Как я пробовал продвигать региональную робототехнику через интернет

    Свой моногородок в Заполярье я в шутку зову Чернобылем*. Горнодобывающий завод занимает половину площади поселения и заставляет всё вокруг выглядеть и чувствовать себя вот так:



    В Никеле нет магазина радиодеталей. Тем не менее, проведя большую часть жизни тут, я даже стал преподавателем кружка робототехники. Во многом благодаря интернету. Пока мое основное достижение — открытый мастер-класс для почти сотни детей, основанный на собственных проектах, выложенных в свободный доступ.


    Вот такую штуку мы устроили недавно для ребят в городе Заполярный:

    Видео подготовит вас к лонгриду.

    Нет, это не история в стиле «посмотрите, какой я крутой».

    Скорее, это субъективная хроника проблем и успехов робототехники в «малых формах жизни». Началась она тогда, когда Geektimes еще не стал источником вдохновения и практических знаний для таких, как мы. Да и вообще, на тот момент информации о сборке роботов в домашних условиях в Рунете было мало.

    Выход в онлайн. История первая — мне подключили интернет


    Наверное, любая история про «как мы делали что-то в сети» начинается с этой фразы. В десятом классе у меня появился первый компьютер. Шел 2008-й. Мы уже год, как ходили в кружок радиоэлектроники.


    Pentium 4 уже начали снимать с производства, но для нашего городка, где даже телефоны были относительной редкостью, это было нечто.

    В докомпьютерные дни мы с друзьями бегали в местную библиотеку и отыскивали старые журналы вроде «Моделиста-конструктора» и «Радиолюбителя». Там иногда мелькали какие-то интересные схемы. Тщательно все перерисовав, мы отправлялись на поиски старого телевизора или разбитой магнитолы, чтобы выпаять нужные детали.

    Из-за нехватки компонентов часть схем так и оставалась на бумаге. Но мы говорили себе: «Вот вырастем, будем жить в большом городе, иметь под рукой всё необходимое и собирать любых роботов!»


    Моделька 1980-го года из журнала «Моделист-Конструктор».

    Естественно, получив доступ к ПК, я подумал что-то вроде: «Сейчас я буду скачивать ВСЕ чертежи».

    Будучи новичком, я искал, как собрать самых простых роботов, и вбивал в поиск примерно такие запросы: «Как сделать робота своими руками без микросхемы». Ведь, так или иначе, микросхему можно было купить только в магазине, а магазинов у нас не было. Но оказалось, что в огромной сети, переносившей тебя далеко за пределы городка, почти не было сайтов со статьями по робототехнике для начинающих.

    И подумал: «Дай-ка сделаю свой сайт и буду добавлять информацию для таких же незнаек, как я». Сайт я создал 27 июля 2009-го.

    Выход в офлайн. История первая — «Большие города»


    После школы я уехал учиться в Питер, прихватив паяльник и схемы. В городе сразу же побежал в магазин радиодеталей, набрал большущую коробку всего и по вечерам, пока ребята из общаги гуляли, собирал роботов.


    «А всего побольше, сыру побольше и котлет побольше!» (с) «Бобик в гостях у Барбоса»

    Честно, изначально я хотел стать архитектором. Но, имея недобор баллов по математике, решил, что пусть лучше архитектурой знающие люди занимаются, а я пойду в айтишники. Ведь у айтишника есть право на ошибку ;)

    Так я поступил в телекоммуникационный колледж на специальность «Программное обеспечение вычислительной техники». Мы изучали программирование на C, но в основном учеба была связана с локальными сетями, передачей данных и т.п. Из нас растили сисадминов.
    Тогда и появилась куча времени на развитие сайта.

    Выход в онлайн. История вторая — когда форумы были большими


    Короче, я «тыжпрограммист», а не программист как таковой. А как студенту, мне еще предстояло решать задачу типа «какая платформа более-менее позволит не платить». Был вариант с Joomla, но там нужен был хостинг отдельно. Конечно, я находил дешевые хостинги, но боялся, что при нагрузке на сервер мне скажут: «Плати больше».


    Скрин переносит нас в лето 2008-го. Сегодня проект RobotsSpace заброшен.

