company_banner

Если Магомет не идёт к АЭС

    image


    Энергия — главный ресурс человечества. Точнее, электричество. В обиход оно вошло по историческим меркам совсем недавно, но уже превратилось в источник жизни для нас. Слишком много всего от него зависит: промышленность, производство пищи, водоснабжение, системы управления транспортом, городское освещение, несметное количество приборов и устройств, от лифтов и систем воздухоочистки и вентиляции зданий до вашего ноутбука и мобильника. Если завтра в розетке кончится электричество, сразу начнётся хаос и коллапс. Даже в сельской местности исчезновение электричества будет хоть и не фатальным, но весьма неприятным событием. А для средних и крупных городов это кошмарный сценарий, сравнимый с ковровыми бомбардировками. Электричество — это жизнь.


    Мы уже не раз упоминали о том, что многие впечатляющие разработки, технологии и объекты были созданы в нашей стране, чтобы связать информационно, транспортно или ресурсно отдалённые территории и населённые пункты. Не было забыто и электричество. Точнее, его источники. А ещё точнее, в СССР существовали экспериментальные передвижные АЭС. Пуркуа бы, собственно, и не па?


    ТЭС-3


    После Войны СССР отчаянно нуждался в различных дефицитных металлах, нефти и газе. Ударными темпами создавалась атомная, ракетная и космическая программы, требовавшие новых технологий и производств. А значит, требовалось находить и осваивать новые месторождения. Всё там же: за Уралом, в Сибири, за Полярным Кругом, на Дальнем Востоке. Это гигантские территории, простирающиеся на тысячи километров. Природа здесь сурова: строительство дорог требует огромных усилий и затрат, в том числе и на поддержание в рабочем состоянии.


    Но жить как-то надо. И не просто жить, но и осваивать безлюдные территории, где нет никакой инфраструктуры. А ведь для жизнеобеспечения геологов и строителей, для создания промышленных и добывающих объектов требуется немало припасов и материалов, а главное — энергии. Поэтому в 1957 году начались работы по разработке передвижной атомной электростанции. Обратите внимание на смелость замысла: всего 8 лет назад была испытана первая советская атомная бомба, а теперь нужно было создать компактную и мобильную АЭС. Хотя надо признать, что передвижная АЭС в первую очередь была бы интересна военным как источник питания для РЛС и прочих секретных объектов, построенных в медвежьих углах по всей стране.


    В основу проекта лёг атомный реактор, разработанный в Лаборатории «В» — так до 1960-го назывался Физико-энергетический институт в Обнинске. Это был двухконтурный гетерогенный водо-водяной реактор, содержащий 74 сборки на основе высокообогащённого урана. Мощность его достигала 8,8 МВт. А мощность энергии, получаемой с электрогенераторов, достигала 1,5 МВт. Реактор — без учёта всей остальной обвязки и агрегатов — представлял собой цилиндр 600 мм высотой и 650 мм диаметром.


    Но как бы ни был компактен реактор, вся АЭС в целом представляла собой внушительных объёмов и веса систему агрегатов. Поместить всё это на единое шасси было невозможно ни по габаритам, ни по массе. Точнее, можно было бы, но получившийся монстр мог бы ползать только по ровной, как стол, степи. Поэтому компоненты АЭС распределили по нескольким самоходным установкам. За основу взяли шасси тяжёлого танка Т-10:


    image


    Шасси подверглось серьёзной переделке: было удлинено до 10 катков на борт вместо 7, а сверху установлены специально разработанные рамы, обеспечивающие пространственную жёсткость самоходных установок. Чтобы снизить удельное давление на грунт, были разработаны более широкие гусеницы. Также сконструировали защитные противорадиационные экраны.


    В 1961-м на свет родилась ТЭС-3 — «транспортабельная атомная электростанция». АЭС состояла из четырёх отдельных самоходок, похожих на помесь ЖД-вагонов с избами:


    image


    image


    image


    Общая масса оборудования, погруженного на самоходки, составляла 210 т, из которых 28,5 т приходилось на «биологическую защиту» — средства защиты от радиации. А все вместе самоходки тянули на 310 т живого веса. Автономность «похода» АЭС достигала 250 суток. Каждая самоходка приводилась в движение мощнейшим на то время в СССР танковым дизелем В12-6 на 750 л.с.


    image


    Состав основного оборудования:


    1. Первая самоходка: реактор с воздушным радиатором. В качестве охладителя использовалась циркулирующая вода, а радиатор применялся для дополнительного охлаждения реактора.
    2. Вторая самоходка: парогенераторы, компенсатор объёма, циркуляционные насосы первого контура.
    3. Третья самоходка: турбогенератор с дополнительным оборудованием. Именно здесь вырабатывалось электричество.
    4. Четвёртая самоходка: пункт управления, резервный дизель-генератор и аккумуляторные батареи.


      image



    ТЭС-3 должна была своим ходом добраться до места, где требовалось электричество, после чего самоходки выстраивались в ряд в нужном порядке и соединялись трубопроводами и кабелями. Затем нужно было наполнить водой свинцовую ёмкость, внутри которой располагался сам реактор (левая нижняя самоходка на предыдущей фотографии). Вода выступала в роли дополнительной радиационной защиты. Кроме того, вокруг самоходок с реактором и парогенераторами нужно было возвести короба из бетона или земли (наверное, проще было выкопать для них в грунте бульдозером укрытия с отвалами по периметру). Это тоже диктовалось защитой персонала от радиации, излучаемой самим реактором и циркулирующей между самоходками водой. После всех приготовлений можно было «врубать рубильник».


    Испытания ТЭС-3 продолжались до 1965 года, когда проект был приостановлен, а в 1969-м — полностью закрыт. Очевидно, использование «праздношатающихся» атомных реакторов было признано слишком рискованным с точки зрения обеспечения безопасности.


    Памир-630Д


    Но ТЭС-3 не стала единственным в своём роде экспериментом. В 1963-м начались работы по разработке новой передвижной АЭС. Разработка тянулась долго, в сумме около 22 лет. Лишь в 1985-м был, наконец, построен рабочий образец.


    На этот раз решено было отказаться от водо-водяного реактора. Для его работы требовалось такое количество воды, которое просто невозможно было обеспечить в некоторых регионах, где и нужны передвижные АЭС — например, в тундре или засушливых степях. Поэтому на «Памир-630Д» смонтировали компактный одноконтурный реактор, в котором и теплоносителем, и рабочим телом являлась тетраокись азота. Это соединение обладает высокой теплопроводностью и теплоёмкостью. Но тетраокись азота опасна тем, что при её контакте с водой происходит химическая реакция с образованием азотной кислоты. Этот факт существенно повышал опасность эксплуатации АЭС: если персонал допустит оплошность, и в контуре окажется вода (например, конденсат), то образовавшаяся кислота могла бы разрушить элементы контура или даже сам реактор.


