• Аудиобубен лейтенанта Шмидта: бредогенерация с частотой 432 Гц

      “Чем чудовищнее ложь, тем охотнее толпа в неё верит!”
      П.Й. Геббельс

      Как и у большинства моих постов — у этого есть причина. Сравнительно недавно один из моих случайных собеседников решил впечатлить меня знанием истории музыки и поведал много “интересного” о эталоне настройки ноты “ля” первой октавы. К слову, по первому впечатлению человеком он был неглупым (пока не начал рассказывать про частоту 432 Гц) и, по его словам, являлся выпускником Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова. Рассказ собеседника изобиловал массой псевдоисторических “отступлений” и апелляцией к исследованиям математика Фибоначчи и наследию Джузеппе Верди.


      С верующими спорить бессмысленно, поэтому я решил узнать о частотном мифе побольше у гугла и столкнулся чудовищной картиной. Оказалось, что рунет изобилует антинаучными и эзотерическими рассуждениями относительно эталонных частот для музыкального строя. Количество желтого конспирологического контента просто поражает. Разумных и адекватных публикаций на эту тему сравнительно немного, а их посещаемость значительно ниже чем у откровенной чуши.

      Уровень аргументации большинства оккультно-мракобесных источников едва ли может впечатлить мало-мальски грамотного школьника. Несмотря на это я решил добавить ещё одну ложку правдивого дегтя в море приторно сладкой и ядовитой для здравого смысла эзотерической медовухи.

      В принципе, абсурдность утверждений моего собеседника вряд ли требует подробного анализа и доказательства — бред очевиден. Миф основательно развенчан, но для тех, кто случайно повёлся и не утратил при этом трезвость мысли я приведу несколько наиболее веских аргументов под катом. Мне интереснее другое, по какой причине такого рода чушь приобретает популярность, чему будет посвящен отдельный раздел сего опуса.
      Читать дальше →
    • Личность и звук: Eugen Beyer — человек, который всегда смотрел в будущее

        Одной из личностей, сделавших существенный вклад в развитие современного звукового оборудования, является Ойген Бейер. Именно этот человек создал компанию, которая стала в один ряд с Sennheiser, Telefunken, Elac и Manger, как живое воплощение высокого немецкого качества в аудио.

        За время своего существования, специалистами компании Beyerdynamic было внедрено множество инноваций, в их числе: первый полноценный звук для кинотеатров, первые серийные динамические стереонаушники, первый специализированный студийный микрофон, первый беспроводной концертный микрофон.

        Сегодня, эта сравнительно небольшая фирма известна во всём мире как один из производителей высококачественного студийного аудиоборудования, а также наушников HI-FI и HI-END класса. Своим появлением и развитием компания обязана основателю, который был талантливым инженером и генератором передовых идей.
        Читать дальше →
      • Аудиобубен лейтенанта Шмидта: несколько слов о фракталах, диффузорах и чудесах суггестии

          Да, именно так, речь пойдет о фрактальных диффузорах, тех самых волшебных додекаэдрах, трапециях, пирамидках, параллелепипедах и других объёмных геометрических фигурах, которые активно внедряются в практику аудиофильской “акустики”.

          Начну с того, что о “чудесных” свойствах волшебных пирамидок написано немало, и люди, которые об этом пишут, относятся к ним по-разному. Одни искренне убеждены, что фрактальные диффузоры работают и поглощают “вредные вторичные вибрации”, улучшая божественный звук, другие отчаянно доказывают, что это штука частный вариант плацебо.



          Этот пост адресован, как потребителям, которые ещё не столкнулись с этим уникальным способом “победы над вредными вибрациями”, так и тем, кто съел собаку на развенчании аудиомифов. В процессе повествования я попробую понять, может ли это работать, и какой механизм заставляет потребителя ощутить эффект, которого нет.

          Чтобы пост не рассматривался, как попытка нанести репутационный ущерб тем или иным вендорам, продавцам и производителям, я буду описывать “сферические фрактальные диффузоры в среде абстрактного аудиофила”, без упоминания брендов, производителей и пр.

