Как человек научился носить вещи на спине

    История рюкзака насчитывает тысячелетия: она, как и многие другие человеческие истории, развивалась нелинейно. В разные эпохи изобретатели и ремесленники придумывали свои версии сумки для ношения вещей за плечами. Старые идеи забывались, однако сама человеческая биология приводила к тому, что люди на разных континентах возвращались к одному и тому же концепту. Мы проследили весь путь — от первого деревянного до технологичного современного рюкзака.



    Рюкзак Эци (Тирольского ледяного человека) — 3300 до н.э.


    Более 5300 лет назад в Эцтальских Альпах в Тироле жил мужчина, который, по всей видимости, был пастухом. К сожалению, его жизнь оборвалась в 45 лет весьма трагическим образом: уже пожилого по меркам того времени человека подстрелили из лука и он истек кровью на склоне горы. Тело вмерзло в ледник, где его в таком виде и нашли в 1991 году два немецких туриста.



    Рядом с хорошо сохранившейся мумией (которой дали имя «Эци») оказалось немало личного снаряжения. Конечно, хрупкие вещи плохо перенесли испытания временем, так что в некоторых случаях можно только строить предположения об их предназначении. Узнаваемо выглядят разве что лук, колчан со стрелами и нож из кремня. А об изогнутом стержне из орешника до сих пор идут споры — но многие археологи уверены, что это основа деревянного «рюкзака».



    Вместе с другими обломками, найденными рядом, получается более полная картина. Возможно, к сохранившемуся каркасу крепился истлевший за тысячелетия мешок из шкур, в котором Эци и переносил свои нехитрые пожитки.



    Реплика находки, восстановленная до состояния рюкзака, выставлялась в Музее естественной истории Дортмунда. У нее есть основное отделение и кожаные ручки. Но, самое главное, догадка о рюкзаке подтверждается тем, что в Альпах существуют традиционные заплечные деревянные «сумки». Их делают и поныне, а называются такие приспособления Kraxe.

    От корзин до Kraxe


    Античные империи и государства не особенно жаловали кожаные рюкзакоподобные сумки. Одним из самых популярных средств переноски вещей и грузов были дешевые в производстве корзины. Они были в каждом древнеегипетском доме, и именно в корзинах рабы носили провизию и личные вещи за греческими гоплитами. Вытекающие из этого логистические трудности служили основной причиной того, что войны заканчивались быстро.



    Солдаты римской империи уже носили локулусы — ранцы, которые крепились к походному шесту. Часть снаряжения подвешивалась уже к самой сумке. В результате имущество имперского воина болталось в «котомке» за его спиной и над головой.



    В средние века в Европе появились приспособления, куда больше напоминающие современный рюкзак. Корзины с лямками вешались за спину для работы в поле и переноски товаров. К XIX веку (возможно, даже ранее) в Германии и Франции работали многочисленные носильщики, которые перетаскивали грузы на традиционных деревянных каркасах, произошедших от рюкзачка Эци. Альпийский вариант, вышеупомянутый Kraxe, отличался характерной деревянной полкой.



    Подобные каркасы стали общепринятыми и на скандинавском полустрове. Один из наиболее хорошо сохранившихся европейских рюкзаков хранится в Норвегии. Он относится примерно к 1880 годам и состоит из двух частей: рамы из ясеня и кожаной сумки-котомки. Рюкзак называется Sekk med Meis и является частью коллекции Норвежского музея леса.



    «Поняги» да «рогульки»


    Перенесемся из Европы в Азию, а именно — в азиатскую часть России. Коренным народам Сибири тоже были нужны мешки для добычи и вещей, которые было бы удобно использовать в непростых таежных условиях. Поэтому в регионе получили распространение каркасные «рюкзаки», отдаленно напоминающие экипировку Эци: поняги и рогульки. Их делали столетия назад, и продолжают делать в наши дни.



