Сеанс тёплой ламповой «магии» с разоблачением

    Несмотря на несколько поутихший интерес многих аудиофилов и меломанов к ламповым усилителям, споры о преимуществах/недостатках этих архаичных долгожителей не утихает по сей день. Условно спорящих о ТЛЗ можно разделить на два лагеря. Первый — приверженцы прогресса, полагающие, что ламповой технике место на свалке истории или в лучшем случае в каком-нибудь техническом музее. Второй – ярые сторонники теплой ламповости, которые видят , слышат в ламповых УМЗЧ (непременно однотактных, без ООС, A class) возможность получить «духовное откровение» и «по-настоящему» красивый (TRUE, воздушный и т.п.) звук.



    Ожесточенные баталии между ловерами и хейтерами ламп приводят к приступам дискуссионной гиперсаливации, выходу из строя клавиатур, и бурному словоизвержению на соответствующих форумах. Кроме этих враждующих сторон, темой ламповых УМЗЧ интересуются люди, не дискутирующие о нём – это: радиолюбители, создающие эти усилители и «не true» аудиофильствующие товарищи, которых устраивают особенности имеющейся техники вне парадигмы поиска бескомпромиссного звучания.

    Сомневаюсь, что мой пост поставит в спорах о ТЛЗ жирную точку, но я попробую пролить луч света на «таинственный», «метафизический» «феномен» «живого» ТЛЗ.

    Я не являюсь ни ярым хейтером, ни горячим приверженцем бескомпромиссной теплой ламповости, но как слушатель часто ощущаю существенную разницу между трактами с транзисторным/интегральным и ламповым усилением. Вопрос происхождения этой разницы для меня действительно интересен. Полуметафизические и маркетинговые объяснения меня устраивают мало, посему я решил структурировано изложить всё, что мне удалось найти, о так называемом ТЛЗ в одном небольшом посте.

    История ламповой «магии»


    С момента зарождения и массового распространения транзисторной техники появилось понятие «мертвый», «холодный» транзисторный звук, детально о причинах возникновения которого можно прочитать здесь.

    Транзисторные усилители ушли далеко вперед с момента своего появления, и, благодаря совершенствованию схемотехники, феномен «транзисторного звука» перестал существовать.
    При этом многими заинтересованными людьми отмечалось, что при прочих равных (КНИ, АЧХ, источник, тракт и т.п.) одно и то же произведение, при воспроизведении на ламповых и транзисторных УМЗЧ звучит по-разному. Эта разница, а также несколько подмоченная репутация транзисторных аппаратов и явились причинами представления о превосходстве ламп, формирования понятия ТЛЗ, а также многочисленных спекуляций на ламповой теме.



    Рост массового выпуска недорогих интегральных усилителей и AV- ресиверов, при снижении их себестоимости (а соответственно и качества элементной базы), укрепил мнение некоторых аудиофилов о негодности транзисторных систем. Это явление стало известно как ренессанс ламповой техники в конце 90-х — начале нулевых.

    Производители не стояли на месте, качество транзисторных и цифровых решений росло, при этом цены на теплые лампы кусались с остервенением американских бульдогов. Последнее обстоятельство сделало лампы интересными лишь узкому кругу фанатично настроенных искателей безупречного звука, очень богатых людей и радиолюбителей-энтузиастов.

    Ламповая «магия» в психоакустике и схемотехнике


    Психоакустика ТЛЗ

    Когда мы говорим о ТЛЗ, мы имеем в виду тембральные особенности воспроизводимого звука, т.е. так называемую «окраску». По сути «окраска» — это ничто иное, как гармонические искажения + характерные особенности графика АЧХ. Полностью избавиться от искажений нельзя, но можно свести их присутствие в спектре к минимальным значениям, при которых человек не будет их воспринимать.
    В случае с ламповыми усилителями – это преимущественно четные гармоники. Известно, что четные гармоники человек воспринимает как более благозвучные (приятные на слух) искажения. При этом в транзисторных усилителях КНИ, как правило, значительно ниже, что говорит о более высокой верности воспроизведения.

    Именно благодаря большому количеству четных гармоник в спектре, ламповое усиление активно применяется для гитарной аппаратуры. Там искажения позволяют создать необходимое звучание (т.е. фактически усилитель является частью инструмента). При этом наличие их в звуковоспроизводящей аппаратуре многими считается недостатком, так как аппаратура должна максимально точно воспроизводить записанное, а не искажать (приукрашивать, изменять). Другие, напротив, считают этот эффект преимуществом, ввиду благозвучности таких искажений.

    Также необходимо отметить, что человеческий слух по-разному воспринимает гармоники разного порядка. Scott Frankland, Ирина Алдошина, Александр Войшвилло и прочие замечательные люди, проводившие исследования на эту тему, пишут, что чем выше гармоника, тем она заметнее влияет на восприятие и тем субъективно хуже человеком оценивается звук. Например, 1% второй гармоники не смогут услышать даже эксперты-профессионалы, а в диапазоне 1,8-3,5% вторую гармонику способны обнаружить большинство людей. При этом десятую замечают уже при наличии 0,1%.

    Психоакустические исследования выявили, что:
    «Заметность на слух какой-либо гармоники прямо пропорциональна квадрату ее номера»

    Характерная особенность: в спектре сигнала ламповых усилителей гармонических составляющих не более пяти, что существенно меньше, чем в спектре транзисторных устройств (где в него нередко «просачиваются» 9-я, 11-я и др. высокие гармоники).

    Также было установлено, что присутствие одних гармоник способно маскировать другие. Например, наличие второй гармоники скрывает от восприятия третью. Эти исследования привели к выводу о том, что наиболее благозвучным для человеческого слуха является сочетание постепенно спадающих по уровню гармоник (вторая большая, третья меньше второй, четвертая меньше третьей и т.п.). Именно так дело обстоит с гармониками при использовании ламповых УМЗЧ.

    Краткие сведения о схемотехнике ТЛЗ
    «Магически» правильными, с точки зрения схемотехники, считаются однотактники без ООС. Линейные характеристики ламп, лучше, чем характеристики полупроводников. Отсутствие же ООС позволяет предотвратить появление значительного количества интермодуляционных искажений. С той же целью в ламповых усилителях, созданных в рамках этой философии (иначе не назовёшь), отказываются от установки импульсных блоков питания (по утверждению ряда авторов, использование импульсников приводит к увеличению IMD и появлению фона). В большинстве случаев ещё одним средством изменения (благозвучного искажения) являются мощные выходные трансформаторы, которые, не редко, снижают линейность АЧХ, акцентируя средние частоты.

    Но это в теории, а на практике… «благодаря» этим решениям многие HI End ламповики поступают в продажу с уровнем IMD более 7-10 %, а КНИ (коэффициент гармоник) может достигать 3-5%, что не соответствует даже классическому Hi-Fi стандарту. О типичных минусах однотактных схем и отсутствия ООС написано достаточно: КПД, теплогенерация (в прямом смысле), энергопотребление, высокая масса, низкая мощность – это «сакральные» жертвы «божественному звуку».

    Получается, что лампа звук как бы «облагораживает», но делает это за счет спектрального состава и особенностей гармонических искажений, а также спорных схемотехнических решений, изменяющих АЧХ и тембральные особенности. Т.е. фактически получается, что для пользователя «теплой лампы», помимо прочих свойств звука, важна не верность воспроизведения, а наличие благозвучных искажений. Это и является камнем преткновения в спорах о таких УМЗЧ.



