Как стать автором
Обновить
255.2

Старое железо

Как это было, когда мы были молоды

Сначала показывать
Порог рейтинга
Уровень сложности

Эти кристаллы доживают последние деньки — почему мощные процессоры и видеокарты середины нулевых умирают?

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 106K
image

Думаю, многие мои читатели встречались с таким неприятным явлением, как отвал чипа. Эта поломка свойственна многим топовым и околотоповым гаджетам из нулевых: ноутбуки с «отваливающимися» видеочипами и мостами, первые ревизии Xbox 360 (три красных огня) и PlayStation 3 (жёлтый огонёк и моментальное выключение), телефоны-«ударники» и другие девайсы с достаточно горячими чипами. Недавно я листал барахолки на предмет интересных девайсов «за копейки» и наткнулся на топовый игровой ноутбук 2007 года выпуска всего за 1.000 рублей (~10$) — Toshiba <модель>, с просто дичайшими характеристиками для тех лет: GeForce GTS 7900 Go, Core Duo Txxx, 1гб DDR2 ОЗУ и аудиоподготовкой от Harman-Kardon.

Сегодня мы с вами узнаем: почему отваливаются чипы и как продлить жизнь старому топовому железу, «дунем» на видеочип, «воскресим» его на некоторое время и посмотрим, что же крутого было в топовых ноутбуках тех лет. Интересно? Тогда добро пожаловать под кат!
Читать дальше →
Всего голосов 140: ↑136 и ↓4 +132
Комментарии 145

Новая жизнь старого GPS-приёмника

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 18 мин
Количество просмотров 23K

В этой статье я расскажу о том, как я использовал старый GPS-приемник в качестве приёмника для захвата "сырых" данных GPS. Также я постараюсь рассказать о базовых принципах приема и декодирования данных GPS.

Читать далее
Всего голосов 83: ↑82 и ↓1 +81
Комментарии 54

Микифон: карманный проигрыватель пластинок

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 3 мин
Количество просмотров 8.3K

Помните большие патефоны и другие проигрыватели пластинок, с которых можно было послушать «Дубинушку» Шаляпина, запрещённую в СССР музыку или музыкальные сказки для детей? Во многих семьях виниловые пластинки на больших домашних устройствах слушали до середины 90-х. А теперь представьте, что ещё в 1924 году люди могли слушать музыку из кармана, прямо как сейчас!

Читать далее
Всего голосов 42: ↑42 и ↓0 +42
Комментарии 6

Итальянцы в России и не только. История Olivetti

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 8.5K

Если бы у нас была возможность отправиться на машине времени в самое начало 90-х годов и включить телевизор, то мы слегка обалдели бы от транслируемых в эфире рекламных роликов. Реклама водки и сигарет, уникальные креативные приёмы из серии «вам пора, и вам пора с вентиляторным заводом заключать договора», подмигивающий Распутин, Лёня Голубков в неизменной майке-алкоголичке, и, конечно же, маскулинный полисмен, отбирающий у сексуальной блондинки незаконную пачку «Стиморола». Среди всего этого великолепия определённой скромностью и сдержанностью отличалась реклама компьютеров производства итальянской компании Olivetti. Да что там реклама — логотип Olivetti какое-то время украшал циферблат часов, демонстрировавшихся в эфире Первого канала перед программой вечерних новостей. Об истории этого удивительного бренда — наш сегодняшний рассказ.
Читать дальше →
Всего голосов 56: ↑54 и ↓2 +52
Комментарии 42

Истории

От Atari до Ouya: провальные игровые консоли

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 15 мин
Количество просмотров 4.7K
image

В 2022 году исполнилось полвека с момента выхода первой в истории консоли — Magnavox Odyssey. За неполные 50 лет вышло более сотни стационарных и портативных консолей, многие из которых оказались по-своему провальными. Одни платформы не смогли конкурировать с популярными решениями на рынке, другие — не заинтересовали покупателей своей высокой ценой, плохими дизайнерскими решениями и небольшим количеством достойных эксклюзивных игр.