    Поняга представляет собой наиболее сложное в изготовлении приспособление. Основой служит черемуховый, ивовый, тальниковый прут, изогнутый дугой и соединенный верхней перемычкой и полочкой. Получившаяся рама обтягивается берестой, гладкая сторона которой должна прилегать к спине. Груз к раме привязывается ремешками, так что у поняги фактически нет ограничения по объему. Выступающее сверху полукольцо рамы служит ручкой такого «рюкзака» для переноски в руках. Все же главным образом поняга носится на спине на двух кожаных лямках. Одна из лямок обычно надевается на колышек внизу и держится силой натяжения, в случае необходимости ее легко ослабить и быстро скинуть ношу.



    Рогульки — это каркас для переноски тюка, сделанный из двух веток с симметричными развилками. К одной из них крепились перемычки и лямки. Груз зажимается между двумя «рогатками», которые связываются друг с другом веревками. Получившийся «рюкзак» очень удобно лежит на спине, меньше оттягивает плечи благодаря высокому центру тяжести, и легко восстанавливается в случае поломки.



    Разные варианты рогулек встречались по всей Сибири и Азии. К примеру, во Владивостоке в конце XIX века работали «рогульщики», носильщики-кули.



    В Корее похожую конструкцию называли 지게 («чигэ»). Первое письменное упоминание о ней относится к концу XVII века, но с большой уверенностью можно сказать, что такие деревянные рюкзаки активно применялись на полуострове в VII веке.



    А в остальной части России, особенно на русском севере, довольно активно применялись берестяные котомки — плетеные и сшитые вместе еловыми корнями. В целом, традиционный каркасный рюкзак и корзина с лямками в том или ином виде встречаются по всему земному шару, на всех континентах.



    Бремя белого человека


    Если мирным жителям Европы и Азии для переноски грузов вполне хватало корзин и «рогулек», то солдатам определенно требовались более удобные, стойкие и практичные сумки. Особенно это стало заметно после XVI века, когда применение наемников пошло на спад и европейским армиям потребовалось унифицированное снаряжение. Натуральная эволюция солдатского багажа привела к тому, что в XVIII–XX веках широко распространились армейские ранцы.



    Отдаленно ранец напоминал римский локулус, только его сняли с шеста и повесили на солдата за две лямки. Сверху к ранцу нередко привязывали дополнительный груз — например, свернутую шинель. Материалом сумки служили либо долговечная кожа, либо дешевые брезент и сукно. Подобные ранцы были частью обмундирования английских и французских войск, ими пользовались и в армии Российской империи. В последней в 1882 году был введен в обращение еще и непромокаемый парусиновый вещмешок, который по наследству перешел в Красную, а затем в современную российскую армию.



    В европейских колониях в Северной Америке и молодом американском государстве военные тоже использовали армейские ранцы. Во время гражданской войны 1861–1865 годов в ходу были два типа таких сумок: жесткие и мягкие. И те и другие не отличались удобством, лямки впивались в грудь и доставляли марширующим солдатам серьезный дискомфорт.



    Поэтому после завершения конфликта, в 1866 году, полковник Генри С. Мерриам запатентовал новый тип армейского ранца: с жесткой деревянной рамой, которая бы перераспределяла нагрузку. Эта же рамка должна была служить основой для маленького тента.

    Изобретателю долгое время не удавалось запустить производство и сбыт своей разработки. Однако в армии существовал запрос на более удобные сумки, так что ранец Мерриама стал достаточно массовой и умеренно известной военной моделью.



    Спустя двадцать лет норвежский инноватор и предприниматель Оле Берган разработал уже «гражданский» рюкзак с жесткой рамкой из легкой трубчатой стали. Норвежец считал, что сумку нужно подстраивать под рост и форму тела ее владельца.



    Берган добился такого эффекта за счет максимально простого по форме каркаса, который отдаленно базировался на историческом Sekk med Meis. Продукция марки «Берганс» обрела всемирную славу, а компания существует и в наши дни.

    Следующая инновация в развитии рюкзачной индустрии связана с явлением, которое в современных США расценивается крайне негативно: с коммерческой культурной апроприацией. В 1920-х годах американский охотник Ллойд Ф. Нельсон путешествовал по Аляске с традиционным каркасным рюкзаком из дерева и тюленьих шкур, позаимствованных им у инуитов.



    Поскольку удобство у инуитской котомки было не самым высоким, предприимчивый траппер доработал ее, запатентовал и наладил массовое производство «Индейского рюкзака Траппера Нельсона». В отличие от прототипа, улучшенная модель эффективнее распределяла вес по спине. Позднее разработку Нельсона стали называть «Аляскинским рюкзаком»; так намек на оригинальных изобретателей каркасного багажа исчез даже из его названия (на фоне этой истории становится понятна современная битва американской Apple за авторские права на форму смартфона).



    «Аляскинский рюкзак» позднее был принят на вооружение армией США.

    Дорогу молниям, нейлону, туристам и школьникам


    Хотя XX век начался для рюкзака не лучше и не хуже, чем предшествующие столетия, именно в это время сумки с лямками по-настоящему пошли в массы. Как вы могли заметить, прото-рюкзак в основном находил применение у тех, кто работал в лесу, переносил тяжелые грузы, или — служил в армии. Но не у обывателя.



    В 1938 году ветеран американской 10-й горной дивизии Джеральд Каннингем одним из первых догадался добавить к рюкзакам застежки-молнии, появившиеся за пару десятилетий до того. Это знаковое событие стало одним из серьезных переломных моментов в истории рюкзака. Удобная застежка позволяла использовать совсем другие формы и более эффективно распределять вес, чего раньше добиться было невозможно. Позднее Каннингем основал собственную компанию по производству туристического снаряжения.



    Другой важной вехой в истории рюкзаков стал нейлон. Синтетический материал впервые синтезировали в 1935 году в лаборатории американской компании DuPont, почти десятилетие потратившей на инновационные химические исследования. Начиная с 1938 года новый материал — «прочный, как сталь, тонкий, как паутина» — начал активно применяться в производстве потребительских товаров, от зубных щеток до чулков и одежды. С 1942 года и до конца Второй мировой войны весь нейлон уходил на военные нужды: из него шили парашюты и делали паракорд.



    Как и в случае с другими технологиями, война открыла новые области применения нейлона и послужила ему отличной «маркетинговой кампанией». Когда настала пора вернуться к «гражданскому» производству, компания DuPont не могла справиться с возросшим спросом — поэтому женщины резали старую «парашютную» ткань и тенты, чтобы шить из них одежду. Одной из этих швей была калифорнийка Нена Келти. Ее муж, турист-энтузиаст Дик Келти, придумал, как улучшить армейские рюкзаки с рамой. В 1952-е они вместе запустили домашнее производство новинки: Дик паял рамы, Нена шила все остальное.



    «Гаражный» бизнес супругов Келти в итоге превратился в серьезный бренд туристического снаряжения. Именно с таким рюкзаком команда альпинистов Нормана Диренфута и Джима Уиттакера в 1963 году покорила Эверест. Затем популярную конструкцию доработали и улучшили в американской армии — получился проект A.L.I.C.E. («Универсальное легкое индивидуальное транспортное оборудование»).



    Интересно, что именно в эти десятилетия рюкзаки начали использовать в повседневной жизни. Пожалуй, первыми это сделали школьники. До 30-х включительно дети связывали учебники кожаными ремнями и носили их в таком виде, но уже в 40-е на смену ремням пришли школьные портфели и ранцы. Строгий образ характерной школьной сумки оформился в 50-е и продержался почти неизменным вплоть до 80-х.



    Яркая мода 70-х и расцвет эпохи хиппи привели к тому, что рюкзаки тоже расцвели. Усилиями в том числе Джерри Каннингема и открывшейся в 1967 году компании Jansport появились легкие повседневные рюкзачки для «свободных духом» молодых людей. Сшитые из нейлона, винила и кожи, с обязательными молниями, яркого цвета и без жестких структур, характерных для прочных туристических и военных моделей, эти демократичные сумки мог носить и грязный хиппи, и студент колледжа.



