company_banner

Башня Татлина – Вавилонская башня коммунизма



    Советская архитектура и ее направления до сих пор являются неиссякаемым источником вдохновения не только для архитекторов по всему миру, включая и обитателей Geektimes. Заразившись космическими идеями Захи Хадид и уникальной конструкцией Шуховской башни, мы решили вспомнить о проекте, находящемся на стыке футуризма и конструктивизма — Башне Татлина.

    Эпоха «великого социалистического государства» наступила после революции 1917 года и положила начало сильным переменам. Изменения коснулись и искусства: царившие некогда буржуазные пережитки стали отражением неприемлемого прошлого и попали в немилость, а революционные течения получили полную свободу действий, если, конечно, относились к новой идеологии. Так появилось течение конструктивизма, не слишком оцененное у нас, но очень влиятельное и уважаемое для западного искусства и по сей день. Родоначальником советского конструктивизма стал Владимир Татлин — создатель модели башни, невероятной и уникальной по своей конструкции даже в наше время. Она должна была стать главным символом коммунизма и вдохновлять будущие поколения на такие же невероятные свершения, как и она сама. Но этого не случилось. Ей было предначертано пережить коммунизм и найти свое предназначение на другой части света.

    Первый памятник из стали, стекла и коммунизма



    Модель 1919 года

    Проект монументального памятника, посвященного III Интернационалу. Такое название получила башня Татлина в первоначальном варианте. Татлин планировал начать строительство в Ленинграде и приурочить возведение своего детища к победе Октябрьской революции 1917 года. Сооружение должно было символизировать воссоединение человечества, разделенного после разрушения Вавилонской башни. В 1924 году проект получил золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.




    Проект башни состоял из трех геометрических структур, вращающихся вокруг своей оси. В основании здания находился куб (законодательная власть). В нем планировалось проводить заседания, съезды и конференции. В центральной части — пирамида (исполнительная власть). А на самой вершине в цилиндре и полусфере отводилось место для «информационной власти». Радиомачты и антенны тоже были частью памятника — как и лучи прожекторов, вырисовывающих текст на облаках. Несущую мачту собирались направить к Полярной звезде.



    Другие детали строения тоже были пронизаны символикой. Наклон башни — такой же, как и у оси Земли. Вращающиеся конструкции соотнесены с оборотом нашей планеты. Высота башни — 400 метров, кратная земному меридиану (1: 100 000). А форма спирали олицетворяла движение освобожденного человечества.



    Башню Татлина в Ленинграде собирались построить здесь

    Конструкция башни: двойная спираль и наклонная мачта очень сильно опередили свое время, а вращающиеся детали стали мечтой для архитекторов, подобной фантастике; эта мечта воплотилась в жизнь лишь через 80 лет — в проекте дома Suite Vollard в Куритибе (Бразилия).


    Suite Vollard, один из первых вращающихся жилых домов в мире

    Но в конце 1920-х отношение руководства страны к конструктивизму очень сильно изменилось, а здание так и не построили. Символ революции остался не у дел. Башня Татлина превратилась в утопию и вошла в историю не как символ коммунизма, а как символ конструктивизма и источник вдохновения для множества архитекторов XX века и современности.

    Макеты башни Татлина



    Выставка «Советский авангард» в Лондоне

    Татлин создал три модели башни, но все они утрачены. Современные реконструкции сделаны по сохранившимся чертежам и фотографиям. Вот где можно увидеть некоторые макеты башни:

    • Третьяковская галерея (Москва);
    • Центр Помпиду (Париж);
    • Музей современного искусства (Стокгольм);
    • Художественное училище им. К. А. Савицкого (Пенза);
    • Королевская академия художеств (Лондон);
    • Главная столовая Оксфордского университета.



    Макет в Третьяковской галерее (Москва). Источник


    Макет в Пензенской картинной галерее. Источник


    Макет в Центре Помпиду (Париж). Источник


    Макет в Музее современного искусства (Стокгольм). Источник

    Будущее проекта башни



    Новое поколение архитекторов и развитие технологий позволили наконец-то реализовать этот проект. За работу взялось индонезийское архитектурное бюро PHL Architects. Они предложили новый проект башни Татлина, позволяющий восстановить разрушенную экосистему застроенного и засоренного района на берегу самой длинной и загрязненной реки в Джакарте — Чиливунг. Эта башня станет не просто высоким зданием, а экологичным и автономным городом будущего.