В этом материале собраны самые крупные провалы в истории консолей. От изначально нежизнеспособных решений, до амбициозных, но недооценённых общественностью интересных платформ. Крупные компании тоже не застрахованы от провалов, поэтому мы не забыли про неудачные консоли от Sega, Nintendo и Sony.
Читать дальше →
Всего голосов 37: ↑35 и ↓2 +33
Комментарии 6

Легендарный Brown Sound на полевых транзисторах

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 15K

Привет, Хабр! Brown Sound — это специфическое звучание электрогитары, ставшее визитной карточкой Эдди Ван Халена. Повторить уникальный звук великого гитариста пытались и пытаются многие. У каждого получается что-то своё.

Сегодня мы соберём и послушаем один из вариантов «дисторшна по ван-халеновски», используя интересную схему на полевых транзисторах с управляющим переходом (JFET).
А также поговорим об истории электрогитары.
Всего голосов 45: ↑44 и ↓1 +43
Комментарии 5

Как видели будущее компьютеров в СССР. Часть 2

Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 18K

В прошлой статье мы остановились на 1970-х годах – поговорили о машине «МИР», портативных компьютерах, которые сегодня мы бы скорее назвали калькуляторами. В этот раз заглянем в 1980-е годы – период, когда в СССР активно занимались популяризацией компьютеров и программирования, когда по всей стране работали над системами, которые мы бы сегодня отнесли к ИИ, когда в школах появились уроки информатики, а дети и подростки, а также их родители, зачитывались произведениями братьев Стругацких.

Разбираемся в теме вместе с Игорем Гальцевым, техническим директором «Инферит Клаудмастер», опыт которого в компьютерах начинается с 1983 года.

Читать далее
Всего голосов 37: ↑35 и ↓2 +33
Комментарии 45

Так какой же процессор использовался в играх Brick Game?

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 29K

На это небольшое исследование меня натолкнула опубликованная недавно на Хабре статья, в которой автор предположил, что в знаменитых "Тетрисах" из 90-х мог использоваться 4-битный микроконтроллер Holtek HT1130. Меня сильно удивило (и мотивировало), что, по всей видимости, до сих пор не снят образ ПЗУ и, соответственно, не написан эмулятор для этой линейки игр.

Заглянем под черную каплю компаунда
Всего голосов 314: ↑314 и ↓0 +314
Комментарии 133

Графика древности: легендарный Mode 7

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 22 мин
Количество просмотров 8.1K

Технологический переход в индустрии видеоигр, случившийся в середине 1990-х годов — от пиксельной графики игр прошлых лет к полигональной графике игр чуть менее прошлых лет — произошёл не одномоментно. Ему предшествовала эпоха экспериментов, когда разработчики придумывали разнообразные способы убедительной имитации трёхмерного изображения в рамках скромных вычислительных ресурсов. Изометрический движок Filmation и силуэтная графика в Tau Ceti на ZX Spectrum, технология масштабирования спрайтов Super Scaler компании Sega, рейкастинг в Wolfenstein 3D, BSP-дерево в Doom, воксельный ландшафт в игре Comanche — эти времена породили множество любопытнейших технологий, каждая из которых достойна отдельного рассказа.

В до сих пор звучащих отголосках так называемых консольных войн той эпохи (что круче — Sega Genesis или Super Nintendo?) часто можно услышать ещё одно название, которым уместно дополнить список выше — Mode 7. Мы не знаем, что это такое, если бы мы знали, что это такое, но обычно под этим подразумевается какое-то вращение или масштабирование объектов в играх, или же уходящая вдаль дорога, как в гоночных играх F-Zero и Super Mario Kart, или же карта мира, как во многих играх жанра JRPG. В реальности всё интереснее, сложнее, и как водится, требовало от разработчиков недюжинной креативности. Сегодня поговорим об этой технологии.
Читать дальше →
Всего голосов 79: ↑79 и ↓0 +79
Комментарии 10

Sun Netra X1 и опыт в его администрировании

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 2.8K

Приветствую читателей! В мои руки попал интересный экземпляр – сервер Netra X1 компании Sun Microsystems. Привлёк данный аппарат архитектурой Sparc, которой я раньше мало где встречал. Аппарат конечно старый, но работает безупречно. Тут родилась идея установки BBS и операционной системы Debian. Так сказать «Готовый музейный экспонат».