    В 80-е годы впервые набрали популярность яркие детские сумки с рисунками. Уже в 90-е годы сшитый из синтетики школьный рюкзак стал самой привычной вещью. В следующие годы он постепенно увеличивался в размерах по мере возрастания школьной нагрузки, буквально разбухая на глазах от учебников и тетрадей. Дедовскому портфелю определенно было не вместить все нужные учащемуся начала XXI века вещи.



    Современность рюкзака выражается в двух серьезных трендах, один из которых обращен в будущее, а другой — в прошлое. Последний выражен в дорогих “винтажных” повседневных моделях, сшитых из кожи и натуральных материалов, с претензией на особый, «ностальгический» стиль.



    «Футуристический» тренд куда интереснее. Он воплощен в специализированных высокотехнологичных рюкзаках для туризма, путешествий, повседневного использования и переноски гаджетов. Как правило их производят из самых новых, водостойких и прочных материалов, от сверхплотной «Дайнемы» до кевлара. Нередко встречаются встроенные солнечные батареи, повербанки, GPS-датчики и разные сенсоры.



    Самые важные изменения, как и прежде, затрагивают форму и основные функции рюкзака. Следующим важным фронтиром стала безопасность переноски имущества.
    Ответом на этот вызов стали вделанные в лямки стальные и титановые тросы, проволочные сетки и замки (в том числе кодовые).



    Но замок на рюкзаке относится к разряду экзотики, потому что пользоваться им постоянно неудобно. В поисках альтернатив особенно отличился голландский бренд XD Design. Его дизайнеры первыми догадались перекроить основное отделение рюкзака так, чтобы молнию скрывала толстая складка ткани и благодаря этому она становилась недоступной для чужих рук. Удачный концепт сначала обрел признание на краудфандинговой платформе Kickstarter, где в 2016 году собрал порядка 800 000£, а затем и во всем мире. Успех проекта, получившего название Bobby, привел к целой новой волне «антиугонных» рюкзаков.



    Эти идеи и инновации существуют на фоне тысяч изделий, производимых на китайских фабриках, готовых в любой момент затопить весь мир разноцветным рюкзачным цунами — был бы спрос.

    Мы пропустили какой-то важный этап в развитии индустрии рюкзакостроения? Обязательно поделитесь своим мнением на этот счет в комментариях!




    Madrobots 251,16
    Madrobots — магазин из будущего
    Поделиться публикацией
    Комментарии 46
    • +6
      Вдохновившись прошлой статьёй, купил ваш Bobby Bizz (в вашем же интернет-магазине). Ужасно пахнет ткань. Уже неделю проветриваю, запах лишь немного уменьшился. А стирать его нельзя.
      Вот и верь после этого людям и жизнерадостным статьям в корпоративных блогах.
      • –2
        зачем вы покупаете рюкзак который нельзя стирать? вы сами себе злой буратино.
        • 0
          Это, скорее, портфель (или даже дипломат) с возможностью ношения на спине. А портфели с прицелом на стирку мало кто покупает…
      • +5

        Рассказ будет неполным без этого эпизода:
        https://weekend.rambler.ru/read/istoriya-sovetskogo-turisticheskogo-ryukzaka-2017-05-14/

        • 0
          Все старые альпинисты и горные туристы знают и помнят знаменитый абалаковский рюкзак. Он описан, например, здесь: История рюкзака
          Уникальность его — ещё и в особых пряжках: в случае опасности (неожиданного падения на крутом склоне) их можно было одним движением расстегнуть и от рюкзака избавиться. А иначе, как говорил наш инструктор, «голова-ноги-голова-ноги-голова-ноги-мясо».
          • +1
            Пряжки-самосбросы характерны не только для Ермаков. Их основное назначение — освобождение при падении в воду или трещину (на склоне рюкзак скорее помогает, защищая спину и увеличивая массу для остановки трением).

