Как стать автором
Обновить
0

E Ink-2016: как сегодня обстоят дела на рынке ридеров-покетбуков?

Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 39K
Портативные электронные ридеры (читалки, букридеры, покетбуки и пр.) – это своего рода устройства-невидимки информационного пространства. В Интернете о них в последнее время пишут редко и скудно, обзоры таких устройств нынче мало кто делает, в социальных сетях их практически не обсуждают… Но стоит прокатиться на московском или питерском метро – и человека с ридером можно встретить практически в каждом вагоне. Причём это наверняка будет даже не один человек, а два или больше. Стоит зайти в гости в какому-нибудь книгочею – и на кровати/столе/подоконнике чаще всего можно будет увидеть электронный ридер.



Отдельные персонажи пишут в дискуссиях на форумах, что читалки, дескать, вымерли, и больше ими никто не занимается, а ещё их никто не покупает. Что тут можно сказать? Желаю таким персонажам почаще оглядываться вокруг. Если вы не верите мне на слово, то приведу немного цифр: в 2013 году объем российского рынка ридеров-покетбуков с экранами E Ink составил 800 тысяч штук, в 2014 – 870 тысяч штук, в 2015 – остался примерно на уровне 2014 года. То есть рынок в последние годы не то что не сжался до размеров грецкого ореха, а очень даже рос! Достаточно сказать, что в 2011 году, когда в России начался видимый невооруженным глазом бум на читалки, объём рынка таких устройств с экранами E Ink составил «всего» 680 тысяч штук. То есть куда меньше, чем сейчас.

При всём при этом к 2016 году рынок ридеров в России стал фактически монобрендовым. Оно ведь как было: в 2011-2012 гг. ридеры бросились возить из Китая все, кому не лень, не обладая никакими компетенциями в этом вопросе. Как следствие, читалки стали предлагать десятки брендов – помнится, автор этих строк пару лет назад насчитывал на «Яндекс.Маркете» что-то около 50 (пятидесяти) марок ридеров. Однако дела у львиной их доли не пошли: продукты были низкокачественными (а в каталогах мелких китайских фабрик иных и не бывает!), а основу ассортимента составляли ридеры с TFT-экранами. Это такой забавный технологический курьёз, ныне полностью выброшенный на свалку истории, – фактически цифровые фоторамки с возможностью отображения книг. Стоили такие устройства сильно дешевле планшетов, обладая цветными экранами. За счёт этого TFT-ридеры и продавались, снискав, впрочем, славу глючных и ненадежных устройств.

В те времена – 2011-2012 гг. – самая внушительная доля рынка была у PocketBook: около 40% рынка. Допускаю, что она могла бы быть и больше, но не сложилось – как раз из-за вышеописанных брендов-однодневок, которые отъедали долю за счёт низкой цены предлагаемого, пардон, шлака. К 2016 эти самые «однодневки» отправились в Страну Вечной Охоты, а доля PocketBook выросла до уровня 70-80%. Причины таких успехов очевидны: PocketBook – одна из немногих компаний на рынке ридеров, занимавшаяся и всё ещё активно занимающаяся разработкой таких устройств. Разработкой на 100% самостоятельно. Никаких китайских R&D-центров и дешёвого ширпотреба: только свой инжиниринг и софт, только хардкор. Плюс PocketBook не ведёт никакой другой активности ни с какими другими типами устройств. Ибо сфокусирована исключительно на ридерах и не предлагает 100500 товарных категорий, как пресловутые зонтичные бренды, которые в силу огромного ассортимента просто не в состоянии уделять необходимое внимание каждому типу продуктов.


Ещё года три назад витрины магазинов были уставлены разномастными ридерами от десятков «псевдорусских» брендов

Эволюция технологичности (назовем это так) ридеров-покетбуков в последние годы происходит главным образом за счёт появления новых типов экранов E Ink. Есть, конечно, в покетбуках и другие нововведения/улучшения, но эволюция дисплеев – это основное. Действительно, пользуясь читалкой, мы в 100% случаев пристально всматриваемся в экран, потребляя текстовый контент. И чем качественнее и приятнее для глаз будет этот самый экран – тем лучше. Сразу же замечу, что всякие-разные «альтернативы» E Ink вроде SiPix, Mirasol и Plastic Logic проверки временем, увы, не выдержали и больше нигде не применяются. Точнее, не совсем так. Mirasol недавно мелькнул в умных часах Qualcomm Toq, но никакой славы на рынке они не снискали и прошли незамеченными.