    Комплекс АЭС состоял из четырёх машин: двух колёсных полуприцепов, буксируемых мощными седельными тягачами МАЗ-7960, являвшимися переработкой МАЗ-537, и двух вспомогательных автомобилей на базе КРАЗ.


    image
    МАЗ-357


    image


    Состав оборудования:


    1. Первая машина (полуприцеп): реактор, парогенератор с теплообменником, система аварийного расхолаживания, два автономных дизель-генератора. На корме полуприцепа находился огромный вентилятор системы охлаждения.
    2. Вторая машина (полуприцеп): турбогенератор (вырабатывал электричество)
    3. Третья машина: система управления АЭС.
    4. Четвёртая машина: резервные дизель-генераторы.

    Мощность реактора — 10 МВт, мощность турбогенератора — 630 кВт.


    image


    Когда вереница машин приезжала на место стоянки, реакторный и турбогенераторный полуприцепы устанавливали рядом, ставили их на домкраты, снимали и отвозили на безопасное расстояние колёса. Полуприцепы соединяли кабелями и трубопроводами, а не менее чем в 150 м от них устанавливали две другие машины комплекса. Как вы понимаете, всё это делалось для защиты персонала от излучения. Не совсем ясен момент с колёсами. Единственное, что приходит на ум: снимать их нужно было для того, чтобы они сами не начинали фонить из-за наведённой радиоактивности и не «заражали» и не распространяли потом по дорогам радиоактивную пыль.


    Испытания «Памира-630Д» продолжались с ноября 1985 по август 1986, после чего проект был закрыт. Но 26 апреля 1986 года взорвался четвёртый реактор Чернобыльской АЭС, и эта трагедия повлияла на многие проекты в атомной энергетике и ВПК. «Памир-630Д» начали активно критиковать (и небезосновательно) как технически опасную конструкцию, и в конце концов в 1988 году проект закрыли. Информация о судьбе машин противоречива.

    Mail.Ru Group 335,49
    Строим Интернет
    Поделиться публикацией
    Комментарии 160
    • +1
      Думаю колеса снимали не для защиты их от радиации, а для того что бы невозможно было без довольно большой предварительной подготовки стронуть реактор с места. А то нашлись бы умники, не со злого умысла, а просто от дурости.
      • +8

        Всё ГОРАЗДО проще: АЭС на своём месте окапывалась надолго.
        Нафига они там нужны, высоту реактора поднимать? :) Он должен быть обвалован: защиты на платформе не было достаточно для снижения излучения до фонового.


        И если долго держать большую массу на резиновых колёсах без движения, резина деформируется. И фиг потом уедешь. И вот ну нафига вообще? :)

        • 0
          Ну можно было просто поднять на домкраты чтоб не деформировалась, но зачем именно увозить? Все таки это должно быть связано с облучением.
      • +8
        Статья как будто намекает что АЭС должна приидти к магомеду. Так ли это на самом деле нужно в виду непростой геополитической ситуации?
        • 0
          Спорное название статьи в современных условиях :)
          • 0
            Не совсем ясен момент с колёсами. Единственное, что приходит на ум: снимать их нужно было для того, чтобы они сами не начинали фонить из-за наведённой радиоактивности и не «заражали» и не распространяли потом по дорогам радиоактивную пыль.


            деструкция каучука под воздействием излучения.
            • +1
              деструкция каучука под воздействием излучения.

              боюсь представить необходимый для этого уровень
              • 0
                Ну он собственно и от ультрафиолета дохнет, так что слабый вторичный рентген его тоже убивать будет.
            • +7
              Сумрачность советского гения, по-моему, гораздо сумрачнее ставшего притчей воязыцех гения немецкого.
              Праздношатающиеся по стране атомные вундервафли… это просто Fallout какой-то!
              • +5

                "Время было такое"(с)


                Желающие могут нагуглить американскую плавучую АЭС (вполне себе работавшую), ядерные самолёты, рабочий ядерный двигатель первой ступени РН или проект "Плуто" — прямоточный ядерны ВРД.
                Это не говоря уж о бессчисленых проектах от "Форда "Атом" до ядерного пылесоса (sic!).
                Ну и примерно в то же время по всему миру расставлялись РИТЭГи. Которые по накопленной активности могут запросто переплюнуть небольшой реактор.


                Нынешние времена не сильно проще: АПЛ в мировом океане плавают в ассортименте. :)

                • 0
                  Почему же «было»? Тот же Hyperion предлагал «АЭС для каждого домохозяйства» совсем недавно.
                  • +3

                    Не, не, проекты не в счёт.


                    Ну и в наши времена никто даже не подумает вообразить подумать о том, чтоб предложить взорвать работающий мощный ядерный реактор прямо на поверхности земли родной страны, просто чтоб проверить — а ну-ка, как он жахнет?


                    А американцы с "Нерва" такое провернули.
                    image
                    Чисто ради прикола испытаний взяли и вывели 5ГВт реактор в разнос. И даже если конспирологически считать, что у них это получилось непреднамеренно, а они потом просто сделали хорошую мину при плохой игре… Всё равно — не те нынче времена. :)
                    Даже РД-0410 испытывали уже СОВСЕМ не с теми мерами предосторожности.

                    • 0
                      5Гвт реактор? Вы с порядком не ошиблись?
                      • +1

                        Нет.


                        И даже не понимаю, что тут удивительного: мощность ядерного реактора ограничена исключительно теплоотводом. Nerva при температуре АЗ в две тысячи С охлаждалась прямоточно жидким водородом с диким расходом.
                        Жидкий водород — это практически идеальный, абсолютный охладитель. Ничего круче него просто нет. Даже жидкий гелий при более низкой температуре (в силу своей одноатомности, большей массы и — как следствие — меньшей теплоёмкости) гораздо хуже.

                        • 0
                          Не понял, то есть расплавить и испарить твердую материю, например металлы, по энергоемкости на единицу объема или массы будет не выгодно? неудобно?
                          • +2

                            Если мы говорим о скорости теплоотвода (через ограниченную площадь), то она зависит от температурного напора — разности температур нагретой поверхности и охладителя. Водород тут — не лучший, но один из лучших. Ещё она зависит скорости передачи тепла в теплоносителе и от теплоёмкости. И тут водород — абсолютный рекордсмен и один из лучших. По итогам — без вариантов.
                            Если мы говорим о том, сколько тепла можно отвести единицей массы теплоносителя — то это иное.


                            Впрочем, водород всё равно будет впереди. Даже так. Он безумно эффективен как охладитель.



                            Ну в теории, конечно, шуга из замерзшего водорода в жидком для теплоотвода ещё эффективнее — добавляется теплота плавления. Тут Вы правы.
                            Но поскольку задача конкретного реактора не абстрактно охладиться, а создать тягу, выгоднее всего нагревать и кипятить жидкий водород, а потом нагревать и выкидывать через сопло получившийся газ.