    В сухом остатке, получается, что легендарный ТЛЗ – это:

    • Насыщенность звука четными гармониками;
    • Ограниченность порядка гармоник пятой;
    • Постепенный спад уровня в спектральном сочетании гармоник (чем больше порядок гармоники, тем ниже уровень)
    • Наличие характерных особенностей АЧХ обусловленных применением выходного трансформатора;

    Вот и вся магия. И да, это действительно красивый звук, если это слово применимо к звуковоспроизводящей аппаратуре… Красивый, «теплый», но в большинстве своём, менее точный.

    Итог


    Суть ТЛЗ во вполне конкретных, типичных особенностях изменения (обработки, искажения) сигнала. Критика транзисторных усилителей должна остаться в далёких семидесятых, так как качественные образцы этой техники ничуть не уступают лампам, а порой значительно превосходят (при одинаковой стоимости), благо камни в работе уже больше 40 лет.

    Ламповые УМЗЧ архаичны, с точки зрения схемотехники и философии HI-FI, но представляют высокую субъективную ценность для людей с определёнными вкусовыми предпочтениями. Лампам не пора на свалку, так как, не смотря на возможность полного цифрового эимулирования эффектов ТЛЗ (доказано гитарной аппаратурой), производители ориентируются на производство TRUE ЛУМЗЧ, угадывая ожидания традиционалистов от аудио. Кроме того лампы — предмет интересных экспериментов и опытов радиолюбителей, создающих звуковую аппаратуру.

    Какой усилитель выбрать каждый решает сам, а последнее слово всегда остается за субъективным восприятием.

    Буду рад живой и корректной дискуссии по теме.
    Pult.ru 90,33
    Крупнейшая сеть Hi-Fi, High End в России
    Поделиться публикацией
    Комментарии 340
    • +6

      Холивар будет, нет?
      P.S. Фото классные, тёплые, ламповые.

      • +1

        Посмотрим. Возможно просто голосуют минусами, учитывая количество просмотров и +0))

        • 0

          Короче ждёмс)

          • 0

            Холивар это у одной конторы, люто минусующей все комментарии. А тут, вроде как все грамотно.

          • +2
            Лампа еще может давать тот самый «воздух»* или «микродинамику»**, за что порой и расхваливается.

            * «воздух» — в контексте, это попавшая на запись естественная реверберация помещения в котором записывались инструменты или ансамбль, либо искусственная, добавленная в запись в очень малых количествах и прослушиваемая на записи только в достаточно хороших по качеству наушниках (которые всегда «усиливают» реверберацию) либо на хороших акустических системах в подготовленном для прослушивании помещении.
            Появление этого «воздуха», его усиление в ламповых УЗМЧ связанно с характерной кривой усиления имеющей существенные неравномерности и усиливающей сигнал низких уровней больше чем следует (исходя из правила что идеальный УЗМЧ должен быть абсолютно линейным). Таким образом «воздух» становится значительно более отчетливым именно у ламповых УЗМЧ при прочих равных.
            ** «микродинамика» — по сути то же что и «воздух», но в большей мере относящееся ко всякого рода «play noise», т.е. шумы возникающие и попадающие в запись непосредственно при исполнении, например дыхание исполнителя, шум одежды и т.д. Все эти мелкие детали «сложны» для воспроизведения и восприятия в силу своих крайне низких уровней и психоакустики восприятия (слишком тихие звуки маскируются более громкими), но в ламповых УЗМЧ, в связи все с той же неравномерной кривой усиления, эти мелкие детали значительно усиливаются и фактически преодолевают тот барьер когда, например, акустическая система физически не в состоянии отыграть такие мелкие нюансы. Тут и появляется ламповая магия «живого» и «настоящего» звучания.
            • 0

              Это всё здорово. И тут вопрос, чем микродинамические характеристики приличной системы "на камнях" будет отличатся от оных на вакуумных приборах?


              По опыту, у референсных транзюковых систем, для тех же студий звукозаписи — имею ввиду усиление для мониторов (которые, к слову почти никогда не используют ламповую аппаратуру для мастеринга, сведения, записи) пресловутого воздуха — хоть задышись, и без ламп. Относительно микродинамики на ВЧ, почти все ламповые системы по определению страдают проблемами. С остальным всё хорошо, но дело, как мне кажется, всё же просто в качестве устройства, а не в лампах (если говорить конкретно о "воздухе").

              • –5
                Очень дельное замечание у себя же на полях!

                Просто сконструировать «правдиво звучащий» ламповый усилитель значительно проще и доступней по деньгам. За 2K американских рублей можно собрать практически Hi-End аппарат (чем ваш скромный комментатор и занимается уже 10 лет), чтобы получить сравнимый по качеству звук от «каменного» девайса, нужно иметь в кармане 10-20K. Есть разница ;)?
                • +5
                  Позвольте с вами не согласиться. По моему скромному опыту, собрать самому качественный усилитель класса B на транзисторах, стоит порядка 10-100 американских денег, при этом блок питание и радиатор является самыми дорогими элементами. При этом на спор собирали усилитель за $7 и человек доказывающий превосходство лампы не смог отличить его на слух.
                  P.S. Такая большая разбежка в суммах обусловленна мощностью и доступностью деталей в регионах.
                  • +1
                    Где-то здесь вспомнилось как я видел у одного из знакомых ламповый усилитель, собранный ему в 90-х годах какой-то московской конторой на заказ. Человеку нравился звук усилителя, меня же насторожило то что при включении звук появляется почти сразу а не спустя время необходимое на прогрев накала. Заглядыванием в вентиляционные отверстия с подсвечиванием фонариком удалось установить что усилитель собран на какой-то TDAxxxx прикрученной к шасси, у ламп же был подключен только накал.
                    • 0
                      качественный усилитель класса B
                      — рука-лицо. И что там с Кг на малых сигналах?
                  • 0
                    Так скорее всего тем и будут, что их там будет «меньше» (фактически их количество будет верным), нежели в случае с ламповым усилителем.
                    Потому получается что лампа «из коробки» звучит «лучше», нежели транзистор, просто потому что искусственно задирает те нюансы которые характеризуют «качественное» воспроизведение, в том числе тот «воздух».
                    В случае с транзисторным усилителем для этого пресловутого «воздуха» и микродинамики понадобится еще и адекватная акустическая система и какая-то минимальная подготовка помещения.
                    • 0

                      Ещё микрофонный эффект колышущихся сеток ламп создаёт реверберацию, зависящую от помещения.

                      • +1
                        В системах для звукозаписи, сведения и мастеринга как раз важна максимальная достоверность воспроизведения, а не красота звука. Потому лампы там и не прижились.
                        • 0
                          Это действительно так, но справедливости ради надо отметить некоторые студии используют ламповые тракты по сей день. При этом, стоимость оной аппаратуры, при фактически прочих равных с системами на камнях, на порядки выше.
                        • 0
                          В референсной акустике нет проблем с воспризведением высоких частот. И записи идут с мастера 24/96, что тоже подразумевает сохранение и точное воспроизведение частот выше 10 кГц, за счет чего «воздушность». Когда это всё компрессируется и уламывается в потребительские форматы (в том числе винил, у которого постандарту полоса всего лишь до 15 кГц и та не всегда честная, особенно на бытовых проигрывателях) весь этот «воздух» улетает. Вот лампы его «придумывают» снова. Есть такое устройство (и цифровой алгоритм) — эксайтер называется. Работает по тому же принципу и встроен нынче, наверное, во все ресиверы и во многие популярные плееры в виде плагинов. Известная программа — izotope ozon работает со звуком в виде 64бит данных с плавающей точкой, имеет настройки характера искажений разных типов аппаратуры — магнитная лента, ламповый усилитель в том числе. Просто к выходу подключаешь качественный интегральный ресивер или стереоусилитель, у которых на средних уровнях мощности собственные гармоники пренебрежимо малы (несколько нулей после запятой) и соответствующую акустику. И на выходе слышишь тот самый ТЛЗ — ламповые гармоники синтезированы цифровым способом, «транзисторных» нет. Хоть обслушайся!
                      • +1

                        Есть мнение, что достаточно подключить ламповый предусилитель к транзисторному усилителю для получения "теплого лампового" звучания. Такое решение значительно снижает затраты. Что вы думаете по этому поводу? Или это уже "не тру"?

