Советский HI-FI и его создатели: Шушурин — Ламм — автор народного усилителя и герой американского High End

    В одной из статей цикла “легендарные усилители” я упомянул Владимира (Шушурина) Ламма и его ламповый УМЗЧ Lamm ml 2.1, что вызвало раздраженную реакцию некоторых любителей “теплой lammповости”. Причиной негодования почитателей инженера стала моя критика в адрес характеристик усилителя. Справедливости ради, нужно отметить, что Шушурин (ныне Lamm) известен не только благодаря этому устройству. Его вклад в развитие усилительной аппаратуры несоизмеримо больше, чем создание одной спорной ламповой легенды. Для радиолюбителей Страны Советов его фамилия долгое время значила, пожалуй, даже больше, чем для “ламповых” аудиофилов сегодня.



    Дело в том, что Владимир Шушурин был автором одной из первых советских схем стерео УМЗЧ, подходящего под нормы HI-FI-стандарта (опубликованной в журнале «Радио» в 1978 г.). Многочисленные читатели этого журнала получили возможность самостоятельно создать такой усилитель в годы тотального дефицита качественной техники в СССР. Многотысячная армия советских радиолюбителей воспроизвела эту схему, а также создала бесчисленное количество вариаций на тему УМЗЧ Шушурина. В 80-х будучи руководителем Львовского СКБ бытовой аппаратуры, Владимир реализовал несколько серийных моделей HI-FI усилителей, которые производились под брендом “Амфитон”.

    Путь инженера


    Владимир Шушурин получил качественное по советским меркам инженерное образование в Львовском политехническом институте, который в то время считался одной из кадровых кузниц советского военпрома. Автор культовых усилителей закончил обучение на факультете электрофизики в 1968-м году и получил специальность “Разработчик полупроводниковых приборов”.

    Интересно, что тема дипломной работы Шушурина была далека от усилительных приборов и в принципе от электроакустики, а касалась электролюминесценции. В одном из интервью Шушурин рассказывал, что диплом ему удалось завершить за 5 месяцев до защиты. О высоком уровне подготовки Шушурина свидетельствует и то, что преддипломную практику он проходил в Киевской Академии наук, что было возможным не для каждого советского студента.

    После завершения обучения Шушурин планировал остаться в Киеве и заняться научной работой, написать кандидатскую, но неожиданно попал в Советскую Армию. Отдав долг родине, инженер обнаружил, что теплые места в Киеве успели занять и вернулся во Львов, где начал трудовую деятельность на Львовском телевизионном заводе. На этом предприятии помимо телевизоров активно работали на оборонку.

    По словам инженера, на телевизионном заводе он участвовал в разработках техники для ЦУП в Подлипках, а также авиационных тренажеров для тренировки военных и гражданских летчиков. Владимир также рассказывал, что в этот период им удалось реализовать телевизионную систему с электронным масштабированием в 40 раз, что было своеобразным рекордом для телевизионной спецтехники в СССР того времени.

    Восходящая звезда советского усилителестроения


    В конце 70-х Шушурин покидает Львовский телевизионный завод и занимает должность главного конструктора Львовского СКБ бытовой аппаратуры. Приблизительно в это же время (1978-й год) появляется его первая публикация в №6 журнала “Радио”, где он впервые описывает свою схему HI-FI усилителя.

    Схема 1978-го года не была лишена ряда недостатков, но была простой для реализации. Для усилителя использовались сравнительно доступные радиоэлементы.


    В 1980-м году редакция журнала “Радио” сделала вывод о том, что усилитель Шушурина является одной из самых популярных конструкций в радиолюбительской среде. Об этом свидетельствовала редакционная почта издания. По многочисленным просьбам Шушурин опубликовал ещё один вариант схемы, адаптированный для более современных и совершенных радиодеталей.

    Характеристики устройства для 1980-го были поистине уникальными. Практически ни один серийный усилитель в СССР не позволял в то время получить настолько низкий уровень гармонических искажений.


    Номинальная выходная мощность, на нагрузке 4 Ом: 2x70 Вт.
    Номинальный диапазон воспроизводимых частот: от 15 до 25 000 Гц.
    Неравномерность АЧХ (на частоте 1000 Гц): ±0,5 дБ.
    Коэффициент гармоник:
    20Гц — 0,03%;
    1000 — 0,015 %;
    20 000 — 0.045%;
    Коэффициент интермодуляционных искажений, при соотношении амплитуд сигналов частотой 250 и 8000 Гц: не более 0,1%
    Относительный уровень помех: -78 дБ
    Входное сопротивление: 16 кОм
    Выходное сопротивление (на частоте 1000 Гц): 0,07 Ом
    Коэффициент демпфирования при нагрузке 8 Ом: 58 дБ
    Мощность, потребляемая от источника питания: 72 Вт

    Не впечатлиться такими характеристиками сложно и сегодня.

    Параллельно работая в Львовском СКБ бытовой аппаратуры, Шушурин применяет свои таланты при создании серийных усилителей, выпуск которых начинается на Львовское ЛПО им. Ленина. Под его началом были созданы АМФИТОН А1-01-2у стерео 1982 год, АМФИТОН-У-101-1 стерео 1982 год, АМФИТОН-АI-01-1 стерео 1982 год.



