Дерево и звук… электрогитары, а также оргстекло и упаковочный картон

    Поводом к этому посту послужило обилие публикаций в сети и музыкальном глянце о влиянии породы дерева, из которой изготавливается дека, на звук электрогитар. Многочисленные обсуждения на форумах, таблицы, распространяемые некоторыми кастом-мастерскими, а также (что особенно беспокоит) утверждения научных сотрудников РАН (ссылку прилагаю) стараются убедить читателей в том что:

    «Деревянный корпус выступает в роли достаточно сложного фильтра, который по-разному поглощает и отражает разные частоты от колеблющейся струны»



    Что в конечном итоге приводит к существенным, важным для исполнителя и слушателя изменениям (частотным, тембральным и т.п.). Информация о значительном влиянии дерева на гитарный звук электрогитар была названа «деревянной теорией», и в настоящее время имеет множество сторонников и противников. Между тем, хочу отметить, что текстура дерева очень здорово смотрится, и эстетические качества электрогитар во многом зависят от материала, из которого созданы деки.

    В основе поста лежит личный интерес. Знаменательно, что с 2000-го года я сам не менял инструмент, и тут озаботился приобретением чего-то, в качестве альтернативы своей старенькой ямахи. Как человек, не являющийся старшим научным сотрудником РАН, но за энное количество лет диванных поигрываний, освоивший инструмент, усомнился в авторитетных выводах гитараста специалиста из РАН.

    Послушав несколько гитар, я невольно задумался, возможно, мои скудные познания в физике являются причиной моего непонимания влияния древесины на звук. Полагаю, что детальный разбор полётов шмеля обзор мнений относительно гитарного звука будет полезен и читателям нашего блога. В посте представлен анализ суждений сторонников деревянной теории, контраргументы её противников, а также мои личные выводы.

    Сказание о деке или хроники деревянного мракобесия


    Once upon a time… когда солнце светило ярче, вода была прозрачнее, трава зеленее, а помыслы людей чище, жили два великих гитарных мастера Джузеппе Страдивари и Андреа Гварнери Лео Фендер и Тэд МакКарти. В год 1950-й, снизошло на Лео и Тэда озарение, и поняли они, что высот мастерства они достигнут, если начнут делать гитары со звукоснимателями магнитными, без полостей акустических. Деки же гитарные надлежало им делать из дерева, ибо материал сей был прост в обработке, прочен и в достатке лежал на складах.



    И взял Фендер сосну и ясень, со склада своего, а МакКарти взял дерево красное махагоновое, со склада Орвилла Гибсона. И стали они пилить гитары шестиструнные со звукоснимателями магнитными и темброблоками реостатными. Сии инструменты, услышав, музыканты тогдашние, к акустическим инструментам привыкшие, физике не обученные, озадачены стали. Говорить стали они: «От чего же Гибсон Теда Маккарти бубнит низкими, а Фендера гитары середину выделяют? Думать надо, в дереве разном дело! Видно по-разному сорта древесины частоты поглощают, и сие на звуке отражается!».




    Так рождалась деревянная теория, которая почти в неизменном виде дошла до наших дней. Сегодня широко распространена таблица неизвестного автора, в которой представлены, использующиеся в производстве гитар, породы древесины, и отражено их влияние на воспроизводимый инструментом частотный спектр:



    Не смотря на обилие данных, подобных этой таблице, они не подтверждены исследованиями и остаются недоказанными. Невольно возникает вопрос, по какой причине, столь существенный для звука и исполнителей фактор не был исследован.



    Останавливаться на воззрениях гитарных форумчан, облекающих свои фантазии в псевдонаучные сообщения, не буду. При этом, несколько достаточно авторитетных людей в гитарном мире рискнули доказать, что деревянная теория таки верна. В числе последних отличились Чапперс (Rob Chapman – что характерно – founder of Chapman Guitars) и Капитан (unknown guitarist), которые в своём видео пытаются доказать разницу в звучании как бы одинаковых гитар из разных пород дерева.



    Одним из существенных «научных» вкладов в деревянную теорию является пост некоего Дмитрия Разоренова, ссылка на который приведена выше. Автор утверждает, что он является старшим научным сотрудником ИНЭОС РАН, химиком, радиолюбителем и музыкантом. Для тех, кому лениво читать всё, приведу несколько цитат:

    «Наиболее заметно влияние этого фильтра (древесины деки — прим. авт.) в момент атаки, когда со струны приходит импульс, содержащий одновременно достаточно широкий спектр частот, а не просто основной тон и гармоники (тут можно почитать про ряды Фурье и свертку, но вообще это очень большая тема)»

    «Электрогитара не является акустическим инструментом, но все равно наше сознание пытается из звука воссоздать некий образ звучащего объекта… Но и вот тот «акустический рисунок» дерева с его резонансами — он тоже становится частью этого образа.»

    Также автор отмечает, что старое дерево для электрогитар значительно лучше, так как в процессе старения из дерева выходит влага, а соответственно: «различия между провалами и резонансами становятся меньше».

    Если про ряды Фурье и «большую тему» почитать можно, то «образ звучащего объекта» и «акустический рисунок» дерева с его резонансами, который становится частью образа — это, мне думается, перебор. В сухом остатке, кроме апеллирования к рядам Фурье и рассуждениях о сухости дерева, доказательной базы старший научный сотрудник не представил.

    Реакция усомнившихся


    То, что корпус гитары в той или иной степени поглощает/отражает звуковые волны от колеблющихся струн сомневаться не приходится. Остается задумываться о том, в какой степени это улавливается звукоснимателями и впоследствии нашими ушами.

    Как показал эксперимент гитариста Пола Грэма, который в недалёком прошлом был одним из адептов деревянной теории, невозможно найти разницу в звуке деревянного стратокастера и той же гитарой, но с декой из оргстекла (любителям слепых тестов рекомендуем осилить полностью):



    Характерно, что часть видео, где гитара разбирается и собирается с новой декой, снята без монтажа для соблюдения чистоты эксперимента. После демонстрации Грэм предлагает всем оценить собственные способности в распознавании чистого звука от стратокастера из дерева и из оргстекла. Отличить «акриловый» звук от «деревянного» возможным не представляется.

    Еще более интересным и показательным является опыт Дэйва Ли и Марка Веренги, которые посетили одно из производств Фендер, где, не без помощи специалистов компании, реализовали амбициозный проект – стратокастер из… барабанная дробь…
    упаковочного картона.



    Видео, безусловно, рекламное, но ценно тем, что ярко демонстрирует позицию производителя. Который не стесняется говорить о том, что материал деки – это нечто относящееся к дизайну, но никак ни к звуку гитары.

    Неутешительный вывод


    Чуда опять не произошло и волшебная текстура махагона не сможет существенно поглощать средние и усиливать низкие. Основой электрогитарного звучания были, есть и, по всей видимости, будут:

    • руки гитариста
    • звукосниматели
    • свойства струн
    • особенности схемотехники темброблоков.
    • усиление и кабинет (излучатели, конструкция)

    Древесина же имеет очень существенное значение, как часть несущей конструкции инструмента, а также очень серьёзно может повлиять на эстетику (в случаях, когда её не красят в «автомобильном стиле»).

    Искренне надеюсь, что правоверные «деревянщики» простят мне мою безграмотность и скептицизм. Надеюсь, что попытки объяснить и доказать влияние дерева на звук электрогитар пройдёт в приличной форме, с достаточным количеством весомых доказательств, и допустимым количеством мата. Теоретические рассуждения о свойствах материала мне, как многим на этом ресурсе, малоинтересны. Я всегда готов изменить своё мнение под давлением неопровержимых фактов.
    Pult.ru 117,97
    Крупнейшая сеть Hi-Fi, High End в России
    Поделиться публикацией
    Комментарии 246
    • +1
      и тут трипофобия, жуткие гитары
      • +8
        И взял Фендер сосну и ясень, со склада своего, а МакКарти взял дерево красное махагоновое, со склада Орвилла Гибсона. И стали они пилить гитары шестиструнные со звукоснимателями магнитными и темброблоками реостатными. Сии инструменты, услышав, музыканты тогдашние, к акустическим инструментам привыкшие, физике не обученные, озадачены стали. Говорить стали они: «От чего же Гибсон Теда Макартни бубнит низкими, а Фендера гитары середину выделяют? Думать надо, в дереве разном дело! Видно по-разному сорта древесины частоты поглощают, и сие на звуке отражается!

        И вдарил по струнам гусель слепой сказитель.))
        Отличный утренний пост, улыбнуло ажно.
        Спасибо!
        • +1
          Просто оставлю это здесь:
          https://www.youtube.com/watch?v=V9-ltPsbw9g
          да, я знаю что Пушной сделал это гораздо раньше.
          • +1
            А не Павел Яцына? У него даже патент есть.
            • +1
              если в ютюбе забить shovel guitar, можно найти ролик 9 летней давности
              Заголовок спойлера


              так что и Яцына тут не первопроходец, да и тот парень на ролике выше, скорее всего тоже :)
              • 0
                ОК, принято. Но если такие гитары наберут популярность — будет как с радио.
            • +2

              При всем уважении к автору — статья тянет на точку зрения, но развенчания мифа не увидел.