                        • +1

                          Слышал обратное, что за формирование соответствующих гармоник в спектре больше отвечает оконечник, а не предусил. По поводу не "тру", могу порекомендовать слепой тест — это идеальный вариант для субъективной оценки и сравнения. У каждого своё представление о "тру", но некоторые конечно кучкуются под общей парадигмой, для них будет "не тру" и даже "святотатство"...

                          • –5
                            Здорово пишите, давайте еще :)
                            «Слышал» — ключевое слово.

                            Грамотно сконструированный выходной каскад (на лампе) уменьшает гармоники входного каскада.
                            Все зависит от дизайна схемы усилителя целиком. Целиком — ключевое слово.

                            Конечно же, от выходной лампы тоже зависит уровень и характер вносимых искажений. Опять же, не отдельно взятой и выдернутой из контекста, а от ее работы на выбранную нагрузку. Ежели нагрузка (трансформатор) выбран случайно (по принципу в Интернете увидел), то и лампа окажется источником ненужных гармоник (при всей её, подчас, линейности).
                            • –1
                              Ну если для вас «Слышал» — ключевое слово.
                              Технически опишите вот это
                              Грамотно сконструированный выходной каскад (на лампе) уменьшает гармоники входного каскада.
                              Все зависит от дизайна схемы усилителя целиком. Целиком — ключевое слово.


                              И потом вот это
                              Конечно же, от выходной лампы тоже зависит уровень и характер вносимых искажений. Опять же, не отдельно взятой и выдернутой из контекста, а от ее работы на выбранную нагрузку. Ежели нагрузка (трансформатор) выбран случайно (по принципу в Интернете увидел), то и лампа окажется источником ненужных гармоник (при всей её, подчас, линейности).

                              В свое время, больше 10 лет назад, мне это все на доске писал преподаватель по Системам передачи. И все эти эффекты описаны в математике основанной на физический законах
                              А то вы все про «мягкий клипинг» и перепутанные фазы и ноль. И ваши слова звучат абсолютно неубедительно, от слова вообще, за что и получаете минуса…
                              • 0
                                Можете показать усилитель у которого на выходе уровень гармоник меньше чем на входе?
                                • 0
                                  Такого не бывает.
                                  Если вы внимательно прочитаете каммент, то там написано, что выходной каскад нивелирует часть гармоник входного каскада.
                                  Если замерить нелинейные искажения на входе выходного каскада, то да — они будут больше, чем на выходе усилителя целиком.
                                  • 0

                                    " выходной каскад нивелирует часть гармоник входного каскада"
                                    БРЕД… 2 раза. Почти во весь голос.
                                    Выходной каскад НИКОГДА не "нивелирует часть гармоник"… Он может только вносить СВОИ!
                                    Однако, волшебным образом, они могут совпасть по характеру, и не совпасть "по знаку"… Вот и все!
                                    Но это ДВОЙНОЕ ИСКАЖЕНИЕ сигнала!

                                    • 0
                                      Если написать капслоком то убедительней никак не становится ;)

                                      Сейчас у меня аппаратура в свернутом состоянии, но как будет оказия (ближайший месяц), то специально сниму вам анализатором гармонические искажения на выходе первого каскада и на выходе усилителя в целом и вам придется капслок убрать…
                                      • 0

                                        С удовольствием гляну. Только усиль без общей ОС.
                                        Ладненько?
                                        В идеале 2-х каскадничек в классе "А".
                                        Можно что нить простенькое типа 6н3п + 6п14п и твз-1-9 на выходе.
                                        Могу даже готовый усилитель дать "на померять"! )))
                                        Глядишь и капслоки оставим! ))))

                                      • 0
                                        Выходной каскад НИКОГДА не «нивелирует часть гармоник»

                                        Если взять меандр и пропустить его через крутой ФНЧ с частотой среза чуть выше частоты меандра, то что получится? И почему?
                                        • 0

                                          ОК.
                                          Отвечу сразу на 2 комментария. Без "капса"! )) Хотя лично я капс использую не для убедительности, а для акцентирования внимания. Однако не обратили… ))


                                          1. Каскад всегда вносит свои искажения. По другому просто никак. Любой элемент представляет собой индуктивность + емкость + сопротивление в той или иной мере.
                                            С этим спорить не будем?
                                            Раз есть емкость, то есть дифференцирующие или интегрирующие искажения, а то и оба сразу. В зависимости от "структуры" элемента. А еще есть сопротивление, а значит и тепловые шумы (хотя бы). А еще и индуктивность подгаживает… Соответственно искажений море…
                                            Но вот предыдущий каскад по отношению к последующему мог внести предискажения, которые искажениями следующего каскада "подчищаются".
                                            Однако это все таки искажения! И минус на минус (при искажениях) не всегда плюс.
                                            В идеале — чтоб каждый каскад ничего не вносил своего. Поэтому то в усилителях ставится и местная ОС и общая ОС.
                                            Ну разве не так?
                                            С чем тут спорить то?
                                            Может я чего не догоняю, и в схемопостроении за последние 20 лет что то принципиально поменялось, и последующие каскады считают под искажения предыдущих?
                                          2. Берем меандр и идеальный фильтр со срезом выше — на выходе меандр. Не так? В идеале.
                                            В жизни понятно, что не так. Просто к чему был этот вопрос? Честно, не совсем понял...
                                          • 0
                                            Мое «воинствующее невежество» подтверждено дипломом «Инженер электронной техники» и практикой на протяжении 24 лет.
                                            Берем меандр и идеальный фильтр со срезом выше — на выходе меандр. Не так? В идеале.
                                            Вопросов больше не имею.
                                            • 0
                                              Берем меандр и идеальный фильтр со срезом выше — на выходе меандр. Не так?

                                              Вообще-то синус :)
                                            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                    • 0
                                      угу, мощная вторая гармоника формируется именно в оконечнике, более того — именно в однотактном класса А. ламповый пуш-пул уже вторую гармонику не так дает.
                                      • 0
                                        А как же «тру» ламповые микрофоны? Там же по условиям работы — чистый предусилитель получается. И народ тащится не зависимо от того на чем потом проигрывать. Да в общем, если смотреть со стороны — место происхождения искажений (а лампы именно это и делают) не играет роли. Да, характер искажений будет отличаться, т.к. режимы ламп и их тип разные, но то уже каждый извращается по своему вкусу, концептуально различия не принципиальны.
                                      • 0
                                        Вполне себе тру.
                                        Весь ужас происходит на малом сигнале. Усилитель мощности может быть и на полупроводниках!
                                      • +3
                                        В сухом остатке, получается, что легендарный ТЛЗ – это:
                                        <...>
                                        Вот и вся магия.

                                        Ещё проще: искажения, которые некоторым нравятся. Думаю, эти искажения вполне можно синтезировать цифровой обработкой, и уж тогда в слепом тесте никто не отличит «мёртвый камень» от «живой лампы»
                                        • +1

                                          Так и есть, можно, что доказало гитарное оборудование по эмулированию ламп.
                                          Но производителям (и пользователям) в Hi End сегменте пока удобнее классические ламповики. Проще ведь делать то, что уже хорошо умеешь, чем вкладываться в эмуляцию и попытки изменения представлений ортодоксальной ЦА.