    Настоящим шедевром советской электроники считается АМФИТОН-У-002 стерео Hi-Fi 1983-го года. Характеристики этого устройства заслуживают отдельного упоминания:

    Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 25000 Гц.
    Неравномерность АЧХ в диапазоне 20-25000 Гц: ±0,7 дБ.
    Сопротивление подключаемых АС: 4 Ом.
    Выходная мощность на канал:
    номинальная: 25 Вт;
    максимальная: 100 Вт;
    наушники (номинальная): 0,1 Вт/120 Ом;
    Коэффициент гармоник в диапазоне 40-16000 Гц: 0,13%
    Коэффициент гармоник на частоте 1000 Гц: 0,07%
    Общий коэффициент нелинейных искажений: 0,25%
    Коэффициент демпфирования: 20 раз.
    Переходное затухание между каналами на частоте:
    250 Гц и 10000 Гц: 38 дБ;
    1000 Гц: 48 дБ;
    Отношение сигнал/взвешенный шум в номинальных условиях на входах:
    линейных МФ и ТЮНЕР: 83 дБ;
    корректирующего ЗС: 72 дБ;
    Различие каналов по усилению в диапазоне 250-630 Гц: 1,5 дБ.
    Тонкомпенсация при -40 дБ на частоте 63 Гц относительно 1000 Гц: +10 дБ.
    Потребляемая мощность от сети: 105 Вт.
    Размер усилителя (ШхВхГ): 387х88х390 мм.
    Вес усилителя: 9 кг.
    Содержание драгметаллов:
    золото: 0,12 г;
    серебро: 0,3 г.



    К техническим особенностям этих УМЗЧ можно отнести стабилизированные источники питания, отсутствие межкаскадных конденсаторов в трактах предварительного усиления, использование пленочных межкаскадных конденсаторов на входе (не везде), использование операционных усилителей со скоростями нарастания выходного напряжения от 20 в/мкс.

    Практически все усилители, созданные под руководством Шушурина отличались низким уровнем нелинейных искажений. В связи с этим, а также по причине сравнительной доступности и умеренной цены, эти усилители стали одними из самых популярных в Советском Союзе.

    От Шушурина к Ламму


    В начале неблагополучных для постсоветского пространства 90-х годов Владимир Шушурин, как и многие талантливые инженеры, решил попытать счастье в США. При эмиграции в 1987-м году он сменил фамилию. Интересно, что Ламм не выдуманная (присвоенная), а настоящая фамилия Владимира. Шушуриным он стал вынуждено. Его мать опасалась проблем с еврейским происхождением, которые нередко происходили в 40-е (“дело врачей”, антисемитские настроения у политической элиты СССР) и сменила фамилию сына.

    В стране “победившей” американской мечты он решил также направить свою энергию на создание усилителей. В 1990-м году Владимир стал сотрудничать с Нью-Йоркской компанией Madison Fielding. В связи с непониманием некоторых идей инженера, его бескомпромиссного подхода к реализации своих концепций, а также в связи с надменным отношением партнеров как к “выскочке эмигранту”, Ламм прекратил сотрудничество уже в 1993-м. Разработки Владимира не пошли в серию, а остались лишь выставочными прототипами.


    Владимир Ламм (Шушурин) — 2013-й год

    В том же 1993-м году при поддержке внезапно разбогатевшего знакомого Ламм открывает собственную компанию Lamm Industries и начинает производство ламповых и гибридных усилителей. Практически всё, что сегодня делает инженер рассчитано на High end аудиторию. Некоторое количество техники позиционируется как референсные УМЗЧ. Такие усилители выполнены по оригинальной гибридной схеме (Патенты США D368,261 и № 5477095). Последние превосходят классическую “теплую лампу” по формальным (в терминах Ламма) характеристикам.

    Ценообразование основано на классической стратегии престижных цен и личных выводах создателя о соответствии того или иного устройства его субъективным представлениям о качестве воспроизведения.

    Ламмовский субъективизм


    В советский период Владимир Ламм потратил много времени на психоакустические эксперименты и вывел для себя субъективные критерии качества звуковоспроизводящей аппаратуры. Несмотря на дискуссионность его выводов, некоторые из его опытов заслуживают отдельного упоминания. Так в одном из интервью он рассказывал следующее:

    “У нас три усилителя: один имеет 1–2% искажений, другой — 0,1% искажений, третий — тысячные доли процента. Все это мы слушаем через акустическую систему, которая имеет 5% искажений. Теоретически мы не должны слышать разницу — только почерк акустической системы. Но мы прекрасно слышим, что усилители звучат по-разному. Парадокс, правда? Ответ на этот вопрос найти не так просто. У меня ушло несколько лет, чтобы понять, как на него ответить.“

    Но однозначного ответа в интервью так и не последовало. Между тем, подобные явления, в числе прочего при слепых тестах, отмечает некоторое количество слушателей — это может говорить о том, что неоднозначные воззрения Ламма на звук имеют некоторые основания.