    Концепт новой башни Татлина в Джакарте. Источник

    Центр башни будет состоять из жилой зоны для 9 тысяч человек, а между ее отсеками устроят сады и фермы. Это обеспечит местных жителей кислородом и продуктами. На одной ферме можно выращивать овощи и рис, на другой — съедобных насекомых, на третьей — домашний скот. Основная часть продуктов достанется жителям здания, а остатки будут продавать на рынке, расположенном на первом этаже.


    Расположение садов и ферм внутри здания

    Чтобы обеспечить хорошее качество воздуха внутри небоскреба, на его вершине расположат систему очистки воздуха. Электричество будет производиться двумя способами: с помощью речной воды, протекающей по спирали вокруг конуса, и — дополнительно — с помощью фотоэлектрических панелей на стенах. Это обеспечит башню полной автономностью в плане еды, электричества и водоснабжения.

    Проект не только станет визитной карточкой Джакарты, но и принесет много пользы. Возведение комплекса избавит 19 гектаров земли от малоэтажной застройки и снизит нагрузку на электросети. Помимо этого, специалисты бюро отмечают, что здание замедлит вырубку лесов и загрязнение воды в Чиливунге.

    Так сложилась судьба архитектурной жемчужины эпохи конструктивизма — доказав, что гениальная идея способна пережить все политические режимы, идеологии и обрести иные формы и черты, вдохновляя новые поколения последователей. Проект много раз хотели реализовать в России, но пока сталкивались либо с недостатком финансирования, либо со сложностями поиска места для постройки. В архитектурных кругах проект башни Татлина очень почитают. Он повлиял на архитектуру последующих течений. Одними из многих поклонников таланта Татлина были выдающиеся современные деконструктивисты Рем Колхас и Заха Хадид.
    Mail.Ru Group 335,49
    Строим Интернет
    Поделиться публикацией
    Комментарии 33
    • 0
      Уменьшенная копия (правда, немного других пропорций и без наклона, но узнаваема) есть на крыше дома на Патриарших (Малая Бронная 44)
      Башня Татлина на Патриарших
      image

    • 0
      Мне кажется или в фильме «Generation П» Пелевина, такая же башня была?
      • +2

        В фильме было что-то навеянное как и башня Татлина известным изображением Вавилонской башни. При этом подразумевалась загоризонтная РЛС "Дон" в Софрино которая куда больше похожа на современные представления о вавилонских зиккуратах.

      • +6
        Символизм в каждой мелочи — это последовательно. Но, напомню цитату:

        «Театральным жестом он распахнул ставни, предложил нам выглянуть и указал невдалеке, на углу между улочкой и бульварами, деревянный цветочный киоск.
        — Господа, — сказал он. — Предлагаю вам самим отправиться и измерить эту будку. Вы увидите, что длина прилавка составляет 149 сантиметров, то есть одну стомиллиардную долю расстояния между Землей и Солнцем. Высота его задней стенки, разделенная на ширину окошка, дает нам 176/56, то есть 3,14. Высота фасада составляет девятнадцать дециметров, то есть равна количеству лет древнегреческого лунного цикла. Сумма высот двух передних ребер и двух задних ребер подсчитывается так: 190х2+176х2=732, это дата победы при Пуатье.[87] Толщина прилавка составляет 3,10 сантиметров, а ширина наличника окна — 8,8 сантиметров. Заменяя целые числа соответствующими литерами алфавита, мы получим C10H8, то есть формулу нафталина.
        — Фантастика, — сказал я. — Сами мерили?
        — Нет, — ответил Алье. — Но один подобный киоск был измерен неким Жан–Пьером Аданом. Воображаю, что все цветочные киоски должны строиться более или менее одинаково. С цифрами вообще можно делать что угодно. Если у меня имеется священное число 9, а я хотел бы получить 1314, то есть год сожжения Жака де Молэ — этот день дорог сердцу каждого, кто, подобно мне, составляет часть тамплиерской рыцарственной традиции, — что я делаю? Умножаю на 146 (это роковой год разрушения Карфагена). Как я пришел к этому результату? Я делил 1314 на два, на три и так далее, до тех пор покуда не отыскал подходящую дату. Я бы мог поделить 1314 и на 6,28, что составляет собой удвоение 3,14, и пришел бы к цифре 209. Ну что ж, в этот год примкнул к антимакедонской коалиции Аттал I, царь Пергама. Годится?»