Прототип ридера с экраном Mirasol от Qualcomm


Kobo eReader – практически единственный серийный покетбук с экраном Mirasol. Фактически бета-версия устройства, которую решили испытывать на пользователях за их же деньги

Компанию SiPix в 2012 году купила компания E Ink, о чём мало кто помнит/знает. У меня нет данных о том, применяются ли теперь технологии SiPix в дисплеях E Ink – вполне возможно, что это приобретение было осуществлено только ради уничтожения последнего сколько-нибудь видного конкурента. (Хотя сравнивать E Ink и Sipix – это примерно как сравнивать Intel и AMD: обе делают процессоры для персональных компьютеров, но продукция последней – если говорить именно о «камнях» для ПК – сегодня толком никому не нужна.)

Что касается Plastic Logic, то вся эта громкая история с блекджеком и доступными дамами с РОСНАНО, Чубайсом, британскими учеными и попытками внедрения «наноридеров» в российские школы закончилась ничем. Ещё в 2012 году Plastic Logic сообщила о своём уходе с рынка ридеров, но пообещала, что будет продавать свои «экранные» технологии всем желающим. Желающих не нашлось: сегодня во всех покетбуках применяется E Ink и только он, причём со временем такие экраны стали куда прочнее и надёжнее, что сделало небьющиеся пластиковые дисплеи Plastic Logic фактически ненужными и невостребованными. Ну а что касается школ, то туда в свое время вполне успешно внедрялась… нет, не Plastic Logic, а все та же PocketBook с моделью PocketBook Pro 903. (Кстати, с близким аналогом последней – PocketBook Pro 902 – г-н Чубайс в своё время сравнивал свои «наноридеры». Но последние оказались менее живучими, чем PocketBook.)


«Ридер Чубайса» Plastic Logic 100 можно охарактеризовать фразой «много шума из ничего»


PocketBook Pro 903 выдержал годичный эксперимент в российских школах

Так вот, об экранах E Ink и их эволюции. К первому поколению «электронных чернил» относится Vizplex (разрешение – 600 х 800, контрастность – 7:1). Сегодня такие дисплеи в ридерах уже не применяются, хотя в отдельных магазинах замкадья ещё можно встретить модели с этими дисплеями – залежавшийся товар, не распроданный в предыдущие годы. Брать такие читалки не стоит: не то чтобы с них было неприятно читать, просто батарейка может оказаться мёртвой после двух-трех лет валяния на складе.

По логике сейчас стоит сказать о втором поколении E Ink, но я для начала вспомню о третьем, и вот почему. Дисплеи третьей генерации – Triton 1 и Triton 2 (цветовая палитра – до 4 096 цветов) – встречались в крайне малом количестве серийных продуктов. Фактически, только в ныне снятом с производства 8-дюймовом PocketBook Color Lux. В целом, можно констатировать, что цветные «электронные чернила» не пошли, и на рынке ридеров балом правят монохромные экраны второго поколения. Почему не пошел цветной E Ink? Ну, причины, на мой взгляд, в следующем. Первая и главная – цена: дорогим он был, причём ого-го как. Ридер с цветным «электронночернильным» экраном стоил практически в два раза дороже такой же читалки с монохромным дисплеем. Плюс компания E Ink в конечно итоге решила не развивать это направление, осознав, что Triton и Triton 2 выглядят куда хуже в плане цветопередачи, чем LCD-экраны. И объяснить народу, чем же круче цветной E Ink, будет очень сложно.


PocketBook Color Lux с цветным экраном E Ink Triton 2

Второе поколение E Ink представлено экранами Pearl (разрешение – 600 х 800 точек, контрастность – 10:1), Pearl HD (разрешение – 1024 х 758, контрастность – 12:1) и Carta (разрешение –  600 х 800, 1448 х 1072 или 1080 х 1440 точек, контрастность – 15:1). Как видите, с каждым новым вариантом экраны E Ink становились более контрастными и чёткими. А значит, они все больше походили на обычную бумагу. Действительно, если тот же Vizplex напоминал дешевую желтоватую газету и не более того, то Carta уже выглядит практически так же, как дорогая бумажная книга с качественной полиграфией. Более того, чем выше контрастность, тем менее сильно нам необходимо всматриваться в экран для восприятия текста. А значит, снижается и без того незначительная в случае экранов E Ink нагрузка на зрение.


Как видно по этой картинке, текст на экране E Ink Carta чётче и контрастнее, чем на E Ink Pearl


PocketBook 631 Touch HD – флагманский 6-дюймовый ридер с экраном E Ink Carta, подсветкой, Wi-Fi, 8 Гб памяти и прочими признаками топового устройства для чтения