    При этом, разработчик свято убеждён, что действительно качественный звук может быть только аналоговым, а цифровая обработка не лучшим образом сказывается на верности воспроизведения.

    «Цифровой звук, состоящий из фрагментов-битов, на самом деле ненастоящий. Каждый из нас подсознательно отвергает его, несмотря на распространенность и привычность «цифры». Реальный звук способна передать только «лампа», которая не умеет делить его на фрагменты, а подает таким, какой он есть»

    Цитата Владимира Ламма заимствована из материала mybiz.ru «Благозвучный капитализм»

    Также, по мнению Владимира, создавать действительно качественную аппаратуру может только инженер, имеющий существенный опыт как музыкант или как слушатель живых концертов. Такого рода утверждения часто вызывают скепсис и критику коллег разработчика, а кроме того людей, подходящих к понятию “верность воспроизведения” с традиционных позиций сухого параметрического объективизма.

    Итог


    Можно по-разному относиться к представлениям Владимира Ламма о качестве звука и его концепциям создания УМЗЧ. При этом его вклад в создание массовой советской Hi-Fi техники в 80-е годы прошлого столетия очевиден. Кроме того, нельзя не отдать должное организаторским и коммерческим талантам инженера. Создать с нуля собственную производственную компанию и найти свой рынок (будучи советским эмигрантом в США в 90-е годы) дано далеко не каждому.

    Джинса и ссылки

    В нашем каталоге представлен широкий ассортимент усилителей, ресиверов и другой звуковоспроизводящей аппаратуры. У нас вы можете приобрести как транзисторные, так и ламповые УМЗЧ, а также акустические системы высокой верности воспроизведения.

    В посте использованы фотоматериалы следующих ресурсов:

    hi-fidelity-forum.com
    mybiz.ru
    www.lammindustries.com
    ldsound.ru
    vega-brz.ru
    www.theabsolutesound.com
    Pult.ru 115,27
    Крупнейшая сеть Hi-Fi, High End в России
    Поделиться публикацией
    Комментарии 64
    • +1
      не увидел ни одного германиевого транзистора в схеме, приведённой из журнала.
      • +3

        П302 — это германиевые транзисторы. Это потом транзисторы стали КТ и ГТ.

        • +1

          Ой. Там 307-е. Они и правда кремниевые.

          • 0
            да, dan939 совершенно прав П307В — кремний. Поправил, всем спасибо, замечание существенно.
      • +1
        То же бы попался на это, П30X — как раз времён властвования МП25-26...35-42, поэтому такие ассоциации. При чём у нас в радиокружке последние были в большей милости, т.к. чаще использовались. П30X, по-моему, в основном попадались в радиоприёмниках в ВЧ, слабенькие для наших целей.
        • 0
          … три усилителя: один имеет 1–2% ...0,1%… тысячные доли процента. Все это мы слушаем через акустическую систему, которая имеет 5% искажений.

          Самый интересный вопрос не раскрыт. На слух слышу разницу только между смартфононоутбуками (жесть), очень дешёвыми (настольные для 2x10W или tv), более-менее приемлемые (2x25W) и нормальными (S90 с переделками).

          Если усилитель нормальный (типа Odissey 001), подстройкой тембра, ТК и прочего удаётся добиться комфортного звучания, для себя, не для музыки как науки в целом.

          Акустика/ наушники — это главное в моём мире. Усилители — вторично, IMHO.

          Хотя долго млел над схемой УМЗЧ ВВ Сухова, как над мечтой, но не удалось создать.

          P.S. Ничего не прогандирую, просто мнение. Ни с кем не хочу спорить. Помидоры хороши в салате, а не бросаться ими.
          • +1
            Дело в том, что качество воспроизводящей звук системы (как наверно и любой системы) определяется качеством самого слабого её звена.
            Для того чтобы оценить качество усилителя, нужен соответствующие мониторы, исходный материал(фонограмма), акустика помещения, и что немаловажно, «тренированные» уши.
            Идеальная АЧХ без искажений требуется звукорежиссерам, чтобы «слышать» ошибки в звукозаписи и сведении.
            Нам же простым смертным хай-энд техника в простых бытовых условиях нужна скорее для удовлетворения своего ЧСВ, ну или чтобы помериться бибой с другими «меломанами».
            • 0

              Сложный вопрос. К примеру колонки за 3 у.е. и звуковая карта за 100 у.е. Казалось бы не будет никакой разницы со встройкой звуковой, а по факту разница на слух есть. Даже затрудняюсь сказать чем она обусловлена, но есть. Был когда-то такой опыт, давал и колонки на прослушку и звуковую.

