• Советский HI-FI и его создатели: путешествие «Брига» «капитана» Лихницкого

      Этот пост является пилотным в цикле публикаций о культовой аппаратуре в советской аудиотехнике. Мы сравнительно давно обещали этот цикл, но как-то «не доходили руки». В серию статей войдут несколько УМЗЧ, виниловых проигрывателей, акустических систем высокой верности воспроизведения. Иными словами, писать буду про устройства, которые оставили след в истории СССР, а для многих стали символами эпохи. Я постараюсь не обойти стороной историю создания этих девайсов, а также некоторые значимые моменты в биографии их создателей.



      Полагаю, будет справедливо первую публикацию посвятить усилителю «Бриг» и его создателям Анатолию Лихницкому и Алле Каляевой, как первопроходцам серийного HI-FI в СССР. Признаюсь, что не редко я иронизирую по поводу маргинальных взглядов Лихницкого на звук и некоторые аспекты схемотехники, о которых этот человек много писал в конце жизни, что никак не умаляет его заслуг как инженера и организатора работ по созданию первого советского HI-FI УМЗЧ. Следует также отметить существенный вклад в создание усилителя инженера Николая Слесарева и дизайнера Владимира Ратаева.
      Читать дальше →
    • Истории вокруг движка SCUMM

      • Перевод
      image

      SCUMM можно считать просто «одним из» видеоигровых движков, но этот движок вызывает почти столько же чувств, что и игры, сделанные на его основе.

      Говоря о золотом веке адвенчур LucasArts, нельзя обойти вниманием движок SCUMM, «Script Creation Utility for Maniac Mansion» («утилиту создания скриптов для Maniac Mansion»), который использовался в самых запомнившихся играх всех времён, таких как Full Throttle, Day of the Tentacle, Sam & Max Hit the Road, и, разумеется, Maniac Mansion.

      Написали SCUMM Арик Уилмундер (Aric Wilmunder) вместе со знаменитым гейм-дизайнером Роном Гилбертом (Ron Gilbert), обеспечив таким образом возможность создания этих игр. Недавно Уилмундер и журналист Майк Бевэн (Mike Bevan) связались друг с другом по электронной почте и обсудили SCUMM и истории, его окружавшие. В статье представлены избранные фрагменты этого разговора, записанные со слов Уилмундера.

      Мы решили, что важно передать слова Уилмундера, потому что SCUMM — это не просто движок или технология. Для многих разработчиков это был способ передачи своего художественного видения тысячам людей в один из самых запомнившихся периодов истории видеоигр.
      Читать дальше →
    • История реле: дальнописец

      • Перевод
      image

      Продолжаем нашу историю возникновения цифрового переключателя, подробно исследуя возникновение первого телеграфа. Ведь именно с этим устройством и следует сравнивать электрический телеграф. Ну и потом, это просто интересная штука.

      Братья Шапп


      В 1789 году Клод Шапп жил без забот. Он числился священником, и получал доход с церковного бенефиция, расположенного в сельской местности Франции. Но вместо того, чтобы проводить дни за спасением крестьянских душ, он уехал в Париж, присоединился к группе философов и начал писать работы по экспериментальной физике.

      С приходом революции его жизнь стала усложняться. Новое правительство упразднило бенефиции, и Шаппу потребовался новый источник доходов. Его братья Игнатий, Клод и Абрахам также были безработными. Братья вернулись в свой родной город в Бретани и разработали новую схему заработка. Они решили создать систему передачи сообщений на дальние расстояния и продать её новому революционному правительству.
      Читать дальше →
    • Метод «быстрой передачи сведений», или Зарождение реле

      • Перевод
      image

      Чтобы изучить историю возникновения реле, сначала мы должны разобраться в происхождении электрического телеграфа. Из этого изобретения выросла история телекоммуникаций, ставшая неиссякаемым источником цифровых устройств и информационных технологий. Она появилась только после множества попыток, растянувшихся на целый век, по передаче «сведений» (того, что сейчас мы называем информацией) при помощи электричества.

      Но сначала необходимо сделать одно важное пояснение – люди, о которых пойдёт речь в описании, представляли себе электричество при помощи совершенно отличных от наших категорий и концепций. Наши учебники физики упаковали разношёрстное прошлое в причёсанный набор концепций и уравнений, исключив столетия развития и конфликтов между разными философскими школами. Например, Ом никогда не писал формулу V = IR, а Максвелл не создавал уравнения Максвелла.

      Я не буду пытаться изучать все повороты и хитросплетения интеллектуальной истории электричества, но попытаюсь представить идеи в таком виде, в каком они существовали в то время, а не так, как мы, оглядываясь назад, пытаемся впихнуть их в наши современные представления.
      Читать дальше →
      • +15
      • 9,4k
      • 5
    • BBC Micro — компьютер, который обыграл ZX Spectrum

        В статье речь пойдет об истории противостояния между Acorn, Sinclair Research LTD и несколькими другими компаниями за право разрабатывать компьютер для образовательной программы британской корпорации BBC. Также предлагается подробный обзор победителя этого состязания — BBC Micro. За подробностями приглашаю под кат.


        Читать дальше →
      • Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

        Подробнее
        Реклама
      • Личность и звук: Leo Fender – «Генри Форд» гитаростроения

          Герой этого материала — изобретатель, инженер и бизнесмен, многими справедливо считается отцом современных электрогитар. Кроме того, на счету Кларенса Леонидаса Фендера одни из первых гитарных усилителей и комбо, огромное количество инноваций, связанных с музыкальными инструментами. Как основатель Fender Musical Instruments Corporation, он заложил базис для одной из самых успешных компаний, производящих огромный спектр товаров для гитаристов.



          В этой статье пойдёт речь о незаурядном человеке с нелегкой судьбой, который стоял у истоков массового производства музыкальных инструментов и музыкальной аппаратуры. Созданные Фендером, а также его партнёрами, инструменты и аппаратура обладали характерным звучанием, благодаря чему предопределили развитие нескольких музыкальных направлений, главным образом в рок-музыке.

          Вклад Лео Фендера в мировую индустрию музыкальных инструментов можно сравнить с вкладом Генри Форда в автомобильную промышленность. Принципы и инновации, заложенные изобретателем в его инструменты, используются большинством производителей по сей день. Помимо Fender Musical Instruments Corporation, Лео был основателем G&L Musical Products, а также активно участвовал в деятельности компании MusicMan.
          Читать дальше →
        • Программирование для Palm в 2017 году

            Я, в трезвом уме и доброй памяти, рассказываю как, в 2017 году начать программировать для исчезнувшей платформы.

            Шло 12 мая 2017 года. Лежащий снег за окном и включённое отопление навевали мысли о вечном, и мой взор упал на шикарный промышленный КПК под управлением PalmOS.


            Терминал сбора данных

            Когда-то он мне был отдан, но я им ни разу так и не пользовался. По началу у него не было шнурка для СОМ-порта. А потом в процессе искусственной подпайки к контактам — был оборван шлейф от материнской платы кредла до разъёма порта КПК. Так и лежал мёртвым грузом.

            И восхотел я реанимировать данный пальм, а чтобы была мотивация, решил для начала поглядеть какие бывают эмуляторы под linux, дабы посмотреть какое ПО есть и стоит ли овчинка выделки. И с поиском, установкой эмулятора немного увлёкся… Снега, холодная погода мая так повлияли на меня, что я решил попробовать писать для данного КПК. Тем более, что Palm — это КПК моей студенческой молодости, тогда это был безумно крутой гаджет. Тогда я не умел программировать под них, но очень хотел. Спустя больше 14 лет (почувствуй себя старым, ага) — решил таки попробовать это сделать.

            Если вам интересно, как эмулировать данный КПК, а ещё лучше писать для него ПО, то поехали читать дальше.
            Читать дальше →
          • Забытое поколение релейных компьютеров

            • Перевод

            image


            В нашей предыдущей статье описывался расцвет автоматических телефонных коммутаторов, которыми управляли с помощью релейных схем. На этот раз мы хотим рассказать о том, как учёные и инженеры разрабатывали релейные схемы в первом — теперь уже забытом — поколении цифровых компьютеров.

            Читать дальше →
          • Эстетика шума в аналоговой музыке

            • Перевод
            Выдержка из книги «Новый аналоговый звук» [The New Analog] Дэймона Крюковски (одного из членов музыкального дуэта Damon & Naomi), в которой он рассматривает эстетику шумов в аналоговой музыке и то, что мы потеряли, перейдя в цифру.

            image

            Мои любимые записи звучат хуже всего, поскольку я чаще всего их проигрывал. Каждый раз, когда игла бежит по пластинке, она чуть глубже вгрызается в дорожки и оставляет следы, воспринимаемые в виде поверхностного шума. Информация на пластинке деградирует при проигрывании – как если бы ваши глаза заставляли этот текст немного расплываться после каждого прочтения.

            Воспроизведение аналогового звука тактильно. Частично это функция трения: иголка прыгает в канавке, плёнка протягивается по магнитной головке. Трение рассеивает энергию в форме звука. А значит, вы слышите, как играет музыка с этого носителя. Поверхностный шум и шуршание плёнки – это не дефекты аналоговых носителей, а артефакты их использования. Даже лучшие инженерные находки, прекрасное оборудование и идеальные условия прослушивания не могут устранить их. Это звуки времени, измеряемого вращением пластинки или катушки – нечто вроде звуков, издаваемых аналоговыми часами.
            Читать дальше →
          Самое читаемое