Студия Михаила Кечинова
Компания
35,60
рейтинг
15 октября 2014 в 12:19

Зачем бизнесу хакатоны?


Хакатон – это не только питчи, спичи, фичи и бесплатные пиццы. Это серьёзный инструмент для развития бизнеса, его презентации в специализированной среде, генерирования новых контактов. Более того, хакатон сам по себе требует взрослого подхода к организации. Если уж мы относимся к нему как к бизнес-инструменту, то и проводить его нужно методично.

Так и родился этот пост: рассказать, что такое хакатон «изнутри», как его видят организаторы, какие цели преследуют, как постепенно воспитывается аудитория и складывается философия подобных мероприятий. Буду объяснять даже не на пальцах, а на зайцах и на примере серии проводимых нами хакатонов HackDay.

Хакатон и зайцы


В 2009 году один HackDay стоил 80 килорублей, бюджет мероприятия сегодня – 400 килорублей и выше. Дорого. И всё же они продолжают проводиться с завидной регулярностью. Зачем?

При запуске хакатона, а особенно серии хакатонов, компания в условиях сферического вакуума может убить трёх зайцев одним выстрелом (зайцы расположены в порядке убывания статистической вероятности их появления):

  1. PR-заяц. Да, хакатон значительно повысит узнаваемость бренда среди профильной аудитории.  Пресс- и пост-релизы, социальные сети, посты в блогах и прочие прелести интернет-продвижения — вот это всё обязательно сопровождает любой хакатон.
  2. HR-заяц. Да, на хакатоне можно найти толковых и подающих надежды специалистов. Мы, например, занимаемся аутсорс-разработкой технически сложных стартапов, и аудитория хакатона нам вполне подходит.
  3. B2B-заяц. Да, на хакатоне можно найти толковых и подающих надежды клиентов. Первое время нужно быть готовым к тому, что ни один из запросов не превратится в заказ, но это не повод для уныния: процесс продаж технологических услуг всегда долог и непрост.


За пять лет существования HackDay мы, как охотники за зайцами, потерпели множество удач и неудач. Сейчас HackDay представляет собой серию мероприятий формата «рабочие выходные», которые проводятся с периодичностью в один-полтора месяца в разных городах. Крайние географические точки – Новосибирск, Калининград, Санкт-Петербург и Алматы.

К этому формату мы шли несколько лет, а поначалу никак не могли попасть хотя бы в одного зайца.


Почему были сбиты прицелы?


  1. Наши эксперименты с тематиками. После первого же хакатона в 2009 году мы получили поток запросов на услуги студии, который остановился дней через десять после окончания HackDay. Ни один из них не превратился в заказ, и мы решили пойти окружным путём: сделали Кино-HackDay. Мероприятие оказалось вдохновляющим, но съело много ресурсов и не дало ожидаемого количества откликов. А HackDay, планировавшийся как музыкальный, провалился с треском. И провалился как раз по второй причине.
  2. Раздолбайство соорганизаторов. Поначалу локальными соорганизаторами выступали идеалисты и энтузиасты. Это прекрасные человеческие качества, но их недостаточно для методичной работы. Большое количество соорганизаторов провального музыкального HackDay не сделало практически ничего из обещанного, и мероприятие было отменено за неделю до дедлайна. А HackDay, как любой бизнес-проект, требует последовательности и постоянства.
  3. Раздолбайство участников. Среди аудитории хакатонов крайне мало людей, которые воспринимают свой проект как бизнес и относятся всерьёз к сбору команды. Во всех городах на площадку приходят молодые люди с горящими глазами, зажигают на питчах, а потом исчезают вместе со своими проектами и красивыми названиями. Все эти ребята, как правило, очень молоды, и только единицам удаётся выбраться.


