СОРМ за счет операторов, а «Яровая»?



    Ещё 30 декабря правительством России принято постановление N 1721 об утверждении изменений, которые вносятся в Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. N 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность» (далее — «Правила СОРМ»). Все изменения, кроме последнего пункта уже вступили в действие.

    Теперь оператор связи обязан не позднее 45 дней с даты получения лицензии подать заявление в УСБФ. А руководитель УФСБ в течение 30 рабочих дней с даты получения соответствующего заявления определить уполномоченное подразделение, осуществляющее взаимодействие с оператором связи. Ранее было 60 дней.

    В ИС БД вписали обязанность хранить «информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи». При этом, хранить теперь обязательно на территории Российской Федерации.

    Правила СОРМ также дополнили следующими пунктами:

    12(1). Запрос на подтверждение соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах оператора связи, направляется уполномоченными органами в органы федеральной службы безопасности. Указанный запрос органы федеральной службы безопасности направляют оператору связи.

    В запросе отражаются все обнаруженные несоответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах оператора связи.

    Количество запросов на подтверждение соответствия персональных данных фактических пользователей услуг телефонной связи сведениям, заявленным в абонентских договорах оператора связи, направляемых уполномоченными органами, в зависимости от выделенного Федеральным агентством связи оператору связи ресурса нумерации на дату направления запроса, не должно превышать:

    0,3% общего количества выделенных номеров в течение 15 суток;
    0,6% общего количества выделенных номеров в течение календарного месяца;
    5% общего количества выделенных номеров в течение календарного года.
    Формы запроса и ответа на запрос утверждаются Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

    12(2). Ответ на запрос, содержащий информацию о результатах подтверждения соответствия персональных данных фактических пользователей, сведениям, заявленным в абонентских договорах оператора связи, а также информацию о дате прекращения оказания услуг связи в случае неподтверждения соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах оператора связи, в том числе при отсутствии абонентских договоров, оператор связи направляет уполномоченным органам, направившим запрос, в течение 15 суток с даты получения запроса.

    В случае превышения указанного в пункте 12(1) количества запросов на подтверждение соответствия персональных данных фактических пользователей услуг телефонной связи сведениям, заявленным в абонентских договорах оператора связи, оператор связи направляет уполномоченным органам информацию о таком превышении, а также о планируемых сроках выполнения мероприятий по подтверждению соответствия персональных данных фактических пользователей услуг телефонной связи сведениям, заявленным в договорах оператора связи".

    При этом, с 1 июля 2018 года (дата вступления в действие ФЗ №374 от 06.07.16 («Яровой») также вступает в действие 15 последний пункт: «Текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи оператор связи хранит в технических средствах на территории Российской Федерации и в случаях, установленных федеральными законами, предоставляет уполномоченным органам».

    Вместе с тем, в соответствии с п.1. Статьи 46 ФЗ «О связи»: «Оператор связи обязан:… осуществлять построение сетей связи с учетом… требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 настоящего Федерального закона (2. Операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных Минкомсвязи по согласованию с ФСБ России требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных ФЗ, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач...).

    Связанные с этим расходы (с этим пунктом, который ссылается только на п. 2. 64 ФЗ „О связи“​), а также расходы на создание и эксплуатацию систем управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи Российской Федерации, несут операторы связи.

    Вместе с тем, в пункте 2 говорится только про Систему ОРМ, а не про обязанность хранить информацию. Поэтому только СОРМ за счёт Операторов, но не обязанность хранить информацию!

    Однако, проектом приказа МинКомсвязи и ФСБ России об утверждении Правил применения технических и программных средств информационных систем, содержащих базы данных абонентов оператора связи и предоставленных им услугах связи, обеспечивающих выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее по тексту — »Правила применения", получили положительное заключение экспертизы по результатам оценки регулирующего воздействия) в функционал ИС БД ОРМ (информационных систем, содержащим базы данных абонентов оператора связи и предоставленных им услугах связи, обеспечивающих выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий) включены технические средства хранения информации.

    Так, п. 9.2. раздела III проекта Правил применения предусматривает: «9. ИС БД ОРМ обеспечивает: 9.2. Накопление, хранение до 6 месяцев содержимого текстовых сообщений пользователей, голосовой информации (в части лицензий на предоставление каналов связи; услуг связи в сети передачи данных, за исключением передачи голосовой информации и телематических услуг связи), изображений, звуков, иных сообщений пользователей услугами связи с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки».

    Данный пункт незаконно возлагает расходы и функции государства по обеспечению безопасности в части хранения информации на Операторов связи. В силу вышеизложенного, если приказ будет принят в редакции с п. 9.2. он должен быть оспорен в Верховном суде России, как противоречащий законодательству России.

