company_banner

Золотая рыбка, плавающая быстрее акулы



    Сегодня мы поздравляем тех, кто проводит по несколько месяцев подряд в тесных помещениях и коридорах, неся напряжённые вахты на глубине десятков и сотен метров. 19 марта — День моряка-подводника. И в честь этого праздника мы хотим вспомнить об уникальной отечественной подводной лодке, которая поставила мировой рекорд скорости в подводном положении. Который не побит до сих пор.

    На рубеже 1950—1960-х годов в подводных флотах ведущих военных держав начались бурные перемены: создавались и вводились в строй атомные подводные лодки. В 1954-м был спущен на воду американский Nautilus, в 1957-м — советская К-3 «Ленинский комсомол». При этом развитие и усиление авианосных группировок США требовало создания новых средств борьбы с ними. Традиционные дизельные лодки с торпедным вооружением имели не слишком много шансов прорвать оборону глубокоэшелонированного ордера и всадить залп в борт великану, несущему несколько десятков самолётов. В то время из-за небольшой дальности уверенной стрельбы торпедами лодке пришлось бы всплывать и выставлять над водой перископ чуть ли не внутри периметра боевого охранения авианосца. А для запуска крылатых ракет лодка вообще должна была полностью всплыть.

    Поэтому в 1959-м году в СССР началась разработка новой подводной лодки для борьбы с авианосными группировками. Её ключевые характеристики и возможности должны были превышать все существующие образцы. Также на лодке хотели опробовать новые конструктивные решения, технологии и материалы. Этакий демонстратор инноваций.

    Проект получил номер 661 и кодовое имя «Анчар». Было принято решение строить лодку из «космического» материала — титана. Таким образом хотели проверить целесообразность применения этого металла в подводном судостроении. Силовая установка — два водо-водяных ядерных реактора мощностью по 177 МВт.



    Чтобы повысить шансы на успешный удар по авианосцу, лодку решили вооружить крылатыми ракетами подводного старта. Ей не пришлось бы показываться над водой, что снижало вероятность обнаружения противолодочными самолётами. К тому же дальность полёта крылатых ракет гораздо больше по сравнению с торпедами, так что атаковать авианосный ордер можно издалека.


    Походный порядок авианосной ударной группы. В охранении также одна-две подводные лодки

    В результате основным оружием проекта 661 стала первая в мире крылатая ракета подводного старта П-70 «Аметист». Титановая хищница несла десять контейнеров с такими ракетами, которые могли запускаться с глубины 30 м. Перед запуском контейнеры заполнялись забортной водой, после чего включался стартовый твердотопливный двигатель, ракета преодолевала толщу воды и набирала крейсерскую высоту. Большую часть маршрута ракета летела на невероятно низкой для тех лет высоте — всего 60 м.

    Дальность полёта ракеты — 80 км. Маршевая скорость — 1160 км/ч. Боевая часть — кумулятивно-фугасная (1 тонна) или ядерная (эквивалентная мощность 200 килотонн). Эти ракеты находили цели с помощью активных радиолокационных головок самонаведения.





    Дополнительное вооружение — четыре торпедных аппарата с запасом из 12 торпед. Проект получил и новейшее на тот момент радиоэлектронное оборудование:

    • общекорабельную систему управления;
    • всеширотную навигационную систему;
    • систему автоматического управления по глубине и курсу;
    • усовершенствованный гидроакустический комплекс;
    • систему обнаружения мин;
    • перископ со встроенным вычислителем координат.

    Проектирование и строительство лодки шли с трудом. Сказывалась новизна решений в сфере силовой установки и конструкции титанового корпуса. Титан сам по себе сложен в обработке, к тому же его поставки периодически прерывались: металл был в дефиците, поскольку требовался и в авиа-, и в ракетостроении. По длине лодка невелика, всего 106 м. Но для советской промышленности создание титанового корпуса стало непростой задачей. Пришлось разрабатывать методику отливки титановых слитков большой массы. На северодвинском заводе «Севмаш», где строилась лодка, была освоена технология сварки титановых сплавов.