                                          • –2
                                            Как гитарист скажу вам, что звук эмулировать можно, но даже безухий музыкант отличит в слепую ламповый от транзисторного гитарного усилителя.
                                            В отличии от прослушивания музыки, при игре на инструменте у тебя есть осязательная и тактильная обратная связь с усилителем, и вот как раз в этом есть огромная разница
                                            • +2

                                              Транзисторный от лампового — безусловно, а лампу от ламповой эмуляции?

                                              • 0
                                                Не музыкант, но на сколько понимаю, пока нет ещё гитарного усилителя с какой-то серьёзной цифровой обработкой. Или ошибаюсь?
                                                • +1

                                                  есть эмуляция ламповых "голов" (усилителей) на уровне эффектов.
                                                  Тут об этом много https://geektimes.ru/company/pult/blog/282464/

                                                  • +1

                                                    Как вариант axe fx

                                                    • 0
                                                      Усилителей не видел, но процессоров/эффектов полно. Но как и писал уже выше. Инструментальный усилитель, не может только характеризоваться звуком.
                                                      • 0
                                                        Kemper посмотрите. https://www.kemper-amps.com
                                                        Работает на импульсных откликах, эмулирует любой усилитель+кабинет+микрофон, можно снимать свои отклики с конкретных усилителей
                                                        Т.е. берется референсный сигнал (синусоида, ступенька, свипы по разным частотам и т.д.), прогоняется через настоящий железный (будь то лампа или транзистор) усилитель, кабинет, снимается микрофоном и подается обратно. Процессор сравнивает референсный сигнал с полученным обратно и строит автоматически такую комбинацию фильтров, чтобы подогнать референсный сигнал под результат. Вуаля, наш цифровой усилитель в точности воспроизводит АЧХ и импульсную характеристику любой АС, плюс дополнительно позволяет ее настраивать
                                                      • +2
                                                        Надо провести не слепое прослушивание в одной ценовой категории но оформленной: «Лампы» как транзисторный и «Транзистора» с прилепленными светящимися лампами. Среди меломанов, и музыкантов.
                                                        А может уже кто проводил?
                                                        Ваши ставки на результат.
                                                        • 0
                                                          Думаю музыканты отличат, за меломанов ничего не скажу, не являюсь таким.
                                                          • –2
                                                            Это удивительно и парадоксально, но музыканты очень часто «не слышат» звук, они слушают совершенно другое. Да и меломаны тоже. Аудиофилы — они придирчивы, это да.
                                                            • +1

                                                              Музыканты превосходно слышат тот инструмент которым владеют, относительно остального — не всегда. Безупречно всё слышат дирижеры и композиторы, но учитывая особенности идеального их слуха и безупречного восприятия им, как правило, не нужна сверхкачественная аппаратура, большинство из моих знакомых обходятся средненьким хайфаем, есть один человек (джазовый композитор) с привязанностью к ламповому усилению. Остальные вряд ли представляют себе, что такое hi end (да и возраст у многих достаточно преклонный, не до этого им). Эти люди мыслят другими категориями — для них воспроизводящая аппаратура — потребительские мелочи, инструменты — другое дело.
                                                              Я сейчас про академическую музыку.

                                                              • 0

                                                                И её один момент, слушать-таки, по моему глубокому убеждению, надо как раз музыку. Оценивать звук задача осцилографа и экспертов (там где аппаратура не помогает).

                                                                • 0
                                                                  Мы сейчас о звуке, или о разнице? Мне кажется Вы пытаетесь сравнить несравнимое.
                                                                  Я не говорю что транзисторный инструментальный усилитель звучит хуже, я говорю что он звучит не так, как ламповый, и то что это действительно отличимо.
                                                                  Касаемо споров о эмуляции, даже пресловутый AxeFx и Kemper не дают того звукового ощущения, что даст 5150/Plexy или любой другой достаточно хороший ламповый усилитель. Да они правдивы, но не до конца.
                                                                  • 0

                                                                    Говоря откровенно — это голословно всё. Чтобы говорить об достаточной или не достаточной правдивости и о том "дают" или "не дают" — нужен пруф на честный слепой тест.


                                                                    В противном случае это только ничем не подкрепленная, крайне субъективная точка зрения. Я не исключаю, что могут быть отличия различимые на слух, но это отнюдь не говорит, что их точно также нельзя эмулировать.

                                                                    • 0
                                                                      https://www.youtube.com/watch?v=4rUoDg8qkBM
                                                                      Буквально первая ссылка, и я узнал цифру даже не дослушав до конца.
                                                                      лампа, всегда даст грязноватый перегруз, в отличии от эмуляции. Попробуйте и Вы)
                                                                      • 0

                                                                        Я пробовал неоднократно.)) Много лет.)

                                                                    • +1
                                                                      Ощущения (видимо от того, что перед глазами лампа и слышишь глазами, а не ушами) не имеют значения, когда звук идентичен. Проведено множество тестов, самых разных профилей с самыми разными гитарами и стилями игры (все эти мифы, что цифра не передает атаку, как-то там громкость на гитаре не имеет, здесь тоже пролетают мимо. Кемпер точно так же это умеет как и первоисточник) — нет там разницы ровно никакой. Ваш ролик не в тему, т.к. кемпер это все таки уникальный продукт на рынке и именно он достиг полного соответствия источнику. Он и цену имеет намного выше. Поэтому не случайно его и AxeFx можно видеть в live ригах крупнейших исполнителей — разницы в звуке нет, а надежность и простота несравнимо выше, так чего париться с этими лампами.
                                                                  • 0

                                                                    Вы опоздали с предложением!
                                                                    Китайцы уже делают "ламповые" усилители на микросхемах!
                                                                    В усилке стоят лампы, но на них подключен только НАКАЛ! а в "подвале" собран усилок на обычных ТДА-шках! ))

                                                            • +1

                                                              Естественно, при помощи "цифры" можно смоделировать неотличимый от реального ТЛЗ. Даже "теплые" звуки, на пороге слышимости, исходящие от самих ламп и гнезд, в которых они установлены (те же потрескивания при охлаждении и нагревании) достаточно легко воспроизвести.
                                                              Но, полагаю, есть еще один существенный момент, который пока не удается и не удастся в ближайшее время передать никакой цифровой технике.
                                                              Я о визуальном дополнении восприятия звука в виде теплой физической лампы, светящейся характерным образом.
                                                              Ведь не зря в "теплых ламповых" усилителях часто эти самые лампы находятся снаружи аппарата, доступные зрению слушателя. И одним охлаждением не объяснишь. В закрытом корпусе можно получить гораздо более качественное охлаждение ламп за счет применения различных отводящих тепло устройств, в том числе и не страдающих шумом подвижных частей.


                                                              На всякий случай, я "не из этих", спокойно слушаю музыку в mp3 на смарте, и притом не обижаюсь, если что-то заваляется в формате "без потерь".

                                                              • +2
                                                                Я о визуальном дополнении восприятия звука в виде теплой физической лампы, светящейся характерным образом.
                                                                Ну тут не поспоришь.
                                                                Это тоже, что недавний пост про винил, когда важен сам материальный предмет, тактильные ощущения, какие-то воспоминания, эмоции и т.д.

                                                                На всякий случай, я «не из этих»
                                                                Не стесняйтесь, мы толерантны, даже когда дело касается звука :)
                                                                • +1
                                                                  Ну, визуальный облик можно получить дешевле, добавив к полупроводниковому усилителю любые красивые лампы, и запитав нити накала.
                                                                  • 0
                                                                    Ламповый гитарный усилитель можно собрать или починить буквально «на коленке», что с цифровыми эмуляторами пока недостижимо. Поэтому лампе ещё рано отправляться на пенсию…
                                                                  • –4
                                                                    Что и успешно делает уважаемая iZotope, эмулирующая ламповое звучание при проигрывании файлов.

