Как стать автором
Обновить
0

Правовой статус токенов, регулирование майнинга и IT-безопасность. О чем говорили на блокчейн-конференции в Москве

Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 2.8K


Для регулирования ICO в РФ не нужно даже менять Гражданский кодекс; токены, вне всяких сомнений, будут контролироваться государством; майнинг криптовалют должен облагаться налогом; записи в отечественной платформе Мастерчейн станут доказательством в суде, а ICO-проекты должны уделять больше внимания кибербезопасности. Такие заявления прозвучали на Blockchain & Bitcoin Conference Moscow 15–16 ноября.

Главное из выступлений спикеров


«ICO будут регулироваться, но майнинг очень трудно ввести в правовое поле»


Элина Сидоренко, глава рабочей группы при Госдуме РФ по оценкам рисков оборота криптовалюты, сообщила: в случае с регулированием ICO госорганы в России и за рубежом боятся, что могут остаться крайними. Это естественно, поскольку при появлении чего-то нового на рынке именно государство должно отвечать за то, насколько качественно и эффективно новшество будет организовано.

«Поэтому вы должны понимать, что, может быть, токенсейлы в РФ и не будут приравнены к IPO, но в любом случае ICO получит регулирование. В первую очередь мы должны определить договорную сторону наших отношений. Второе — мы должны определить гарантии сторон. Третье — мы должны понять, где заканчивается краудинвестинг и начинается система взаимоотношений организации с акционером. И последнее — мы должны определить тот государственный орган, который и будет отвечать за качество организации ICO», — заявила Элина Сидоренко.



«Брать с миру по нитке» — это отличная идея инвестирования, сообщила спикер. Она отметила, что в России есть ключевые банки и есть те, кто живет только за счет разорительных кредитов. И именно ключевые банки уже сейчас готовы включиться в криптоэкономику.

«Но ключевые банки не ограничивают свое развитие появлением новой модели кредитования. Для них криптоэкономика — это возможность создания усовершенствованного банковского сервиса», — делится мыслями Элина Сидоренко.

Однако, по ее мнению, нужно говорить не о самом ICO, а о токенизации экономики. Привлечение финансирования при помощи размещения монет — это лишь одна часть вопроса. А токенизация позволит создать эффективные, легкие и качественные сервисы для развития всех сфер деятельности в стране.

Элина Сидоренко также сообщила, что государство затрудняется дать определение майнингу. Это мешает создать какие-либо законы для подобной деятельности. Получается, что ни криптовалюты, ни их добыча официально не запрещены в России.



«Когда я хожу на работу в МГИМО, то я, по сути, майню деньги. Потому что я провожу лекции, трачу много времени и получаю некий потенциал, который бухгалтерия оценивает как мою заработную плату. За свою энергию я получаю деньги на карточку. Это тот же майнинг, только технологический подход совсем иной. Но разве мы делаем деньги? Нет, мы получаем зарплату. В майнинге все точно так же», — говорит Элина Сидоренко.

По ее словам, законодатели столкнулись с проблемой облечения майнинга в правовую форму. Но, как отметила спикер, добыча криптовалют должна облагаться налогом. Потому что майнер работает и получает некий доход. Вопрос заключается лишь в том, насколько налогообложение должно быть серьезным. Государству выгодно применить легкую модель налогообложения, чтобы не столкнуться с массовыми невыплатами налогов.

«Записи в Мастерчейне могут стать доказательствами в российском суде»


Кирилл Ивкушкин, заместитель руководителя по развитию блокчейна в Ассоциации ФинТех, сообщил, что разработка Masterchain — первого легального блокчейна в РФ — идет полным ходом.

В первую очередь Мастерчейн будет предназначен для решений на финансовом рынке страны. Он позволит участникам рынка проводить операции без посредников. При разработке Мастерчейна команда изучает существующие платформы и адаптирует их выгодные стороны под российское законодательство.

Спикер также представил карту блокчейн-платформ. Согласно ей, 75% B2B-решений построены на небольшом количестве «избранных» блокчейнов, которые занимают в общей массе децентрализованных сетей лишь 5%.



Что касается России, то более 75% всех B2B-решений построены всего на четырех блокчейнах: Ethereum, Exonum, HyperLedger Fabric и Masterchain.



По словам спикера, к середине 2018 года будут реализованы некоторые проекты на базе Мастерчейна и можно будет оценить эффективность работы платформы. При этом будет реализована криптография по ГОСТу, а сам блокчейн станет средством типовой интеграции с системами финансовых институтов. Он будет выступать как распределенное хранилище данных и средство удаленной диагностики, развертывания и обслуживания.

Сейчас Мастерчейн построен на базе Ethereum Go 1.5.0, но планируется перенос на 1.7.2. Будет доступна поддержка «белых списков» для контроля подключений на уровне адресов и TSL-сертификатов.

Сейчас Мастерчейн можно представить так:



Что касается юридических аспектов, то записи из Мастерчейна могут стать полноценными доказательствами в российском суде – благодаря криптографии по ГОСТу и сертификации ФСБ. Разработчики считают, что использование Мастерчейна крупными участниками российского финансового рынка заметно быстрее сформирует судебную практику.



«Для регулирования криптовалют и токенов необязательно менять ГК РФ»


Игорь Матюхин, член Экспертного совета по законодательному обеспечению финтеха в РФ, высказал мысль, что криптовалюта и ICO создают «тектонический» сдвиг в экономике и социуме. Технические алгоритмы принимают на себя часть функций государства.

Но одновременно с этим существует парадокс криптовалюты. Значительное количество людей воспринимают ее как средство оплаты и на уровне подсознания понимают, что это — деньги, но, тем не менее, такие активы не обладают законным статусом нигде в мире, кроме разве что Японии.

Если посмотреть на парадокс глазами экономиста, то все выглядит довольно просто: криптовалюты обладают функциями обмена, сохранения стоимости и меры стоимости, а значит, могут называться деньгами. Но со стороны юристов деньги — это в первую очередь законное платежное средство.

Из-за подобного парадокса, по мнению спикера, в мире пока нет полноценного законодательства по регулированию криптовалют. В России операции с криптовалютами не запрещены, однако сделки по ним могут стать объектом пристального внимания властей. Это значит, что внутренние органы могут заинтересоваться происхождением средств и целью их использования. Поэтому регуляторы пытаются решить следующие задачи:

  • борьба с мошенничеством и черным рынком;
  • защита участников рынка;
  • противодействие отмыванию денег;
  • создание базы для лицензирования и налогообложения;
  • создание привлекательной среды для перспективных технологий.

Разбирая вопрос токенов, Игорь Матюхин сообщил, что для каждого из видов токенов должно быть создано собственное регулирование. При этом необходимо создать в правовом поле такое понятие, как криптоинструмент, и исключить препятствия для краудфандинга. По мнению спикера, для этого даже не нужно создавать отдельный закон или менять Гражданский кодекс РФ. Он считает, что необходимо принять во внимание статью 128 ГК РФ и исходить из того, что криптовалюты и токены — это «иное имущество».

Грамотное регулирование, как сказал спикер, даст приток внутренних и внешних инвестиций и позволит «вступить в игру» крупным институциональным игрокам. При этом даже бизнес, не имеющий отношения к блокчейну, сможет пользоваться криптоинструментами для финансирования своей деятельности.



«ICO-проекты должны уделять больше внимания IT-безопасности»


Александр Лазаренко, технический руководитель направления защиты блокчейн-проектов в Group-IB, сообщил, что хакеры, которые хотят похитить деньги у ICO-проектов или навредить им, пользуются чаще всего пятью способами. И самый распространенный среди них — это банальный фишинг.

По статистике за последний год, 56% всех похищенных у ICO средств были украдены именно с помощью фишинга. Это порядка $115 млн. По внутренним данным Group-IB, серьезный фишер в среднем зарабатывает $1 млн в месяц.



Мошенники просто создают сайт с похожим адресом и дизайном и устанавливают адрес собственного кошелька для перевода средств.




Второй способ, которым пользуются мошенники, — DDoS-атаки. Дудосеры дудосят, сайт ICO-проекта лежит, команда проекта кидается решать проблему дудоса, в это время драгоценное время ICO истекает, а инвесторы убеждаются в не самой лучшей IT-защите проекта.



Третий способ — дефейс сайта. Обычно хакеры взламывают главную страницу и заменяют ее на свою собственную — нередко содержащую уничижительный текст или рисунок. Но хакеры ICO-проектов идут дальше: они заменяют страницу на точную копию, но вводят собственный адрес кошелька, куда ничего не подозревающие инвесторы и заносят деньги.



Четвертый способ похитить деньги — использовать уязвимости смарт-контрактов. Здесь хакеры могут воспользоваться дефектами кода или низкой эффективностью самого контракта. Самый известный прецедент был с ICO инвестиционного фонда The DAO, когда злоумышленник похитил порядка $53 млн. Он использовал уязвимость в функции splitDAO, заложенной в коде.



Последним способом спикер назвал проникновение через команду проекта. Основными точками входа (взлома) стали незащищенные серверы, почта сотрудников, их социальные сети, серфинг в Интернете, легкие пароли.



Таким образом, киберугрозы поджидают ICO-проекты буквально на каждом этапе развития.



Вывод — необходимо уделять особое внимание кибербезопасности, когда проект выходит на ICO. Нужно проводить аудит безопасности, искать фишинговые ресурсы, анализировать кадровые риски и проводить тренинги для сотрудников. Не говоря уже о DDoS-защите и надежном файрволе.
Следующие блокчейн-конференции Smile-Expo пройдут на Кипре, Мальте, в Словении, Филиппинах и Гибралтаре. Ближайшее российское событие состоится в Санкт-Петербурге 13 февраля 2018 года.


UPD: готов видеоотчет
Теги:
Хабы:
0
Комментарии 14
Комментарии Комментарии 14

Публикации

Информация

Сайт
www.smileexpo.ru
Дата регистрации
Численность
Неизвестно
Местоположение
Россия

Истории