    Дмитрий Галушко — юрист, кандидат юридических наук, генеральный директор ООО «ОрдерКом», .
    НАГ 106,58
    Компания
    Поделиться публикацией
    Комментарии 42
    • +3
      Вопрос компании НАГ. Вы будете оспаривать данный приказ в суде?
      Я спрашиваю потому что подобные темы «противоречит законодательству и должен быть оспорен» на Хабре появляются часто, а вот реальное оспаривание — редко.
      • +3
        НАГ — продавец оборудования, ему любые обременения операторов только на руку.
        Юрист Галушко тоже «против системы» вряд ли пойдет, т.к. деятельность его связана со взаимодействием с госструктурами (Минсвязь, Россвязь, ФСБ, РЧЦ и т.д.), зачем ему с ними ссориться?
        • +2
          Я, честно говоря, ожидал этот ответ, только не от вас, а от автора.
          • 0
            Юрист Галушко узнал про эту публикацию только сегодня! Поэтому: отвечу за написанное, был бы материал от Операторов, Гангстерито!
          • 0
            Юрист Галушко узнал про эту публикацию только сегодня! Поэтому отвечаю: «Я отвечу за написанное, был бы материал от Операторов, Гангстерито!»
          • 0
            у ОрдерКом уже есть не однократная положительная суд. практика.
            например Оператор признан невиновным kad.arbitr.ru/PdfDocument/a2aacf24-deee-45fc-bf53-86ca90f1ca0c/A60-48314-2017_20180119_Reshenija_i_postanovlenija.pdf
            решение по заявлению РКН об ответственности по СОРМ, отбитое ОрдерКом в суде 1 инстанции устояло.
          • 0
            Данный пункт незаконно возлагает расходы и функции государства по обеспечению безопасности в части хранения информации на Операторов связи. В силу вышеизложенного, если приказ будет принят в редакции с п. 9.2. он должен быть оспорен в Верховном суде России, как противоречащий законодательству России.


            Ха, пошутил. У нас законы имеют имеют одностороннюю направленность. Те, кто придумывают и принимают законы не обязаны им подчиняться.
            • 0
              когда 113 приказ Минкомсвязи от 9.9.12 мы оспаривали в ВС РФ тоже было смешно.
              Однако в итоге Министерские приняли новый приказ 258 от 26.08.14, который упростил ввод в эксплуатацию!
            • +4
              Куда делась статья про Узбекистан?
              • 0

                Скорее всего комментаторы съехали в политоту и статью того, от греха подальше, на мороз...

                • 0
                  А чего там такого-то было? Ну Узбекистан, ну банановый интернет там с банановым правительством, чему там полыхать?
                  • 0
                    Тому что у нас скоро такой же будет.
                  • 0
                    В вебархиве лежит.
                    • 0
                      Поддерживаю. Тоже хотел почитать.
                    • 0
                      Данный пункт незаконно возлагает расходы и функции государства по обеспечению безопасности в части хранения информации на Операторов связи. В силу вышеизложенного, если приказ будет принят в редакции с п. 9.2. он должен быть оспорен в Верховном суде России, как противоречащий законодательству России.

                      Если гос-ву прям припрет, то просто поправят законодательную базу, первый раз что ли. И все станет законно.
                      • 0
                        Ну вот, надо было дождаться вступления закона и обломить государство, а теперь точно сразу поменяют
                        • +1
                          Ну государство весьма инертное, пока кто нибудь осмелится подать заявление, пока до чиновников дойдет величина проблемы, пока решат что делать, зима уже настанет.
                          • 0
                            Выше Вы говорите, что если гос-ву припрет, однако, государство — это мы с Вами. И вот если Операторам припрёт, то они должны зарыпаться. Уже пора! Тем более, что www.kommersant.ru/doc/3526894
                            Теперь МинКомсвязи обещают месяц хранения вместо 6. Хотя это хуже 0,35Пт/1 бит/с введенного в экспл. узла (такая цифра была в промежуточном варианте), хотя министерские утверждают, что лучше…
                            И в обеих вариантах поддержка ГосБюбжета не предусмотрена…
                            • 0
                              Проскакивали мысли что крупным операторам это даже в какой то степени выгодно. Мелкие конторы просто не потянут такие траты и канут во мраке.
                              Да и то что сопротивляются они такому тоже проскакивало, просто это не освещается СМИ.
                              Либо они дружно проигнорят данный «закон» и властям придется опять включать задний ход. Но делать они это очень не любят, сами знаете почему.
                              • 0
                                Вы правы. Однако к каждому не пришьёшь личного проверяльщика… Тем более что требования маразматичны по своей природе…
                                • 0
                                  Это то все понятно, но такие решения не отменяют полностью. Это покажет полную некомпетентность людей его принимавших. Хотя куда уж не компетентней, но это для понимающих людей, а остальным можно вешать практически любую лапшу на уши.
                      • 0
                        как может что-то противоречить этому канцеляризму
                        Операторы связи обязаны обеспечивать реализацию… мероприятий в целях реализации возложенных на них задач