          Версия 2 (дополненная и исправленная)
          Читать дальше →
        • Портрет явления: ностальгический порыв — кассеты и магнитофоны

            Иногда мне кажется, что время начинает идти вспять. Винилофилия продолжает победоносный захват аудиорынка, и на этом фоне внезапно возникает интерес к ещё одному забытому формату. Теперь ещё и кассеты. Нужно отметить, что года этак с 2009-го периодически появлялись публикации о том, что вот-вот кассеты выстрелят, воспрянув из пепла истории подобно виниловому “фениксу”, но стреляли как-то всё больше “в молоко”. Однако, в последние 2 года у воскресшей магнитофонной техноархаики появляются признаки успеха.


            Если в последние годы сообщения о грядущем кассетном ренессансе были не аргументированными и редкими, то теперь по многим признакам прогнозы начинают сбываться. Многие исполнители, в том числе в РФ, выпускают релизы на компакт-кассетах. Стартап-проекты начинают проектирование кассетных шайтан-магнитофонов и стремятся заново выдумать велосипед. Бракоделы из Поднебесной эксплуатируют ностальгическую эстетику для производства mp3-плееров, а также выпускают т.н. кассетные mp3-адаптеры. И всё это в последние 2-3 года. Под катом портрет этого парадоксального явления и не большой опрос, о его вероятных перспективах.
            Читать дальше →
          • Советский HI-FI и его создатели: всё уже украдено до нас или ТДС-5 от инженеров YAMAHA и итальянского дизайнера

              В комментариях к прошлому материалу этого цикла пользователи подняли вопрос плагиата в советской аудиотехнике. Действительно, ввиду технологического отставания СССР в этой отрасли народного хозяйства было сложно без ориентации на «загнивающий» Запад и технологически развитый Восток. Периодически такие заимствования приобретали форму прямого копирования, с некоторыми изменениями, которые касались элементной базы и технологических нюансов.



              Например, не было нужной полимерной плёнки — заменяли на ту, которая была, конденсаторы не подходили по емкости — подгоняли схему и т.п. В защиту советских инженеров можно сказать, что полный цикл разработки аналогичных устройств занял бы десятилетия, а гражданам СССР с определённого момента хотелось использовать действительно качественную аппаратуру, соответствующую требованиям времени. Быстро такую задачу мог решить только частичный или полный плагиат. Под катом рассказ о, пожалуй, самом точном клонировании в советской аудиотехнике.
              Читать дальше →
            • Мини-система Denon D-M41: возвращение к концепции музыкального центра, Hi-Fi для среднего класса

                Немало лет прошло со времени всеобъемлющей популярности музыкальных центров. Несмотря на это, наследие той эпохи в аудио для многих остается актуальным и по сей день. Достаточно продолжительное время для меня оставалось загадкой, почему производители сейчас выпускают технику в этом, казалось бы, архаичном формате. Написать этот пост меня побудила ситуация, в которой я сам не нашел ничего лучшего, чем купить мини-систему (фактически тот же музыкальный центр), вместо приобретения отдельных компонентов.



                Забегая вперед, отмечу, что этим устройством стал Denon D-M41. В посте подробно расскажу, по какой причине я выбрал именно этот девайс, опишу его особенности, а также почему мини-система стала для меня наиболее подходящим вариантом. Подчеркну, что в своих оценках я был отчасти субъективен, а выводы о качествах девайса следует делать самостоятельно, при личном прослушивании, тестировании. Люди по-разному воспринимают звук и такие отличие могут быть достаточно существенными. Между тем, Denon D-M41 определённо заслуживает внимания.
                Читать дальше →
              • Личность и звук: John С. Koss – пионер портативного аудио

                  Сегодня нам сложно представить, что наушники, как гаджет для повседневного бытового использования, когда-то считались дерзкой инновацией. Между тем, внедрение этого устройства на массовый рынок потребовало усилий не одного человека. Свою лепту в эту концепцию вложили такие люди, как Эзра Джиллилэнд, Натаниэль Болдуин, Эрнест Меркадье, Томас Эдисон, Ойген Байер, Амар Боуз, Фриц Зенхайзер и др., список можно продолжать долго. При этом вклад Джона Косса во внедрение головных телефонов на потребительском рынке, пожалуй, один из самых существенных.



