Компания
511,23
рейтинг
12 февраля 2015 в 16:35

Байконуру — 60 лет



12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет министров СССР подписали совместный указ о создании близ железнодорожной станции Тюра-Там в казахстанской глуши Научно-исследовательского испытательного полигона №5. Через несколько лет это место превратилось в первый в мире и до сих пор крупнейший космодром, получивший название Байконур.

Изначально полигон предназначался для испытания новых межконтинентальных баллистических ракет. Уже в мае 1957 года состоялся первый запуск, а ещё через 5 месяцев полигон превратился в космодром — был запущен тот самый первый в мире искусственный спутник Земли.



Строительство шло непрерывно, возводились новые стартовые площадки, сборочные цехи, сопутствующая инфраструктура, жильё для персонала космодрома и приезжих специалистов. Регулярно проводились испытательные запуски. Почти ровно через месяц после запуска «Спутника-1» с казахстанской равнины в космос отправилась собака Лайка. Она стала первым живым существом, отправленным человечеством в космос. Правда, это был билет в один конец, поскольку аппарат не был предназначен для возвращения на Землю.



Справедливости ради, все остальные «собачьи» экипажи — Белка и Стрелка, Чернушка, Уголёк и Ветерок — всё же вернулись домой.



В 1960 году в историю Байконура была вписана одна из крупнейших катастроф в истории ракетостроения: взорвавшаяся на стартовом столе межконтинентальная ракета Р-16 унесла жизни, по разным источникам, от 74 до 126 человек, включая главкома РВСН, маршала Митрофана Неделина.

Всего через полгода после взрыва Байконур в очередной раз вошёл в историю — именно отсюда стартовал первый в мире космонавт.



В июне 1965 года с Байконура была запущена первая ракета-носитель тяжелого класса «Протон», разработанная под руководством академика Владимира Челомея. Пожалуй, это одна из наиболее удачных ракет в мире, уже полвека её модификации используются для вывода на орбиту всевозможных полезных грузов, включая все наши орбитальные станции и компоненты МКС.

Например, в апреле 1971 году ракетой «Протон-К» выведена на орбиту первая в мире пилотируемая орбитальная станция «Салют-1». Увы, история этой станции была трагичной. Первый экипаж космонавтов не смог перейти на неё из-за отсутствия герметичности стыковочного узла, в результате чего им пришлось вернуться на Землю досрочно. Второй отправленный экипаж успешно проработал на станции 22 дня, однако при возвращении произошла разгерметизация в верхних слоях атмосферы и космонавты погибли.



В 1986 году началось строительство на орбите станции «Мир», ставшей последней нашей «национальной» космической станцией (надеемся, временно). В 1995 году на «Мире» был поставлен абсолютный рекорд непрерывного пребывания в космосе: Валерий Поляков находился на орбите 438 суток. Всего за время эксплуатации станции на ней побывало 104 космонавта из 12 стран мира. В марте 2001 года «Мир» был выведен с орбиты и затоплен в Тихом океане.

В мае 1986 на Байконуре был проведён первый испытательный запуск тяжёлой ракеты-носителя «Энергия». А в ноябре 1988 взлетела гордость нашей космонавтики, тандем «Энергия—Буран».



Корабль был, по оценкам США, безопаснее их собственных «Шаттлов». Кроме того, «Буран» мог садиться в полностью автоматическом режиме, под управлением компьютера, в то время как американские «Шаттлы» на заключительном этапе посадки требовали непосредственного вмешательства человека. Ракета «Энергия» могла использоваться для вывода на орбиту не только «Бурана», но и других грузов. Однако колоссальная стоимость развития, производства и запуска многоразовых орбитальных кораблей стала неподъёмной для разваливающейся страны, и в 1993 году программа была закрыта.