                        под ЭТИМ можно подразумевать все что угодно (и что неугодно также), в том числе и хранение информации операторами связи.
                        • +2
                          Я что-то не пойму. Кто то в самом деле думал, что весь этот банкет будет не за счёт операторов (которые в свою очередь переложат всё на потребителей)?
                          Не оскудевает земля русская наивными людьми.
                          • 0
                            Руковожу небольшим региональным оператором связи. Несколько тысяч абонентов, стараемся ценить каждого, в прямом смысле. Так вот, за прошедший год отключилось несколько сотен — людям приходится экономить. Поднимешь тарифы — убегут еще больше. Мы посчитали приблизительно, сколько нам надо денег на этот яровой пакет — 6 годовых выручек. Такое даже на абонентов не переложишь…
                            Это я к тому, что операторы совсем не хотят ничего ни на кого перекладывать. И для них эта сормо-яровой бред как смерть с косой.
                            • 0
                              Я имел ввиду в первую очередь крупных операторов.
                              А то, что для небольших компаний это равносильно вылету в трубу, и так понятно. Не исключено, что это тоже так задумано — мелкие операторы банкротятся и их инфраструктура и абонентская база за копейки достаётся крупным.
                            • 0
                              Вы предлагаете сразу всем закрыть бизнес?
                            • 0
                              запросов на подтверждение соответствия персональных данных фактических пользователей услуг телефонной связи сведениям, заявленным в абонентских договорах оператора связи, направляемых уполномоченными органами
                              Какой все-таки феерический волапюк.
                              • 0
                                Выглядит так, как будто вы насильнику говорите что-то вроде «оспади, ну кто ж так пишет, можно же проще, по пятницам — значит по пятницам.».
                                • 0
                                  С такой стороны я не смотрел :)

                                  Я скорее вспоминал старый анекдот про «патронов у вас тоже нет».
                              • 0
                                Поэтому только СОРМ за счёт Операторов, но не обязанность хранить информацию!

                                Чего?
                                • 0
                                  Да допилят приказ строкой — хранить информацию и все.
                                  Нашли дырку, да, но они быстро ее залатают и не будет она противоречить.
                                  • 0
                                    пора отказаться от понятий законно/незаконно и перейти на богоугодно/небогоугодно
                                    • 0
                                      www.znak.com/2018-01-07/patriarh_kirill_ob_ugroze_protestov_ekonomicheskom_neravenstve_i_cifrovyh_tehnologiyah
                                      «Вот приведу вам такой небольшой пример. У нас есть горячие головы, которые с восторгом говорят о необходимости ликвидировать наличные деньги и перейти только на электронные карточки. Это обеспечит прозрачность, контроль, ну, и все те аргументы, с которыми многие хорошо знакомы. И все это так. А если вдруг в какой-то момент исторического развития доступ к этим карточкам будет открываться в ответ на вашу лояльность?» — задает вопрос патриарх.
                                    • 0
                                      Выборы Предателя России должны состояться 18 марта 2018 года.
                                      • 0
                                        Подскажите, а как работают вместе восьмая статья Конституции России и СОРМ?
                                        • 0
                                          если Вы про ч.2, то на неё есть Статья 55
                                          3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
                                        • 0
                                          А скажите пожалуйста, если эти расходы понесет «государство», то что изменится для абонентов? Деньги из неоткуда не возьмутся в любом случае платить абонентам. Единственная разница лишь в том, что при оплате через ОПСОСов заплатят больше те, кто пользуется услугами, а не все из подоходного или еще одного налога введенного «на время под конкретные нужды»
                                          • 0
                                            Почему бы оператору связи просто не пересылать всю информацию, которую нужно хранить, в структуры, которые требуют хранения? С припиской «в целях реализации п… ФЗ… направляем на хранение требуемую информацию… Опись, протоколол (*.log)». Шутка конечно (или нет).
                                            • 0
                                              потому что это уже делает существующий СОРМ, который уже хранит 12 часов…
                                              • 0

                                                И грузовик с рачпечатанными данными у ворот. Накладная в 2 экземплярах. Можно ведь любую инициативу законодателей превратить в кирпич по их же воротам, нужно только внимательно почитать кому-то и сделать ровно то, что требуют

                                                • 0
                                                  так в требования: надо тех. средства. А по ФЗ О связи это коммутатор

                                              Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                              Самое читаемое