Читать далее
Всего голосов 7: ↑7 и ↓0 +7
Комментарии 16

Распаковка ретро-компьютера «Парус ВИ-201»

Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 15K

Данная распаковка была записана мною ещё в 2016 году. В связи с внезапной деградацией одного из известных ресурсов, на котором она была опубликована ранее, было принято решение перенести статью сюда, чтобы избежать её утери.

Этот компьютер, клон ZX Spectrum 48K в полном комплекте я обнаружил у знакомого инженера, работавшего на заводе СПЗ "Парус" в период 1990-1995 гг. Такие коробки в какой-то момент раздали всем сотрудникам вместо зарплаты, перед закрытием предприятия. На момент съемки она пролежала в таком виде более 20 лет на одной из полок гаража знакомого.

Посмотреть ретро-анбоксинг
Всего голосов 49: ↑47 и ↓2 +45
Комментарии 70

Технологии давно почившей DEC продолжают служить миру вычислений

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 10K
DEC VAX 8350 со снятой крышкой

Эта корпорация, ставшая одним из первопроходцев в мире IT, исчезла в конце 90-х.

Несмотря на то, что в сфере компьютерных технологий осталось не так много стоявших у её истоков игроков, мы по сей день продолжаем пользоваться плодами их разработок. Bell Labs создали транзистор, а Fairchild Semiconductor изобрели интегральную схему, но ни одной из этих компаний сегодня уже не существует. То же касается Digital Equipment Corporation (DEC).

И хотя её больше не существует, есть вероятность, что вы читаете эту статью с карманного устройства, несущего в себе наследие технологии, изобретённой именно в DEC.
Читать дальше →
Всего голосов 61: ↑61 и ↓0 +61
Комментарии 31

Лучше IBM PC, дешевле Apple. История компьютера Tandy 1000

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 8.2K


В одной из своих предыдущих публикаций я рассказал об удивительной истории корпорации Tandy, превратившейся из скромной кожевенной мастерской в известнейшего мирового производителя компьютеров. В комментариях читатели вспомнили и самую успешную модель этой компании — Tandy 1000, персоналку, о которой мечтал маленький Шелдон Купер из «Теории большого взрыва». Об этой необычной машине — сегодняшняя статья.
Читать дальше →
Всего голосов 69: ↑69 и ↓0 +69
Комментарии 11

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн

Клонируем 8-битную консоль из 80-х

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 7.3K
Раньше я уже занимался клонированием систем на основе TI TMS99xx. В моей коллекции есть ColecoVision и Sega SG-1000. Но все они были на Z80, а я хочу немного разнообразить свой опыт. К счастью, в 1981 году VTech выпустила небольшую систему на основе 6502 под названием CreatiVision и опубликовала её схемы.

Как всегда, мы делаем что-то не потому, что это просто, а потому, что мы думаем, что это будет просто.

▍ Что такое CreatiVision?



Самое простое объяснение: CreatiVision — это видеоигровая консоль. Она была разработана компанией VTech и выпущена по всему миру под кучей разных названий:

  • Dick Smith Wizzard;
  • FunVision;
  • Hanimex Rameses;
  • VTech VZ2000;
  • Educat 2002;
  • Telefunken CreatiVision

Всё это PAL-системы, но в Японии была и NTSC-версия, предположительно под названием VTech CreatiVision. Dick Smith — это уже не работающая австралийская/новозеландская сеть магазинов электроники.
Читать дальше →
Всего голосов 63: ↑61 и ↓2 +59
Комментарии 17

ИОЛА (IOLANET2): уникальная ретро-сеть отечественного производителя и безуспешный эксперимент

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 10K
image

Доброго всем здоровья!

Речь пойдет о попытке организации простейшей сети — объединении двух компьютеров, содержащих сетевые ISA-карта ИОЛА при помощи коаксиального кабеля, и о возникшей тупиковой ситуации. Одна из целей этой статьи — сбор комментариев для продолжения эксперимента, целью которого является законченное построение ИОЛА-сети.

Статья носит поверхностно-ознакомительный характер и написана ввиду неравнодушия к образцам отечественной вычислительной техники. Под катом фото ретро-платы ИОЛА, созданной на основе отечественных микросхем, в обиходе — элементной «рассыпухи». По характеристикам элементной базы специалисты смогут предположить общую схемотехнику. Фото старался сделать детальнее, возможно кого-то это натолкнет на воспроизведение подобной платы и соответствующего функционала, либо на продолжение эксперимента. Вас ждет пример того, что получилось, а что нет.