              • 0
                Автор и не претендует на развенчание мифа. Я просто делаю выводы исходя из проанализированной информации. Дискуссия это всегда хорошо. Для меня это дело почти личное. Подача немного провокационная, согласен. Ноя нигде не писал, что я развенчиваю миф.
              • 0
                Ну не то. Вот как надо.
                https://youtu.be/OyuIgh_Ip74
                • 0
                  К слову о двухструнных самоделках

                  Марк Сэндмен извлекал просто волшебные звуки из своего двухструнного баса

                  • 0
                    Если для того, чтобы что-то сказать ему хватало двух струн — зачем больше?

                    Спасибо за Морфин)
                    • 0
                      Первый их альбом был записан вообще на одной струне=) Вторую Марк после добавил.
                • 0
                  А вообще было бы круто почитать посты с другими развенчиваниями мифов в звуке. А то ваши конкуренты тут любят фрактальные диффузоры рекламировать. Устроить по двойному слепому методу прослушивания например.
                • +3
                  Ну вот так всегда: сначала Дед Мороз, потом Стратокастер… Во что верить в этом безжалостном мире?
                  • 0

                    Огромное количество профессиональных музыкантов играет на гитарах с подсветкой (огромные полости внутри), акриловых и прочих, что как бы намекает.
                    Миф живет с подачи рекламы, кроме того, дорогие гитары, сделанные из выдержанного много лет дерева или редких пород просто гораздо лучше собраны.
                    Это нормально для музыкальной среды, на ютубе полно сравнений звука усилителей, в которых по заявлениям самого производителя ничего разного кроме цвета нет. Но ведь находят же в итоге разницу, и limited edition в каком-нибудь твиде вместо кожзама звучит "богаче" и "теплее".

                    • 0
                      «Огромное» — сильное преувеличение, конечно, но да, ряд музыкантов практикует.
                    • +3
                      Интересно, куда эти ученые этот «сложный деревянный фильтр» присобачили, если струна колеблется с частотой резонанса а гитарный звукосниматель снимает не звуковой сигнал, а изменения магнитного поля возникающие в следствии колебания струны.
                      • +2
                        Звук струнны отражается от дерева, вернувшись — искажает колебания струны. Однако, врядли эти искажения ощутимы.
                        • +1
                          Эти отражения вряд ли ощутимы. Сильнее может влиять другой фактор:
                          Струна, через струнодержатель, передаёт свои колебания на корпус. В результате на собственные колебания струны накладываются колебания корпуса (переданные струне обратно через струнодержатель). Плюс еще добавляются колебания звукоснимателя, которые передались ему от корпуса.
                      • 0
                        Я конечно согласен, что первым в списке основных факторов влияющих на звук стоят руки играющего, но вот то что забыли усиление и все что рядом с ним это как то странно.
                        • 0
                          Каюсь, грешен, добавлю. Вы определённо правы.
                        • 0
                          На этом видео Пушной переставляет одни и те же звукосниматели на разные гитары и пытается найти разницу в звуке. Говорит, сам не ожидал, но небольшая разница есть. Хотя в статье не зря написали про разные темброблоки, может дело в них.
                          https://www.youtube.com/watch?v=4km9Cwm102Y
                          • 0
                            По поводу видео Капитана и Чапмана: Роб Чапман — лид-гитарист британской прог-метал группы Dorje (помимо того, что он основатель и владелец Chapman Guitars). Капитан — Владелец крупного музыкального магазина Anderton's, что на Британщине. Усилитель у них одинаковый + A/B Box на полу.
                            По сабжу — с активными звукоснимателями разницы никакой. Максимально разница слышится на неподключенной гитаре (естественно). На подключенной — на чистом звуке и с синглами. Но разница настолько мала, что ей можно пренебречь (гораздо сильнее на звук влияет место и силла атаки). Что действительно важно — от дерева и конструкции деки сильно зависит сустейн.
                            • 0
                              Слева от них стоит оранж, может чего-то недопонял, не увидел. Относительно «можно пренебречь» соглашусь, по поводу слышно — доказано не было. Относительно сустейна поясните как, хотя бы теоретически?
                              • 0
                                Слева от них стоит оранж, может чего-то недопонял, не увидел.

                                Посмотрите другие их видео, это "примерочная" в магазине, там стоит несколько усилителей для того, чтобы покупатели могли попробовать инструмент перед покупкой на чем им интересно.
                                Кстати, у них много интересных видео, и, в принципе, я признаю их авторитет в этой области, хотя, естественно, не безоговорочно


                                поясните как, хотя бы теоретически?

                                Честно говоря, теоретически — не знаю. Я сужу исключительно из практики. Возможно это связано с лучшей обратной связью. Т.е. вибрация дерева резонирует с вибрацией струны увеличивая длительность колебаний.
                                Кстати, влияние полостей на звук хорошо проверяется в ближайшем магазине на лес полах с weight-relief и без. Точно так же не могу объяснить физику происходящего, просто личные наблюдения, так как как раз недавно долго выбирал себе новый инструмент.

                                • 0
                                  Если бы вам доводилось не просто поменять гитару, а поменять в одной гитаре всё, кроме деки, тогда ваше утверждение было бы правдоподобным. Я приходил к близким выводам, как раз в процессе выбора, но как оказалось смена гитары ничего не доказывает. Даже одинаковые модели из одного и того же дерева звучат по-разному, 99,9% что это никак не связано со свойствами древесины. Ни атака, ни сустейн.
                                  • 0

                                    Не понимаю что бы это доказало. В своей старой гитаре поменял проктичаски все кроме деги и грифа: звукосниметели (ESP на EMG 81twx/89x), бридж (обычный TOM на роликовый), колки (ESP на Grover с замками). Естественно, поменялись звучание и сустейн очень сильно, но я не понимаю что это доказывает.


                                    В принципе, я с Вами и не спорю, что звучание не зависит от материала и конструкции деки (или такая зависимость пренебрежимо мала, а в реальных юз-кейсах отсутствует). Сустейн зависит от материала и конструкции деки и грифа, но так же зависит от струн, звукоснимателей, конструкции бриджа, и даже высоты струн (action)

                                • +2

                                  Гитары со сквозным грифом (гриф проходит сквозь всю гитару переходя в деку с двумя приклеены и по бокам частями) имеет больший сустейн относительно вклееного грифа (гриф приклеивается к деке). Крепление на болты сустейн уменьшает. Наличие полостей, способ фиксации струн на грифе (бридж) — все это влияет на жесткость конструкции и как следствие — на время колебание струны после удара по ней.

                                • +1
                                  Что действительно важно — от дерева и конструкции деки сильно зависит сустейн.

                                  Ну про сустейн (читай: продолжительность вибрации струны) можно сказать только, что есть несколько параметров, влияющих на этот показатель у струны:
                                  1) материал порожков и бриджа — чем мягче сплав, тем меньше сустейн, так как струна «вязнет» в мягком неплотном материале
                                  2) расстояние между струнам и звукоснимателем (высота струн над грифом) -чем ниже струны, тем ниже сустейн так как интенсивность магнитного поля возрастает при приближении к источнику и сильнее гасит амплитуду вибрирующей струны
                                  3) способ крепления грифа к деке — сквозной гриф, вклеенный гриф, гриф на болте (в порядке уменьшения сустейна)
                                  4) сам материал тоже влияет, но исключительно показателем «твердости» дерева (поставил в конец, так как считаю, что п.4 вносит самую незначительную лепту в сустейн)
                                • 0
                                  Интересно то, что при этом они используют разные комбоусилители, что заметно на видео, а соответственно, чистота эксперимента остаётся под вопросом.

                                  А с чего вы это взяли? Они пользуются одним комбиком, тем, что стоит справа от капитана. Это видно на видео — на 5:48 Капитан переключает режим комбика для обеих гитар, и в процессе видео слышно, что гитары подключаются к комбику ногой через, видимо, коммутатор — есть характерный щелчок.

                                  В первом видео сравниваются гитары, у которых датчики установлены непосредственно в деку, а во втором и третьем видео датчики крепятся к накладке на деку — белому куску пластика. Соответственно, в первом видео резонирует сама дека, а в остальных двух — в большей степени накладка, а только потом, уже в гораздо меньшей степени, дека.

                                  И вывод можно сделать такой: если берете гитару с накладкой на деку, то совершенно без разницы, из чего сделана сама дека. Если берете гитару с датчиками установленными непосредственно в деке — то можно уловить разницу в звучании в зависимости от материала деки.
                                  • 0
                                    А с чего вы это взяли? Они пользуются одним комбиком, тем, что стоит справа от капитана.

                                    В комбике один шнур, взял с этого. Относительно коммутатора — возможно, не исключаю, однако более доказательным от этого видео не становится, а существенность влияния древесины на звук электрогитары не увеличивается.
                                    • 0
                                      Как минимум одним вопросом к видео меньше: звук идет через один комбик (они даже марку и модель там указывают), а значит оно более аргументировано. Переключение гитар видно на 6:20 — Капитан левой ногой подключил свою гитару.
                                      • 0
                                        Ну, основной-то вопрос не к видео. Вопрос к стойкости мифологического мышления. Я рекомендую вам слепой тест из второго видео для того чтобы удостовериться в правильности собственных убеждений, какими бы они ни были.
                                        • 0
                                          так я про то и пишу: во втором видео сравнивается одна и та же НАКЛАДКА — трудно ожидать от неё другой звук. Если там и есть влияние материала корпуса, то оно минимально.
                                    • 0
                                      Соответственно, в первом видео резонирует сама дека, а в остальных двух — в большей степени накладка, а только потом, уже в гораздо меньшей степени, дека.