            Как-то шел на лыжах с тяжелым рюкзаком по тонкому льду. Оступился и завалился на бок, выставив руку. Пробил ею лед до плеча и стал думать, как выбираться. Вот тут сразу оценил удобство самосброса, так как второй рукой смог освободить эти 30 кг и подняться.
          • +3
            Более 5300 лет назад пастуха зачем-то подстрелили из лука. Уже тогда человечество было не айс.
            • +3
              Более 3 миллиардов лет назад амёбы зачем-то поедали другие микроорганизмы. Уже тогда жизнь на Земле была не айс.
              • –2
                Простите, ошибка на 6 порядков заслуживает минуса
              • +11
                Интересный был пастух! Доживший до 45 лет в каменном веке мужчина, весь покрытый татуировками, со следами старых заживших ранений, вооруженный длинным 1,8 м луком, кремневым ножом и медным топором (для каменного века это было элитное оружие). На одежде и на стрелах этого мужика нашли кровь четырех других человек. А после ранения стрелой он почему-то предпочел спрятаться в горах вместо того, чтобы спустится вниз в долину подлечиться. Кого он там пас в горах?
                • +10
                  Ты успешный пастух, у тебя огромное стадо и ты дожил до пенсии, даже дети уже подросли и внуков нарожали. Наконец, решил отдохнуть, пожить для себя, возможно попутешествовать. Продал всё стадо и купил кучу приспособлений и «этот новый гаджет из крепкого нового модного металла», начал делать себе крутой лук как у профессионалов. Как обороняться ты уже знаешь, на твоё стадо было много претендентов, поэтому с хорошим оружием ты чувствуешь себя защищенным и отправляешь в путь.
                  Однажды, в одной деревне, рядом с Большими Белыми Горами местное ворьё позарилось на твои вещи, схватка, стычка, несколько погибших, погоня и стрела сзади. Назад возвращаться нельзя — единственное спасение — за горами, где по легендам люди добрее…
                  • 0
                    Агент 007.
                • +3
                  Поддавшись молодежной моде, попробовал походить по городу с рюкзаками (разными).
                  Выяснилось, что:
                  1) Потеет спина, и это критично. Что делать?
                  2) Рюкзак это именно средство транспортирвоки. По сравнению с сумкой через плечо — существенно снижается оперативность доставания чего-либо.
                  • 0
                    1 — это да. Ничего не делать =( Если есть застёжка на пояс — застегнуть и ослабить лямки, чтобы рюкзак отвис далеко от спины — проветрится. Но в городе так не походишь.
                    2 — сумка всё таки висит сбоку, либо тянет плёчо, либо по ноге бьёт и вообще мешает. Рюкзак в этом смысле (если он не 10 кг весит и висит не на одном плече) никак не ограничивает движения и не болтается. В общем да, носить ноут, бутылку воды, теплую кофту или что там ещё может понадобиться проще по мне всё таки в рюкзаке. Воду удобно в боковые кармашки кстати ставить, вполне умудряюсь из них и из фронтального кармана рюкзака доставать и класть вещи, не снимая. Но тут уж кому что удобно.
                    • +1
                      2 — А это как носить. Если перекинув ремень через голову, на плечо, противоположное сумке (crossbody), при этом максимально сдвинув ее на спину — то вполне ок. Собственно, сумки-мессенджеры именно под такое ношение и рассчитаны. Тут тоже можно целую историю насписать — от классических сумок почтальонов к сумкам велокурьеров, которым как раз нужно иметь возможность быстро документы достать-убрать.

                      Правда, не любая сумка так удержится, многие съезжают на бок, а то и вперед — вот тогда действительно катастрофически неудобно.

                      Носить же не-мессенджер просто на плече имеет смысл только для того, чтобы на время освободить руки. А штатно — брать за ручки и нести а-ля портфель.
                      • 0
                        Если нужно что-то доставать, то удобен рюкзак «наоборот» — кенгурятник.
                        • 0
                          Тогда живот будет потеть…
                    • +1
                      1. Уже много лет хожу с рюкзаком на одной лямке — чисто как «вертикальная» сумка, которая как дамская сумочка — набита «ничем» весом пары кирпичей. Плотно прижат и лямка удобнее, с сумкой так не получалось. Только в сильный зимний ветер надеваю на обе — как доп.одежда для спины. Ну и сетчатый дальний карман для мокрого зонтика хорошо.
                      Да! — в транспорте всегда снимаю и несу в руке.

