Как стать автором
Обновить
232.83

Старое железо

Как это было, когда мы были молоды

Сначала показывать
Порог рейтинга
Уровень сложности

Основы цифровой электроники: дешифраторы и демультиплексоры

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 8.7K

Привет, Хабр! Что, если мы имеем цифровой сигнал в одном формате, а нам он нужен в другом?

Например, требуется преобразовать номер нажатой кнопки в двоичное число или наоборот, двоичное число в срабатывание механизма с нужным номером. Или отобразить число в виде цифр на семисегментном индикаторе.

Сегодня мы познакомимся с микросхемами, разработанными как раз на такой случай.
Читать дальше →
Всего голосов 47: ↑46 и ↓1 +45
Комментарии 18

Самый суровый магнитный ключ

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 23K
Приветствую всех!

Думаю, многим из нас хорошо известно, что в ныне применяемых домофонных ключах, хоть их иногда называют магнитными, никаких магнитов на деле нет.

Но так было далеко не всегда. В девяностые, когда электронные замки стали постепенно распространяться, существовало огромное количество совершенно экзотических типов ключей. И вот ко мне в руки попал очередной крайне интересный экземпляр, устройством которого стоит поделиться.

image

Итак, в сегодняшней статье поговорим о ферритовых домофонных ключах. Узнаем, как же они считываются, как устроена панель. Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Всего голосов 97: ↑97 и ↓0 +97
Комментарии 138

История взлета и краха компьютеров Compaq. Часть 1: Компьютер или чемодан?

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 12 мин
Количество просмотров 9K

Легендарный производитель персональных компьютеров Compaq появился в 1982 году. Три техасца создали компьютер, который взорвал рынок — Compaq Portable. Всего 13 килограмм, 4,77 мегагерц, процессор 8088 от Intel, 128 Кб оперативной памяти, легко собирается в рабочую станцию дома, в офисе, в отеле. И — самое главное — полная совместимость с IBM PC. Так славно начиналась эта история. История Compaq по сути отражает историю рынка персональных компьютеров.

Читать далее
Всего голосов 42: ↑42 и ↓0 +42
Комментарии 15

Как Philips изменили мир музыки. История аудиокассет

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 13 мин
Количество просмотров 9.8K

В повседневной жизни мы слышим целый мир записанных звуков — от сигнала будильника до музыки из плейлиста и голосовых сообщений. Но технология записи звука существует всего 150 лет. До середины XIX века каждое музыкальное исполнение, пение и речь просто уходили в забвение, если не записывались на бумагу. От первой записи человеческого голоса до распространения музыки и онлайн-прослушивания — влияние магнитофонов и аудиокассет на мир очевидно.

Ровно 60 лет назад в Берлине на выставке IFA (Internationale Funkausstellung Berlin) произошла самая настоящая революция, полностью изменившая наш мир: компания Philips в 1963 году представила первую аудиокассету привычного нам формата Compact Cassette, а вместе с ней — первый портативный аудиопроигрыватель кассет EL 3300. Творение голландского инженера Лу Оттенса навсегда изменило индустрию музыки и не только — его кассеты применялись на заре массовой компьютеризации в качестве накопителя информации как альтернатива дискетам. В 1970-е годы недорогая и надёжная аудиокассета имела большой успех: молодёжь теперь могла легко записывать хиты с радио и составлять микстейпы. В 1980-х годах популярность кассет еще больше возросла благодаря появлению портативных карманных магнитофонов, таких как Sony Walkman. До появления в конце 1990-х годов CD-дисков и цифрового формата MP3 аудиокассета оставалась преобладающим носителем записи.
Читать дальше →
Всего голосов 33: ↑31 и ↓2 +29
Комментарии 28

Истории

Из кожи вон. Как кожевенная мастерская превратилась в мирового производителя компьютеров и создала уникальный ноутбук

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 15K


В первые выходные августа в «Музее компьютерной истории», что расположен в калифорнийском городе Маунтин-Вью, проходило мероприятие под названием Vintage Computer Festival West 2023 — выставка-фестиваль винтажных компьютеров. Сам я на этой выставке побывать не смог, но на фотографиях, которые показывали мне коллеги и знакомые, среди стопок технических книг, а также хорошо знакомых всем и каждому Atari и Apple Macintosh, я обратил внимание на необычную машину — компактный компьютер Tandy 600. Заинтересовавшись, я принялся искать в сети информацию об этом устройстве, и чем больше я о нём узнавал, тем больше оно меня удивляло.
Читать дальше →
Всего голосов 72: ↑72 и ↓0 +72
Комментарии 14

