• Анатомия акустических систем: контрапертурные АС — преимущества экзотики против серийного рационализма

      В нашем блоге ещё не поднималась тема архиредкого, экзотического типа акустических систем — известных как контрапертурные. Говоря откровенно, я смутно себе представлял, что это такое, зачем оно нужно и с чем его “едят”. Поэтому пришлось изрядно погуглить. Среди источников нашлись пара форумов, две научные статьи и один патент. Между тем, у меня есть желание охватить в этом цикле все существующие типы АС, и поэтому я решил не обходить эту бесспорно интересную тему стороной.



      В Википедии и других источниках контрапертурные АС представляются как пример экономически и серийно необоснованных решений для пресловутого High End. Приверженцы контрапертурных АС считают их несправедливо забытой эволюционной ветвью звуковоспроизводящих устройств, позволяющих получить всенаправленное излучение и массу других замечательных эффектов невозможных при использовании другой архитектуры. Под катом подробно о контрапертурной акустике.
      Читать дальше →
    • Советский HI-FI и его создатели: ленинградский High End от ведущего «корабела» ЦНИИ «Морфизприбор»

        Первым постом в цикле о советской аудиоэлектронике стала публикация об усилителе “Бриг 001”. Общепринято считать, что именно с этого устройства начинался советский HI-FI. Усилитель был разработан в Ленинградском ЦНИИ “Морфизприбор”, в статье его создателем был назван Анатолий Лихницкий. Интересно, что впоследствии в этом учреждении было создано множество других разработок, которые стали бестселлерами отечественного hi-fi. В числе прочих: виниловый проигрыватель “Корвет 003”, серия предусилителей и усилителей с аналогичным названием, акустические системы и др.



        В первой статье, было уделено ничтожно мало внимания ведущему инженеру Морфизприбора Владимиру Ратаеву, который сделал внушительный вклад в разработку “Брига 001” и других устройств ЦНИИ. Следует отметить, что этот человек на ряду с Лихницким, Шушуриным, Макарчуком, Левицким, Свиридовым и др. может считаться одним из отцов советского хайфая. Стоит также отметить, что в отношении первого «Брига» Лихницкий был в большей степени идеологом и организатором направления, а Ратаев разрабатывал конкретные технические решения.

        Судьба инженера сложилась удачно. После распада СССР Ратаев продолжил разработку профессиональной усилительной аппаратуры для концертных площадок и студий. Сегодня он является технических директором, пожалуй, единственного предприятия, которое создаёт такую технику в России.
        Читать дальше →
      • Аудиобубен лейтенанта Шмидта: оглушающее биение “чистого“ звука и ещё один гвоздь в гроб бинаурального развода

          На этот раз я добрался до бинауральных записей, в частности, ритмов или т.н. биений (как наиболее предрасположенных к мифологизации). Тема интереснейшая, сравнительно хорошо изученная в психоакустике и нейрофизиологии и при этом ставшая основой многочисленных псевдонаучных спекуляций.



          Ещё каких-то 4-5 лет назад рунет спасали от пандемии аудионаркотиков, которые ушлые псевдо барыги сбывали доверчивым торчкам-аудиофилам через многочисленные лендинги. До этого, в начале нулевых, люди, читавшие Кастанеду и Ошо, тоннами закупали волшебные компакт диски с одухотворенными и изменяющими сознание песнопениями. Сегодня ситуация не слишком отличается. Гуру, пророки и прочие великие сенсеи из хиреющего new age сообщества выкладывают на ютуб каналы всё те же волшебные записи, обещая при прослушивании одновременное исцеление от всего. Во всех перечисленных случаях распространители аудио счастья в качестве главного “волшебного”, “действенного” и “активного” ингредиента называют наличие бинауральных биений.

          Интерес именно к этому мифу у меня есть в силу того, что его базисом является реально существующее явление, а соответственно, аргументация мифотворцев правдоподобна и особенно опасна. Под катом традиционное для этого цикла отделение мух от котлет, психоакустических исследований от псевдонауки, откровенной подмены понятий от реально существующих явлений.
          Читать дальше →
        • Низкочастотный резонанс в лабиринте: польза и вред от увеличения звуковой мощности в 200 раз

            В этом году в журнале Американского акустического общества ученые Jiajun Zhao, Likun Zhang и Ying Wu опубликовали статью “Enhancing monochromatic multipole emission by a subwavelength enclosure of degenerate Mie resonances” о своём изобретении, которое увеличивает звуковую мощность волн НЧ диапазона благодаря резонансам. Судя по отчету исследователей, изобретенный ими и изготовленный на 3D принтере пластиковый корпус диаметром 10 см способен увеличить звуковую мощность низкочастотного динамика в 200 раз.



            Традиционно для повышения громкости (звукового давления) используют увеличение мощности сигнала, а в случае с низкими частотами и большую площадь излучения. У этих классических способов есть очевидные недостатки — большие габаритные размеры и высокое энергопотребление. В связи с этим повышение звукового давления за счет акустического оформления стало популярной практической проблемой. Разработчиками движет желание максимально увеличить мощность и сохранить небольшой объём. С традиционными АС такого эффекта достигли благодаря фазоинвертору. Теперь пришла очередь портативного аудио. Под катом несколько слов об инновации и вероятных перспективах её развития, а также о ложке дёгтя в бочке радужных перспектив.
            Читать дальше →
          • Саундтреки культовых игр: мор, утопия и ледорубы

              Сегодня существует немало обзоров, повествующих о якобы самых легендарных, эпохальных и т.п. саундтреках к играм. При этом каждый из обзорщиков (блогеров, журналистов и др.) пытается оставить в истории свой взгляд на вещи. Зачастую авторы обзоров такого рода инфантильно безапелляционны, по-детски категоричны и не редко страдают дурновкусием.

