Как стать автором
Обновить
0
uKit Group
Конструкторы и решения для сайтов на ваш выбор

От браузерных закладок к новой эре: немного об истории развития сервисов социальных кнопок

Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 9.2K


За последнее десятилетие интернет сильно изменился. И одной из наиболее интересных трансформаций является переход от «старых-добрых» сервисов для создания закладок в браузерах, которыми можно было делиться с друзьями, к «кастомным» социальным кнопкам, собирающим данные о предпочтениях сотен миллионов интернет-пользователей.

История


В середине 90-х годов прошлого века зародилась концепция онлайн-закладок — 1996-й считается годом рождения сервисов, которые позволяли заносить веб-страницы в публичный и непубличный списки закладок. Уже в 1997 работники NASA создали WebTagger, который, помимо простого создания закладок, имел еще и функциональность, позволяющую делиться ими через веб-интерфейс.



WebTagger снаружи...



… и изнутри

В конце девяностых на эту нишу обратили свое внимание инвесторы, и сервисы онлайн-закладок стали появляться как грибы после дождя: ClickMarks, clip2, Blink, Hotlinks, del.ico.u и, конечно, Backflip от бывших сотрудников Netscape.

Продукты обрастали новыми функциями вроде распределения закладок по папкам и их отправки по электронной почте, однако многие из проектов «первой волны» не смогли создать стабильную модель монетизации. Так, после “краха доткомов” на сайте Backflip появилась информация о приостановке финансирования компании в связи с “экономическими трудностями начала 21-го века”.



Перевод
“… Пару лет назад мы были стартапом с финансированием и радужными перспективами. Но экономические трудности начала 21-го века поставили нашу материнскую компанию перед выбором: закрыть проект или продать активы нескольким сотрудникам, чтобы они продолжили поддерживать сайт… Если вы заинтересованы в инвестициях в обновленный Backflip, напишите нам...”

Основатель другого проекта — Blink (на пике популярности сервис имел 1,5 миллиона активных пользователей) открыто признал, что главными причинами провала его компании стали недостатки в интерфейсе сервиса и неверный выбор стратегии развития. Папки с закладками были изначально непубличными, поэтому люди не делились контентом, да и само дерево папок оказалось тупиковой ветвью развития.

Новая надежда


К середине нового десятилетия авторы новых проектов несколько переосмыслили концепцию, лежавшую в основе сервисов закладок. Одной из веток развития стали Digg (2004) и Reddit (2005) — сайты, которые позволяли пользователям делиться ссылками и оценивать их.



Современный интерфейс Reddit

В то же время соцсети начали завоевывать мир. Рост количества соцсетей привел к нашей ветке эволюции: сервисам социальных кнопок, которые позволяли пользователям делиться интересным контентом со своими друзьями по условному Facebook прямо со страниц веб-сайтов.

Например, в 2006 году возник AddThis, проект-праотец современных сервисов соцкнопок. Хотя сначала — угадали, были у них закладки, и другие замечательные, но подзабытые современным пользователем вещи.





Плагин AddThis для платформы WordPress, 2007 год

Зачем это людям


Чтобы охватить пользователей всех потенциально интересных соцсетей, можно устанавливать кнопки по-отдельности:



Но, во-первых, это некрасиво — может привести к проблемам с версткой и ухудшит внешний вид страниц, даже если кнопки будут примерно одного формата и дизайна.

Гораздо чаще — банально замедлит загрузку сайта: для отображения каждой конкретной кнопки сайт должен отправлять запрос каждой соцсети.

А с сервисом готовых кнопок владельцам сайтов не нужно генерить и вставлять коды отдельных кнопок — достаточно вставить в код сайта одну строчку, и все заработает правильно.



Конструктор мета-тегов в сервисе uSocial.pro для корректной индексации поста социальными сетями.

Более того, постепенно сервисы социальных кнопок стали предлагать расширенные функции. В частности, аналитические — с их помощью можно отслеживать источники перехода, социальную активность аудитории и понимать, какой контент нравится посетителям больше.

Кто и зачем создает конструкторы готовых кнопок


Популярность кнопок открыла разработчикам возможность наконец-то… зарабатывать. И на владельцах сайтов, как это делает AddThis, вводя платные тарифы.



Конструктор кнопок от AddThis

И, главное, — на знании о предпочтениях аудитории. Сервисы соцкнопок продают данные о том, какие страницы отмечают пользователи, интернет-компаниям. А те направляют людям адресную рекламу товаров и услуг. Подобные данные крайне важны для систем, размещающих рекламу в сети в режиме реального времени.

Социальные данные полезны и для определения трендов и эффективности продвижения компаний — это позволяет повысить отдачу от интернет-рекламы, и бренды готовы за это платить. Так что перспективы бизнеса на социальных кнопках в начале десятых годов стали очевидны не только на Западе, где AddThis и конкуренты поднимали десятки миллионов долларов инвестиций. Клоны этих сервисов появлялись в разных странах.



Кнопки UpToLike

В России были запущены проекты Pluso и UpToLike, которые были гораздо лучше адаптированы для работы с популярными в Рунете социальными сетями — главным образом, «Вконтакте» и «Одноклассниками». Они начали быстро набирать популярность. Так, Pluso спустя несколько месяцев после запуска отчитался, что число охваченных им посетителей сайтов превысило 1 миллион.



Конструктор кнопок от Яндекса

Вскоре социальные кнопки перестали быть вотчиной молодых стартапов. Растущая популярность и объёмы собираемых данных заставили обратить свое внимание на этот рынок и Яндекс, который представил свои кнопки в 2013 году. Впоследствии компания смогла применить собираемые с их помощью данные при создании собственного рекомендательного сервиса для читателей СМИ.



Хитрый план Oracle. Про соцсети — в правом блоке.

Меж тем AddThis был выкуплен ИТ-гигантом Oracle за сумму «между $100 и $200 млн, но ближе к последней». Сервис войдет в линейку инструментов, позволяющих собирать и анализировать маркетинговые и рекламные данные.

Проекты, которые не были куплены или запущены более крупными компаниями, вынуждены искать новых партнеров для разработки продуктов, которые помогут удержать пользователей: к примеру, UpToLike объявлял о создании рекламной сети и планирует сотрудничать с SeoPult.

Почему сервисы социальных кнопок продолжают появляться



В феврале 2016 старейший игрок рынка бюджетного сайтостроения uCoz запустил собственный проект социальных кнопок — uSocial.pro.



Зачем мы это сделали?

Во-первых, появление новых команд на рынке помогает бороться с превращением стандартных услуг копочных сервисов в платные услуги.

Например, AddThis оставил в бесплатной версии только стандартные квадратные кнопки — тогда как одной из наиболее популярных среди пользователей форм стали квадратные иконки с закругленными краями, моду на которые ввела Apple (из тех, кто установил наши кнопки, 84% выбрали именно квадратные с закруглением).


Конструктор кнопок uSocial.pro

Во-вторых, просто устали, что где-то своевременно не обновляют логотипы соцсетей и добавляют к пользователем набору социальных кнопок свой кликабельный логотип :)


Пример кликабельного брендирования в виде "+"

Кроме того, дизайн кнопок конца нулевых не всегда органично вписывается в оформление современных сайтов. Поэтому мы включили в свои наборы версию с большими (48 пикселей) кнопками, которые органично вписываются в дизайн современных сайтов и привлекают внимание посетителей.

В-третьих, «старожилы» рынка не всегда замечают и более очевидные и срочные решения, которые будут удобны владельцам сайтов или конечным пользователям (помните историю про Blink из начала статьи?).

Скажем, это счетчики шеров. Когда Twitter прошлой осенью отключил возможность просмотра счетчика ссылок через API своих кнопок, многие оставили это как есть. Хотя решения, как считать репосты — есть. А по нашей статистике, Twi пятый по расшариваемости после VK, FB, OK и G+.


Мобильная версия: кнопки мессенджеров вместе на самом верху. Сейчас расскажу, какая из кнопок популярнее

Наконец, очевидно, что отдельное внимание кнопочные проекты должны уделять мобильной версии: но у кого-то до сих пор кнопки мессенджеров WhatsApp и Viber разбиваются кнопкой «Одноклассников». Мы же стали выделять кнопки мессенджеров в отдельную, облегчая отправку ссылок на мобильных устройствах. Кстати, ставят кнопки мессенджеров одинаково часто. А вот контентом в WhatsApp делятся вдвое чаще.

Короче, эволюция продолжается.
Теги:
Хабы:
+6
Комментарии 13
Комментарии Комментарии 13

Публикации

Информация

Сайт
www.ucoz.ru
Дата регистрации
Дата основания
Численность
101–200 человек
Местоположение
Россия

Истории