    Через девять лет после начала проектирования, в 1968 году лодка была спущена на воду, а в строй вступила через два года под номером К-162. Из-за дороговизны титана и трудоёмкости создания элементов конструкции она получилась очень дорогой. Корпус обошёлся примерно в пять-шесть раз дороже сравнимого по размерам корпуса из традиционной для подводных лодок маломагнитной стали. Из-за этого за К-162 чуть ли не официально закрепилось прозвище «Золотая рыбка».







    Однако небольшая «рыбка» оказалась невероятно быстрой: высокоэффективные обводы корпуса и мощная силовая установка позволили на ходовых испытаниях достичь в подводном положении скорости 42 узла (около 78 км/ч). Причём силовая установка работала на 80 % мощности. В 1971-м были проведены новые ходовые испытания, на которых мощность силовой установки довели до 97 %. Лодка под водой разогналась до 44,7 узла (почти 83 км/ч). Это до сих пор является мировым рекордом.



    Для чего подводной лодке высокая скорость? Даже ракетным подводным крейсерам стратегического назначения, как сегодня называют лодки с межконтинентальными ядерными ракетами, высокая скорость подводного хода может спасти жизнь. Ведь они — самые важные цели в случае начала войны. На них будут вести охоту всеми возможными способами, чтобы потопить до того, как лодки опустошат свои контейнеры, запустив ракеты по территории наиболее вероятного противника.

    А К-162 создавалась для борьбы с авианосцами, т. е. с надводными кораблями. Чтобы угнаться за таким противником и выйти на наиболее выгодный ракурс атаки, просто необходимо преимущество в скорости. Даже несмотря на крылатые ракеты. И в 1971 году в Атлантике «Золотая рыбка» продемонстрировала своё превосходство. В течение нескольких часов она издевательски маневрировала вокруг американского авианосца USS Saratoga, который полным ходом в 30 узлов пытался оторваться от преследования.

    Но у запредельной быстроты К-162 оказался крайне неприятный побочный эффект. При скорости свыше 35 узлов вокруг корпуса возникали очень сильные турбулентности, из-за них в некоторых отсеках лодки стоял шум на уровне 100 дБ! Настоящий подарок для гидроакустических станций противника — «Золотая рыбка» несётся с воем на всю округу. Так что скоростью приходилось жертвовать ради скрытности перемещения, но всё равно силовая установка К-162 получилась слишком шумной.


    Диорама с участием К-162.

    В 1978-м лодке дали новый тактический номер — К-222. А в 1984 году её вывели из эксплуатации и поставили на прикол. Других лодок по проекту 661 не появилось. Непомерная стоимость, сложность строительства, огромные затраты дефицитного титана — всё это никак не подходило для серии. К 1980-му окончательно устарели ракеты «Аметист», а перевооружать «Золотую рыбку» было слишком затратно. К тому времени у вероятного противника появились более совершенные средства обнаружения, которые могли загодя засечь лодку, даже если она не сильно спешила.

    Однако «Золотая рыбка» во многом выполнила свою задачу: помогла отработать технологии и конструктивные решения, которые легли в основу ряда других проектов. В 2010-м самую быструю в мире убийцу авианосцев утилизировали.
    Метки:
    Mail.Ru Group 227,88
    Строим Интернет
    Поделиться публикацией
    Похожие публикации
    Комментарии 38
    • +2
      А зачем в заголовке акулы? Наверное хотели сравнить и забыли? :)
      • 0
        На коротких дистанциях некоторые акулы таки могут её обойти. У акул-мако вроде фиксировали скорость в рывке до 110 км/ч.
        • +2
          Да нет, всё и так очевидно: Золотая Рыбка и акула :) Если вы намекаете на «Акулу», то сравнивать К-162 с лодками этого проекта не имеет смысла: слишком разные «весовые категории», разное предназначение, да и разделяет эти проекты лет 20.
        • 0
          Надо было хотя бы рубку в какой-нибудь музей перетащить…
          • 0
            Лёгкий оффтоп: на appstore есть книга-приложение, называется Росатом.
            Там есть целая глава про подводные лодки.
            Она написана легким языком. Реально интересно и познавательно.
            Например, для меня стало открытием, что вал винта идет напрямую от турбины.
            А я был уверен, что там пара генератор-мотор.
            • +2
              — вал винта идет напрямую от турбины

              в топку такое приложение.

