company_banner
4 апреля в 14:59

Башня Татлина – Вавилонская башня коммунизма



Советская архитектура и ее направления до сих пор являются неиссякаемым источником вдохновения не только для архитекторов по всему миру, включая и обитателей Geektimes. Заразившись космическими идеями Захи Хадид и уникальной конструкцией Шуховской башни, мы решили вспомнить о проекте, находящемся на стыке футуризма и конструктивизма — Башне Татлина.

Эпоха «великого социалистического государства» наступила после революции 1917 года и положила начало сильным переменам. Изменения коснулись и искусства: царившие некогда буржуазные пережитки стали отражением неприемлемого прошлого и попали в немилость, а революционные течения получили полную свободу действий, если, конечно, относились к новой идеологии. Так появилось течение конструктивизма, не слишком оцененное у нас, но очень влиятельное и уважаемое для западного искусства и по сей день. Родоначальником советского конструктивизма стал Владимир Татлин — создатель модели башни, невероятной и уникальной по своей конструкции даже в наше время. Она должна была стать главным символом коммунизма и вдохновлять будущие поколения на такие же невероятные свершения, как и она сама. Но этого не случилось. Ей было предначертано пережить коммунизм и найти свое предназначение на другой части света.

Первый памятник из стали, стекла и коммунизма



Модель 1919 года

Проект монументального памятника, посвященного III Интернационалу. Такое название получила башня Татлина в первоначальном варианте. Татлин планировал начать строительство в Ленинграде и приурочить возведение своего детища к победе Октябрьской революции 1917 года. Сооружение должно было символизировать воссоединение человечества, разделенного после разрушения Вавилонской башни. В 1924 году проект получил золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.




Проект башни состоял из трех геометрических структур, вращающихся вокруг своей оси. В основании здания находился куб (законодательная власть). В нем планировалось проводить заседания, съезды и конференции. В центральной части — пирамида (исполнительная власть). А на самой вершине в цилиндре и полусфере отводилось место для «информационной власти». Радиомачты и антенны тоже были частью памятника — как и лучи прожекторов, вырисовывающих текст на облаках. Несущую мачту собирались направить к Полярной звезде.



Другие детали строения тоже были пронизаны символикой. Наклон башни — такой же, как и у оси Земли. Вращающиеся конструкции соотнесены с оборотом нашей планеты. Высота башни — 400 метров, кратная земному меридиану (1: 100 000). А форма спирали олицетворяла движение освобожденного человечества.



Башню Татлина в Ленинграде собирались построить здесь

Конструкция башни: двойная спираль и наклонная мачта очень сильно опередили свое время, а вращающиеся детали стали мечтой для архитекторов, подобной фантастике; эта мечта воплотилась в жизнь лишь через 80 лет — в проекте дома Suite Vollard в Куритибе (Бразилия).


Suite Vollard, один из первых вращающихся жилых домов в мире

Но в конце 1920-х отношение руководства страны к конструктивизму очень сильно изменилось, а здание так и не построили. Символ революции остался не у дел. Башня Татлина превратилась в утопию и вошла в историю не как символ коммунизма, а как символ конструктивизма и источник вдохновения для множества архитекторов XX века и современности.

Макеты башни Татлина



Выставка «Советский авангард» в Лондоне

Татлин создал три модели башни, но все они утрачены. Современные реконструкции сделаны по сохранившимся чертежам и фотографиям. Вот где можно увидеть некоторые макеты башни:

  • Третьяковская галерея (Москва);
  • Центр Помпиду (Париж);
  • Музей современного искусства (Стокгольм);
  • Художественное училище им. К. А. Савицкого (Пенза);
  • Королевская академия художеств (Лондон);
  • Главная столовая Оксфордского университета.



Макет в Третьяковской галерее (Москва). Источник


Макет в Пензенской картинной галерее. Источник


Макет в Центре Помпиду (Париж). Источник


Макет в Музее современного искусства (Стокгольм). Источник

Будущее проекта башни



Новое поколение архитекторов и развитие технологий позволили наконец-то реализовать этот проект. За работу взялось индонезийское архитектурное бюро PHL Architects. Они предложили новый проект башни Татлина, позволяющий восстановить разрушенную экосистему застроенного и засоренного района на берегу самой длинной и загрязненной реки в Джакарте — Чиливунг. Эта башня станет не просто высоким зданием, а экологичным и автономным городом будущего.