        • +1
          Очень вкусно написано, со знанием дела. Я тот старый (по первой схеме в статье) повторял… Возможно, дело в кривых ручках, но суховский от 2001 года как-то живее был, на мой корявый слух и куцый опыт. Непременно пишите ещё!
          • +2
            Не могу не согласиться. Суховский был лучше.
            • +1
              Сухов еще будет.
            • –7
              Раскройте пожалуйста упомянутые в статье
              проблем с еврейским происхождением, которые нередко происходили в 40-е (“дело врачей”, антисемитские настроения у политической элиты СССР)

              настроения.
              И процентное соотношение национальностей среди министров на тот момент.
              • +2
                И процентное соотношение национальностей среди министров

                А вы меряйте яблоки с яблоками, а не с апельсинами.
                Или вы не обратили внимания на пассаж "но неожиданно попал в Советскую Армию" ©?
                Если нет, тогда эта замечательная статья — для вас: https://arxiv.org/abs/1110.1556

                • –4
                  Спасибо за ответ.
                  Если не сложно, раскройте процентное соотношение национальностей среди элиты на тот момент.
                  Источники, если не сложно, указывайте на русском, свобода слова уже более четверти века.
                  • +4
                    сложно понять — что вам даст «процентное соотношение национальностей среди элиты на тот момент»?
                    Даже если 100%, со всем политбюро вместе, — евреи. Каким образом это отменит бытовой антисемитизм и официальную борьбу с т.н. космополитами, которые могут быть завербованы врагами «нашего дорогого товарища И.Амина» (и неофициальную — как описано в статье выше)?
                    PS: и про элиту — вы же в курсе, какой класс считался гегемоном, да?
                    • –6
                      От ответа вы на конкретный вопрос вы уходите, о причинах можно этого можно только гадать.
                      Запрашиваемое процентное соотношение подвергает сомнению статьи такого рода.
                      • +3
                        Истинность утверждения «существовали антисемитские настроения и проблемы у евреев в СССР» не зависит от ответа на вопрос «процентное соотношение национальностей среди министров», ради Вас гуглить ответ на этот вопрос никто не хочет. Думаете Ламма (и десятки тысяч других евреев) переименовали на пустом месте, просто из любви к русским фамилиям?
                        • –1
                          Я учился в школе, где половина учащихся специально углубленно изучала английский (и дополнительно иврит частным образом), чтобы уехать в Израиль, а кому повезёт в САША или Канаду. У меня было немало друзей и приятелей среди них. Возможно, по детской неопытности (к счастью) проблем национальных не было среди учащихся. Но вот неприязнь некоторых родителей и какое-то презрение ко всему советскому было очевидно. И было понятно их желание уехать. Очень хорошо, что все желающие смогли уехать! Впрочем, в конце 80-х было «модно» поливать грязью всё советское, «старый строй», перестройка шагала по стране.
                          А насчёт талантливых инженеров стремившихся уехать — тут я не согласен, это выдумки автора. Знаю инженеров (в том числе евреев), которые как раз смогли сохранить свои лаборатории и КБ в непростые 90-е годы.
                          • +2
                            То есть переименовывались евреи массово просто чтобы путаницу ввести и очернителям дать пищу для очернения? А десятки тысяч уехавших, когда стало можно — не подтверждение утверждению «многие талантливые инженеры стремились уехать», а очернение советской действительности?

                            Эммм… если бы я не бросил психиатрию 20 лет назад, я бы мог предложить помощь.
                            • –1
                              Вы невнимательно читаете. Талантливым евреям (и любым нациям) всегда была «зеленая» дорога, кроме того момента «с врачами». В остальном грех жаловаться. Посмотрите на фамилии авторов книг, врачей, музыкантов, конструкторов, директоров.
                              Смена фамилии — это естественная ассимиляция или попытка избежать бытового антисемитизма. Не вижу причин раздувать из этого проблему. Ещё раз повторю свои наблюдения — талантливые инженеры (евреи и не только) имели много благ и отдавали себя работе! Им не надо никуда было уезжать. Есть люди вечно недовольные, которые ищут… они и уехали.
                              P.S. Знакомая психолог мне рассказала, что в психиатрией занимаются люди, у которых самих с головой не всё в порядке, чтобы в себе разобраться. Надеюсь вы разобрались в себе.
                              • +2
                                Собственно, об этом и речь — избежать бытового антисемитизма. На уровне поступления в институт, например. О бОльшем никто не говорит.

                                ЗЫ. Это знакомая попутала. «Те, у кого с головой не в порядке», занимаются психологией, психиатры — врачи, которые занимаются клиническими пациентами. На том уровне, когда нужен психиатр, самому уже учиться на психиатра тяжело — поищите на ГТ была очень хорошая статья про шизофрению «изнутри» этого состояния. Тем более, что психиатры первые 6 лет учатся на врача общей практики, и редко кто собирается быть психиатром прям с первого курса.
                                • 0
                                  ))Представил себе шизофреника, который назначает себе аминазин.
                                  • 0
                                    Ага. Поэтому психологиням и не дают права выписывать рецептурные препараты :).
                • +5
                  Стоп, я боюсь, что мы так уйдём в политическую дискуссию. Поэтому оффтопом: у некоторой части абакумосвской «гвардии» (МГБ) в конце 40-х — начале 50-х были вполне конкретные представления о евреях. Я не говорю о всех членах ЦК или советского правительства. Но дело врачей достаточно красноречиво показывает ситуацию. То, что в ЦК и правительстве было много евреев не отменяет факта травли (например в советской прессе). Это соответственно вполне могло повлиять на решение об изменении фамилии. На сим предлагаю закончить ибо это всего-навсего историческая деталь, а никак не тема статьи.
                  • –3
                    Перефразируя:
                    «У некоторых частей некоторых частей общества были вполне конкретные представления о некоторых группах людей».
                    Из чего делается вывод который не получается подтвердить источниками.

                    Из поста сложилось мнение, что автор может ответить на мой вопрос, однако ответа на конкретный вопрос с источниками — не получил.
                    Впрочем как и в других местах.

                    Спасибо.
                    • +5
                      Из чего делается вывод который не получается подтвердить источниками.

                      Я вам уже привёл источник, который наглядно демонстрирует, что была дискриминация. Это всего лишь перечисление конкретных фактов, а не вывод. (При этом, я даже не настаиваю на тотальности этой дискриминации. Вполне может быть, что в Мурманском университете агрономики такой дискриминации не было.)


                      Вывод пытаетесь проделать как раз вы, при этом ссылаясь на статистику национальностей, которая сама по себе ничего не доказывает. Я, например, могу привести те же цифры со словами "вот имеено поэтому считалось, что евреев в элите и так много, и их сильнее отсеивали на разных экзаменах". Такая интерпретация цифр статистики будет ничем не хуже вашей.
                      Вот лучше вы скажите — как много их там осталось через 10 лет?

                      • –1
                        Я приведу вам контр пример из 1980-х годов. В московской школе директором был Сонин Н.С. Половина учителей и учащихся евреи. В 8-м классе экзамены, по результатам которых формируют классы по 30 человек из 40 желающих. Мой приятель — сын учительницы мне рассказал эту технологию отсева. Перед экзаменом создают списки — кого учителя хотят взять к себе в группу старших классов. К сожалению, списки формировались по национальному признаку. Это было очевидно со стороны. Ученик, которому не повезло попасть в список, направлялся сдавать экзамен завучу, которая его заваливала. Эта «лавочка» работала 10 лет, потом переформировали состав преподов, директора на пенсию отправили. Увы, национализм и землячество характерны для многих народов, особенно приезжих.
                        • 0
                          Но 80-е — это никак не конец 40-х — начало 50-х. Хотя сам контр-пример интересен. А номер школы не подскажете? Прямо заинтриговали.
                          • 0
                            Я могу вам в приват написать, если Вы обоснуете необходимость. Есть и другие современные примеры. В одной московской поликлинике постепенно стало много врачей из средней Азии, и это бросается в глаза. Или, например, турфирма, где 3/4 армяне и в той или иной степени родственники. И тут один шаг до расизма/дискриминации/криминала. Зря вы на этом вопросе заостряете внимание.
                            • +1

                              Заостряете именно Вы и никто другой. В статье просто озвучена причина смены фамилии, но именно Вы раздули из этого стадо слонов.
                              Причем с претензией к автору статьи и с потугами на восстановление исторической справедливости.


                              А на тему СССР — так в те времена кроме пятой графы была и куча анекдотов на тему национализма. Которые напрочь опровергают все Ваши доводы об отсутствии оного.


                              И, да, был Биробиджан и был КомЗЕТ(комитет по землеустройству еврейских трудящихся) во времена СССР. Так что политические элиты евреев не любили.
                              А то, что они все равно пробились везде благодаря своему уму — так любое действие рождает противодействие.


                              И у этого народа надо учится национальному выживанию и самосохранению, а не рассказывать сказки, что их все любили и в руководители назначали.

                              • +1
                                Прекращаем политические дискуссии ибо нарушение правил GT.
                                • –1
                                  У вас каша в голове, бред. Политическая элита — Каганович, Мехлис, Микоян, Берия, Сталин, Пельше. Это результатыинтернационализма, который был целью СССР. ЕАО (Биробиджан) образована в 1934 году, задолго до появления государства Израиль, хотя вроде бы обсуждался вопрос в Крыму сделать ЕАО. Про Татарскую АССР вы же не возмущаетесь? А чукчам вообще не повезло с анекдотами. Всех кто такие анекдоты рассказывает вы обвините в национализме?
                                  P.S. На «Амфитоне» слушал и искренне пел:
                                  Наши нивы взглядом не обшаришь,
                                  Не упомнишь наших городов,
                                  Наше слово гордое «товарищ»
                                  Нам дороже всех красивых слов.
                                  С этим словом мы повсюду дома,
                                  Нет для нас ни черных, ни цветных,
                                  Это-слово каждому знакомо,
                                  С ним везде находим мы родных.
                                  • +1

                                    Для таких песен патефон есть.


                                    А Амфитон предназначен для прослушивания Pink Floyd и Led Zeppelin.

                            • 0
                              А почему из 1980х и страну ту же оставили? Гораздо нагляднее был бы пример из нынешнего времени, только еще страну поменять — в нынешнем Израиле можно такой мякотки накопать… Только это не имеет отношения к дискриминации евреев в 40х-50х годах в СССР.
                    • 0
                      Цифровой звук, состоящий из фрагментов-битов, на самом деле ненастоящий.

                      — сказал человек, продающий теплые ламповые усилители ;).
                      «Амфитоны» были и правда хороши, правда позволить их мало кто мог. Среди моих знакомых в начале 90х только один мог похвастаться обладанием какого-то из них в связке с S90.
                      • 0
                        А ток в лампах состоит из фрагментов-электронов ;-).
                      • 0

                        У меня был Амфитон, собранный из радиоконструктора, звучал он отлично, но и стоил 50 р что было реально дофигища за три платы и четыре силовых транзистора.
                        Первый раз в жизни тогда транс перематывал. Ностальгия....

                        • 0
                          50 рублей дофигища? Вы посмотрите на ценник ламповой радиолы «Вега-003-стерео» (выпускалась в середине-конце 70-х): 480 рублей.
                          • +1

                            Ну определенно 50р в восьмидесятые годы была немаленькая сумма, особенно для радиоконструктора. Велосипед стоил около 70р Ну и мне на тот момент было в районе 14-ти лет, так что я копил на него довольно долго. Для подростка это были вообще огромные деньги.

                            • –1
                              Мы с Вами примерно одного возраста, я свои накопленные деньги (70 рублей от сэкономленных обедов и «зарплаты» ученика токаря с ОПТ) потратил на покупку подзорной трубы со штативом (ибо очень увлекался тогда астрономией). И про цену радиолы я не случайно упомянул: у моего отца тогда зарплата (оклад+премия) была в районе 170 рублей и я помню, как «напряглись» родители с бабушками и дедушками, когда отец с матерью решили сделать «апгрейд»: поменять ламповый ЧБ телевизор «Горизонт» на полупроводниковую цветную «Берёзку» (госцена «Берёзки» в начале 80-х была то ли 500, то ли 520 рублей).
                        • 0
                          Спасибо, очень интересно!

                          Сравнивая усилители, все забывают про скорость нарастания, которая собственно и определяет КГ и прочее.
                          Параметры Sansui Au-919 1979:
                          Power Output: Min. RMS, both channels driven, from 10 to 20,000 Hz, with no more than 0.008% total harmonic distortion 100 watts per channel into 8 ohms
                          Load Impedance: 8ohms
                          Total Harmonistic Distortion (POWER AMP IN): less than 0.008% at or below rated min. RMS power output
                          Intermodulation Distortion (70Hz: 7kHz = 4:1 SMPTE method): less than 0.008% at or below rate min. RMS power output
                          Rise Time: 0.5 usec
                          Slew Rate: 200 V/usec
                          Frequency Response (at 1 watt) (POWER AMP IN): DC to 500,000HZ +0db — 3db
                          Damping Factor (1 kHz, both channel driven): 100 into 8ohms

                          Я его мучаю 4-х Ом-ной нагрузкой и он прекрасен, уже лет 15.
                          А еще в Wirelss World в 80-х была схема со скоростью нарастания 400 В/мкс, правда при нынешней схемотехнике уже наверное и искать не стоит.
                          P.S.
                          AU-111 все равно лучше.
                          • –1
                            В начале неблагополучных для постсоветского пространства 90-х годов Владимир Шушурин, как и многие талантливые инженеры, решил попытать счастье в США. При эмиграции в 1987-м году он сменил фамилию

                            Пардон, но разве 1987 — это начало 90х годов? :)
                            • 0
                              «но разве 1987 — это начало 90х годов? :)»

                              Если по сути, а не по форме — да.
                              Был такой характерный период в нашей истории: ноябрь 1987 — ноябрь 1993 года.
                              • +1
                                Эмигрировал Ламм в 1987-м, а начал заново заниматься усилителями в 90-м — 91-м (могу уточнить в каком именно.
                                • –1

                                  1987 — это вторая половина 90х годов, если быть математически точным. Потому что в 1991-м 90-е года закончились.

                                • 0
                                  «Настоящим шедевром советской электроники считается АМФИТОН-У-002 стерео Hi-Fi 1983-го года»

                                  Кем считается? Хитом был АМФИТОН-У-101, в той версии, что шла с импортными АС.
                                  Вот его купить было очень сложно.

                                  А АМФИТОН-У-002 можно было купить свободно — звук у него был заметно хуже. И делали их больше — это был настоящий ширпотреб (вариант с названием «Лорта» — особенно)

                                  Но и тот и другой усилитель были из категории «домашних», для использования на дискотеках они не годились.
                                  По совокупности всех параметров впереди были «Бриг -001» и «Одиссей-У-010».
                                  «Амфитоны» шли рангом ниже.
                                  • +1
                                    Хитом был АМФИТОН-У-101
                                    А это кем считается?
                                    для использования на дискотеках они не годились.
                                    Отличный критерий оценки усилителя.
                                    • –3
                                      «Отличный критерий оценки усилителя»

                                      Да. Так как владелец аудиотехники всегда субъективен, а тест на большом количестве людей дает более объективную оценку.
                                  • –5
                                    «это может говорить о том, что неоднозначные воззрения Ламма на звук имеют некоторые основания»

                                    Ламм прав на все 100%.
                                    При слепом тестировании автомобильных усилителей — разница определяется мгновенно и точно. Специфика их конструкции этому способствует.

                                    При тестировании обычных УМЗЧ разницу заметить сложнее, так как многие из них имеют вполне приличные характеристики.

                                    Да, и общепринятая практика «слепого тестирования» в корне неверна.
                                    Тестирование должно быть действительно «слепым» — испытуемый не должен знать о том, что он является участником слепого тестирования.

                                    (В старые добрые времена организовать действительно слепое тестирование было просто — на дискотеке операторы использовали разные усилители поочередно, на одних и тех композициях несколько дней подряд, наблюдая за реакцией танцующих :)

                                    • +6
                                      организовать действительно слепое тестирование было просто — на дискотеке операторы использовали разные усилители поочередно, на одних и тех композициях несколько дней подряд, наблюдая за реакцией танцующих

                                      И что можно определить на дискотеке? Что вот здесь тыц-тыц громче, а вон там бум-бум басистее?

                                      • +3
                                        Вести статистику числа драк и пытаться выявить корреляцию с используемым усилителем
                                        • –1
                                          «Вести статистику числа драк и пытаться выявить корреляцию с используемым усилителе»

                                          Не путайте дискотеку конца 70х/начала 80х с танцплощадками и современными «ночными клубами»
                                        • –2
                                          «И что можно определить на дискотеке?»

                                          Можно ли поднять народ на ноги, или он пойдет курить и трепаться с девушками.
                                          Дискотека 82 года — это обычно 5 часов непрерывного драйва, без алкоголя и наркотиков (продажа билетов только знакомым и контроль на входе)

                                          • +1

                                            Я всегда думал, что это зависит от музыки и таланта диджея, а не от КНИ дискотечного усилителя.

                                            • 0
                                              «Я всегда думал, что это зависит от музыки и таланта диджея, а не от КНИ дискотечного усилителя»

                                              Выше было: «использовали разные усилители поочередно, на одних и тех композициях несколько дней подряд»
                                              Могу добавить — и одни и те же диджеи.

                                              Усилители тогда были не «дискотечные», а те самые, о которых идет речь в данной статье.
                                              И КНИ усилителя именно так объективно и ощущается — либо как желание «сделать музыку погромче», либо как сделать потише или вообще свалить в сторону.

                                              И проверить это достаточно просто.
                                              • 0

                                                Может быть где-то и проводились какие-то интеллектуальные дискотеки, где в тишине (без гомона и криков), с соответствующей аккустикой и в соответствующем помещении можно было оценить отличия в КНИ разных усилителей, но сколько я помню дискотек все они проводились по принципу "усилитель помощнее, колонки побольше, света поменьше, музон на всю катушку". Не хрипит откровенно на басах — и отлично.

                                                • 0
                                                  «но сколько я помню дискотек все они проводились по принципу „усилитель помощнее, колонки побольше, света поменьше, музон на всю катушку“.

                                                  То, что вы описали — это просто танцы под магнитофон.
                                                  В нашем случае (1978-1983 гг.) организацией дискотек занимались достаточно серьезные люди — но исключительно для собственного удовольствия (в то время звуковой аппаратуре и дискам уделялось все то внимание, которое сейчас расходуется на компьютеры, гаджеты, автомобили и проч.)

                                                  Все усилители, АС, магнитофоны и оригиналы (пластинки, с которых писали мастер-ленты) — были частной собственностью организаторов и на первых порах были исключительно импортными вещами, преимущественно японскими (не было ни одного ревокса, только акаи)
                                                  Помещения под дискотеку выделялись с благословения комсомола (т.е. без арендной платы) и были обычно небольшими — поэтому даже большую толпу посетителей можно было озвучить с помощью одной-двух пар колонок и одного четырехканального усилителя.
                                                  По ходу дела стали появляться отечественные усилки и их счастливые владельцы устраивали сравнительные тесты с импортной аппаратурой (тогдашний вариант „срача в комментах“).
                                                  Идея была подана и принята — дискотеки стали размножатся как кролики (после 1980 года) и для этой массы стали использовать уже проверенные советские усилители и АС.
                                                  Затем произошло то, что и следовало ожидать — фришный энтузиазм устроителей закончился одновременно с эпохой диско, а дискотеки перешли на коммерческую основу (с 1983 г)
                                                  • 0
                                                    Все усилители, АС, магнитофоны и оригиналы (пластинки, с которых писали мастер-ленты) — были частной собственностью организаторов и на первых порах были исключительно импортными вещами, преимущественно японскими

                                                    Кучеряво у вас там жили :)


                                                    То, что вы описали — это просто танцы под магнитофон.

                                                    Так танцы под магнитофон и были дискотекой :)

                                                    • 0
                                                      «Кучеряво у вас там жили :)»

                                                      Для организации дискотеки нужна была некоторая техническая база, которая в гос. организациях отсутствовала более чем полностью.
                                                      Поэтому спасение утопающих было делом рук самих утопающих.
                                                      К слову, кое-кого потом (в 1981) таки посадили — как оказалось, источником их доходов была фарцовка.
                                                      (в Харькове летом 1981 года в комиссионке (самый центр города) продавался магнитофон Akai исполинских размеров и ценой почти в 6000 рублей)

                                                      — Так танцы под магнитофон и были дискотекой — Нет. Дискотека описанного периода — это скорее клуб по интересам:
                                                      ограниченный доступ, вставные танцевальные номера в рамках художественной самодеятельности (в смысле — не оплачиваемые) и даже лекции на музыкальную тему (по 10 минут максимум на каждую).
                                                      Оборудование такой дискотеки могло включать до 8-10 АС, несколько усилителей (стойка или две), один большой магнитофон с километровой катушкой (основная, заранее подготовленная программа) и несколько вспомогательных, массу различных цветомузыкальных устройств (включая и где-то сп… ные мигалки от самолетов)
                                                      Для управления всей цветомузыкальной системой народ паял специальные пульты.
                                                      Коллектив «дискотечников» был довольно многочисленным (человек 5 минимум) и в хорошей дискотеке в него входила симпатичная девушка -ведущий с закосом под Janis Joplin.

                                                      Да что я тут рассказываю… Смотрите «Дискотеку 80 от Авторадио» — к ее созданию явно приложили руки те, кто занимался описанными выше дискотеками начала 80х — стиль и дух сохранены 1:1 (включая и выступления под фонограмму :)

                                      • +2

                                        Каждый раз, при упоминании евреев и их технических детищах начинается деление на 2 темы:


                                        1. Бедный народ колена Израилева
                                        2. Техническое обсуждение по-делу.
                                          Но если коротко о том и другом, то:
                                        3. Антисемитизм был и если так посмотреть, то судя по политике того времени не беспочвенном. Из всех случаев что я слышал, евреи, получив правдами-неправдами КТН и докторов ТН и иже с ними — вскрывали на Запад. Не могу их винить, всё искали лучшего. Не факт, что находили, но искали. И травля была по всем фронтам. Но теперь, спустя годы и разные рабочие моменты и ситуации с Евреями, я могу сказать одно — тогда поступали правильно. Очень специфические люди. Во всех аспектах. Но это лично моё мнение, основанное на моём опыте. И прислушиваться к нему — не надо. Имейте своё мнение. Так будет правильно.
                                        4. Касаемо "психоакустики" — такое имеет место быть. Когда "самую неискажающую лампу" загоняют в линейный режим усиления и используют при этом грамотное двутактное включение "ВНЕЗАПНО" схема начинает звучать сухо и слишком уж "по транзисторному" Зато верно.С технической точки зрения. Амфитоны — хороши с точки зрения серийного и массового продукта. Просты в сборке, очень просты в отладке и содержат сравнительно мало деталей. В этом заслуга Лемма. В плане звука — усилитель самый обычный. Орбита 002 и Радиотехника 101 для 99% слушателей звучат практически неотличимо. Больше всего зацепила его фраза: "мы слушаем 3 усилителя с разными Кг на АС с 5% гармоник и слышим разницу. Чтобы понять почему у меня ушло несколько лет"(сжатый пересказ). Ну если он ОЛЕНЬ и не мог понять очевидного разного характера искажений у усилителя и АС — то это реально его проблемы. Всё что он делает сейчас в плане Hi-End аппаратуры это развод богатых лохов. Для лоха нужна роскошная легенда и он её создаёт. Ибо сам имеет историю "непризнанный талант выскочки-эммигранта" и т.п. это коммерция, а не инженерия. Такие как он — впаривают НАПРАВЛЕННЫЕ межблочные кабеля за 2000-5000$ дурным идиотам с большими деньгами. А те — счастливы. Ну да ладно. Это уже отдельное обсуждение. И лучше его вести в соответствующей теме.
                                        • 0
                                          И лучше его вести в соответствующей теме.

                                          Совершенно правильно.
                                          Взгляды Шушурина на «философские» вопросы верности воспроизведения были включены в пост для полноты картины, а не ради хайпа и холивара.
                                        • –1
                                          Амфитоны не котировались в среде любителей музыки. Если у кого был доступ к импорту, старались покупать их. Из советских усилителей и АС ценились Радиотехника и Корветы, Одиссеи, для тех кто понимал толк в извращениях, Бриг и Эстония. Та же Эстония 010 вкупе с родными АС были уже далеки от кондовости производства Амфитонов.
                                          Схема которая приведена, отчасти напоминает схемотехнику Брига и Квода — «тройки» транзисторные на выходе, в отношении которых Лихницкий отзывался как об основной схемотехнической находке в Бриге. И транзисторы у Шушурина — КТ602, КТ805 при использовании в металлическом корпусе — весьма удачны. Германиевые транзисторы произвосдтва СССР, имели по параметрам формально более удачные параметры. Поэтому оригинальная схема Шушурина актуальна до сих пор на мой взгляд, заменить бы оттуда КТ209, КТ208, возможно КТ801 на что то интереснее и все. Просто и правильно для принятой концепции усиления.
                                          Ну а то что Шушурин/Ламм пришел все таки к лампе и аналоговым истоникам, весьма показательно.
                                          • +2
                                            Цифровой звук, состоящий из фрагментов-битов, на самом деле ненастоящий.

                                            Ой-ой-ой… Скатился дяденька под старость. Хоят возможно это он просто своей нынешней политике «тёплой ламповой аудиофилии» подыгрывает.

                                            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                            Самое читаемое