    Прежде чем запускать свой ресурс, я обитал на чужих. У моих знакомых был сайт RobotsSpace — тоже по робототехнике. У ребят одно время был очень активный форум, я был частым автором комментариев, а позже и модератором. Изучил, как работал их сайт (мне понравилось, в принципе). Он жил на бесплатном домене от uCoz. Так я и услышал об этой системе.
    Поразбиравшись, я узнал, что на юкозе можно полазить в html-коде, вставить сторонние скрипты, шаблоны свои загрузить. Но самое главное, что мне понравилось, что дисковое пространство увеличивается автоматически.


    28 августа 2009-го, моему сайту месяц. Тогдашнее название — Rassionrobots — именно так, с опечатками, отражает тогдашний уровень познаний в иностранном.

    Я был студентом, и бесплатный сайт меня устраивал. Да, там был рекламный блок в правом углу, но потом мне отключили и его — как образовательному проекту.

    Сначала я копипастил чужие статьи. Часто источником служили зарубежные сайты, такие как ресурсы с работами «отца» BEAM-робототехники Марка Тилдена.


    Пример: beam-online.com содержит очень-очень много интересных поделок со схемами и фотографиями.

    Параллельно я пробовал рекламироваться на форумах коллег. У нас даже баталии были. Есть такой сайт — Myrobot. Мы как-то с ними поссорились: хотя я регулярно публиковал что-то полезное в темах и выкладывал фотографии своих проектов, в подписи маячила ссылка на мой сайт — и это раздражало администрацию.

    У меня был и свой форум. Одно время активность на нем была очень большой. Думаю, я попал в такой момент, когда сайтов по робототехнике было не так много, и наш ресурс оказался среди основных. База пользователей со временем дошла до десяти с лишним тысяч адресов.


    Пример инструкции для новичков: серия поделок «Планета Шелезяка».

    Чтобы развивать сайт дальше, я искал людей, которые могли писать статьи для начинающих. Потихонечку мы начали придумывать своих роботов и описывать их подробно: делать пошаговую инструкцию с фото, а затем и видео.



    Позже мы переименовались в «Серводроид», купив домен, и провели редизайн. Проект получился достаточно хорошим: около тридцати собственных статей-инструкций, любой желающий может зайти, выбрать по сложности, посмотреть списки деталей, закупить компоненты на рынке, в магазине или заказать по почте — и начать действовать!

    Выход в офлайн. История вторая — мотивация


    Роботы, которых я собирал по вечерам, были не просто хобби для себя. Они делались для соревнований и каких-то мероприятий, где можно было продемонстрировать проект. Соревнования — это стимул, чтобы тратить время с пользой.



    Сам дух соревнований мотивирует еще больше: ведь гиков, которые приносят что-то полностью самодельное, на мероприятиях существенно меньше, чем тех же людей, занимающихся Lego.
    Это дико круто, когда ты ставишь самодельного робота, и он соревнуется с «покупным», скажем, леговским.

    Помню первое свое соревнование в Питере. Я пришёл с эдаким «мастодонтом», у которого куча проводов торчала в разные стороны. Поставил его на линию, и он за минуту где-то ее проехал. Ехал очень медленно, но очень четко.


    Тот самый первый соревновательный робот.

    До этого по линии все прокатились с покупными, а я такой самый последний — новичок — ставлю своего робота. Знаете, тишина такая, все замерли. Народ сразу оценил.

    Конкурсы помогали мне привлекать внимание к своему онлайн-ресурсу. Я везде говорил, что моих роботов можно собрать самостоятельно, это открытый проект и, если вам понравилось, вы можете изучить всё на сайте.



    Благодаря соревнованиям я стал преподавать. Началось все с того самого первого раза: меня заметил Сергей Александрович, руководитель кружка робототехники в физико-математическом лицее №239.

    Он искал помощников-студентов, потому что студенты — активные, им всё интересно. Поэтому и детей они будут мотивировать: «Давайте соберем это, давайте где-нибудь поучаствуем, кого-нибудь победим!» Сергей Александрович предложил работать с детьми.

    Сначала я, правда, отказался. Сомневался в себе. Сам-то тогда в робототехнике был без году неделя. А год спустя уже пришел и сказал, что буду с удовольствием помогать. Так и устроился. Два-три раза в неделю после пар бегал в лицей. Так я стал педагогом дополнительного образования без (извините за тавтологию) должного образования.


    Мы с детьми делали крутые проекты!

    Например, был робот-марсоход — 3D-копия Curiosity. Я рисовал эскизы, а каждый ребенок выполнял по ним одну деталь. Потом мы эти детали собрали, как конструктор, только в цифровой среде — «Компасе». И отправили на конкурс. Когда нас заметили в сообществе про Curiosity, запись о проекте набрала около трёхсот лайков. Мы выиграли приз зрительских симпатий.


    Матёрому робототехнику покажется ерундой, а детям такая «социализация роботов» была очень интересна.

    Еще один проект назывался «Корк-бот» — роботы из пробок. Робот имел вибромоторчики, как в сотовых телефонах, и сенсор — датчик света, который реагировал на другого такого же робота.

    Мы собрали целую стайку из одинаковых моделей, включили их и получили управляемый хаос. Благодаря светодиодам, менявшим цвет (и, соответственно, длину волны), роботы то начинали собираться в толпу и группой куда-то ехать, то разбегались в разные стороны. И, в принципе, с такими проектами мы выигрывали соревнования.

    Выход из онлайна. История третья — возвращение на малую родину


    Два года в роли преподавателя прошли здорово, но после выпуска из колледжа пришлось ехать домой. Параллельно я поступил на заочку в Мурманске, причем пришлось перескочить на программу «Автоматизация технологических процессов производства». А разработка «железа» в АСУ ТП — это что-то вроде лего-конструктора, только для взрослых.

    На малой родине опять начались проблемы с деталями. Когда я завершал очередной проект, то фотографировал его, а потом распаивал на запчасти, чтобы было из чего собирать новых роботов.


    Чтобы зарабатывать на жизнь, я стал айтишником в местной администрации.

    Будучи студентом, я мог следить за сайтом почти двадцать четыре часа в сутки. На работе забегал на сайт только в обед, а при завалах времени на онлайн почти не оставалось. Чтобы продолжать этим заниматься здесь, в отдалении, нужен был стимул.

    Со временем я стал тратить больше времени на «ВКонтакте». Завел группу, стал публиковать новости и обзоры по отложенному таймеру: загрузил пачку описаний за один раз, а потом они выходят весь день. Чем хороша соцсеть — так это бесплатными промо. Например, когда о нас написало сообщество «Касперского», в группу сразу прилетело около пятидесяти новых участников.



    Так, собственная группа становится все более и более читаемой. Надеюсь, благодаря ей кто-то тоже захочет собрать робота или еще что-нибудь сделать своими руками.

    Выход в офлайн. История четвертая — корпоративный сектор, или как мы запускали ЦМИТ



    В «питерский период» я иногда бывал в хакспейсах и даже рассказывал там о своем роботе для МЧС**. Бывая в Мурманске, я нашел что-то вроде хакспейса и там. Захотелось повторить подобное у нас.

    А так как в Никеле под боком замечательный завод, он же градообразующее предприятие, управляющая компания старается как-то компенсировать жителям условия проживания. Есть ежегодные грантовые программы на социальные проекты: построить дом творчества, построить каток… Я подумал, что идея ЦМИТа, в принципе, подходит.

    Подал заявку: мол, давайте запустим научную мастерскую — 3D-принтеры, лазерные станки и т.п. Прикинул стоимость оборудования. Что не учел сразу, так это ремонт помещения: он требовал 7 миллионов. Это увеличивало бюджет вдвое.


    Так выглядело помещение под проект (прошу прощения за скрип микрофона на записи).

    Чтобы показать серьезность намерений конкурсной комиссии, я даже сайтик успел запилить:


    После создания сайта у меня было 80-90% уверенности, что проект пройдет. Для фаблаба сайт — это очень хорошая площадка для привлечения.

    Я прошел в финал. Пятерку «избранных» из 30 участников возили в Питер. Мне там показывали, как работает местный фаблаб. Однако на заветную стадию финансирования подняться не удалось. Штука за 14 миллионов в 15-тысячном городке… Да, наверное, это звучит странно. Но это был полезный опыт.

    Потому что дальше мы выиграли грант на открытие кружка робототехники.

    Выход в онлайн. История четвертая и последняя — как мы запустили кружок робототехники в маленьком городе


    Запустить занятия по лего-робототехнике в принципе не так сложно даже в условной «деревне». Вам просто нужен спонсор, который выделит бюджет на 5-10 наборов. Этого достаточно, чтобы открыть кружок.

    В моем детстве проблема была в том, что в районе никто толком робототехникой не занимался. А теперь опыт был у меня. Восемь лет как-никак. В Питере я научился объяснять детям основы робототехники, учил, как понимать схемы, как работать с 3D-моделями и так далее.



    Так пришло озарение: когда я с кем-то общаюсь по теме робототехники, то обязательно оставляю ссылки на сайт со статьями и на паблики, чтобы всячески демонстрировать, что мы активное сообщество.

    А когда меня спрашивают, чем конкретно я занимаюсь, сослаться не на что. Вернее, можно рассказывать об этом часами, но… это долго. Ресурса, где люди из компаний смогли бы узнать, как получить профит от сотрудничества по спонсорской модели, не было.


    Как-то я зашёл на главную uCoz и увидел, что там теперь есть форма выбора: персональный сайт, сайт для бизнеса и магазин.

    Я заинтересовался. Что за сайт для бизнеса такой? Ведь поиск спонсоров — тоже своего рода предприятие. Вот я и решил нажать на эту кнопочку.

    Оказался в новом конструкторе uKit. Там всё на готовых блоках. За полдня я накидал сайт-портфолио. На uCoz нужно всё же кодить, а здесь нажал кнопочку — шаблон установился, а если что не нравится, снес один блок, выставил другой, закинул текст и фото — и сайт готов.

    На портфолио удобно ссылаться при поиске спонсоров. Ну и менять его можно быстро.



    В общем, подготовившись по всем фронтам, грант мы выиграли. С сентября 2016-го я стал вести занятия по робототехнике для школьников в своем городке. Мы собираем простых роботов. Для осуществления мечты детства потребовалось всего-то 8 лет.



    Кружок я веду по-своему: в идеале Legо-детали должны составлять 50% робота, а половина проекта должна состоять из самостоятельно разработанных запчастей. Это позволит ребятам расширять кругозор и работать головой, выходя за рамки ограничений конструктора.


    Решетка-фильтр для проекта Lego-робота-пылесоса, напечатанная детьми из кружка робототехники в Никеле.

    ***

    Примечание от авторов блога: с тех пор Сергей стал нашим активным и «идейным» пользователем. Он записывает видеоуроки по системе uKit для новичков и регулярно присылает идеи по развитию. С осени, чтобы подработать на свои проекты, он также собирает сайты в нашей системе под заказ.

    Примечания от автора поста:
    * Я фанат «Сталкера», поэтому и свой городок называю Чернобылем
    ** Статья о роботе для МЧС на Хабре
    uKit 24,15
    Конструктор сайтов для самостоятельных
    Поделиться публикацией

    Вакансии компании uKit

    Комментарии 30
    • +11
      Спасибо всем, кто дочитал — это очень важно для нас с ребятами из кружка.

      И если есть вопросы по запуску такой активности в вашем регионе — задавайте вопросы, постараюсь подсказать.
      • 0
        С удовольствием прочитал, отличная история!

        Хорошо, когда труды и упорство вознаграждаются.

        Будете ли выкладывать видео и информацию о роботах, собранных на кружке?
        • +2
          Пока постим только в ВК-сообщество кружка, но коллеги из этого блога подкинули мысль в хаб «Электроника для начинающих» запилить несколько статей-примеров. Будем пробовать.
      • 0
        Дочитал до конца, здорово, молодцы.
        Теперь буду с интересом следить за вашими достижениями.
        • +1
          Спасибо!

          Если вы зарегистрированы в ВК, у нашего кружка есть открытое сообщество — помимо оргвопросов, мы там обсуждаем и публикуем новые проекты, соревнования и т.п.
        • 0
          за два присеста осилил. Могу только позавидовать белой завистью и поздравить с успешной реализацией мечты.
          П.С. сам недавно задумывался о кружке, но пока не понял с какого конца подходить.
        • +2
          Посмотрели статистику — в 2008-9 был бум сайтов про робототехнику на юкозе: почти каждый месяц кто-то запускал ресурс. Молодцы, что выжили и развиваетесь до сих пор.

          Но и на юките вы не одиноки, оказывается, — вот, например, центр робототехники в Кемерово себе сайтик смастерил.
          • +1
            Молодец!
            Подвижничество с детьми, это замечательно. И несмотря на скептицизм к использованию «Лего», вы всеравно к нему и вернулись, хотя и с 50% наполнением «самоделом».
            • +1
              Спасибо за отзыв! Да, получается так, что открывая кружок робототехники тут у нас — на крайнем Севере, мне пришлось пожертвовать своими принципами «Lego? — ну уж нет...» и взяться за этот конструктор. Я так поступил, так как понимал, что в дальнейшем, если я хочу чтобы ребята занимались и развивались — они должны участвовать в соревнованиях, выставках и других мероприятиях. А так как в Мурманской области (не говоря уже про наш Печенгский район) DIY-робототехника, как таковая, не встречается. Только Lego и соревнования все только по ним =)
              У меня в кружке уже есть очень толковый ученик, который сейчас сам изучает один из конструкторов Bioloid Step1 и Step2, и в скором, думаю он освоит и Arduino.
              • +1
                Lego пока нечем заменить на начальной ступени.

                История моего кружка в поселке с населением в 2400 человек. У дома культуры появились деньги + по телевизору показали Путина на очередной выставке где были роботы. Мои слова сказанные директору ДК еще пару лет назад о перспективах кружка робототехники вспомнили. Так появился год назад кружок.

                Т.е. главное это мотивация.
                Родители — увидели Путина по телевизору на фоне роботов.
                Моя — искал кружок для своего сына. Не нашел — сделал.
                Дети — те просто прутся.
                Администрация ДК — просто люди работают и находят возможности для развития.

                Денег потратили: на 3 ноута и 6 хоум ev3. Потом еще добавили 4 edu и 1 ноут. Потом технология и физика 4 набора. По ардуино тоже закупались — но пока пылится и ждет своих героев.
                На всем этом занимается 31 человек в 5 разных группах.

                К сожалению, состав кружка — 70% это начальная школа. На кружок пришел только один семиклассник. Несколько 5-6 классников. Половина из них разбежалось в CS GO через год. Зато, те кто пришел в первом классе — остался. И как показывает опыт ДК (танцы, пение и т.п.) — оно так и работает — хочешь кружок — расти с начальной школы. Более старших уже испортил интернет и геймерство.

                И в этих условиях что, если не лего?

                А соревнования пока только мешают — подготовка рвет учебный процесс, вместо того, чтобы учить как оно в жизни работает, приходится тратить время на сферического коня в вакууме гоняющего по черной линии.
                Правда мы только в одних поучаствовали AR2T2, на мотивации это сказалось скорее отрицательно. Может просто место не очень высокое заняли — 7е. Хотя для первого опыта по-моему норм.
                • 0
                  Согласен насчет старшего поколения. В Больших городах в школах воспитание более строгое, чем в небольших городах и поселения, точно так же как и культура воспитания детей.

                  Если старшеклассники приходят из 11 класса — это уже поздно обучаться робототехнике, так как у них первая задача — обучение и сдача ЕГЭ. 10 класс, ну более менее, но только для статистики кружка. А вот дети, которые уже начали изучать в школе английский язык, информатику — это самое то.

                  Как показывает практика — если дети приходят в кружки из разных домов творчества — это действительно толковые ребята, которые сами хотят это изучить и научиться. Если детей приводит родитель по своему желанию — обучать таких детей, у которого нет интереса, очень тяжело. Ну и конечно если группа разношерстная — это ужас…
                  • +1
                    Мой проект сейчас активно работает над тем, что сможет вполне заменить LEGO-роботов в школе и составить им хорошую конкуренцию ;)
            • 0
              Мне кажется от аббревиатуры «DIY» можно совсем отказаться, текст от этого ничего не потеряет.
              • +2
                Молодцы! Большое и нужное дело делаете. Многие дети вдохновятся вашим творчеством. Вот обучающие видео по робототехнике школьницы Алены Кузнецовой из Севастополя (первое записано, когда ей было 9 лет) Возможно, кому-то из ребят поможет разобраться, а главное — покажет, что гиками могут быть не только мальчишки. :)
                • 0
                  Надо отметить, что мы тоже замечаем в последнее время активность видео-блогеров, которые снимают небольшие обзоры и уроки по созданию роботов, причем снимают дети и это действительно восхищает. Они молодцы, как и Алена. У нее все получится.
                • 0
                  Прямо вспомнил детство — ностальгия, тоже разбирали технику на запчасти, рисовали схемы на тетрадках и подгоняли под имеющиеся детали, в магазинах не было НИЧЕГО, один раз появилась книга по робототехнике, пока я бегал домой за деньгами ее кто-то купил…
                  Автор большой молодец что вернулся в свой город и организовал все это, для детей это очень важно, но я вот в свои город больше не вернулся.
                  • +1
                    Большое спасибо, думаю мы друг друга понимаем — как это тяжело, самому начать без поддержки.

                    Раньше, в школьные времена, мы даже лазили по свалкам в поисках всякой техники, магнитол и прочих электронных и механических девайсов, и без сомнений, нам было очень стыдно за себя, мы стыдились, что нас могут увидеть знакомые. Мы думали, что о нас скажут «Как бомжи по помойкам, фу». Каждая такая вылазка была как игра в шпионов — чтобы никто не увидел нас в «работе». А сейчас, будучи взрослыми, мы не стыдимся того что было, и теперь-то понимаем, что если бы мы тогда постеснялись, стали бы мы теми — кем стали сейчас?
                    • +1
                      Да. В основном на свалках то все и находили, но проблем отсутствия нормальных двигателей и батареек это не решало ксожалению, об аккумуляторах не смели и мечтать
                  • +2
                    Потрясающая история! Когда прочитал про первый опыт с uCoz, собрался было уйти со страницы, решив, что это их навязчивая реклама. Но вспомнив про тех людей, которые держат на этом ресурсе свои сайты, решил дочитать до конца. Не зря. Искренне потрясен. Настроение прям окрылённое какое-то.
                    • 0
                      Да, это отчасти промо наших конструкторов — хардкорно-олдового (юкоз) и простого-нового (юкит). Но послушайте, не мы выбирали Сережу, а он выбрал нас (хотя что в те годы было кроме). И куча образовательных, школьных, просветительских проектов хостится годами — им отключают ту самую рекламу, потому что ну все же люди и всем же нравится хорошее и полезное в интернете (а в юките вообще понятия рекламы на вашем сайте нет, совсем).

                      P.S. До сих пор горжусь, что на юкозе живет сайт «Ванька ротный» — очень честные мемуары о начале ВОВ, которым так и не нашли издателя, зато благодаря такому «наколенному» сайту они стали доступны общественности.
                    • 0
                      Классно, молодец!
                      Жалко, что у меня в детстве не было подобного кружка.
                      Интересно, есть и у кого нибудь информация: с точки зрения бизнеса могут ли подобные заведения быть интересны?
                      • 0
                        Видел сразу несколько франшиз «кружок робототехники», т.е. модели вроде есть, но есть и ньюанс.
                        • 0
                          За сына (5 лет) плачу 1250 рублей в месяц. Одно занятие в неделю, 1,5 часа. Делают на Лего. Рядом с домом в библиотеке, в спальном районе. Ходит около 5 детей. Я думаю, в другие дни недели преподаватель (девушка) работает в других районах. Договор на оказание услуг подписан с неким ООО, так что, похоже, бизнесу это интересно.
                        • +1
                          Респек и уважуха!
                          А по сути, молодец! На таких людях и держится наша наука. Вот такие невидимые, но нужные винтики толкают науку вперед. Мне моя жена часто говорит о том, чтобы я тоже занимался с детьми в кружка, но если честно, то мне духу не хватает.
                          • +1
                            Очень круто! Уважаю автора!

                            Бывал я в вашем городе Никель, примерно в году 2003-2004 (точно не помню). Работали на заводе, обследовали трансформаторы. Поразил лунный пейзаж вокруг завода, выбросы серы (когда прям на заводе), и прочие гадости. Но поразила природа вокруг!
                            • +1
                              У нас хороший показатель творческой активности — первое в Печенгском районе соревнование по робототехнике! =)

                              Ребята начали показывать первые работы и сегодня у них состоялась защита — выставка робототехники, на которой они рассказали и показали всем что уже собрали. Были представлены роботы как LEGO, так и BIOLOID, так и BEAM, и даже радио-управляемый робот. Молодцы!
                              Заголовок спойлера
                              image
                              Скоро опубликуем качественные фотографии и отчет с мероприятия.
                              • 0
                                Небольшая статья в СМИ о мероприятии, которое мы помогли организовать в школе для тех ребят, кто прошел ускоренные курсы робототехники (3 месяца — Lego, Bioloid, Arduino).

                                В планах у ребят уже выступать в областных соревнованиях 9 декабря =)

                              Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                              Самое читаемое