Китайский WeChat продолжает успешно продвигать платежи внутри мессенджера



    Экосистема — это золотая курица любого сервиса или продукта. Сейчас интернет-проекты стремятся увеличить количество времени онлайна своего пользователя, предлагая ему все новые и новые функции. Одними из первых этот тренд подхватили социальные сети: расширение и доработка уже существующих функций, внедрение систем денежных переводов, пересмотр собственных фундаментальных правил (в случае Twitter) и так далее.

    Популярные мессенджеры не отстают от старших братьев и который год отказываются от политики аскетизма, популярной в начале десятилетия: Viber развивает функции переписки пользователей, хотя изначально ориентировался на услугах VoiP, Telegram наоборот, добавляет возможность голосового вызова. Все это приправляется системой чат-ботов, которые, казалось бы, канули в Лету еще десять лет назад с самими публичными чатами. Но главной особенностью последних нескольких лет стало внедрение внутренней системы платежей. Например, около года назад подобный сервис запустили в социальной сети «ВКонтакте».

    Китайский сервис WeChat ожидаемо следует трендам, но пошел дальше своих собратьев по рынку, перенимая опыт социальных сетей, своих конкурентов и прочих проектов. Так, мессенджер недавно внедрил систему глобального поиска прямо из WeChat, для того, чтобы его пользователям не приходилось выходить за пределы экосистемы проекта. Еще одно новшество — боты-приложения, которые внедряются по примеру Facebook. Но иногда вместо следования трендам китайцы их создают. Система внутренних платежей появилась в WeChat еще в 2014 году.

    Что такое WeChat и что он может


    WeChat — система передачи текстовых и голосовых сообщений от китайской компании Tencent. Первый релиз приложения состоялся в 2011 году. WeChat поддерживает все актуальные платформы: iOS, Android, Windows Phone, а так же Blackberry и Symbian. Общее количество пользователей оценивается в 800 млн человек, большая часть которых — из Китая.

    WeChat, как и многие продукты Поднебесной, не видят ничего плохого в заимствовании успешных решений у западных коллег. Так, в мессенджер уже внедрены система голосовых и видео-вызовов, денежных переводов и даже фильтры для обработки фотографий (привет, Instagram).

    Создатели приложения делают все для того, чтобы пользователи проводили как можно больше времени именно в WeChat. Китайцы могут похвастаться, например, успешным внедрением и продвижением системы денежных переводов в рамках приложения. Возможность оплаты счетов и перевод средств не выходя из приложения пришлась многим китайцам по душе и WeChat поставил прошлой зимой своеобразный рекорд: за время празднования китайского Нового Года, который, к слову, длится 15 дней, через WeChat было произведено больше транзакций, чем при помощи PayPal за весь 2015 год. Связано это с китайской традицией отправки «красного конверта» — некоторой суммы денег, не всегда крупной, в подарок на Новый Год родным и близким.

    Говоря о WeChat и его успехах на стезе финтеха и платежей на ум приходит другой китайский гигант — AliPay. Однако, по некоторым показателям китайский мессенджер превосходит платежный сервис Alibaba, а дальнейшее развитие и внедрение новых функций только укрепит его позиции как и в родном Китае, так и на зарубежных рынках. Стоит привести немного цифр из исследования «Social Networks, e-Commerce Platforms, and the Growth of Digital payment Ecosystems in China: What It Means for Other Countries» (Full PDF 1,5 Mb, Hihglights PDF 0,53 Mb), который был опубликован в апреле 2017 года.

    В 2015 году AliPay пользовались 450 млн человек ежемесячно, переводя, в среднем, по $2,921. Аудитория WeChat тогда насчитывала 697 млн человек, которые, в среднем, переводили по $568. Однако уже в 2016 году средняя сумма перевода в WeChat выросла на 168%, до $1,526 на пользователя.

    image
    Изображение кликабельно. Два графика, отражающие ситуацию на китайском рынке мобильных платежей за последние пять лет. Видно, что в 2016 году WeChat совершил резкий скачок и отвоевал значительную долю у AliPay.

    Если вспоминать ранее упоминаемую традицию пересылки «красных конвертов», то в 2017 году WeChat только улучшил свои показатели: китайские пользователи совершили 46 миллиардов транзакций под видом «красных конвертов», показав рост популярности данной услуги на 43% по сравнению с 2016 годом. Создатели WeChat идеально использовали культурную традицию своей страны. Рассылка «красных конвертов» через WeChat настолько понравилась пользователям, что многие впервые завели себе аккаунт и привязали счета специально для того, чтобы разослать подарки и порадовать близких.