Взлет и падение империи. История корпорации DEC

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 12K


Эта IT-компания с названием, состоящим из трех латинских букв, считалась в 70-х и 80-х одним из лидеров мировой компьютерной индустрии. ЭВМ производства этой компании работали в вычислительных центрах крупнейших научных и коммерческих организаций, а многочисленные клоны этих машин выпускались по всему миру, в том числе, в СССР. Если вы думаете, что речь идет об IBM, то вы глубоко заблуждаетесь.
Читать дальше →
Всего голосов 70: ↑70 и ↓0 +70
Комментарии 51

Графика древности: от текста к видеоиграм

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 32 мин
Количество просмотров 14K

Вот уже много лет в игровой индустрии вместе с самыми последними графическими технологиями успешно сосуществует пиксельная графика практически в том же самом виде, в каком она существовала в играх для домашних компьютеров и игровых приставок 80-х и 90-х годов. Её возвращение на игровые мониторы в конце 2000-х годов казалось кратковременной модой на ретро, но однажды вернувшись, пиксели остались с нами надолго.

Несмотря на кажущуюся концептуальную простоту, пиксельная графика прошлого таит множество секретов и нюансов, благодаря которым она стала такой, какой мы знаем её теперь. В этой статье раскроем некоторые из них. Поговорим о текстовых и графических видеорежимах, символах, тайлах, спрайтах, палитрах, атрибутах и о порождаемой всем этим визуальной эстетике в видеоиграх прошлого.
Читать дальше →
Всего голосов 112: ↑111 и ↓1 +110
Комментарии 56

Откат операционной системы, с отечественной аппаратной картой «ЛанСил»

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 12K
image

Друзья, я вспомнил про классную карту восстановления данных — у меня она в свое время вызвала вау-эффект и потому хочу поделиться процедурой использования, в настоящее время.

Рассмотрим отечественную карту «ЛанСил» поближе, протестируем в реальных условиях. Этой «железке» немало лет, до категории «ретро» она не дотягивает, но тем не менее, может быть интересна. Эксперименты мы будем проводить в пределах старенького IDE-интерфейса и не менее стареньких винчестерах, объемы можно увидеть на фото.

Под катом — фото карты, фотообзор эксперимента и видео демонстрирующие процедуры отката операционной системы с данными к исходному рабочему состоянию.

Фото — кликабельны.

Добро пожаловать, надеюсь будет интересно!
Читать дальше →
Всего голосов 45: ↑42 и ↓3 +39
Комментарии 26

Сможет ли однотранзисторный радиоприёмник услышать Китай?

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 16 мин
Количество просмотров 14K


Спойлер: если бы не смог, статья вряд ли имела бы такое название.

Сегодня я расскажу про историю рефлексных радиоприёмников и схемотехнические средства, позволяющие построить хороший приёмник с минимальным числом активных элементов — транзисторов или электронных ламп.

Это означает компактность и простоту повторения конструкции, а применительно к реалиям прошлых десятилетий ещё и значительную экономию денег. Потому что радиолампы, транзисторы и батарейки были дорогими.
Соберём и послушаем рефлексный приёмник на одном транзисторе.
Всего голосов 39: ↑38 и ↓1 +37
Комментарии 26

Программирование для Palm OS: что же там самое сложное?

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 11 мин
Количество просмотров 4.6K
Приветствую всех!

Думаю, многие из нас хоть раз слышали о КПК на базе Palm OS. А некоторым даже довелось иметь такой в использовании.

И так уж вышло, что пальмы стали одной из самых противоречивых платформ в плане разработки под них, в чём легко можно убедиться, почитав комментарии к любой статье про программирование для этих устройств.



Итак, в сегодняшней статье поговорим о самом специфическом аспекте разработки под такие КПК. Разберёмся, что же было предметом дискуссий о целесообразности программирования для пальм, узнаем, насколько всё сложно. Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Всего голосов 42: ↑42 и ↓0 +42
Комментарии 7

Что внутри у однорукого бандита? Разборка, моддинг, и написание кейгена. [Part 1]

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 11K
Дисклеймер: азартные игры опасны для вашего кошелька и психического здоровья.

image

Япония — одна из немногих стран, где по сей день в ходу азартные игровые автоматы. Очень многие популярные в прошлом франшизы аниме и игр находят своё последнее пристанище в завораживающих устройствах, украшенных невообразимым количеством мигающего, кричащего, крутящегося и двигающегося. Да что там говорить, даже знаменитый «Евангелион» сделал как бы не больше прибыли со слот-машин и пачинко-автоматов, чем с самого сериала и кинофильмов вместе взятых!