                                      Может я неправильно понял, но мне кажется что резонирует сначала дека, а потом от нее накладка.
                                      • 0
                                        Датчики крепятся на накладку, а не наоборот: http://guitar.ru/files/test/kraken-nexter-limited/inside.jpg
                                        • 0
                                          Ну так источник колебаний-то не датчик а струна, а вот она крепится на гриф.
                                          • 0
                                            Тогда должен гриф звучать, нет?
                                            • 0
                                              Звучит система Дека-Гриф. Периодически наигрываю дома на неподключенном суперстрате (нет накладки, датчики крепятся «в тело»). Звучит. Тише чем акустика даже с толщиной деки 1/4. Но звучит.
                                              • 0
                                                Вопрос здесь: как много в том звучании от грифа? Звучит струна, вибрация струны усиливается полостью деки (в случае акустики). Если отверстие в деке закрыть, то звук сильно потеряет. В электрогитаре вибрация деки — явление паразитное (если только мы не сделали корпус полым специально) и, как правильно писали товарищи выше, чем меньше энергии колебания рассеивается через деку, тем лучше. Накладка препядствует этому паразитному эффекту.
                                                • 0
                                                  У меня хороший мастеровой ЛП, из того самого старого-престарого дерева. Причем фурнитура — стандартная Gotoh.
                                                  Так вот, неподключенный он звучит достаточно громко. Более того, достаточно комфортно «попеть на кухне» под него — весьма себе такой звук. Пока что ни с одним «фирмовым» ЛП такого же не получалось. Полостей нет, то есть solid body.
                                                  По эксперименту — в свое время сравнивали два ЛП — старый Gibson Standard (80х) и новый Gibson Traditional, датчики переставляли (чтоб одинаковые были), электронику не трогали. Писали вслепую в один комбик, снимали микрофоном инструментальным — и на форум кидали. По звуку всем однозначно старый понравился куда больше нового)

                                                  Для себя я уже давно ответил так: если Я слышу разницу, значит для меня она есть. Брендофилии тут нет от слова «совсем», ибо я как раз весьма себе оригинальный Gibson в свое время продал ради того, чтоб достаточно неизвестный мастер из деревушки в Приднестровье сделал мне ЛесПол — просто потому, что я подержал в руках и послушал несколько его инструментов.
                                                  За то время, что гитара у меня — не пожалел ни разу. Сравнивали с разными гитарами (сходными по смыслу есессно), вывод пока все больше в пользу моего был.

                                                  Сильно зависит тракт. Сейчас, когда в плане записи почти все пользуют цифру — там почти что все равно, что втыкать.
                                                  И да, по тембру страт с хамбом звучит совсееем по-другому по сравнению с ЛП с хамбом. Вот хоть ты тресни)
                                                  • 0
                                                    Ну во-первых разные мензуры
                                                    • 0
                                                      24 9/16 дюйма для всех моделей, выпущенных Kalamazoo и Nashville c 1969 года, поэтому сомневаюсь
                                      • 0
                                        Я человек от гитар далёкий, и был в своё время сильно удивлён, что электрогитары из дерева делают.
                                        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                          • 0
                                            Из видео понятно, что картон был чем-то пропитан и уже после этого заготовка обрабатывалась.
                                            Из чего вы делаете вывод о том, что дерево влияет на сустейн? Какой именно физический параметр древесины, как материала, отвечает за длительность сустейна? Есть формула, которая рассчитывает длительность звучания ноты в зависимости от, например, плотности дерева или там влажности?
                                            • 0

                                              Плотность. Насчет формулы не знаю, но думаю, что с ней будут проблему, т.к. плотность для дерева — штука плавающая даже в пределах одной доски. Помимо этого в формуле надо учитывать бридж, т.к. разные их конструкции также будут ощутимо влиять на итог.

                                              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                            • +1
                                              Один профессиональный гитарист как-то поделился с нами, тогда ещё пацанами-первокурсниками, что для электрогитары идеальная дека — это бетонная плита, т.к. у неё малая пластичность и большая инерция, из-за чего энергия колебания меньше рассеивается через деку и больше через струну. Однако выступать с бетонной плитой слегка тяжело и не эстетично :)
                                              • 0
                                                Зато мой знакомый мастер делал гитару с декой из стали — и звучала гитара весьма не дурно.
                                                • 0
                                                  Собственно пруф: https://vk.com/album12403241_179841876?rev=1
                                              • 0
                                                Мензура инструмента сильно влияет на звук — активная длинна струны.
                                                Вся электроника, толщина и тип струн, ну и очень сильно влияет усилитель и динамик(!).
                                                • 0
                                                  На звук влияют:
                                                  — материал, калибр и натяжение струн,
                                                  — длина мензуры,
                                                  — материалы и площадь соприкосновния со струной верхнего порожка, ладов и седел бриджа,
                                                  — способ крепления грифа к деке,
                                                  — высота струн над грифом и датчиками,
                                                  — способ крепления порожка и бриджа,
                                                  — толщина грифа,
                                                  — количество слоев/кусков дерева, плотность и направление волокон, наличие естественных и производственных изъянов в этих кусках,
                                                  — расположение датчиков,
                                                  — все мыслимые электрические и магнитные свойства датчиков (включая микрофонный эффект у моделей типа P-90), проводки, пассивных и активных элементов темброблока,
                                                  — и далее по звукоусилительному тракту за пределами гитары.

                                                  Непосредственно сорт древесины важен с точки зрения:
                                                  — жесткости конструкции (сустейн),
                                                  — устойчивости к перепадам температуры/влажности,
                                                  — эстетики,
                                                  — субъективных ощущений исполнителя (который ощущает и акустическую составляющую звучания)
                                                  • 0
                                                    Не буду участвовать в холиваре, посвященном деревянному заговору.
                                                    Есть компании, которые давно выпускают инструменты не из дерева или не полностью из дерева — навскидку, Modulus(гриф, графит, карбон) и Danelectro(дека, мазонит + винил кажется).
                                                    Есть еще, к примеру, замечательный музыкант Seasick Steve, который, помимо гитар из мусора, развенчивает миф производителей гитар, что музыкантам нужно 6+ струн, и на трех струнах даже совсем без ладов можно звучать не хуже.
                                                    • 0
                                                      Скажите, а что вы скажете насчет сравнения полуакустики (скажем, джазовой банки) с solid-body гитарой?
                                                      Мы с приятелем пробовали играть на перегрузе (distortion) с одними настройками на собственно ЛП и на джаз-банке. И если на ЛП перегруз звучал весьма плотно, эдакое классическое дждждж, то на джаз-банке с теми же настройками — бубниловка, нечеткость и вообще «не тру»? =)
                                                      Копий сломано по теме «влияет ли дерево» уже такую тонну, что и не сосчитать =)
                                                      • 0
                                                        Положим, на hollow-body энергия колебаний струн больше рассеивается на резонаторе и переизлучается в акустической форме, активнее с ростом частоты.
                                                        • 0
                                                          переизлучается в акустической форме

                                                          Немного не понял сейчас.
                                                          Давайте поясню (для справки — я скорее ЗА теорию влияния дерева на звук электрогитары =)
                                                          Представим эксперимент. Поставим усилитель, в него длиииинный провод, а в соседнюю комнату гитариста с двумя гитарами — hollow body и solid body (да к примеру тот же gibson ES и LP). Для чистоты впихнем одну электронику и одни звукосниматели (хорошо, и TOM, колки и порожки одни и те же, и даже струны одинаковые).
                                                          Так вот. На чистом звуке и на перегрузе будет абсолютно разное звучание — и даже не в сустейне дело. И отличить hollow от solid будет весьма возможно.
                                                          Но согласно статье различий быть не должно — ведь вся электроника-то одна =)
                                                          Вот загвоздка в чем.
                                                          А дальше если мы говорим, что наличие акустических полостей будет влиять на колебания струны и звук инструмента — почему точно так же не будет влиять дерево у solid body гитар?
                                                          • 0
                                                            Давайте с такой стороны подойдем. Задача идеального акустического инструмента — максимально трансформировать колебания струн в звук. Электрического — в электрический ток. Первый для этого снабжен корпусом резонирующим, второй — жестким и монолитным.
                                                            Обертона в струнах (и, соответственно, датчиках) на пустотелке затухают значительно быстрее именно за счет расхода энергии на раскачку воздуха и слабого переотражения — отсюда прекрасный звук в пьезодатчик или микрофон, и бочковатость в усилитель с ЭМ датчика.
                                                            То есть, если трактовать «сустейн» как степень затухания на всем протяжении звучания, а не только в «хвосте» — то дело именно в нем.
                                                        • 0
                                                          Есть предположение, что на полуакустике и solid-body разные звукосниматели, разная элементная база, соответственно и звук имеет отличия. Поставьте хамбайкеры, темброблоки с solid-body на полуакустический инструмент и будет вам дждждж.
                                                          • 0
                                                            Выше написал уже.
                                                            Делали. На ES пихали всю электронику от классического LP. Все так же ES было абсолютно реально отличить от LP =)
                                                            • 0
                                                              Всё довольно просто: полый корпус резонирует в достаточно узкой полосе частот, вступая во взаимодействие со струнами, и за счёт этого происходят две важные вещи: первое — энергия колебании струны не «размазывается» по широкому спектру, а концентрируется в области частот резонанса полого корпуса, тем самым звуки этой частоты усиливаются по амплитуде, а звуки участков спектра, лежащие по частоте вне резонанса, будут «обкрадены», тем самым получат крайне низкую амплитуду. Второе: за счёт увеличенной амплитуды звуковых волн энергия колебаний струны расходуется быстрее, и струна звучит короче. Так и получается, что фанерная лопата за счёт равномерного нерезонансного спектра будет делать длинный и сочный дждждждж, а дорогая джазовая полуакустика жалкий брумбрум. Говорю сразу: на истину не претендую, пруфов нет.
                                                        • 0
                                                          Мне кажется, по стоимости дерево не так уж и много дает в гитаре. Там больше за фирму, за внимание к деталям и за контроль качества берут. Но культ дерева там громадный, да.
                                                          • +2
                                                            Корпус конечно не так сильно влияет на звук, больше гриф. Но все же влияет. Более того, если прислонить гитару головкой грифа к мебели, «сустейн» может удлиниться.