                            • 0
                              А водород практически и есть металл, только при нормальных условиях парообразный и жидкий еще, если постараться. :)
                              • +2
                                Твёрдый водород — не металл.
                                Да, есть мнение(тм) и расчёты показывают(тм), что под большим давлением может существовать аллотропная модификация водорода с металлической решёткой. И даже метастабильная при н.у. Но пока нет подтверждения его получения из нескольких лабораторий.

                                Ну а если просто при атмосферном давлении заморозить водород, то он будет таки диэлектриком, причём, с приличной шириной ЗЗ.

                                Это всё вместе не тождествено утверждению «водород — металл».
                            • –1
                              Че то вы какую то полную хрень несете, полнейшую. Читать даже неприятно.
                              • 0
                                Вы точно хотели комментировать именно мои слова выше?

                                Неприятно — так и не читайте.
                                • –1

                                  Там заражение должно бы быть больше чем от ЧАЭС и где оно?

                                  • +1

                                    С чего бы "больше"? Это определяется количеством наработанной дряни, а оно — временем работы. Тут — секунды, так что дряни лишь чуть больше, чем у бомбы той же мощности.
                                    Но да, полигон загадили, конечно.

                          • +1
                            А где об этом можно прочитать? Я читал о NERVA, но без упоминания о взрыве.
                            • +1

                              Погуглите подпись на фото — "kiwi-tnt"

                        • 0
                          Ещё был проект атомного поезда.
                          • +1
                            Их было множество, в т.ч. и у СССР. По этому поводу в ЖЖ-мастерок статья была, кажется.
                          • +1
                            О, да, SLAM aka Project Pluto это был просто сверхзвуковой апофегей летающего ядрёного реактора (ещё и какающий небольшими ядерными бомбами по дороге). Круче него был бы только Orion
                        • +1
                          Энергия — главный ресурс человечества.

                          Всегда думал, что информация/знания.
                          • +15
                            В темноте читать не удобно.
                            • –2
                              Садитесь на велотренажер с динамо-машиной и — вперед, к знаниям :-)
                              • 0
                                Вот и выходит что энергия первична знаниям ;)
                              • 0
                                А днём религия не позволяет, ага.
                                • 0
                                  Широта у нас такая. Не круглый год день сколь-нибудь длинный.
                            • 0
                              Интересные конечно проекты. А если взять самые современные технологии?
                              на 1 шасси можно сделать?
                              И как обстоят дела с плавающими АЭС? Известно о них что-нибудь?
                              • +1
                                Подводные лодки и атомные ледоколы — вполне себе плавающие АЭС.
                                • +1

                                  Более того, они вполне могут использоваться в таком качестве: http://shipbuilding.ru/rus/news/russian/2006/10/31/ice/. Да, способ признан нерентабельным, но в случае жёсткой необходимости — вполне. А так, на стоянке они сами получают питание с берега.


                                  Но тут стоит немного отличать лодки от ледоколов: у первых привод на винты от паровой турбины и электрогенерация — не основное. У вторых привод на винты — электрический. Собственно, если и использовать лодки как электростанции, то, по сути, на уровне — "врубить переноску, что бы свет был да рацию запитать". Была какая-то тема в 80х, но что-то сейчас информации найти не могу (вроде читал в старых выпусках Морского сборника).

                                  • 0
                                    О как интересно, а как организовано оперативное управление скоростью вращения винтов, и реверс всякий при работе напрямую от турбины? «коробка передач»?
                                    • +1

                                      Примерное так: http://www.paralay.com/955/955201.jpg это пр.955. "№35 — вспомогательный редуктор". Потом сюда: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/6541/СУДОВЫЕ и по слову "Паровые турбины" (да, АПЛ, по сути — пароход):


                                      Электропривод от турбины к гребному винту был очень популярен в 1930-е годы. В этом случае турбина вращает высокооборотный генератор, а выработанная электроэнергия передается на малооборотные электродвигатели, которые вращают гребной вал. КПД зубчатой передачи (редуктора) примерно 97,5%, электропривода — около 90%. В случае электропривода обратное вращение обеспечивается просто переключением полярности.

                                      Но если честно, я более подробно этим вопросом никогда не интересовался. А когда я был в турбинном отсеке пр.667Б, мне лет 12 было (отец — подводник) и что мне рассказывали даже мало понимал :)

                                      • +1

                                        А! Да, конечно электродвигатели тоже используются, например т.н. "электродвигатели подкрадывания" или подруливающие. Они нужны, например, при выходе из строя ГЭУ, дабы не потерять ход, используя аккумуляторы (на картинке выше — "№10 Носовая группа АБ", ещё там два номера 21, второй, судя по всему — Кормовая группа АБ). Всё это относится к вспомогательной силовой установке.

                                        • +1
                                        • 0
                                          Зачем? Маневровые клапаны («педаль газа») и регулирование реактором
                                          • 0
                                            Реактором можно так быстро регулировать?
                                            • +1
                                              До 1% в секунду на лодочных реакторах (и это ещё на старых, новые наверняка могут больше и лучше), на лодках очень много для этого сделано. Например, лодочное топливо — это металлокерамика или интерметаллиды.

                                              Ессно, что для ВВЭР это абсолютно недостижимая мечта — реактор реактору рознь.
                                              • 0
                                                И там не столько реактором, сколько парогенератором.
                                                • 0
                                                  Оперативное регулирование ведётся маневровыми клапанами — большой-большой вентиль на паропроводе и вентили поменьше на турбине, первые один-два венца обычно активные (лавалевские), а дальше реактивные, парсоновские. Для того, чтоб парогенератор (а вслед и реактор) не охренели маленечко от недостаточного отбора тепла, ведётся дросселирование избыточного пара в конденсатор.
                                          • 0
                                            Да, текущий проект — атомный плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» для Певека, две реакторные установки по 150 МВт тепловой мощности, ввод в эксплуатацию в 2019 году.
                                            ОКБМ Африкантов
                                            Российская газета
                                            • 0

                                              Интересно — на каких размеров "черных лебедей" рассчитано это сооружение?
                                              Ведь по сути, строить её приходится в самом настоящем "заповеднике для неприятностей" — все равно, что строить фукусимскую АЭС на острове, на склоне действующего вулкана, который трясёт (аналог волнения) и с которого на АЭС течёт лава (аналог льдов). Изюминкой сверху — будет ветер-южак.

                                              • 0
                                                Джорджу Бушу 191 МВт не мешает.
                                                Как и ледоколам, авианосцам и подлодкам.
                                                • 0
                                                  Там нефиговые обоснования по безопасности были проделаны.
                                                  На самом деле, там всё лучше, чем для многих наземных АЭС.

                                                  Билибинскую вообще на вечной мерзлоте(!) построили. Работает.
                                                  • 0
                                                    так вот в певеке плавучую ставят, чтобы заменить билибинскую.
                                            • +1
                                              Атомные ледоколы и подводные лодки же.
                                              • +1

                                                Можно. Но шасси здоровенное понадобится :) Из того, что сейчас предлагают народному хозяйству на практике, самое мелкое это наземная версия "Шельфа" разработки НИКИЭТа. Канонiчныйъ ВВР, только совсем маленький. 28 МВт(т), 6,5 МВт(э), 330 тонн в снаряженном состоянии, перевозится трейлером-"сороконожкой". Но турбина, системы выдачи электроэнергии и охладители там стационарные, таскают только заряженную РУ. Или, правильней сказать, могут таскать, потому что Ростехнадзор предпочитает сдохнуть, но первым транспортабельные АСММ не лицензировать.


                                                Да хорошо дела с плавучими. Физпуск обещают в ближайшие три месяца. Достроят причальные сооружения в Певеке — будет работать.


                                                Типа как-то так.

                                                • +1
                                                  Вообще, сейчас «предлагают народному хозяйству» целый ассортимент — от мегаватта до сотни. Другое дело, что пока «народному хозяйству» оно не очень нужно (потребуется разве что для освоения шельфа в будущем): экономические вопросы физзащиты не решены.
                                                  Физзащита для маленького блока нужна почти такая же, как для большого.

                                                  Так что единственным реальным потребителем пока смотрятся военные — они уже сразу, сами по себе все злые и с автоматами.
                                                  • +1

                                                    Ну кагбэ там, в этих предложениях, есть некоторая градация:


                                                    1. То, что сейчас есть в железе и можно строить еще. Тут выбор очень скромный: РИТМ, КЛТ да "Шельф".
                                                    2. То, что было в железе во время оно или есть, но совсем не для того и требует перепроектирования и танцев с бубнами. Это типа разнокалиберные АБВ, ГРЭМы и, наверное, еще "Елена", в качестве реального, но дурацкого анекдота.
                                                    3. То, что есть в большом количестве бумаги с результатами НИОКР и ОКР — это разные ГТ-МГР, СВБРы, ВК и ВБЭРы.
                                                    4. То, что есть в виде эскиза на салфетке. Ну, тут ни конца, ни края не видать, на любой вкус и степень извращенности, соль и газойль добавлять по вкусу :)

                                                    Не только физзащита, вообще инфраструктура. Есть некоторая граница мощности, ниже которой блок традиционной компоновки — со стационарным реактором, перегрузочными машинами, хранилищем РАО/ ОЯТ, системами водоподготовки и т.д. перестает окупаться в принципе — LCOE улетает в космос. И она, надо сказать, стоит довольно высоко: NuScale неспроста считает базовым проект АСММ 12 блоков x 45 МВт(э).


                                                    По поводу физзащиты это, пожалуй, вопрос уже больше не к "Элерону", а к РТНу. Современные ВВРы довольно безопасны и в плане конструкции и в смысле распространения, их можно окормлять дистанционными средствами, тем более в тех глухих дырах, куда их предполагается загонять. Вопрос в отражении всего этого импрессионизма в законодательстве, а ПРБ/ ПЯБ у нас священные догматы предков, не подлежащие изменению… ну и в принципе постановление правительства протолкать это сизифов труд, за который никто не хочет первым браться. Хозяйству-то оно очень даже нужно, хозяйству не нужно трахаться с разрешиловкой и пилотными блокам… пример Дерипаски очень, я бы сказал, показателен :)))


                                                    Военные, конечно, потребитель реальный, но абсолютно бессмысленный. Они сначала заказывают изделия единицами, без лицензирования, под свои эксплуатационные регламенты, а потом секретят всю макулатуру, перекрывая все надежды на использование технологии в дальнейшем. Это не выход. Так что вся надежда на Сечина и его подледные фантазии :)

                                                    • +1
                                                      Для начала — по Дерипаске: там начудили проектные. Я несколько охудел, когда увидел, что для размещения СВБР-100 проектный институт нарисовал площадку почти в полквадратных километра, кучей зданий, независимой котельной, парой дизелей и вообще, требухой, которую бы и блок ВВЭР-1200 не постеснялся бы (тем более, что пара их как раз квадратный километр гдето и занимает — с градирнями, столовыми, парковками, короче — со всем этим казино.
                                                      Я не знаю, насколько охудел Дерипаска, когда это увидел (вместе со сметой, небось), но его отношение к проекту и вообще к таким инновационным подходам — можно понять. :)

                                                      Если это то, что Вы называете «инфраструктурой традиционной компоновки» — то да, оно «не взлетит».

                                                      Нужна идеология ПАЭС/«ядерной батарейки» — «боевая единица сама в себе», привозим, ставим, оно работает. Если законодательство позволяет разруливать такое только для ПАЭС — значит, нужны только ПАЭС, проработать и предложить речной вариант.
                                                      Проблемы физзащиты это не решает, конечно.



                                                      Есть «Шельф», есть мегаваттник для военных, есть СВБРы (есть-есть, по реакторной части там всё неплохо, закажут — сделают), есть «Елена» и «Ангстрем», есть куча менее проработанных — ГРЭМ, БН-ГТ (в вариантах 300 и 400МВт), есть ВБЭРы разной мощности…
                                                      Заказов нет.
                                                      «Так вот потенциально, сынок, мы — миллионеры, а практически у нас — две б… ди и старый передаст»(с)анекдот, народное.
                                                      • +1

                                                        Проектанты это вообще была самая больная тема в проекте. Во всех проектах. Это как в другом анекдоте — про то, что "что русские ни делают, а все Т-90 получается": чего АЭПы ни рисуют, а все выходит АЭС-2006.


                                                        В какой-то момент АКМЭ сумели продавить подход "от свойств РУ" (кажется, вменяемыми оказались вообще не АЭПы, а "Атомэнерго") и получился нормальный проект, такой, какой рисовал "Гидропресс" в начале 00-х. С футбольное поле и очень целесообразный. Этот проект отправился в РТН на предварительную экспертизу. И он вернулся в том виде, какой вы описали: на 55 гектар не считая ЗПСЗМ и 1200 человек персонала, включая 3 пожарных команды и поликлинику. Но там, между прочим, оставались еще и нерешенные проблемы по перегрузке и перевозке АЗ, которые тоже добавляли чудес. Не в курсе, решал ли их "Гидропресс" после катапультирования ОВД. СВБР — слишком уж инновационный девайс, чтобы начинать с него реальный бизнес. ОВД неожиданно для всех оказался романтиком и примерил лавры Маска, а у нас такие не растут :)


                                                        Нужна идеология ядерной батарейки

                                                        Согласились. Причем давно. Только законодательство сейчас не разрешает вообще ничего. ПАТЭС — это "стоечное судно, несущее на себе неходовую ядерную установку", а это уже к морскому регистру. И то висит куча вопросов по маршрутам следования, потому что эти добрые люди до сих пор пытаются рисовать вокруг движущейся баржи контуры нехилой такой ЗПСЗМ. И проводить в них мероприятия по обеспечению. Какие уж там нахер реки...


                                                        есть-есть, по реакторной части...

                                                        Ну есть и слава богу. Если еще есть, чем перегрузить, перевезти и переработать АЗ, то совсем замечательно :) "Елена" в своей коммерческой ипостаси это вообще цирк с конями. Вернее, с телятами, был там такой чудовищный вариант.


                                                        В любом случае, тема давно уже упирается не в технику и вообще не в ГК. Ну, или правильней сказать, не в конструкторов, не в проектантов, не в заводы и даже не в коммесрантов. А, скорее, в эксплуатанта-КРЭА, которому нахер не сдался на руках нервный зоопарк из нескольких сотен "батареек" со средствами транспортировки и базами обслуживания. И, в первую очередь, повторюсь — в НТЦ/ РТН, которым вообще ничего нахер не сдалось. Разработка нового полного пакета нормативки с проводкой — оооочень круглая сумма. ГК оплачивать этот банкет не хочет, потому что нахер надо, если нет заказов. КРЭА оплачивать этот банкет не хочет, потому что он еще не рехнулся, самому себе такое сделать. Клиенты оплачивать этот банкет не хотят, потому что за такой бабос можно организовать энергоснабжение для любого конкретного проекта. Ну, типа все. Из-за двух бл*дей и одного старого передаста, как Вы метко выразились.

                                                        • +1
                                                          «Елена»? Та самая, из Курчатника? Тазик маловат, надо накрываться ванной
                                                          • +1

                                                            Она самая :) А чего тазик-то? Она в смысле безопасности, по-моему, достигла абсолюта: единственная АЭС без ГЦН, турбины и вообще без движущихся частей :) Просто стоимость как-то уж очень уж драматически не стыкуется с производимым ею эффектом. Ну и типа возникают разные творческие идеи вроде тепличного хозяйства по выращиванию шампиньонов в Заполярье.

                                                            • 0
                                                              Просто как-то очень хочется другой глобус. Японцы свою Вейланд-Ютани Вестингауз-Тосибовскую на расплаве солей и в кажен дом мулювали-мулювали, а тем временем Фукусиму распатриаршило до состояния Фак-ю-шимы. Как-то не слишком доверяю я таким железякам, будь они четырежды безопасные, но рядом с жильём или едой.
                                                              • 0

                                                                Не, ну это немного разные темы. Я, правда, не знаю про солевую АСММ — знаю, что у Тошибы есть натриевый 4S с теми же задачами, который тоже не взлетел — но вообще идею "мирный атом в кажну хату" считаю мертворожденной. Не та это технология, чтобы втыкать в густонаселенные районы. И тема с ядерным отоплением тоже постепенно отмирает, да она и была чисто советским изобретением и нигде кроме соцлагеря всерьез не рассматривалась.


                                                                А попытки присобачить "Елену" к мирному делу это чисто постперестроечные конвульсии, когда вояки остались без денег и перестали принимать заказанные изделия. Использовать ее для откорма телят и выращивания грибов это примерно то же, что пахать на танке. Пахать будет, но без особого удовольствия и никогда не окупится, а потом придет счет за перезагрузку. Так что — анекдот-с. Тем более, что в итоге ее все-таки сдадут приободрившемуся исходному заказчику.

                                                                • 0
                                                                  Использовать ее для откорма телят и выращивания грибов это примерно то же, что пахать на танке. Пахать будет, но без особого удовольствия и никогда не окупится

                                                                  Не ради спора, но пахать на танках можно и вполне успешно

                                                                  • 0
                                                                    В порядке поддержания разговора — где-то в ЖЖ видел фотографии демилитаризованных британских и израильских М4 с тем же набором рабочих орудий :) плуги-бороны, то-сё
                                                                    • 0

                                                                      О_о охренеть история...


                                                                      Да, насчет танков это я не очень удачный пример привел, признаю :) Ну не знаю — ну пусть будет гоночный автомобиль. В любом случае, не для того оно делалось.

                                                                    • 0
                                                                      Тошибовский прожект солевой АТЭС я видел примерно 15 лет назад, когда ещё только-только в наших палестинах стал дешеветь интернет.
                                                                      • 0
                                                                        Выдалась свободная минутка на подумать — да, практически ровно 15 лет назад я тот проект видел, мне ещё тогда приснился памятный сон, как я во двор дома, где с первой женой жил, въезжаю на чудовищном гибриде ТМ-3-180 и шасси МАЗ-7904, и тёща язвительно спрашивает, какого ляда я двигатель не глушу, а я ей «а на хрена, вон, вентилятор на боку намалёваный видите — он же атомный» и её словно ветром сдувает :)
                                                                        • 0

                                                                          Чота взоржал очень сильно. Представил картинку. Въезжают во двор бампер и некоторая часть капота. И с высоты третьего этажа, поверх забора, значить, начинается неспешный диалог с тещей… :)


                                                                          Не, АСТ не взлетит. Теперь-то уж точно: обратное преобразование электричества в тепло с какого-то момента стало весьма эффективным. Теперь разве только системы утилизации тепла и накопления энергии совершенствовать, КПД генерации поднимать...

                                                                          • 0
                                                                            Самое главное — вначале семидюймовый длиннющий пушечный ствол (Фрейд нервно давится сигарой).
                                                                            Но обстановка чуть иная, то огромнейшая (кажется, 12-подъездная) многоэтажка, её и из космоса видно и двор там был тоже циклопических размеров. Хотя насчёт третьего этажа — примерно так, да, как раз на нём квартира была :-)
                                                                            • 0

                                                                              … а котлету и блины свои ты, теща, вот сюда вот, вот в эту дырочку положи. Я пушку-то повыше задеру (корнет Фрейд, молчать!!!) тут все это ко мне и попадет... :)

                                                        • 0
                                                          шъёрт побъери. Очень рад вас видеть, раньше регулярно читал в ЖЖ
                                                          • 0

                                                            Спасибо :) В определенный момент там началось форменное безумие в комментах и я перестал писать. Все никак не соберусь накатать сюда цикл статеек по малой атомной энергетике.

                                                            • 0
                                                              Замечательно. Буду ждать!
                                                      • 0
                                                        Что-то я не понял с вырабатываемой мощностью.
                                                        Мощность реактора — 10 МВт, мощность турбогенератора — 630 кВт

                                                        КПД — 5%?
                                                        • +1
                                                          Да. Ибо реактор по сути большая печка, которая выделяет энергию только в виде тепла. А эффективно переводить тепловую энергию в электрическую не умели ни тогда, ни сейчас.
                                                          • +4

                                                            Причина — в отводе сбросного тепла. "Памир" не требовал никаких систем внешнего охлаждения, просто воздух прогонялся вентилятором через радиатор.
                                                            Чем ниже температура сбросного тепла, тем выше КПД. Но тем больше радиатор и больше расход воздуха для него (а заодно и шум, и расход на собственные нужды). Повышение температуры сбросного тепла позволяет сделать маленький радиатор. Но уже за счёт КПД.


                                                            В общем, создатели "Памира" пришли именно к такому вот итоговому компромиссу. Почему именно такому — нужно долго изучать детали проекта и задачи, но явно решения были приняты не с потолка, а очень обдуманно

                                                          • +1

                                                            Да, КПД даже стационарных АЭС в районе 35%.


                                                            Поэтому обычные тепловые станции не всегда занимаются только электрогенерацией, а ещё и выступают в роли котельных для обеспечения теплом близлежащих районов города/посёлков или паром — производства. Т.е. они выдают не только электрическую мощность, но и тепловую (когенерация).


                                                            В общем, суммарный КПД обычной угольной электростанции (ТЭЦ) может достигать 70-75% (из них на электрическую составляющую — до 44%). Для сравнения (они выдают только электричество, поэтому КПД — электрический): ГЭС и ПЭС могут давать КПД до 94%, ветряки — до 50%, солнечные (не тепловые) — до 40%, ТЭС с ПГУ — до 60-65%.


                                                            С АЭС сложнее. По своей сути — они те же ТЭС. Но вот тепло от них использовать куда сложнее из-за опасности загрязнения в случае нештатных ситуаций. Хотя АТЭЦ — аналоги ТЭЦ, которые выдают тепло — есть. Та же Сибирская АЭС (хотя, что тепло, что электричество у неё было "положительным побочным эффектом") или Билибинская АЭС на Чукотке — у неё уже конкретное назначение: выработка тепла и электричества. К сожалению цифр КПД для АТЭЦ найти не могу, тут только упоминание возможной цифры "до 75%".


                                                            Ну и стоит понимать, что в случае когенерации в разное время года стоимость выработки отличается и КПД варьируется: летом тепло мало кому нужно :) Разве что пар для производства.

                                                            • –1
                                                              Рабочая температура ТВЭЛ порядка 2000С, так что в теории можно и до 90% дотянуть.
                                                              Но на практике ради 10-15% увеличения выхода стараться нет смысла.
                                                              • +1

                                                                Рабочая температура ТВЭЛ в ВВЭР порядка 330С (и ессно, чуть больше внутри). В самых высокотемпературных ВГТР — порядка 800-900С.


                                                                2000С — это разве что в ЯРД.

                                                                • +1
                                                                  2000С — это температура внутри собственно таблеток.
                                                                  Снаружи трубки, ессно, температура теплоносителя.
                                                                  • 0
                                                                    Нет, там меньше, причём, заметно. Иначе такое топливо не обосновали бы: 2000С — опасно близко к температуре плавления. И при такой температуре оксид урана уже не сможет удерживать ГПД.
                                                        • +1
                                                          Прикольная кстати идея для моделек, думаю, нашлись бы желающие собрать.
                                                          • +12
                                                            Если Магомет не идет к АЭС…
                                                            то значит его туда кто-то не пускает.
                                                            • 0
                                                              так проект «памир» закрыли в 86 или 88 году?
                                                              • +1
                                                                Электрический пуск первого реактора ПАЭС «Памир» состоялся 24 ноября 1985 года, испытания продолжались до сентября 1986 года. Экспериментальный образец отработал в общей сложности на разных режимах нагрузки порядка 3 500 часов. Установку дважды выводили на проектную мощность.

                                                                В 1986 году, после Чернобыльской аварии, безопасность использования данных комплексов была подвергнута критике. В феврале 1988 года по решению Совмина СССР и президиума Академии наук БССР работы по проекту «Памир-630Д» были прекращены. В качестве одной из главных причин остановки работ по проекту была названа «недостаточная научная обоснованность выбора теплоносителя». Все тягачи с оборудованием демонтировали. Научно-исследовательский реактор был ликвидирован, стенды выведены из эксплуатации и утилизированы.


                                                                В 86м приостановили испытания, потом полтора года думали, на сколько выгодно/опасно и потом закрыли. Если верить источнику.
                                                              • +1
                                                                По названию подумал, что речь в статье будет об иранской ядерной программе.
                                                                • +2
                                                                  А я о безопасности на АЭС…
                                                                • 0
                                                                  Обычно 2,5 тепловой реактора: 1 электрической генератора, возможно генераторов цеплялось до 5 шт.
                                                                  • +1
                                                                    Школьная физика же, КПД ограничен сверху отношением температур (в Кельвинах). Для мобильных реакторов и «вверх» особо не пойдешь, но главное — таскать с собой озеро или там градирню с трубами малореально, а воздухом нормальный теплоотвод не обеспечишь.
                                                                    В этом плане чит — реакторы морского базирования, там хотя бы холод всегда рядом, много и почти бесплатно.
                                                                  • –10
                                                                    Какой только хрени не придумывали советы, лишь бы не строить дороги!
                                                                    Зачем нужно было тратить вес и место на биологическую защиту, если выходящий из строя персонал можно было бы просто заменять новым, как делали на урановых рудниках, к примеру?
                                                                    • +6

                                                                      Это на каких это урановых рудниках "персонал заменяли новым"? :)

                                                                      • +7
                                                                        На тех знаменитых урановых рудниках, куда кровавая гэбня ссылала борцов с режимом добывать кирками чистый уран, естественно.
                                                                        • +1
                                                                          Шутки шутками, но к человеческому ресурсу в те времена (и не только в СССР) относились как к расходнику… Стоит вспомнить те же ядерные испытания «полюбоваться» на которые гоняли ничем не провинившихся солдатиков — и наши, и американцы
                                                                          • +6

                                                                            Шутки шутками, но нет. Недооценка последствий облучения — была, пофигизм по отношению к здоровью, в том числе к своему, — был, а вот отношение как к "расходнику" — не было такого.


                                                                            В общем-то, даже в запредельно диких, в самых вопиющих случаях (испытания зарина как "лекарства от насморка" на добровольце в Англии со смертью, ессно, последнего, или в экспериментах со вводом в кровь соединений плутония в Штатах) принимались меры предосторожности.
                                                                            Смерти были потому, что меры по незнанию или глупости были приняты недостаточные. Но не потому, что "а и пофиг, ещё много".



                                                                            Просто чтоб представить обстановку тех лет: на испытания ЯО продавались билеты — увидеть ЯВ вживую, учёные сами исследовали место взрыва и собирали пробы всего через несколько дней после, в озере Карачай купались его создатели, раствор солей плутония черпали поварёшкой и разливали по бутылкам в той же лаборатории, где перекусывали бутербродами, а товарищ Слотин сводил плутониевые сферы руками и отвёрткой, измеряя при этом поток нейтронов от сборки.

                                                                            • +2
                                                                              Читал про Слотина — волосы дыбом.
                                                                              • +3
                                                                                image
                                                                                • 0

                                                                                  Странно — а почему на фото — отвёртка современного дизайна и бутылка ис-под кока-колы (но это ладно — в те времена их форма была такой же)?
                                                                                  (ещё и вроде бы на отоплении есть соединение пластика и стали)
                                                                                  Это фотография-реконструкция?

                                                                                  • 0
                                                                                    Да, реконструкция. Фото отсюда.
                                                                                    • –1
                                                                                      А то точно отопление, а не канашка с водопроводом?
                                                                                • +1
                                                                                  kreosan тех лет
                                                                                  • 0
                                                                                    В Чагане (Атом-коль) купались, про Карачай впервые слышу.
                                                                                    • 0
                                                                                      [тут я изображаю фейспалм]

                                                                                      Увы, память на имена собственные — так себе.
                                                                                      • 0
                                                                                        Ну просто купание в Атом-коле это ещё так себе, а в Карачае — премией св. Дарвина попахивает :)
                                                                                        • 0
                                                                                          Ну да, ну да… Память «услужливо» сделала ассоциативную выборку по признакам «озеро» и «что-то ядерное» и сочла «Карачай» — чем-то достаточно казахским. :)
                                                                                • –1
                                                                                  оружейный! )))
                                                                            • +4
                                                                              >>… и рабочим телом являлась тетраокись азота.

                                                                              Раскаленный радиоактивный (на самом деле, я не знаю, активируется он или нет) азотный тетраоксид… это, пожалуй, серьезная заявка на одно из верхних мест в рейтинге «неприятных» субстанций…
                                                                              • +2

                                                                                Активируется-активируется. Азот — один из главных источников С14 (по реакции (n, p)).


                                                                                А выбран он из-за реально красивой и нетривиальной идеи: при нагреве в АЗ азотный тетраоксид разлагается, забирая огромное количество тепла, а затем, по мере снижения температуры в турбине — образуется обратно с выделением. Бонус в том, что
                                                                                а) газообразный теплоноситель забирает много тепла при умеренном давлении (что уже очень нетривиально);
                                                                                б) КПД цикла повышается при сохранении относительно низкой температуры в АЗ.


                                                                                ...


                                                                                Вообще, вспоминая, что в БР-2 теплоносителем была ртуть (соотвественно, кипела в АЗ), дающая много интересных изотопов, ядовитая, не распадающаяся, амальгамирующая с большинством металлов и дико коррозионно опасная… Нет, азотный тетраоксид — это круто… Но не очень круто. :)

                                                                                • +1
                                                                                  А что очень круто? :)
                                                                                  Щелочные металлы?
                                                                                  • +1

                                                                                    Да, натрий (с заметной долей Na-24) из реактора при полтыщи С — это тоже очень хорошо, точно круче тетраоксида.


                                                                                    Но пока в моём личном топе впереди именно ртуть. :)

                                                                                    • 0
                                                                                      Когда-то на ртути построили бинарную ТЭС. И даже гражданский пароход (а хотели — военный). Если я правильно помню, то ртутного питательного насоса не было, она жиденькая из своего конденсатора (ака водяной кипятильник) стекала в ртутный котёл под собственным весом.
                                                                                      Но с реактором это было веселей, без-бэ. Уж и не знаю, какой смайлик ставить, «волосы дыбом» разве что
                                                                                      • +1
                                                                                        НЯЗ, хотели построить (в учебниках той поры такая конструкция поминалась как перспективная). Если где-то _построили_ то очень прошу указать, где и когда.
                                                                                        Дико нравится такая экзотика.

                                                                                        (Оно бы и прокатывало (МГД-насос или генератор в металле куда веселее, чем в плазме, да и ртутная турбина компактна и эффективна)… но коррозия.)
                                                                                        • 0
                                                                                          Построили ТЭС в США в 1938 году, как и пароход примерно в то же время. Ни место станции, ни название парохода не помню, я про эти церебральные экскремеперименты лет тридцать назад читал. Коррозия в смысле разрушение амальгамированием? Да, я так понимаю, что там с этим задница и исключительно аустенитные стали по всем горячим местам плюс стыкование только сваркой.
                                                                                          • 0
                                                                                            А… ну, это объясняет, откуда такая тяга к ртути в СССР именно в 40-50-х годах прошлого века.

                                                                                            Да, амальгамы и трансфер кислорода, оба процесса температурно-зависимы, и в машине с большими градиентами температур, ессно, неплохо так отыгрывают.


                                                                                            Про БР-2 была байка, что один из членов комиссии, зайдя в реакторный зал, был очень удивлён — почему все трубы и бочки соединены нитками — сотнями их — зачем это и откуда? Ему объяснили, что так и выглядят протечки ртути. А поскольку она активна и ядовита, желающих собирать её особо нет, и вообще — висит спокойно, не мешает, так пусть себе висит.
                                                                                            • 0
                                                                                              Был на рубеже 80-х и 90-х примерно слух, что реактор с охлаждением ртутью, а далее бинарным или даже триарным (ртуть/вода/хладон, чтоб уменьшить размеры биозащиты и концевых венцов турбин) охлаждением когда-то хотели впереть на гигантский экранолёт, едва ли не размером с ТАРКР «Киров» (ныне «Адмирал Ушаков») с паротурбинным приводом винтов, но потом СССР приказал всем долго жить и прожект, восходящий якобы корнями к эскизам красного графа ЕВПОЧЯ, безвременно почил в Бозе. Я так понимаю, что 20+ кт крылатый самопёр — боинговский пеликан мог от дикой зависти удавиться просто на месте.
                                                                                              • 0
                                                                                                Честно: не верится, что это не байка и что такое рассматривалось хоть сколь-нить всерьёз.
                                                                                                После опыта с БР-2 отношение к ртути как теплоносителю в СССР вполне сформировалось, и оно было предельно отвратительным. Это сейчас кажется мелочью, но тогда ядерные технологии были на острие прогресса, была техногонка за быстрым реактором… БР-2 стоил СССР нескольких потеряных лет и считался/ощущался/переживался очень серьёзной ошибкой.

                                                                                                Это отношение настолько пережило годы, что про опыт с ртутью напоминали даже разработчикам БРЕСТа как аргумент против свинца. А это уже 2000-е, полсотни лет спустя.
                                                                                                • 0
                                                                                                  ХЗ, не знаю, все идеи Бартини всегда были с лёгким налётом безумия :)
                                                                                                  Первым в его карьере атомолётом мог стать А-57, к счастью, обошлось без этого чудища (тоже грандиозная бандура — SLAM нервно курит петушки).
                                                                                          • +1
                                                                                            А-хре-неть. Давно я в технические разделы англоязычной википедии не заглядывал, а зря. https://en.wikipedia.org/wiki/Mercury_vapour_turbine — одна станция в 1922, одна в 1933, одна в 1950 и ещё одна (Шенектэди) где-то между второй и третьей, видимо, та самая 1938.
                                                                                            И даже http://www.aqpl43.dsl.pipex.com/MUSEUM/POWER/mercury/mercury.htm ещё нашёл по ссылочке. Правда, ртутно-паровое судно пока не нашёл.
                                                                                    • 0
                                                                                      спасибо за объяснение, никак не мог понять, каким образом амил в качестве теплоносителя использовать
                                                                                  • +2
                                                                                    Barrayar, а почему на КПДВ изображена vашина для транспортировки и погрузки в шахту ракет и, собственно, крышка шахты, расположенные в музее РВСН в с.Побугское в Николаевской области?
                                                                                    • +1
                                                                                      Ну, других фотографий полуприцепа «Памира» найти не удалось, а этот очень похож по размерам и форме. Так что можно наглядно оценить, а не по рисункам и моделям.
                                                                                    • +4
                                                                                      пришёл с армии в ноябре ( я из Беларуси, служил в Осиповичах)
                                                                                      лежал в госпитале в Минске во время службы, разговорился с дедулей, как оказалось — директором института под Могилёвом в Соснах, который занимался разработкой такого агрегата. Рассказывал, что собрали первый рабочий прототип: 3 машины снабжения и обслуживания и одна машина сама аэс. Когда занимались постройкой второго прототипа на пост начальника инженерных войск заступил новое лицо, и когда его вызвали в Москву по приезду он ему в лицо сказал что мне ему это нафиг не нужно. Разработку закрыл, всё по распродали и всё накрылось пылью. Обидно а ведь в мире официально такого до сих пор нет
                                                                                      • +1
                                                                                        Обидно а ведь в мире официально такого до сих пор нет

                                                                                        Скорее всего потому что не оправдано экономически даже для военных целей. Так что не факт что закрытие было таким уж плохим вариантом. Хотя, конечно, с инженерной и научной точки зрения разработка достаточно интересная.

                                                                                        • +1
                                                                                          ну как мне рассказывал этот мужик (дедом не возьмусь его называть, слишком яркий и живой для своих лет)
                                                                                          первая установка могла выдавать 5 гигаватт на протяжении 5 лет ( потом перезарядка реактора)
                                                                                          я думаю это рентабельно ибо по сей день в армии используются дизельные генераторы которые потребляют уйму топлива
                                                                                          не знаю насколько он мне точно рассказывал и на сколько я точно запоминал но вся эта история у меня в воспоминании отложилась с досадным оттенком
                                                                                          ну и сам мужик говорил что был ужасно разочарован он жил этим проектом это было инновационно
                                                                                          • 0
                                                                                            А разве их используют не по тем же причинам почему их использую в ЦОДах?
                                                                                            • 0
                                                                                              Есть только один вопрос -как забрать 5 Гигавтатт? Стационарные электростанции такой мощности преобразуют генерацию на сторону 750кВ и раздают на большие расстояния. Как это раздать на напряжении даже 10кВ, да тут же, наверное, провода с жилами меди толщиной с руку нужны?
                                                                                              • 0
                                                                                                Вообще сечение проводов зависит от тока (и частоты), а не напряжения, поэтому для передачи одинаковой мощности повышают напряжение и уменьшают ток.
                                                                                                • 0
                                                                                                  Так реактору ещё и потребление нужно. Не факт, что на сниженной мощности он долго сможет нормально работать. А, если работать на номинальной, то надо куда-то девать излишки энергии; охлаждение реактора может не потянуть отвода больших объёмов полезной энергии. Так что — таки забирать.
                                                                                          • 0

                                                                                            Позволю поправить, Сосны под Минском. Действительно есть экономическая зона рядом с Соснами "Радиан" где пробовали создать мобильную АЭС. До сих пор остатки военного контенгента в виде сторожей рассказывают истории о великом плане, не сбывшемся из-за бюрократии после взрыва ЧАЭС. Однако до сих пор существует институт в Соснах который занимается прикладными вопросами к первой собственной АЭС в РБ (Островец). Именем руководителя института в те времена названа улица Минска (Сосны входят в Минск) которая ведет к Радиану — это улица академика Красина.

                                                                                          • 0
                                                                                            Все-таки сравнение сухопутных «атомоходов» с плавучими не совсем справедливо: у плавучих практически нет ограничений по массо-габаритным показателям (помещается внутри подводной лодки? ну и отлично, только у лодки ширина корпуса метров 30 при длине в сотню, представьте такую дуру ползающей по суше), запас воды для охлаждения неограничен. Ну и модульная структура вызывает легкое недоумение- т.е. понятно что таким образом решалась проблема мобильности, но вот в плане функциональности…
                                                                                            Я правильно понимаю, что эти агрегаты предполагали только разовую транспортировку до места дальнейшей эксплуатации? Ведь даже заглушенный после работы реактор довольно долго будет вырабатывать прилично тепла, которое нужно как-то отводить. Вспомним хотя бы отработавшие сборки ТВЭЛов, которые приходится выдерживать в воде порядка пяти (или больше) лет. Как был решен этот вопрос? Простым вентилятором в корме? Опять же- наведенная радиоактивность (а у реакторной машины после того как реактор поработает на полной мощности она будет приличной- на биозащите-то ведь пришлось сэкономить).
                                                                                            • +1
                                                                                              Нет.
                                                                                              Радиаторы на реакторной машине решали проблему остаточного теплоотвода. ~7% сразу после останова, меньше процента на третьи сутки. Скажем, для «Памира» (10МВт(т)) это порядка 100кВт, а через неделю после останова — десятки кВт. И это не при 100С, как на радиаторах ДВС, а гораздо бОльшей. Даже не стОит упоминания.

                                                                                              Для малых реакторов (до десятка МВт) проблема остаточного тепла вообще не существенна.
                                                                                              • 0

                                                                                                Представляю себе попытку пройти техосмотр на реакторной машине после многих лет эксплуатации.
                                                                                                А вообще — такая машинка подошла бы в новый фантастический роман с Максом Каммеррером и его атомным танком…
                                                                                                Интересно — а есть ли проекты передвижных термоядерных реакторов?

                                                                                                • 0
                                                                                                  Пока и до стационарных далековато.
                                                                                                  • 0

                                                                                                    Есть. Гуглите Lockheed Martin Compact Fusion Reactor — Skunk Works обещают возибельный на грузовике пробкотрон. Но чота как-то пока в теории все оказывается проще, чем на практике...