                                                                    Попробуйте один раз включить и больше никогда не вернетесь к голому звуку Винампа или Фубар.

                                                                    И дело не в искажениях, а спектральной составляющей, мягком клиппинге и прочих достоинствах лампового звука.
                                                                    • +1
                                                                      То что вы перечислили, и есть искажения. Любое вмешательство в сигнал — искажение, но их восприятие слухом сильно зависит от характера искажения — статья как раз об этом.
                                                                    • –2

                                                                      Это не так. Автор придумал какую-то лабуду, а потом успешно её "опроверг".
                                                                      Специфический ламповый окрас уместен и приветствуется только в гитарном звуке, поэтому, если его удасться хорошо съэмулировать, то да, всё получится.
                                                                      В обычном же усилении зло — любые искажения. Просто так случилось, что из двух типов искажений — интермодуляционных (обзовём их для удобства буквой И) и гармонических (Г), проще измерить Г. И на транзисторах проще их побороть. Поэтому училителей с коэффициентом гармоник 0.00..01 дофига, они меряются друг с другом количеством нулей после запятой, а звучат… Ну, как-то звучат да. А какие у них И-искажения? А хз! Но проблема в том, что они наиболее неприятные.
                                                                      Так вот, у транзистора малые Г и неприятные И искажения, у лампы же напротив — малые И искажения и большие Г, но у этих Г отличный от транзисторного спектр и, так получилось, что звучат они не очень неприятно. И вот разные мифологи придумали этот бред про то, что лампа звучит приятно не из-за отсутствия И искажений, а из-за присутствия искажений Г типа. Это не так, просто это неизбежное зло — плата за низкие искажения И. Поэтому, добавление в транзисторные схемы искажений лампового типа ни каких проблем не решает — И искажения останутся, к ним добавятся Г и всё станет совсем плохо.
                                                                      В принципе, в ламповых схемах с гармоническими искажениями можно неплохо побороться, но… за счёт возрастания интермодуляционных.
                                                                      Поэтому настоящее резюме совершенно другое — ламповые искажения это не искажения, которые нравятся, это плата за снижение искажений, которые НЕ нравятся. Применительно к технике воспроизведения. Для гитарного звука, да, как вы сказали.

                                                                      • –2
                                                                        +1
                                                                        • +2
                                                                          Очень интересно это было бы, если бы имело хоть какое то отношение к реальности.
                                                                          Как видно, интермодуляционные искажения ламповых перделок напоминают лесистую местность, в отличии от изящно стоящих гордых столбов каменных сердец.
                                                                          И это ещё не говоря о лилипутской мощности ламповых пукалок.
                                                                          Ох уж эти аудифилы. Прочитают что то на форумах, которые напоминают гетто для сумасшедших, и тащат эту чушь везде с собой.
                                                                          image
                                                                          • 0
                                                                            А можно ссылку на этот обзор в массы выложить?
                                                                            • 0
                                                                              Это замеры видеоблогера stalker29218. Он разоблачает аудифилов, обладает уникальным чувством юмора и неподражаемым голосом. На канале можете найти обзор на каждый конкретный усилитель.
                                                                            • –3

                                                                              Так обсуждали уже эту портянку дешёвую. Там из лампы какие-то непонятные поделия — действительно, как вы изволили выразиться, "перделки" и неисправный аппарат (даже с "исправными" якобы лампами у него ассиметрия каналов, что говорит о том, что он минимум не отстроен). Ну, и это не реальный сигнал.


                                                                              И это ещё не говоря о лилипутской мощности ламповых пукалок

                                                                              Это да, там нет гордых 2500Вт как на гордых китайских бумбоксах. Только зачем они вам? При наличии чувствительной акустики. Мы ж не стадионы озвучиваем.


                                                                              Ох уж эти аудифилы

                                                                              Борцун с голосами в голове? Так же как аффтар этого топика сначала навыдумывают какой-то белиберды у себя в голове, а потом забарывают её. Но странно, что борцунствуют не у себя же в голове, а в общественных местах… Мимо гражданин. Не приписывайте людям свои навязчивые идеи. Лично мне ламповый окрас не то, чтобы совсем не нравится, но через некоторое время прослушивания начинает раздражать. Постоянно я бы это слушать не стал. Но иногда прикольно. Например, тёплым летним вечером на даче в беседке с самоваром вот этот ламповый звук рулит не по детски. Именно на открытом воздухе. Рекомендую попробовать. И нет, там не нужны киловатты. И включать надо не рэп-кал и не диджейские потуги и не д-н-б, а несложную классику или старый джаз. Можно даже эстраду начала прошлого века. :)

                                                                          • 0

                                                                            Здесь думаю что большую роль играет психоакустика, звучание "как в молодости". Пройдёт пара поколений и забудут ТЛЗ как страшный сон.

                                                                            • 0

                                                                              У меня есть схема, построенная на LM3886… Так вот она играет именно с "ламповым почерком"!
                                                                              "В слепую", все кто этот усь слушал, пока не смог пока ее от лампового отличить! )))
                                                                              Самое смешное, что усилитель собран по "высококонечной" технологии: никаких плат, все навесным монтажем! ))

                                                                            • +11

                                                                              "Из всех меломанов, хороший транзисторный звук от хорошего лампового отличить смог только осциллограф."
                                                                              Простите, не удержался.

                                                                              • +2

                                                                                Принято)) Баян, конечно, но веселый)

                                                                                • –2
                                                                                  Такие были меломаны :)
                                                                                • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                                  • 0

                                                                                    Поясню. Чем выше порядок гармоники, тем "заметнее" она для наших ушей.

                                                                                    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                                      • 0

                                                                                        i всмысле 1-ю?
                                                                                        Слышат-то, наверно, все, вопрос в коэффициенте.
                                                                                        Т.е. сколько процентов Кг должен быть, а не сколько процентов людей.

                                                                                        • –2
                                                                                          Те кто с удовольствием слушают mp3 — никаких гармоник не слышат, ни 2-ую, ни 3-ью, никакую.
                                                                                          Нелинейные искажения — это не про них. Линейные искажения слышат все :)
                                                                                    • 0

                                                                                      В телефонах Самсунг есть цифровой фильтр "имитатор лампового звука". Никто не знает, что он делает? Мне эффект понравился, а полностью повторить его одним лишь эквалайзером пока не удаётся.

                                                                                      • +1
                                                                                        эквалайзер осуществляет линейное преобразование, то есть изменяет АЧХ.
                                                                                        Здесь же речь идет о нелинейных искажениях
                                                                                      • +4
                                                                                        Думаю, что тут такая же ситуация, как с механическими и кварцевыми часами. Первые давно должны были уйти на покой из-за недостаточной точности, капризности и тд, но почему-то не уходят, а наоборот становятся все дороже и дороже.

                                                                                        Транзисторный усилитель звучит правильно, а ламповый приятно. При этом это самое «приятно» для некоторых людей становится «ужасно» У меня есть очень дорогой транзисторный усилитель, который многие зарубежные эксперты считают референсным, но я регулярно слушаю простой ламповый собранный самостоятельно за пару сотен долларов. А мой знакомый музыкант говорит, что слушать лампу невозможно. Дело вкуса.

                                                                                        P. S. Светящиеся в темноте лампы добавляют +20 к качеству звука. Холодный кусок кремния такое не умеет.
                                                                                        • +2

                                                                                          С часами хорошее сравнение.