                                                            А вообще, это какая то дичь про суть влияния деки как фильтра частот, особенно со слов физика — сомневаюсь, что это действительно был физик.

                                                            Все намного проще. Гитару надо представить как лук, где струны тетива, а дерево гитары — палка на которую эта тетива натягивается. Натягиваем, отпускаем тетиву, дерево отпружинивает, оказывая взаимное колебание на колебания тетивы. Система аналогична радиотехническому "колебательному контуру" в котором тоже две части — конденсатор и катушка. Если допустить, что струны это конденсатор (или наоборот, неважно), то катушка должна быть такой, чтобы поддерживать колебания, которые подходят для конденсатора, иначе колебания будут быстро затухать. Заявить, что параметры катушки неважны для происходящих там колебаний без сомнений глупо. Так же глупо утверждать, что способности к резонансу различных деталей гитары никак не будут влиять на эти колебания.

                                                            Справедливости ради скажу, что я пробовал несколько гитар с фанерными корпусами. В целом они были приемлемыми, со стабильным звуком (без всяких паразитных резонансов), но все отличались быстрозатухающим сустейном. Стабильный звук при этом именно заслуга фанеры, т.к. она просто тупо не резонирует и ничего паразитного не вносит, а наоборот, гасит имеющиеся колебания. С деревом все сложнее — каждая деревяшка имеет индивидуальную структуру волокон и предсказать как именно будет резонировать тот или иной экземпляр в итоговой системе — вопрос непростой. Поэтому подбор годного дерева является наукой в гитаростроении, специалисты умелых гитаростроителей знают какой кусок, из какого участка дерева, в сочетании с чем будет работать правильно. Именно поэтому эти гитары до сих пор стоят недешево и плохо поддаются китаизации. Если не знать этого, лучше и правда поставить фанеру, упаковочный картон или т.п. — по крайне мере не внесете ненужных артефактов в звук, если конечно с грифом еще не накосячить.
                                                            • –2
                                                              Картонный страт, конечно — топовый. Легкий, наверное. Особенно, на этом фоне, забавляют существа, приобретающие древние Лес Полы, весящие по 10 кг. Мало того, что тяжеленные и дорогое, дак ещё встает вопрос — а когда это лес полы нормально звучали? Разве есть хоть один нормальный гитарист, играющий/игравший на лесполе? Непонятно.
                                                              • 0
                                                                Разве есть хоть один нормальный гитарист, играющий/игравший на лесполе? Непонятно

                                                                Гари Мур, Эрик Клептон, Джимми Пейдж, Слэш, и еще много-много кто =)
                                                                • 0
                                                                  К уже перечисленным я бы добавил Фриппа, Заппу и Аллмана.
                                                                  • 0

                                                                    Как вы в интернет поместились при такой толщине?

                                                                  • –1
                                                                    Интересный вопрос, но он явно не раскрыт в статье. Автор акцентирует на слепом тесте, но для полноценного развенчания мифа нужно таким образом сравнить хотя бы несколько материалов, а так есть только пруф, что оргстекло не отличить от конкретного вида дерева. При этом в видео Чепмена разница очевидна, как ни крути.
                                                                    • 0
                                                                      Задача не стояла развенчать. Я поделился выводами которые сделал. Основная проблема в том, что исследований нет, а большинство заинтересованных не компетентны для их проведения. Что касается Чемпена, то он человек с интересом, залежался, видимо, клён)). В таких ситуациях имеет невольно думаешь, «кому выгодно?» и смотришь подобные видео уже совсем по-другому. ДЛЯ того чтобы представить сторону деревянной теории — это видео и было приведено. Цель материала: обратить внимание главным образом на «частотно-породные таблицы» и «сотрудников РАН».
                                                                      Нельзя однобоко подходить к вопросу, повторю, ничего развенчивать никто не собирался, в статье есть собранные факты и есть моё мнение по вопросу. Но при этом в комментах концепцию деки как «частотного фильтра» никто не объяснил. Относительно механического влияния на колебания и соответственно сустейн — да, на правду похоже, но это далеко от смелых заявлений сторонников деревянной теории.
                                                                      • –1
                                                                        Те кому надо было исследовать, давно уже все исследовали, и теперь выпускают первокласные инструменты. Зачем перед свиньями бисером метать, правда? Лучше бабок на этом знании заработать.
                                                                        • 0
                                                                          Ну-ну, сомнительно мне, что компания которая считает своих потребителей «свиньями» сможет успешно на них заработать. Да инструменты иногда первоклассные, но далеко не за счет материала деки (если не брать в расчет механические свойства инструмента и эстетику). А вы из каких таких волшебных источников выяснили, про то, что эти исследования проводились? Поделитесь, не стесняйтесь, я думаю, что сообщество оценит. По всей видимости вы не «из свиней» и перед вами бисер таки метали).
                                                                          • 0

                                                                            А разве компания Fender — не один из образчиков такого отношения?

                                                                            • 0
                                                                              Мне сложно говорить о компании в которой я не работаю. У меня лично к фендер только одна претензия и она из далёкого прошлого: бюджетный комбо фронтмэн их приобретал в начале нулевых, был очень разочарован низкой живучестью динамика FR-25. Что касается кабинетов и голов, которые доводилось юзать позже — ничего плохого о них сказать не могу. Гитары их юзал эпизодически, больше 10 лет не менял свой инструмент, и отдаю предпочтение японцам, поэтому тут не могу судить. % брака не велик, спорные вопросы склонны решать в пользу потребителя, поставщики на них тоже не жалуются. По заключению наших специалистов качество элементной базы в устройствах соответствует ценовой категории продуктов.
                                                                            • 0
                                                                              Да причем тут считать потребителей свиньями? Просто если человек скурпулезно исследует вопрос, подкрепляет экспериментами, ищет специалистов области, чтобы выяснить нужные для себя детали, на что тратиться большое количество времени, сил и может даже денег, автоматически возникает желание получить пользу от таких вложений. Выложить сообществу, которое вполне вероятно как это обычно, отпускало насмешки в его сторону. А может даже в ответ на подобный жест получить очередную порцию насмешек от не желающих вникать товарищей? Нет, совсем не соблазнительная польза. А вот открыть свое производство используя наработанные знания, или предложить свой опыт ведущему бренду за хорошую зарплату очень даже соблазнительно. При хорошем доходе он будет даже за то, чтобы над этими идеями насмехались — ведь так никто не сможет понять эту тему и стать его конкурентом.

                                                                              Конечно в целом бы я не обожествлял те или иные бренды. У ведущих брендов тоже есть разные по качеству звучания инструменты, но в целом процент выхода годноты гораздо выше. Кстати в этом плане показательна история Ричи Блекмора, который не удовлетворялся стоковым Фендером, а брал несколько экземпляров и выбирал наиболее удачный гриф собирая из нескольких гитар одну. Наверное глухой был, раз так заморачивался :))))
                                                                              • +2
                                                                                Как же ты прав, братан. Это как с фрактальными диффузорами и подставками под кабеля по 500$. Говоришь этой мрачной деревне, что знающие люди провели комплексное исследование, а она начинает кривляться, утверждать что алюминиевый радиатор дурацкой формы не может стоить 100 долларов, что токарь Вася выточит такой за бутылку, и вообще как эта фигня может работать?!?!.. И деревне невдомёк, что в этом «дурацком алюминиевом радиаторе» молекулы выстроены определенным образом, электроны закручены тоже не от балды и 500$ за такое технологичное устройство — сущие гроши.
                                                                                • +1
                                                                                  Что там Блекмор собирал — одному ему известно. Может Ричи хотел гриф с другой текстурой древесины или сустейн длиннее(что является механическим эффектом, но не связано с поглощением/отражением частот.) От того, что вы приплетаете великих к своим псевдонаучным росказням, они правдивее и более аргументированными не становятся.
                                                                                  «Да причем тут считать потребителей свиньями?»

                                                                                  Про метание бисера вы написали, вам виднее причем тут свиньи.
                                                                                  • 0
                                                                                    Месье не понимает фразеологизмы и воспринимает их буквально?
                                                                                    • 0

                                                                                      Сеньёр не понимает, что ирония один из приёмов хорошей дискуссии и бросается в попытки шутить над иронией, когда заканчиваются аргументы?

                                                                                      • 0
                                                                                        Какие еще аргументы вам нужны? Я уже вам все сказал. В отрицаете, что дерево, на которое закреплена струна при ее вибрации отпружинивает и тем самым влияет на колебания струны? Такие банальные вещи способен понять даже школьник, не знаю что за «физики» у вас там в трех соснах заблудились.