        Умберто Эко (с) «Маятник Фуко»


        Разговор о том, что при желании даже в мелочах вокруг можно найти символы чего угодно. А такое сооружение… бррр! хорошо, что не построили. Она и гигантская (даже сегодня), и давящая (даже издали иные ее детали выглядят весьма неизящно), и, буду построена (из непонятных материалов начала 20-го века с довольно слабой технологией), она бы создала массу проблем при последующем поддержании ее в нормальном состоянии, а потом и при постепенном разрушении.
        • +4
          То же самое в своё время говорили про Эйфелеву башню. Почти слово в слово. Теперь она — символ Парижа и Франции.
          • 0
            Человек ко всему привыкает.
            • 0
              В которой не осталось ни одной оригинальной балки, все были заменены по несколько раз.
              • +1
                Это же прекрасно, когда каждую балку можно заменить, не нарушая устойчивости конструкции!
                • +3
                  А это точно та самая Эйфелева башня, или теперь уже другая?..
                  • +2
                    Об этом Платон с Аристотелем могли спорить. А мы должны руководствоваться документацией. Если по документам — та же, то пусть её хоть заново с нуля перестроили…
                    • +7
                      «если каждая молекула моего организма много раз уже была в процессе обмена вещества заменена на другую, пусть и точно такую же — тот ли я всё ещё, который должен Петровичу денег?»
                    • +1
                      А можно ссылку? Гугл приводит только ваш комментарий.
                      • 0

                        Что доказывает возможность поддержания в нормальном состоянии даже такой конструкции.

                    • 0
                      У нас в городе есть несколько железных мостов построенных в те годы или даже раньше — и ничего служат.
                      Да их ремонтируют, обслуживают, меняют отдельные элементы — но они стоят себе уже много-много лет.
                    • +2
                      Мне не нравится. Какая-то беспорядочная куча арматуры и балок.
                      • +1
                        А мне кажется вполне упорядоченная куча соответствующая юникод символу 1F4A9
                      • +1
                        у нас в Екатеринбурге есть Белая башня
                        конструктивизма поменьше, но проект жив до сих пор
                        • 0
                          Проект ''жив''. Но как то странно себя чувствует
                          Фотографии разрушений и вандализма на Белой башне
                          image
                          image
                          image
                          image
                          image
                          image
                          image
                          image
                          Да-Да на первом и на последнем фото именно то что вы видите- дерево растущее на крыше здания, как на заброшенном свинарнике

                          Так что живым проект вряд-ли можно назвать. Хотя возможно сейчас его и внешне привели в порядок не знаю. Но это по прежднему наверное заброшенное здание, хотя и оригинальной формы и идеи.
                          • 0
                            Уже не совсем так: несколько лет назад группа архитекторов занялась её восстановлением. Даже экскурсии туда есть: http://www.tower1929.ru/
                          • 0
                            А каково было изначальное предназначение этого… хмм… сооружения?
                            • 0

                              Водонапорная башня района.

                              • 0
                                Ну да, справедливо) Благодарю.
                          • 0
                            Конструктивизм-потрясающая архитектура.Ничего лишнего.Гармония как есть.
                            • +1
                              Башня Татлина несомненно гениальна, но всё же несёт изрядную идеалогическую нагрузку, в Москве её опасаются строить, так как это символизировало бы возрождение имперских амбиций России. В Питере можно было бы, но там она в город не вписывается. Проект в Джакарте — подделка и китч, как китайские копии Эйфелевой.

                              Ну а построить её всё же следует, это как бы культурная задолженность по конструктивизму от России.
                              • 0
                                Хорошо, что не построили. Тихий ужас коммунистической архитектуры.
                                • +1

                                  Спиралоконус. Творение чуждого разума ©

                                  • 0
                                    Уродливое сооружение, хорошо что не построили. Она даже новая выглядела бы как постапокалиптические развалины.
                                    • +1
                                      Мне кажется, вы спутали авангард и конструктивизм, вернее смешали их. Все-таки, башня Татлина — это именно авангард, и в Советской России он быстро уступил место конструктивизму. См. Википедию.
                                      • 0
                                        Эххх...
                                        image

                                        Как же нам до этого далеко при современном строе… И зачем я все это прочитал?
                                        • 0
                                          а вращающиеся детали стали мечтой для архитекторов, подобной фантастике; эта мечта воплотилась в жизнь лишь через 80 лет — в проекте дома Suite Vollard в Куритибе (Бразилия).

                                          Это ж дома Вертибутылкина :)

                                          Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                          Самое читаемое