Вообще максимальная безопасность для глаз – это ключевая особенность E Ink. То, за что такие дисплеи (а вместе с ними и сами устройства – покетбуки) любят и ценят. Смотрите, что происходит в стане LCD-экранов (планшеты, смартфоны, ноутбуки): за последние годы такие дисплеи стали ярче, чаще встречаются экземпляры с более-менее корректной цветопередачей, у них повысилось разрешение, они стали несколько экономичнее. Но! LCD все так же бликуют на солнце (что раздражает глаза!), они все так же слепнут под лучами (и это тоже раздражает глаза, так как в изображение/текст приходится всматриваться), они всё так же обладают мерцающей подсветкой (утомляющей глаза уже за пару часов непрерывного чтения!), из-за них те же планшеты работают в среднем день, максимум –  два. Да, в отдельных устройствах с LCD-экранами в последнее время появилась настройка, исключающая синие оттенки из цветопередачи – за счёт этого якобы снижается нагрузка на глаза. Ну да, это примерно как лечить рак уколами витамина C: любой (любой!) LCD-экран при длительном на него глядении пагубно влияет на зрение, и никакие исключения синего на это повлиять на могут. Макркетинг-с, господа-с! Но маркетинг маркетингом, а если с юного (школьного) возраста регулярно пялиться в LCD-экраны, то к совершеннолетию можно и близорукость заработать. Что, собственно, и случилось с автором этого поста.


E Ink (слева) отлично ведёт себя на солнце, а вот с LCD-экрана планшета очень сложно считать информацию – блики!

То ли дело E Ink. Такие экраны вообще не бликуют на солнце. А выглядят с точки зрения восприятия человеческим глазом, о чём я уже говорил, как бумага различного качества – в зависимости от поколения экрана. Как следствие, при чтении с «электронных чернил» глаза устают примерно так же, как при чтении обычной бумажной книги. И устают они просто потому, что зрение вообще не может не утомляться при продолжительном смотрении на предмет, находящийся на расстоянии полусогнутой руки. И да, о безопасности E Ink по сравнению с LCD говорят в том числе учёные из американских Национальных институтов здоровья.

Дополняет картину тот факт, что E Ink не потребляет энергии при отображении статической картинки, так что заряд батареи расходуется только при перелистывании страниц. Отсюда и месяц без подзарядки у среднестатистического ридера-покетбука. Да-да, целый месяц без розетки! Сравните с днём-двумя днями у планшетов – и оцените разницу. Что характерно, идут годы, а ничего не меняется – планшеты всё так же работают мало, а ридеры – всё так же долго. Хотя функциональность устройств расширяется и в первом, и во втором случае.


Слева направо: E Ink, бумага, LCD. У первого и второго куда больше общего, чем у второго и третьего

Если говорить не только об экранах, а о возможностях и функциональности ридеров в целом, то и здесь также заметна эволюция, перемежающаяся с мини-революциями. К последним можно отнести первый на рынке покетбук с экраном E Ink и встроенной камерой – это PocketBook Ultra. Камера в нём нужна для фотографирования текста с последующим распознаванием посредством специальной утилиты.


Камера в покетбуке – поистине неожиданный компонент. Но в PocketBook Ultra он присутствует

Среди прочих любопытных моделей PocketBook – PocketBook Aqua с защитой от воды (можно читать в ванной и на пляже, не боясь испортить устройство).


С PocketBook Aqua можно читать на пляже или, скажем, в ванной

Среди прочих особенностей современных покетбуков можно выделить поддержку Wi-Fi даже бюджетными моделями – вроде PocketBook 614 Plus за 7 490 рублей. На основе Wi-Fi базируется ряд крайне любопытных опций: в подавляющем большинстве ридеров PocketBook с доступом в Интернет есть интеграция с Dropbox и функция «книги по e-mail». Эти опции позволяют загружать книги в читалку «по воздуху», без кабельного соединения с компьютером, – что очень и очень удобно. Ведь у нас 99% пользователей, как и раньше, книги не покупают, а просто скачивают в Интернете с ПК. (Впрочем, магазин в ридерах PocketBook тоже есть – желающие могут и покупать контент).

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: несмотря на исчезновение читалок из информационного потока, эти устройства не просто продолжают существовать, но и развиваются, и пользуются при этом весьма серьёзной популярностью. Просто говорят о них мало и тихо – покетбуки со временем превратились в категорию уровня «пылесос» или «холодильник». Видели ли вы, чтобы народ массово хвастался на форумах и в соцсетях своими холодильниками? Нет, такого не наблюдается. А ведь холодильники покупают, да ещё и как. Вот и с покетбуками похожая ситуация. Купившие такие устройства товарищи предпочитают не говорить об этом на каждом углу, а читать. Благо E Ink крайне приятен для глаз и не вызывает их раздражения. Что до советов по выбору ридера, то воздержусь от них: лидер (точнее, даже монополист) на этом рынке один, это PocketBook, а в его линейке – более дюжины читалок ценой от 7 490 до 19 990 рублей. Есть из чего выбрать в зависимости от бюджета, пожеланий и предпочтений.
Теги:
Хабы:
+8
Комментарии 237
Комментарии Комментарии 237

Публикации

Информация

Сайт
pocketbook.ru
Дата регистрации
Дата основания
2007
Численность
101–200 человек
Местоположение
Россия

Истории