                                                                                        Пожалуй возможно даже в акустике дерево не так влияет на колебания как в электрогитаре, поскольку связь между двумя точками крепления не настолько жесткая
                                                                                        • 0
                                                                                          Пожалуй возможно даже в акустике дерево не так влияет на колебания как в электрогитаре, поскольку связь между двумя точками крепления не настолько жесткая

                                                                                          А вот это уже тянет на нобелевскую премию.
                                                                                          • 0
                                                                                            Лишь возможно, исследования, рассчеты не проводил, но не удивлюсь, если вдруг кто-то возьмется это исследовать и придет к такому выводу.

                                                                                            Ничего удивительного в этом нет, точка крепления струн в электрогитаре массивный кусок дерева, который особо и не деформируется.

                                                                                            В акустике же это тонкий лист «фанеры» которая замечательно прогибается, конечно есть там ребра жесткости, которые не дают струнам вырвать нижний порожек на корню — это где то порядка 40-50 килограмм нагрузки для металлических струн. Это прогибание при вибрации отлично преобразуется в звук в резонатор, для чего собственно он и сделан. Получается часть энергии колебаний уходят в акустический звук через работу с пластикой резонатора. Причем акустику стараются делать так, чтобы максимум этой энергии ушла в резонатор — гитара была максимально громкой (она ведь изначально не особо громкая, из-за чего ее до Сеговии не жаловали в оркестрах и серьезной классической музыке).

                                                                                            В электрогитаре же таких потерь нет. Могут быть потери на «машинке» тремоло у нижнего порожка, если таковая имеется — это уже надо точно просчитывать. Получается что все колебания по максимуму уходят в гриф который отлично прогибается, относительно корпуса более пластичен и оказывает наибольшее влияние на звучание электрогитары, кстати, который еще как правило и с металлическим анкером внутри.
                                                                                          • 0
                                                                                            В отрицаете, что дерево, на которое закреплена струна при ее вибрации отпружинивает и тем самым влияет на колебания струны

                                                                                            В статье речь шла не о механическом влиянии материала деки, а о способности деки выполнять роль частотного фильтра. Перечитайте, если чего-то не поняли.

                                                                                            • 0
                                                                                              Если вопрос стоит так, то мое мнение — частотный фильтр не корректный и очень грубый термин в данном случае. Дерево не фильтрует, а взаимодействует со струной внося коррективы в характер колебаний. Такие изменения могут быть конечно в итоге и фильтрующими, т.к. что-то например не будет входить в резонанс со структурой волокон деревяшки (здесь надо бы подставить более корректный термин) и соответственно гаситься, но кроме этого колебания могут изменяться придавая новые оттенки звучания.
                                                                                              • +1
                                                                                                Если в двух словах — дерево делает синусоиду более чувственной и трепетной.
                                                                                                • 0
                                                                                                  Насчет чувственной и трепетной это хз, но как факт — народу больше именно такое нравится. Хотя экспериментов с альтернативными материалами была куча. Наверное все дело в том, что структура волокон в дереве всегда уникальна и всегда непредсказуема, но в то же время эта структура природного происхождения. Мозг почему то воспринимает даже рандомные структуры природного происхождения как более гармоничные — известное явление. Возможно, даже если мы не всегда слышим явную разницу в звучании, «подсознание» улавливая вклад в звуке этих природных структур создает в нас ощущение гармоничности такого звука, и нам он кажется как вы говорите «чувственным», «трепетным», «с душой». Лично за себя скажу просто что он мне нравится. Может быть кто нибудь в эпоху нынешних 3D принтеров и МРТ сможет сосканировать эту структуру и распечатать аналогичное по структуре и свойствам изделие, и в гитаре оно будет звучать так же приятно.
                                                                              • 0
                                                                                Вам-то оно, конечно, виднее, какие цели стояли или не стояли перед статьей, а я, как читатель, прочитав заголовок и вступление, надеялся узнать, как оно на самом деле. В итоге понял, конечно, что это точно-точно миф, мол честное пионерское, но пруфов, кмк, маловато, как для такой уверенности. Но внимание на тему обратили, спасибо на этом.
                                                                                • 0
                                                                                  Пожалуйста.
                                                                                  . В посте представлен анализ суждений сторонников деревянной теории, контраргументы её противников, а также мои личные выводы.
                                                                            • 0
                                                                              А как на счёт того, что гитара заводится от кабинета? Понятно, что если там пукалка стоит, как у Пушного, то не важно, а вот на концерте если?
                                                                              • 0

                                                                                А вопрос-то в чем? Фидбэк уже давно приручили и используют как "фичу".

                                                                                • 0
                                                                                  Это понятно, но вот тут может сказываться разница между деревом и пластиком. Струночкой тонкой так не раскачать корпус, как мощными колонками, и гораздо глубже свойства материала могут проявляться. И за счёт фидбека влиять в свою очередь на звук.
                                                                              • +2
                                                                                Всегда удивляли теории на тему влияния дерева на звук.
                                                                                Скорость звука в дереве составляет 3500-4000 м/с. Если принять размер гитары вдоль грифа за 1 м, то частота первого резонанса будет около 3,5-4 кГц. Если взять стоячие волны сугубо внутри деки, характерный размер которой еще меньше, то там получается первый резонанс уже за 10 кГц, что уже за пределами диапазона электрогитары (верхний предел «песочка» и «стекла» это как раз 4-5 кГц).

                                                                                Из этого можно сделать выводы:
                                                                                1) если влияние и есть, то малое и только в области ВЧ (от 3-4 кГц).
                                                                                2) максимальное влияние имеет не сама дека, а пара дека-гриф. И тут, вероятно, вклад в звук дает метод соединения грифа с декой (болт/вклеенный/сквозной), причем влиять это может только на скорость затухания стоячих волн.

                                                                                Гораздо большее влияние на звук имеет частота резонанса звукоснимателя и его положение относительно нижнего порожка.
                                                                                • 0
                                                                                  Пожалуй лучший и самый компетентный коммент. Спасибо.
                                                                                  • –1
                                                                                    А меня всегда удивляли сухие теоретики. Практика же состоит в том, что если у вас дерево с кривыми резонансами, то вы хоть как там изголяйтесь со звучками, но нормального стабильного звука не получите. Как у меня например попался мексиканский страт. Что я только с ним не делал, кроме дерева. И звучки нормальные в том числе ставил. Вот как основа кривая была, так это в звуке никак не выправлялось. Зато стоило взять нормальный американский инструмент как все встало на свои места — никаких заморочек с звучками и чем либо еще — она просто звучит и не любит тебе мозг. Причем она даже не особо чувствительна к неточности строя — все равно хорошо все звучит, там где надо рычит, все отлично резонирует. В отличие от не очень хороших гитар — тютелька отклонения в строе, сразу ловишь гору артефактов в звуке, с которыми мучаешься.
                                                                                    • +2
                                                                                      Братан, надо было изначально брать китайский с надписью MADE IN USA и тогда бы все играло как надо. А если там ещё и наклеечка на пикгарде, то это вообще топ гитара, даже играть уметь не надо, оно само будет.
                                                                                      • 0
                                                                                        Сарказм оценил.

                                                                                        Кстати у меня был выбор взять американский, который стоил почти в два раза дороже. Но тогда я в гитарах не понимал, но понимал какой звук у них должен быть. Пощупал американский, заметил лишь едва уловимое ощущение какой то большей монолитности что ли звука. При этом мекс понравился тем, что на чистом у него много оригинальных обертонов, которые звучали интересно. Рассудив так, что вроде разницы особо то и не слышно, а мекс в чем то может даже интереснее, решил не переплачивать. Лишь потом спустя месяцы понял, что жутко ошибся. Эти оригинальные обертона и оказались паразитными резонансами, которые на перегрузе все портят.

                                                                                        Вообще, если вспомнить, электрогитару для того и делали монолитной без полостей, для того, чтобы от лишних резонансов избавиться.
                                                                                        • 0
                                                                                          Корректировка: «НЕ понимал какой звук у них должен быть»
                                                                                  • 0
                                                                                    А мне всегда было непонятно, почему влияние дерева сравнивается на электро, а не акустических гитарах, где они оно проявляются не то чтобы в разы, а в десятки раз больше. Равно как и разница между транзисторным/ламповым комбиком ощущается много сильнее, чем смена гитар, к ним подключенным.
                                                                                    • 0
                                                                                      Потому что речь идёт не о влиянии дерева вообще, а именно в электрогитарах.

                                                                                      То, что в акустике параметры звука гуляют не то что от породы дерева, а даже у гитар из одной партии, никто под сомнение и не ставит. Но там корпус — сложный акустический прибор, а у элетрогитары — весло, на которое крепится всё остальное, соответственно на звук он влияет на порядки меньше. Однако, это не мешает «ценителям» доказывать обратное.
                                                                                    • +1
                                                                                      Как древние люди обосновывали огонь и молнию — божественными явлениями. Так и музыкантам надо чем-то обосновывать разницу в звуке гитар.

                                                                                      И да, я лично ее слышу, даже у максимально близких друг к другу инструментов. Более того послушав много гитар с разным деревом, действительно начинаешь замечать некоторые закономерности в звуке. Я конечно не готов утверждать, что это именно дерево вносит эту разницу в звуке, но на мой «слух» деревянная теория пока звучит убедительней. Так что ждем когда и в гитарный мир придет наука.
                                                                                      • 0
                                                                                        Джастин Джонсон засветился на GT? Круто :)
                                                                                        У него хороший YT-канал, где он играет на разных (иногда нетрадиционных) гитарах, и иногда выкладывает обучающие видео.

