Личность и звук: Leo Fender – «Генри Форд» гитаростроения

    Герой этого материала — изобретатель, инженер и бизнесмен, многими справедливо считается отцом современных электрогитар. Кроме того, на счету Кларенса Леонидаса Фендера одни из первых гитарных усилителей и комбо, огромное количество инноваций, связанных с музыкальными инструментами. Как основатель Fender Musical Instruments Corporation, он заложил базис для одной из самых успешных компаний, производящих огромный спектр товаров для гитаристов.



    В этой статье пойдёт речь о незаурядном человеке с нелегкой судьбой, который стоял у истоков массового производства музыкальных инструментов и музыкальной аппаратуры. Созданные Фендером, а также его партнёрами, инструменты и аппаратура обладали характерным звучанием, благодаря чему предопределили развитие нескольких музыкальных направлений, главным образом в рок-музыке.

    Вклад Лео Фендера в мировую индустрию музыкальных инструментов можно сравнить с вкладом Генри Форда в автомобильную промышленность. Принципы и инновации, заложенные изобретателем в его инструменты, используются большинством производителей по сей день. Помимо Fender Musical Instruments Corporation, Лео был основателем G&L Musical Products, а также активно участвовал в деятельности компании MusicMan.

    Тринадцатилетний радиолюбитель и дипломированный разносчик льда


    Кларенс Леонидас Фендер родиля 10-го августа 1909-го года в семье зажиточных фермеров, владевших внушительными цитрусовыми посадками к югу от Лос-Аджелеса. Его отец Кларенс Монте Фендер был большим любителем стиля кантри, достаточно популярного на юго-западе США, что, вероятно, отразилось на будущем роде занятий Лео.

    С 13 лет Лео начинает радиолюбительские опыты, которые активно поддерживает его дядя, владевший магазином электрооборудования и автомобильных запчастей. Именно в этом возрасте Лео получает в подарок от дяди коробку разнообразных деталей и батарей, с которой начинаются его эксперименты. Юный Фендер был очень впечатлён радиоприёмником, который сконструировал и собрал его дядя. Как отмечал он сам:

    «на меня оказала большое влияние громкая музыка из радиоприёмника, в то время он был для меня очень впечатляющим устройством».

    Именно в подростковом возрасте проявляется неутомимость и трудолюбие Фендера, его почти фанатичная увлеченность делом. Ещё в школьные годы он начинает работать в качестве мастера по ремонту радиоприёмников, открыв небольшую мастерскую в родительском доме. Не редко по ночам он неутомимо изучает схемы новых устройств. Впоследствии неуёмное трудолюбие изобретателя будут отмечать все, кто его знал.


    В 1928-м году Лео Фендер завершает обучение в средней школе и становится студентом Молодежного Колледжа Фуллертона. Подобно многим радиолюбителям, он с энтузиазмом занимается электроникой дома, но игнорирует учебные курсы по радиотехнике и электронике в колледже.

    А тем временем США накрывает великая депрессия, которая не предвещает выпускнику молодежного колледжа серьезных жизненных перспектив. Фендер с не малым трудом устраивается на работу разносчиком льда в Consolidated Ice and Cold Storage Company (Анахайм). Руководство компании по достоинству оценило упорство и перевело молодого Фендера на работу в бухгалтерию.

    Низкий старт бухгалтера Фендера


    Те времена, в которые Лео Фендер работал бухгалтером, нельзя назвать легкими. Затянувшийся финансовый кризис неумолимо разрушал экономику страны, с рынка исчезали маленькие и большие компании, сокращались крупные государственные учреждения. Иными словами, для большинства жителей страны вопрос денег стоял предельно остро.


    Несмотря на «тяготы и лишения» (тм) депрессировавших штатов, талантливому радиолюбителю улыбалась удача. Один из его знакомых, руководивший небольшим джазовым коллективом, попросил Лео сделать шесть громкоговорителей для выступления его ансамбля в Лос-Анжелесе. Фендер соглашается и успешно выполняет свой первый заказ. С этого момента Лео получает периодический приработок в виде халтур от знакомых музыкантов.


    В 1934-м году Фендер меняет место работы и переходит на бухгалтерскую должность в дорожный департамент Калифорнии. К этому времени он успел жениться на Эстер Клоски, и молодая семья остро нуждается в деньгах. В течение года Департамент закрывают, что вынуждает Фендера вновь сменить работу. На новом месте бухгалтер-радиолюбитель работает три месяца, пока компания по производству шин не сокращает всех сотрудников его отдела.
    К 1938-му году Фендеру окончательно надоедает бухгалтерский хлеб и он с молодой женой возвращается в родной Фуллертон, чтобы объединить любимое дело и процесс зарабатывания денег. На 600$, которые ему удалось одолжить у друзей, он открывает компанию «Fender Radio Service».


