company_banner

Редкие космические предметы из музейных коллекций

    image
    Экспозиция Музея космонавтики (Москва, ВДНХ)


    Мы привыкли воспринимать космос через текст и фотографии здесь, на Гиктаймсе, и на множестве других ресурсов, а между тем вся советская, теперь уже и российская история покорения космоса — это сотни тысяч различных вещей, которые можно увидеть, осязать, почувствовать.


    Самое главное, что можно постичь, изучая артефакты прошлого — это идеи. Макеты, созданные по чертежам и рисункам, а также реальные вещи космонавтов производят сильное впечатление. Они показывают, как достичь невозможного при ограниченных ресурсах, а также с каким изяществом инженеры решали сложные технические задачи.


    В коллекциях Политехнического и других музеев хранятся сотни редчайших артефактов и не все из них доступны на выставках. Некоторые только ждут своего часа, другие уже почти забыты.


    Космический корабль Циолковского


    image
    Макет. Выставка «Россия делает сама». Также существует постоянная экспозиция в Музее космонавтики


    В начале ХХ века, изучая теоретическую возможность космических полетов, Циолковский предложил свое виденье облика будущего межпланетного корабля. В 1963 году, на основе сохранившихся зарисовок, модель этого корабля из металла и пластика создали инженеры Московской опытно-экспериментальной фабрики наглядных пособий и демонстрационной аппаратуры.


    image
    Одна из схем межпланетного корабля из работы Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами»
    Источник


    По представлениям Циолковского, корпус корабля должен разделяться на две основные зоны: нижний отсек для двигателя с топливными баками и верхнюю вместительную жилую зону. Верхняя часть корабля (она же на фотографии макета расположена справа) предназначена для хранения запасов еды и воды. В соседнем блоке находится ручное управление, скафандры и шлюз для выхода в открытый космос.


    В срединном отсеке установлены противоперегрузочные ванны, заполненные жидкостью определенной плотности для нейтрализации вредного воздействия ускорения. В двух нижних отсеках располагаются насосы для подачи компонентов топлива, баки с горючим и окислителем, а также камера сгорания.


    Гелиоракетоплан


    image
    Модель Гелиоракетоплана была создана в 1974 году в масштабе 1:100
    Источник фото


    Валентин Глушко, один из пионеров ракетно-космической техники, основоположник советского жидкостного ракетного двигателестроения, в 1929 году предложил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплан». Корабль должен был использовать солнечную энергию, генерирующую электрический ток для взрыва твердого (металлические проволочки) или жидкого (ртуть или электропроводящие растворы) топлива.


    Кабина Гелиоракетоплана представляла собой сферу диаметром 2.6 м, по периметру которой были размещены 24 электрических ракетных двигателя. Для улавливания и преобразования солнечной энергии корабль был оснащен термоэлементами, расположенными на диске диаметром 20 м.


    Первый жидкостный ракетный двигатель (ЖРД)


    image
    Макет двигателя в разрезе, представленный в Музее космонавтики и ракетной техники (Санкт-Петербург)


    Первые отечественные ЖРД ОРМ (опытный ракетный мотор) и ОРМ-1 построены и испытаны в Газодинамической лаборатории в 1930–31 гг. Валентином Глушко.


    Интересно, что параллельно с работой Глушко шел менее известный, но не менее значимый проект Фридриха Артуровича Цандера — изобретателя, ученика и соратника Циолковского. Двигатель ОР-1, работавший на воздушно-бензиновом топливе, был создан на основе паяльной лампы, которую пришлось дооборудовать специальным соплом, и развивал тягу больше, чем ОРМ-1 Глушко.


    image
    С.П. Королев и сотрудники ГИРД (Группы изучения реактивного движения) перед запуском
    Источник


    В 1933 году Цандер построил более совершенный ЖРД ОР-2. Двигатели ОР-1 и ОР-2 так и остались экспериментальными, однако разработки Цандера использовались при создании ракетного двигателя первой советской жидкостной ракеты ГИРД-Х.


    Собачий скафандр


    image
    Один из первых скафандров с подключаемым дыхательным аппаратом для собак, сделанный в СССР в 50-х годах прошлого века. Выставляется в Национальном Космическом центре в Лейчестере (Великобритания)
    Источник


    Да, у Белки и Стрелки была специальная космическая одежда. Более того, в специальных костюмах собаки проходили и предполетную подготовку. Лайка и другие собаки-космонавты также не отправились в полет «голышом».


    image
    Одежда для собаки-космонавта в «распущенном» виде
    Источник


    Регулируемый благодаря особым строчкам на основной части и «рукавах» для лап, космический собачий костюм выполнен из комбинации хлопка, нейлона, алюминия и резины.


    image
    Скафандр. Экспонат российского Музея космонавтики


    Существовали даже собачьи скафандры для катапультирования из стратосферы, а также для полета в негерметичной кабине геофизической ракеты. Представляет собой конструкцию из герметичного мешка с двумя глухими «рукавами» для передних лап животного и шлема, созданного из плексиглаза.


    А вы задумывались когда-нибудь, как собаки на орбите ходили в туалет? Да, эту проблему тоже решили инженеры с помощью специальной установки утилизации отходов (хранится в Политехническом музее), крепящейся под хвостом.


    Приборная панель корабля «Восток-1»


    image
    Фото из Центрального музея Вооруженных Сил


    Приборная панель корабля Ю. Гагарина (а после него и некоторых других) выглядела именно так. Кроме нее в состав системы управления кораблем «Восток» входили: пульт ПУ-2-3КА и ручка управления ориентацией корабля РУ-1Б. Глобус с часовым механизмом показывал текущее положение корабля над Землей и прогнозируемую точку посадки.


    До наших дней сохранились и другие важные приборы, обеспечивающие связь, управление и жизнедеятельность: клавиатура, преобразующая алфавитные клавиши в коды Морзе для контроля оборудования связи, блоки регенерации воздуха, регуляторы давления, газоанализаторы, системы подачи воды и санитарно-очистные устройства. Все эти приборы представляют не только историческую ценность, но и наглядно демонстрируют сложные инженерные решения.


    Фантом-манекен


    image
    Источник. Хранится в Политехническом музее


    В 1968 году Институт медико-биологических проблем АН СССР из пшеничных зерен, опилок и смолы создал модель тела человека (рост 170 см, вес 70 кг) для исследования воздействия ионизирующего излучения в околоземном пространстве. Такой необычный материал был выбран из-за одного существенного параметра — зерно пропускает излучение так же, как и ткани человеческого организма. В местах расположения жизненно важных органов человека сделали 20 каналов для различных дозиметров.


    ФМ-2 дважды участвовал в космических миссиях: в 1969 году в миссии «Зонд-7» он облетел Луну, а в 1970-м на спутнике «Космос-368» — Землю.


    Духовка


    image
    Источник фото. Из коллекции Политехнического музея


    Принято думать, что космонавты в СССР просто выдавливали в себя тюбики питательной космической еды и были счастливы. Так оно и было до тех пор, пока не увеличился срок пребывания вне зоны действия гравитации.


    В 1988 году Всесоюзный научно-исследовательский и экспериментально-конструкторский институт продовольственного машиностроения разработал бортовую электродуховку А1-ЭПТ с карманами для тюбиков и консервных банок. Духовку создали для использования на орбитальных станциях «Салют» и «Мир».


    Нереализованные проекты


    image
    Лунный корабль на открытии выставки «Космос: рождение новой эры». Источник. Один из готовых к полету модулей был временно предоставлен Московским авиационным институтом для экспонирования в рамках выставки


    Все, что вы увидели выше, так или иначе использовалось в нашей космической отрасли. Но также было создано множество вещей, которые оказались на обочине истории. Среди забытых масштабных проектов оказалась программа высадки на Луну.


    Посадочный модуль «ЛК-3» (Лунный Корабль), построенный в начале 1970-х годов, должен был доставить на Луну одного космонавта. ЛК состоял из герметичной кабины, отсека с двигателями ориентации с пассивным агрегатом стыковки, приборного отсека, лунного посадочного агрегата (ЛПА) и ракетного блока. Ручная система управления строилась на базе бортовой цифровой вычислительной машины и позволяла космонавту самостоятельно выбирать место посадки визуально через специальный иллюминатор.


    ЛК был трижды успешно запущен в беспилотном варианте на орбиту Земли. Однако неудачи, связанные с испытанием ракеты Н-1, предназначенной для запуска ЛК на орбиту Луны, привели к закрытию советской лунной программы. На данный момент в России существует пять ЛК-модулей.


    Где посмотреть


    Кроме очевидной мысли — сходить в музей — стоит обратить внимание на проект «Космос: рождение новой эры», для которого дизайнеры скрупулезно перерисовали модели некоторых знаковых экспонатов из коллекции Политехнического музея.

    Метки:
    • +28
    • 9,8k
    • 7
    Mail.Ru Group 249,52
    Строим Интернет
    Поделиться публикацией
    Комментарии 7
    • +1
      и в эту статью тоже можно добавить немного Пелевина, следуя традиции последних дней )

      Заголовок спойлера

      — Разрешите обратиться!— услышал я свой голос.
      — Валяй.
      — Но ведь луноход автоматический, товарищ генерал-лейтенант!
      — Автоматический.
      — Так зачем тогда я?
      Начальник полета опустил голову и вздохнул.
      — Бамлаг,— сказал он,— давай.
      Тихонько зажужжал электромотор кресла, и полковник Урчагин выехал из-за стола.
      — Пойдем прогуляемся,— сказал он, подъехав и взяв меня за рукав.

      image
      • +3
        HR MacMillan Space Centre, Vancouver, BC:

        Двигатель с Сатурна (J-2):
        https://habrastorage.org/files/740/1a7/d4b/7401a7d4b7b4495ea81219bac3b85d3d.jpg

        Скафандр Майкла Коллинза (Apollo 11):
        https://habrastorage.org/files/8fc/890/437/8fc89043781342cc93fd8872550fb759.jpg
        https://habrastorage.org/files/630/d54/1ed/630d541edcf0446c97edd682c4b84c9b.jpg
        https://habrastorage.org/files/778/2a2/8da/7782a28da1184b8f86b469e19d02af2d.jpg

        Камера:
        https://habrastorage.org/files/311/dad/976/311dad976e0c457bb1ee4befc75b2e11.jpg

        Настоящий кусочек Луны, который можно потрогать руками:
        https://habrastorage.org/files/5ab/dfa/594/5abdfa594def480ead2cb8b34c6d178b.JPG

        Еда :)
        https://habrastorage.org/files/5a9/d6c/0b3/5a9d6c0b383749bc9d92e7aa2119a7cf.jpg
        https://habrastorage.org/files/927/6b3/e14/9276b3e14347482f85ad0e093cc29fa1.JPG
        • 0

          Когда снимали "Космический рейс", ещё полагали, что противоперегрузочные ванны действительно нужны. В реальности они оказались непрактичными — тяжесть-то какую поднимать!

          • 0
            Возможно, что они еще будут нужны, при полетах по системе.
            • 0

              А ведь если бы не экономические препятствия, эти ванны позволили бы летать без отбора и подготовки.

          • +2

            Вне зоны действия гравитации ни один человек никогда не находился. Вот в невесомости — это да.
            А за рассказ спасибо, познавательно.

            • +2
              Выставляется в Национальном Космическом центре в Лейчестере (Великобритания)


              Эти географические названия на "-честер" всегда чертовски подозрительны. Лучше перепроверить:
              • Leicester — произносится «Лестер»
              • Gloucester — произносится «Глостер»
              • Worcester — произносится «Вустер»
              • Manchester — произносится, конечно, «Манчестер», и пишется по-другому

              Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

              Самое читаемое