                                                                                        https://www.youtube.com/user/justinjohnsonlive
                                                                                        • +1
                                                                                          Одним из существенных «научных» вкладов в деревянную теорию является пост некоего Дмитрия Разоренова, ссылка на который приведена выше. Автор утверждает, что он является старшим научным сотрудником ИНЭОС РАН, химиком, радиолюбителем и музыкантом. Для тех, кому лениво читать всё, приведу несколько цитат:
                                                                                          «Наиболее заметно влияние этого фильтра (древесины деки — прим. авт.) в момент атаки, когда со струны приходит импульс, содержащий одновременно достаточно широкий спектр частот, а не просто основной тон и гармоники (тут можно почитать про ряды Фурье и свертку, но вообще это очень большая тема)»
                                                                                          «Электрогитара не является акустическим инструментом, но все равно наше сознание пытается из звука воссоздать некий образ звучащего объекта… Но и вот тот «акустический рисунок» дерева с его резонансами — он тоже становится частью этого образа.»
                                                                                          Также автор отмечает, что старое дерево для электрогитар значительно лучше, так как в процессе старения из дерева выходит влага, а соответственно: «различия между провалами и резонансами становятся меньше».

                                                                                          И чего СНС тянет — взял бы и выложил на всеобщее обозрение спектры амплитудо-частотных характеристик разных дек и сигналов со звукоснимателей, было бы меньше вопросов.
                                                                                          Про ряды Фурье, тема наверное колоссальная, но если совсем просто и практично — берём бесплатный Scilab, заглядываем на сайт http://www.numerical-tours.com/matlab/audio_1_processing/, смотрим там как из wav-файла получить АЧХ, записываем свой саунд, считываем в Scilab, получаем АЧХ — любуемся и сравниваем с другой гитарой. Наверное то же самое сможет Audacity без плясок со Scilab. На АЧХ оконного ПФ можно посмотреть тот самый "импульс, содержащий одновременно достаточно широкий спектр частот" и прочие потрясные штуки, но я в этом только-только начал разбираться=)

                                                                                          • +2
                                                                                            Для сравнения АЧХ гитары нужно соорудить стенд с мотором, который будет производить эталонный удар по струнам. При этом нужно ювелирно отстраивать расстояние медиатора от струн, момент должен быть значительным, так же нужно точно калибровать расстояние звучков от струн.
                                                                                            Но лучше всего этого не делать а просто подумать головой. Как писал кто то выше, задача электро гитары — минимально гасить вибрации, что абсолютная правда. В 50х годах наиболее подходящим по эксплуатационным и экономическим показателям было дерево. Впрочем, на сегодняшний день ситуация не изменилась.
                                                                                            Гитара, в первую очередь, должна строить, в вторую быть удобной(расстояние до струн, выпирающие кончики ладов. На звук влияет мензура, наличие пружин, толщина струн, высота звукоснимателей. Так же влияние оказывает количество и расположение звукоснимателей, магнитное поле которых выступает в качестве невидимых флажолетных пальцев, добавляя дополнительные обертона(насколько силен и слышен ли вообще этот эффект знать не знаю).
                                                                                            Ну а дека и гриф, конечно они тоже оказывают влияние, но оно, судя по многочисленным видео аля «гитара из микроволновки) супернезначительные и думать о них сегодня, когда страт отличного качества из честной ольхи стоит 200$ в магазине, не стоит.
                                                                                            Я, например, между азиатским стратом и кастомшопом за тысячи даляров разницы не слышу не вижу и не чувствую(!). Разве что пластмасски немного лучше подогнаны. Более того, над дешевой гитарой не нужно трястись, считая царапинки.

                                                                                            • +1
                                                                                              > Для сравнения АЧХ гитары нужно соорудить стенд с мотором, который будет производить эталонный удар по струнам.
                                                                                              Не совсем Вас понимаю, для чего сооружать сложный стенд? Я предлагал на коленке записать колебания деки на микрофон и сигнал со звучков. Сложная композиция не требуется, достаточно подёргать одну струну. Белый шум на микрофоне отбрасывается фильтрами, а время воздействия и сила удара слабо влияют на спектр, в основном изменяя амплитуды. Для примера посчитал три графика из одной линейной задачки на колебаний (дорожное полотно — что уж есть под рукой, не обессудьте).



                                                                                              • 0
                                                                                                Но вязкий материал будет поглащать вибрацию с самого первого витка синусоиды. В итоге мы не узнаем ничего интересного.
                                                                                                • 0
                                                                                                  Наверное Вы шутите=)
                                                                                                  Коэффициент затухания в древесине 0.1-0.2. Это соответственно от 10 до 5 секунд, в течение которых амплитуда уменьшится в 2.718 раз. При том, известно что при логарифмическом декременте затухания = 2 найденные частоты меньше на 0.6% отличаются от частот без демпфирования. При декременте 2.718 разница в частотах 1.25%. АЧХ практически не изменится, не сомневайтесь.
                                                                                                  • 0
                                                                                                    Я и не сомневаюсь. С удовольствием играл бы на картонном страте из видео. Мы же говорим о аудиофильских гитарастских фантазиях и их разоблачении.
                                                                                                    АЧХ захотели мереть вы, причем, малопонятным для меня способом. Скажите, какие данные о деке и грифе мы получим из таких замеров? У системы дека+гриф, по моему дилетантскому представлению, есть 2 «критичных» для звука показателя:
                                                                                                    -вязкость, которая преобразует звук в тепло непосредственно в гитаре (по всей видимости это и есть коэф затухания, который, кстати, нелинеен для разных частот, судя по таблице, которую я нагуглил)
                                                                                                    -площадь поверхности и конструкция, от которых зависит % энергии, преобразующийся в механическое движение воздуха.
                                                                                                    Итак, какой из этих двух параметров мы можем вычислить, отняв от сигнала звукоснимателя сигнал деки? Если я правильно себе представляю процесс, то и на струнах и на деке синусоида должна быть идентична, за исключением нелинейности ачх датчиков.
                                                                                                    • 0
                                                                                                      > какие данные о деке и грифе мы получим из таких замеров?
                                                                                                      С точки зрения гитариста на электрухе — получим разве что очередное соревнование по измерению тембра.
                                                                                                      Для инженера спектр наглядно покажет картинку всех нижних собственных частот (не только главную первую частоту, которая зависит от модуля упругости, скорости звука в данном материале и длины грифа) и вклад конкретных частот в энергию колебаний, в том числе покажет паразитные частоты (не музыкант, а студент-инженер, поэтому для меня ближе желание отстраиваться от них чтобы изделие не входило в резонанс), покажет добротность, узкополосный спектр или широкополосный. По ширине колокола гипотетически возможно оценить демпфирование (потери на трение), влияющее на сустейн (реверберация по справочнику Кузнецова) наравне с жёсткостью конструкции (жёсткость не то же самое, что упругость).
                                                                                                      Кузнецов кстати описал ещё один фактор
                                                                                                      • 0
                                                                                                        Ничего не понял.
                                                                                          • 0
                                                                                            Всегда уважал Pult.ru, но ребята — не надо лезть туда, где вы особо не разбираетесь =)
                                                                                            Конечно ржачная псевдонаучная статья с псевдоРАНомными учеными, комменты прекрасные — отлично покормили троллей и подняли прочтение блога, но есть несколько реальных моментов
                                                                                            Вопрос 1: какая гитара была у автора сначала и на какую он ее поменял?
                                                                                            Вопрос 2: пользовал ли автор серьезные проф. инструменты не раз-два/день, а хотя бы каждый день в течение месяца?
                                                                                            Вопрос 3: насколько у автора развит слух? Я не про кабинет лора конечно =) а про музыкальный
                                                                                            Вопрос 4: (дополнительный) пробовал ли автор разные одинаковые инструменты с одинаковой электроникой из разного дерева? Например тот же Страт выпускается из ольхи, ясеня и махагона.

                                                                                            Человек, который всю жизнь пил Балтику — не поймет разницы от Manchester Red или Хобгоблина с одного глотка или с одной бутылки, человек, который слушает Стаса Михайлова — абсолютно глух к Рею Чарльзу, Листу и Led Zeppelin.

                                                                                            Жду с нетерпением ответы на вопросы =)
                                                                                            • 0
                                                                                              Вопрос 1: Самой первой гитарой (если эту шайтан-балалайку млжно так назвать) был советский урал, потом музима (не вспомню уже какая, но очень древняя, ещё 80-х), потом какую-то кастомную копию джексона (это где-то в районе 1999-го, совсем не долго, инструмент оказался проблемным и я поспешил от него избавиться), а в 2000-м я взяд новую Yamaha RGX-121 (родной японец) и этот инструмент у меня прожил до сего времени. Сейчас есть желание поменять — в процессе выбора.
                                                                                              Вопрос 2: Что бы отвечать на вопрос о «серьёзных проф. инструментах» нужно понять, что автор вопроса подразумевает под серьезными проф инструментами, так как профессиональной у музыканта является в первую очередь исполнительская техника, а не инструмент. По моему мнению любой инструмент становится профессиональным в руках профессионала. Какое-то время использовал страт., долго, в течение года.
                                                                                              Вопрос 3: Не абсолютный, но четверть тона отличу, а может и одну шестую, если со второго-третьего раза)) если об этом речь. (тут еще про музыкальную память нужно спрашивать ибо очень оба парамертра важны и взаимосвязаны)
                                                                                              Вопрос 4: Да, именно поэтому в этом посте было следующее лирическое отступление:
                                                                                              Послушав несколько гитар, я невольно задумался, возможно, мои скудные познания в физике являются причиной моего непонимания влияния древесины на звук.