                                                                                          • +1
                                                                                            Даешь транзисторы в стекле со светодиодной подсветкой) А греться они и сами умеют.
                                                                                          • +3
                                                                                            Холодный кусок кремния такое не умеет

                                                                                            Зато холодный кусок арсенида галлия умеет.
                                                                                            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                                              • 0
                                                                                                Но в душе он холодный. И светиться он не будет в темноте.

                                                                                                P. S. Хотя, если его достаточно разогреть, то может и светиться начнет…
                                                                                              • –1

                                                                                                Миниатюрные лампы накаливания в качестве подсветки, например индикаторов и клавиш управления.

                                                                                                • 0
                                                                                                  P. S. Светящиеся в темноте лампы добавляют +20 к качеству звука. Холодный кусок кремния такое не умеет.

                                                                                                  Для гитарных блюзоджазов — да. Но если слушать дабстеп, холодный кремний лишь добавляет атмосферы, желательно чтобы еще лампочки мигали и дисплей светился.
                                                                                                • +2
                                                                                                  Вопрос в том, что именно понимается под качеством звука?

                                                                                                  Если это точность передачи записи — то это один вопрос, и на него сухо отвечают технические характеристики.

                                                                                                  А если под качеством понимать ощущение наслаждения конкретного человека — то это чистый субъективизм. Как человек, проработавший в сфере звукозаписи много лет, могу сказать, что применение устройств, целенаправденно искажающих звук, это один из главных ХУДОЖЕСТВЕННЫХ приемов звукорежиссера. А все художествуенное в высшей мере субъективно, потому многим и нравится не чистый правильный звук, а искаженный ламповый. Ну просто искажает он его так, что это приятно на слух (только некоторым, на некоторых песнях, исполнителях, стилях и т. п.), вот и весь секрет.
                                                                                                  • 0

                                                                                                    Главный аргумент ратующих за "верность воспроизведения" — это их желание услышать то что записал музыкант и отмастерил тот самый звукорежиссёр.
                                                                                                    Тут есть ещё один момент, относительно не чистого правильного звука: музыка которая воспроизводится.
                                                                                                    Те, кто слушают симфоническую классику, хотят получить эффект максимально близкий к студии (и/или) концертному залу, и чаще используют полупроводниковые системы (по крайней мере среди моих знакомых это так).
                                                                                                    Когда речь идёт о джазе, роке, инди или тяжелых стилях, "теплая ламповость" добавляет "вкусного", "жирного" драйва и там более чем уместна. Но опять же, это совсем субъективный личный взгляд на вопрос, "фломастеры" они, да… разные

                                                                                                    • +1
                                                                                                      Попал я как-то в каморку звукорежиссера в Доме композиторов России. Во время концерта на фортепьяно.
                                                                                                      Звуковик писал концерт «меломану» на минидиск. На замечание, что записывается один канал, он ответил: «Потом этот кусок сведу на компе, все равно не заметит.».
                                                                                                      Думаю, что тут также — 99% процентов, если не знают, что стоит в стойке, даже не заметят разницу. Я из этих 99%. Замечание сделал второй звуковик, который нас туда привел.
                                                                                                      • 0
                                                                                                        Где-то читал (может даже где-то тут). Что после записи и сведения в студии звук еще «дорабатывают» для того чтобы он нормально звучал на той аппаратуре которой располагает целевая аудитория. Оригинальный звук в мониторах звукорежиссера, слушать на бытовой аппаратуре безнадежное занятие (неважно на чем лампы или транзисторы).

                                                                                                        Так что тут еще вопрос к источнику звука и его «подготовке» для конечного использования.
                                                                                                  • +1

                                                                                                    Сорри, кому-то случайно отмодерил хорошее сообщение, верните его, было интересное — одобрим

                                                                                                    • +1

                                                                                                      Сообщение про знакомого музыканта, который не терпел лампу, а автор, счастливый обладатель референсного УМЗЧ на камнях, наоборот не слушал "камень", а предпочитал ему самоспаяную лампу за пару сотен мертвых президентов США.

                                                                                                    • 0
                                                                                                      А почему нельзя тупо программно вносить нужные искажения? Ведь всем и так ясно какие искажения вносят лампы, и как они должны звучать… по-моему просто добавить генератор нужных искажений и внести на прибор переключатель — включить/выключить ТЛЗ… Зачем пытаться выделить эти устройства в отдельный класс.
                                                                                                      • +2

                                                                                                        Почему нельзя — можно. Просто класс исторически выделился до того момента, когда появились такие программные возможности.

                                                                                                        • +1
                                                                                                          ТЛЗ это не только добавленные искажения, но и убавленые старшие гармоники. Первое программно сделать можно, а вот второе — вряд ли.
                                                                                                          • +2

                                                                                                            Ну, так, собственно, в статье и написали. Относительно старших гармоник их уже давно убрали из полупроводниковой аппаратуры, по крайней мере засунули за пределы порогов восприятия большинства людей. И произошло это ещё в конце 70-х, хотя бы ampzilla 2 (как вариант идеального бытового" каменного" усилителя того периода). Другое дело, что сейчас на дорогих и нетехнологичных решениях иногда экономят в массовой технике, там — да пробиваются старшие гармоники.(в каких-нибудь ресиверах за 3 копейки)

                                                                                                            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                                                              • –3
                                                                                                                Вполне возможно. Если есть хотя бы 2 каскада ;)
                                                                                                                • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                                                                  • –1
                                                                                                                    Почему вы решили, что я или кто-то другой будет что-то объяснять?!
                                                                                                                    Изучите пару качественных книг по схемотехнике усилителей низкой частоты, попробуйте сделать что-то сами своими руками, будете приятно удивлены результатом.
                                                                                                                    И будет здорово, если потом пост сделаете, поделитесь опытом с другими новичками.
                                                                                                                    Лень и невежество — некрасивые качества для думающего человека.
                                                                                                                    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                                                                    • 0
                                                                                                                      есть тут один вариант — порезать нафиг с высокими частотами за компанию :)
                                                                                                              • 0
                                                                                                                Тупо нельзя, потому-же, почему на заре появления цифровых рабочих станций их восприняли в штыки, и на то были конкретные причины…
                                                                                                                … а вот с умом можно и многие это делают
                                                                                                              • 0
                                                                                                                Лампы прошлый век!
                                                                                                                Специально для геймеров ASUS гарантирует теплый конденсаторный звук с помощью «сделанных в Японии премиум аудио-конденсаторов»
                                                                                                                image
                                                                                                                https://www.asus.com/Motherboards/X99-E-10G-WS/
                                                                                                                • +1

                                                                                                                  И в чем же его "теплота"?))

                                                                                                                  • +1
                                                                                                                    Честно, не знаю. Но знаю человека, который мне рассказывал, что на креативовской звуковой карте звук теплее из-за конденсаторов. Звуковая забавная была, PCI с выносом усилителя на отдельную плату в 5" слот CD-привода. Давно это было…
                                                                                                                    Я сам придерживаюсь мнения, что лучший меломан — осциллограф.
                                                                                                                    • +1
                                                                                                                      конденсаторы — таки да, могут сильно испортить звук. если это керамика (которая часто стоит на набортных и дешевых внешних звучках). пару % нелинейных искажений — легко.

