ SSD-дисков.
⬝ Из коробки почти нет «мусорного» софта. Нужный (по управлению железячными функциями ноутбука) к нему не относим.
⬝ К VR готов! Lenovo Y910 сертифицирован по программе Oculus Ready, а мощности GTX1070 хватит на все текущие и ближайшие VR-развлечения.



▍Минусы:


⬝ 17 дюймов есть 17 дюймов. Соответствующие размер и вес — плата за производительность и комфортную работу в играх.
⬝ Родной софт немного… азиатский. Ну да ничего, он всё равно в 100 раз симпатичнее и в 200 раз удобнее чем то, что до сих пор производят вендоры звуковых плат, SSD-дисков и видеокарт. Просто надо немного посидеть, внимательно вникая в матчасть.

Теги:
Хабы:
+27
Комментарии 109
Комментарии Комментарии 109

Публикации

Информация

Сайт
www.lenovo.com
Дата регистрации
Дата основания
Численность
1 001–5 000 человек
Местоположение
Китай
Представитель

Истории