    Фуллертон (Калифорния) — 30-е годы

    Фирма Фендера занимается ремонтом и обслуживанием радиоэлектронной аппаратуры. Почти сразу появляются заказы от местных музыкальных коллективов на производство громкоговорителей и усилительной аппаратуры для lap steel и frying pan (ранние варианты электрогитар с магнитными звукоснимателями). Именно так начинается история одной из самых известных гитарных корпораций мира.

    Пробы и ошибки на пути к телекастеру


    К концу второй мировой войны начинает уходить на покой эпоха джазовых биг бэндов. На сценах клубов всё чаще появляются небольшие блюзовые коллективы, которые всё чаще используют электроакустические гитары. Это обстоятельство приносит Фендеру большое количество заказов на усилители, комбоусилители и концертные акустические системы, что позитивно сказывается на его финансовом статусе.


    В 1946-м году у Фендера появляется идея создания массовой электрогитары, которая будет отличаться от существовавших в то время сложных электроакустических образцов и примитивных «сковородок». Общаясь с музыкантами, которых не устраивают ни изжившие себя lap steel, дорогие мастеровые электроакустики, ни топорные цельнокорпусные Rickenbacker, он видит необходимость в новом инструменте.


    Типичная электрогитара 30-х — 40-х

    Коммерческая жилка бывшего бухгалтера работает, и Лео понимает, что создав подобный инструмент первым, он никогда больше не столкнётся с нуждой, пережитой в период великой депрессии.



    Фендер был одержим идеей создания т.н. «народной» гитары, массовой и недорогой, с совершенно предсказуемым стандартным звуком. Инструменты того времени, в силу не малой зависимости от акустических свойств и отсутствия технологических стандартов, звучали совершенно по-разному. Их дефицит и сложность почти мануфактурного, а в ряде случаев и ручного изготовления, были причиной высоких цен.


    Фендер и Фуллертон

    Для создания новой гитары в 1946 году Фендер кооперируется со своим другом Джорджем Вильямом Фуллертоном. Уже к 1949 году появляется первый прототип, названный Fender Esquire.


    Первый Esquire

    Корпус Esquire был изготовлен из цельного куска древесины, что было достаточно большой редкостью для того времени. Кроме того, крепление струн концептуально изменилось: струны пропускались сквозь корпус.



    В процессе разработки, привыкшие к стандартам того времени изобретатели сталкиваются с рядом проблем. Решение которых предопределит в дальнейшем конструкции миллионов электрогитар.

    Первой проблемой стал гриф. Стандартный деревянный гриф от акустической гитары деформировался в связи с конструктивной нагрузкой, что, естественно, отражалось на стабильности настройки. Так Фендером и Фуллертоном был принято решение использовать анкер.



    Вклеивание грифа в корпус гитары было крайне нетехнологичным, что в свою очередь привело к появлению инновационного крепления на четырёх болтах.



    Инновация была полезна ещё и тем, что, за счет использования регулировочного винта, появилась возможность изменять расстояние между струнами и порожками.

    Последней проблемой при разработке инструмента стала плотность звучания, которая не соответствовала возросшим потребностям музыкантов. Для того чтобы справиться с этой проблемой, был установлен второй звукосниматель.


    Модернизированный вариант появился в 1951-м году под названием Broadcaster, но вскоре компаньоны опять заменили название, и гитара приобрела звучное имя Telecaster. Именно под этим названием гитара Лео Фендера начала триумфальный взлёт к вершинам музыкального олимпа. Среди мировых величин в рок-музыке, особенно в 60-е сложно найти исполнителя, который не выступил с этой гитарой хотя бы однажды. Среди наиболее именитых постоянных пользователей телекастера: Сид Баррет и Дэвид Гилмор (Pink Floyd), Джордж Харрисон и Джон Леннон (The Beatles), Курт Кобейн (Nirvana), Кейт Ричардс (Rolling Stones).


    Только вперед — Precision Bass, Stratocaster и активные продажи.