                                                                                                                      я в свое время воткнул купленную за копейки древнюю sblive! — и удивился насколько поменялся звук. хотя, справедливости ради, тут еще может и драйвер набортной звучки (реалтека) портил звук — один знакомый маковод жаловался, что под макосью звук на его встройке (реалтек) намного лучше, чем под виндой. возможно — «эквалайзер» в виндовом драйвере не отключается, и портит немного звук…
                                                                                                                    • +1
                                                                                                                      Так PCI слот прямо под видеокартой. Вот конденсаторы от видяхи и нагреваются и становятся «тёплыми конденсаторами». По этой же причине нет необходимости прогревать звуковуху.)
                                                                                                                      • –1
                                                                                                                        Надеюсь, это был юмор. Электролитические конденсаторы при нагреве теряют напрочь свою линейность (это при том, что электролиты и так крайне нелинейные устройства по природе своей).
                                                                                                                        • +2
                                                                                                                          Не «теряют напрочь свою линейность», а «приобретают тёплый ламповый звук». В природе нет ничего прямого и ровного, а так звуки приобретают естественное звучание, недостижимое холодной «цифрой». Сразу видно, что вы не аудиофил и ничего не понимаете в качественных тёплых конденсаторах.
                                                                                                                    • –1
                                                                                                                      Судя по всему это так маркетологи называют low-ESR конденсаторы, среди производителей которых лидером выделяется Sanyo (согласно вики). Т.к. компания японская, то всё вроде как у них «сходится».
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        Premium Nichicon® audio capacitors

                                                                                                                        Fine-quality Japanese-made components that produce a warmer, natural sound.


                                                                                                                        Лукавят. Википедия говорит, что Dell, в отличии от ASUS'а остался недоволен и подал иск.
                                                                                                                    • +4
                                                                                                                      Все уже украдено до нас…
                                                                                                                      Материнская плат AOpen AX4B-533 Tube.
                                                                                                                      image
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        SOVTEK ® Made in Russia :)
                                                                                                                        Японцы любят Советский-Российский тёплый ламповый звук…
                                                                                                                        • 0
                                                                                                                          Ну не только японцы, все остальные в общем то тоже, т.к. вариантов не так много, серьезно и масштабно лампами для аудиоаппаратуры в мире занимаются сейчас только три завода
                                                                                                                          Electro-Harmonix, Genalex, Sovtek, Svetlana, Tung-Sol, Mullard — Россия, завод Рефлектор в Саратове
                                                                                                                          JJ — Словакия
                                                                                                                          Shuguang — Китай
                                                                                                                          В любом современном серийном изделии с вероятностью процентов 95 (или более) будет что то из этого, возможно с каким то своим брендом.

                                                                                                                          Есть еще несколько заводов выпускающих какие то специфичные модели ламп, но их на фоне этих не в счет.

                                                                                                                          Все прочее — это или overpriced старые запасы для фанатиков, или overpriced продукция каких то сомнительных маргинальных предприятий
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        судя по описанию, они просто HDA-шку не на «отыпись» развели.
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        Если брать только технические характеристики, то транзисторные усилки выиигрывают однозначно. Но ламповые на стойке/полке смотрятся гораздо привлекательнее. Светящиеся в полумраке балоны ламп, осознание что звук рождается там, внутри лампы… Именно поэтому лампы и вытаскивают наружу. Транзисторный же с этой точки зрения выглядит обычным «кирпичем». Сам сейчас неспешно подбираю комплектуху/схему для сборки лампового усилка и именно ради «магического» свечения ламп :)
                                                                                                                        • +1
                                                                                                                          Не знаю что там у аудиофилов. Но любой гитарист знает по опыту, что ламповый усилитель для подходит для игры на электрогитаре значительно лучше. И дело тут не в качестве или «теплоте» звука, а особенности передачи ламповым усилителем динамики звукоизвлечения.
                                                                                                                          • +1
                                                                                                                            Все это успешно эмулируется с полным соответствием без каких-либо слышимых отличий тем же кемпером. К тому же, далеко не везде нужна и полезна эта динамика. В тяжелых жанрах лучше уж без нее и по-большее компрессии, чтобы все звучало ровно и четко. Более того, всю эту динамику очень много групп любят рубить еще в зачатке активными звукоснимателями.
                                                                                                                          • –2
                                                                                                                            Очень однобокое освещение темы.

                                                                                                                            Раз уж взялись разбирать, то нужно было и про IMD (использование аббревиатур сокращает время написания текста, но читается ужасно!) упомянуть! Чтобы все по-честному ;)

                                                                                                                            Именно интермодуляционные искажения (удивительно, но их количество не указывают в даташитах к «каменным» усилителям) приводят к усталости при прослушивании «транзисторных» усилителей (в кавычках, потому что и они разные бывают: убогие и очень даже грамотно сконструированные). В далекие 70-ые были и транзисторные с шикарным звуком, на дискретных элементах. А как пошли «в народ» операционные усилители, да еще и в классе D. Все, тушите свет! Точнее затыкайте уши.

                                                                                                                            Так что при всем уважении, у вас и на ликбез не тянет, и на провокацию к холивору тоже нет. Извините, изучите тему глубже и осветите со всех сторон. Тогда и диалог возможен будет!
                                                                                                                            • –3
                                                                                                                              А еще про мягкий клиппинг нужно было написать и другие «важные плюшки» ламповых каскадов.
                                                                                                                              • +2

                                                                                                                                Ну такие вещи можно писать без извинений. Относительно интермодуляционных искажений, то о них как раз я упомянул. Относительно бюджетной аппаратуры, то сравнивать её лампами естественно смысла нет. Статья не о том, что ламповая техника хуже или лучше, статья о феномене тёплого лампового звука к которому IMD имеют достаточно опосредованное отношение. Что касается интермодуляций, то их вообще крайнередко упоминают в даташитах, в том числе и к ламповой аппаратуре. И коль уж мы о них вспоминаем об этих вредных искажениях, у меня к вам вопрос: IMD 8% — это много?

                                                                                                                                • 0
                                                                                                                                  IMD 8% — это много?

                                                                                                                                  Смотря для какой частоты и на каком выходном сигнале?
                                                                                                                                  Если для 1KHz и 1W на выходе — то это ужасно.
                                                                                                                                  • +1

                                                                                                                                    Для диапазона от 400Гц до 4кГц при соотношении амплитуд 4:1
                                                                                                                                    Стандартный двухтональный метод измерения по ГОСТ.
                                                                                                                                    1 W на выходе

                                                                                                                                    • +2

                                                                                                                                      Это я к тому, что у одного из видных, многократно титулованных (на выставках) ламповых моноблоков именно такой уровень IMD. Он плавает от 4-8%. Стоимость пары, больше 30 K $

                                                                                                                                      • +2

                                                                                                                                        На всякий случай, минусы не мои)

                                                                                                                                        • –5
                                                                                                                                          Да, с минусами отдельная песня. Налицо явное нездоровье некоторой части хабрасообщества.
                                                                                                                                          Ну, перо им в ж... флаг им в руки!
                                                                                                                                        • –3
                                                                                                                                          Такое бывает, когда руки не с той стороны растут! У дизайнера схемы я имею ввиду. А комплектующие вполне могут тянуть на половину этой суммы.
                                                                                                                                          • 0
                                                                                                                                            За такое инженеров надо бить подсвечниками.
                                                                                                                                    • +1
                                                                                                                                      Есть такое понятие — «жанровость системы».
                                                                                                                                      На подавляющей массе ламповых систем хорошо будут звучать малые формы, со слабо компрессированным сигналом.
                                                                                                                                      И только единичные системы, что ламповые, что транзисторные, «пережуют» трэки с тестового диска Рауля Санчеса.

                                                                                                                                      Про имитатор лампового звука гугли по слову «эксайтер»
                                                                                                                                      • 0
                                                                                                                                        Отчасти это правда. Про жанровость.
                                                                                                                                        На лампе шикарно играет классика и джаз, там где живые инструменты.

                                                                                                                                        Скутера и современный Deep Purple можно спокойно слушать в mp3 на бездушном операционнике.
                                                                                                                                        • 0

                                                                                                                                          Относительно джаза соглашусь, относительно классики — только камерная, симфоническую потянут только очень-очень крутые устройства. Остальное — дело вкуса.