                      Подумываю о рюкзаке, совмещённом с курткой — что бы и спина не так грелась, и можно было бы что-то брать, пронося руку «изнутри», а не «снаружи» — т.е. как бы вырезать под рюкзак дыру в куртке и по периметру рюкзак к ней пришить. Ну и карманы внутри прорезать. И с лямками как-то порешать, но идея мне кажется стоящей.
                      • 0
                        Просто хороший рюкзак с обьемной спинкой требует еще и куртки скроенной с учетом носки рюкзака. Ближе к лыжной.

                        На стандартной городской куртке он закрывает коридоры проветривания.

                        Оперативность сильно зависит от правильности подобранной модели под вашу ширину плеч и рост.
                        • 0
                          А можете ссылки на такие куртки кинуть? А то захотел себе такую, как прочитал.
                        • +1
                          Потеет спина, и это критично. Что делать?
                          Велосипедные рюкзаки немного облегчают страдания:

                          Между стенкой рюкзака и спиной есть расстояние, за счёт которого спина хоть немного да проветривается (немного — потому что там сетка, так же как и обычный рюкзак, прижимающая куртку к спине)
                          На велике давно ездить некогда, но велорюкзак почти всё время со мной
                          • 0
                            аналогично. Лучший городской рюкзак, вот только иногда ёмкости не хватает
                            • 0
                              Такие рюкзаки заметно отстоят от спины, и это хорошо чувствуется, спину проветривает (но не в тех местах где подушки: талия/бедра и плечи, они все равно преют), но нести что-то неудобнее чем в обычном.
                          • +1
                            Попобуйте носить его на груди.
                            • +1
                              1) Надо, чтобы спинка была вентилируемая. И не все решения одинаково эффективны. Deuter airstripes — работает весьма неплохо, хотя в любом случае рюкзак спину греет, что закономерно увеличивает вероятность вспотеть.
                              2) Да ну? Скинуть рюкзак набок, или повернуть на грудь — дело 2 секунд. Если не стоит задача конечно ВНЕЗАПНО оперативно достать что-то. Но тут пожалуй кобура нужна :).
                              • 0
                                1 — есть такая проблема и в теплое время рюкзак приходится таскать как сумку, что лишает его преимуществ рюкзака, увы.
                                • +1
                                  Рюкзак это именно средство транспортирвоки. По сравнению с сумкой через плечо — существенно снижается оперативность доставания чего-либо.

                                  Для походных условий используют подсумки, которые можно крепить в более удобных местах, и\или специальные разгрузочные жилеты. Есть своего рода сумки, крепящиеся на ноги.
                                  В городе не особо употребимо, но кто знает, глядишь, лет через 5-10 все будут ходить в разгрузках.
                                  • +2
                                    В некоторых областях некоторых сопредельных с Россией стран все уже ходят по городу в разгрузках. :) И в камуфле. Будущее — рядом.
                                  • 0

                                    1) У меня nordway 30 с сеткой у спины и отдаленным от нее отсеком. Спина не потеет. Посмотрите, мб найдете такого принципа рюкзак себе.

                                  • 0
                                    Вещмешок забыли упомянуть.
                                    • +4

                                      Не раскрыта тема появления у рюкзака пояса на бедра. Сейчас он есть у подавляющего большинства туристических рюкзаков от 40-50 литров и позволяет существенно разгружать спину.
                                      Интересен был бы и рассказ о новейшей истории рюкзакостроения. Инновации ведь не только в датчиках и солнечных батареях — тут и форма рюкзаков и технологии системы спины и баталии "легкий рюкзак — простая спина" vs "тяжелый рюкзак — продвинутая спина" и много чего интересного.