                                                                                              Но, пояснения полученные из всех источников, которые мне удалось найти апеллируют к псевдонауке, а тест Пола Грэма и его! изменившееся! мнение для меня более чем доказательны.
                                                                                              • 0
                                                                                                Ну тогда примерно все понятно, продолжаем разговор ) начну с конца.
                                                                                                Да, именно поэтому в этом посте было следующее лирическое отступление

                                                                                                Мне кажется изначально не поняли мой вопрос. Я имел ввиду не просто гипотетически гитары с разным деревом, а абсолютно конкретную модель — родной американский Fender Stratocaster Standard с одинаковой конфигурацией датчиков (например сингл-сингл-хамб) и струнам, но с разным деревом корпуса. Потому что такие модели Fender выпускал. Для чистоты эксперимента хорошо бы взять близкие по времени производства.

                                                                                                По слуху — хорошо, значит при небольшой практике вы наверняка без проблем сможете услышать разницу, поиграв месяцок-другой на хороших гитарах и вернувшись к своей старой.

                                                                                                Ответ на вопрос про инструмент достаточно дилетантский ) бесспорно 50% звука сидит в руках гитариста, но мы-то с вами про дерево и влияние его на звук.
                                                                                                Тогда коротко опишу, если интересно — потом подробно раскрою. Гитары стоимостью до $1000 в среднем (производство Китай/Индонезия/Корея/часто, но не всегда Япония) — звучат практически одинаково (есть абсолютно небольшой ± на конфигурацию датчиков и тип машинки). Весь вкус начинается от 1200-1500 и выше, там используется дерево другого качества. Про реальный Custom Shop я молчу.

                                                                                                Ну и наконец ответ по поводу инструмента как бы сразу дал понять, что трудно апеллировать к тому, что вы дескать не можете услышать разницу. RGX-121 того времени, несмотря на производство в Японии — один из бюджетных вариантов, сейчас есть пара вариантов на Ebay по 150-200 баксов. Это гитара для обучения и для начинающих — и откровений в звуке там быть ну никак не может =)

                                                                                                P.S. А кто такой Пол Грэм?) У нас есть тоже туча диванных Вась Пупкиных, каждые с теориями покорения мира
                                                                                              • 0
                                                                                                Дерево имеет влияние, но в звуке на выходе его доля минимальна. Есть теория что электромагнитным звукоснимателем звук снимается не на 100%. Я замечал что неподключенная гитара звучит, имхо, приятнее или насыщенее, чем записанная на чистом. Кто нибудь проводил эксперименты по влиянию дерева на звук с пьезо датчиками?
                                                                                                Потом современная обработка подразумевает обрезать низа, обрезать верха, чтобы другим инструментам не мешало. А если еще и перегруза много плюс хамбакеры, то в итоге все равно на чем играть.
                                                                                                Про сустейн уже выше говорили, зачастую его не сравнивают, но для исполнителей это достаточно важная характеристика.
                                                                                                • 0
                                                                                                  Вы играете на гитаре профессионально, чтобы писать такое?
                                                                                                  • 0
                                                                                                    Играю я любительски, но что вас возмутило, прям такое?
                                                                                                    • 0
                                                                                                      Да потому что все, что вы написали — это любительское представление гитарного звука )

                                                                                                      Есть теория что электромагнитным звукоснимателем звук снимается не на 100%

                                                                                                      Это ежу понятно, не может сниматься звук на 100% по физическим законам

                                                                                                      Я замечал что неподключенная гитара звучит, имхо, приятнее или насыщенее, чем записанная на чистом

                                                                                                      Записанная любителями на коленке или в студии? Отличите 2 записи профессиональных с магнитного датчика и с пьезы? На электрогитаре иногда ставят бриджи с комбинированным звукосъемом

                                                                                                      Потом современная обработка подразумевает обрезать низа, обрезать верха, чтобы другим инструментам не мешало. А если еще и перегруза много плюс хамбакеры, то в итоге все равно на чем играть.

                                                                                                      Т.е. все равно, что резать, звучащее или нет? ) а почему тогда на студиях не на лопатах записывают? Там же зритель не увидит точно

                                                                                                      Про сустейн уже выше говорили, зачастую его не сравнивают

                                                                                                      Покажите мне хоть одного серьезного гитариста, кто не сравнивает сустейн ))
                                                                                                      • +1
                                                                                                        Записанная любителями на коленке или в студии? Отличите 2 записи профессиональных с магнитного датчика и с пьезы? На электрогитаре иногда ставят бриджи с комбинированным звукосъемом

                                                                                                        У вас есть пример, с радостью бы попробовал отличить. Отлично что ставят комбинированные бриджи, только всякие youtube разрушители мифов влияния дерева на звук зачастую сравнивает то что под руку попадает. В итоге как оно на самом деле можно только догадываться.
                                                                                                        Т.е. все равно, что резать, звучащее или нет? ) а почему тогда на студиях не на лопатах записывают? Там же зритель не увидит точно

                                                                                                        Может потому что на лопатах играть не очень то удобно) А тем более долго и нудно записываться.
                                                                                                        Покажите мне хоть одного серьезного гитариста, кто не сравнивает сустейн ))

                                                                                                        Я и не говорил что гитаристы не сравнивают.
                                                                                                        • 0
                                                                                                          Ну вы же должны сейчас понимать абсурдность своих ответов ) давайте не будем скатываться в откровенный стеб
                                                                                                          всякие youtube разрушители мифов влияния дерева на звук зачастую сравнивает то что под руку попадает. В итоге как оно на самом деле можно только догадываться.

                                                                                                          Походить по музыкальным магазинам, посравнивать самому, поговорить с музыкантами, играющими на более-менее серьезном уровне, почитать/послушать интервью знаменитых гитаристов на эту тему
                                                                                                          Пьеза, которая устанавливается в бриджи и акустики, и электрики — снимает только колебания струн! почти без колебания деки. При записи акустики одну пьезу поэтому не используют, а ставят доп. микрофон, чтобы снять «объем» корпуса. При электрике обычно пьеза работает в паре с магнитными датчиками
                                                                                                          Может потому что на лопатах играть не очень то удобно) А тем более долго и нудно записываться.

                                                                                                          Тогда правда странно, что в студиях обычно висит более 50 гитар с разным вариантом звука. И вы будете удивлены, узнав, что привычные треки, исполняемые на концертах на одних инструментах, в студии кропотливо записывались совсем на других
                                                                                                          Я и не говорил что гитаристы не сравнивают

                                                                                                          А обычный слушатель не может оценить сустейн так, как гитарист. При правильном длинном сустейне просто будет «больший кайф» на эмоциональном уровне. Гари Мур прямой пример
                                                                                                          • 0
                                                                                                            Ну тут речь не о сустейте, собственно. С влиянием дерева на сустейн, в силу того того, что процесс, по факту, механический, никто и не спорит (и дека тут не первое место занимает в списке факторов). В статье высмеивалось представление о дереве деки как о фильтре. Если говорить о пьезо, то тут совершенно другие моменты, и снятие микрофоном объема не совсем та история. Рассуждения о стоимости, полагаю, бессмысленны, как вы понимаете доступ к гитарам названной вами категории (и выше) у меня есть, и возможность оценивать кастом шоп на тех же выставках тоже.Разница есть, в разных гитарах, является ли дерево тому причиной — крайне сомнительно. Полагаю, что для безапеляционных заявлений такого рода нужно представить что-то, измеримое и конкретное. А не писать о том, что у нас мол гитары дешевые и от того мы не слышим ничего. И в силу того, что вопрос задается не первый год, полагаю, что если бы это было возможно, исследование на эту тему уже было бы проведено и опубликовано.
                                                                                                            • –1
                                                                                                              Окей, тогда раз вы верите в теории заговора и прочее мракобесие, ответьте на 2 вопроса
                                                                                                              1. Поставим железо Grover и звучки Bare Nuckles на гитару Flight, сделаем экранирование, поставим классные потенциометры — будет ли звук на уровне Suhr, Nash Guitars, Tom Anderson?
                                                                                                              2. У гитар серьезного уровня при высокой резонирующей способности дорогого дерева всегда находятся интересные фишки — например многим известна «заводка» гитары на 10 ладу 2 струны в натуральный флажолет, при этом эффект слышен на неподключенной гитаре, т.е. списать на громкость/усилок/перегруз/кривые лады нельзя. Повторите фокус хоть даже на мексиканском Fender )
                                                                                                              И в силу того, что вопрос задается не первый год,