                                                                                                                                          • 0
                                                                                                                                            Тут нужно оговориться какая именно акустика используется. С низко- и среднечувствительной — да, согласен, симфоническая будет звучать блекло. С высокочувствительной акустикой будет играть «на ура».
                                                                                                                                      • 0
                                                                                                                                        А если взять два HiEnd усилителя, один ламповый, другой современный с минимальными искажениями, прицепить АЦП на выход получше, оцифровать одну и ту же композицию, совместить тайминги и вычесть одно из другого. Получившийся аудиофайл и будет тем самым демоном ТЛЗ, за которым гоняются фанаты ламповости? Что вообще будет в этом файле?
                                                                                                                                        • +2
                                                                                                                                          Ну что вы. Бездушная цифра никогда не передаст настоящей магии звука. Настоящий аудиофил слышит даже разницу в направлении, в котором подключены провода, а вы про какие-то кощунственные АЦП! Да это же сразу статья за оскорбление чувств верующих!
                                                                                                                                          • –9
                                                                                                                                            Разница в направлении как включена сетевая розетка (фазировка) — невооруженным глазом ухом! Про направление проводов — это не стеб тоже, только немногие это слышат, ну и не в любом тракте это возможно услышать. Так что ваши 32 бита зря ерничают ;)
                                                                                                                                            • +6
                                                                                                                                              Фазировка? А вы понимаете как работает переменный ток? Вы же написали, что собираете ламповые бум-бумкалки за несколько тысяч уе. Потратили бы лучше эти деньги на школьного репетитора по физике.

                                                                                                                                              Для мимопроходящих я, пожалуй, поясню. В проводе под названием «фаза» напряжение меняется с -220 вольт до +220 вольт 50 раз в секунду. Во втором проводе всегда 0 вольт. Замыкание этих проводов приводит к тому, что электроны двигаются туда-сюда(вперед-назад), 50 раз в секунду меняя направление движения.

                                                                                                                                              Представим что у вас есть трубка, внутри которой находится пропеллер(первичная обмотка силового транса). Если вы дышите через эту трубку, то крыльчатка раскручивается на вдохе в одну сторону, а на выходе в другую. Если вы вставите трубку себе в рот другой стороной(переворачивание вилки в розетке), то для крыльчатки не изменится совсем ничего.

                                                                                                                                              Но вы, товарищ, не унывайте. Можете рассказать нам про чудотворные силовые кабеля, которые добавляют +50 к чистоте, +30 к проникновенности, +65 к присутствию и в некоторых отдельных случаях лечат слабоумие и ВИЧ на первых стадиях.image
                                                                                                                                              • +1
                                                                                                                                                Чуть ниже написал про фазировку. Чисто теоретически, есть еще защитный ноль и могут быть какие то цепи между землей и рабочим нулем/фазой, которым не все равно. Может, тут собака порылась…
                                                                                                                                                • +1

                                                                                                                                                  Возможнее всего, что там и порылась. Основная гипотеза, почему фразировка может влиять — это всевозможные паразитные связи между корпусами и землёй, полями силовых трансформаторов, и все такое прочее. Впрочем, в детали я никогда не вникал: гипотеза же.

                                                                                                                                                • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                                                                                                • –9
                                                                                                                                                  Мда… тяжелый случай. Вы бы со своей энергией на митинг что ли пошли, направили бы ее в русло борьбы с говночиновниками и ворами. Вести курс физики у вас точно не получается, а экспрессии много
                                                                                                                                                  • –5
                                                                                                                                                    А я на украине живу. Тут коррупцию уже победили. Контактик с яндексом тоже побежден уже. Так что вы там как то сами. В лидеры советую выбирать кондитера. Тогда жизнь в стране станет более сладкой, эмоциональной и границы расширятся в два раза.
                                                                                                                                                    • 0
                                                                                                                                                      Что-то не понял шутку йумора. Без желания чем-то Вас уязвить, просто не понятно — вы от радости или наоборот это говорите, потому поясните: Вот у Вас как раз кондитер, но что-то расширение раза в два идёт в другую сторону — внутрь, когда должно быть наружу. Так кого же выбирать и с кем бороться?
                                                                                                                                                      • 0
                                                                                                                                                        А я не понял, как можно не распознать такой толстенный сарказм. Ясное дело, что парашенко — капиталист(в самом худшем значении этого слова) и убийца, майдан — организованное сборище малограмотных школьников, львовских бомжей, завезенных автобусами, предварительно натасканных боевых нациков и аудиофилов, бежавших из психбольниц. Окраина катится в трубу. Сжечь живьем 50 человек в центре города — норма и уголовно не наказуемо. Так же норма об этом шутить на ТВ. Ну, ТВ — отдельная тема. Россиянам можно слушать фоном в качестве юмористического шоу. Мне же не очень смешно. Недавно слышал, что мову собираются перевести на латиницу. Пока готовят народец дискуссиями. Стоило бы переписать и гимн, начав его словами «Шоб не как у маскалей».
                                                                                                                                                        Моя позиция ясна?
                                                                                                                                                        • 0
                                                                                                                                                          Предельно. Может потому я сразу и не понял — что аж слишком толсто. К сожалению обычно встречается прямо противоположная…
                                                                                                                                                    • +1

                                                                                                                                                      Извините, а все-таки можете пояснить, что не так рассказал BOMJ-HERO про фазы, а также рассказать про направления кабеля? Я такую тему просто первый раз здесь прочитал.

                                                                                                                                                      • +2
                                                                                                                                                        Покупка платиновых кабелей питания и выстраивание их по фен-шую, это, если помните, было в галактике кин-дза-дза. «Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели»
                                                                                                                                                        Просто эти люди лучше ощущают музыку, когда у них есть малиновые штаны)
                                                                                                                                                        • –2
                                                                                                                                                          Дело в сетевом трансформаторе.
                                                                                                                                                          Намотка обычного сетевого трансформатора такова, что в зависимости от
                                                                                                                                                          «полярности» подключения вилки фаза из электрической сети оказывается
                                                                                                                                                          ближе или дальше от железа трансформатора.

                                                                                                                                                          Если фаза оказывается «в проводах», которые намотаны «ближе» к сердечнику транса, то образуется виртуальный конденсатор, плюс которого фаза, а минус — железо транса. Возникает ток утечки, конденсатор прекрасно проводит переменный ток. Который в свою очередь попадает в путь сигнала (на сигнальную землю).
                                                                                                                                                          В случае перевернутой вилки ток утечки ощутим, в случае правильного
                                                                                                                                                          включения — минимален.

                                                                                                                                                          Именно поэтому аппаратура с классическим блоком питания (трансформаторным) чувствительна к фазировке при включении в розетку. Всяких импульсных блоков питания в современной аппаратуре это не касается, но там еще большие гадости для звука имеются.
                                                                                                                                                          • 0
                                                                                                                                                            Это, извините меня, уже шаманизм. Для трансформатора нет фазного и нулевого провода. Он получает свою переменку на вход и выдаёт её на выход. То, что может пролезть с первичной обмотки через паразитные емкости, должно быть отсечено сетевым фильтром, лучше всего экранированным. Пользователь не обязан как дурак перетыкать вилку в розетке, это забота инженера сделать так, чтобы сие действие не было нужным.
                                                                                                                                                            • 0
                                                                                                                                                              Отнюдь!
                                                                                                                                                              Именитые производители, к примеру Luxman, которые занимаются техникой уже почти 100 лет даже сенсор встраивали, чтобы пользователю с тестером не прыгать вокруг вилки с розеткой!

                                                                                                                                                              image