Концепт новой башни Татлина в Джакарте. Источник

Центр башни будет состоять из жилой зоны для 9 тысяч человек, а между ее отсеками устроят сады и фермы. Это обеспечит местных жителей кислородом и продуктами. На одной ферме можно выращивать овощи и рис, на другой — съедобных насекомых, на третьей — домашний скот. Основная часть продуктов достанется жителям здания, а остатки будут продавать на рынке, расположенном на первом этаже.


Расположение садов и ферм внутри здания

Чтобы обеспечить хорошее качество воздуха внутри небоскреба, на его вершине расположат систему очистки воздуха. Электричество будет производиться двумя способами: с помощью речной воды, протекающей по спирали вокруг конуса, и — дополнительно — с помощью фотоэлектрических панелей на стенах. Это обеспечит башню полной автономностью в плане еды, электричества и водоснабжения.

Проект не только станет визитной карточкой Джакарты, но и принесет много пользы. Возведение комплекса избавит 19 гектаров земли от малоэтажной застройки и снизит нагрузку на электросети. Помимо этого, специалисты бюро отмечают, что здание замедлит вырубку лесов и загрязнение воды в Чиливунге.

Так сложилась судьба архитектурной жемчужины эпохи конструктивизма — доказав, что гениальная идея способна пережить все политические режимы, идеологии и обрести иные формы и черты, вдохновляя новые поколения последователей. Проект много раз хотели реализовать в России, но пока сталкивались либо с недостатком финансирования, либо со сложностями поиска места для постройки. В архитектурных кругах проект башни Татлина очень почитают. Он повлиял на архитектуру последующих течений. Одними из многих поклонников таланта Татлина были выдающиеся современные деконструктивисты Рем Колхас и Заха Хадид.
Автор: @mary_arti
Mail.Ru Group
рейтинг 280,75
Строим Интернет

Комментарии (33)

  • 0
    Уменьшенная копия (правда, немного других пропорций и без наклона, но узнаваема) есть на крыше дома на Патриарших (Малая Бронная 44)
    Башня Татлина на Патриарших
    image

    • +1

      Разве "спираль на конусе" — это обязательно Татлин?

    • 0
      это не копия, это импровизация на тему
    • +1
      Ну тогда я в детстве тоже на Татлине катался https://pastvu.com/p/111331
  • 0
    Мне кажется или в фильме «Generation П» Пелевина, такая же башня была?
    • +2

      В фильме было что-то навеянное как и башня Татлина известным изображением Вавилонской башни. При этом подразумевалась загоризонтная РЛС "Дон" в Софрино которая куда больше похожа на современные представления о вавилонских зиккуратах.

  • +6
    Символизм в каждой мелочи — это последовательно. Но, напомню цитату:

    «Театральным жестом он распахнул ставни, предложил нам выглянуть и указал невдалеке, на углу между улочкой и бульварами, деревянный цветочный киоск.
    — Господа, — сказал он. — Предлагаю вам самим отправиться и измерить эту будку. Вы увидите, что длина прилавка составляет 149 сантиметров, то есть одну стомиллиардную долю расстояния между Землей и Солнцем. Высота его задней стенки, разделенная на ширину окошка, дает нам 176/56, то есть 3,14. Высота фасада составляет девятнадцать дециметров, то есть равна количеству лет древнегреческого лунного цикла. Сумма высот двух передних ребер и двух задних ребер подсчитывается так: 190х2+176х2=732, это дата победы при Пуатье.[87] Толщина прилавка составляет 3,10 сантиметров, а ширина наличника окна — 8,8 сантиметров. Заменяя целые числа соответствующими литерами алфавита, мы получим C10H8, то есть формулу нафталина.
    — Фантастика, — сказал я. — Сами мерили?
    — Нет, — ответил Алье. — Но один подобный киоск был измерен неким Жан–Пьером Аданом. Воображаю, что все цветочные киоски должны строиться более или менее одинаково. С цифрами вообще можно делать что угодно. Если у меня имеется священное число 9, а я хотел бы получить 1314, то есть год сожжения Жака де Молэ — этот день дорог сердцу каждого, кто, подобно мне, составляет часть тамплиерской рыцарственной традиции, — что я делаю? Умножаю на 146 (это роковой год разрушения Карфагена). Как я пришел к этому результату? Я делил 1314 на два, на три и так далее, до тех пор покуда не отыскал подходящую дату. Я бы мог поделить 1314 и на 6,28, что составляет собой удвоение 3,14, и пришел бы к цифре 209. Ну что ж, в этот год примкнул к антимакедонской коалиции Аттал I, царь Пергама. Годится?»

