Советский HI-FI и его создатели: всё уже украдено до нас или ТДС-5 от инженеров YAMAHA и итальянского дизайнера

    В комментариях к прошлому материалу этого цикла пользователи подняли вопрос плагиата в советской аудиотехнике. Действительно, ввиду технологического отставания СССР в этой отрасли народного хозяйства было сложно без ориентации на «загнивающий» Запад и технологически развитый Восток. Периодически такие заимствования приобретали форму прямого копирования, с некоторыми изменениями, которые касались элементной базы и технологических нюансов.



    Например, не было нужной полимерной плёнки — заменяли на ту, которая была, конденсаторы не подходили по емкости — подгоняли схему и т.п. В защиту советских инженеров можно сказать, что полный цикл разработки аналогичных устройств занял бы десятилетия, а гражданам СССР с определённого момента хотелось использовать действительно качественную аппаратуру, соответствующую требованиям времени. Быстро такую задачу мог решить только частичный или полный плагиат. Под катом рассказ о, пожалуй, самом точном клонировании в советской аудиотехнике.


    Одним из ярких примеров такого заимствования стали изодинамические наушники «Электроника ТДС-5», которые выпускались саратовским радиотехническим заводом № 887(он же впоследствии ФГУП «НПП Контакт») с 1984-го года.



    К слову, ныне предприятие живёт и почти здравствует под названием АО «НПП Контакт», выпускает вакуумные выключатели, NFC-чипы и стремится стать резидентом «Сколково». Несмотря на наличие к тому моменту родных изодинамических аналогов, разработчики ТДС -5 решили не мудрствовать лукаво и скопировать, пожалуй, самые известные наушники японской компании YAMAHA. Поэтому в данном случае под создателями ТДС-5 нужно подразумевать именно японских инженеров, которые смогли спроектировать действительно культовую модель, как для своего рынка в 70-х, так и для нашего в 80-х.

    Проблема рынка


    В середине семидесятых портативные наушники стали продукцией повышенного спроса не только в США и Европе, но и в Японии. До 1976-го года наиболее популярными излучателями для наушников были классические динамики. Ряд фирм, в числе которых STAX в Японии, KOSS в США и Sennheiser в Европе создавали также небольшими сериями экзотичные электростатические наушники для узкого аудиофильского рынка. Качество звука в динамических наушниках того периода оставляло желать лучшего, а верность воспроизведения электростатов была запредельно дорогой для подавляющего большинства потенциальных потребителей. Вакуум между динамическими бубнелками и финансово неподъёмными электростатами 70-х должна была занять ортодинамика.

    Сам изодинамический принцип акустического излучения был хорошо изучен в 50-е годы и признан не слишком перспективным, ввиду отсутствия тогда подходящих материалов для мембран. Появление прочных и достаточно тонких полимерных плёнок в 60-е изменило взгляд на ортодинамические драйверы, однако, создание таких устройств было скорее экспериментальным нежели серийным.

    Рынок не был избалован высоким качеством звука, и его запросы вполне удовлетворяли динамические излучатели. Узкий аудиофильский сегмент закрывали электростаты, но были дороги, несовершенны и требовали обязательного усиления, что усложняло эксплуатацию. Изо(орто)динамические наушники были ещё большей экзотикой, единичные попытки компаний создать удачные и популярные изодинамические наушники проваливались с треском в конце 60-х годов. Однако, инженеры YAMAHA решили осилить эту сложную задачу, и в 1972-м году было сформировано техническое задание на ортодинамические головные телефоны, будущие HP-1(YH-1).

    Проблемы разработки и их решения


    Главная проблема создателей этих наушников была не принципиально-теоретическая, а технологическая. В качестве материалов мембраны были испытаны сотни материалов. При разработке HP-1(YH-1) была впервые применена плёнка из полиэфира толщиной 12 мкм, которая уже использовалась при изготовлении магнитофонных компакт-кассет.


    Ортодинамический драйвер

    Материал обладал достаточной прочностью, а также легко выдерживал технологические нагрузки при печати металлического слоя, представлявшего собой электромагнитную катушку. Таким образом был найден «философский камень» изодинамики, позволявший сделать техпроцесс простым и сравнительно не затратным.



    Вопрос узнаваемости продукта и его эргономического удобства был поручен известному в то время итальянскому промышленному дизайнеру Марио Беллини. Который был впечатлен характеристиками продукта, и, можно сказать, вложил душу в оголовье и узнаваемые черты ТДС-5 YH-1(HP-1). По заявлениям представителей продажной американской аудио прессы (в 70-е очень критично настроенной к японским продуктам), Беллини удалось создать лучшую эргономику для наушников, существовавшую в тот момент.

    Ажиотаж на западе и триумф на японской родине


    К 1976-му году были изготовлены первые серийные образцы. Старт продаж в Японии был предельно удачным, так использование изодинамического принципа позволило одновременно улучшить верность воспроизведения, уменьшить массу и габариты наушников, за счет чего существенно улучшалась эргономика. С появлением HP-1(YP-1), корпорация YAMAHA стала в один ряд с мировыми лидерами производства портативного аудио, такими как KOSS, Sennheiser, Beyerdynamic и SONY. Только эти наушники были удостоены упоминания как культовый продукт на официальном сайте компании.



    Осторожность европейских и американских меломанов в отношении японской новинки быстро сменилась ажиотажным спросом, что принесло YAMAHA AUDIO DIVISION очень впечатляющий доход. Однако, эти серьезные результаты в мире, где царствовали KOSS и Sennheiser, меркли по сравнению с популярностью продукта на японском рынке, где HP-1 стал настоящим хитом.

    Вопреки расчетам маркетологов YAMAHA, модель стала популярной не только среди аудиофилов, но и завоевала массового пользователя. В связи с интересом рынка к устройству, оно получило развитие, уже к концу 1976-го года было создано эволюционное продолжение культового устройства с названием HP-2. Далее последовали собственные клоны от YAMAHA c незначительными изменениями под индексами HP-3, YH-1, YH-2, YH-3. Наиболее существенным отличием в их конструкции был уменьшенный диаметр эффективной площади мембраны, который у YH-3 составлял 46 мм, вместо целых 48 мм у HP-1.

    Технические характеристики легендарных ушей от YAMAHA были следующими:

    • Частотный диапазон — от 16 до 20 000 Гц;
    • КНИ+шум: 0,9 % (при SPL =90 дБ);
    • Чувствительность: 96 дБ/мВ;
    • Сопротивление: 150 Ом;
    • Диаметр мембраны: 12 мм;
    • Материал мембраны: полиэфировая плёнка (лавсан);
    • Масса: 290 г.


    Помимо прочего в конструкции использовались перфорированные ферритовые магниты круглой формы. Уменьшение диаметра мембраны слегка отражались на АЧХ, но в целом в звуке ничего не меняли. Действительно впечатляющей в этих наушниках была цена, которая составляла в 1976-м году $ 47 для HP-2 и $ 55 для HP-1 в США, что практически не отличалось от стоимости среднестатистических динамических наушников того времени. На японской родине стоимость их была ещё ниже.

    От японской легенды к мечте советского меломана


    Как я уже отмечал в одном из прошлых материалов, для советского руководства в начале 80-х было важно дать населению понять, что СССР может догнать и перегнать. Поздно замеченное партией и советским правительством отставание планировали преодолеть стахановскими темпами. С этой целью специально обученные люди ввозили на территорию СССР лучшие образцы западной техники, в том числе аудио, для дальнейшего препарирования и промышленного шпионажа. Приблизительно таким образом в страну победившего развитого социализма попали культовые наушники YAMAHA, и ни куда-нибудь к креативному аудиофилу Лихницкому, а на важное полуоборонное предприятие — радиотехнический завод № 887 он же НПП “Контакт” в городе Саратов.



    Суровым саратовским инженерам была поставлена задача создать что-то аналогичное YAMAHA HP-1. Вероятно, слово «аналогичное» советские специалисты поняли буквально и скопировали японца вчистую. Лишь немного напортачили с эргономикой оголовья (мягкую ткань в оригинале заменили на более жесткий эластичный пластик, а позже на кожзам в ТДС-5М), чтобы сделать производство более дешевым и руководствуясь, вероятно, справедливой истиной, гласящей: “Что русскому — комфортно, японцу — смерть”.



    А вот мембрана для советского образца была тоньше, что удивительно, на целых 4 мкм, материал тот же — полиэтилентерефталатная плёнка. Серийный образец клонаТДС-5 появился в 1984-м году, и к приходу лимонадного генсека в 1985-м стал массово поступать в советские магазины.



    Через не слишком продолжительное время советские инженеры по аналогии со своими японскими коллегами клонировали копию и выпустили чуть более усовершенствованные ТДС-5М. Пожалуй, эти модели можно смело назвать самыми массовыми изодинамическими наушниками в СССР.

    В соответствии с действовавшим ГОСТом, головные телефоны ТДС-5/ТДС-5М обладали следующими техническими характеристиками:

    • Тип преобразователя — ортодинамический;
    • Номинальный диапазон частот: 20 — 20 000 Гц (±2/±3 дБ);
    • Сопротивление, на частоте 500 Гц — 100 Ом;
    • КНИ, ( 94 дБ, в диапазоне частот 100...3000 Гц) — 1%;
    • Масса — 290 г.



    Спи с женой в Японии


    С выпуском ТДС — 5 также связана забавная легенда, о которой мне рассказал один из знакомых в период подготовки материала. События, которые в ней описаны, якобы имели место быть на саратовском заводе, через некоторое время после выпуска ТДС-5. Согласно легенде, начальник сектора, который занимался этой темой устраивал разнос подчиненным инженерам, по поводу какого-то другого проекта. Завершая пламенную речь, он сыпал в адрес подчиненных обвинения в неспособности сделать что-либо стоящее, подкрепляя это крепким словцом. В частности он заявил, что-то вроде: “Ничего путного не сделали пока тут сидите. Ничего, ТДС-5 нормально сделали и то, всё спи …но (украдено — прим. авт.) в Японии!”.



    В момент произнесения этой фразы в кабинет зашел замдиректора завода, который до умопомрачения не терпел сквернословие на рабочих местах, и постоянно обещал перевести в цех сотрудников, которые при нем матерились. Услышанное его явно возмутило, но начсектор не растерялся и, глядя на первого попавшегося инженера, отчетливо произнес следующую фразу: “Спи с женой в Японии, а тут сутки сиди, но чертеж сдай в нормальном виде!”. Неизвестно чем закончилась эта попытка обмануть восприятие начальства и имел ли место инцидент на самом деле. По слухам шутка ушла в народ и какое-то время, говоря об инженерах, занимающихся копированием зарубежной аппаратуры, стали употреблять фразу: “Спят с женой в Японии”.

    Итог


    Несмотря на практически полный плагиат японского образца, советские ТДС-5 и ТДС-5М стали самыми массовыми изодинамическими наушниками в СССР. По утверждениям многих, кто застал это нелегкое время — эти саратовские клоны YAMAHA входят в число лучших HI-FI устройств, массово производившихся в Советском Союзе.

    Джинса
    Компания Pult.ru предлагает широкий ассортимент динамических, ортодинамических и электростатических наушников. Ознакомиться с актуальным предложением можно в соответствующем разделе каталога.

    В материале использован фото контент из галереи iXBT Макса Крюкова aka Fagear — линк на альбом, а также кадры из сравнительного обзора www.youtube.com/watch?v=u8z8xiuFt0A
    Pult.ru 108,37
    Крупнейшая сеть Hi-Fi, High End в России
    Поделиться публикацией
    Комментарии 59
    • +13
      Я все понимаю, хочется вставить побольше ссылок на свой магазин, но когда в тексте: «скопировать, пожалуй, самые известные наушники японской компании YAMAHA» слово «наушники» ведет не на сайт с характеристиками и описанием оригинальной модели, а на раздел магазина с наушниками, где обсуждаемой модели, естественно, нет — это уже совсем тухло.

      Такое встречается только на самых засеошеных сайтах с народа и прочих бесплатных блогопомоек с тоннами вырвиглазных поп-апов и фоновых автозапускаемых аудиофайлов с криками «НЕМЕДЛЕННО КУПИТЕ!!!!11111РАСРАСРАС».

      Я никогда не пишу в комментариях про опечатки — для этого есть личка, но это — уже за гранью, случайно такое не сделать. Не позорьтесь.

      И да, статью после этого дочитывать не стал.
      • –10
        Константин, при всём уважении — в статье всего 3 ссылки. У нас нет статей в которых меньше, как правило они на сайт магазина. Раньше вас это не задевали. Корректор смотрит материал на предмет опечаток в данный момент. А статью дочитывайте, она вполне себе ничего.
        • +12
          Никто не против уместных ссылок на магазин — это корпоративный блог и никого это не удивит и не напряжет. Но когда в простом повествовании на слово «наушники» вставляется прямая ссылка на магазин, это перебор, серьезно.

          Все равно, как если бы я в своей статье со списком фантастики, на каждое слово «фантастика» — подсовывал бы ссылку на главную страницу Литрес.
          • +5
            Ок учтем.
            • +12
              Учли, вынесли джинсу в отдельный блок.
              • 0
                Спасибо! У вас адекаватный блог, статьи лучше, чем у присутствующего здесь конкурента, и люди к вам и так потянутся (если им действительно нужно что-то купить, при условии, что у вас адекватные цены и хороший сервис).

                К примеру, если мне нужно будет что-то из аудио, я и так пойду к вам, найду, что нужно, загляну на yandex.market сравнить цены, и если ваша будет адекватной (не самой высокой) и при условии удобства покупки и условий оплаты\доставки — куплю у вас, без всяких ссылок в статье.
                • 0
                  Ок, спасибо. Хотя по поводу конкурента я не очень понял. У нас тут конкурентов с одной стороны нет (в силу разной ЦА и различиях в географии продаж), с другой стороны несколько, если говорить об ассортименте. У всех вроде, вполне приличные блоги. Я не читаю почти, нет времени — не могу судить.
                • 0
                  Таки это не джинса, а реклама. Джинса — это когда блоггеру платят денег за то, чтобы он хвалил наушники, заказуха.
            • +2
              >И да, статью после этого дочитывать не стал. Это только пол беды.

              Фото тут взято из видео и фото, на что можно было бы указать.
              Так как у человека нет аккаунта, то он попросил его процитировать.
              Это просто элементарное уважение.

              Статья, конечно, интересная, но без спроса и указания ссылок на источники заимствовать чужие фотографии нехорошо.
              Три фотографии из статьи взяты из галереи iXBT Макса Крюкова aka Fagear. Дата фотографий: ноябрь 2013-го.
              ixbt.photo/?id=photo:947603
              ixbt.photo/?id=photo:947593
              ixbt.photo/?id=photo:947601
              А также две картинки — скриншоты из видео: www.youtube.com/watch?v=u8z8xiuFt0A
              Если уж пихаете в свою статью чужие фото без спроса, то хотя бы укажите источники (ссылки на галерею и видео)
              • 0
                и да, парсер кривой!
                • 0
                  Спасибо, что указали это за нас, по источникам фотоконтента всё совершенно верно.
                  Если у авторов есть претензии мы заменим фото.
                  Авторам тоже спасибо, особенно видео, к слову, смотрел с большим интересом.
                  • 0
                    Автор попросил указать

                    >Fagear — Сегодня в 13:21
                    icCE Пусть ещё на галерею конкретно ссылку сделают: ixbt.photo/?id=album:51580
                    После этого никаких вопросов у меня.
                • 0
                  Внес соответствующие изменения. Спасибо.
              • +1

                Спасибо за статью.


                Помню, что со временем наушники начинали от изголовий отлетать — там шарнирное соединение было с шариками. А так звук хороший был.


                Были еще ТДС-13 — тоже весьма приятное впечатление оставили о себе.

                • +1
                  Всё верно. Печально известное шарнирное соединение также было заимствовано у YAMAHA.
                  Спасибо за оценку.
                • +1
                  Хорошие наушники, по звуку на голову выше ТДС-3, но вот по комфорту ужасны. Уши в них через полчаса были просто как вареные. Насколько я понял, у оригинала такого не было, раз там использовался материал?
                  • +1
                    Материал у HP-1 использовался только на оголовье, амбушюры были из некой клеенки под кожзам, примерно такой же был и у ТДС-5.
                    • +1
                      Да ладно, не так и страшно было для ушей, как ТДС-7. Вот уж действительно продукт для садо-мазо. После прослушивания диска приходилось очень аккуратно их снимать (было весьма чувствительно), а сеточка на ушах от наушников ещё минут 5 держалась.
                      И несмотря на конструкцию уши тоже знатно варились.
                  • +1
                    А вот мембрана для советского образца была тоньше, что удивительно, на целых 4 мкм., материал тот же — полиэтилентерефталатная плёнка.

                    Ничего удивительного, как раз тогда массово закупались всевозможные экструзионные линии для производства различных полимерных пленок. Причем из той же Японии.
                    • 0
                      Вероятнее всего так и было. Причем современные китайские «High End» производители изодинамики, (вероятно, помятуя о наследии своих соседей из 70-х и по причине тотальной экономии на технологии) используют 12 мкм-стандарт. Таким образом можно сказать, что советский продукт в этой части был совершеннее, чем поделки «поднебесных» noname супербрендов).
                    • 0
                      Еще интересно сравнение по качеству звука. Слышна ли разница?
                      • 0
                        По прошествии такого количества времени сравнивать сложно, учитывая износ, но судя по АЧХ и другим характеристикам небольшая разница есть в пользу аутентичных японцев. Полностью скопировать технологическую цепочку в Союзе не могли, и определённые отличия вполне могли повлиять на звук. Но разница по утверждению тех кто сравнивал долго, упорно, придирчиво и внимательно — мизерная.
                      • –4
                        Используя ироничные замечания про плагиат и т.п. в отношении советских инженеров, надо помнить про одну простую вещь: Запад на законодательном уровне реализовывал в то время технологическую блокаду СССР. И ни технологии, ни оборудование никто нам бы не продал!

                        • 0
                          С этим никто не спорит. Хотя не всегда и не во всём. У меня добрая ирония, а к советским инженерам я отношусь с большим уважением, в отличие от некоторых представителей советского партийного руководства. (но это уже личное и политика, а тут про политику не комильфо — ибо правила GT)
                          • +3
                            Ай, ай, какой плохой Запад и хороший, очень хороший СССР.
                            • 0
                              Ну и что? Да, было эмбарго, но в Ленинградское отделение математического института им. Стеклова первые IBM PC/XT, матричные Epson и даже Laserjet спокойно завозились через Индию и Польшу под видом чего-то другого, как мне помнится. Очень интересный был принтер Juki, матричный цветной, с широкой четырехцветной лентой.
                              • 0
                                Поверхностное мировосприятие приводит именно к такой постановке вопросов, как «кто плохой» )). А пример с покупкой через неофициальные каналы и отвечает на другой вопрос «ну и что?». Вы там минусами со Сталиным боретесь, я понимаю?))) Я вас огорчу, но я имел в виду только инженеров, и оценку их труда. Соответственно, напомнить про окружающую ситуацию.
                                1. Отсутствие официальных каналов поставок требовало воссоздания технологий. Что они, как умели и делали.
                                2. Существовал такой момент, что с конца 70-х годов, по сути требовали наличие зарубежных аналогов. Именно в радиоэлектронике. Объяснить тупоголовым министерствам что твое лучше, было зачастую трудновато.
                                3. Именно поэтому сделать западный аналог, в тех отраслях где СССР отставал, было «заданием партии». А сделать оригинальное — был риск для разработчиков.
                                4. И да, это была большая стратегическая ошибка, которая и привела к постоянному отставанию отечественной микроэлектроники. Которое, по сути, зафиксировали.

                                Так что спасибо советским инженерам, которые вопреки всему, донесли таки до рядовых граждан достижения современной аудиотехники. Именно в гражданском применении.

                                • 0
                                  Про оценку труда инженеров никто ничего плохого не писал.
                                  • 0
                                    Вы понимаете, что можно писать между строк? ))) И читатель, особенно не живший в те времена, будет, даже непроизвольно по-своему это интерпретировать. Я не ошибся — вылезли стереотипы у людей.)))
                                    А вот в данном конкретном случае я в тексте не заметил такой мысли:
                                    На фоне полного игнорирования потребительского рынка в те годы, выпуска откровенно низкокачественной продукции для обычных людей, эти самые наушники были великолепны. И воссоздать чужое без потери качества, наладить серийное производство, даже улучшить что-то, дорогого стоит. Это же не китайские подделки, имитирующие оригинал. А полноценные копии.

                                    Ну, если коротко, просто я не заметил в тексте вашей личной оценки. Что это -плагиат, плохо, средне, забавно, обыденно? )) Четко — без намеков и образов. А последний анекдот сводит все к иронии и снисходительности. Я говорю не про то что Вы хотели написать, а как это воспринимает аудитория.)))

                                    Мое оценка результата их труда — достойно в абсолютном уровне, великолепно в существовавших тогда реалиях.
                                    • 0
                                      В защиту советских инженеров можно сказать, что полный цикл разработки аналогичных устройств занял бы десятилетия, а гражданам СССР с определённого момента хотелось использовать действительно качественную аппаратуру, соответствующую требованиям времени. Быстро такую задачу мог решить только частичный или полный плагиат. Под катом рассказ о, пожалуй, самом точном клонировании в советской аудиотехнике.
                            • +2
                              Были ещё ТДС16-Эхо, двух разновидностей — очень похожи на ТДС5, но не совсем. Было бы интересно узнать от людей, кто вживую щупал обе модели, различия.
                              • +1
                                ТДС-5 слушать довелось лишь в детстве, ничего конкретного теперь о них и не вспомнить. А Н-16-40С ЭХО имеются в нескольких экземплярах. После небольшой доработки звучат идеально, честный такой hi-end. Но долго в них не посидишь так как устают уши от механического давления. В Украине, кстати, до сих пор можно купить новые, в заводской упаковке Н-16-40С ЭХО 1992г. выпуска. Заменить амбушюры, задемпфировать динамики и получить в результате отличные наушники с прекрасным, кристальным-прозрачным звуком за весьма небольшую плату.
                              • 0
                                Но всё же, неприятный осадок от статьи остался…
                                • +1
                                  У моих ТДС-5М постоянно отваливались амбюшуры, приклеенные на честном слове и клее типа «Момент». Потом лет через 20 заменил их на Sony MDR-XD100, по ощущениям звук в ТДСках был лучше.
                                  • 0
                                    У ортодинамиков звук другой в принципе.
                                    Я сейчас тоже отложил свои Grado и Sony и слушаю ТДС-16. Ну и древние Koss тоже, хотя они не ортодинамические.
                                  • +1
                                    Кидаться словами «украдено» это верх неприличия. Во-первых, признавать вину в преступлении может только суд. Пока нет вердикта суда, никто не имеет права обзывать кого либо преступником.
                                    Во-вторых, в условиях железного занавеса и холодной войны не было никаких соглашений о защите интеллектуальной собственности между враждующими государствами, что вообще вряд ли создавало основания для каких-либо претензий при копировании. Это было всё равно, что скопировать у марсиан.
                                    • 0
                                      Вы статью до «спи с женой» дочитали?
                                      • 0
                                        Нет, до заголовка
                                        • 0
                                          Оно и похоже. Если уж непосредственные участники запуска в производство ТДС5 честно признавали, что «списженой» в Японии, то почему это сейчас «украдено» стало вдруг неприлично?
                                          Или «не пойман — не вор»? ;-)
                                          • +1
                                            Я ответил на этот вопрос в первом посте, перечитайте. И чтение самой статьи до конца ничего не меняет в этом вопросе.
                                            • 0
                                              С юридической точки зрения вы правы, не украдено. А вот с общечеловеческой — спионерено или скомунизжено ;-)
                                      • 0
                                        Так никто претензий и не предъявляет, просто описание ситуации.
                                        • +1
                                          В мире, где «интеллектуальной собственностью» торгуют к ее созданию непричастные, говорить о защите этой самой ИС смешно.
                                          • 0
                                            Так патентов на территории СССР они не оформляли, значит никто ничего не нарушил.А были бы патенты, так им бы лицензионное отчисление перечистили. :)
                                            • –1
                                              Авторское право и патентное — суть две разные вещи.
                                              • 0
                                                Извините, а причем тут авторские права? Тут же про техническое решение (наушники)а не про книгу, фильм, музыку…
                                                • –1
                                                  дизайн — это авторское право, техническое решение — патентное.
                                        • 0

                                          просто удивительно, как в мире наушников за все эти годы ни черта не изменилось. Бренды, дизайн, технологии (изодинамика так и осталась уделом аудиофилов) — все то же самое

                                          • 0
                                            В свое время занимался колекционированием и реставрацией советской изо/ ортодинамики.
                                            Сейчас по ряду причин занимаюсь разработкой электростатических наушников.
                                            Тдс-5/ м интересные ушки, производились они на нескольких предприятиях бывшего СССР, качество звучания сильно зависит от партии и конкретного экземпляра, в удачных экземплярах сопоставимо с японским оригиналом, эргономика и внешний вид на высоте.
                                            Не соглашусь с автором по части того, что мы исключительно копировали, были и оригинальные разработки:
                                            Тдс-7 полностью советская разработка, можно сказать, что именно на них советские инженеры учились самостоятельной работе, конструкция предельно простая, эргономика самая ужасная среди всех встреченных мною наушников, звук на уровне Sennheiser hd 600.
                                            Тдс-15 — изодинамические наушники с мембранной толщиной порядка 4 микрометров ( такое Китай смог повторить только несколько лет назад), легкие удобные, дизайн конечно на любителя.
                                            Н-25С — наушники с уникальной двухсторонней ортодинамическая мембраной (это последняя разработка перед распадом СССР, сейчас эти технологии и возможно часть еще советской оснастки используются при изготовлении мембран для наушников OPPO PM-1)
                                            Электроника Н-28С — уменьшенная версия Н25 для портативных источников звука.
                                            В целом очень жаль, что в 90-е из за инертности руководства мы потеряли фактически все производственные площадки по изо/орто динамике, а могли быть в числе лидеров отрасли, благо мощности и инженерные кадры вполне это позволяли.
                                            Из современных продуктов российского наушникостроения отмечу московскую компанию myst (выпускают изо/ортодинамику собственной разработки и питерский Kenerton)
                                            С уважением

                                            • 0
                                              Автор не писал, что мы «исключительно копировали», не исключительно, а в ряде случаев даже совсем не копировали. Но практика такая была достаточно распространённой, в частности, в аудиотехнике, и особенно в 80-е. Не нужно приписывать мне того, что я не писал, вы же «суд тройка».
                                              С уважением
                                              • +1
                                                У японцев говорят тоже качество плавало из года в год…
                                                Тдс-7… звук на уровне Sennheiser hd 600

                                                Да ладно у ТДС-7 бас — расколбас и мутный верх из-за толстой мембраны, а hd 600 ровно наоборот, я бы даже и сравнивать их не стал! с тдс-5 в идеальном состоянии ещё есть какое-то сходство, но никак не с 7!
                                                • 0
                                                  Уточню: имеется в ввиду доработанный вариант, с открытым акустическим оформлением. В стоковом состоянии потенциал конструкции не раскрывается в полной мере
                                                  • 0
                                                    Хмм, странно, может я и ошибаюсь, тк последний раз тискал ТДС-7 лет двадцать назад, но точно помню что мембрана там была весьма толста и эластична, так что мутный верх и низкую чувствительность я списывал именно на мембрану… Может быть каким нибудь технологическим приёмом верх и можно как-то улучшить, но мне с трудом верится в то, что верхи демпфировались закрытым объёмом, уж извините…
                                                    … демпфирование ЗЯ обычно давит низы, смещая резонансную частоту системы вверх, но какое-же давление внутри ящика должно быть что-бы как-то демпфировать ВЧ и даже СЧ, которые обычно вообще линейности ради изолируют от общего объёма…
                                              • 0
                                                Мне вот кажется, что сегодня было бы нетрудно организовать действительно массовый выпуск наушников типа ТДС-7. Я их разбирал, устройство простое: лавсановая плёнка с напылёнными (напечатанными) дорожками, зажатая в рамку из гетинакса, с боков магниты-палочки и всё в пластиковом корпусе. Странно, что изо/ортодинамика стоит так дорого и нет дешёвых клонов ТДС-7.
                                                • +1
                                                  Дело в том, что недорогая изодинамика начального уровня (например Fostex T50) как правило не имеет ощутимого преимущества над динамическими наушниками в той же ценовой категории. При этом массовое производство динамических наушников наладить проще, а следовательно и себестоимость ниже.
                                                  • 0
                                                    Имхо характер звучания изодинамики\электростатов интересен сам по себе, вне зависимости от их исполнения, и аццкий ТДС-7 яркий тому пример, ибо в свои мохнатые годы они уже давали возможность слышать музыку а не мембрану, пусть и кастрировано, но в этом есть своя правда, и даже эстетика, если подключать их к дешевой аппаратуре, и/или слушать дешевые записи… (например Калугинский Нигредо, слушать через честные конвертеры и электростаты пытка ещё так, а мутный ТДС-7 или какой-нибудь динамический баердинамик с раздутыми низами и задушенным верхом вполне сгодиться)

                                                    Технология производства динамических драйверов — искусство, и умение их правильно упаковать то-же, да-да есть простые «секреты» постигнуть которые можно испортив несколько мониторных ушей, но в китайских поделиях такого понимания не видно, хотя оно стоит центы…

                                                    Изодинамика технологически проще динамических драйверов, что в прочем не избавляет от привлечения крутых технологов, но её хотя-бы есть реальный шанс поднять с нуля чисто деньгами. Чего не скажешь о динамических драйверах, их научились делать дёшево, но что бы сделать их качественно, мешка денег будет явно не достаточно, что бы по бодаться с фирмами которые в течении нескольких поколений, сами для себя выращивают специалистов.
                                                • 0
                                                  47-55$ первая успешная изодинамика и… современная от 517$ до какой-то дурной бесконечности… Эх, где-бы купить ТДС-15 «Амфитон»…

                                                  Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                                  Самое читаемое