И вот, в один из походов по барахолкам, моё внимание привлёк как раз один из таких девайсов.
Читать дальше →
Всего голосов 63: ↑63 и ↓0 +63
Комментарии 31

Как подключить магнитный считыватель к микроконтроллеру

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 7 мин
Количество просмотров 4.7K
Приветствую всех!

Давным-давно я уже писал один пост про магнитные карты, где рассказывалось о том, что это вообще за технология и как оно работает. Сейчас же речь пойдёт о ней с совершенно другой стороны — как управлять магнитным считывателем с TTL-интерфейсом и что с этим всем делать.



Итак, в сегодняшней статье поговорим о встраиваемых магнитных считывателях. Разберёмся, как подключить его и как обрабатывать данные с него. Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Всего голосов 33: ↑33 и ↓0 +33
Комментарии 24

Как популярность DOS/4GW помогла играм в Windows 95

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 3 мин
Количество просмотров 7.3K

В начале 1990-х самым популярным расширителем DOS был DOS/4GW. Во время разработки Windows 95 я очень много времени тратил на решение задачи совместимости с играми под MS-DOS, поэтому видел много баннеров расширителей DOS, и чаще всего это был DOS/4GW.

Вы можете задаться вопросом: «Как эти игры вообще запускались в Windows 95, если они поставлялись с расширителем DOS? Разве расширитель не пытался бы безуспешно перейти в защищённый режим, потому что Windows уже управляла защищённым режимом?»

Хитрость заключалась в том. что эти расширители нас самом деле были двумя связанными друг с другом программами. Одна использовалась как сервер защищённого режима, а другая была клиентской библиотекой защищённого режима.

Читать далее
Всего голосов 36: ↑36 и ↓0 +36
Комментарии 32

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн

«Поиск» истины. История ПЭВМ «Поиск» от его создателей

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 9.4K


Первый компьютер — как первая любовь или первый поцелуй: память о нём остаётся с тобой на всю жизнь. Со «Спектрумом» у меня вышло лишь мимолётное романтическое знакомство, а вот настоящее чувство, переросшее в долгие и крепкие отношения, возникло к персоналке по имени «Поиск». Недавно я совершенно случайно наткнулся на интервью с Юрием Васильевичем Ролем, создателем этой замечательной машины, в котором он поделился многими интересными подробностями об истории появления ПЭВМ «Поиск» на свет.
Читать дальше →
Всего голосов 102: ↑101 и ↓1 +100
Комментарии 64

Автоматизация бурления: ChipArp

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 12 мин
Количество просмотров 3.6K

Наиболее знаковым атрибутом видеоигровой музыки 1980-х, несомненно, является арпеджио — технический приём, служащий обогащению гармонии в условиях крайне ограниченной полифонии. Получающееся в результате специфическое «булькающее», «бурлящее» звучание стало в сознании масс своего рода визитной карточкой 8-битной музыки, вызывающей мгновенное узнавание.

Как ни странно, несмотря на многократно выросшую с тех пор мощность современных компьютеров и синтезаторов, в современном музыкальном ПО этот классический приём стал менее доступен, чем раньше. Расскажу о том, почему так вышло, а также о своём довольно старом проекте (2017 год), в котором я попытался решить эту проблему, и почему это не очень-то получилось, хотя и получилось.
Читать дальше →
Всего голосов 69: ↑69 и ↓0 +69
Комментарии 7

Интернет 90-х: когда после 20 часов в онлайне тебе пишет президент ISP

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 21K

«Проверяя систему сегодня утром, я заметил, что вы были авторизованы более 20 часов», — так начиналось письмо, которое в декабре 1998 года я получил от президента компании-провайдера коммутируемого доступа в интернет. — «Мы предоставляем безлимитный сервис, но желательно, чтобы вы действительно использовали соединение, когда подключены».

Сегодня, когда уже почти все сидят в онлайне 24/7 через смартфоны и широкополосный доступ, было бы странно, если бы я не находился в сети 20 часов подряд. Но в 1998 году в Роли, Северная Каролина, дело обстояло иначе. В эпоху медных телефонных линий и коммутируемых модемов доступ в интернет в случае домашнего использования, как правило, был непостоянным. Каждая занятая линия означала невозможность её использования другим клиентом, и при этом вам никто не мог дозвониться.

Но я забегаю вперёд — откуда вообще у меня письмо из далёкого 1998 года?
Читать дальше →
Всего голосов 67: ↑66 и ↓1 +65
Комментарии 47

Запускаем матричный принтер от старого банковского терминала

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 5.7K
Приветствую всех!