                                      • +2
                                        Лучший рекламный пост недели
                                        • 0
                                          Старая классическая статья про туристические рюкзаки.
                                          Все разложено по полочкам, на основании богатого опыта автора статьи.
                                          Некоторые заключения применимы к рюкзакам для других применений.
                                          www.skitalets.ru/equipment/rukzak/geller
                                          • +2
                                            Всё ждал абзаца посвященного рюкзаку-колобку, но не дождался. А ведь он был самым массовым (имхо) среди туристов/геологов в СССР. При этом безрамный и достаточно неудобный. Хотелось бы услышать его историю.
                                            • 0
                                              Рюкзак колобок был скорее популярен среди дачников и рыбаков, или любителей шашлыков на выходных.
                                              Для туризма он абсолютно не приемлем.
                                              Долгое время очень популярным в туристической среде, был рюкзак Абалакова.
                                              С появлением синтетических тканей большинство конструировало и шило рюкзаки сами.
                                              В принципе весь этот опыт и сведен в вышеприведенной статье.
                                              • 0
                                                При этом, к сожалению, про постабалаковские туристические рюкзаки в статье сказано полтора слова. Все внимание уделено городским моделям, непригодным для серьезных грузов.
                                                Хотя именно в этой области развитие было крайне интересным: появление пояса, анатомической подвесной системы, тубуса, внешних карманов и подвесок, эволюция шнуровки, пряжек, индивидуальной регулировки…
                                                • 0
                                                  Прошу прощения.
                                                  Имел ввиду статью на Скительце за авторством Владимира Геллера, ссылку на которую привел в своем комментарии.
                                                  • 0
                                                    Тогда это мне надо извиняться, не поднял глаз комментарием выше.
                                                    Спасибо, статья интересная (хотя местами и дискутабельная).
                                            • +3
                                              Статья будет неполной без добавления насчёт «шерпов» из Татр, которые занимаются снабжением «хат», стоящих вдоль туристических троп. Они не только заносят туда всё, что нужно хозяевам и постояльцам, но и выносят вниз генерируемый туристами мусор. Когда-то на соревнованиях между ними, кто поднимет максимальный груз, был зафиксирован рекорд — 207 кг.image
                                              • +3
                                                Начали за здравие, закончили за упокой.

                                                Окрывание рюкзака со спины — старая фишка фоторюкзаков, её использует и Lowepro, и другие не столь известные производители. Достоинство у бобби одно: его лаконичный и футуристичный вид.

                                                В остальном — это крохотный 13л рюкзачок который выглядит, ощущается и весит (!) как вполне немаленький 25л рюкзак.
                                                • 0
                                                  Окрывание рюкзака со спины — старая фишка фоторюкзаков, её использует и Lowepro, и другие не столь известные производители.

                                                  Не только фото — OGIO производит моторюкзаки No Drag, открывающиеся только изнути, уже больше 10 лет.
                                                  Достоинство у бобби одно: его лаконичный и футуристичный вид.
                                                  Ну, не только — ещё он плохо режется. Но No Drag режутся ещё хуже — они вообще пластиковые.
                                                  • 0
                                                    Да, я некогда ходил с пластиковым рюкзаком — не огио, другой фирмы, и он был куда удобнее бобби. Увы, даже он со временем износился.
                                                • 0
                                                  Пользуюсь максимально идентичной копией Бобби. Для города действительно не самое лучшее соотношение внутреннего пространства / внешних габаритов. Но очень выручают кармашки на задней стенке, теперь могу, не снимая, достать те же ключи, к примеру. Реплика в отличие от оригинала стоит в 4 раза дешевле, я доволен как слон.
                                                  • 0
                                                    На Руси в качестве рюкзаков использовались торбы — берестяные или деревянные короба овальной (иногда цилиндрической) формы с лямками. По форме напоминали армейский термос ТВН-12. Мне такой даже от деда в наследство достался. В советское время делали из тонкой фанеры в промышленных масштабах.
                                                    • 0
                                                      Не только из фанеры.
                                                      image
                                                    • 0
                                                      Отличная статья.
                                                      Из городских рюкзаков могу порекомендовать Tigernu T-B3305 много разных карманов, есть боковой карман для ноута (14 или 15''), разъем USB снаружи с кабелем внутри. Регулируемые ремни.
                                                      Вентилируемая спинка у него есть, тоже говорят редкость для городских рюкзаков.

                                                      Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                                      Самое читаемое
                                                      Интересные публикации