              между ними понижающий редуктор. который является одним из главных генераторов шума.
              • +1
                механическая трансмиссия — это норма.
                я говорил о разрыве, как в карьерных грузовиках.
                у них двигатель дизель, а колеса вращаются от
                электромоторов.
                • 0
                  Есть два подхода — через редуктор, либо посредством генератора.
                  Французы, например, именно вторым путём пошли.
            • 0
              "… высокоэффективные обводы корпуса..." — да вроде как везде — цилиндр, полусфера спереди и сужение сзади?
              • +3
                Как раз на рубеже 1950-60-х и начали разрабатывать проекты с такими обводами. До этого было другое «как везде» — корпуса лодок в плане были похожи на корпуса надводных кораблей: острый нос, расширение к середине, сужение к корме.

                Все проекты наших лодок.
                • +1
                  На разных скоростях разные требуются различные пропорции обводов, где больше волновое сопротивление где трения. Подбор обводов одна из самых сложных задач судостроения подбор максимального гидродинамического качества корпуса. Добавляет радости надстройки и ниши и то были проблемы сильные турбулентности.
                  • 0
                    Тут ещё дело в чём: дизель-электрическим лодкам приходилось подолгу идти по поверхности, чтобы зарядить аккумуляторы для подводного хода. То есть им нужно было обеспечить мореходность, как у надводных кораблей. Этим, во многом, и была обусловлена такая форма корпусов в плане: веретёнообразная. А атомные лодки могли месяцами не всплывать, и для них приоритетной была уже «подводная» гидродинамика, с наиболее эффективными обводами именно для подводного плавания.
                  • 0
                    «острый нос, расширение к середине, сужение к корме»

                    Сразу вспомнился почему-то USS Stingray (SS-161) из фильма «Down periscope!» :)
                • +1
                  Толку то от 80кмчас, если на нее любая торпеда с акустической частью за 100 км при таком шуме наведется? Потому и прекратили проект. Все следующие бесшумные
                  • 0
                    Толк был еще и в том, что тогда торпеды плавали со сравнимой скоростью… навестись то наведется, но хрен догонит.
                    • 0
                      • 0
                        Прочитайте еще про проект Лира — он во многом был продолжением Анчара. И возможность совершать эффективные противоторпедные маневры было именно тем драйвером, который драйвил линию скоростных подводных лодок.

                        В Анчаре на первых поворотах на скорости народ с ног валился — пришлось в поворот входить по-авиационному — с креном. На Лирах этот прием был уже в инструкции вписан (хотя они и не столь быстрыми как Анчар были). Блинчиком такую лодку поворачивать считалось дурным тоном.
                  • +8
                    Много статей на военную тематику пошло в последнее время. И ещё больше словесных украшательств («хищница», «издевательски», и т.п.).
                    • +2
                      Ну бывает. Читать интересно. И всяко лучше, чем про очередной китайский гаджет.
                    • +1
                      Походный порядок авианосной ударной группы

                      А зачем на фото они так близко, практически вплотную друг к другу, идут? Зачем такая кучность? Их же так проще разом одним единственным ядерным зарядом накрыть.
                      Или это постановочное фото, а реально так не ходят?
                      • +1
                        Скорее всего, это постановочное фото. К тому же порядок походный в условиях мирного времени.
                        • 0
                          Если не ошибаюсь, для легкой транспортировки грузов/людей с корабля на корабль в условии похода.
                          • 0
                            В ответ на накрывание ядерным ударом — полетят МБР, так что можно не бояться.
                            А вот ракету с обычной боеголовкой охранение перехватит (пусть и подставив ей борт)
                          • 0
                            Дед рассказывал мне про то, как строили эту лодку. Проблема титана в том, что он очень хрупкий, и от малейшего удара трескается в месте нахождения какой-нибудь примеси, а потом трещина мгновенно распространяется по корпусу. Задача была сделать чистый титан без примесей. В какой-то момент конструкторы вспомнили про титановые самолёты и поехали в командировку в КБ Илюшина. Оказалось, что у них был титан уже на два порядка более чистый, чем у авиаторов, но для лодки даже этот материал был слишком грязный…
                            • 0
                              Что то сомнительно, чистый титан смысла нет использовать, сплавы титана прочнее и пластичнее.
                              • 0
                                Да, вот там ниже даже марку сплава назвали :)
                              • +1
                                Ерунда от начала до конца
                              • +1
                                Сказки на ночь. Там был не чистый титан, а сплав 48-ОТЗВ — титан, легированный алюминием и ванадием.
                                • 0
                                  Послушайте, но кто же будет десятилетнему пацану рассказывать маркировку сплава? А зато сейчас по названию сплава моментально гуглится статья: http://vpk-news.ru/articles/13872
                                  В этой статье сухим языком рассказывается история создания лодки, а та история, про которую дед рассказывал в подробностях и достаточно эмоционально, там изложена в двух предложениях.
                                  • 0
                                    Кстати, читая статью, вспомнил ещё одну историю, которую рассказывал дед. Корпус варили в аргоне, и случилось так, что два сварщика утонули (аргон тяжелее воздуха). Естественно, собрали комиссию, стали судить-рядить, что делать… Вроде, газ благородный, безопасный, а такое случилось. Инструкции по ТБ при работе с аргоном нет, и как её писать, непонятно. Так и стояла работа, пока кто-то не сказал «а пишите инструкцию как для ацетилена» (конкретно за ацетилен не поручусь, но помню, что какой-то горючий газ). Не знаю, исправили ли эту инструкцию сейчас :)
                                • 0

                                  Какое же счастье, что зубы свои эта хищница так ни к кому и не применила.
                                  З.Ы. а раньше, да, могли умели и делали

                                  • 0
                                    Я у кого-то из подводников читал, что все подлодки с атомным реактором уже не имеют смысла по банальной причине — они со спутника засекаются в ИК, бо светятся как ёлки в новгоднюю ночь — реактор же охлаждается забортной водой :)
                                    Насколько это правда?
                                    • 0
                                      Ерунда это. Она ж не стоит на месте, плюс выброс теплой воды оптимизирован, плюс холодная вода сверху (а её надо всего лишь несколько метров), плюс термоклин. Если бы это было актуальным, торпеды бы по ИК наводились.
                                      http://boards.straightdope.com/sdmb/showthread.php?t=617076
                                      http://www.madsci.org/posts/archives/2005-05/1115410201.Ph.r.html
                                      • 0
                                        С одной стороны — не очень верится, ибо зачем тогда АПЛ строят? С другой — множество военных технологий засекречены, те же американские спутники «Lacrosse» — кто знает их ТТХ? «Lacrosse» пролетел — «Тополя» поехали по новым позициям. А мы гадаем — почему солярка опять подорожала :( Опять же ядерная война — дело, по-видимому, 10-30 минут, что толку знать позицию АПЛ, её надо уничтожить. Позиции шахт более-менее известны, однако полноценной ПРО вроде как никто не сделал…
                                        • 0
                                          Не уверен, что спутник может засечь тепловой след лодки на глубине 100-200 метров. А даже если и может, то отказываться из-за этого в пользу дизель-электрических всё равно не имеет смысла — у них нет такой свободы перемещения под водой. К тому же лодка всегда может уйти глубже, на 400 м, например. А уж под северными льдами точно ни один спутник её не заметит. Тем более, что маршрут через Северный Полюс — кратчайший между нами и США.
                                          • 0
                                            Со спутника и просто кильватерный след от идущей на глубине лодки засекается.
                                          • 0

                                            Возник вопрос по этой лодке: в ТТХ скорость надводного хода указана в 19 узлов. Почему так мало?

                                            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                            Самое читаемое