    Наращивая экспансию


    Китайский мессенджер не планирует останавливаться исключительно на пользовательском сегменте. Так, WeChat планирует потеснить AliPay на азиатском рынке. Мессенджер со своей системой денежных переводов планирует выйти на рынок Таиланда и Индии. Эти страны были выбраны, в первую очередь, из-за популярности у китайских туристов. По статистике, почти половина покупок в интернете совершается пользователями Поднебесной при помощи смартфона. Но очевидно, что в планах WeChat и экспансия среди основного населения этих стран.

    Также в планах китайского мессенджера увеличивать присутствие чат-ботов для совершения платежей. Подобными услугами пользуются уже порядка ста компаний и еще пятьсот находятся в стадии подключения. Корпоративные платежные боты — это не инновация. В Facebook Messenger, например, уже достаточно давно работает бот MasterCard, но китайцы, по всей видимости, находятся на острие инноваций.

    «В Китае через WeChat делается все. Электронная почта для них устарела. В этом сервисе зарегистрировано 1,1 млрд счетов на 750 млн активных пользователей. Весь Китай пользуется WeChat. А на Западе до сих пор только Facebook и электронная почта», — сказал генеральный директор Wyre Майкл Данворт.

    WeChat может получить массовое распространение в России


    Несколько недель назад в отечественных СМИ появились новости, которые не привлекли должного внимания. В начале мая Роскомнадзор заблокировал ряд мессенджеров и ресурсов, которые отказывались признавать себя ОРИ. В их число вошли ресурсы Opera, Line, Vimeo и китайский WeChat.

    Но уже 11 мая издание «Коммерсантъ» сообщило, что Роскомнадзор снял блокировку с WeChat. Китайский мессенджер за неделю сумел решить все вопросы с регулятором, согласился сотрудничать с властями и добился снятия блокировки на территории РФ. Учитывая то, что китайцы всегда очень избирательны в приложении усилий и захватывают рынки поэтапно, не пытаясь «укусить больше, чем могут проглотить», можно заявить о наличии у WeChat планов на территории РФ.

    Tencent — владелец WeChat, уже имеет активы в российском интернет-пространстве. Компания является одним из акционеров местного интернет-гиганта — компании Алишера Усманова Mail.ru Group. Да, китайской компании принадлежит около 7,4% обычных акций и 1% голосущих (по данным за 2015 год), но это можно расценивать как свидетельство осторожного интереса к российскому рынку. Оперативное снятие блокировки, а также наличие русскоязычной версии сайта WeChat тому подтверждение.

    Конечно же, WeChat будет сложно конкурировать с «ВКонтакте» или другими популярными западными мессенджерами, но Tencent всегда может попробовать разыграть карту прямых платежей на AliExpress в обход официального приложения. Также система денежных переводов внутри мессендеров пока на территории РФ находится в зачаточном состоянии: только Mail.ru Group делает робкие шаги в своих социальных сетях «ОК» и «ВКонтакте». Появление подобных функций в Viber или Telegram возможно, но WeChat уже обладает трехлетним опытом в данной сфере и обработал миллиарды платежей, переплюнув по этому показателю даже PayPal.

    Что бы не делали китайцы из WeChat — это будет хорошо для западных и российских пользователей. Китайцы должны заставить шевелиться гигантов уровня Facebook, а в случае РФ — Mail.ru Group и, например, авторов Viber и Telegram. Потому что в перспективе они принесут вместе со своим мессенджером обкатанный и удобный сервис денежных переводов, совместимый с крупнейшей торговой площадкой мира в виде AliExpress и без детских болезней, присущих сырой технологии.

    image
    PayOnline 39,16
    Система электронных платежей
    Поделиться публикацией
    Комментарии 3
    • 0
      Как я понимаю главное удобство это простой способ безналичного расчета для всех. Многие мелкие лавочки не могут себе позволить пос терминал, а телефон вполне.
      • 0
        Не только мелкие транзакции. В аккаунте, привязанном к бизнесу, точно не скажу сколько, но мы оплачивали эквивалент в $20 000 — улетало только в путь. Ну и рестораны, магазины и переводы, конечно. Очень удобная штука.
      • 0
        Русский сайт как обычно — кривущий русский и дальше одного перехода по ссылке английский в лучшем случае.
        Хорошая попытка, но нет. Да и денежные переводы в чате даром не нужны.

        Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

        Самое читаемое