    В 1951-м Году Фендер и Фуллертон завершили работу над ещё одним инструментом — бас-гитарой Precision Bass. Именно она стала первой цельнокорпусной бас-гитарой массово производившейся в мире. Идея была всё той же, создать инструмент пригодный для массового производства и универсального использования. К 1951-му году небольшая фирма Фендера уже стала достаточно крупной фабрикой, и серийная реализация удачного прототипа не заставила себя долго ждать. Инструмент производится по сей день, и сегодня эта бас-гитара является одной из самых популярных в мире.



    Изобретатель не ограничился успешным телекастером и решил создать ещё более совершенный инструмент. Дело в том, что в пятидесятые музыканты зарождающегося рок-н-ролла начинают активно применять специальное вибрато-устройство «Bigsby», которое позволяет быстро повышать и понижать строй.




    Фендер видит в объединении подобного устройства и гитары перспективу, и разрабатывает собственное вибрато-устройство, названное «synchronized tremolo», которое по умолчанию присутствует как элемент инструмента. Название «машинки», как не редко обзывают это шайтан-приспособление музыканты, было скорее маркетинговое, так как прием, который выполняется с его помощью, называется «вибрато», а не «тремоло», но термин идёт в народ, и теперь все устройства этого типа называют тремоло.

    К 1954-му году, творческий коллектив компании, в который входили Лео Фендер, Джодж Фуллертон, Билл Карсон, Фредди Товарес завешают работу над «тремоло»-гитарой, которая впоследствии получает громкое имя Stratocaster, как аллюзия к мощному и технологичному бомбардировщику того времени Boeing B-52 Stratofortress. Внушительная команда, включавшая в себя опытных музыкантов, понадобилась в связи с тем, что сам Лео Фендер не умел играть на гитаре, и как человек, не владеющий инструментом, не был способен оценить все требования, которые должны были учитываться при разработке.



    Почти все технические особенности Стратокастер унаследовал от своего предшественника, при этом был принципиально переработан дизайн (изменена головка грифа, конфигурация корпуса, установлено «synchronized tremolo»). Гитара стала более эргономичной и отвечала практически всем мыслимым требованиям музыкантов того времени.

    Оказалось, что Страт опередил своё время. Несмотря на инновационность инструмента, он длительное время (вплоть до середины 60-х) находился в тени телекастера. Первое время продажи стратокастеров были достаточно высокими, но несравнимо меньше, чем у первенцев Лео Фендера. Много позже, когда возможности нового инструмента оценили музыканты известных коллективов, стратокастер стал культовым инструментом и именем нарицательным для всех инструментов этого типа. Как и на телекастере, на стратах играло несчетное множество звёзд и титулованных гитаристов, пожалуй, самым известным пользователем стратокастеров стал Ричи Блэкмор (Deep Purple, Rainbow, Blackmore’s Night и др.).


    Параллельно с созданием новых инструментов, Фендер активно занимается разработкой гитарных комбоусилителей, которые пользуются не меньшим спросом. В начале 60-х с появлением первой транзисторной техники, именно он одним из первых берется за создание прототипа транзисторного гитарного усилителя, рассмотрев в технологии возможность существенно снизить стоимость этого устройства. Хотя, позже отказывается от этой идеи, в связи с «сыростью» и «незрелостью» технологии и схемотехники.


    Продажа компании и закат эпохи Лео Фендера


    Фендер продаёт компанию в зените собственной славы. Титанические усилия по разработке новых инструментов и оборудования, организации и сопровождению производства, и решению прочих вопросов, связанных с бизнесом, сказались на здоровье изобретателя. Врачи рекомендовали Фендеру отойти от дел и уделить время отдыху. Следуя рекомендациям эскулапов, в 1965-м году Лео продаёт своё детище корпорации CBS, и фирма становится частью подразделения CBS Musical Instruments Division.

    Контракт, составленный в соответствии с «волчьими законами капитализма» (тм), обязывал беднягу изобретателя в течение пяти лет консультировать покупателя, а позже в течение следующих пяти запрещал делать гитары, кроме того на всю жизнь лишил Фендера права пользоваться собственной фамилией в коммерческих целях. Сумма сделки, с этакими грабительскими условиями по сей день остается неизвестной, но известно, что, несмотря на несколько амбициозных, но не слишком удачных в коммерческом отношении проектов, Лео Фендер безбедно жил до самой смерти и оставил потомкам приличное наследство.