Сегодня Байконур, являющийся собственностью Казахстана, арендован Россией вплоть до 2050 года. Географическое расположение космодрома и развитая инфраструктура позволяют отправлять с него грузы на геостационарные орбиты, а также корабли в рамках пилотируемых программ. Пока что ни один из наших собственных космодромов для этого не приспособлен, хотя есть планы по переносу подобных запусков на свою территорию. А пока Байконур является важнейшим космодромом для нашей космической отрасли. И всегда будет оставаться таковым благодаря своей уникальной истории, ведь именно здесь зародилась и развилась отечественная космонавтика.
Автор: @yeah_boss

Комментарии (19)

  • +1
    Все здорово, но вот назвать Буран гордостью космонавтики у меня язык бы не повернулся. Это была скорее очередная попытка любой ценой сделать «как у американцев», не считаясь с ресурсами и целесообразностью. Да, он автоматический (учитывая, что между его полетом и полетом шаттла лежит десятилетие, целая эпоха в развитии управляющей электроники, это ничуть не поражает воображение). Да, он процентов на десять грузоподъемнее (учитывая, что в нем нет маршевых двигателей, как в шаттле). Но… сколько можно было бы других, реально нужных космических программ реализовать вместо этого кораблика, так никому и не пригодившегося?
    • –7
      Упс, позволил усомниться в святом и непогрешимом, ура-патриоты молча потянулись ставить мне минусы в карму ^_^
      • +1
        Не расстраивайтесь, мне тоже немножко карму минуснули, хотя я и немного опытнее вас на Хабре. Простят, я надеюсь :)
    • +16
      Напрасно вы не считаете «Буран» гордостью космонавтики. На сегодняшний день космическая транспортная система «Энергия-Буран», как вместе, так и по отдельности (РН «Энергия»), является вершиной мирового инженерного искусства в области космонавтики, несмотря на то, что прошло почти тридцать лет с момента последнего полета этой системы. Я бы сравнил ее по степени инженерного совершенства и уникальности с морскими мостами в Японии и Китае или процессорами Intel, например или Airbus-380 (надо бы огласить весь список, конечно, но это довольно трудно сделать вот так, с ходу), хотя все перечисленное гораздо менее комплексно (учитывая, что КТС включает в себя еще и пусковую и навигационно-телеметрическую инфраструктуру). Кстати, именно наличие совершенной навигационной системы и программных решений дало возможность летать от предпусковой подготовки до посадки полностью автоматически, а не новая управляющая электроника (ни одного микроконтроллера на самом «Буране» и в наземке не было, БЦВМ полностью на том, что и сегодня именуется полузабытым словом «рассыпуха», что мое воображение, например, поражает, и только сейчас SpaceX потихоньку повторяет это на современной элементной базе).

      Что касается целесообразности, то военно-космическое противостояние тогда(семидесятые) развивалось таким образом, что система, способная снимать с орбиты некооперирующие объекты массой до 30 тонн и совершать боковые маневры до 2000 км представлялась совершенно необходимой (договор о демилитаризации космоса случился сильно позже). Ну а раз такая система есть, то можно (и нужно) использовать ее и для гражданской космонавтики, не считаясь с ресурсами и целесообразностью, как это и было с Шаттлом.

      Да, жаль, что по причинам, от него не зависящим, сам кораблик не пригодился для гражданских проектов (не до космических программ было), но наработки, полученные по этой системе, сейчас движут не только российскую, но и мировую космонавтику. Делаем потихоньку нужные космические программы, не так быстро как хотелось бы, конечно, но делаем.
      • –6
        Возможно, я ошибаюсь, но почему-то я уверен, что программа «Энергия-Буран» утверждалась примерно так: был экономический расчет, который показывал ее огромную стоимость, был вывод экспертной комиссии о том, что для подобных задач практичнее использовать одноразовые ракетоносители, а к концу 1970-х к их выводам был приложен и анализ успехов/неудач программы «Спейс шаттл». И был кто-то (вероятно, Дмитрий Устинов), кто сказал: «А неважно. Делаем. Наверняка пригодится».
        • +8
          Ошибаетесь. Затраты считали очень серьезно, не было такого шапкозакидательства как вам представляется. Ну и потом: во первых стоимость программы была не такая огромная, как может показаться, и при разных схемах вывода и схода с орбиты стоимости получались похожие, так что во внимание принимались в основном другие факторы, во вторых спуск чего-либо с орбиты для ремонта просто подсказывает решение использовать многоразовый корабль с большим грузовым отсеком, в третьих, к концу семидесятых решение по схеме системы было менять уже поздно, ввиду большого объема проектных и опытно-конструкторских работ, которые тогда пришлось бы проводить заново.