Основная проблема – это понимание, что надо чего-то накодить, не подкреплённое пониманием того, что код – еще не бизнес. У нас тоже не было понимания, что провести хакатон – это не просто найти площадку и запустить туда гиков. Ещё в 2009 году не было экспертов, которые могли бы рассказать ребятам (особенно не в Москве и Питере), что бизнес – это не только сайт в интернете, а упорный, сука, труд. И нам тогда никто не мог рассказать, как сделать хакатон выгодным, последовательно убивая всех трёх зайцев. А сейчас, когда есть опыт, мы об этом можем рассказать и сами.

Чем мы убили зайцев?



  1. Изменили модель взаимодействия с соорганизаторами. Набравшись жизненного опыта, мы стали брать в локальные организаторы бизнес-инкубаторы или IT-компании и студии, которым нужен был пиар своих услуг. Спонсорско-партнёрская модель позволяет получить часть денег от спонсоров, а часть расходов переложить на плечи партнёров. Спонсоров можно заинтересовать HR-возможностями, ассортиментом проектов для инвестирования, продвижением своих продуктов и услуг. Партнёрами же часто выступают государственные организации – бизнес-инкубаторы, посольства.
  2. Превратили хакатон в бренд. Под брендом HackDay мы запустили школу с краткосрочными платными курсами по программированию, маркетингу, продажам, проектированию интерфейсов. Часть доходов от этой школы идет на покрытие расходов HackDay.
  3. Платный формат. Чтобы отсечь праздношатающихся, мы решили сделать хакатон платным. Удивительно, но порог в 500-800 рублей значительно повысил качество аудитории: приходят действительно те, кто мотивирован на работу и создание продукта. Причём в первый год мы получали множество гневных писем с возмущениями и жалобами на дороговизну. Стоимость входа на хакатон не покрывает и половину стоимости питания участника, но порядочное количество горе-бизнесменов отваливаются на моменте оплаты.
  4. Трекинг проектов. Мы начали активно следить за проектами с 2013 года. Это позволило хотя бы собирать статистику и анализировать собственный прогресс. Скажем, теперь мы знаем, что за 2013 год из сотни разработанных проектов около двадцати продолжают жить и развиваться; три проекта получили небольшие ангельские инвестиции. Если учесть, что за пять лет развитие получило около 50 проектов, мы уже знаем, что уровень выживаемости стал выше.
  5. Менторские сессии. С появлением на рынке успешных проектов стало понятно, что их опыт надо брать и передавать проектам на стадии идеи. Мы стали приглашать сотрудников и основателей таких проектов. Менторская сессия – это консультация авторов проектов с экспертами. К сожалению, до сих пор многие не считают общение с менторами полезным. Да, есть уникумы, которым не требуется помощь извне, но таких – не более одного на мероприятие. Другие будут долго блуждать самостоятельно в поисках правильного решения, и, скорее всего, умрут после разработки прототипа.
  6. Жёсткий организационный регламент. Сейчас HackDay работает по чётким правилам организации, которые расписаны в официальном положении на 50 листов. Это тот здоровый уровень бюрократии, который необходим любым бизнес-процессам. Раньше HackDay был, как и весь рынок, гибким и творческим. Теперь это – система, которая даёт определенные результаты.


Эти шесть ходов серьёзно повысили выживаемость проектов. Раньше выживали буквально единицы, а сейчас мы можем говорить о том, что после мероприятия в течение полугода работает и живёт уже половина. Мы не знаем, как долго и как успешно, но по сравнению с тем, что происходило несколько лет назад, это – настоящий прорыв.

Такой путь мы прошли, прежде чем вывели мероприятие на нынешний уровень. Чтобы получать от хакатона выгоды, описанные выше, необходимо постоянно повышать уровень организации и проектов, иначе плюсы от организации превратятся в минусы.

В следующих статьях мы будем подробнее рассказывать о внутренней кухне HackDay и его работе в связке со студией.
Автор: @mkechinov
Студия Михаила Кечинова
рейтинг 35,60
Компания прекратила активность на сайте

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое