Аудиобубен лейтенанта Шмидта: бредогенерация с частотой 432 Гц

    “Чем чудовищнее ложь, тем охотнее толпа в неё верит!”
    П.Й. Геббельс

    Как и у большинства моих постов — у этого есть причина. Сравнительно недавно один из моих случайных собеседников решил впечатлить меня знанием истории музыки и поведал много “интересного” о эталоне настройки ноты “ля” первой октавы. К слову, по первому впечатлению человеком он был неглупым (пока не начал рассказывать про частоту 432 Гц) и, по его словам, являлся выпускником Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова. Рассказ собеседника изобиловал массой псевдоисторических “отступлений” и апелляцией к исследованиям математика Фибоначчи и наследию Джузеппе Верди.


    С верующими спорить бессмысленно, поэтому я решил узнать о частотном мифе побольше у гугла и столкнулся чудовищной картиной. Оказалось, что рунет изобилует антинаучными и эзотерическими рассуждениями относительно эталонных частот для музыкального строя. Количество желтого конспирологического контента просто поражает. Разумных и адекватных публикаций на эту тему сравнительно немного, а их посещаемость значительно ниже чем у откровенной чуши.

    Уровень аргументации большинства оккультно-мракобесных источников едва ли может впечатлить мало-мальски грамотного школьника. Несмотря на это я решил добавить ещё одну ложку правдивого дегтя в море приторно сладкой и ядовитой для здравого смысла эзотерической медовухи.

    В принципе, абсурдность утверждений моего собеседника вряд ли требует подробного анализа и доказательства — бред очевиден. Миф основательно развенчан, но для тех, кто случайно повёлся и не утратил при этом трезвость мысли я приведу несколько наиболее веских аргументов под катом. Мне интереснее другое, по какой причине такого рода чушь приобретает популярность, чему будет посвящен отдельный раздел сего опуса.

    Геббельс и Рокфеллер украли “правильную” ноту “ля”


    Сторонники теории “музыкального заговора” буквально убеждены в том, что существующий сегодня эталонный стандарт для настройки ноты “ля” первой октавы (440 Гц) — “неправильный”, “вредный” и способствует “превращению людей в больных рабов”. При этом утверждается, что нота “ля” 432 Гц и музыкальный строй, созданный на её основе, воспринимается человеком лучше, так как эта частота “соответствует биоритмам”, “резонирует с водой”, “связана с числами Фибоначчи”, “гармонирует с ритмами вселенной”, “исцеляет от страшных недугов” и просто поднимает настроение.


    Господа конспирологи также утверждают, что частота 432 Гц для ноты “ля” применялась с незапамятных античных времен, в частности, была ходовой для древних Греции и Египта. Позже её якобы очень ценили Вольфганг Амадей Моцарт и Джузеппе Верди. Именем последнего эта частота названа сегодня.

    Самое интересное то, как описывают смену этой частоты. Тут мнения конспирологов расходятся. Одни утверждают, что “наезд” на “истинную “ частоту начался ещё в 19-м веке и обвиняют Гельмгольца (по всей видимости потому, что тот действительно много думал о стандартизации музыкального строя, и, вероятно, создал-таки камертон с “демонической” частотой 440 Гц).

    Другие грешат на Рокфеллеров, заявляя, что без изменения музыкального строя эти видные финансисты не смогли бы получить тотальный контроль над человечеством и фондовыми рынками. Третьи традиционно спихивают все на национал-социалистическую рабочую партию Германии, утверждая, что именно геноссе Геббельс обладал тайным знанием о “не правоверности” частоты 440 и ее пагубном влиянии на людей.


    Преследуя тайную цель порабощения народов, нацисты внедрили в практику новый музыкальный строй на всей территории Рейха, а применение частоты 432 Гц для ноты “ля” 1-й октавы запретили под страхом мучительной смерти в безэховой газовой камере концлагеря Заксенхаузен. Иными словами, всё самое ужасное в мире связано с демоническим звуком ноты “ля” на частоте 440 Гц и музыкальном строе, созданном на её основе.

    Пару слов о том, как всё обстоит на самом деле


    Начну, пожалуй, с античных инструментов. По заявлению таких видных историков как Sifakis G. Μ. (“The Function and Significance of Music in Tragedy”, London, 2001.) и Скржинской М.В. (“Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье / — СПб. 2010), античные музыкальные инструменты археологи находят в небольшом количестве и подавляющем большинстве в виде фрагментов. Камертоны для настройки античных музыкальных инструментов не использовались, строили на слух, ориентируясь на собственный голос.

    Далее про Верди и Моцарта. Моцарт использовал камертон, созданный Йоханом Андреасу Штайном, известным венским настройщиком. Измерения показали, что камертон Штайна настроен на частоту 421,6 Гц. Кроме того, услугами Штайна пользовались Гайдн, Сальери и Бетховен. Это может свидетельствовать о том, что они также использовали частоту 421,6 Гц для ноты “ля” первой октавы. Сравнительно недавно был обнаружен камертон Генделя для настройки рояля. Измерения показали, что “ля” Генделя было немного выше чем у Моцарта, частота составляла 422,5 Гц.


    На протяжении 18-го и почти всего 19-го столетия не существовало никакой эталонной частоты. Для разных залов, оперных театров и церквей (в случаях с органами) диапазон частот для ноты “ля” варьировался в пределах от 400 до 460 Гц. Впервые общепризнанный стандарт для ноты “ля” первой октавы был введен в Европе в 1859-м году, идею о стандартизации предложили концертные площадки Франции. В соответствии с этим стандартом нота “ля” настраивалась на 435 Гц.

    Верди единственный композитор, который упомянул строй и частоту 432 Гц в 1900-м году, так как сначала завещал потомкам исполнять его реквием с «ля» частотой 435 Гц в соответствии с французским стандартом 1859 года, а позже сделал упоминание о том, что имеет смысл снизить частоту на 3 Гц (т.е. до 432-х). Причиной были не духовные особенности частоты и не ее якобы эстетическая ценность, а желание композитора сохранить аутентичность произведения и его поддержка единого французского стандарта.

    К слову, о самих измерениях и Герцах, как единицах. Возможность сравнительно точно измерить частоту появилось в 1834 году, благодаря таким приборам как зубчатое колесо Савара и тонометра Шейблера. В качестве единицы измерения частоты были выбраны циклы в секунду, которым в 1930-м году было присвоено имя великого Герца.

    Первое международное соглашение о принятии в качестве стандарта для ноты “ля” первой октавы частоты 440 Гц было принято на конференции в Британском институте стандартов в Лондоне в 1939 году. Немецкая делегация и тем более Геббельс при всём желании не могли участвовать в этой конференции, в связи с началом Второй мировой войны. В Германии этот стандарт был принят только в 1955-м году вместе со стандартом ISO 16.

    Также рекомендую к просмотру и прочтению следующие материалы на эту тему:


    Раз и два.

    Неиссякаемый фонтан человеческой глупости


    Говоря совсем откровенно, мне было сложно поверить, что такое внушительное количество людей в России легко покупается на глупость о “всеблагой” ноте “ля”. Уверен, что предыдущий раздел в этом посте не открыл Америки для подавляющего большинства читателей. Интересно другое, каким образом вполне адекватных людей, знакомых со школьным курсом физики, а также с основами музыкальной теории, убеждают в откровенной ахинее? Почему многие люди, часто молодые, склонны верить этому и другим мифам?..

    Механизм убеждения достаточно прост. К бредовым умозаключениям примешивают мнение авторитетов, как в данном случае произошло с Джузеппе Верди. Крошечную фразу Верди (вырванную из контекста) про “ля” такой-то частоты, “великие гуру современности” превращают в доказательство своих маргинальных взглядов на стандарт. Первоисточник вряд ли доступен в сети и проверить будет достаточно сложно.

    Далее, для пущей убедительности выдумывается история про античные инструменты, о которых даже археологи знают сравнительно немного (многие существуют только в качестве продуктов исторического моделирования, созданных на базе откопанных запчастей и изображений на амфорах). И тут же к “всеблагой” частоте примазывают имена античных мыслителей, сделавших первые шаги в теории музыки, в данном случае Пифагора. Исторический базис уже есть, становится ещё правдоподобнее.

    Следующий шаг убеждающего мифотворчества — создание мировоззренческого конфликта. Цель конфликта — противопоставить продвигаемую ахинею чему-то страшному и демоническому, например Геббельсу или Рокфеллеру (тут в зависимости от целевой аудитории). Это автоматически превратит альтернативные точки зрения, во вражескую пропаганду, а, соответственно, в нечто недостойное внимания истинного адепта “частоты света и добра”.

    Для создания иллюзии научности всего изложенного числовое значение частоты, путем нумерологической спекуляции подгоняется под что-нибудь, связанное с человеческой физиологией, теоретической физикой, математикой или астрономией (биотоки мозга, частота сердечных сокращений, частота земли, солнца, воды, резонанс Шумана, числа Фибоначчи, ряды Фурье и т.п.). Обилие числовых значений в этих науках даёт туфтологам богатый выбор. Достаточно даже не прямых, а косвенных совпадений, например, частота одного из колебаний резонанса Шумана около 8 Гц (7,83 Гц), если умножить 8 на “правильную” цифру 54, то получится 432, а если на “неправильную” 55 — 440.

    Реальные частоты даже косвенно не связаны с числом 432, конспиролухи обычно подгоняют даже сами числовые значения

    Для особо впечатлительных людей с визуальным типом восприятия записываются “эксперименты” с песком или мукой, наподобие представленного ниже:



    На самом деле фокус доказывает лишь то, что материал резонирует на на нужной “исследователю” частоте. При этом заявляется, что правильные геометрические формы — суть неизученные наукой явления связанные с “божественной частотой”.

    О причинах, по которым технология внедрения мифа в массовое сознание хорошо работает, можно писать книгу. Я усматриваю несколько причин, которые особенно хорошо подходят для России. Снижение уровня школьного и прочего образования, на фоне массовой потери интереса к обучению. Практически всё для того, чтобы распознать чушь, есть в школьной программе, но у учащихся нет мотивации к запоминанию, а у преподавателей инструментов для развития мотивации.

    Коммерческая раскрутка оккультных и эзотерических верований через СМИ, обилие контента в сети. Сюда легко отнести многочисленные “реалити”-шоу и даже целые телеканалы в кабельном вещании, которые пропагандируют псевдонауку и эзотерическое мракобесие. Деньги не пахнут, и ради рейтингов на благодатную почву атавизмов русского языческого мировосприятия падают зерна “тайных оккультных парадигм”. Аналогичная ситуация эхом развивается в рунете, где каждый 10-й видеоблоггер скоро станет “просветленным”, “всевидящим”, “святым”, достигшим нирваны через постижение таинств “великой и всеблагой” частоты 432 Гц.

    Недоверие к науке и сомнение в научных авторитетах. Сложность современных научных открытий и разработок, неспособность их понять без достаточного уровня знаний, вызывают массовое недоверие к науке, снижая авторитет ученых в глазах широкой общественности. В поисках доступных и понятных мировоззренческих ориентиров, многие люди начинают смотреть на реальность через розовые оккультно-эзотерические призмы.

    Итог


    Предлагаю читателям самим подвести статистическую черту под моими рассуждениями и принять участие в опросе, который размещен ниже.

    Немного корпоративной джинсы.

    В нашем каталоге есть музыкальные инструменты и аппаратура для создания музыки. Почти все инструменты можно настраивать, используя в качестве эталона любую из понравившихся вам частот, в том числе 421,6 Гц, 422,5 Гц, 435 Гц, и, конечно, святые 432 Гц и зловещий стандарт 440 Гц.


    Кроме того напоминаю, что с 10 по 12 ноября в Москве пройдет Moscow Hi-End Show — выставка традиционно представляющая лучшее из того, что есть на аудиорынке: современные АС,
    портативную аудиоэлектронику, проигрыватели винила, домашние решения для AV и др.

    Гостей столицы ждут комфортные номера отеля Holiday Inn Tagansky.

    В шоу принимают участие производители и дистрибьюторы High End Audio из России и зарубежных стран, будет работать винил-бутик, пройдут семинары для пользователей и живые концерты.
    Вход на выставку бесплатный.
    График работы:
    10 ноября: с 12 до 20 часов
    11 ноября: с 11 до 19 часов
    12 ноября: с 11 до 17 часов
    Получить пригласительный билет
    Подробнее о выставке

    В материале использован фотоконтент ask.audio
    Какая из причин является основным фактором развития массового увлечения псевдонаукой и эзотерикой в России?

    Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

    Pult.ru 110,43
    Крупнейшая сеть Hi-Fi, High End в России
    Поделиться публикацией
    Комментарии 193
    • +9
      Какая из причин является основным фактором развития массового увлечения псевдонаукой и эзотерикой в России?

      Очевидно же.
      • +4
        Следовательно, необходима пропаганда научной картины мира.
        • +4
          Идиот, владеющий научным инструментарием опасен вдвойне!
        • 0
          Соглашусь и добавлю, что возможность получить хорошее образование не спасет ситуацию.
          • +1
            Уменьшение финансирования образования, науки и центров технического творчества таких как станции юного техника при СССР.
            Сейчас потихоньку увеличивается финансирование ЦМИТов что не может не радовать.
          • +1
            Я усматриваю несколько причин, которые особенно хорошо подходят для России. Снижение уровня школьного и прочего образования, на фоне массовой потери интереса к обучению. Практически всё для того, чтобы распознать чушь, есть в школьной программе, но у учащихся нет мотивации к запоминанию, а у преподавателей инструментов для развития мотивации.
            Я слышала рассказы про неправильность частоты ноты «ля» в конце восмидесятых… так, что сдается мне дело в общем то не в уровне образования…
            • 0
              Проблема же не в существовании маргинальных «теорий», а в их популярности
              • 0
                Любая теория имеет шанс стать популярной. Вопрос в том, как и кто ее будут продвигать.
              • +1
                Может, что-то в консерватории подправить?
                • +2
                  Угу...
                  Пулемет на крышу поставить, что бы консервы не воровали...
              • +8
                Врачи выписывают всякую непонятную хрень, физики и математики с аспирантурами за плечами молятся на заряженную воду, население верит в любое распиаренное, грамотно и просто поданное г-но, постоянно вещающее с экранов и приёмников. Вот у человека есть точка зрения, если противопоставить научное утверждение его точке зрения, человек не полезет проверять пересчитывая много букаф и формул, он полезет в «авторитетные источники», если их точки зрения совпадут (хотя бы частично), то любая наука будет слита в унитаз. А если «авторитетные источники» сами придут к жаждущему, то он тут же примет их как истину, ведь научные статьи закрыты, платные, сложные. А тут на тебе, я про это уже слышал, от Васьки из второго подъезда. Это ещё двадцать лет назад обсуждали! Врачи у нас тупые, выписали какую-то хрень с непонятным названием за 5000 на фирменном рецепте, а Бабушка моя эти алтайские травы вёдрами всё время покупает, нахваливала, соседки тоже. Вчера внучек читал учебник, там такое написано, чему их учат! Нет внучек, всё было не так. В наши времена… Чему доверять? В итоге люди доверяют самому доступному, распиаренному, принятому массами. А чему верит большинство, то и будет правдой, будь хоть трижды лажа.
                • +3
                  Фундаментальный вопрос рационалиста — что я знаю и почему я думаю, что я это знаю?

                  — hpmor

                  ;-)
                  • 0
                    Тоже пришел на ум данный портал и вспомнился ремейк на ГП оттуда. =)
                  • 0
                    В итоге люди доверяют самому доступному, распиаренному, принятому массами. А чему верит большинство, то и будет правдой, будь хоть трижды лажа.
                    Отличный аргумент общества плоской Земли!
                  • 0
                    Люди любят обманываться
                    • +1
                      И в этом нет ничего плохого.
                      Любое даже самое простое явление при внимательном рассмотрении специалистом выходит за грань понимания обывателя. Вероятно вы тоже ошибаетесь в каких то нюансах.
                      Просто надо понимать что все рассказы сильно упрошены и додуманы.
                    • 0
                      Рекомендую на тему «432 Гц» еще этот ролик Адама Нили www.youtube.com/watch?v=EKTZ151yLnk.

                      Еще потенциально флеймогенная тема — так ли хороша равномерная темперация, которая в наше время стала стандартом? Литература, к примеру — www.amazon.com/Equal-Temperament-Ruined-Harmony-Should/dp/0393334201
                      • 0
                        Где музыка, которая раскрывает преимущества неравномерной темперации? Надо, чтобы бескомпромиссном строе звучало круто, а в равномерном заметно хуже.
                        • 0
                          Могу сказать за живые выступления: на практике неравномерность в звукоизвлечении музыкантов вносит куда большую погрешность в точность извлечения нот, чем изменение строя.

                          Хоть какую-то разницу можно услышать в микротоновой музыке, особенно в произведениях, где микротональщик играет под равнотемперированный аккомпанемент.
                          • 0
                            Микротональщик, играющий под равнотемперированный аккомпанемент, — это почти любой эмоционально поющий вокалист.

                            Мажорный аккорд без погрешностей равномерного строя сильно напоминает звучание квинтов на электрогитаре с перегрузом.
                      • 0
                        Какая из причин является основным фактором развития массового увлечения псевдонаукой и эзотерикой в России?
                        Во все времена и во всех странах, такое случается периодически, начиная с плоской земли на черепахах, и заканчивая любым бредом в любом современном обществе. В каждом конкретном случае уверования в некую псевдотеорию своя причина и нет смысла все огульно подводить под одну черту.
                        • 0
                          Может это тоже навязанное заблуждение, но мне кажется народ целеустремленно делают тупее. Навязывание религии, ослабление образования, трэш в сми и т.п.
                          • +3
                            Если честно, наблюдается это много где и мне видится за всем этим не рука заговора, а простые но губительные закономерности. Образование тяжело поддерживать на уровне при постоянно растущей сложности нашего мира (с каждым годом все больше и больше знаний вокруг нас), в итоге в погоне за новым теряется и старое. Телешоу прибыльнее делать тупыми и/или мистическими чем научными, люди хотят расслабляться за телевизором. Есть редкие примеры удачных околонаучных шоу, но их количество критически малое. Религия всегда была популярной, но вот тут да, в некоторых странах видна и умышленная пропаганда.
                            • 0
                              И что, что мир становится сложнее? Идея насильственно запихивать в людей как можно больше знаний об окружающем мире изначально была обречена на провал. Лучше бы вместо этого объясняли, в чём суть научного познания, и почему нельзя никак иначе.
                              • 0
                                Научному познанию хорошо если лет 300) До этого человечество тысячелетиями жило по-другому. Так что еще как можно жить «иначе»)
                            • 0
                              Никто его не делает тупее намеренно. Религия, в особенности насаждаемся ЗАО «РПЦ» — инструмент власти, влияния. Образование ослабляется просто потому, что правительству начхать на него, отсюда «денегнет», хреновая организация процессов итд. А СМИ намеренно опускаются до самого низа для того, чтобы гарантированно зацепить как можно больше аудитории. Им не нужно вам что-то навязывать, им только требуется, чтобы вы тырились в телек как можно больше и рекламу потребляли.
                            • +2

                              Ради интереса недавно искал готовые цифровые XLR кабели (ну и вообще интересовался, подойдёт ли обычный балансный кабель для цифрового звука). Каково же было удивление, что аудиофилы добрались и до этой ниши, предлагая кабели за 15круб за погонный метр, зато с отсутствием скин эффекта… Мне кажется это никогда не победить.

                              • +1
                                Частоты дискретизации выше 48 кГц для хранения звука тоже являются последствиями аудиофилии в плохом смысле. Бесполезные для звука частоты 96 кГц, 192 кГц есть в индустриальных стандартах для бытовой техники. И даже было выпущено огромное количество оборудования, которое их поддерживают. Цифровой аудиофильский кабель меркнет на фоне глобального фейла электронной индустрии всей планеты.
                                • +4

                                  Запас нужен для обработки и комментарии, отсутствия алиасинг-эффекта, иначе цифровой сигнал легко загадить. Оверсемплинг применяется сплошь и рядом.

                                  • 0

                                    … но не обязательно же его хранить в таком виде.

                                  • +3

                                    Частоты дискретизации 96кГц и 192кГц хороши тем, что позволяют применять входной фильтр нижних частот с относительно пологим спадом АЧХ, ведь образуется "зазор" между полезными частотами (20кГц) и частотой Найквиста (48кГц или 96кГц, например).
                                    Ну, а хранят в таком виде просто для того, чтобы лишний раз не перекодировать: всё же, совсем без потерь этот процесс тоже не проходит.

                                    • 0
                                      Внутренняя кухня ЦАП и АЦП со всякими оверсемлингами, цифровыми и аналоговыми фильтрами — это совсем другой вопрос. Преобразование там может быть сколь угодно точным какими угодно методами. Эта точность и должна быть указана в характеристиках АЦП и ЦАП. А частота дискретизации входных и выходных цифровых данных вообще ничего не говорит о потерях в звуке, пока она хотя бы в 2 раза выше 20 кГц.
                                      • 0
                                        Вообще тут такое дело, восстановить исходную форму звуковой волны лишь ТЕОРЕТИЧЕСКИ можно до частоты найквиста, а в реальности искажения формы начинаются гораздо раньше, и при приближении частоты к частоте найквиста чтобы восстанавливать исходную форму сигнала требуется очень много вычислительных ресурсов. Оверсемплинг ЦАП необходим только для того чтобы эти вычислительные ресурсы не ушли впустую. Поэтому проще поднять планку и использовать методы попроще.
                                  • 0

                                    Это банальное разделение рынков. Чтобы снимать сливки и с тех не многих кто может платить и с массового покупателя.


                                    Аудиофилизм тут не при чем

                                  • +3
                                    Признайтесь, сколько заплатили вам Рокфеллеры за эту статью?!
                                    • +8
                                      К сожалению нисколько, но если у них есть такое желание, я с радостью приму вознаграждение.)
                                      Господа Рокфеллеры, при необходимости готов дать номер счета для перечисления средств.
                                    • +2
                                      У человеков два вида интеллекта — один ответственен за выживаемость в стае, так называемый социальный, другой — за творческие способности. Айкью измеряет первый вид, для второго необходимо хорошее развитие разделов мозга, ответственных за абстрактное мышление. Часто, например в этой стране, это вредно и снижает шансы оставить потомство.
                                      Глупость, неграмотность, мракобесие делают человека успешным. Девушкам нравятся молодые, чуть пьяные и наглые. С ними они совокупляются с удовольствием, не понимая, что эти чебурашки неизбежно превратятся в тупых алкашей.
                                      ВСЕ звуки равноценны. 440 гц — половина длины волны 19 см, что соответствует расстоянию между ушей среднего европейца. Лучше запоминается.
                                      Обычный темперированный строй вызывает некоторые нарекания у профессиональных музыкантов. Гитару, например, нельзя настроить точно. Проводились многочисленные исследования и эксперименты. Самым лучшим был признан строй (тоже темперированный), в октаве которого 128 звуков. Был даже построен рояль. Как на нем играть непонятно.
                                      Однако цифровые технологии это позволяют — записываешь пресеты и т.д… Вот только оценить некому, разницу могут ощутить очень немногие.
                                      • +1
                                        «440 гц — половина длины волны 19 см» — это для какой среды? В воздухе скорость звука 343 м/с. 343/440 = 78 см. Половина длины волны будет 39 см.
                                      • +2
                                        Проголосовал как «Свой вариант».

                                        Я-бы разделил «низкий уровень образования» и «отсутствие мотивации учащихся и студентов», по моему это разные пункты.

                                        И как свой вариант ответа выбрал-бы:
                                        Низкий уровень образования + Пропаганда оккультизма, магии и эзотерики через СМИ и интернет + Падение авторитета научного знания + религиозное мракобесие.

                                        Т.е. если о мотивации студентов я ничего не знаю, мотивации у учащихся до определённого возраста обычно вообще нет, если нет внешнего «мотиватора»,

                                        то совокупность вышеназванных факторов вероятно ответственна за цветение идиотизма «пышным цветом мухомора».

                                        • 0

                                          Но сама по себе история с принятием единого эталона очень интересная. Получается, что сейчас, например, произведения Моцарта из-за этого звучат на полтона выше, и солистам труднее ноты вытягивать.


                                          Несколько лет назад читал об этом в книге David Byrne: https://en.wikipedia.org/wiki/How_Music_Works
                                          Очень много интересного о музыке, как она устроена, о нотах, пентатонике и тому подобном.
                                          Но ни слова о мистических свойствах 432 Гц я там не встретил)

                                          • +1
                                            Да, совершенно верно. Известны случаи так называемой музыкальной реконструкции, например запись реквиема Моцарта Государственной капеллой под управлением Алмазова (если не изменяет память). Писали в Республике Беларусь в Полоцком софийском соборе, строй понижали в соответствии с камертоном Штайна, кларнеты заменили на бассетгорны (ибо Моцарт кларнеты не использовал) и бухали перед записью как музыканты 18-го века))).
                                            • +2
                                              ой уточните? чё там делали музыканты перед записью? я потерялся в догадках куда ударение поставить. Спасибо за статью
                                              • +5
                                                Нажирались они изрядно, чуть Страдивари хвалёного не поломали, на которой первый скрипач играл. Про эту запись капеллы много баек ходит. Например по одной из легенд в domine jesu christe если очень внимательно прислушаться к хору на теплой ламповой высокодуховной аппаратуре оснащённой фрактальными диффузорами, то кристально чистые женские голоса в место повторяющихся:«Quam olim Abrahae promisisti», поют что-то вроде «по воле партии за обе сиськи», и по той же легенде запись именно этой части реквиема была несколько затянута. Скрипачи ржут и играют, а у духовых возникают ощутимые проблемы ибо смеяться и и играть, например на бассетгорне, очень тяжело.
                                                • 0
                                                  Нашел пост от 24 мая 2015 с этой эпохольной записью 1994-го года, выложили в Вк.
                                                  Если внимательно прислушиваться к хору в domine jesu christe, местами «за обе сиськи» вполне можно расслышать, ну или это иллюзия восприятия. Легенда передана со слов одного из участников записи.
                                                  • +1

                                                    За ссылку — отдельное спасибо! И за легенду :)

                                                    • 0
                                                      Если бы это произведение (в любой записи) было достаточно популярно среди широких масс, то по количеству misheard lyrics оно бы уделало практически все нынешние хиты и шлягеры. Мне, например, там в одном месте отчётливо слышится фраза по-русски «люди, танки...», всякий раз приходится вздрагивать и прилагать определённое ментальное усилие, напоминая себе, что нет, это не героический опус про ВОВ.
                                                      • 0

                                                        Так на этом эффекте основано целое направление "переводоа" иноземных музыкальных произведений, когда на аутентичный звукоряд накладывается видео с картинками и текстом, соответствующими созвучным исходному тексту словам на другом языке.
                                                        В результате "So what” Металлики превращается в "завод", "Молитва" из одной песни с Евровидения — в "Моль и два", и так далее.
                                                        Примеры подобного творчества в изобилии представлены на ютубе.

                                                        • 0
                                                          Это понятно, но хохма легенды в том, что они это якобы пели на самом деле, что и вызывало безудержный рогот со стороны музыкантов мешавший процессу записи.
                                                      • 0

                                                        У меня обычные наушники и звуковая карта, поэтому услышал только "по воле партии". Но расслышать теперь не могу)))

                                                      • +1
                                                        блин, вы лучшие. Единственные посты про аудио на гиктаймс которые я могу читать, за фрактальные диффузоры отдельное спасибо:)
                                                        • 0
                                                          Знакомый из хора Большого театра рассказывал, они все поют «коровьи сиськи». Всё равно никто не отличит.
                                                  • +1
                                                    Спасибо автору! Очень интересный пост. Хотя к музыке имею исключительно потребительское отношение, для меня было интересно узнать о таком мифе. Один только вопрос у меня возник. Вы так хорошо обрисовали картину здесь, среди людей для которых, как вы выразились «бред очевиден». Ну а на «оккультно-мракобесных источниках» вы пытались донести свою мысль? Или хотя бы с тем собеседником? Спорить то конечно бесполезно, то постараться аргументировать — это другое дело. Как говорится не здоровые, а больные нуждаются во враче)
                                                    • +2
                                                      С собеседником — беседовали. Я сбросил ему ссылку на материал и немного подискутировал в сети. Не уверен, что его впечатлило, скорее всего он подумал, что мне платят Рокфеллеры)), но виду не подал, был корректен и предпочел остаться при своём мнении. Относительно мракобесных ресурсов, не уверен, что это будет работать ибо отмодерируют за нелояльность к ЦА очень быстро.
                                                      • 0
                                                        Неожиданно вчера вечером в одном видео нашел ответ на заданный вами вопрос о причинах «массового увлечения псевдонаукой и эзотерикой». Там говорилось о так называемой «неосознанной жизни». Ты следуешь большинству или каким-то традициям не задумываясь. И это не зависит от уровня образованности или среды обитания. Просто так легче. Человек решает какие-то свои проблемы, дела, а над вещами посторонними/слишком сложными/привычными ему думать некогда да и не хочется.
                                                        • 0
                                                          Все гораздо проще.

                                                          Для того, что бы всерьез заниматься физикой и хоть немного аонимать в современных тенденциях — надо изучить чертову прорву высшей математики и еще большее количество физики от Ньютона, до Эйнштейна. А потом изучить современную математику и современную физику.

                                                          Это под силу очень немногим людям, большая часть не имеет ни достаточно ума, ни достаточно образования для того, что бы просто понимать масштабы — насколько это все сложно, а уж что бы разбираться в современной науки — даже речи не идет.

                                                          Зато в псевдонауке ничего знать не надо, там никакой математики — все очень «просто и доступно». Ессно — человек будет «верить» в то, что ему легче понять, эффект Даннинга-Крогера в действии — наглядный пример.
                                                          • 0
                                                            Не совсем согласен. Вы выразили ту же самую идею (люди любят там, где проще) но добавили про недостаток ума и образования. С образованием согласен, но это все та же историю — это сложно.

                                                            А вот недостаток ума вещь спорная. Что такое, по вашему, «достаток ума»? Некоторая способность мыслить так, как не могут другие, дарованная свыше? Ум человека — вещь во времени не постоянная. Это как мышцы — можешь быть сильным или слабым, и переходить из одного состояния в другое. Усердно занимаешься — развиваешься. А усердие зависит от желания. А желание приводит нас обратно к тому, что человек просто хочет жить проще.

                                                            Даже в упомянутом вами эффекте Даннинга-Крогера фигурирует уровень квалификации (т.е. образования), но никак не некоторая постоянная интеллекта.
                                                            • 0
                                                              Недостаток образования — обычно коррелирует с недостатком ума, буквально. То есть мозг выполняет свои когнитивные функции — на слишком низком уровне. Можно много рассуждать о политкорректности, альтернативной одаренности и тд тп — но бесполезно отрицать простой факт: есть люди, которые не страдают от всяких выдуманных псевдозаболеваний — они просто тупые.

                                                              И нет, ум невозможно натренировать. Можно наловчиться решать определенные головоломки быстрее других, но количество нейронов и связей между ними — кардинально не изменится, мозг — не мышцы, он работает по другому и подобные аналогии неуместны.
                                                              • 0
                                                                Насколько велика разница в количестве нейронов и их связей между умными и тупыми людьми? Ну чтобы мне знать, кого называть тупым)
                                                                • 0
                                                                  Вам для каких целей? Просто постебаться? Тогда ничем не могу помочь.
                                                                  Если хочется объективности — обратитесь к профессионалам, попросите оценить скорость обучения.
                                                                  • 0
                                                                    Конечно не для стеба. Просто пришла такая мысль:

                                                                    Давайте сравним мозг не с мышцами а с компьютером (что вроде бы более корректно). 2 ПК — один мощный, другой средний. И есть программа, которая не требует полных мощностей ни от одного, ни от другого. Соответственно работать будет примерно одинаково (естественно чуть быстрее на мощном ПК).

                                                                    Теперь. Когда-то человек, умеющий считать и писать считался очень умным. Объем познания и его сложность со временем возрастают. Но вот в чем вопрос: достигли ли они сейчас такого уровня, чтобы различия в нейронах играли значительную роль, отодвигая в сторону желание и усердие индивида?

                                                                    Средний компьютер не потянет мощную программу. Но в обработке средней программы разницы практически не будет.
                                                                    • 0
                                                                      Только речь идет про современную физику, а она вся построена на высшей математике. Коспироложцы математику не тянут.
                                                                      • 0
                                                                        Мы вернулись к тому с чего начали. Вы говорите — не тянут, я говорю — не хотят, не делая предположений об их умственных способностях. Видимо, на этом и разойдемся.
                                                                        • 0
                                                                          То есть аудитория рен-тв — «не хочет»? :)
                                                                          Ну-ну))
                                                                          • 0
                                                                            Ну возможно «не хочет» — не совсем правильное формулировка. Скорее не задумываются. Но это не значит, что не могут.

                                                                            Или вы действительно считаете, что если взять некоего Васю, который смотрит Рен-Тв, отвести его от телевизора и внятно предоставить ему факты, объяснить доступным языком, то он не поймет?

                                                                            Конечно, это произойдет не сразу, и Вася возможно даже будет сопротивляться, но это опять же не вопрос интеллекта, а дело привычки.

                                                                            В конечном итоге, если Вася захочет узнать, в чем он был не прав, и приложит усилие, он поймет, в чем ошибался.
                                                                            • 0
                                                                              Что он поймет? Что ему надо изучить высшую математику? Да у него голова заболит от одного взгляда на вузовский учебник.
                                                                • 0
                                                                  По поводу количества нейронов — соглашусь, относительно связей — далеко не факт. Формирование нейронных связей лишь отчасти происходит перинатально и обусловлено генетически. Опыт ключевой момент в их развитии. Известно, что формировать новые нейронные связи в зрелом возрасте тяжелее, чем в детском, но это отнюдь не означает — невозможно совсем.Если упрощённо, то при определённых условиях из «Васи», теоретически, можно сделать математика или физика (хотя бы на уровне младшего научного сотрудника), ведь рен-тв не превращает человеческий мозг в обезьяний на анатомическом уровне, а лишь на уровне обратимых физиологических процессов. Вот тут ключевыми моментами как раз и являются мотивация, социальные условия и методы обучения.
                                                                  • 0
                                                                    Рен-тв не превращает людей в идиотов, просто идиоты его изначальная аудитория. И умнее они точно не становятся от просмотра этого канала, он не мотивирует изучение наук, не развивает коннитивные функции мозга и тд тп.
                                                                    • 0
                                                                      умнее они точно не становятся от просмотра этого канала, он не мотивирует изучение наук, не развивает коннитивные функции мозга и тд тп.

                                                                      С этим, собсна, никто не спорил.
                                                                      Рен-тв не превращает людей в идиотов,

                                                                      Конечно, но способствует тому, что «неидиоты» теряют правильный вектор развития и мотивацию.
                                                                      У меня ощущение, что вы Константин, нивелируете значимость постнотального развития интеллекта и считаете, что всё детерминировано наследственными признаками, но это не так. Условия, обучение, воспитание играют не меньшую, а возможно большую роль в интеллектуальном развитии. Грубо — не способны развиваться только люди с органическим поражением структур коры (врождёнными например, гидроцефалия какая-нибудь, с образовавшейся впоследствии кистой на том месте где должны быть борозды и извилины) или с комплексом соматических патологий, которые не оставляют индивиду сил и(или) времени на развитие. Мне не доводилось встречать информацию о генетически обусловленном слабоумии (предрасположенность — да, но не обусловленность). Вот психи бывают, шизофреники например типичный пример, но не олигофрены.
                                                                      • 0
                                                                        *о генетически обусловленном слабоумии, кроме органических дефектов, которые сравнительно редки.
                                                                        • 0
                                                                          Пределы возможностей мозга, заложенные генетически — чрезвычайно сложно переступить. И, даже прилагая большие усилия, отдача будет сравнительно невелика, хотя и заметна. Но я очень сильно сомневаюсь, что аудитория подобного конспироложества и каналов типа рен-тв — сильно мотивированная на развитие своего умственного потенциала. Подавляющее большинство его зрителей, совершенно не интересуются возможностями развития своего интеллекта, вектор их интересов направлен исключительно на развлечения и потребление. При этом не обязательно они все слабоумные, просто люди с интеллектом не выше, а чаще заметно ниже среднего, никаких патологий, все в пределах нормы, но ближе к ее нижней границе. Исключений довольно мало.
                                                                          • 0
                                                                            И тут почти со всем соглашусь, особенно про потребление и гедонизм. Но, измерить интеллект мы можем только с использованием высокоформализованного тестового материала (ну там, начиная от Амтхауэра, заканчивая проективными матрицами Ровена). Даже если учесть, что эти методики точны в достаточной степени, а понимание интеллекта является статичным и общепризнанным (что к несчастью пока не так), исходя из данных о возможности обучения интеллект способен развиваться за счет приобретения того или иного опыта. Бесспорно мозги у людей не одинаковые и их возможности тоже, но пределы возможностей развития мозга (вне патологических ограничений при органических дефектах) и интеллекта как комплексного проявления высшей нервной деятельности пока никем не определены.
                                                                            Вот вопрос с мотивированностью — другое дело и тут ваши сомнения более чем обоснованны. Но средства пропаганды и (или) информационного влияния могут быть использованы в разных целях.
                                                                            • 0
                                                                              Эти сложные измерения нужны только тем, кто их исследует и изобретает. Или в психиатрии, для изучения патологий. В реальной жизни, когда у всех все в пределах нормы — точное взвешивание интеллекта, до долей грамма, не требуется, достаточно грубой оценки по способности обучаться.

                                                                              Для оценки ума (упрощенно) аудитории рентв и тп — сложные тесты на нужны, особенно если нет необходимости быть политкорректным. Поскольку мы тут не политикой занимаемся, можно смело обобщить — она тупая. Исключений мало и на статистику они не влияют.
                                                        • 0
                                                          А 432-альтернативщики предлагают для сравнения послушать записи музыки со строем «432»? или среди них нет НИ ОДНОГО музыканта? Некому записать?
                                                          А хоть один из них знает, как настраивается оркестр? Народники настраиваются на баян, потому, что он сам НЕ настраивается. Частота может сильно гулять от инструмента к инструменту. Симфонический настраивается по гобою. А уж на что настроен сам гобой…
                                                          Подозреваю, что среди плоскоземельщиков нет астрофизиков, летчиков, космонавтов и даже математиков.
                                                          Все — от невежества.
                                                          • 0
                                                            Достаточно замедлить музыку на 1,8%, и получится строй «432».
                                                            • 0
                                                              Нет. Темп тоже замедлится.
                                                              • 0
                                                                Ну, можно еще понизить тон, не замедляя темпа.
                                                            • 0
                                                              Баян — настраивается… Но один раз — на заводе… И потому, его звучание зависит от температуры, влажности, положения звезд, настроения баяниста и кучи других параметров. Собственно, единственно правильный вариант — настраиваться по инструменту, который сложнее всего настроить перед выступлением. Или по тому, кто не умеет настраиваться. Съехавшую Ля просто так, без наличия оборудования или инструмента для прямого сравнения, сможет услышать… человек 10-15 на Земле… А вот что у контрабаса и рояля Ля разные — может услышать уже довольно заметный процент населения. (например, я, хоть ничего похожего на абсолютный слух у меня нет, но я, опять же, буду слышать, что кто-то фальшивит, а вот кто именно — не определю)
                                                              Видео со сравнением одной и той же музыки с Ля 432 Гц и Ля 440 Гц — в сетях есть в количествах. Разницу при прямом сравнении — слышно. 432 Гц субъективно с моей точки зрения звучат чуть приятнее. Но, скорее всего, при настройке под Ля 440 Гц просто менее точно настроили остальные ноты, или вообще их не перенастраивали.
                                                              • 0
                                                                Я слушал такие записи, вернее одну. Действительно, разница слышна. Проверил не самовнушение ли это с помощью программы гитарного тюнера для смартфона. Да, действительно запись была построена от Ля на 432 Гц (программа позволяла выбрать значение Ля произвольно). Подозреваю, что сделать подобную запись не так уж и сложно. Есть программы для повышения/понижения тональности мелодий без изменения темпа.

                                                                • 0

                                                                  Слышна-то слышна, но была ли эта запись лучше обычных?

                                                                  • 0
                                                                    Это очень субъективно. Мне звучание показалось мягче, но из-за чуть другой тональности или результата обработки звука фильтром, который пересчитал тональность сказать затрудняюсь. Дал маме послушать не раскрывая сути «магических 432 Гц» — ей не понравилось.
                                                                    Думаю, следующий шаг по раскрытию всемирного заговора по музыкальному промыванию мозгов надо признать использование равномерно темперированного ряда и использование в музыке терцевых созвучий, дескать неточное попадание нот в естественные интервалы и использование ранее считавшихся диссонансными созвучий вызывает разжижение головного мозга, волчанку и непереносимость глютена :)
                                                                • 0
                                                                  Есть такие записи на youtube (например, Шопен — watch?v=3mi145S-HfQ), слышал их и вживую. Например, некоторые электронные пианино можно парой нажатий кнопок перенастроить на 432, гитару тоже довольно просто перенастроить. Первые пару минут звучит так, будто инструмент не строит, потом привыкаешь. Какой-то целебной силы или божественного просветления от прослушивания и игры в этом строе не ощутил.
                                                                • 0
                                                                  Наркотики. После изрядной дозы чего попало, верится во все, что ни попадя.
                                                                • –4
                                                                  Больше антинаучных мракобесов своим снобизмом и мессианством бесят борцуны с мракобесами, которые по уровню идиотизма ничем не уступают лжеученым. Это как теория о плоской Земле, это же полный идиотизм, но еще большим идиотизмом это пытаться доказать обратное. Это не предмет дискуссии это предмет лечения в психоневралогических клиниках. Как говорится никогда не спорьте с идиотами, они опустят вас до своего уровня и задавят опытом. В данном случае обе стороны споров находятся в равных условиях.
                                                                  • 0
                                                                    Людям всегда хочется чего то такого-этакого. Кстати, чаще этого хочется именно образованным (точнее учащимся). Какой студент хоть краем глаза не глянул в книги Блаватской и ей подобных? Кто в школьном возрасте не интересовался НЛО и снежными йетями? Это нормально. В молодости.
                                                                    Тем более музыкальные мифы, доступные пониманию только имеющими хоть какое то представление о музыке, что предполагает образование или самообразование.

                                                                    И, да, часто мифы распространяют люди, которые в них не верят. Просто каждой сфере положены свои легенды. Технарям про Теслу, гуманитариям про Шамбалу, музыкантам про ноту Ля и «коричневый звук», прости господи (if are)
                                                                    • +1
                                                                      Разница между 440 и 432 навскидку примерно треть полутона. Если взять, например, гитару то без камертона или образца я её настраивал с точностью 1/4-1/5 полутона, но это я делал почти каждый день, это очень знакомый инструмент и это я пытался настроить правильно. Большинство моих знакомых без камертона настраивали менее точно, так что почти уверен, что значительная часть (настраиваемых) инструментов звучит дома и на репетициях черт знает где. Да что там на репетициях! Если на концерте в группе нет чего-то константного (синтезатор, например), то зачастую там плюс-минус четверть тона ошибка запросто бывает.
                                                                      Из слушателей разницу между 432 и 440 заметит примерно 1 из 100.
                                                                      • 0
                                                                        Ну для настройки тюнеры общемта существует — дешевая и очень эффективная замена константному синтезатору и камертону. Относительно отличия на слух полностью согласен, хотя возможно даже не из 100, а из 1000.
                                                                        • 0
                                                                          Сахаров (который физик академик) писал, что его отец был музыкант, имел абсолютный слух и после замены в 39-м году строя на этот самый 440-герцовый — просто физически страдал.
                                                                          • +1
                                                                            По всей видимости и Верди страдал, и многие другие, что и явилось на тот момент рациональным зерном в сопротивлении новой стандартизации. Проблема ведь не в том сколько Герц, а в том, чтобы стандарт был один, а не 10.
                                                                        • 0
                                                                          Гм, я, разумеется, не музыкант, а просто бренчу на гитаре. Но гитарки настраиваю на слух с разницей не хуже 1/4 герца, а не 1/4 полутона. Это же очень просто проверить — взяли две гитары (настроенные независимо), дернули обе за первую струну и посмотрели частоту биений.

                                                                          Разницу в 8 герц на одном инструменте заметят лишь музыканты. Но если у вас две гитары расстроены на 8 герц — это заметят все.

                                                                          Собственно идеальная настройка для гитары — это не 440 герц, а под резонансные частоты корпуса. А они — ниже. Не мерял насколько, но 432 герца (треть полутона от камертона) очень похоже на истину для гитары обычного размера. Размеры инструментов не сильно менялись за столетия, так что скорее всего и остальные лучше звучат при более низкой настройке.

                                                                          Ну и разумеется, равномерно темперированный строй — хорош лишь в теории. когда вы равномерно играете в 24 тональностях. А когда у вас один ля-минор -лучше сделать строй под него.
                                                                          • –1
                                                                            Собственно идеальная настройка для гитары — это не 440 герц, а под резонансные частоты корпуса. А они — ниже. Не мерял насколько, но 432 герца (треть полутона от камертона) очень похоже на истину для гитары обычного размера.

                                                                            Вообще, похоже на правду. Я давно заметил, при настройке на слух тоже не дотягиваю до 440, и темперация получается далеко не равномерная.
                                                                            • 0
                                                                              Размеры инструментов не сильно, но заметно менялись. Сравните современную гитару и испанку 18-19 веков, последняя физически меньше. А сейчас вообще грабли у человеков стали крупней вслед за общей акселерацией
                                                                              • 0

                                                                                Если честно, то я сильно сомневаюсь, что у вас получается настроить независимо две гитары с точностью до 1/4 герца. Да, проверить это можно по частоте биений, которая будет для близких частот примерно равна их разнице. Для независимо настроенных на слух инструментов период биения в 4 секунды это прям "вау". Я когда в пределах одной гитары настраиваю пятую струну по первой или первую по пятой по резонансу третьей гармоники или по натуральному флажолету на 7 ладу, то делаю специально биения в 3 секунды (потому что квинта не ровно 1/3 грифа). У тюнеров, кстати, точность ниже. Но это на инструменте, где я точно знаю, что лады и флажолеты прям отъюстированы. И то на самом деле чуть сильнее прижать струну и будет куча других гармоник/биений.


                                                                                Резонансные частоты у всех гитар разные и у всех далеко не одна. И учитывая простоту подстройки под любую базовую частоту я сильно сомневаюсь, что мнение гитар в спорах "про ля" учитывается.


                                                                                Ну и разумеется, равномерно темперированный строй — хорош лишь в теории. когда вы равномерно играете в 24 тональностях. А когда у вас один ля-минор -лучше сделать строй под него.

                                                                                Хм. Я вот этот абзац не понял. "Равномерно темперированный строй" это, наверное, 99% того, что можно услышать в принципе, более того почти вся современная (последние несколько веков, как подсказывает вики) музыка базируется на равномерно темперированном строе из 12 ступеней. И сам термин "ля-минор" имеет смысл в равномерной темперации, но как-то бессмысленен вне её. Может вы что-то другое имели в виду?

                                                                                • +1
                                                                                  Сомневаетесь — приезжайте в Питер и проверьте. Я тоже не верил, что у меня есть слух, пока не настроил две гитарки независимо. Потом взяли их состраивать — а они сошлись.

                                                                                  Резонансные частоты зависят от размера корпуса. А для дешевых гитар он стандартен. Что гиатара 1955ого года, что 1985ого — размеры барабана один и те же. Мензура — чуть гуляет, конечно.

                                                                                  А имел я ввиду нечто вроде расширенного натурального строя (те же 12 ступеней, но неравномерные). Ну так гитарка в ля-миноре приятней звучит, ибо интервалы чистые.
                                                                            • 0
                                                                              Главная причина всяких теорий заговора таких как прививки, форма земли, данный случай и т.д. — это Интернет. Раньше, до эпохи интернета, сумасшедшие люди не имели нормальной возможности объединятся в такие большие группы и так массово распространять информацию.
                                                                              • 0
                                                                                Ещё как имели! Даже места под это специальные были (есть) — соборы / мечети.
                                                                                • 0
                                                                                  Мало. Сколько там народу можно собрать? Ну тысячу… ну две… это не милионная интернет-аудитория.
                                                                              • 0
                                                                                В России довольно «популярно» отсутствие критического мышления.
                                                                                Это удобно людям — можно спокойно держать в голове противоречивые вещи и не чувствовать себя лицемером используя только один из противоречивых аргументов, и умалчивая второй.
                                                                                Это удобно власти — можно вкладывать в головы противоречивые вещи, что по факту блокирует принятие любых важных решений людьми, так как при конфликте люди чаще предпочитают избегание.
                                                                                Это тянется уже много десятилетий.
                                                                                • 0
                                                                                  Это не только в России. Это во всем мире так. Куча всяких конспирологических теорий. И такие теории возникают, как раз, из-за критического мышления, но направленному не в то русло.
                                                                                  • 0

                                                                                    "Это" работает во всем мире. Но распространенность во всем мире разная. Достаточно посмотреть на уровень религиозности в стране — отличный показатель. Или отношение к ГМО...


                                                                                    "И такие теории возникают, как раз, из-за критического мышления, но направленному не в то русло."


                                                                                    Это вы уж слишком необоснованно написали. Звучит как "использование научных методов может привести к возникновению религии".

                                                                                    • 0
                                                                                      Уровень религиозности в России не так уж и высок, даже даже средний по Европе (я уж не говорю про Ближний Восток).
                                                                                • 0
                                                                                  Система советского образования, исключающая критическое мышление? Только вера в партию и победу!
                                                                                  • 0
                                                                                    При всей полит-догматичности советского образования, с точки зрения качества всего остального, годов этак с 60-х оно было вполне себе прогрессивным, особенно если касаться точных наук. Если не изменяет память советское образование хвалил даже покойный Кеннеди (так себе авторитет в педагогике, но был впечатлён).
                                                                                  • +5
                                                                                    А ларчик может очень просто открываться.

                                                                                    Приезжает немецкий камерный состав — настройщик возится, опускает чембало до 436.
                                                                                    Спрашиваю — зачем? Оказывается, что группа деревяшек духовых юзает антикварный комплект, из коллекций каких-то князьёв, и все подобраны под 436, ну о остальная банда под них строиться вынуждена. Так в райдере написано.

                                                                                    Приезжает БСО — за давностью лет могу спутать, но Питтсбургский или Нью-Йоркский, да не суть — настройщик опять копается, поднимает сольный и оркестровые рояли до 441.5. Зачем? А фиг знает, вроде как по какой-то старой традиции, от начала прошлого века, причины которой никто уже не помнит, но в райдере написано.

                                                                                    И такое на моих глазах происходило неоднократно — по младости лет работал в БЗФ, сценическим директором, со всеми гастролёрами, от солистов и до банд — всеми, кто не наши пара академических БСО.
                                                                                    • 0
                                                                                      Не надо ля-ля!
                                                                                    • Аудиофилы, которые платят (и убеждают других платить) лошадиные бабки за провода из какой-то особой «бескислородной» меди и уверящие, что слышат разницу — не сильно отличаются от свидетелей частоты 432Гц
                                                                                      • +2
                                                                                        Ну найдите хотя бы одно место в этом блоге где бы я убеждал кого-то платить за провода лошадиные, козьи или другие бабки, а заодно где я позиционировал себя как аудиофил). Долго придется искать. Хотя можете не утруждать себя, не найдете. Мы никого не убеждаем купить — это делают производители (то, что такой товар есть в нашем каталоге мы тоже не скрываем, как и кабели за 300 рублей, и за 1000, и за 5000) миссия компании предоставлять максимально широкий выбор, для максимально большого количества потребителей. Пиарит, как правило производитель, покупают люди, магазины и торговые сети продают то, на что есть спрос — у них посредническая функция. Если вы спросите у продавца о свойствах товара он расскажет вам то, что пишет о нем производитель, в этом блоге я, напротив, пишу о том, что думаю и знаю, а не то, что хочет вендор или производитель. Не вижу никаких противоречий.
                                                                                        Если короче — вы блогом, часом, не ошиблись?
                                                                                        • найдите в моём утверждении хотя бы одно место, где я бы утверждал, что вы это утверждали
                                                                                          • Всё же любопытно, почему вы приняли на свой счёт то, что не было адресовано лично вам? ;-) Чувствуете грешок на душе? ;-)
                                                                                            • 0
                                                                                              Было адресовано), не нужно увиливать и шить белыми нитками свои неумелые провокации и троллинг образца 2005-го года. В противном случае вы бы писали свой коммент не тут. Так что встречный вопрос: чувствуете грешок на душе?:)
                                                                                              И — нет, не чувствую, так как сегодня исповедовался, причастился, трижды спел осанну аудиобогу на частоте 432 Гц, прогрел и поставил на подставки межблочники для теплого лампового усилителя, поставил винил (280G) Уэйтса и полагаю, что я совершенно безгрешен)))
                                                                                          • –1
                                                                                            Беда этих аудиофилов в другом — в 99.9% случаев у них медведи на ушах потоптались.
                                                                                            Особенно это заметнотна виниловом фронте. Понятно, что для них прямоходные вертушки это недопустимо, и покупают за конские же деньги пассиковый и роликовый хлам, который даже в соврменном исполнении даёт детонацию в проценты(!) — однако не слышат же, в упор не слышат подобных киксов аппарата!
                                                                                            • 0
                                                                                              У этой технологии основная проблема даже не не в детонации, треске и прочих артефактах, а в способе записи и физических ограничениях верности воспроизведения (например низы в моно). Для меня, например, винил — это ритуально-эстетическое увлечение и тип привода имеет второстепенное значение, хотя прямой — бесспорно надёжнее. А вообще- это уже оффтоп.
                                                                                              • –2
                                                                                                Неа, не оффтоп.
                                                                                                Дело ведь не в надёжности или артефактах воспроизводимого винила, а в точности хода аппарата и возможности контроля.
                                                                                                Пример — пассиковые вертушки принципиально не имеют даже примитивного строба, а отклонения, лично мною наблюдавшиеся — именно в процентах шли, 2-3% — да запросто. По стандартной измерительной пластинке ИЗМ — Ля бывала и 428, а после стопа/запуска по новой получал уже 449.
                                                                                                Кстати, проверявшийся аппарат имется в вашем каталоге, стоит под сотню килорублей.)))
                                                                                                • 0
                                                                                                  Кстати, проверявшийся аппарат имется в вашем каталоге, стоит под сотню килорублей.)))

                                                                                                  Ну оффоповее некуда.
                                                                                                  О скорости отдельная тема — прямой привод, естественно точнее.
                                                                                                  О килорублях, у нас достаточно много товаров, которые стоят за сотню килорублей и много других, с более демократичными ценами, но остается не понятным как к этому относится тема поста.
                                                                                                  • 0
                                                                                                    Как к теме поста?
                                                                                                    А очень даже — невежество вкупе с физической ущербностью (отсутствием слуха) плюс заведомо негодный аппарат — вот и причина (одна из самых распространённых) бредогенерации.
                                                                                                    Тут бы я и тролля Лихницкого мог бы припомнить (лично знаком был) — тоже про магию строя рассуждал…

                                                                                                    Но согласен, уходим в офф. Завязываем))
                                                                                                    • 0
                                                                                                      Оффтоп. Лихницкий и про сущностей в лампах любил писать и про магию Telefunken. Что не умаляет его заслуг как инженера. Для совка, то что он разработал — было действительно прорывом.
                                                                                                      • +1
                                                                                                        Люди, лично знавшие его, считали, что это было разновидностью такого троллинга в стиле «так толсто, что даже тонко», не так давно эту тему поднимали в ЖЖ, емнимс
                                                                                                      • 0
                                                                                                        Оффтоп. О людях, которые хвалят «виниловый звук» — вообще отдельная тема, там не медведь наступил, а мамонт по ушам прошелся (это вне зависимости от уровня аппарата или первопрессности пластов — просто технология такая). Это моё субъективное и очень радикальное мнение. Верность воспроизведения в современном понимании и винил — суть две вещи ещё более не совместные, чем гений и злодейство.
                                                                                                        • +2
                                                                                                          Про виниловый звук — категорически согласен.

                                                                                                          Тут дело немного в другом — даже судя по моей не столь обширной коллеции (~1500) — переиздано хотя бы на CD — не более 25%.
                                                                                                          И беда в том, что даже по мелодиевскому каталогу выяснилось, что мастерленты 70-80х годов умерли. Винил остался единственным носителем, который и приходится оцифровывать — себе, для удобства, ну и с народом поделиться всегда можно…
                                                                                            • +1
                                                                                              Век живи, век учись. Только из этой статьи узнал о каких-то мистически-магических свойствах частоты 432 Гц и о нетруёвости 440. Музыкой занимаюсь с дошкольного детства, воспитывался на советской литературе по музыкальной теории коммунизма.
                                                                                              Вот как-то попадалась заметка (да, в солнечные 90-е) почему тональность ля-минор так близка русскому человеку и почему большая часть душещипательных блатных песен именно в ля-миноре. Да — вот там было про мистику/эзотерику. Правильный ответ — по запросу. )
                                                                                              А вот кстати американскому человеку ля-минор не близок.
                                                                                              • 0
                                                                                                Правильный ответ — по запросу.
                                                                                                Уточните, пожалуйста, в какое ведомство подавать запрос и какие документы при этом нужны.
                                                                                              • +2

                                                                                                Просто воздух стал плотнее, из-за глобального приемлемая и прочих козней рептилоидов. Поэтому и приходится менять частоту для сохранения звучания.

                                                                                                • 0
                                                                                                  Не-не! Это секунда плавает туда-сюда из за искажения пространства-времени.
                                                                                                • +1
                                                                                                  Наверное, всё-таки автор, столь рьяно выступающий за точность, не должен допускать фразу:
                                                                                                  Верди единственный композитор, который упомянул строй и частоту 432 Гц в 1900-м году, так как сначала завещал потомкам исполнять его реквием с «ля» частотой 435 Гц в соответствии с французским стандартом 1959 года

                                                                                                  А то ведь очередные «конспирологи» заявят, что Верди и машину времени изобрёл.

                                                                                                  А если серьёзно, то вот такой вопрос. Если композиторы пользовались камертонами с разной частотой и нам известно, с какой именно, то не следует ли, для пущей аутентичности, исполнять произведения этих композиторов инструментами, настроенными именно по этим частотам? Насколько сильно это может иметь значение или «не стоит шкурка выделки»?
                                                                                                  • 0
                                                                                                    А то ведь очередные «конспирологи» заявят, что Верди и машину времени изобрёл.

                                                                                                    Эти могут, спасибо, поправил очепятку.
                                                                                                    • 0
                                                                                                      Про аутентизм уже писал выше. Это к вопросу о скрипках Страдивари, бассетгорнах вместо кларнетов, записи в залах того времени и авторских редакциях произведений прямиком из 18-го столетия. Занимаются таким. Особенно много типа точных реконструкций по Моцарту и Вивальди (по последнему, правда, не знаю о камертоне — сохранился ли). При сравнении разница есть и существенная. Трактовки и интерпретации очень сильно зависят от дирижера.
                                                                                                      • 0
                                                                                                        90% не заметят разницы. 9% услышат фальшиво звучащие инструменты. 1% восхитится аутентичностью.
                                                                                                      • 0
                                                                                                        Видимо, опечатка :1959 года. Абзац про Верди
                                                                                                        • 0
                                                                                                          Добрый вечер!
                                                                                                          На тему как настраивалась нота Ля, советую почитать книгу «A History of Performing Pitch: The Story of 'A'» написанную Брюсом Хайном. На тему темперации Paul Poletti (конструктор клавесинов и копий фортепьяно 18-19 веков). Если вам будет интересно, могу написать пару статей на тему.
                                                                                                          • 0
                                                                                                            Эмм, это тот Хайн, которого издательство «София» издаёт, которое специализируется на Кастанеде и Ошо?
                                                                                                            • 0
                                                                                                              sorry, обманулся — это другого автора там издают, обязательно гляну.
                                                                                                            • 0

                                                                                                              При все уважении к поднятой автором теме и его пощзнаниям. Неужеи нельзя было обойтись без менторско-уничижительного тона? Выж тоже в каких-то сферах не шарите.

                                                                                                              • 0
                                                                                                                Никакого менторского тона, только факты, личное к ним отношение и немного иронии (если ирония была едкой — извините, но иначе — это был бы не пост, а 8 килосимволов политкорректного лицемерия). Я предпочитаю оставить за собой право называть вещи своими именами (бред — бредом, псевдонауку -псевдонаукой и т.п.)
                                                                                                                Выж тоже в каких-то сферах не шарите.

                                                                                                                Бесспорно, в каких-то не шарю. Я и по этой теме не достаточно знал. Но получить достоверную информацию по этой теме — это 10 мин в гугле.
                                                                                                              • 0
                                                                                                                Таким образом, если человек допускает, что волны могут иметь воздействие на организм, он становится маргиналом.
                                                                                                                • +1
                                                                                                                  Нет, общеизвестный факт в том, что волны влияют на организм. Ключевой вопрос в том, как именно проявляется это влияние. Мы видим свет, свет — волна, соответственно световые волны влияют на палочки и колбочки с сетчатке. Под воздействием световых волн длинной 290-310 Нм в коже образуется витамин д 3.Звуковые волны также влияют на организм, так как мы их слышим и мозг способен обрабатывать эту информацию. Радиоволны определённым образом влияют на ткани организма(в зависимости частоты, амплитуды и пр.). Это всё отнюдь не означает, что частота 432 Гц (слышимый диапазон частот) обладает какими-то особыми свойствами.
                                                                                                                • +1
                                                                                                                  >Какая из причин является основным фактором развития массового увлечения псевдонаукой и эзотерикой в России?

                                                                                                                  Не ручаюсь за точность цитаты и не помню, откуда её взял: «У дурака отсутствует целостный механизм познания, поэтому его невозможно логически переубедить.» Может показаться, что это п. 1. опроса («Низкий уровень образования, отсутствие мотивации учащихся и студентов»), но нет. Возможно, образование, выстраивающее и запускающее у индивида этот механизм где-то и существует — не знаю, не сталкивался. А без работающего механизма любое образование превращается в копилку фактов и навыков, в любой момент можно что-то добавить, и оно ни с чем не войдёт в логическое противоречие. Можно одновременно знать, что интернет через спутники и что земля плоская, ачотакова.
                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    «У дурака отсутствует целостный механизм познания, поэтому его невозможно логически переубедить.»

                                                                                                                    Цитата интересна, но о дураках ли мы ведем речь или о технологиях одурачивания?
                                                                                                                    По моему убеждению — скорее второе, так как судя по опыту общения с эзотерически оболванеными гражданами среди них не мало людей которых я бы рискнул назвать не глупыми. В ту же степь аудиофилы и люди с маргинальными взглядами на науку. Год назад был сильно удивлён популярностью «теории эфира» среди совсем не глупых программистов: ейбогу умнейшие кодеры (от мидлов до лидов), с широким кругозором и завидной эрудицией на полном серьезе рассуждают о том, что «эфир» намеренно исключен из таблицы Менделеева, а Эйнштейн редкая сволочь и напакостил науке вредной «продажной девкой капитализма» (С) теорией относительности (хорошо, что не о плоской земле).
                                                                                                                    • +1
                                                                                                                      О дураках ли мы ведем речь — вопрос в каком-то смысле терминологический, ибо термин «дурак» настолько перегружен смыслами, что, в значительной мере, утратил всякий смысл, можно запросто назвать «дураком» как человека с глубокими когнитивными дисфункциями вследствие органических пораженией мозга, так и человека, чьи политические взгляды на данный момент достаточно сильно разошлись с нашими политическими взглядами на данный момент. Автор цитаты определил дурака вот так, и это, по-моему, одно из лучших определений. На человека, обладающего «целостным механизмом познания», не подействуют «технологии одурачивания». Вернее, конечно, подействуют, но только если над ним с нуля, долго и систематически работать в этом направлении — вера в наличие «технологий одурачивания» такого уровня недалеко ушла от веры во всемирный заговор жидомасонов, которые скрывают истинную ноту «ля» и факт, что земля плоская. А человек без «целостного механизма познания» может быть, да, ейбогу умнейшим кодером с широким кругозором и завидной эрудицией, что может совершенно не мешать ему быть при этом феерическим дураком. Сам знаю таких: вот он тут — умный, там — умный. А между «тут» и «там» у него зияет о-о-от такая когнитивная дыра, как в швейцарском сыре, наличие которой он даже не осознаёт. Начинает рассуждать, вроде, умно, умно, умно, тут логическая дыра, ломающая нафиг всё, в неё уходит последняя умная предпосылка, на выходе совершенно дикое «следствие», а дальше опять умно, умно, умно, да толку-то уже…
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        С эфиром все далеко не так просто, как могло бы показаться после школьного курса физики.
                                                                                                                        «Доказательства» отсутствия «светоносного эфира» — все сугубо теоретические. Ну т.е. типа, что если эфир есть, то наблюдая возникновение тока в проводнике движущемся в магнитном поле из инерциальной системы отсчета привязанной к магнитному полю и из системы отсчета привязанной к проводнику должны получиться разные результаты. При этом, все эксперименты, которые приводят как доказательство отсутствия «светоносного эфира» — занимались решением вопроса существования «эфирного ветра», т.е. грубо, того, изотропен или анизотропен эфир вблизи Земли. И, что интересно, результаты экспериментов были противоречивы, т.е. не доказывали ни того, ни другого в полной мере. Но по дизайну своему не могли доказать или опровергнуть существование эфира.
                                                                                                                        С другой стороны, для стабилизации вселенной в отсутствие эфира пришлось сначала придумать постоянную Планка (которая просто константа, изначально введенная в какое-то уравнение, чтобы не случилась «тепловая смерть вселенной»), а сейчас вот «темная материя» понадобилась, для того, чтобы наблюдаемая скорость разлета галактик совпала с расчетной. Т.е. что-то типа эфира науке нужно. Просто называть это эфиром нельзя, чтобы путаницы со «светоносным эфиром» не возникало.
                                                                                                                        И немного об особенностях теории относительности.
                                                                                                                        Встречавшиеся мне в «научно популярной» литературе «мысленные эксперименты», доказывающие невозможность «превышения» скорости света «в вакууме» — были двух видов. В доказательствах первого вида доказывается, что заяц не может догнать черепаху. В доказательствах второго вида замена света на звук и вакуума на воздух ничего не меняет, и оказывается, что движение со скоростью выше скорости звука невозможно, а при движении со скоростью близкой к скорости звука должен возникнуть парадокс близнецов… (Что интересно, действительно, движение со скоростью выше скорости звука — нетривиальная задача. До тех пор, пока не разобрались с отваливающимися крыльями при преодолении звукового барьера, были ученые, которые пытались доказывать, что, быстрее летать невозможно. А летать со скоростью равной скорости звука, кажется, так до сих пор и не научились).
                                                                                                                        Есть эксперименты и наблюдаемые релятивистские эффекты, но с ними проблема в том, что у нас нет ни одной действительно инерциальной системы отсчета. Просто потому, что Земля вращается вокруг оси, вращаясь вокруг Солнца, которое движется по хитрой траектории в спиральном рукаве галактики, которая вращается вокруг своей оси, одновременно с этим двигаясь по странной траектории внутри вселенной. Т.е. любые системы отсчета, которые мы можем использовать — являются аппроксимациями инерционных. И они неплохо работают на скоростях меньше 0.1C. Но при приближении к скорости света угловые скорости движения внутри галактики уже надо бы учитывать. И каковы будут результаты тех же экспериментов для макро объектов на скоростях порядка 0.5C — неизвестно. Сейчас пока добрались только до экспериментов с разогнанными до C — 3м/с протонами в БАК, но там все еще сложнее и вызывает вообще кучу интересных практических вопросов. Сталкиваются встречные пучки. Допустим мы их разогнали не до 0.5С — 1.5 м/с каждый, а до 0.5С +1,5 м/с каждый. Какова будет скорость сближения сталкивающихся частиц?
                                                                                                                        • 0
                                                                                                                          Первые вразумительные доводы в пользу «теории эфира» которые мне доводится читать. Спасибо. Очень впечатлён. Постараюсь впредь быть не столь категоричным.
                                                                                                                          • +1

                                                                                                                            СТО подтверждается астрономическими наблюдениями (аберрация света), а не мысленными экспериментами. С мысленными экспериментами которые что-то доказывают наука завязала со времен Галилео Галилея.


                                                                                                                            Эфир как среда по которой распространяется свет в науке умер когда объяснение наблюдаемых явлений без него оказалось проще чем с ним.

                                                                                                                            • +2
                                                                                                                              Не только астрономией.

                                                                                                                              На ОТО и СТО полностью построены системы спутникового позиционирования. Там расстояния и скорости достаточные, что бы по чисто ньютоновской механике — вообще бы ничего не заработало, погрешности были бы порядка километров.

                                                                                                                              На ускорителях тоже все отлично «доказывается», без ТО их вообще было бы не построить.