                  Главный производственный принцип компании Koss – создание наушников по доступной цене с максимально возможным качеством. Эта концепция не менялась с того дня, когда Koss дебютировали на рынке бытовой электроники. На протяжении последних 50 лет, корпорация Koss известна миру как пионер в создании массового портативного аудио, а также, как один из ведущих новаторов и крупнейших игроков рынка наушников.
                  Читать дальше →
                • Придумать «велосипед» заново: умные наушники Here One, перспективы нетривиального аудиостартапа

                    На протяжении последних двух лет лейтмотивом множества технических стартапов в аудио являются наушники. Один из них недавно с треском провалился, о чем писали редакторы GT. Я уже писал о Nura и Ossic X, попытавшихся взбудоражить рынок портативного аудио интересными разработками. Новые технические решения этих проектов не затрагивали сам принцип применения гаджетов, чего нельзя сказать об устройстве, которому посвящена эта публикация.



                    Создатели Here One из Doppler Labs поставили амбициозную задачу изменить представление об использовании наушников, их возможностях, и в какой-то степени даже о сфере их применения. Проект подкупает тем, что разработчики реализовали достаточно широкий спектр возможностей, в частности использование наушников не только для прослушивания музыки, но и в качестве своеобразного фильтра для окружающей звуковой среды. Интересно, что предыдущим проектом компании были дизайнерские беруши dubs. Их новый продукт во многом функционально схож с предыдущим.

                    Успешная кампания на кикстартере показывает, что стартап заинтересовал многих. Это говорит о том, что возможности устройства могут быть востребованы массово в недалёком будущем. Я не берусь судить насколько удачной эта разработка будет на рынке, но принципы, положенные в её основу, безусловно заслуживают внимания. Под катом подробное описание концепции работы и использования гаджета, его возможностей и некоторые существенные технические характеристики.
                    Читать дальше →
                  • Советский HI-FI и его создатели: эстонские дети перестройки — лазерные проигрыватели в СССР

                      Цикл о советском звуке был бы не полным без рассказа о почти мифических устройствах, советских проигрывателях CD, а также о дисках, которые для них выпускались. В начале повествования следует напомнить, что СССР был уникальной страной, в которой тотальный дефицит товаров народного потребления мог соседствовать с уникальными техническими разработками.



                      Так вот, первые лазерные проигрыватели в Союзе появились раньше, чем начали официально издаваться компакт-диски. При этом население стояло в очередях за кассетами и виниловыми пластиками, которые доставались с огромным трудом, как и качественная аппаратура для их воспроизведения. Не считая винилов с речами советских вождей и советскую эстраду, которые присутствовали на полках музыкальных магазинов в относительном изобилии.

                      При этом такой формат как CD в мире существовал с 1979-го года, а проигрыватели и диски успели переродиться из предметов роскоши в относительно доступную аппаратуру для среднего класса. В СССР, напротив, на протяжении всех этих лет широкие массы попросту не знали о существовании такого формата. Единицы тех, у кого была возможность купить CD-проигрыватель за пределами необъятной Родины, как правило, не использовали этот шанс. В разы чаще покупались магнитофоны и LP-проигрыватели. Ибо дисков в СССР в продаже не было даже у «фарцовщиков», а если и появлялись – стоили безумных денег. Ситуация изменилась в 1987-м году.
                      Читать дальше →
                    • DAT: промахнувшийся убийца CD или еще один несправедливо забытый формат

                        Год назад один из редакторов GT опубликовал интереснейший материал на тему цифровых кассет DCC (Digital compact cassette). Мне тогда показалось, что ранее я видел что-то похожее, поэтому в опросе, который был опубликован в завершение поста, я смело кликнул ответ: «видел». Как выяснилось позднее — ошибался, на самом деле — это были совсем другие носители, которым, собственно, и посвящён этот пост.


                        Речь пойдёт о формате DAT (Digital audio tape) или R-DAT (Rotary head Digital Audio Tape), который появился в 1987-м году и мог бы стать полноценной заменой как CD, так и СС (компакт кассеты), если бы не ряд обстоятельств. Именно DAT стали первыми цифровыми кассетами, на короткое время взяв пальму первенства в состязании профессиональных цифровых носителей для записи звука. Как и в случае с DCC, DAT имеет прямое отношение к компании Philips, которая разрабатывала носитель и устройства чтения, тогда ещё в партнёрстве с будущим соперником, компанией SONY.
                        Читать дальше →
                      Самое читаемое