Добро пожаловать под кат, фото кликабельны.
Читать дальше →
Всего голосов 57: ↑56 и ↓1 +55
Комментарии 53

Оживляем тахометр из кабины «Боинга»

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 17K
Приветствую всех!

В ходе просмотра «Расследований авиакатастроф» я не раз задумывался над тем, что хотел бы заполучить в коллекцию что-то из авиационных приборов. И вот, вдохновлённый статьёй полугодовой давности, я таки раздобыл один такой экземпляр. А раз так — самое время разобраться, как его подключить, а заодно и поведать об этом миру.



Итак, в сегодняшней статье разберёмся, как запустить тахометр от пассажирского лайнера Boeing 737-300. Узнаем, как устроены и как работают такие приборы, как ими управлять. Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Всего голосов 126: ↑126 и ↓0 +126
Комментарии 96

Netpliance i-Opener: как DIY-умельцы разрушили интернет-бизнес 90-х

Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 11K

В 1999 году доступ в интернет был далеко не у всех. Немногие обычные пользователи, да и компании тоже могли себе позволить потратить полторы-две тысячи долларов на то, чтобы купить компьютер для доступа к информационной супермагистрали (Information superhighway), а именно так в те годы частенько именовали интернет. В таких условиях провайдерам было сложно выживать, и борьба шла за каждого пользователя.

Это обстоятельство побудило небольшую компанию Shbang! из Остина, штата Техас, на любопытный маркетинговый эксперимент. Они разработали и поставили на рынок девайс для доступа к интернету по цене в 3–4 раза ниже себестоимости, но работающий по подписной модели. Что из этого вышло — читайте под катом.

Читать далее
Всего голосов 56: ↑56 и ↓0 +56
Комментарии 16

Как запускать старые игры в 2023 — VmWare/Wrapper/GoG… Или PCeMv17

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 15K

Ещё один способ играть в старые игры на современном железе. Шок от первого использования PCeM v17. И то, как он вернул радостные ощущения от игры с настоящим «Voodoo» без NGlide Wrapper.

Как и всегда, полно дилетантства, непрофессионализма и прочей ереси.

🤪 Устанавливать все игры! 🤪
Всего голосов 49: ↑48 и ↓1 +47
Комментарии 48

Аудио, радио, диско: уроки музыки для серверной стойки

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 12 мин
Количество просмотров 1.8K

Если вы хоть раз были на экскурсии в дата-центре, то наверняка запомнили длинные галереи сияющих стоек с серверным и сетевым оборудованием. Все, кто знаком с внутренним устройством стойки, также знают о понятии юнита — форм-фактора для оборудования, которое монтируется в стандартную стойку. 

Помимо работы в IT я увлекаюсь звукорежиссурой — и в сфере звука формат юнита открылся новыми гранями. Приборы обработки аудио закономерно унаследовали немало из области связи, в том числе и 19-дюймовый юнит. Но развитие звукового оборудования привело к тому, что юниты здесь зажили своей жизнью — и появились любопытные детали, которые могут заинтересовать даже инженеров дата-центров.

Взглянем на историю юнита вместе с Антоном Кортуновым, экспертом по видеопроизводству и техлидом Yandex Infrastructure — команды, которая создаёт платформу для работы разработчиков Яндекса, от ЦОДов до внутреннего облака. И в конце покажем несколько параллелей с эволюцией этого формата в дата-центрах.   

Читать далее
Всего голосов 8: ↑8 и ↓0 +8
Комментарии 3

Простой аналоговый синтезатор MFOS Noise Toaster

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 4.5K

Привет, Хабр! Что может быть интереснее субтрактивного аналогового синтеза? Это, когда сначала получают прямоугольные или пилообразные импульсы звуковой частоты, богатые гармониками, а затем пропускают их через электронные фильтры с модулируемыми параметрами. Получаются удивительные космические звуки, которые мы помним по фильмам нашего детства.
 
Сегодня мы изучим основные принципы, по которым строят аналоговые синтезаторы, и послушаем, как они звучат, если их воплотить в электронной схеме.
Читать дальше →
Всего голосов 53: ↑53 и ↓0 +53
Комментарии 5

Вклад авторов