Не так давно я уже рассказывал про то, какими были принтеры начала эпохи термопечати. И в той статье я упомянул, что подобные устройства использовались совместно с платёжными терминалами VeriFone.

Увы, найти именно такой принтер у меня не вышло, так что сегодня поговорим о его не менее популярном в данной области матричном собрате, который тоже оказался крайне интересным.



Итак, в сегодняшней статье поговорим о том, как устроен и работает такой принтер. Разберёмся, как подключить его к обычному компьютеру. Традиционно будет много интересного.
Читать дальше →
Всего голосов 46: ↑46 и ↓0 +46
Комментарии 38

Архитектура и программирование Sony Playstation 1

Время на прочтение 16 мин
Количество просмотров 18K

По сравнению с другими, ранее описанными мной архитектурами, архитектура Sony Playstation 1 (PSX) - сравнительно современная. И дело даже не в годе выпуска (1994) - скорее это общее ощущение сочетания новых возможностей и исчезновения привычных старых, которые были типичными для компьютеров и приставок предыдущей эпохи.

PSX (это сокращение пошло от первоначального названия проекта - Playstation X) имеет в качестве центрального процессора MIPS R3000, работающий на частоте 33МГц. Причём, Sony отказалось от сопроцессора для вычислений с плавающей точкой и вместо него сопроцессором в PSX является так называемый GTE (Geometry Transformation Engine), выполняющий различные операции с фиксированной точкой над векторами и матрицами.

Читать далее
Всего голосов 102: ↑102 и ↓0 +102
Комментарии 10

Миссия выполнима: УКВ ЧМ супергетеродин на дискретных компонентах

Уровень сложности Средний
Время на прочтение 11 мин
Количество просмотров 8.1K


Давным-давно, когда деревья были зелеными и высокими, радиоприёмники собирали не на интегральных микросхемах, а на дискретных, то есть отдельных транзисторах. Такие решения занимают больше места и потребляют больше энергии, зато очень наглядны для понимания принципов работы.

И если средневолновый транзисторный супергетеродин — вещь обычная, которую многие из нас помнят с детства, а некоторые даже собирали своими руками, то ультракоротковолновые, они же FM-радиоприёмники, чаще строили и продолжают строить на микросхемах. (Если не считать ламповых и транзисторных радиол и многодиапазонных приёмников с УКВ модулем).

Такой УКВ супергетеродин я сегодня соберу. Без микросхем, на 12 транзисторах, 6 из которых задействованы в радиотракте, и ещё 6 в усилителе звуковой частоты. А ещё поговорим о структуре сигнала ЧМ радиостанции и способах его детектирования.
Читать дальше →
Всего голосов 31: ↑31 и ↓0 +31
Комментарии 18

OPQAM, IJKL, 67890. О том, как нам реально повезло с курсорными клавишами

Уровень сложности Простой
Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 5.6K
Первый компьютер появился у меня дома в 6 лет. Это была Сура ПК8000 с черно-белым телевизором. Затем я попробовал игры на MSX-2 с цветным монитором, различные модели БК, PC и ZX Spectrum.

Последний был моим любимцем на протяжении нескольких лет. Он достался мне в корпусе от “Суры”, которую собирали на заводе в Пензе, с черно-белым монитором “Корвет” и двумя дисководами. Естественно, что в начале 90-х я понятия не имел, как выглядит настоящий “Спектрум”. Важнее было, что софта для него, в отличие от “Суры” и БК, было навалом, а клоны были во многих семьях и проблем с обменом коллекциями не существовало.


Клавиатура Суры ПК8000

Что бесило, так это кривые сочетания клавиш управления во многих играх. Какой синклер-джойстик? Почему OPQAM? Есть же нормальные курсорные стрелки на клавиатуре?


Скриншот выбора управления в игре Rolling Thunder (Keyboard ― те самые OPQAM)

Что еще хуже, при написании программ приходилось либо долго втыкать в мелкие наклейки на клавишах, либо заучивать сочетания. Отдельных кнопок для управления курсором или того же backspace не было.

Почитав историю Синклера, я решил, что это было сделано в угоду дешевизне, минитюаризации, а еще потому, что многие использовали в играх джойстик.

Но после того, как я посмотрел на клавиатуры популярных компьютеров конца 70-х и начала 80-х, я решил, что создатели ПК не особенно заморачивались, и взяли за базу печатные машинки. Действительно, кому могут понадобиться курсорные клавиши, расположение которых будет одинаковым на всех клавиатурах, которые можно нажимать одной рукой, да еще вслепую?
Читать дальше →
Всего голосов 44: ↑44 и ↓0 +44
Комментарии 36

Вклад авторов