    Интересный факт: попадание в лапы CBS, сказалось на конструкции инструментов. Так незадачливые новые владельцы запустили руки в бессмертное наследие гения. В частности, для уменьшения стоимости инструментов, вместо 4-х болтов крепления грифа стали использовать три. Последнее обстоятельство особенно возмущало создателя инструментов, хотя существенным для качества гитар это обстоятельство не стало. По иным сведениям 3 болта крепления, вместо 4-х стали использоваться в связи с внедрением с начала 70-х технологии изменения наклона грифа «micro-tilt».


    После истечения срока контрактных ограничений, Фендер несколько раз возвращался к активной изобретательской, инженерной и предпринимательской деятельности. Так в 1976-м году он стал совладельцем компании Music Man, и совместно с Форрестом Уайтом и Томом Уолкером выпускает несколько серий инструментов. В 1980-м со старым другом и соратником по борьбе за музыкальный рынок Джорджем Фуллертоном, Фендер создаёт компанию G&L. Предприятие начинает производить несколько линеек гитар и бас-гитар, для создания которых изобретатели применяют ряд новаторсих идей. В этот период были разработаны такие технологии как: Dual Fulcrum Tremolo, Saddle Lock fixed bridge, Bi-Cut neck design и Magnetic Field Pickup. Эти важные изобретения высоко оценили музыканты, но не принесли компании культовой известности.


    Лео Фендер скончался в 1991-м году, будучи безбедными и счастливым человеком. Его наследие используют миллионы музыкантов во всём мире. Созданная им компания, которая по сей день носит его имя, стала одним из крупнейших производителей музыкальных инструментов и оборудования, чего во многом удалось добиться благодаря таланту, фантастической работоспособности и неутомимым поискам основателя. Кроме гитар, постоянной работы и семьи, Лео Фендер любил фотокамеры и автомобили, которые менял ежегодно, иногда по несколько раз.


    Джинсовый абзац


    В каталоге Pult.ru вы сможете найти достаточно широкий ассортимент продукции компании Fender для дома, репетиционной базы, студии и концертных площадок:

    Гитары
    Комбо
    Метки:
    Pult.ru 120,38
    Крупнейшая сеть Hi-Fi, High End в России
    Поделиться публикацией
    Комментарии 58
    • +5

      Ударим Fender"ом по Marshall"у!
      Ничерта не понимаю в музыке, но прочёл на одном дыхании.
      Селфмейдмен, который вовремя остановился/вышел из бизнеса. Это редкость, как мне кажется.

      • 0
        Эхх, и опять ведь кто-то подло тихо и по всей видимости крупно минусует. Не знаю Marshall ли или какой-нибудь другой Лес Пол))
        • +1

          Вот что я нашёл в вики совершенно случайно


          Усилители Marshall первоначально создавались как копии моделей Fender

          Точно Marshall минусовал, что бы правда не вскрылась)).

          • –6
            Минусы заслуживаете за косноязычный перевод.
            • +1
              За косноязычный перевод чего?
              • –6
                Первоисточников.
                Многие фразы не по-русски выстроены. Читать тяжело.
                • +2
                  Статья не является переводом того или иного первоисточника или нескольких. Сначала изучались первоисточники — потом писалась статья. Она написана на русском языке и фразы выстроены по-русски.Можете прочитать что-то ещё из статей в этом блоге — они написаны тем же языком, с теми же лексическими, синтаксическими и прочими особенностями.

                  Кому-то Достоевского тоже тяжело читать — это не значит, что он писал не по-русски (я не сравниваю себя с гением русской словесности, я лишь к тому, что многие тоже считают, что его тяжело читать). Прошу заметить это это пост в блог, а не продающий текст, выстроенный простыми фразами в соотвествии со структурой AIDA. Далее полагаю дискуссию бесполезной и желаю вам удачно ванговать дальше. Ну или предоставить мало-мальски похожий первоисточник на Англиском, Немецком, Эспиранто или Хинди — другими я не владею, к сожалению.
                  • +1
                    Статья хорошая, но офтопом:
                    Ай-яй-яй!
                    Эсперанто ведь! Ну как можно написать через «и»? Espero — надежда.
                    • 0
                      Ну да, каюсь, сплоховал, что лишний раз говорит о том, что переводчик из меня никакой) и переводом я заниматься не стал бы).
          • +1
            Сколько я ни читаю такие истории, убеждаюсь, что селфмейдмэнов не бывает. Всем помогают друзья, обстоятельства, смекалка и образование. А остальное — ошибка выжившего, 99% людей, которые начали делать себя и так ничего и не сделали, просто остались ничего не добившимися и неизвестными.
            • +1
              По поводу селфмейдера — в чем-то справедливо, до депрессии его семейство имело приличный доход, как-никак, а апельсиновые рощи в Калифорнии — это достаточно жирно.
              • 0
                Плюс еще была именно та стадия джазовой культуры, которой понадобились и новые технологии звукосъема, и массовость.

