Советский HI-FI и его создатели: путешествие «Брига» «капитана» Лихницкого

    Этот пост является пилотным в цикле публикаций о культовой аппаратуре в советской аудиотехнике. Мы сравнительно давно обещали этот цикл, но как-то «не доходили руки». В серию статей войдут несколько УМЗЧ, виниловых проигрывателей, акустических систем высокой верности воспроизведения. Иными словами, писать буду про устройства, которые оставили след в истории СССР, а для многих стали символами эпохи. Я постараюсь не обойти стороной историю создания этих девайсов, а также некоторые значимые моменты в биографии их создателей.



    Полагаю, будет справедливо первую публикацию посвятить усилителю «Бриг» и его создателям Анатолию Лихницкому и Алле Каляевой, как первопроходцам серийного HI-FI в СССР. Признаюсь, что не редко я иронизирую по поводу маргинальных взглядов Лихницкого на звук и некоторые аспекты схемотехники, о которых этот человек много писал в конце жизни, что никак не умаляет его заслуг как инженера и организатора работ по созданию первого советского HI-FI УМЗЧ. Следует также отметить существенный вклад в создание усилителя инженера Николая Слесарева и дизайнера Владимира Ратаева.

    Свобода творчества инженера, как осознанная необходимость в HI-FI усилителе


    Перед тем как рассказать о создании «Брига», имеет смысл поведать о том времени, когда он создавался, и описать некоторые особенности советского рынка аудиотехники. Многим, особенно тем, кто не помнит «совка» может показаться, что я сгущаю краски, однако, смею заверить — это совсем не так.



    В 70-х, так называемый период «Брежневского застоя», СССР был страной с потрясающей научной и технологической базой, в стране постоянно велись перспективные передовые разработки в самых разных областях… Но, к сожалению, практически все эти области объединяло их отношение либо к аэрокосмической отрасли, либо к военно-промышленному комплексу. При этом практически всё, что касалось аппаратуры для быта, в частности аудио, считалось глубоко второстепенным и делалось из рук вон плохо, ну или в крайнем случае сносно.

    Наиболее распространенными аргументами тех, кто в то время считал невозможным производство в СССР качественной звуковоспроизводящей аппаратуры, были следующие:

    • Качественные элементы, существующие в СССР, используются только для оборонки, всё, что идёт на товары широкого потребления уступает в качестве;
    • Советскому человеку достаточно того, что есть, а эстетствующие меломаны с радиолюбительским опытом и так себе спаяют, и вообще, это всё от лукавого роскошь для проклятых капиталистов на загнивающем западе;
    • В СССР ничего не умеют делать, а все ценные кадры, которые были бы на это способны трудятся на оборонку, либо эмигрировали в Израиль за границу;
    • Для преодоления отставания СССР по части схемотехники, конструкторской мысли и дизайна качественной аппаратуры от запада требуются десятилетия.


    Электрон-20: типичный советский усилитель

    В итоге бытующих тогда заблуждений и отсутствия мотивации у соответствующих ветвей советской власти, дело создания аппаратуры высокой верности воспроизведения стало уделом энтузиастов. Одним из таких людей стал Анатолий Лихницкий, которого в 1970-м году посетила мысль о создании идеального усилителя. Фактически, Лихницкий замахнулся даже не на HI-FI, а на Hiend концепцию.

    Сам он написал об этом так:
    «Началось с того, что я и мой знакомый механик Б. Страхов, захотели создать (конечно, для себя) сверхсистему для воспроизведения стереофонических грампластинок. Мы договорились сделать два ее образца на пределе наших возможностей, не ограничивая их стоимость и габариты. В мою задачу входило спроектировать систему, сделать чертежи, смонтировать и настроить изготовленные образцы. Страхов брался все достать, а отдельные детали и узлы изготовить на производстве.»

    Дело пошло, и инженер медицинской техники Анатолий Лихницкий с механиком Страховым создали систему с характеристиками, недосягаемыми для советских серийных образцов.
    Усилитель этой системы позже превратят в серийный «Бриг».
    «Наиболее удавшейся частью стереосистемы оказался усилитель на транзисторах с фантастическими по тем временам параметрами: мощность 50 Вт/канал, нелинейные искажения 0,1%, полоса частот 5-50 000 Гц, но что удивительно – этот усилитель совсем неплохо звучал.»
    Из воспоминаний Лихницкого

    Именно схемотехника этого усилителя, созданная с использованием симметричного квазикомплементарного выходного каскада и стала основой будущего «Брига». По мнению Лихницкого, его детище «переиграло» и его собственные ламповые разработки на 6С4С и один из легендарных ламповых усилителей «Dynaco».

    Партия сказала надо, комсомол ответил есть


    В начале 70-х годов все доступные советским гражданам усилители, такие как „Электроника Б1-01”, (а также их собратья, встроенные в корпуса проигрывателей грампластинок и катушечных магнитофонов), не просто уступали западным аналогам, но были хуже буквально по всем объективным и субъективным параметрам. Не удивительно, что идея появления качественной аудиоаппаратуры к 1975-му была осознана и правящим меньшинством.


    Электроника Б1-01 — усилитель подвергавшийся особой критике со стороны Лихницкого

    Руководители отраслевых ведомств СССР понимали, что низкий уровень качества товаров народного потребления чреват получением чувствительного пинка от политбюро за отставание от запада — это в полной мере касалось и аудиотехники. Помимо объективной необходимости присутствовала провоцирующая инициатива снизу. В основном за советский HI-FI ратовали инженеры-энтузиасты, более других понимавшие, что возможности технологической и производственной базы позволяют его выпускать.

    Ключевое решение о создании «Брига» принимал начальник 10-го главного управления Министерства судостроительной промышленности Н. Свиридов. Именно этот человек, бывший сотрудник ленинградского радио, известный тем, что во время блокады Ленинграда вел репортажи из горящего танка, курировал объединение „Океанприбор”. Помимо прочего Свиридов был страстным аудиофилом меломаном и посещал тусовки, на которых имел возможность оценить качество крутой западной аппаратуры. Осознав необходимость аналогов буржуйских диковин в стране советов, чиновник создал направление по разработке и производству высококачественной аппаратуры.

    Дело осложнялось тем, что в 1971-м Ленинградский обком партии решил: «инженерный приборостроительный комплекс „Океанприбор”, в свободное от оборонки время, будет создавать посуду для советских домохозяек». К счастью, позже в 1973-м, под давлением Свиридова, обком изменил решение на: «догнать и перегнать запад, пустив серию крутой советский УМЗЧ».


    Партия сказала, что усилитель нужно сделать к 1975-му году. Разработку поручили отделу товаров народного потребления (читаем между буквами «HI-FI аппаратуры»), структурно входившему в подразделение „Океанприбора” с не мене морским названием НИИ „Морфизприбор”. Руководителем отдела была кандидат наук Алла Каляева. По слухах, именно эта влиятельная женщина, известная в кругу питерских филофонистов, «пробила» у начальника (Свиридова) создание HI-FI направления.

    Свиридов и Каляева, знавшие Лихницкого по меломанским пьянкам закрытым встречам для узкого круга с прослушиванием аппаратуры, пригласили талантливого инженера поучаствовать в проекте.

    «Прослушивание авангардного джаза и „Страстей” Баха, а так¬же интересные встречи и большое количество алкоголя составляли основное содержание наших тусовок тех времен. Алла была душой и организатором таких тусовок.»
    Лихницкий

    Лихницкий же, работавший в сфере неинтересной для него медтехники, с радостью согласился. Как только разгорелась дискуссия о том, что можно быстро спроектировать и пустить в серию, Анатолий Лихницкий сказал, что лучшим вариантом является его усилитель обр. 1970-го. Предложение было принято, через 3 месяца увидел свет первый прототип, а через 2 года мучений появился «Бриг».

    Сквозь тернии к звуку


    В процессе разработки группа инженеров, и в первую очередь Лихницкий и Каляева, столкнулись с рядом серьёзных технических, производственных и, как часто бывало в советском союзе, организационных проблем.

    На этапе разработки основной проблемой были транзисторы. У усилителя Лихницкого они были германиевые, применение которых не предполагалось в новом продукте. Переход на кремний предполагал изменение схемы выходного каскада. Проблема была решена путём переработки первоначального квазикомплементарного варианта.



    Он послужил основой для создания усилителя напряжения, который был включен в схему серийную «Брига». Переработка дала возможность применить в оконечнике низковольтные кремниевые транзисторы КТ 808А. Как позже отмечал Лихницкий, решение выходного каскада было близко к схеме Питера Волкера, использованной в „Quad 303”.



    Одним из интересных инженерных решений, которое было заимствовано для других советских HI-FI усилителей, стали дискретные переключатели тембра на 24 положения. Конструкция была попросту скопирована с немецких образцов, которые автор «Брига» обнаружил у себя дома. К слову, Анатолий Лихницкий был большим знатоком немецкого аудио 30-х – 40-х годов.



    На начальном этапе разработки не удалось избежать и организационных сложностей. По утверждениям Лихницкого, именно он был неформальным лидером группы, разрабатывавшей «Бриг». Однако, его положение в структуре отдела казалось ему шатким.

    Отдел состоял из 3-х секторов:

    • Сектор разработок;
    • Конструкторский сектор;
    • Группа дизайнеров.


    Каляева – руководитель темы, Лихницкий – руководитель основных направлений исследований.


    Анатолий Лихницкий

    Позже, волей случая, Анатолий займет место начальника сектора разработок (что для беспартийного Лихницкого – внушительный карьерный рост), обязанности которого он частично выполнял до этого. Получив легитимную власть в секторе, инженер структурирует вверенное ему подразделение и создаёт несколько групп. Особое место занимала «группа ресурсов». Лучше всего об этом в своих воспоминаниях написал сам Лихницкий:

    «Эта вывеска всегда привлекала внимание инспектировавших нас чиновников, и мне приходилось откровенно объяснять, что руководитель этой группы, вооруженный коньяком и шоколадными конфетами, может достать любые комплектующие и остродефицитные ма­териалы, … в течение недели, а не через год, как это делается официальным путем...»



    На этапе производства первых серийных «Бригов» также не обошлось без проблем. Массовый выпуск усилителя должен был происходить на заводе „Водтрансприбор”. Сборщики, настройщики и прочий квалифицированный пролетариат завода не слишком хотели менять хлебную престижную спецтехнику на бесперспективный в плане зарплаты «Бриг». Первые серийно выпущенные усилители начали гореть при настройке. Лихницкого и Каляеву попытались обвинить в создании «образца не пригодного для серийного выпуска», а над головами разработчиков, по выражению Лихницкого, «Сгустились тучи». Позже хитро спланированный саботаж был раскрыт и усилители гореть перестали.

    Триумф «Брига»


    Презентация первых бригов состоялась ещё до официального релиза и даже до появления серийных усилителей. В 1974-м были готовы опытные образцы. После надлежащего тестирования Свиридов, Каляева и Лихницкий решились продемонстрировать надежду советских меломанов, министру судостроительной промышленности Бутоме.


    Бутома Борис Евстахиевич — министр давший добро на «Бриг»

    Впечатлённый новорожденным советским хайфаем, Министр пригласил на презентацию главного партийного аудиофила, заместителя председателя Военно-промышленной комиссии при ЦК КПСС Леонида Горшкова.


    герой соц. труда и аудиофил — Горшков Леонид Иванович

    Реакция Горшкова была восторженной. Единственный вопрос, который задал чиновник был о том, какие транзисторы используются в усилителе. Результатом презентации стала возможность использования для серийных образцов «Брига» танталовых конденсаторов и других дефицитных элементов, которые до этого применялись только в оборонпроме, а также внушительная денежная премия для разработчиков. Известно также, что после «шоу» в кабинете Ботумы, Горшков устроил разнос подконтрольному ВНИИРПА (руководителей которого безуспешно стремился заставить заняться хайфаем), где в результате последовавших за разносом разборок умер от инфаркта начальник лаборатории усилителей.


    «Бриг 001» — ранний вариант

    После того, как многострадальный серийный «Бриг» поступил в продажу, начался невиданный ажиотаж. Достать усилитель можно было только благодаря удивительно хорошему блату и с доплатой в размере не менее 25 советских рублей (четверть месячной зарплаты инженера).

    На Лейпцигской ярмарке усилитель получил золотую медаль. К 1977-му году «Бриг» активно экспортировался в Великобританию, Францию и Австралию. Специалисты британской компании «Afif Ltd.», экспортировавшей «Бриг», признали, что усилитель полностью соответствовал стандарту HI-FI и всем требованиям западного рыка.



    Серийный «Бриг» обладал характеристиками, которые во многом превосходили более дорогостоящие и, что главное, «не доставаемые» в СССР западные компоненты:

    • выходная номинальная мощность: 2 × 50 Вт (при нагрузке 4 Ом);
    • номинальный диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ ± 0,7 дБ: 20…25 000 Гц;
    • коэффициент гармоник в диапазоне частот 40…16 000 Гц: 0,1 %;
    • коэффициент интермодуляционных искажений: 0,15 %;
    • переходное затухание между каналами в диапазоне 250-10000 Гц: 40 дБ;
    • отношение сигнал/взвешенный шум относительно номинальной выходной мощности для линейного входа: 86 дБ;
    • потребляемая мощность: 150 Вт;
    • габаритные размеры: 452 × 372 × 118 мм;
    • масса: 15 кг;
    • цена в розницу в СССР: 625 рублей;
    • цена в розницу в Великобритании: £ 300 фунтов в 1976 году (сейчас £1500).

    Итог


    «Бриг» стал, если не первым, то одним из первых HI-FI устройств в СССР, во многом задав высокую планку и предопределив разработку других усилителей высокой верности воспроизведения. Опыт его разработчиков пригодился многим, кто создавал HI-FI технику в последующие годы. Схемотехнические и конструкторские решения, созданные для «Бриг», предопределили развитие таких усилителей как: «Амфитон 002», «Одиссей 010» и «Пульсар».


    Анатолий Лихницкий

    Несмотря на мое ироничное отношение к некоторым взглядам Лихницкого и его откровенной псевдонаучной бредогенерации в сети (хотя бытует также мнение, что это был тонкий стёб), я полагаю, что именно он был одним из тех, кто сформировал идеологию высокой верности воспроизведения в Стране Советов и сделал не малый вклад в создание аппаратуры в рамках этой идеологии. Более того, именно он, Каляева и все, кто сними работал над «Бригом», доказали возможность создания массовой высококачественной аудиотехники в СССР. «Бриг» стал одним из лучших устройств своего времени по соотношению цена/качество (характеристики), его возможности до сих пор превосходят многие современные образцы. Выпуск усилителя продолжался до 1989-го года. Анатолий Маркович Лихницкий умер в 2013-м году.
    Метки:
    Pult.ru 97,06
    Крупнейшая сеть Hi-Fi, High End в России
    Поделиться публикацией
    Комментарии 75
    • +1
      Хорошая, годная статья. Были бы ещё конкретные примеры электронных блоков с разбором чё и как работает на уровне транзисторов, вообще был бы огонь, но и так неплохо.
      • +2
        Спасибо. К несчастью я пока считаю себя дилетантом в схемотехнике, поэтому вряд ли возьмусь за реализацию предложенной задачи, по крайней мере пока не вырастет скилл, можно что-то упустить или не так изложить. С ламповыми делами более-менее разобрался, а транзисторная схемотехника сложнее. Тут упор больше познавательно-исторический.
        • +1
          В радиожурналах много отличных статей-разборок от Петрова по актуальным направлениям улучшения звука УМЗЧ. В РадиоЛюбителе по-моему больше печатался. ИМХО, для Гикстаймса аналогичные статьи будут перебором — уж слишком специфично.
        • 0
          Ну теперь в серии продуктов Лихницкого ждем описания производства вертушки Корвет.
          • +1
            Серия не только про продукты Лихницкого, просто с него начинали. У корвета интересная история, скорее всего она будет, но не следующая в цикле. Перебор с Лихницким — это тоже не здорово. Следующим возможно будет Шушурин и амфитон 002. Или что-нибудь из АС.
            • +1
              Интересно про акустические системы почитать, что да как, и почему не смогли догнать свои же усилители.
              • +1
                Да, собственно, там ситуация та же, как и со многой другой техникой — опытные экземпляры бывало разрабатывались просто отличнейшие. Что-то даже в мелкую серию успело. Те же электростаты. Но вот в массы — увы…
                • 0
                  Ну электростаты в СССР были, если совсем честно, своеобразной штуковиной, если мы о 25 АСЭ-101 “Статик”. «Курил» я как-то такие. Главная проблема — нет низа. При наличии стороннего саба безусловно вещь годная, а без него — беда с низом.
                  • 0
                    А что, бывают электростаты с хорошим низом?
                    • 0
                      Бывают комбинированные, с сабвуфером. А в 30-е в штатах делали размером со стену кинотеатра, такие полагаю могли что-то выдать в плане низа, но люто не практичная штука, в связи с размером.
              • +1
                Голосую за Амфитон 002 и колонки Амфитон 25-АС027, гениальные штуки того времени. Еще раз спасибо за качественную статью
                • 0
                  А я голосую за 35АС-013 («Radiotehnika S-70») — хотелось бы почитать историю создания схемы с ЭМОС.
                  • 0
                    Согласен. Историю создания ЭМОС было бы интересно почитать, так же как и как про необычные изодинамические ВЧ излучатели на Амфитонах.
                    • 0
                      Как обладатель «Брига» и этих самых 25АС-027, могу заверить, что пищалки 10ГИ-1-4 в плане звука очень неоднозначны. Да, у них чрезвычайно высокая верхняя граница частотной характеристики (что-то около 30кГц, если не ошибаюсь), но на этом их достоинства, в общем-то и заканчиваются, а начинаются недостатки. У них очень узкая направленность, ± 15 градусов по горизонтали от оси динамика уже заметно на слух. Чтобы прочувствовать эти волшебные верха, нужно садиться точно в центр и разворачивать колонки на себя, а это сужает стереопанораму. Кроме того, в этих колонках отвратительные СЧ-динамики 20ГДС, которые по сути ближе к верхним низам, чем к середине. Из-за них раздел между СЧ и ВЧ сделан где-то в районе 3кГц, что очень неудачно, т.к. у 10ГИ на этих частотах звук очень жёсткий и неприятный. Кардинально решить эту проблему можно только путём замены СЧ на широкополосник и подъёмом частоты раздела к 5-6 кГц.
                      Настоящая изюминка этих колонок (за что они мне и дороги), вовсе не в изодинамических пищалках. Она, как ни странно, в НЧ: 50ГДН-3-30 — на редкость удачный динамик, который отлично отыгрывает «быстрый» низ. В роке и металле бас-бочка звучит как и должна — чётким и мощным сухим тычком, в то время как тяжелый и ленивый 75ГДН в S-90 превращает её в невнятное уханье.
                      В общем, 25АС-027 хоть и своеобразные, но несомненно одни из лучших АС эпохи СССР.
                      • 0
                        Со всем согласен, колонки приходится разворачивать на себя чтобы ВЧ направленность не влияла на звук. Но зато какие чистые высокие у них. СЧ отвратителен, их замена как раз входит в доработку этих колонок до уровня отличных. Нехилый вес (по моему 22.5кг на колонку) и отличный НЧ динамик позволяют получить как раз такие басы как вы описали ) Однозначно одни из лучших советских АС.
            • +3
              вы бы лучше вместо откровенно неуместной ссылки на раздел усилителей у себя на сайте рассказали в чем заключался саботаж и как его раскрывали.
              • +1
                Не раскрыли, обязали настройщиков пересдавать работу у преведущего.
                • +2
                  Если быть точным, сначала выявили нарушение техпроцесса, потом озаботились изменением алгоритма приема-сдачи, и морально наваляли руководителям цеха. Социалистическое обязательство, да ещё на контроле у министра и зампреда ВПК — это не шутки шутить).
                • +2
                  Cсылки уместны, так как позволяют писать эти материалы и публиковать из здесь. Без ссылок они бы выходили в личном блоге и, возможно, на другом ресурсе, будучи доступными для ограниченного круга лиц.
                  По истории с производством: да, она интересна, но у публикаций есть лимит по объёму, к огромному сожалению не все любят читать длинные простыни.
                • +3
                  Использовал такой лет 15-20 назад — звучал отлично, но… вот этот самый дискретный регулятор громкости приходилось постоянно чистить, иначе выпадали отдельные уровни регулировки то на одном, то на другом канале, при изменении громкости появлялись щелчки и шорохи, и прочие неприятные спецэффекты.

                  PS: Поэтому сменил его на банальный ресивер Pioneer VSX-4** и остался вполне доволен, по качеству звука особо не уступает, зато гораздо удобнее в использовании.
                  • 0
                    Угу, а не разогнал бы Хрущев артели и кооперативы преодолевая культ личности, и имели бы такую технику на 20 лет раньше.

                    И кстати, далеко ли шангул HiEnd в последние 30 лет?
                    • 0
                      Искажения в лучших усилителях уже давно за гранью восприятия. Сейчас совершенствование может происходить только в сторону уменьшения энергопотребления и цены.
                      • +1
                        Извиняюсь, это вы про «мировый трэнд» или про реальные достижения Лихницкого или его последователей в данной, конкретной стране?
                    • 0
                      отличная статья!
                      пойду, наведу марафет своему амфитону 50у-202 С :)
                      жаль, не могу +1 поставить
                      • 0
                        Вы пару раз упоминаете об «псевдонаучной бредогенерации». Честно говоря интересно узнать подробнее, возможно жизненный опыт такого человека чего-то да стоит.
                        • +1
                          Безусловно стоит и не мало, но жизненный опыт любого человека не страхует его от заблуждений, а когда инженер пишет о «сущностях, населяющих немецкие радиолампы», каким бы авторитетом он ни был — это закономерно вызовет вопросы у здравомыслящих.
                          • 0
                            Безусловно стоит и не мало, но жизненный опыт любого человека не страхует его от заблуждений, а когда инженер пишет о «сущностях, населяющих немецкие лампы», каким бы авторитетом он ни был — это закономерно вызовет вопросы у здравомыслящих.
                            • +1
                              Цитата:
                              «Эти сущности, так же как и Буратино, изготовленный папой Карло, способны обучаться у мастера, который произвел их на свет, а также у других деталей аппарата, в котором они поселились. В результате такого обучения упомянутые сущности не только передают то немногое, что осталось от музыки после ее записи, но и, что гораздо более важно, восстанавливают утраченное.»
                              • 0
                                Ясно. Уверен, что Лихницкий был большим поклонником фентези и просто троллил ярых фанатов «безкислородной меди» и «тёплых обертонов»
                                • +3
                                  В этом вашем интернете хрен поймешь, кто прикалывается, а кто реально дебил.
                                  • 0
                                    К сожалению это не совсем так, вся фигня в том, что он честно пытался осмыслить то что слышал, и верил себе как инженеру, вот тут то и была засада…
                                    При условии не согласованности выхода и входа, начинают звучать кабели, а ещё они ловят вч наводки, а ещё усилителей без обратных связей не бывает, так-что кабели к колонкам в определённых условиях тоже звучат по разному… итд\итп
                                    Я тоже был уверенным в полноте своего знания бараном, и говорил что этого не может быть, потому что не может быть, АМЛ показал что может!
                                    Многих людей смущают писания АМЛа о том, что записи портились от простого вырезания щелчков в кул эдите, а они действительно портятся, если специально не влезть в настройки, там дитеринг чуть ли не на каждую операцию, и кросфэйд с интерполяцией даже если ты тупо вырезал один сэмпл!!!

                                    So не всё что кажется бредом, на самом деле есть бред, и не всё что мы считаем реальным, реально.
                                    (я например знал звукорежиссёра, который на уже отмастерённом материале, без тени сомнения делал фэйды, ибо ну это-цифра, что плохого будет :-)

                                    Знакомство с АМЛ было полезным, он умел хорошо оцифровывать старые пластинки, так что с ними потом можно было работать, в то время как иные мастер хаусы не умели готовый ленточный мастер винила перегнать на CD и не обобсраться…
                                    • 0
                                      Толково и даже местами аргументировано.
                                      • 0
                                        Мог-бы и не местами, но много букаф ни асилю…
                                      • 0
                                        В Cool Edit'е часто щелчки приходилось вырезать в ручную, правя полну, практически не заметно было если щелчёк не попортил многого.
                                        • –1
                                          … когда правишь точки, ничего страшного не проходит, а вот если выделить несколько точек и вырезать, кул будет плясать от настроек, и это ЕМНИП чуть-ли не с 96 года, и это не баг, а фича, как в форже что-бы тупо резать в крупном масштабе не заморачиваясь на то где-там сэмплы в месте склейки…

                                          И есть ещё другой эффект, де-кликеры, не спроста заполняют место клика, и аз грешный не сразу догнал почему, и при случае написал програмулину вырезающую клики. (клиент один принёс дат кассету, при считывании которой в фонограмме обнаруживались странные «шпильки») Попытка применить её к винилу, закончилась ощущением весьма странным, хотя казалось бы не велики сдвиги и не так часты как джиттер, но тем не менее…
                                          • 0
                                            Так надо не вырезать щелчёк, а уменьшать усиление всплеска.
                                        • 0
                                          а ещё усилителей без обратных связей не бывает,


                                          Что вы имеете в виду?
                                          • –1
                                            То что, если например, базу и эмиттер эмиттерного повторителя внешне вроде-бы ничего не связывает, то из-за сопротивления в цепи эмитера мы имеем стопудовую ООС по напряжению…
                                            … есть более сложные и занятные случаи
                                            • 0
                                              Я правильно понял, что, вы считаете, что падение напряжения на БЭ-переходе (те самые 0.6 В) обусловлено ООС? Но ведь этот переход, по сути диод, ВАХ которого живёт своей жизнью безо всякой ООС и является свойством материалов диода и свойством контакта между ними.
                                              • –1
                                                За счёт ООС в эмиттерном повторителе как раз и удерживается относительно стабильная разница 0.6 В между базой и эмиттером. А именно 0.6 В из-за ВАХ кремниевого перехода база-эмиттер. С другим материалом будет другое напряжение.
                                                • 0
                                                  А, понял, что имеется в виду — удержание этой самой 0.6 В (не больше и не меньше) за счёт изменения тока в нагрузке.
                                                  • +1
                                                    [troll mode] Откуда тогда берётся ООС в простом диоде? Да ещё и зависящая от напряжения? [troll off]
                                        • +1
                                          Напомнило «Гарантийных человечков» Эдуарда Успенского.
                                          • 0
                                            Так это же фиксики! «А кто такие фиксики — большой-большой секрет!» (с)
                                        • +3
                                          Прочитал с удовольствием статью, но чуть больше бы технических подробностей о самом усилителе и меньше подробностей о «сдвигах» самого автора :-)
                                          А так спасибо большое за статьи, жду продолжения цикла.

                                          З.Ы. Мой "+" вам только так.
                                          • +1

                                            Не могу плюсануть, напишу:
                                            Спасибо, отличная статья! Погрузился немного в юность, когда чинил их и, между делом, слушал — купить такой тогда обычным людям было практически нереально…
                                            Звучал он, для своего времени, великолепно, а истории создания чего-либо всегда интересны.

                                            • +1

                                              Когда я был совсем юным, использовал его для игры на бас-гитаре:-) Мне показалось очень странным, что ручка переключателя режимов соединялась с самим механизмом тумблера длинной пластмассовой трубкой. Она постоянно ломалась, и приходилось переключать режимы пассатижами, сняв кожух.

                                              • +1
                                                Потрясающая статья. Очень интересно
                                                • +1
                                                  Спасибо, товарищ, отлично написано!
                                                  • +2

                                                    Спасибо за статью.
                                                    Но эти обильные перечеркивания несколько портят впечатление.

                                                    • –1
                                                      Интересно, «высший класс» на «Бриге» Лихницкий сам «нарисовал» или усилитель ему соответствовал? Что-то по гармоникам он и до первого не дотягивает.
                                                      • +1
                                                        Да ладно, КНИ меньше 1 % — этого более чем достаточно для класса 0.
                                                        Даже ГОСТ 24388-88 не надо приводить, вот вам DIN 45500, он же IEC 60581.

                                                        1. Нелинейность АЧХ в диапазоне воспроизводимых частот 40—16000 Гц — 1,5 дБ по линейному входу (2 дБ при наличии корректора);
                                                        2. Коэффициент нелинейных искажений в диапазоне воспроизводимых частот 40—12500 Гц, не более — 1 %.
                                                        3. Коэффициент интермодуляционных искажений в полосе воспроизводимых частот 250—8000 Гц (так же вне этой полосы, при снижении уровня звукового давления на 6 дБ), не более — 3 %;
                                                        4. Разброс параметров каналов в диапазоне воспроизводимых частот, не более — 3 дБ;
                                                        5. Переходные помехи — N/A.


                                                        Никакого несоответствия нет.
                                                        • 0
                                                          Ясно, «ГОСТы» имеют чрезвычайно мягкие требования. Я нахожусь под впечатлением современных, высококачественных усилителей с КНИ ниже -100 дБ. По этим критериям, «Бриг», разве что во второй класс влезает.
                                                          • 0
                                                            КНИ из меряют в процентах, так как это коэффициент
                                                            • 0
                                                              — 100 дБ — это 0.001%
                                                              • 0
                                                                Ну это понятно, но как-то вы время создания усилителя не берете в расчет. Хотя тот же DIN 45500 существует по сей день в неизменном виде, и том, что появится новый стандарт сведений пока нет.
                                                                • 0
                                                                  А как же "лампачи" с огромным КНИ? А если посмотреть на уровень КНИ у акустических систем, там вообще ужас какой творится.
                                                                  • 0
                                                                    «Теплый ламповый звук» — это к психиатру.
                                                        • 0
                                                          Пользую Одиссей у010 телик через него смотрю и музычку иногда с телефона. После замены элекиролитоа и уд1 вполне неплохо себя ведет.
                                                          • +1
                                                            А про трудности с настройкой этого усилителя не все так просто. У нас в дискобригаде был такой. При попытке поднять порог срабатывания защиты ушел в генерацию на высоких частотах. Наши спецы — аспиранты-электронщики извели, как они сказали, «ведро транзисторов» пока починили.
                                                            • +1
                                                              Отличное начало, требую продолжения банкета!
                                                              • +2
                                                                Интересная статья, и живо написана, ждем следующую, и готовы простить ссылки в тексте.
                                                                Но не используйте зачеркивание в тексте — там, где сейчас это сделано — это неуместно и очень глупо, да ещёи подряд два раза. Стиль повествования достаточно силён без этих поднадоевших приемов.
                                                                На самом деле, это не редкость, когда у некогда талантливых инженеров, ученых, к концу активной рабочей жизни при наличии в целом вменяемости, что-то происходит с мышлением в какую-то сюрреалистичную сторону, знаю несколько примеров… И это либо болезнь, либо что-то, что мы ещё не познали.
                                                                • 0
                                                                  Спасибо за оценку материала. Мне выше уже писали про зачеркивания)
                                                                • +1
                                                                  Спасибо за статью, интересно было читать.
                                                                  Сам когда то собирал-паял аналоговые схемы, но да HI-FI не дошло, ушел в цифру.
                                                                  • 0

                                                                    У меня до сих пор рабочий Амфитон 002 в отличном состоянии в родной краске лохматых годов выпуска. Даже ручки регуляторов родные. Купил его в 2000 году у меломана за 100 рублей — он был неисправным. Заменил погоревшие резисторы, некоторые электролитические конденсаторы (ставил с минимальным отклонением и подбирал), провел ревизию. Балдею с его регулятора громкости, усилок качал колонки и при этом практически не грелся. К сожалению лежит сейчас на полке как сувенир или элемент декора — фактически не включаю. Оставил на память, т.к. в свое время таскал его по тусовкам) Вынашиваю планы о внедрении в него цифры — радио, может mp3 плеер, видео плеера. Места внутри вагон, но руки не поднимаются с ним что-то сделать.

                                                                    • 0
                                                                      а чем вы его сейчас заменили-то?
                                                                      у меня вот к ПК пристыкован и S-30B, игрушки-музыки-киношки с его тёплым, ламповым звуком сложно потом ушам что-то иное слушать )
                                                                      в прошлом году только узнал, что он и S-90 может раскачать, удивительно — рядом, что называется )
                                                                      • 0

                                                                        Ни чем не заменил, т.к. не на чем включить — акустики стало нема(( новую покупать — хорошего качества это очень дорого, старое скорее всего придется восстанавливать, а то что доступно не очень качественное. Сейчас склоняюсь к если перепадет возможность урвать хорошие динамики соберу колонки сам. А какая есть акустика в наличии очень слабая — диффузор вот вот выпасть может и убежать в другой город ахаха)) вот такие дела.
                                                                        В целом с вами согласен — звук у него потрясающий, я по этому его не продаю в надежде что он снова меня начнет радовать) мой кстати тоже все время был пристыкован к ПК.

                                                                    • 0
                                                                      Извиняюсь, КТ 361 — это такой маломощный транзистор (по расходности и применимости — АК47 советской схемотехники :). Наверное, в оконечном каскаде, применялось что-то другое, из 800-х и 900-х серий?
                                                                      • 0
                                                                        Относительно кт 361 — об этом писал и сам АМЛ, если он ошибся по поводу своего же устройства не обессудьте. Я «Бриги» не чинил, не ковырял — посему со 100 %-й достоверностью утверждать не могу.
                                                                        • 0
                                                                          Возможно КТ361 упомянут не в контексте выходного каскада, а в контексте оконечного усилителя. Там их несколько штук, вместе с КТ315 и др.
                                                                          Схемотехника БРИГа для моего понимания, конечно сложновата :)
                                                                        • 0
                                                                          КТ808А — на схеме.
                                                                        • 0
                                                                          Ага, комлементарная пара КТ315 и применялись везде где только можно, а на выходе ставили КТ808 и позже КТ818ГМ & КТ819ГМ, и предвыходе 600 и позже 800 серию
                                                                          • 0
                                                                            А про модернизированный вариант почему не вспомнили, тот же БАРК, когда на выходе поставили уже комплементарную пару транзисторов. Сам Лихницкий был категорически против такого решения.
                                                                          • 0
                                                                            Все-таки не разобрались, похоже. В статье Лихницкого упоминаются
                                                                            низковольтные p-n-p-транзисторы типа КТ 361
                                                                            каковые присутствуют на платах У5 и У6 (усилителей мощности). А оконечные транзисторы КТ808А — это n-p-n транзисторы. Речь шла не о них, вероятно.

                                                                            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                                                            Самое читаемое