              Между тем, среди всего этого многообразного контента начинают теряться произведения, которые, по моему мнению, действительно заслуживают внимания. Дабы представить свою точку зрения, было принято решение создать цикл публикаций о наиболее значимых композициях в игровой индустрии.


              Я неспроста начну с игры, разработанной в России в студии Ice Pick Lodge. Именно эта студия и её руководитель Николай Дыбовский относятся к играм как к новому виду искусства. Ice Pick Lodge — это команда энтузиастов, которые не склонны воспринимать игры исключительно как коммерческий продукт и понимают задачи игровой индустрии значительно шире. Подобный подход безусловно отражается на результате, в частности, на саундтреках. Под катом подробно о создании музыки к оригинальной игре “Мор. Утопия” (Pathologic) и её современному переосмыслению “Мор” (Pathologic 2 — релиз ожидается в 2018-м году).
              Читать дальше →
            • Табак — неожиданный враг меломана

                Как и многие посты нашего корпоративного блога этот имеет связь с событиями моей жизни. Дело в том, что я сравнительно недавно бросил курить и заметил, что стал слышать значительно лучше, улавливая в некоторых произведениях (особенно в классических) нюансы, которые мне не доводилось замечать ранее. Между тем, я никогда не жаловался на слух и глухим себя не считал. Я готов был списать всё на эффект плацебо и эйфорию от того, что избавился от жуткой никотиновой зависимости, но неожиданно для себя понял, что моё курение действительно влияло на слух не лучшим образом.



                Под катом некоторое количество информации о влиянии курения (табака) на способность воспринимать звуковые волны, а также результаты наиболее существенных исследований с достаточно убедительной статистикой.
                Читать дальше →
              • Стимпанк Hi-Fi: альтернативное прошлое звуковой аппаратуры

                  Стимпанк как эстетическую концепцию в дизайне Hi-Fi и прочей аудиоаппаратуры нельзя назвать широко распространенным явлением. Несмотря на достаточно живой интерес к подобной технике, она редко попадает в каталоги интернет-магазинов и на полки салонов аудиотехники. Мне не известны компании, выпускающие такую технику серийно.



                  Создатели псевдопаровых и нарочито аналоговых аудиочудес, как правило, одиночки, которые делают для себя или работают под заказ для конкретного клиента. Нередко впечатляющие концепты появляются не только у профессионалов, но и у любителей.

                  Несмотря на сравнительную молодость моды на стимпанк дизайн в аудио, энтузиасты успели собрать и(или) модернизировать(кастомизировать) множество впечатляющих, необычных устройств. Интересно также, что в России появляются устройства с характерным национальным колоритом, некоторые из них заслуживают особого упоминания. Под катом пойдет речь о нескольких экспериментах в дизайне аудиоустройств, которые меня особенно впечатлили.
                  Читать дальше →
                • Беспроводной полиглот — несколько слов о Google Pixel Buds

                    Случилось так, что 2017-й стал годом громких провалов для новых продуктов, пытающихся покорить рынок портативного аудио. Сначала компания Kanoa не смогла подкупить видеоблогера Коди Крауча, “благодаря” которому похоронила свой проект беспроводных наушников. Потом канул в лету многообещающий стартап Here One, также с беспроводными наушниками в интересном и перспективном форм факторе. Несмотря на живой интерес СМИ, возникали проблемы и у более устойчивых проектов, таких как Nura и Ossic X, но эти вроде ещё живы.



                    На этом печальном фоне особенно ярко выглядит Google. В октябре этого года представивший Pixel Buds, умные наушники с голосовым переводчиком, который знает 40 языков. Первое упоминание в СМИ о новом девайсе от Google датировано августом 2017-го, продукт обещали к октябрю. Несмотря на “традиционные” для поискового гиганта опоздания с релизами — показали как и планировали.
                    Читать дальше →
                  • Аудиобубен лейтенанта Шмидта: великая тайна бумажной конденсаторной алхимии

                      Одним из многочисленных заблуждений, касающихся аудиокомпонентов, является подход к выбору конденсаторов. Так известно, что некоторой частью сообщества аудиофилов высоко котируются определенные виды этих элементов для накопления заряда. Тут необходимо отметить, что использование тех или иных конденсаторов в усилителях и кроссоверах акустических систем действительно может существенно отразиться на верности воспроизведения, но…



                      Ярые приверженцы “альтернативной конденсаторной теории” стараются доказать, что те или иные виды бумажных конденсаторов (а в ряде случаев, самодельные бумажные конденсаторы) — это априори лучшее, что можно использовать в схеме усилителя или фильтра. Аргументация безапелляционна и проста — “у них более мягкий звук”.
                      Читать дальше →
                    • Акустическое будущее нанотрубок: новая жизнь термоакустики

                        Известно, что традиционные электродинамические громкоговорители наряду с массой достоинств обладают и ощутимыми недостатками, например, некоторым пределом точности воспроизведения. Для достижения высоких показателей качества звука электромеханический принцип работы традиционных динамиков требует массы ухищрений, серьезно ограничивает возможности разработчиков, приводит к значительным затратам и, соответственно, увеличивает их стоимость. Кроме того, традиционные материалы, использующиеся для мембран динамиков, как известно, имеют “потолок” по минимально возможному уровню искажений, достаточно массивны, а постоянные магниты вносят дополнительные искажения.



                        В предыдущих постах мы уже описали несколько известных альтернатив динамикам, таких как электростатические, изо/ортодинамические излучатели и ионофоны. В этом материале пойдет речь о, пожалуй, самой высокотехнологичной и оригинальной замене привычных нам динамических драйверов — излучателях, созданных на основе нанотрубок.
                        Читать дальше →
                      Самое читаемое