                Так же и с Джобсом. Его философия вывела его маркетинг на самый верх, а сами устройства при этом были не самыми удачными технически. Например, он не переносил вентиляторы охлаждения, или делал корпус неразъемным. Поэтому, те кто хакал железо на рубеже 80-х90-х — разбирали спектрумы, а не лизы.
                • 0
                  Ну Джобс — отдельная тема. Не думаю, что в данном случае сравнение удачное. Джобс создавал лишь концепцию продвижения и определённые «приметы» бренда. Фендер и Фуллертон оценивали чаяния рынка и в соответствии с ними создавали продукт. Джобс изначально шел другим путем, он навязывал рынку и концепцию продукта, и идеологию его восприятия. Иными словами Фендер попал в «струю», а Джобс её сам создавал. И еще для своего времени их устройства были достаточно технически удачны, ну по крайней мере не провальными точно. Для пятидесятых телекастер — скорее спектрум, и уж точно не лиза и не куб.
              • +2
                «Всем помогают … смекалка и образование.» — а образование и смекалка внесены в перечень запрещённого для «тру» selfmademan'ов? :)
              • 0
                Лучше ударим фендером / маршалом по Уралу, или Уралом по ним же, один черт результат будет одним и тем же, буржуйская техника превратиться в то, во что ее Курт Дональдович превращал после концертов )
                • +1
                  Это да, большой был любитель таких занятий и закупался по этому поводу в комиссионках) Но Telacaster Mustang как-то приобретённый по случаю у каких-то малолеток холил и лелеял до самой смерти. Потом говорят его Кортни кому-то отдала/продала и ныне местоположение оного неизвестно.
              • +1
                Продажу бизнеса описали прямо как трагедию и победу капитализма над личностью.
                Хотя, как раз, с точки зрения бизнеса, все очень грамотно сделано — продавать надо на пике, требования не делать гитары и консультировать вполне стандартные для подобных сделок.
                Ну, и денег, наверняка, получил нормально (не факт, что оставив контору у себя получилось бы лучше с точки зрения финансов, как минимум). Дядя Фендер, как нетрудно видеть из этой статьи, весьма предприимчивый делец был.
              • 0
                Читать о музыке? Гурманство-с.
                Я ожидал, что какие-нибудь примеры звучаний будут.
                • +1
                  Читать о личности в истории развития музыкальны инструментов, о музыке как таковой там мало).
                  • 0
                    Да, про личность интересно. Но если рассказывают, какой чудный звук издавали инструменты — можно было бы и приложить примеры. Это ведь тоже интересно и познавательно.
                  • 0
                    дядя Лео не умел даже настраивать гитары, не то что играть на них. так что семплов на етуб он не пилил.
                  • +3

                    Статья читается на одном дыхании, теперь логичным продолжением цикла статей — должны стать статьи про изобретение звукоснимателей (синглов, хамбакеров и мыльниц ).

                    • 0
                      Возможно не в цикле, но будут, обязательно. Насколько скоро — не знаю. Про «одно дыхание» — тут наверно перебор с дифирамбами, я действительно грешу длиннотами в стиле Томаса Манна (и некоторым это тяжело), но всё равно спасибо.
                      • +1

                        Хотелось отдать должное за потраченное время и собранную информацию ) пока писал комментарий в голове звучало не так "дифирамбово" )

                    • +1

                      Стоит отметить, что тот же Блэкмор стратокастеры основательно переделывал: перво-наперво вклеивал гриф, менял звукосниматели и колки. Ни там по мелочи строгал.


                      А стратокастер с серийным номером 1 принадлежит Гилмору, который ранее постоянно участвовал с ней на съездах фанатов гитары.
                      Пару лет назад, правда, он заявил, что инструмент уже умирает.

                      • 0
                        Ценно.
                        • 0
                          Вам спасибо за интересную статью.

                          Фендер вообще и стратокастер в частности — это идол рок-культуры. Очень приятно прочитать и вспомнить любимые группы и их музыку.

                          К слову стратокастеры начали экспортироваться в Европу только через 5 лет после начала производства.

                          Вообще стратокастеры и маршалы и рок-культура настолько сильно взаимосвязаны, что неизвестно — был ли бы рок таким, какой он есть, без фендеров и маршалов.
                          На мой взгляд это действительно ключевые вехи в истории рок-музыки.

                          P. S. Формы гитары запатентованы — внешний вид повторять нельзя.
                        • +2
                          Блэкмор и Мальмстин (Yngwie Malmsteen) — большие любители scalloped (?) грифов.

                          image
                          • 0
                            Скалопированных
                            • 0
                              По-русски обычно так и говорят: скаллопированных.
                          • 0
                            Если кому известна хорошая книжка по теме — буду рад узнать о существании оной.
                            На уровень биографий Айзексона не расчитываю, но мало ли.
                            • 0
                              К сожалению не встречал подобной литературы, но полагаю, что наверняка кто-нибудь да издавался.
                              Задумался, может самому настрочить)?
                              • 0
                                перевод на гитарс ру от Тынки.
                                в последствии сайт и статьи кочевали — но можно найти в бумажном виде журналы guitars magazine ( российская локализация )

                                http://jimi.ru/read.php?gm
                              • 0
                                «Но вскоре компаньоны опять заменили название, и гитара приобрела звучное имя Telecaster.» — От названия Broadcaster пришлось отказаться из-за Gretsch Broadkaster.
                                • 0
                                  Интересно. А это точно или предположение?
                              • 0
                                Анкерный стержень был придуман ещё в двадцатых сотрудником компании Gibson. А тремоло-машинка получила своё название скорее оттого, что Лео Фендер был так себе музыкантом и в терминологии не разбирался вообще.
                                • 0
                                  Анкерный стержень, был придуман возможно и раньше, но массово применяться в конструкции электрогитар он стал именно благодаря Лео Фендеру. По поводу того, какой он музыкант можно было бы судить если бы он записал что-нибудь на своём саксофоне, можно было бы послушать и оценить. А тремоло приём для струнных, которыми он не владел, что собственно и не скрывал, но те же отдельные подпружиненые «машинки» в начале 50-х называли «tremolo bigsby» — по сему, думаю, в популяризации этого не точного термина сыграл роль не только Фендер, но и в целом некоторое невежество доморощенных музыкантов (коих в 50-е в США стало значительно больше, чем во все предыдущие десятилетия).
                                  • 0
                                    Массово в конструкции электрогитар анкер стал применяться сразу же, как только появилось массовое производство электрогитар (вот тут уже заслуга Фендера.). Но в целом в конструкции гитар он появился, как только на них стали ставить металлические струны.Тремоло как название закрепилось тоже именно после Фендера. Можно отметить как пример ещё комбик Fender Viborverb, в котором «Vibrato» назывался как раз таки эффект тремоло.
                                • +1
                                  С нетерпением жду такую же интересную статью про Ludwig — там тоже есть о чем поведать про личность и про звук.
                                  • 0
                                    Есть неточность по поводу уменьшения количества болтов в креплении грифа: это сделано с целью внедрения технологии «микроподстройки» (иногда micro-tilt), которая позволяет изменять угол крепления грифа к корпусу. Настоящее удешевление производства связано с открытием заводов в мексике, а затем и в китае.
                                    • 0
                                      спасибо — поправим)
                                      • 0
                                        И, да, вопрос, а что мешало использовать 4 болта, при включении этой технологии?
                                        • 0
                                          А зачем? 2 болта держат гриф, одним — регулируется угол.
                                          вот картинка из патента
                                          image
                                          • +1
                                            UPD: Хотя в этом же патенте конструкция более сложная — металлические площадки, дополнительно закрепленные 2 болтами каждая и дополнительный упор для фиксации болта-натяжителя. Итого — 8 болтов.
                                        • +2
                                          Очень интересная статья, спасибо! И кстати, отдельно я отметил бы корректность и ненапряжность джинсовой вставки — отдельно, в конце, с предупреждением, и предельно короткая — вот так и надо делать! :)
                                          • +1
                                            Спасибо за статью, очень интересно было читать, не когда ни думал, что у Telecaster такая интересная история появление на свет. Очень нравиться читать про людей которые сильно увлечены своим делом.
                                            • 0
                                              Настоящая легенда. Один из самых узнаваемых брендов в музыке. И статья отличная. Давайте еще про Маршал.
                                              • 0
                                                так был на прошлой неделе как раз )
                                                идут в глубь веков по хронологии.

                                                ждемс истории вокс и рикенбакер
                                                • 0
                                                  Спасибо за наводку! Я пропустил значит) пойду читать

                                              Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                              Самое читаемое