    Умберто Эко (с) «Маятник Фуко»


    Разговор о том, что при желании даже в мелочах вокруг можно найти символы чего угодно. А такое сооружение… бррр! хорошо, что не построили. Она и гигантская (даже сегодня), и давящая (даже издали иные ее детали выглядят весьма неизящно), и, буду построена (из непонятных материалов начала 20-го века с довольно слабой технологией), она бы создала массу проблем при последующем поддержании ее в нормальном состоянии, а потом и при постепенном разрушении.
    • +4
      То же самое в своё время говорили про Эйфелеву башню. Почти слово в слово. Теперь она — символ Парижа и Франции.
      • 0
        Человек ко всему привыкает.
      • 0
        В которой не осталось ни одной оригинальной балки, все были заменены по несколько раз.
        • +1
          Это же прекрасно, когда каждую балку можно заменить, не нарушая устойчивости конструкции!
        • +3
          А это точно та самая Эйфелева башня, или теперь уже другая?..
          • +2
            Об этом Платон с Аристотелем могли спорить. А мы должны руководствоваться документацией. Если по документам — та же, то пусть её хоть заново с нуля перестроили…
          • +7
            «если каждая молекула моего организма много раз уже была в процессе обмена вещества заменена на другую, пусть и точно такую же — тот ли я всё ещё, который должен Петровичу денег?»
        • +1
          А можно ссылку? Гугл приводит только ваш комментарий.
        • 0

          Что доказывает возможность поддержания в нормальном состоянии даже такой конструкции.

    • 0
      У нас в городе есть несколько железных мостов построенных в те годы или даже раньше — и ничего служат.
      Да их ремонтируют, обслуживают, меняют отдельные элементы — но они стоят себе уже много-много лет.
  • +2
    Мне не нравится. Какая-то беспорядочная куча арматуры и балок.
    • +1
      А мне кажется вполне упорядоченная куча соответствующая юникод символу 1F4A9
  • +1
    у нас в Екатеринбурге есть Белая башня
    конструктивизма поменьше, но проект жив до сих пор
    • 0
      Проект ''жив''. Но как то странно себя чувствует
      Фотографии разрушений и вандализма на Белой башне
      image
      image
      image
      image
      image
      image
      image
      image
      Да-Да на первом и на последнем фото именно то что вы видите- дерево растущее на крыше здания, как на заброшенном свинарнике

      Так что живым проект вряд-ли можно назвать. Хотя возможно сейчас его и внешне привели в порядок не знаю. Но это по прежднему наверное заброшенное здание, хотя и оригинальной формы и идеи.
      • 0
        Уже не совсем так: несколько лет назад группа архитекторов занялась её восстановлением. Даже экскурсии туда есть: http://www.tower1929.ru/
    • 0
      А каково было изначальное предназначение этого… хмм… сооружения?
      • 0

        Водонапорная башня района.

        • 0
          Ну да, справедливо) Благодарю.
  • 0
    Конструктивизм-потрясающая архитектура.Ничего лишнего.Гармония как есть.
  • +1
    Башня Татлина несомненно гениальна, но всё же несёт изрядную идеалогическую нагрузку, в Москве её опасаются строить, так как это символизировало бы возрождение имперских амбиций России. В Питере можно было бы, но там она в город не вписывается. Проект в Джакарте — подделка и китч, как китайские копии Эйфелевой.

    Ну а построить её всё же следует, это как бы культурная задолженность по конструктивизму от России.
  • 0
    Хорошо, что не построили. Тихий ужас коммунистической архитектуры.
  • +1

    Спиралоконус. Творение чуждого разума ©

  • 0
    Уродливое сооружение, хорошо что не построили. Она даже новая выглядела бы как постапокалиптические развалины.
  • +1
    Мне кажется, вы спутали авангард и конструктивизм, вернее смешали их. Все-таки, башня Татлина — это именно авангард, и в Советской России он быстро уступил место конструктивизму. См. Википедию.
  • 0
    Эххх...
    image

    Как же нам до этого далеко при современном строе… И зачем я все это прочитал?
  • 0
    а вращающиеся детали стали мечтой для архитекторов, подобной фантастике; эта мечта воплотилась в жизнь лишь через 80 лет — в проекте дома Suite Vollard в Куритибе (Бразилия).

    Это ж дома Вертибутылкина :)

Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое
Интересные публикации