                                                                                                              Вопрос задается задротами-дилетантами, которые готовы обвинить каждое звено в звуке, кроме своих кривых рук ) профи просто сравнивают и покупают гитары. И замечу — чаще старые
                                                                                                              • +2
                                                                                                                Тяжелый случай.
                                                                                                                • 0
                                                                                                                  О, тролли подъехали )
                                                                                                                  Так каковы ответы на 2 этих простых вопроса?
                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    Вы сначала напишите каким образом работает, как именно (кроме сустейна) дерево влияет на звук. Тогда возможно ваши вопросы не будут вызывать у меня зевоту. К слову, самый толстый тролль в этом обсуждении, похоже, вы. А вопросы ваши оффтоп тот ещё. Или дайте пруфы или заканчивайте эту беспредметную канитель. Видно одно — Вам явление не известно на уровне физических процессов, и вы апеллируете к своему опыту, пытаясь доказать, что оно есть. Думаю прежде чем задавать вопросы, следует самому предоставить информацию, а не наоборот)).
                                                                                                                    • 0
                                                                                                                      Вы так упираете на физику, как будто 2 раза МФТИ закончили с отличием ))
                                                                                                                      Даже несмотря на то, что производством инструментов у нас полная жопа — даже у нас есть информация про древесину ) я понимаю, поискать в интернете трудно, вот ссылка на материал про акустические свойства резонансного дерева http://www.derewo.ru/derewo_jornal_pdf/2011/mir-dereva-one-page-3.pdf
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        И где там хоть слово об электроинструментах? И да что-то источник не представляется надёжным и не заинтересованным.
                                                                                                                        А что, для того что бы ставить под сомнение спорную гипотезу нужно закончить 2 раза МФТИ.
                                                                                                                        Короче существенного не подъедет ничего, насколько я понимаю.
                                                                                                                        • 0
                                                                                                                          А у нас тема с электроинструментами в РФ развита? ) где-то у нас растет махагон или резонансная ольха? Если вы потрудитесь сами, то без проблем найдете тексты на английском языке на эту тему в интернете с упоминанием разных пород дерева в плане электрогитар. Я лишь указал направление
                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    Ну… классический, только с гитарными осложнениями.
                                                                                                                    • 0
                                                                                                                      Ну раз так — я готов собрать вот этот набор )
                                                                                                                      Поставим железо Grover и звучки Bare Nuckles на гитару Flight, сделаем экранирование, поставим классные потенциометры

                                                                                                                      И сравнить его с моими инструментами. Если он на голову проиграет — все участники мероприятия компенсируют мне его сборку и добавляют сверху ну допустим 100 баксов.

                                                                                                                      Я нахожусь в Москве, так что достать тут все запчасти без проблем

                                                                                                                      Или продать на благотворительном аукционе на Pult.ru. Будет пиар

                                                                                                                      Готовы?
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        все участники мероприятия компенсируют мне его сборку и добавляют сверху ну допустим 100 баксов.

                                                                                                                        Я стесняюсь спросить, а может вам ещё и ключ от квартиры, где деньги лежат?
                                                                                                                        Ну раз так — я готов собрать вот этот набор

                                                                                                                        «Безумству храбрых поём мы песню»
                                                                                                                        • 0
                                                                                                                          Нет, достаточно того, что я написал. Это прекрасный опыт, который выведет вас из интернет бойцов в реальную плоскость ) Ведь вы делаете сравнение HiFi техники у себя, т.к. на разницу в звуке можно услышать вживую, а не почувствовать в интернете.
                                                                                                                          Могу на выходных подъехать в Пульт — обсудим
                                                                                                                          • 0

                                                                                                                            Вы безусловно можете подъехать, и желательно что-нибудь купить. У нас много качественных и полезных товаров. Магазины существуют для того, чтобы продавать товары, а не для проведения экспериментов. Если вы беретесь доказывать что-либо, полагаю стоит тратить собственные ресурсы на это доказательство.

                                                                                                                            • 0

                                                                                                                              И ещё, если вы заметили, я не оспариваю вашу точку зрения). Я просто остаюсь при своей и констатирую, что вами не было представлено доказательных аргументов. Вы же ведете себя так, будто с вами ведется ожесточенная дискуссия. При этом рассказываете про непрофессионализм ваших оппонентов, не представив доказательства вашей компетентности в вопросе.

                                                                                                                • 0
                                                                                                                  И кстати дорогая/дешевая гитара — это отнюдь не намек на благосостояние или неверие Custom инструментам. Достаточно просто из интернета почерпнуть инфу по поводу фабрик Gibson и Fender, по поводу разных складов — для фабричных гитар и Custom Shop Masterbuild, почитать, сколько и как сушится дерево для кастома (20-25 лет, а не ускоренное в печке за 3 месяца), как оно отбирается мастерами и т.д. и т.п. Стоит лишь чуть расширить кругозор — и сразу вопрос про электронику покажется глупым и ненужным )
                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    почерпнуть инфу по поводу фабрик Gibson и Fender, по поводу разных складов — для фабричных гитар и Custom Shop Masterbuild

                                                                                                                    Подобные публикации — классиеский вброс, оправдывающий стоимость на кастом, не очень приличную даже для США.
                                                                                                                    • 0
                                                                                                                      Даже комментировать сложно =) может вы верите в то, что Трампа избрали из-за русских хакеров? ))
                                                                                                                      Вы были на фабрике Fender сами? Я — да, прекрасно видел и слышал то, что там происходит, а не то, что показывают на Ютубе
                                                                                                                      • 0

                                                                                                                        Фото на фабрике не делали? Показали бы нам не сведущим, как выглядит американское производство. Хороший пост выйдет.

                                                                                                                • +1
                                                                                                                  Это вы пытаетесь все перевести в абсурд. Убегая в сторону и приводя трудно опровержимые, но слабо относящиеся ответы.
                                                                                                                  Если вы знаете что пьеза не дает особо разницы так скажите. А если еще и с примерами так совсем отлично. Я же всего лишь предположил что она может позволить лучше услышать разницу меж различными видами дерева.
                                                                                                                  Хорошо что там висят 50 гитар, хоть 100. Там гитары специально подобраны чтобы каждый их компонент, будь то дерево, датчики, форма, и пр. подчеркивали определенный характер звука. А исполнитель мог использовать и при желании комбинировать то что ему нужно чтобы подчеркнуть его произведение. И совсем не понятно что это доказывает или опровергает.
                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    Я иду прямо, пытаясь отсечь любую глупость по поводу превращения гитары в лопату с датчиками. =)
                                                                                                                    Пьеза дает другой звук, но используется она в подавляющем большинстве на акустике, что я выше и написал. Также выше я написал, что в случае с гитарами пьезодатчик располагается в бридже (струнодержателе)! значит снимает только колебания струн ) и к деке имеет слабое отношение, т.к. улавливает вибрацию только струн и самого бриджа. Разницу можно услышать даже на Ютубе с его посредственным звуком — когда акустика просто подключена проводом (пьеза) или когда к ней спереди дополнительно подведен микрофон на «журавле», или магнитный датчик установлен в отверстии. Еще раз повторю — на электрогитаре пьеза используется просто как фишка в комбинации с магнитами в попытке сделал звук аля полноценная акустика.

                                                                                                                    По поводу 50 и 100 гитар — в пользу теории чистой электроники говорило бы то, что там висело бы пятьдесят инструментов Бобруйского завода, сделанных из прессованной березы просто с разными вариантами датчиков, раскраской и формой )) Однако мы все понимаем, что это далеко не так, и тот же замечательный Джимми Пейдж почему то записывает треки на Gibson Les Paul 1957 года выпуска, а не на суперсовременных отлакированных новых ЛесПолах.
                                                                                                                    Не догадываетесь, почему так?
                                                                                                        • 0
                                                                                                          Так и должно быть. Звукосниматель намеренно сконструирован так, чтобы фильтровать часть частот, гитарный усилитель сконструирован так, чтобы этот отфильтрованный звук исказить нужным образом, гитарный динамик специально сконструирован так, чтобы отфильтровать часть частот.

                                                                                                          Пьезо для псевдо-акустического звука. Есть гитары, в которых он идет в стоке. Можно прикрутить самому. Но этот только для чистого звука.

                                                                                                          Если на чистом нужен классический звук электрогитары — только стандартные датчики.

                                                                                                          Был один кстати деятель (Иван Казаков) который хотел производить так называемые широкополосные датчики… Больше 10 лет назад это было. Никого особо не заинтересовало. http://forum.guitarplayer.ru/index.php?topic=13063.0

                                                                                                          Для перегруза широкополосные не подходят, т.к. не фильтруют то, что потом создает кашу в звуке.
                                                                                                          • 0
                                                                                                            Я со всем согласен. Вот в итоге и получается что разницы в дереве не услышать. Похоже ее не хотят слышать)
                                                                                                            • 0
                                                                                                              Ну любители конечно не хотят, точнее не могут ) при этом даже при использовании активных EMG — разница в звуке заметна на раз. Как пример — попробуйте сравнить обычный и Custom Shop инструменты EMG Horizon с флойдом. Конструкция одинаковая, звучки активные — чем не идеальная «лопата»? Однако стоковый Horizon FR II я пробовал — и он мертвый, он не звучит так, как Custom или как Suhr на пассивных датчиках.

                                                                                                              Давайте искать проблемы в кабеле, возможно только Monster Cable is good enough? )
                                                                                                              • +1
                                                                                                                А Ваши слушатели отличают, играете вы на кастомшопе или же китайской лопате? Определяют, на какой из них сустейн длиннее, а звук живее?
                                                                                                                • 0
                                                                                                                  Мы сейчас о концерте или о студии? Если концерт — то там все равно на чем играть, именно поэтому некоторые исполнители берут на начало концерта дешевую реплику гитары, разбивают ее, а остальной концерт доигрывают на хорошем инструменте. При записи на одинаковых настройках обработки — да, конечно разница будет