          Вот хороший пост по теме: habrahabr.ru/post/225895/ и на www.buran.ru, например, можно найти какие-то материалы и по принятию решений по затратам, в том числе.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      Главная функция и Space Shuttle и «Бурана», из-за которой обе ТКС были созданы — возможность не только вывести груз на орбиту, но и аккуратно его оттуда снять.

      Американцы делали эту ТКС для обслуживания силовых установок космических лазеров программы СОИ. Мы — организовали симметричный ответ. Реально съем с орбиты производился американцами всего лишь пару раз.

      Что касается технических решений, из пары «Энергия» — «Буран» мне особенно жаль «Энергию» — мощный носитель с двигателями на паре H2 + О2 (центральный блок) и хорошими «керосинками» в «боковиках» — это отличный технологический задел для создания сверхтяжелых РН для полетов к другим планетам и освоения Луны. А его эпически слили…
      • 0
        Кроме того, как-то забывается об уникальном комплексе стенд-старт, созданный для «Энергии» на месте площадок для Н-1, который поди уже почти растащили на металлолом
        • 0
          Вот так уныло выглядит этот старт сейчас
  • +6
    Вангую, что скоро космонавтику с гиктаймса вынесут тоже на отдельный сайт :(
  • +12
    В 1986 году началось строительство на орбите станции «Мир», ставшей последней нашей «национальной» космической станцией (надеемся, временно).

    Человечество, буду мужиком, объединись уже, хотя бы в космосе.
  • 0
    Справедливости ради, все остальные «собачьи» экипажи — Белка и Стрелка, Чернушка, Уголёк и Ветерок — всё же вернулись домой.

    Неправда. Черток упоминает, что в одном из полетов (после Белки и Стрелки) спускаемый аппарат с собаками промахнулся мимо территории СССР и сработал его автоподрыв.
    P.S. Звали собак Пчелка и Мушка.
    • 0
      Ну и да, между Лайкой и Белкой-Стрелкой был еще один полет. Цитата тоже из Чертока:

      Ласковая рыжая Лисичка очень понравилась Королеву. <...> Я собрался докладывать, но он отмахнулся, не спрашивая медиков, взял Лисичку на руки. Она доверчиво прильнула к нему. СП осторожно гладил собаку и, не стесняясь окружающих, сказал: «Я так хочу, чтобы ты вернулась». Непривычно грустное было у Королева лицо.
      <...>
      28 июля стартовала ракета за индексом 8К72. Корабль-спутник 1К № 1 с Лисичкой и Чайкой на борту был оснащен и подготовлен гораздо лучше, чем предшествовавший 1-КП. <...> Однако Лисичке и Чайке не суждено было побывать в космосе. Корабль разбился совсем недалеко от старта при аварии первой ступени носителя.
      • +1
        К сожалению, да, собакой-испытателем быть было непросто. Даже далеко ходить не надо, хорошая статья есть на вики: ru.wikipedia.org/wiki/Собаки_в_космосе
  • 0
    Интересно, что на первой фотке. Смахивает на Восток, но вряд-ли, качество снимка очень хорошее, цифровая эра.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • 0
    Справедливости ради, все остальные «собачьи» экипажи — Белка и Стрелка, Чернушка, Уголёк и Ветерок — всё же вернулись домой.

    Читал статью про собак в космосе, судя по ней — собак не вернулось на Землю довольно много.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое