Как стать автором
Обновить
232.83

Старое железо

Как это было, когда мы были молоды

Сначала показывать
Порог рейтинга
Уровень сложности

Обратная разработка XC2064 — первой микросхемы FPGA

Время на прочтение 17 мин
Количество просмотров 11K
Программируемая Логическая Интегральная Схема (ПЛИС) может реализовать произвольную логику, что угодно, от микропроцессора до генератора видеосигнала или майнера криптовалюты. ПЛИС состоит из множества логических блоков, каждый из которых обычно состоит из триггера и логической функции, а также из сети проводников, соединяющей логические блоки. Что делает ПЛИС особенной, это то, что она является программируемым аппаратным обеспечением, вы можете сконфигурировать каждый логический блок и соединения между ними. В результате вы можете построить сложную цифровую схему без физического соединения каждого логического элемента и триггера, что обошлось бы вам в стоимость разработки заказной интегральной схемы.


Фотография показывает один из 64 блоков микросхемы XC2064. Слои металлизации убраны, мы видим кремний и поликремниевые транзисторы, лежащие под металлизацией. По ссылке вы можете увидеть фото в большем масштабе: siliconpr0n.
Читать дальше →
Всего голосов 63: ↑63 и ↓0 +63
Комментарии 24

Архитектура операционной системы для ZX Spectrum-совместимых компьютеров

Время на прочтение 14 мин
Количество просмотров 32K
NedoOS – многозадачная операционная система для «русского ZX Spectrum» со средами программирования на ассемблере, Basic, Pascal, C, NedoLang. Работает на TR-DOS, FAT16 и FAT32 с длинными именами, поддерживает tar, gz, zip, rar2 и практически все реально используемые форматы спектрумовских файлов, сетевые утилиты включают Web-браузер и Web-сервер, Telnet-клиент и Telnet-сервер, IRC-клиент и др. Под ОС пишутся игры, в том числе сетевые. Сейчас в репозитории 6 участников. Исходный код всей системы (58 программ) составляет 230 тысяч строк на ассемблере и 70 тысяч строк на Си.
Читать дальше →
Всего голосов 112: ↑112 и ↓0 +112
Комментарии 68

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс

Время на прочтение 12 мин
Количество просмотров 13K
В девяностых, в эпоху расцвета VHS в России, о лазерных дисках мне было известно только одно: что копия фильма на видеокассете с такого диска считается более качественной и стоит дороже. Просто подержать лазерный диск в руках мне удалось в середине нулевых: настолько это был редкий формат, доступный только богатым ценителям и профессионалам кинопиратства. Через 42 года после коммерческого запуска, через 20 лет после выпуска последних релизов, лазерные диски подешевели не сильно: потихоньку переползли из категории «дорого и не нужно» в разряд редкостей, радости для киноманов. И любителей технологий, конечно же. Недавно на Хабре была хорошая статья про историю этого носителя. Там подробно рассказано, почему лазерный диск «не взлетел»: нет возможности записи, как на VHS, тиражи маленькие, цена — высокая. Еще и диски слишком нежные для того, чтобы пережить условия видеопроката, а без проката ни у одного видеоформата тех времен не было шансов.



В общем, «интересный был формат». Только в моей ретрореальности я стараюсь избегать прошедшего времени. Можно ведь добыть стопку дисков, приличный проигрыватель из середины девяностых, и восстановить опыт многолетней давности. Так я и сделал. Эта статья — результат практических экспериментов с лазерными дисками в 2020 году. Стоило ли оно усилий и затрат? По отношению к современным релизам в 4К, LD от VHS не сильно отличается. При всей бесполезности моего ретроувлечения есть один важный довод в пользу лазерных дисков: как музыку на виниле, фильмы на LD очень приятно коллекционировать. Большие 12-дюймовые блины в красочных глянцевых конвертах. Редкие издания в кожаном переплете и с книжкой. Под катом: особенности CLV и CAV, PAL и NTSC, практическая демонстрация laser rot и немного Звездных Войн, в которых Han shot first.
Всего голосов 46: ↑46 и ↓0 +46
Комментарии 22

Передача игр по радио, звуки старых ПК и компактная история рингтонов — в дайджесте «Аудиомании»

Время на прочтение 3 мин
Количество просмотров 3.6K
В прошлый раз мы поделились настоящим «хабрасериалом» об истории аудиотехники и музыкальной индустрии. Сегодня — продолжим снабжать «читальный зал» избранными статьями о том, как задумки технологических энтузиастов меняли и продолжают преобразовывать мир к лучшему.

Еще — поделимся рекомендациями о том, как выспаться перед началом рабочей недели.

Читать дальше →
Всего голосов 13: ↑11 и ↓2 +9
Комментарии 0

Истории

Пётр Соболев: «В отличие от анимации, демосцена подразумевает написание кода»

Время на прочтение 13 мин
Количество просмотров 6.7K


Во второй части интервью музейному проекту DataArt Пётр Соболев, также известный как frog — организатор фестиваля ENLiGHT — вспоминает историю европейской демосцены и первую российскую демопати в коммуналке, переделанной под офис Федерации шейпинга.

Напомним, что в первой части речь шла о компьютерах 1980-х и знакомстве с первыми интро и демо.
Всего голосов 39: ↑38 и ↓1 +37
Комментарии 16

Внутренности HP Nanoprocessor: высокоскоростной процессор, не умеющий складывать

Время на прочтение 15 мин
Количество просмотров 9.8K

Комбинированные фотошбалоны Nanoprocessor. GLB слева от шины данных – инициалы разработчиков Джорджа Лэтема и Ларри Бауэра.

HP Nanoprocessor – почти забытый процессор, разработанный компанией Hewlett-Packard in 1974 году (подробнее – по ссылкам "The Forgotten Ones: HP Nanoprocessor", HP9825.com и The HP 9845 Project) в качестве микроконтроллера для различной продукции компании. Странно, что этот процессор не умел даже складывать или вычитать – возможно, поэтому его решили назвать не процессором, а «нанопроцессором». Несмотря на эти ограничения, Nanoprocessor управлял различными устройствами от Hewlett-Packard, от интерфейсных панелей и вольтметров до анализаторов спектра и терминалов сбора данных.
Читать дальше →
Всего голосов 33: ↑32 и ↓1 +31
Комментарии 4

Повесть о трекболах

Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 59K

В сфере моих интересов есть различные нестандартные устройства ввода. И ведь, вроде придумали клавиатуру и мышь, да на этом успокоились, но мне этого мало. Параллельно с миром манипуляторов типа мышь, существует мир удивительных устройств ввода, таких как трекбол. К мышке мы все привыкли и знаем как ей пользоваться, поэтому если рядового человека посадить за трекбол и заставить вращать шар, мозг у него ломается. И это круто, когда ты используешь не совсем то, что и все. И не каждый может использовать твой инструмент, а уж тем более работать на твоём компьютере.

Поэтому я хочу рассказать вам о своём многолетнем опыте использования трекболов, почему это круто и в то же время, какие медицинские проблемы вызывает его использование. Поехали!
Читать дальше →
Всего голосов 83: ↑81 и ↓2 +79
Комментарии 232

История изобретения флешки в лицах и занимательных фактах

Время на прочтение 16 мин
Количество просмотров 25K

Случаи, когда изобретатель создает сложное электротехническое устройство с нуля, полагаясь при этом исключительно на собственные изыскания, чрезвычайно редки. Как правило, те или иные девайсы рождаются на стыке сразу нескольких технологий и стандартов, созданных разными людьми в разное время. Для примера возьмем банальную флешку. Это портативный носитель данных, выполненный на базе энергонезависимой памяти NAND и оснащенный встроенным USB-портом, который используется для подключения накопителя к клиентскому устройству. Таким образом, чтобы понять, как подобный девайс в принципе мог появиться на рынке, необходимо проследить историю изобретения не только самих чипов памяти, но и соответствующего интерфейса, без которого привычных нам флешек попросту бы не существовало. Давайте же попробуем это сделать.
Читать дальше →
Всего голосов 25: ↑25 и ↓0 +25
Комментарии 44

20 самых известных ретро-ПК, идеальных для игр и программирования

Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 38K

Все ПК из списка ниже в свое время выглядели, как гости из будущего. Возможно, так и есть, ведь они стали началом современной компьютерной индустрии. Всего в списке 20 моделей разных лет, расставленных автором статьи по значимости в порядке возрастания. Список субъективный, но в нем оказались действительно те модели, что стали историей. Если список кажется некорректным — это можно исправить. В конце статьи — голосование, которое позволит определить значимость каждого компьютера из списка по мнению Хабра.
Читать дальше →
Всего голосов 45: ↑37 и ↓8 +29
Комментарии 184

Как смотреть «Ютубчик» на старых телевизорах без рекламы, управляя «родным» ИК пультом ДУ

Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 38K
В далеком 2014 в разгаре появления Smart телевизоров я, как и большинство наивных обывателей, поддался маркетинговой уловке, и казалось бы вполне практической идеи объединить функции компьютера и телевизора в одном флаконе.
Читать дальше →
Всего голосов 11: ↑10 и ↓1 +9
Комментарии 29

Пётр Соболев: «Мы просто смотрели, как что-то там летает, и тащились от того, как это сделано»

Время на прочтение 20 мин
Количество просмотров 12K


Демосцена — разновидность творчества на стыке компьютерной графики, музыки и, собственно, программирования, а также сложившаяся вокруг него субкультура. Первые демоэксперименты относятся к 1980-м — времени, когда в Европе и США появилось достаточное количество домашних компьютеров, обладатели которых стремились заставить машину выполнять несвойственные ей задачи. Обычно это были короткие интро к взломанным компьютерным играм, созданные на Commodore 64, Amiga, ZX Spectrum. Расцвет демосцены пришелся на 1990-е, тогда же она пришла и в Россию.

Пётр Соболев, также известный как frog, — один из организаторов компьютерного фестиваля ENLiGHT — первой в России демопати. В первой части интервью музейному проекту DataArt он вспоминает компьютеры 1980-х и рассказывает, как в нашей стране появились первые интро и демо.
Всего голосов 54: ↑53 и ↓1 +52
Комментарии 22

Dial-up развлекушки

Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 55K


Моя сетевая молодость начиналась с dial-up. BBS, internet через модем — в те времена других средств связи просто не существовало, и это было настоящей магией. Дозвон, затем заветные звуки ласкающие слух и вот ты наконец в сети, среди таких же как ты полуночных гиков, тех кто мечтает быть на связи.

Мне захотелось хоть немного освежить в памяти те чудные времена и поиграться с модемами. И вот что же из этого получилось.
Всего голосов 131: ↑129 и ↓2 +127
Комментарии 304

«Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 42K


На Дальнем Востоке, в порту Славянка, у списанных плавучих доков и стареньких буксиров, над серыми пятиэтажками инопланетной белоснежной громадой возвышается «Морской старт». Плавучий стартовый комплекс космических ракет состоит из двух судов Sea Launch Commander и Odyssey. Более двадцати лет своей активной жизни они провели неподалеку от Лос-Анджелеса, а сейчас вернулись домой.
Читать дальше →
Всего голосов 162: ↑160 и ↓2 +158
Комментарии 216

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн
PG Bootcamp 2024
Дата 16 апреля
Время 09:30 – 21:00
Место
Минск Онлайн
EvaConf 2024
Дата 16 апреля
Время 11:00 – 16:00
Место
Москва Онлайн

BroKB Emulz — русскоязычная клавиатура для эмуляторов DosBox/Bochs/LBochs на Android-телефоне

Время на прочтение 3 мин
Количество просмотров 5.1K

При программировании на телефоне программ под DOS или под Windows в эмуляторах существует проблема ввода русского текста - клавиатура, которой вы только что набирали русский текст в обычных андроид программах, не будет вводить никакой текст в эмуляторы. Эмуляторы, как правило, принимают на вход только обычные англоязычные коды и код других клавиш английской раскладки. А уже поставленный в DOS русификатор или настроенная языковая панель Windows на лету превратят эти англоязычные коды в русские символы при вводе (если вы предварительно переключитесь на RU язык).

Для эмулятора нужна клавиатура, которая работала бы как англоязычная, но на кнопках у нее отображалась бы и русская раскладка тоже.

BroKB Emulz - именно такая клавиатура!

Какая такая?
Всего голосов 10: ↑10 и ↓0 +10
Комментарии 6

Болванки, минидиски, CD-TEXT и ретрорадости

Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 9.6K
Среди всех моих ретроувлечений минидиск выделяется необходимостью поиска нетривиальных решений каких-то вроде бы базовых задач. Созданный в 1992 году, этот аудиоформат был предназначен для записи звука в режиме реального времени: как кассета, только цифровой и магнитооптический. Он вроде бы ничем концептуально не отличался от компакт-диска, а ведь CD-болванки последовательно «прокачивались» по части скорости записи данных: сначала 2-4х, и вплоть до 54х или больше 8 мегабайт в секунду. Нарезать часовой музыкальный альбом за пару минут — легко. С минидиском ничего легко не происходит. Нет даже «компьютерного» способа записи: когда выбираешь файлы или хотя бы музыкальные треки на компьютере, щелкаешь мышкой, и они записываются.


Точнее, способ есть, но для поздней реинкарнации минидиска, и с уменьшенным в два раза битрейтом. До сих пор нет способа записать минидиск в оригинальном (1992 года издания) формате ATRAC SP, с битрейтом 292 килобита в секунду, напрямую с компьютера, быстро, надежно и без потерь в качестве. Можно записать ненадежно. Или с потерями. Быстро — вообще никак. Но есть специальный прибор, который таки может переписывать музыку на MD с ускорением в четыре раза. Как большой фанат этого устаревшего формата, я не мог пройти мимо. Рассказываю, что вышло. Заодно в этом тексте я начинаю исследовать сам компакт-диск — формат хоть и тоже устаревший, но невероятно интересный, успешный, удобный, и доступный по сей день.
Читать дальше →
Всего голосов 28: ↑28 и ↓0 +28
Комментарии 9

Эмоциональная история процессоров: IBM/370

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 25 мин
Количество просмотров 11K
В первой части были описаны многие разные процессоры до середины 90-х. Для мейнфреймов IBM там места не нашлось, так как эти системы долгое время не использовали процессоры-чипы. Однако, мейнфреймы IBM тесно связаны с другими компьютерными системами, долгое время являясь одними из лучших образцов компьютерной техники, на которые так или иначе ориентировались практически все. Кстати, формат хабр-блога, как и Википедии, позволяет редактирование, что позволило значительно переработать содержимое первой части с учетом поступивших замечаний и прочей дополнительной информации.

В этой части главное внимание уделяется сравнению машинного языка мейнфреймов с другими системами, которые были популярны в период с 70-х по 90-е. Это прежде всего x86, 68k, VAX и ARM. Системы 390 и, в особенности, Z рассматриваются очень фрагментарно – основное внимание уделяется именно системе 370.
Читать дальше →
Всего голосов 15: ↑13 и ↓2 +11
Комментарии 68

Как процессор 8086 работает с питанием и сигналами тактовой частоты

Время на прочтение 11 мин
Количество просмотров 6.2K
Одна из недооценённых характеристик ранних микропроцессоров – сложность в распределении питания внутри интегральной схемы. У современного процессора может быть 15 слоёв металла с проводниками, но у чипов из 1970-х, например, у 8086, был всего один металлический слой, из-за чего разводка проводников представляла собой проблему. Сигналы тактовой частоты (синхросигналы) тоже нужно доводить до всех частей чипа, чтобы все они работали синхронно.

На фото ниже показан кристалл 8086 под микроскопом. Виден металлический слой сверху чипа, под которым прячутся кремниевая подложка и поликремниевый слой с проводниками. По периметру кристалла снаружи крохотная проволочная разварка соединяет площадки кристалла с внешними ногами. У 8086 площадка питания расположена сверху, а площадки земли – сверху и снизу. У каждой из них есть два проводка проволочной разварки, что удваивает величину поддерживаемого тока. Видны широкие металлические дорожки, идущие от площадок питания и земли. Они распределяют питание по чипу.
Читать дальше →
Всего голосов 13: ↑12 и ↓1 +11
Комментарии 4

Экскурсия по Музею Истории Компьютеров в городе Горный Вид, Калифорния c девушкой Ириной из новосибирского Академгородка

Время на прочтение 2 мин
Количество просмотров 4.2K
Эту подборку я сделал для создания видеолекции, которая мы покажем на ChipEXPO в Сколково 15-17 сентября.  У каждой фотки я буду обозначать одной фразой, чем знаменит этот компьютер. Некоторые фразы — чрезмерные упрощения. Не ругайтесь, господа, так надо для видео.

ENIAC — один из первых, на нем фон Нейман отделил программирование от проектирования железа:


Читать дальше →
Всего голосов 36: ↑9 и ↓27 -18
Комментарии 92

Краткая история VR в 70-е — 80-е: военпром, интерактивные карты, опыт в играх и VR для NASA с бинауральным звуком

Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 5.4K
Продолжаем цикл об истории VR. На этот раз коснемся военных разработок, которые сделали технологии виртуальной реальности такими, как мы их знаем, первыми попытками применять vr в игровой индустрии, а также рассмотрим первые опыты применения VR для подготовки космонавтов. Иными словами, рассматриваем наиболее заметные исследования и устройства, повлиявшие на представления о том, какой должна быть виртуальная реальность.


Всего голосов 3: ↑3 и ↓0 +3
Комментарии 10

Краткая история VR: часть первая — ранние концепции и первые шаги от 1930-х до 1960-х

Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 15K
Человек на протяжении всей своей истории стремился максимально точно эмулировать реальность, в которой живёт, передать ощущения, имитировать различные аспекты действительности в виде звука, изображения, реже других воздействий на органы чувств. Этим постом я открываю небольшой цикл статей, посвященных истории VR-шлемов, а также других устройств и технологий виртуальной реальности.


Читать дальше →
Всего голосов 7: ↑7 и ↓0 +7
Комментарии 2

Вклад авторов